75016

Народная песня в симфонической музыке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...

Русский

2015-01-11

44 KB

0 чел.

Народная песня в симфонической музыке

        (Курс «Музыкальное искусство», 4класс, 1 семестр)

Цель: Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии (2ч.) Л.Ревуцкого; развивать умение вдумчиво воспринимать и интерпретировать контрастные по содержанию и звучанию произведения; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать патриотические чувства, интерес к украинскому фольклору, симфонической музыке, творчеству Л.Ревуцкого.

Музыкальный материал: Л.Ревуцкий. Вторая симфония (2 часть); украинские народные песни «Ой, Микито», «У Києві на ринку», «Забілів від снігу гай», «Ой хто, хто Миколая любить».

Тип урока: урок углубления темы; комбинированный.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проэктор; экран; DVD; фортепиано.

Раздаточный материал: карточки для оценивания- «миколайчики»; «лепестки», «сердцевина цветка», листы белой бумаги А-4, ножницы, клей; колокольчики, треугольник.

                                          Ход урока

І. Организационный момент.

    Учитель встречает учащихся украинской народной песней «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель. Как всегда, вас встречает музыка. Узнайте ее, по желанию подпевайте мне.

                Песня знакома учащимся, поэтому они подхватывают пение учителя.

              Музыкальное приветствие «Добрый день».

ІІ. Объявление темы и цели урока.

Вопросы.

?- Подумайте и скажите: каким должен быть наш урок? (интересным, поучительным, хорошим, продуктивным…)

?-   А какими вы должны быть? (внимательными, старательными, дисциплинированными, активными…)

Слайд №1

Учитель.  Продолжая изучать основную тему «Музыка моего народа», мы поговорим о роли народной песни в симфонической музыке.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Подумайте и скажите, почему я вас встретила украинской народной песней «Ой, хто, хто Миколая любить»? (Приближается праздник – День Святого Николая).

?-  А что вы знаете об этом дне? ( День Святого Николая-19 декабря; в этот день послушным детям дарят подарки).

Слайд №2

Учитель. В народе существует легенда, что в ночь с 18 на 19 декабря Святой Николай ходит в сопровождении ангелов от хаты до хаты и дарит послушным детям подарки, которые кладет под подушку, а непослушным розги, которые оставляет в углу.

       Я надеюсь вы послушные?

Учащиеся.  Да!

Учитель.  Сегодня каждый из вас может получить оценки высокого уровня. За содержательные ответы, выразительное исполнение, интерпретацию музыкальных произведений вы на протяжении урока будете получать «миколайчики» - сигнальные карточки. Я желаю каждому из вас собрать как можно больше таких «миколайчиків». Готовы?

Учитель. Молодцы! И уже сейчас каждый из вас получает по две карточки за эмоциональное исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить» и попевки «Добрий день».

              Учитель использует на уроке аккордное оценивание. На каждой парте лежат карточки. Учащиеся по указанию учителя берут себе карточки – «миколайчики». По их количеству будет выставляться оценка в конце урока.

ІV. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель. Обращаясь к нашей основной теме «Музыка моего народа» прошу вас дать ответы на вопросы:

?-    Почему мы должны уделять огромное внимание украинской народной песне? (Мы живем в Украине; должны уважать украинскую культуру, язык, песню; должны любить, сохранять наше песенное наследие…)

?-      Что вам известно об украинской народной песне? (ее сочиняет народ; она передается из поколения в поколение, из уст в уста; она  принадлежит к устному народному творчеству; песня – душа народа…)

?-        Какие виды украинской народной песни вы знаете?

Учитель.   На этот вопрос вы ответите, выполнив задание. Объединившись в пары, вы должны собрать цветок. В центре «сердцевина цветка» с надписью ключевого слова «народная песня». По краям - «лепестки» - «виды народной песни».

         Выполнение практической работы. Презентация. Обобщение результатов.

Учитель.  Дети, за содержательные ответы – по одной карточке, а за практическую работу каждый из вас получает по две карточки.

2. Игра «Узнай песню»

Учитель. Я исполню фрагменты знакомых вам украинских народных  песен, а вы определите их вид. За правильный ответ – одна карточка.

          Украинские народные песни: «Сіяв мужик просо», «Ой ходить сон», «Ой на горі та й женці жнуть».

3. Слушание украинских народних песен «Ой, Микито», « У Києві на ринку»

Слайд№3

Учитель.   Знакома вам эта песня?

Учащиеся.  Нет.

Учитель.  Послушайте ее и определите характер народной песни.

          Игра «Слово-ассоциация». Учащиеся должны подобрать как можно больше соответствующих слов-определений характера музыки.

Учащиеся.  Грустная, печальная, жалобная, трагическая…

Учитель.  Знаком ли вам вид этой народной песни?

Учащиеся. Нет.

Учитель.  Это особенный вид украинского песенного творчества – лирическая песня. В ней раскрывается характер, душа народа, его чувства.

Слайд№4

             Учитель исполняет украинскую народную песню «У Києві на ринку».

Учитель.   Определим характер песни.

             Игра – «Слово ассоциация».

Учитель.   Знаком ли вам этот вид народной песни?

Учащиеся.  Да, Шуточная.

            Сравнительная характеристика двух украинских народных песен.

Учитель. За содержательные ответы каждый получает по одной карточке.

4. Слушание второй части Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Учитель.   Украинская народная музыка – это душа народа, неисчерпаемый источник профессионального музыкального творчества. Профессиональные композиторы часто использовали народные песни в симфонических произведениях.

Слайд№5

Учитель.  Левко Ревуцкий – украинский композитор ХХ века.С его именем связано становление украинской симфонической музыки прошлого столетия.

