7502

Истоки русской философии

Доклад

Логика и философия

Истоки русской философии Истоками возникновения философии на Руси можно считать: Славянскую мифологию Появление болгарской книжности т.е. появление славянской азбуки - кириллицы (IX век) Приход христианства на Русь и связанный...

Русский

2013-01-24

48.5 KB

18 чел.

Истоки русской философии

Истоками возникновения философии на Руси можно считать:

  1.  Славянскую мифологию
  2.  Появление болгарской книжности т.е. появление славянской азбуки – кириллицы (IX век)
  3.  Приход христианства на Русь и связанный с ним приход христианской литературы, а также доступ к трудам античных философов ( на греческом или славянском языках).

Особенностью философской мысли Киевской Руси можно считать форму и выражения, чаще всего это были послания, сказания, моления и поучения, а не специальные философские трактаты.

Примеры таких произведений:

«Слово о законе и благодати» Иллариона (митрополит). Он сравнивает Ветхий и Новый завет. В своем слове он предлагает учение о равноправии всех народов, свою теорию всемирной истории, как постепенного приобщения к культуре христианства.

«Поучение» Владимира Мономаха – затронуты вопросы нравственности, церковные и политические вопросы.

«Моление » Даниила Заточника – взгляды на то, каким должен быть человек. Даниила Заточник стремиться утвердить радости земной жизни.

В дальнейшем развитие философской мысли тесно связано с религией.

В XIIIXIV веках на Руси появляются различные ереси, наиболее известные из них вырастают в самостоятельные учения.

Исихазм. Зародился он  в Византии, и получил распространение на Руси. Идеал исихазма – созерцательность, молчание, одиночество, внутренняя молитва, смирение и терпение. Одним из известных последователей исихазма был Сергий Радонежский. Он сыграл большую роль в Русской истории благодаря своей идеи равенства людей независимо от их материального состояния и благодаря его идеи объединения сил против монголо – татар.

В XV веке появляется течение нестяжательство. Последователи этого направления считали, что церковь не должна заботится о своем имуществе, а должна заботится о служении богу. Нил Сорский – один из идеологов этого течения.

В это же время появляется течение иосифлян – стяжателей т.к. во главе был Иосиф Волоцкий. Он считал, что церковь должна иметь богатство и самостоятельность, но вместе с тем последователи этого учения поддерживали княжескую власть.

Иван IV (Грозный) обращался к проблемам взаимоотношения государства и церкви, государства и личности.

Определенное влияние на развитие философской мысли оказало воссоединение Украины с Россией в XVII веке. Это было связано с тем, что православные служители Украины получали образование в Европе и это способствовали тому, что они входили в правящие круги в России, а это привело к  приближению России  к Европе (например, Феофан Прокопович - приближенный Петра I).

При Петре I многие дворяне получают образование в Европе, происходит приобщение к философии Европы (Татищев, Кантемир).

Выдающимся ученым и мыслителем  середины XVIII века был М. Ломоносов (1711 –1765 гг.). Ломоносову принадлежит открытие Закона сохранения массы вещества. Этот закон имел не только практическое, но и философское значение. У М. Ломоносова были и свои философские трактаты. Он высказывал ряд философских идей, разработал множество научных терминов. Ломоносов открыл путь к русскому космизму, утверждая идею бесконечности Вселенной. Он включил человека в космическую систему мироздания. Ломоносова интересовала проблема смерти и бессмертия человеческой души, он придерживался дуалистических взглядов (признавал материальное и духовное начало). В сочинениях  Ломоносова человек предстаёт активно познающим окружающий мир, стремящимся открыть его сложность и многообразие.

Конец XVIII века – эпоха Просвещения, когда Россия приобщается к Европейскому Просвещению и взращивает своих просветителей. Екатерина II переписывалась с Дидро и Вольтером.


Просветители:

Новиков (17   – 17   гг.) – российский просветитель был представителем масонства. Издавал журналы «Трутень», « Пустомеля», «Живописец».

А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Он придерживался дуалистических взглядов (человек существо живое, наделенное разумом от  Бога).

1ая четверть XIX века в России была пронизана реформаторскими идеями (император Александр I, дворянские общества, конституция Пестеля). После подавления восстания декабристов наступает период политической реакции, но в 30 гг. XIX века появляются глубокие мыслители, которые пытаются высказать идеи о дальнейшем пути развития России.

П.Я. Чаадаев (1794 – 1856 гг.)

В 1836 г. он написал философическое письмо в котором говорил, что развитие России должно происходить прежде всего в сфере духа, отражением которого должна быть религия (в начале он считал, что это должен быть католицизм, но потом пришел к выводу, что такую роль может сыграть и православие). В философской системе Чаадаева сочетается два принципа: философия тотальности (выражение в религии) и  философия индивидуальности (Чаадаев обращает внимание на самоценность личностного начала). Отмечал особенность России как страны, которая впитала и Западную и Восточную культуру. Герб России – двуглавый орел, который смотрит и на Запад и на Восток.  Властями был объявлен сумасшедшим.

