7503

Философия эпохи возрождения

Доклад

Логика и философия

Философия эпохи возрождения Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусс...

Русский

2013-01-24

43 KB

2 чел.

Философия эпохи возрождения

Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусства, в литературе.

В этот период меняется и отношение к двойственной природе человека. Принято считать, что у человека есть два начала – природное и божественное.

В эпоху Возрождения грехом считается замалчивать природное начало человека. Если человек образ и подобие Божие, значит он так же, как и Бог является творцом. Меняется отношение к деятельности, к труду человека, в нем начинают видеть творческое начало.

В эпоху Возрождения появляется течение общественной мысли- Гуманизм, которое подтверждает  право человека на свободу выбора, на проявление собственной индивидуальности, на свободу творчества.

Гуманистами были Эразм Роттердамский («Похвала глупости»), Томас Мор («Утопия»).

В эпоху Возрождения происходит смена картины мира.

Н. Кузанский (теолог, живший в XV веке) подготовил почву для переосмысления некоторых взглядов об устройстве Вселенной. Он утверждал, что единое есть все, единому ничто не противоположно. На вопрос «бесконечен ли мир?» Кузанский отвечает, что нет, но его нельзя помыслить конечным.

В дальнейшем итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) отождествлял  космос с бесконечным божеством и получал бесконечный космос. Земной мир – это не единственный мир. Он тяготел к пантеизму ( течение, утверждающее, что Бог существует во всем и везде).

В это время происходит утверждение новой астрономической системы. На смену геоцентризму приходит гелиоцентризм. Это произошло благодаря открытию польского ученого Николая Коперника (XV – начало XIV века). Его открытие было подтверждено итальянским ученым Г. Галилеем.

Католическая церковь признала правильность открытия Коперника лишь в XX веке.

Эпоха Возрождения полна противоречий. Наряду с идеями гуманизма существовали костры инквизиции.

ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ

Реформация – широкое общественно – религиозное движение, направленное на преобразование католической церкви, которая вызывала недовольство своей роскошью, двуличием священнослужителей, индульгенциями ( отпущением грехов за деньги).

Реформация в Германии достигла большого размаха. Было два направления:

1 Т. Мюнцер возглавил плебейско - революционное крыло реформации. Он выступал за установление царства Божьего на земле, что фактически означало изменение общественного строя. В этом обществе провозглашалось гражданское и имущественное равенство.  Эти идеи перекликались с идеями раннего христианства. Но движение было подавлено. Т. Мюнцер был убит. Дальнейшего развития это крыло не получило.

2 Умеренно бюргерское направление

Идеологом становится Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.). Он считает, что человек может спасти душу без помощи церкви. Главным посредником между человеком и Богом является Библия, она должна быть доступна и понятна. Поэтому Лютер готовит перевод и издание Библии на немецком языке. Лютер говорит о равенстве всех верующих перед Богом и о необходимости отказа от дорогостоящей церковной иерархии (нужно отказаться от многочисленных священнослужителей, монастырей, монахов и от Папы Римского). Он считает, что монастыри не нужны т.к. спасение нужно искать не в бегстве от мира, а в земной жизни. Лютер считает. Что нужно отказаться от обета безбрачия.

Лютер и его последователи выступали против народного движения и за покорность существующим порядкам и властям.

В 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир, по которому лютеранство получило право на существование. Одна из главных идей лютеранства – это переход от внешней религиозности к внутренней.

Лютеранство получило распространение в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, частью в Латвии, Австрии.

В Швейцарии получает развитие еще одно протестантское учение – кальвинизм. Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) – автор «Наставление в христианской вере». Одной и з основных идей которой являлась  идея абсолютного предопределения (Бог заранее предопределяет кому уготовано спасение души, а кому нет). Богоизбранность определяется по достижениям в жизни, потому последователи Кальвинизма  стремятся быть трудолюбивыми, бережливыми для того, чтобы окружающие знали об их  богоизбранности. Кальвинистов отличает высокая нравственность.

Кальвинисты отказываются от пышной службы, от почитания икон, свечей. Главным считают чтение Библии и пение псалмов. Помогают организовать пресвитеры и проповедники.

В Англии реформация начинается  сверху. Король Генрих VII провозглашает независимость церкви от Папы римского, а себя главой церкви.

Он закрыл монастыри, а имущество передал в казну. Сначала сохранялись католические обряды, потом упразднились. Так появилась англиканская церковь.

В Шотландии утвердилась пресвитерианская церковь.

На рубеже XVIXVII вв. английская буржуазия поддержала кальвинизм.

Так появилось пуританство.

1 – пресвитерианская церковь

2 – независимые (независимость церкви от государства)

В результате реформации в Христианстве кроме православия и католицизма  появляется протестантизм, в том числе лютеранство, кальвинизм, англиканство, а позже и другие – баптизм.

