7503

Философия эпохи возрождения

Доклад

Логика и философия

Философия эпохи возрождения Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусс...

Русский

2013-01-24

43 KB

2 чел.

Философия эпохи возрождения

Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусства, в литературе.

В этот период меняется и отношение к двойственной природе человека. Принято считать, что у человека есть два начала – природное и божественное.

В эпоху Возрождения грехом считается замалчивать природное начало человека. Если человек образ и подобие Божие, значит он так же, как и Бог является творцом. Меняется отношение к деятельности, к труду человека, в нем начинают видеть творческое начало.

В эпоху Возрождения появляется течение общественной мысли- Гуманизм, которое подтверждает  право человека на свободу выбора, на проявление собственной индивидуальности, на свободу творчества.

Гуманистами были Эразм Роттердамский («Похвала глупости»), Томас Мор («Утопия»).

В эпоху Возрождения происходит смена картины мира.

Н. Кузанский (теолог, живший в XV веке) подготовил почву для переосмысления некоторых взглядов об устройстве Вселенной. Он утверждал, что единое есть все, единому ничто не противоположно. На вопрос «бесконечен ли мир?» Кузанский отвечает, что нет, но его нельзя помыслить конечным.

В дальнейшем итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) отождествлял  космос с бесконечным божеством и получал бесконечный космос. Земной мир – это не единственный мир. Он тяготел к пантеизму ( течение, утверждающее, что Бог существует во всем и везде).

В это время происходит утверждение новой астрономической системы. На смену геоцентризму приходит гелиоцентризм. Это произошло благодаря открытию польского ученого Николая Коперника (XV – начало XIV века). Его открытие было подтверждено итальянским ученым Г. Галилеем.

Католическая церковь признала правильность открытия Коперника лишь в XX веке.

Эпоха Возрождения полна противоречий. Наряду с идеями гуманизма существовали костры инквизиции.

ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ

Реформация – широкое общественно – религиозное движение, направленное на преобразование католической церкви, которая вызывала недовольство своей роскошью, двуличием священнослужителей, индульгенциями ( отпущением грехов за деньги).

Реформация в Германии достигла большого размаха. Было два направления:

1 Т. Мюнцер возглавил плебейско - революционное крыло реформации. Он выступал за установление царства Божьего на земле, что фактически означало изменение общественного строя. В этом обществе провозглашалось гражданское и имущественное равенство.  Эти идеи перекликались с идеями раннего христианства. Но движение было подавлено. Т. Мюнцер был убит. Дальнейшего развития это крыло не получило.

2 Умеренно бюргерское направление

Идеологом становится Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.). Он считает, что человек может спасти душу без помощи церкви. Главным посредником между человеком и Богом является Библия, она должна быть доступна и понятна. Поэтому Лютер готовит перевод и издание Библии на немецком языке. Лютер говорит о равенстве всех верующих перед Богом и о необходимости отказа от дорогостоящей церковной иерархии (нужно отказаться от многочисленных священнослужителей, монастырей, монахов и от Папы Римского). Он считает, что монастыри не нужны т.к. спасение нужно искать не в бегстве от мира, а в земной жизни. Лютер считает. Что нужно отказаться от обета безбрачия.

Лютер и его последователи выступали против народного движения и за покорность существующим порядкам и властям.

В 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир, по которому лютеранство получило право на существование. Одна из главных идей лютеранства – это переход от внешней религиозности к внутренней.

Лютеранство получило распространение в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, частью в Латвии, Австрии.

В Швейцарии получает развитие еще одно протестантское учение – кальвинизм. Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) – автор «Наставление в христианской вере». Одной и з основных идей которой являлась  идея абсолютного предопределения (Бог заранее предопределяет кому уготовано спасение души, а кому нет). Богоизбранность определяется по достижениям в жизни, потому последователи Кальвинизма  стремятся быть трудолюбивыми, бережливыми для того, чтобы окружающие знали об их  богоизбранности. Кальвинистов отличает высокая нравственность.

Кальвинисты отказываются от пышной службы, от почитания икон, свечей. Главным считают чтение Библии и пение псалмов. Помогают организовать пресвитеры и проповедники.

В Англии реформация начинается  сверху. Король Генрих VII провозглашает независимость церкви от Папы римского, а себя главой церкви.

Он закрыл монастыри, а имущество передал в казну. Сначала сохранялись католические обряды, потом упразднились. Так появилась англиканская церковь.

В Шотландии утвердилась пресвитерианская церковь.

На рубеже XVIXVII вв. английская буржуазия поддержала кальвинизм.

Так появилось пуританство.

1 – пресвитерианская церковь

2 – независимые (независимость церкви от государства)

В результате реформации в Христианстве кроме православия и католицизма  появляется протестантизм, в том числе лютеранство, кальвинизм, англиканство, а позже и другие – баптизм.

РАННИЕ ЕВРОПЕЙСКИК УТОПИИ

Термин «утопия» ввел Томас Мор – это проект будущего, который не достижим.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – английский мыслитель, гуманист, государственный деятель.