В этот же период появляются общественно - политические кружки.

В середине XIX века идет борьба между славянофилами и западниками.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы) выступали за сохранение самобытности России, монархии, православие, крестьянской общины. Но в тоже время критиковали недостатки современной России.

Западники считали, что Россия должна пройти весь путь развития, который прошла Европа. Грановский, Бакунин, Чернышевский, Герцен тяготели к западничеству, но не отвергали традиционные для России формы организации общества.

Герцен (1812 – 1870 гг.)считал, что в России социализм будет или результатом крестьянского восстания или вырастет из крестьянской общины.

Чернышевский (1828 – 1889 гг.) считал, что путь к социализму лежит через развитие промышленных или сельскохозяйственных ассоциаций.

М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.) является основателем анархизма – течения, отрицающего необходимость государства. Он считал, что на смену капитализму должен прийти безгосударственный коммунизм (самоуправление общества).

Противниками идеи социального преобразования общества были такие мыслители, как Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.).

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.) считал, что социализм – внешнее переустройство человечества, и путь к совершенствованию общества лежит через нравственное совершенствование человека (роман «Бесы» неприятие революционных преобразований).

В этот период многие мыслители попытались перевести философию в практическое русло. Л.Н. Толстой разрабатывает рациональную религию, которая представляет собой синтез христианства и восточных учений. Из восточных учений Л.Н. Толстой берет идею непротивления злу насилием. Толстой считал, что люди должны объединяться не формально, а исходя из принципа любви к ближнему.

Космизм – это течение философии, зародившееся в России, утверждающее «единство человека и Вселенной» (Ломоносов). Одним из основателей космизма был Николай Федорович Федоров (1828 – 1903 гг.). Он считал, что объединяющей идеей в России должно быть православие. Он создает братство «Общее дело», которое объединяет людей в совместном создании, издании и распространении христианской православной литературы. Н.Ф. Федоров считает, что поле деятельности человечества должно постоянно расширяться и должно вовлечь в свою деятельность космическое пространство. В его представлении человек должен овладеть временем и пространством, обрести бессмертие и воскреснуть из умерших. Н.Ф. Федоров представляет религиозную линию в космизме, которая в целом говорит о единении человека и Вселенной.

Владимир Соловьев (1853 – 1900 гг.) также представитель русского космизма, религиозный философ. Одна из основных идей Соловьева – идея вселенской церкви, которая объединит все человечество и приведет его к новой стадии эволюции – к богочеловечеству. На этом этапе человек превратится в сотворца Бога и сможет освободить мир от гибели и распада. В. Соловьев – основатель символизма.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) подал идею о создании реактивного двигателя, способного привести в движение ракету. Был учителем физики в гимназии. Его заинтересовало учение Н.Ф. Федорова и он создал свою космическую философию. С его точки зрения космос населен различными формами жизни от простейших до совершенных, лучезарных способных ассимилировать солнечную энергию и быть бессмертными. Циолковский считает, что в космосе есть другие миры. Также он считал, что человек не является высшим звеном эволюции и, только поднявшись в космос, он сможет перейти в более совершенную стадию,  поможет ему это сделать разум и творчество. Следовательно, он задумывался о реальных путях выхода человека на космические орбиты. (Он искал техническое решение).

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.) был профессором Петербургского университета. Был членом партии кадетов (1903 г). Ввел понятие ноосфера ( от греческого «ум»), много внимания уделял биосфере и ноосфере земли.

Ноосфеора – оболочка, состоящая из духовной и мыслительной энергии, принадлежащей человечеству, которая должна быть не загрязненная злыми помыслами для блага человечества.

Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964 гг.) – выдвинул теорию единства космоса и человечества в том плане, что человечество, его история связаны с циклами солнечной активности. Он занимался медицинской биологией существ, медицинской статистикой, которая утверждает, что люди, страдающие психологическими расстройствами, реагируют на изменение солнечной активности; наиболее сильные вспышки приходятся на весну и осень. Чижевский приходит к выводу, что историческая активность народов также зависит от солнечной активности (11летний цикл).

Свой вывод он иллюстрировал событиями из русской истории:

1905 г. – 1я русская революция

1917 г. – 2я русская революция

1929 г. – год полного окончания связи с НЭП, начало диктаторства Сталина

1941 г. – Великая Отечественная война

1953 г. – смерть Сталина

1965 г. – начало Брежневской эпохи и т.д.

Он говорил, что многие природные процессы влияют на сознание людей. Слабая сторона теории Чижевского в том, что проанализировано недостаточное количество фактов, т.к. другие страны в эти же годы могут жить спокойно.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) в юности увлекался марксизмом и был его распространителем за что был арестован и выслан в Вологду. Разочаровался в революционных методах борьбы и пытался найти свои пути совершенствования общества.

