75016

Народная песня в симфонической музыке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...

Русский

2015-01-11

44 KB

0 чел.

Народная песня в симфонической музыке

        (Курс «Музыкальное искусство», 4класс, 1 семестр)

Цель: Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии (2ч.) Л.Ревуцкого; развивать умение вдумчиво воспринимать и интерпретировать контрастные по содержанию и звучанию произведения; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать патриотические чувства, интерес к украинскому фольклору, симфонической музыке, творчеству Л.Ревуцкого.

Музыкальный материал: Л.Ревуцкий. Вторая симфония (2 часть); украинские народные песни «Ой, Микито», «У Києві на ринку», «Забілів від снігу гай», «Ой хто, хто Миколая любить».

Тип урока: урок углубления темы; комбинированный.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проэктор; экран; DVD; фортепиано.

Раздаточный материал: карточки для оценивания- «миколайчики»; «лепестки», «сердцевина цветка», листы белой бумаги А-4, ножницы, клей; колокольчики, треугольник.

                                          Ход урока

І. Организационный момент.

    Учитель встречает учащихся украинской народной песней «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель. Как всегда, вас встречает музыка. Узнайте ее, по желанию подпевайте мне.

                Песня знакома учащимся, поэтому они подхватывают пение учителя.

              Музыкальное приветствие «Добрый день».

ІІ. Объявление темы и цели урока.

Вопросы.

?- Подумайте и скажите: каким должен быть наш урок? (интересным, поучительным, хорошим, продуктивным…)

?-   А какими вы должны быть? (внимательными, старательными, дисциплинированными, активными…)

Слайд №1

Учитель.  Продолжая изучать основную тему «Музыка моего народа», мы поговорим о роли народной песни в симфонической музыке.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Подумайте и скажите, почему я вас встретила украинской народной песней «Ой, хто, хто Миколая любить»? (Приближается праздник – День Святого Николая).

?-  А что вы знаете об этом дне? ( День Святого Николая-19 декабря; в этот день послушным детям дарят подарки).

Слайд №2

Учитель. В народе существует легенда, что в ночь с 18 на 19 декабря Святой Николай ходит в сопровождении ангелов от хаты до хаты и дарит послушным детям подарки, которые кладет под подушку, а непослушным розги, которые оставляет в углу.

       Я надеюсь вы послушные?

Учащиеся.  Да!

Учитель.  Сегодня каждый из вас может получить оценки высокого уровня. За содержательные ответы, выразительное исполнение, интерпретацию музыкальных произведений вы на протяжении урока будете получать «миколайчики» - сигнальные карточки. Я желаю каждому из вас собрать как можно больше таких «миколайчиків». Готовы?

Учитель. Молодцы! И уже сейчас каждый из вас получает по две карточки за эмоциональное исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить» и попевки «Добрий день».

              Учитель использует на уроке аккордное оценивание. На каждой парте лежат карточки. Учащиеся по указанию учителя берут себе карточки – «миколайчики». По их количеству будет выставляться оценка в конце урока.

ІV. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель. Обращаясь к нашей основной теме «Музыка моего народа» прошу вас дать ответы на вопросы:

?-    Почему мы должны уделять огромное внимание украинской народной песне? (Мы живем в Украине; должны уважать украинскую культуру, язык, песню; должны любить, сохранять наше песенное наследие…)

?-      Что вам известно об украинской народной песне? (ее сочиняет народ; она передается из поколения в поколение, из уст в уста; она  принадлежит к устному народному творчеству; песня – душа народа…)

?-        Какие виды украинской народной песни вы знаете?

Учитель.   На этот вопрос вы ответите, выполнив задание. Объединившись в пары, вы должны собрать цветок. В центре «сердцевина цветка» с надписью ключевого слова «народная песня». По краям - «лепестки» - «виды народной песни».

         Выполнение практической работы. Презентация. Обобщение результатов.

Учитель.  Дети, за содержательные ответы – по одной карточке, а за практическую работу каждый из вас получает по две карточки.

2. Игра «Узнай песню»

Учитель. Я исполню фрагменты знакомых вам украинских народных  песен, а вы определите их вид. За правильный ответ – одна карточка.

          Украинские народные песни: «Сіяв мужик просо», «Ой ходить сон», «Ой на горі та й женці жнуть».

3. Слушание украинских народних песен «Ой, Микито», « У Києві на ринку»

Слайд№3

Учитель.   Знакома вам эта песня?

Учащиеся.  Нет.

Учитель.  Послушайте ее и определите характер народной песни.

          Игра «Слово-ассоциация». Учащиеся должны подобрать как можно больше соответствующих слов-определений характера музыки.

Учащиеся.  Грустная, печальная, жалобная, трагическая…

Учитель.  Знаком ли вам вид этой народной песни?

Учащиеся. Нет.

Учитель.  Это особенный вид украинского песенного творчества – лирическая песня. В ней раскрывается характер, душа народа, его чувства.

Слайд№4

             Учитель исполняет украинскую народную песню «У Києві на ринку».

Учитель.   Определим характер песни.

             Игра – «Слово ассоциация».

Учитель.   Знаком ли вам этот вид народной песни?

Учащиеся.  Да, Шуточная.

            Сравнительная характеристика двух украинских народных песен.

Учитель. За содержательные ответы каждый получает по одной карточке.

4. Слушание второй части Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Учитель.   Украинская народная музыка – это душа народа, неисчерпаемый источник профессионального музыкального творчества. Профессиональные композиторы часто использовали народные песни в симфонических произведениях.

Слайд№5

Учитель.  Левко Ревуцкий – украинский композитор ХХ века.С его именем связано становление украинской симфонической музыки прошлого столетия.