Слайд№6

Учитель.  Послушайте вторую часть Второй симфонии Л.Ревуцкого.

Слайд№7

Учитель.  Обратите внимание на оригинальную разработку уже известных вам украинских народных песен «Ой, Микито», «У Києві на ринку».

     Слушание музыки.

Учитель. Можем ли мы сказать, что песенность господствует в симфонии? Почему? (Да. В основу симфонии легли мелодии двух украинских народных песен «Ой,Микито», «У Києві на ринку»)

Учитель.   Сейчас, при помощи пластики рук мы попробуем показать, каких изменений, какого развития получила музыка в симфонии?

    Повторное слушание. Пластическое интонирование.

Учитель. Молодцы! За пластическое видение симфонии каждый получает по две карточки.

    Звучит музыкальный треугольник.

Учитель.   Задзвенів дзвіночок вдалині

                 І до нас на білому коні

                 Через поле, через гай

                  Іде Святий Миколай

5. Разучивание украинской народной песни «Забілів від снігу гай».

Слайд№8

а) Художественное исполнение песни учителем (с использованием музыкального колокольчика).

б)  Анализ песни.

?- Песня нам передает атмосферу праздника? (Да. В ней рассказывается о празднике – Дне Святого Николая).

?-    Какие особенности песни? (изменение размера, наличие пауз)

в)   Знакомство с текстом.

г)   Исполнение ритмического рисунка песни.

д) Разучивание слуховым методом по фразам. Пение группами по очереди.

Учитель.  Сосредоточтесь на мелодических и ритмических особенностях песни и на эмоцианально-выразительном исполнении.

      Художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» с ритмическим сопровождением (использование музыкального треугольника, колокольчиков).

Учитель. Молодцы! За эмоционально-художественное исполнение песни «Забілів від снігу гай» каждый из вас получает по две карточки, а «музыканты» – по три карточки.

6.  Исполнение украинской народной песни «Ой хто, хто Миколая любить»

Учитель. Назовите песни, посвященные Святому Николаю.

Слайд №9

      Исполнение песни «Ой хто, хто Миколая любить».

Учитель.  За исполнение песни каждый получает по одной карточке.

Слайд №10

V. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Учитель.  На знакомых и незнакомых образцах народных песен мы еще раз убедились в том, что песня – душа народа, неиссякаемый родник профессионального музыкального искусства.

?-    Был ли урок полезным для вас?

?- Какие музыкальные произведения звучали на протяжении урока?

?-   О чем бы вы рассказали своим родителям?

Учитель.  Подходит к концу наш урок. Посчитайте, пожалуйста, полученные за урок « миколайчики». Это и есть ваша оценка. На этом наш урок завершен. Желаю вам хорошего настроения на протяжении дня.

      Учащиеся выходят из класса под звучание полюбившейся музыки.

        

       

                                                       

            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84647. XIX Century Literature 27.1 KB
  Dickens, Charles John Huffam (1812-1870), probably the best-known and, to many people, the greatest English novelist of the 19th century. A moralist, satirist, and social reformer, Dickens crafted complex plots and striking characters that capture the panorama of English society.
84648. Энергия, работа. Закон всемирного тяготения 964 KB
  а предыдущей лекции было показано, что количество движения принимается в качестве меры механического движения. Применение такой меры допустимо, если передача механического движения от одного тела к другому, происходит без превращения в другие формы движения материи.
84649. Механика вращательного движения твёрдого тела. Виды движения твёрдого тела 953.5 KB
  Виды движения твёрдого тела. Движения твёрдого тела Поступательное движение тела при котором тело перемещается параллельно самому себе. Вращательное движение тела при котором все точки его движутся по окружностям и их центры расположены на одной прямой оси вращения.
84650. Сплошные тела. Абсолютно упругое тело. Виды деформаций 1010 KB
  Известно что все тела состоят из молекул и атомов между которыми существуют силы взаимодействия поэтому и формируемое тело можно рассматривать как систему материальных точек расстояния между которыми изменяются при их деформации.
84651. Элементы механики сплошных сред. Свойства и строение жидкостей 1.34 MB
  Жидкости –- тела которые имеют определенный объем но не имеют упругости формы. Жидкости – это вещества которые обладают свойствами как газов так и твердых тел. Текучесть жидкости. Объясняется на основе представления о характере теплового движения молекул как и в газах только перемещение молекул...
84652. Границы применимости классической механики. Общие вопросы теории относительности 306.5 KB
  Обнаружение движения тел относительно эфира привело бы к появлению абсолютной системы отсчета по отношению к которой можно было бы рассматривать движение других систем. А раз так то обнаружение эфира сделало бы возможным выделение этой абсолютной системы.
84653. Три кита в музыке: «Песенность – танцевальность – маршевость» 378 KB
  Развивать музыкальные способности и знания учащихся Ход урока Звучит Вальс цветов П. Ветер чуть слышно поет Липа вздыхает у сада Чуткая музыка всюду живет В шелесте трав В шуме дубрав Только прислушаться надо: Звонко струится ручей Падает гром с небосвода Это мелодией вечно своей Мир наполняет...
84654. Places of interest in London 1.37 MB
  Good morning, pupils! Glad to see you. How are you today? I hope that you are fine and you’ll be active at the lesson. A lot of people like to travel. So, today we are going to travel to Great Britain and around London. I invite you and our guests to London. But let’s remind the ways of travelling.
84655. Вихід зі строю та підхід до начальника 34 KB
  Начально-виховна мета: навчити учнів виходити зі строю повертатися у стрій; навчити підходити до начальника та відходити від нього. Навчальні питання: Підхід до начальника. Відхід від начальника. Вивчення виходу зі строю підходу до начальника та повернення у стрій проводиться в такий послідовності...