РАННИЕ ЕВРОПЕЙСКИК УТОПИИ

Термин «утопия» ввел Томас Мор – это проект будущего, который не достижим.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – английский мыслитель, гуманист, государственный деятель.

В 1516 г. написал книгу «Утопия» (полное название «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом  острове Утопия»). Государство, в котором 54 города, основано на общественной собственности и обязательном труде всех членов общества. Сельское хозяйство – наиболее трудная область, следовательно, все жители должны два года отработать на полях  -  это общественная повинность. Если за это время не выявилась тяга к этому занятию, то потом утопийцы занимались каким-нибудь выбранным ремеслом. Наиболее способные люди освобождались от физического труда и занимались умственным трудом. В государстве было социальное равенство, но в тоже время были и рабы – люди, приговоренные к смертной казни в других государствах. Распределение материальных благ происходило по принципу разумных потребностей. Семьи сдавали  производимую ими продукцию на общие склады. Затем глава семьи мог брать со складов все необходимое.

Политическая организация государства. Это общество было демократическим. Определенное количество семей избирало своего представителя в законодательный орган власти. Собрание состояло из двухсот человек. Они, в свою очередь, избирали князя.

Проблемы человека в государстве «Утопия». Основой этого государства была семья. Каждая семья занималась каким-либо ремеслом. Детей с ранних лет знакомили с различными видами трудовой деятельности через ИГРУ, совмещая это с физическими занятиями. Подросшие дети могли перейти на обучение другому ремеслу в другую семью, если им не нравилось ремесло своей семьи. Рабочий день длился 6 часов. Свободное время утопийцы могли посветить получению новых знаний, изучению науки и искусств, философствованию.

В этом обществе существовало право выбора религии, и в разных городах поклонялись разным богам. Мор проповедовал веротерпимость.

Томмазо  Кампанелла (1568 – 1639 гг.) – итальянский политический деятель, философ.  Автор книги «Город Солнца», написанной в 1602 году.

Общество было основано на общественной собственности, личная собственность практически отсутствовала. Труд был обязательным – 4 часа в день. Все работали с удовольствием и добросовестно, т.к. труд распределялся между всеми по данным «астрологической науки» и в соответствии со склонностями каждого. Мужчины и женщины были равны  и все должны были нести воинскую повинность, поэтому в Городе Солнца заботились о физической подготовке. Каждый гражданин получал от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей. Принципы распределения были уравнительными, государство распределяло продукты.

Политическая организация государства. В этом обществе во главе государства был правитель по имени «Солнце», который одновременно был и священником. Верховный правитель избирался Советом должностных лиц при обязательном условии – он должен быть не моложе 35 лет и явно выделяться среди всех мудростью.  Политический строй – теократическая монархия. Власть правителя была абсолютной. При нем находилось три помощника: Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи находится все, что касается войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне и т.п.  Ведению Мудрости подлежат свободные искусства. Ремесла и всевозможные науки. Соправитель по имени Любовь должен ведать распределением продукции, ее реализацией. Также он должен обеспечивать деторождение, вскармливание и воспитание детей.

Проблемы человека в государстве Солнца. В обществе не было семьи, половые сношения регулировались властями в интересах общества. Заботились о воспитании детей, в первую очередь о здоровье, физическом развитии и обучении. Все дети – и мальчики и девочки получали одинаковое общественное воспитание. К детям приставлялись мудрые старцы, они знакомили их с науками. В городе были расписаны стены домов и дети могли читать с них информацию. Наставники детей смотрели на склонности детей и определяли для них будущую профессию, таким образом, дети получали профессиональное образование. Взрослые люди посвящали свободное время слушанию лекций, повышению уровню знаний, Они заботились о физическом развитии. Были запрещены азартные и сидячие игры, таким образом, правительство заботилось о нравственности. В этом обществе все поклонялись одному богу. Религия – христианская. Государство тоталитарного типа, т.к. государство все контролировало.