Слайд№6

Учитель.  Послушайте вторую часть Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Слайд№7

Учитель.  Обратите внимание на оригинальную разработку уже известных вам украинских народных песен «Ой, Микито», «У Києві на ринку».

     Слушание музыки.

Учитель. Можем ли мы сказать, что песенность господствует в симфонии? Почему? (Да. В основу симфонии легли мелодии двух украинских народных песен «Ой,Микито», «У Києві на ринку»)

Учитель.   Сейчас, при помощи пластики рук мы попробуем показать, каких изменений, какого развития получила музыка в симфонии?

    Повторное слушание. Пластическое интонирование.

Учитель. Молодцы! За пластическое видение симфонии каждый получает по две карточки.

    Звучит музыкальный треугольник.

Учитель.   Задзвенів дзвіночок вдалині

                 І до нас на білому коні

                 Через поле, через гай

                  Іде Святий Миколай

5. Разучивание украинской народной песни «Забілів від снігу гай».

Слайд№8

а) Художественное исполнение песни учителем (с использованием музыкального колокольчика).

б)  Анализ песни.

?- Песня нам передает атмосферу праздника? (Да. В ней рассказывается о празднике – Дне Святого Николая).

?-    Какие особенности песни? (изменение размера, наличие пауз)

в)   Знакомство с текстом.

г)   Исполнение ритмического рисунка песни.

д) Разучивание слуховым методом по фразам. Пение группами по очереди.

Учитель.  Сосредоточтесь на мелодических и ритмических особенностях песни и на эмоцианально-выразительном исполнении.

      Художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» с ритмическим сопровождением (использование музыкального треугольника, колокольчиков).

Учитель. Молодцы! За эмоционально-художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» каждый из вас получает по две карточки, а «музыканты» – по три карточки.

6.  Исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить»

Учитель. Назовите песни, посвященные Святому Николаю.

Слайд №9

      Исполнение песни «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель.  За исполнение песни каждый получает по одной карточке.

Слайд №10

V. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Учитель.  На знакомых и незнакомых образцах народных песен мы еще раз убедились в том, что песня – душа народа, неиссякаемый родник профессионального музыкального искусства.

?-    Был ли урок полезным для вас?

?- Какие музыкальные произведения звучали на протяжении урока?

?-   О чем бы вы рассказали своим родителям?

Учитель.  Подходит к концу наш урок. Посчитайте, пожалуйста, полученные за урок « миколайчики». Это и есть ваша оценка. На этом наш урок завершен. Желаю вам хорошего настроения на протяжении дня.

      Учащиеся выходят из класса под звучание полюбившейся музыки.

        

       

                                                       

            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45597. Стилистика аудиовизуальных СМИ 59 KB
  Чтобы понять что такое телевизионная речь и в чем ее специфика необходимо прежде всего выяснить кому эта речь предназначена кто ее адресат и чего он ждет от телевизионных текстов. Телевизионная речь как и речь радио адресована массовой аудитории. Телеречь таким образом адресована всем.ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕЧЬТелевизионная речь это литературная устная речь тут вряд ли могут быть какието разночтения.
45598. Речевые особенности информационных жанров 67.5 KB
  Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...
45599. Речевые особенности аналитических жанров 54 KB
  Действительность в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации Методы теоретического и эмпирического анализа Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы анализ синтез индукция дедукция аналогия сравнение и т. Комментарий Позиции Прямое объяснение событий поступка документа с определенной идейнополитической позиции Научные методы анализ синтез индукция...
45600. Речевые приемы выражения комического в СМИ 51.5 KB
  Ирония это высмеивание основанное на сомнении в ее истинности илипредполагающая неистинность употребление слов в отрицательном смысле прямопротивоположном буквальному. Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических.
45601. Способы выражения причинно-следственных отношений в предложении и тексте 53.5 KB
  В русском языке выражение причинноследственных отношений в зависимости от структуры и характеристики аргументов можно дифференцировать по трем важнейшим аспектам: структурному конструкции в простом и в сложном предложениях стилистическому конструкции стилистически нейтральные и стилистически маркированные семантическому конструкции подчеркивающие семантические оттенки следствия. В силу ряда причин В сложном предложении причинноследственные отношения выражаются при помощи синтаксических конструкций с союзами причем важной...
45602. Модальность как компонент предикативности. Объективная и субъективная модальность. Основные способы выражения субъективно-модальных значений 25.42 KB
  Модальность выражается в русском языке формами наклонения интонацией а также лексическими средствами модальными словами и частицами. Модальными называются слова посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. По значению выделяются две группы модальных слов: Модальные слова выражающие логическую оценку...
45604. Новость на ТВ: параметры и структура 62.5 KB
  Репортаж: 1 комментированный; 2 некомментированный; 3 событийный; 4 тематический его называют также обозренческий в других случаях проблемный. Речевыеособенности репортажа Коммуникативная ситуация лежащая в основе репортажа достаточна проста. Ключевыми понятиями для репортажа явл: информацион характернаглядное представление о происходящем через описательноповеств формы черезреч партии участников события присутствие автора на месте происходящегонепосредственность восприятия выраженное личностное начало кот нах...
45605. Особенности публицистического метода в журналистике 38.5 KB
  Эссе - единственный жанр у которого нет жестких жанровых критериев единственное требование мнение автора должно быть общественно значимым. Публицистический текст ПТ: факт отношение автора к событию. Задача автора очертить то или иное социальное явление и создать целостное представление о действительности путем обобщения. В самом произведении образ которого складывался по прочтении текста также существуют образы автора и читателя.