75016

Народная песня в симфонической музыке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...

Русский

2015-01-11

44 KB

0 чел.

Народная песня в симфонической музыке

        (Курс «Музыкальное искусство», 4класс, 1 семестр)

Цель: Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии (2ч.) Л.Ревуцкого; развивать умение вдумчиво воспринимать и интерпретировать контрастные по содержанию и звучанию произведения; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать патриотические чувства, интерес к украинскому фольклору, симфонической музыке, творчеству Л.Ревуцкого.

Музыкальный материал: Л.Ревуцкий. Вторая симфония (2 часть); украинские народные песни «Ой, Микито», «У Києві на ринку», «Забілів від снігу гай», «Ой хто, хто Миколая любить».

Тип урока: урок углубления темы; комбинированный.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проэктор; экран; DVD; фортепиано.

Раздаточный материал: карточки для оценивания- «миколайчики»; «лепестки», «сердцевина цветка», листы белой бумаги А-4, ножницы, клей; колокольчики, треугольник.

                                          Ход урока

І. Организационный момент.

    Учитель встречает учащихся украинской народной песней «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель. Как всегда, вас встречает музыка. Узнайте ее, по желанию подпевайте мне.

                Песня знакома учащимся, поэтому они подхватывают пение учителя.

              Музыкальное приветствие «Добрый день».

ІІ. Объявление темы и цели урока.

Вопросы.

?- Подумайте и скажите: каким должен быть наш урок? (интересным, поучительным, хорошим, продуктивным…)

?-   А какими вы должны быть? (внимательными, старательными, дисциплинированными, активными…)

Слайд №1

Учитель.  Продолжая изучать основную тему «Музыка моего народа», мы поговорим о роли народной песни в симфонической музыке.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Подумайте и скажите, почему я вас встретила украинской народной песней «Ой, хто, хто Миколая любить»? (Приближается праздник – День Святого Николая).

?-  А что вы знаете об этом дне? ( День Святого Николая-19 декабря; в этот день послушным детям дарят подарки).

Слайд №2

Учитель. В народе существует легенда, что в ночь с 18 на 19 декабря Святой Николай ходит в сопровождении ангелов от хаты до хаты и дарит послушным детям подарки, которые кладет под подушку, а непослушным розги, которые оставляет в углу.

       Я надеюсь вы послушные?

Учащиеся.  Да!

Учитель.  Сегодня каждый из вас может получить оценки высокого уровня. За содержательные ответы, выразительное исполнение, интерпретацию музыкальных произведений вы на протяжении урока будете получать «миколайчики» - сигнальные карточки. Я желаю каждому из вас собрать как можно больше таких «миколайчиків». Готовы?

Учитель. Молодцы! И уже сейчас каждый из вас получает по две карточки за эмоциональное исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить» и попевки «Добрий день».

              Учитель использует на уроке аккордное оценивание. На каждой парте лежат карточки. Учащиеся по указанию учителя берут себе карточки – «миколайчики». По их количеству будет выставляться оценка в конце урока.

ІV. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель. Обращаясь к нашей основной теме «Музыка моего народа» прошу вас дать ответы на вопросы:

?-    Почему мы должны уделять огромное внимание украинской народной песне? (Мы живем в Украине; должны уважать украинскую культуру, язык, песню; должны любить, сохранять наше песенное наследие…)

?-      Что вам известно об украинской народной песне? (ее сочиняет народ; она передается из поколения в поколение, из уст в уста; она  принадлежит к устному народному творчеству; песня – душа народа…)

?-        Какие виды украинской народной песни вы знаете?

Учитель.   На этот вопрос вы ответите, выполнив задание. Объединившись в пары, вы должны собрать цветок. В центре «сердцевина цветка» с надписью ключевого слова «народная песня». По краям - «лепестки» - «виды народной песни».

         Выполнение практической работы. Презентация. Обобщение результатов.

Учитель.  Дети, за содержательные ответы – по одной карточке, а за практическую работу каждый из вас получает по две карточки.