Эти утопии оказали влияние на мыслителей позднего времени. Они пытались предложить проект общества будущего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85342. Предмет і завдання спеціальної психології 37.66 KB
  Психологія людини з обмеженими можливостями розглядається в межах окремої галузі психологічної науки що вивчає закономірності психічного розвитку й особливості психічної діяльності дітей і дорослих із психічними й фізичними недоліками спеціальної психології. Спеціальна психологія це галузь психологічної науки яка вивчає своєрідність психічного розвитку осіб з психофізичними порушеннями...
85343. Методи дослідження психологічних особливостей людей з різними психофізичними порушеннями у спеціальній психології 39.99 KB
  Діагностика аномального розвитку дитини спрямована на визначення ступеня виразності психічної інтелектуальної емоційної мовної недостатності й на якісну оцінку структури дефекту з виділенням основного психопатологічного синдрому на встановлення зв’язків його з іншими клінічними проявами віком соматичним і неврологічним станом дитини. За допомогою бесіди можна виявити коло знань дитини про навколишню дійсність а також особливості її орієнтування в просторі часі явищах природи й громадському житті. У процесі бесіди психолог довідується...
85344. Загальна характеристика інвалідів (людей з обмеженими можливостями) як соціальної групи 40 KB
  У нашій країні якість життя інвалідів як правило нижче решти населення що обумовлено наступним: недостатністю в нашому суспільстві гуманізму і милосердя по відношенню до людей з особливими потребами; нерозвиненістю і непристосованістю соціальної інфраструктури міст і сільських населених пунктів з урахуванням задоволення основних потреб інвалідів; низьким рівнем матеріального забезпечення і соціального обслуговування їх недостатньою гнучкістю; низькою якістю чи відсутністю технічних засобів і пристосувань необхідних для...
85345. Девіантна поведінка. Причини виникнення девіантної поведінки 37.16 KB
  Причини виникнення девіантної поведінки. У соціології девіантної поведінки виділяються кілька напрямків що пояснюють причини виникнення такої поведінки. Мертон причиною поведінки що відхиляється вважає неузгодженість між цілями висунутими суспільством і засобами яке воно пропонує для їхнього досягнення. Особливої гостроти ця проблема набула сьогодні в нашій країні де всі сфери суспільного життя перетерплюють серйозні зміни відбувається девальвація колишніх норм поведінки.
85346. Наукові підходи до проблеми психології людини з обмеженими можливостями 41.76 KB
  Одними із осно вних понять в даній теорії в межах проблеми інвалідності є почуття неповноцінності компенсація комплекс неповноцінності. Він вважав що майже всі люди мають за мету подолання почуття неповноцінності однак це почуття у деяких людей може бути надмірним та пере рости у комплекс неповноцінності. Відомий психоаналітик вважав що комплекс неповноцінності у психоаналізі майже не вживається. Комплекс неповноцінності має глибоко еротичні корені.
85347. Методи корекції в системі психологічної допомоги людям з обмеженими можливостями 41.72 KB
  Одним із способів допомогти здоровим людям краще зрозуміти проблеми дітей з вадами здоров’я навчитися надавати їм допомогу є програма Дитина дитині . Завданням цієї програми є навчити дітей шкільного віку та їх вчителів методам збереження свого здоров’я й взаємодії з іншими дітьми особливо з тими хто має проблеми зі здоров’ям. Метою даної програми є допомогти дітям навчитися розрізняти різні види інвалідності і їх прояви; розуміти що незважаючи на те що людина у якої є фізичні вади може не справлятися з якоюсь роботою вона у той же...
85348. Загальні психолого-педагогічні аспекти реабілітації людини з обмеженими можливостями 35.77 KB
  Основними завданнями таких проектів психологореабілітаційного напрямку є відновлення та розвиток інтелектуальних функцій людини її емоційного стану навичок психічної саморегуляції комунікативної культури. Специфічними методами що використовуються у проектах для інвалідів є психологічні тренінги аутотренінг комунікативний тренінг тренінг креативності психотерапія ігротерапія бібліотерапія арттерапія та інше; соціальнокультурним який передбачає активізацію та розвиток творчохудожнього потенціалу дітей і дорослих засвоєння...
85349. Особливості розвитку людини з порушеннями інтелекту і психічними захворюваннями 42.36 KB
  Олігофренія одна з груп розумової відсталості різна за етіологією і патогенезом хворобливих змін об’єднаних загальним клінічним проявом недорозвинення головного мозку. Олігофренія характеризується природженим або придбаним в ранньому дитинстві до 3 років загальним психічним недорозвиненням. У більшості з них спостерігалися недорозвинення мови й емоційновольова нестійкість. У структурі інтелектуального дефекту цієї групи дітей переважали недорозвинення зоровопросторових функцій труднощі встановлення послідовних умовиводів у розповідях...
85350. Депривація і особливості розвитку особистості дітей і підлітків із відхиленнями розвитку 38.99 KB
  Якщо подивитися на дітей з відхиленнями в дитинстві то емоційноособистісне спілкування з матір’ю не стає визначальним у розвитку дитини. Особливість психологічного статусу дитини з невеликими відхиленнями в розвитку це те що на ранньому етапі не залягали передумови становлення його психіки. Якщо не займатися з такою дитиною спеціальним розвитком і навчанням то зміни в емоційновольовій сфері дитини не відбудеться. Стрес пов’язаний з етапами шкільного життя з підвищенням вимог до дитини викликає певне психологічне напруження що часто...