В 1516 г. написал книгу «Утопия» (полное название «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом  острове Утопия»). Государство, в котором 54 города, основано на общественной собственности и обязательном труде всех членов общества. Сельское хозяйство – наиболее трудная область, следовательно, все жители должны два года отработать на полях  -  это общественная повинность. Если за это время не выявилась тяга к этому занятию, то потом утопийцы занимались каким-нибудь выбранным ремеслом. Наиболее способные люди освобождались от физического труда и занимались умственным трудом. В государстве было социальное равенство, но в тоже время были и рабы – люди, приговоренные к смертной казни в других государствах. Распределение материальных благ происходило по принципу разумных потребностей. Семьи сдавали  производимую ими продукцию на общие склады. Затем глава семьи мог брать со складов все необходимое.

Политическая организация государства. Это общество было демократическим. Определенное количество семей избирало своего представителя в законодательный орган власти. Собрание состояло из двухсот человек. Они, в свою очередь, избирали князя.

Проблемы человека в государстве «Утопия». Основой этого государства была семья. Каждая семья занималась каким-либо ремеслом. Детей с ранних лет знакомили с различными видами трудовой деятельности через ИГРУ, совмещая это с физическими занятиями. Подросшие дети могли перейти на обучение другому ремеслу в другую семью, если им не нравилось ремесло своей семьи. Рабочий день длился 6 часов. Свободное время утопийцы могли посветить получению новых знаний, изучению науки и искусств, философствованию.

В этом обществе существовало право выбора религии, и в разных городах поклонялись разным богам. Мор проповедовал веротерпимость.

Томмазо  Кампанелла (1568 – 1639 гг.) – итальянский политический деятель, философ.  Автор книги «Город Солнца», написанной в 1602 году.

Общество было основано на общественной собственности, личная собственность практически отсутствовала. Труд был обязательным – 4 часа в день. Все работали с удовольствием и добросовестно, т.к. труд распределялся между всеми по данным «астрологической науки» и в соответствии со склонностями каждого. Мужчины и женщины были равны  и все должны были нести воинскую повинность, поэтому в Городе Солнца заботились о физической подготовке. Каждый гражданин получал от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей. Принципы распределения были уравнительными, государство распределяло продукты.

Политическая организация государства. В этом обществе во главе государства был правитель по имени «Солнце», который одновременно был и священником. Верховный правитель избирался Советом должностных лиц при обязательном условии – он должен быть не моложе 35 лет и явно выделяться среди всех мудростью.  Политический строй – теократическая монархия. Власть правителя была абсолютной. При нем находилось три помощника: Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи находится все, что касается войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне и т.п.  Ведению Мудрости подлежат свободные искусства. Ремесла и всевозможные науки. Соправитель по имени Любовь должен ведать распределением продукции, ее реализацией. Также он должен обеспечивать деторождение, вскармливание и воспитание детей.

Проблемы человека в государстве Солнца. В обществе не было семьи, половые сношения регулировались властями в интересах общества. Заботились о воспитании детей, в первую очередь о здоровье, физическом развитии и обучении. Все дети – и мальчики и девочки получали одинаковое общественное воспитание. К детям приставлялись мудрые старцы, они знакомили их с науками. В городе были расписаны стены домов и дети могли читать с них информацию. Наставники детей смотрели на склонности детей и определяли для них будущую профессию, таким образом, дети получали профессиональное образование. Взрослые люди посвящали свободное время слушанию лекций, повышению уровню знаний, Они заботились о физическом развитии. Были запрещены азартные и сидячие игры, таким образом, правительство заботилось о нравственности. В этом обществе все поклонялись одному богу. Религия – христианская. Государство тоталитарного типа, т.к. государство все контролировало.

Эти утопии оказали влияние на мыслителей позднего времени. Они пытались предложить проект общества будущего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63878. Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества 43.5 KB
  Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...
63879. К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» 21.48 KB
  Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...
63880. Социальный смысл деятельности сотрудников ОВД 41 KB
  Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная несмотря на принимаемые со стороны властей меры. Факторов снижающих эффективность деятельности системы органов внутренних дел далее ОВД множество однако в рамках данной работы хотелось бы более подробно...
63881. Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности 42 KB
  В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.
63882. Интернет как фактор развития социального отчуждения 17.85 KB
  Интернет появился совсем недавно и если брать соотношение взрослого и молодого поколения то можно с полной уверенностью сказать что основное количество пользователей интернета это люди в возрасте от 15 до 45 лет старшее поколение сегодня только привыкает к изучению...
63883. Социальное отчуждение - проблема современного общества 44.5 KB
  Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.
63884. Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России 29.3 KB
  Кроме этого нужно отметить что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать что она является одним из основных компонентов существования общества.
63885. Трансформация социальных стереотипов 20.92 KB
  Социальные стереотипы прежде всего это упрощенные схематизированные образы социальных объектов разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Так например бывают этнические и религиозные профессиональные идеологические возрастные и другие стереотипы.
63886. Социальная ответственность бизнеса в мировой экономике 83.5 KB
  Однако несмотря на актуальность феномена КСО общепринятого точного определения для социальной ответственности нет. Несмотря на отсутствие единого и общепринятого определения КСО это понятие обычно относится к процессу принятия решений в бизнесе осуществляемому в привязке к этическим ценностям следованию...