2. Игра «Узнай песню»

Учитель. Я исполню фрагменты знакомых вам украинских народных  песен, а вы определите их вид. За правильный ответ – одна карточка.

          Украинские народные песни: «Сіяв мужик просо», «Ой ходить сон», «Ой на горі та й женці жнуть».

3. Слушание украинских народних песен «Ой, Микито», « У Києві на ринку»

Слайд№3

Учитель.   Знакома вам эта песня?

Учащиеся.  Нет.

Учитель.  Послушайте ее и определите характер народной песни.

          Игра «Слово-ассоциация». Учащиеся должны подобрать как можно больше соответствующих слов-определений характера музыки.

Учащиеся.  Грустная, печальная, жалобная, трагическая…

Учитель.  Знаком ли вам вид этой народной песни?

Учащиеся. Нет.

Учитель.  Это особенный вид украинского песенного творчества – лирическая песня. В ней раскрывается характер, душа народа, его чувства.

Слайд№4

             Учитель исполняет украинскую народную песню «У Києві на ринку».

Учитель.   Определим характер песни.

             Игра – «Слово ассоциация».

Учитель.   Знаком ли вам этот вид народной песни?

Учащиеся.  Да, Шуточная.

            Сравнительная характеристика двух украинских народных песен.

Учитель. За содержательные ответы каждый получает по одной карточке.

4. Слушание второй части Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Учитель.   Украинская народная музыка – это душа народа, неисчерпаемый источник профессионального музыкального творчества. Профессиональные композиторы часто использовали народные песни в симфонических произведениях.

Слайд№5

Учитель.  Левко Ревуцкий – украинский композитор ХХ века.С его именем связано становление украинской симфонической музыки прошлого столетия.

Слайд№6

Учитель.  Послушайте вторую часть Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Слайд№7

Учитель.  Обратите внимание на оригинальную разработку уже известных вам украинских народных песен «Ой, Микито», «У Києві на ринку».

     Слушание музыки.

Учитель. Можем ли мы сказать, что песенность господствует в симфонии? Почему? (Да. В основу симфонии легли мелодии двух украинских народных песен «Ой,Микито», «У Києві на ринку»)

Учитель.   Сейчас, при помощи пластики рук мы попробуем показать, каких изменений, какого развития получила музыка в симфонии?

    Повторное слушание. Пластическое интонирование.

Учитель. Молодцы! За пластическое видение симфонии каждый получает по две карточки.

    Звучит музыкальный треугольник.

Учитель.   Задзвенів дзвіночок вдалині

                 І до нас на білому коні

                 Через поле, через гай

                  Іде Святий Миколай

5. Разучивание украинской народной песни «Забілів від снігу гай».

Слайд№8

а) Художественное исполнение песни учителем (с использованием музыкального колокольчика).

б)  Анализ песни.

?- Песня нам передает атмосферу праздника? (Да. В ней рассказывается о празднике – Дне Святого Николая).

?-    Какие особенности песни? (изменение размера, наличие пауз)

в)   Знакомство с текстом.

г)   Исполнение ритмического рисунка песни.

д) Разучивание слуховым методом по фразам. Пение группами по очереди.

Учитель.  Сосредоточтесь на мелодических и ритмических особенностях песни и на эмоцианально-выразительном исполнении.

      Художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» с ритмическим сопровождением (использование музыкального треугольника, колокольчиков).

Учитель. Молодцы! За эмоционально-художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» каждый из вас получает по две карточки, а «музыканты» – по три карточки.

6.  Исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить»

Учитель. Назовите песни, посвященные Святому Николаю.

Слайд №9

      Исполнение песни «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель.  За исполнение песни каждый получает по одной карточке.

Слайд №10

V. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Учитель.  На знакомых и незнакомых образцах народных песен мы еще раз убедились в том, что песня – душа народа, неиссякаемый родник профессионального музыкального искусства.

?-    Был ли урок полезным для вас?

?- Какие музыкальные произведения звучали на протяжении урока?