Он выдвинул идею соединения христианства и социализма. Бердяев считает, что важно нравственное совершенствование человека. Он много внимания уделяет проблемам личности, поэтому его считают одним и- представителей экзистенциализма и основателем персонализма. Бердяев много внимания уделял проблемам творчества. Он был одним из авторов сборника «Вехи».

После Октябрьской революции остается в России, в первые  годы советской власти Бердяев участвовал в дискуссиях философских и в дискуссиях по поводу успехов и недостатков советской власти, а также участвовал в работах журналов. В 1921 году началась строго идеологическая политика, пресекающая инакомыслие. В 1922 году власть и ЧК (чрезвычайная комиссия) организует высылку литераторов, философов. Пароход был выслан в Германию. Многие оставшиеся были расстреляны или высланы в лагеря. Бердяев сначала живет в Германии, а затем до смерти в Франции. В своем творчестве он наблюдал за ситуацией в России, многое предсказывал («Судьбы России и др.). Эти работы в советской России не публиковались (начали печатать лишь в конце 80х годов).

С середины 20х годов устанавливается господство философии марксизма в её догматическом виде. Главный принцип – диалектический материализм (это должно быть отражено везде и всюду). Истинные философы (с дореволюционным стажем) чаще «уходили» в историю философии. Многие из философов оказывались в ссылках, в лагерях.

В1950 – 1960 годы в период «оттепели» появляются талантливые молодые мыслители, среди них:

Ильенков – занимался проблемами сознания и культуры; они легли в основу методов работы со слепо – глухонемыми детьми.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52833. Математична наука навколо нас 67 KB
  Математична наука навколо нас Протягом усього свідомого життя людина здобуває нові знання. Знанняце сукупність інформаціїяку вона дістає з навколишнього світу в процесі суспільновиробничої практики. Головна мета такого уроку спостереження предметів явищ процесів які вивчаються та вміння використовувати теоретичні знання на практичних прикладах що супроводжується поясненням учителя. У процесі уроку учні зможуть: повторити теоретичні відомості ; поглибити свої знання про...
52834. Конструювання та розвязання економічних задач в середовищі табличного процесору Microsoft Excel 108.5 KB
  Раціональність вибору вказаних класів пояснюється тим, що разом з наочно-образним мисленням, що допомагає цілісно бачити обєкти, в учнів у цьому віці активно розвивається асоціативне мислення, сприяюче засвоєнню різних абстрактних понять.
52835. ЛОКАЛЬНІ ЕКСТРЕМУМИ ФУНКЦІЇ ДВОХ ЗМІННИХ 182 KB
  Викладено методику проведення лекційного заняття з використанням інтерактивних форм навчання з теми Локальні екстремуми функції двох змінних Для викладачів вищої математики вищих навчальних закладів 12 рівнів акредитації. 10 Додатки: Додаток А Текст лекції Локальні екстремуми функції двох змінних 18 Додаток Б Приклади задач економічного характеру. Група: БО – 27 Тема: Локальні екстремуми функції двох змінних Мета заняття: Методична: показати методику проведення лекції із застосуванням техніки зворотного...
52836. Графики нагрузок промыленных установок 243.5 KB
  Цеховые электрические сети напряжением до 1000 В являются составной частью систем электроснабжения промышленного предприятия и служат для распределения электроэнергии внутри цехов а также для питания некоторых электроприемников расположенных за пределами цеха на территории предприятия. Схема внутрицеховой сети определяется технологическим процессом производства планировкой помещений цеха взаимным расположением источника питания подстанций и приемников электроэнергии их единичной установленной...
52837. Электричество. Учись быть бережливым 307 KB
  Даже страшно подумать об этом Что случилось бы если бы исчез свет Ответы детей. Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал Тьма покрыла бы всё на планете Даже звезды с луною не светят. Солнце звезды запомните это Называют естественными источниками света. И без них день бы в ночь превратился навек Разве сможет без света прожить человек А животные птицы растенья цветы.
52840. Впровадження елементів проектного навчання у роботі з автентичною художньою літературою на уроках англійської мови в старшій школі 111 KB
  Маючи вищу педагогічну освіту методичний та педагогічний досвіт роботи з учнями автор ставить завдання пошуку нових ефективних шляхів навчання комунікативної компетенції які б були достатніми для здійснення спілкування у певних комунікативних сферах та розвитку творчої ініціативи здібностей пізнавальних інтересів учнів. Групове та колективне розв’язування навчальних завдань стимулює пізнавальну та творчу діяльність учнів. Робота з віршованими текстами формує творчі здібності критичне та логічне мислення сприяє виявленню в...
52841. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе 299 KB
  Решением неопределенных уравнений занимались в древности китайцы греки и индийцы. В Арифметике Диофанта приведено много задач решаемых им с помощью неопределенных уравнений разных степеней при этом он допускает в качестве решений любые положительные дробные или целые числа. Из 1 следует неопределенное уравнение первой степени x y=...