?-   О чем бы вы рассказали своим родителям?

Учитель.  Подходит к концу наш урок. Посчитайте, пожалуйста, полученные за урок « миколайчики». Это и есть ваша оценка. На этом наш урок завершен. Желаю вам хорошего настроения на протяжении дня.

      Учащиеся выходят из класса под звучание полюбившейся музыки.

        

       

                                                       

            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45768. Платон. Парменид 35.5 KB
  Однако следует принять во внимание тот факт что между логикой гипотез Платона и структурой логики Гегеля в движении идеи от бытия до понятия существует полное совпадение http: www. Первая гипотеза 137с 142а говорит о том что исходной категорией логики является всеобщее единое субстанция или бытие по Гегелю которое только по форме абстрактно бессодержательно. Вторая гипотеза 142b 157а это уже начало движения самой логики которая развёртывается из единого содержащего в снятом виде и субъект и все его предикаты....
45769. Розанов. Апокалипсис нашего времени 25 KB
  Две темы: христианство и пол половой вопрос. В человеке еситнечто принадлежащее полу. О человеке нельзя ничего сказать не ограничиваясь его полом. Человек наиболее характерен в сысле разделенности на пол.
45770. Ж.-П. Сартр. «Бытие и ничто» 33 KB
  Бытие и ничто В поисках бытия.2 Бытиедлясебя Ч. 4 обладание действие и бытие основное философское произведение Сартра развернуто и целостно излагающее и обосновывающее фундаментальные онтологические положения и методологические принципы его атеистического экзистенциализма проясняющее его предельные метафизические предпосылки и закладывающее основы сартровского метода экзистенциального психоанализа впоследствии оформившегося как метод биографического анализа. Построение трактата подчинено поиску в опыте эйдетической рефлексии ответов на...
45771. Часть первая. Добро в человеческой природе 73.5 KB
  Добро в человеческой природе Корень нравственности Соловьев усматривает в чувстве стыда. Другими основами нравственной жизни Соловьев называет жалость и благоговение. Разбирая понятие жалости Соловьев находит его источник в органической связи всех существ и альтруизме. Отсюда первобытной формой религии Соловьев считает культ умерших.
45772. Фейербах. Учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний 31.5 KB
  Это учение навеяно отчасти Речами о религииШлейермахера. в понимании психологического и исторического происхождения религии. Тем не менее историческое значение религии было огромное так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества объединяя в древнейший период все сферы знания искусства и практической деятельности. По Фейербаху её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан идейная сторона религии утрачивает свой rison...
45773. Фейерабенд. Против метода и Наука в свободном обществе 26 KB
  Согласно его точке зрения наука выиграла бы больше всего от некоторой дозы анархизма в научной теории. Он также считал что анархизм в теории желателен потому что это более гуманистический подход чем другие научные системы поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Он указывает что настаивание на том чтобы новые теории последовательно продолжали старые теории даёт необоснованные преимущества старым теориям и что последовательность по отношению к старым теориям не приводит к тому что новая теория лучше описывает...
45774. Франк. Духовные основы общества 29 KB
  Существование бытия вне нас и бытия внутри нас в нашем сознании подтверждается тем что мы внутри бытия. Первичное очевидное бытие в бытии непосредственное проявление и самораскрытие бытия как такового которым мы онтологически обладаем как непосредственным переживанием. Все незнание все сознание все понятия это уже вторичная произвольная форма освоения бытия которая претворяет бытие в идеальную норму; Мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым существуем в нем и обладаем им совершенно...
45775. Г. Фреге. «О смысле и значении» 36.5 KB
  Фреге в своей статье О смысле и значении 1892 противопоставил смысл нем. Если значение денотат это сам обозначаемый предмет то смысл это информация о предмете сигнификат или десигнат. Например выражения Вечерняя звезда и Утренняя звезда имеют одно и то же значение но отнюдь не одинаковый смысл. Вместе с тем смысл не есть представление поскольку несет в себе не просто субъективный образ предмета но некоторую общезначимую информацию[3].