75037

Портрет как средство раскрытия характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Почему именно повесть Капитанская дочка Во-первых это первое большое произведение Пушкина прочитанное мною удивившее своей глубиной и необычностью поднятых проблем. Во-вторых удивил подход Пушкина к изображению такой исторической личности как Е.

Русский

2015-01-12

753.5 KB

2 чел.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Бердюжье»,

Бердюжского района, Тюменской области

627440, село Бердюжье, улица Гнаровской 1,

т/факс 83455421857. Директор школы: Филиппова Елена Владимировна

Исследовательская работа

 

Портрет как средство раскрытия                                                характера в повести А. С. Пушкина                          «Капитанская дочка»

                                        

                                        Выполнила Койпиш Дарья

ученица 8б МАОУ «СОШ с. Бердюжье»

Руководитель Шукалович Е.П.

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с. Бердюжье»

с.Бердюжье

Содержание

1.Введение.

- Обоснование выбора темы, цели и задачи – стр. 3- 5

2. Основная часть.

глава 1. Что такое портрет? – стр. 6

глава 2. Анализ текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  комментарии к иллюстрациям - стр. 6 - 10

3. Заключение – стр.11

- Список использованной литературы – стр. 11

  1.  Введение

Выбор данной темы обусловлен моим интересом к творчеству А. С. Пушкина. Почему именно повесть «Капитанская дочка? Во-первых, это первое большое произведение Пушкина, прочитанное мною,  удивившее своей глубиной и необычностью поднятых проблем. Пушкин, как писатель-историк стал для меня открытием.

Во-вторых, удивил подход Пушкина к изображению такой исторической личности как Е. Пугачёв. В учебнике истории он изображается несколько по-другому и более отрицательно. Пушкин же, я считаю,   стремился к объективности. По словам Пушкина, его задача – изобразить Пугачева в соответствии с «истиной исторической», для чего писатель работал над документальными источниками.

И, в - третьих, в произведениях Пушкина меня привлекает его умение несколькими тонкими деталями портрета передать и характер героя, и его душевное состояние.

 Цель моей работы: выявление роли портрета как средства раскрытия характера героя.

 Поэтому в своей работе я поставила следующие задачи:

 изучив литературу по творчеству Пушкина, исследуя текст повести «Капитанская дочка», проследить, как с помощью деталей портрета автор раскрывает образы Пугачева и других героев повести. На какие детали портрета Пушкин обращает особое внимание. Помогает ли портрет героя создать действительно объективную характеристику исторического лица.

В ходе работы мною были изучены следующие источники:

1.Русская литература XIX-XX вв., в 2-ух томах, т.1-ый (издательство Московского университета, 2001 год)

2. Н.М. Азарова, текст М.: Прометей, 2000г.

3.Макоголенко г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

4. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962 год.

5. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М., Детская литература, 1977г.

Объект: повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Предмет: портретные зарисовки в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и иллюстрации художников к повести.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, сравнение.

Календарное планирование:

Тема

Ч.

Цели и задачи

Базисный компонент

Развитие речи

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести», объяснить смысл пословицы «Береги честь смолоду», письменный ответ на вопрос урока, пересказ эпизодов, наизусть отрывок.

Изложение.

20-30

- Повесть А.С. Пушкина

«Капитанская дочка». История жизни П.Гринёва

- Жизнь в Белогорской крепости.

- Герои повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка» и пугачёвщина

- Пугачев и П.Гринев в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

- Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки.

- Тема чести в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

8

2

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях. Познакомить с творческой историей повести; определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы развития характера Петра Гринева, его духовного становления, разобрать образ Пугачева.

Развитие творческих способностей учащихся.

Историческая основа

повести.

Особенности композиции.

Гринев,

его роль в произведении,

формирование взглядов

и характера. Маша Миронова,

ее душевная стойкость,

нравственная красота.

Отношение автора к

Пугачеву и

к народному восстанию.

Утверждение автором

нравственных идеалов

гуманности,

чести и долга. Историческая

правда и

художественный вымысел

в повести.

Точность и лаконизм

пушкинской прозы.

Мотивы народного

творчества в повести.

Роль эпиграфов.

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления», объяснить смысл пословицы «Береги честь смолоду», письменный

ответ на вопрос урока, пересказ эпизодов,

наизусть

отрывок.

Исследова-тельская работа

«Портрет

как средство

раскрытия

характера

героя»  

Изложение.

Ожидаемые результаты: мотивация учащихся к изучению творчества А.С.Пушкина; творчества художников, иллюстрирующих произведения классиков; активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся.

2. Основная часть.

Глава I.

 Что же такое портрет? Обратимся к литературоведческому справочнику.

«Портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет - это скопированный с реально существующего человека. С развитием мировой литературы портрет всё более приобретает смысл психологической характеристики персонажа».(7, стр.130)

 В литературе внутреннее, сокровенное человека можно изобразить непосредственно: с помощью внутреннего монолога, потока сознания или же прямой характеристики автора. Более того, можно показать не только внутреннее и внешнее отдельно или внутреннее через внешнее, но само это единство, саму связь внутреннего мира личности и её внешнего облика. И, что замечательнее  всего, портрет можно показать в развитии, так, чтобы от                              страницы к странице, от эпизода к эпизоду выявлялись существенные перемены в характере персонажа, какие-то новые стороны его личности и те внешние изменения, которые с ним происходят.

Глава II.

Создавая «Капитанскую дочку», Пушкин ставил себе цель написать историческое повествование, хотя, основные персонажи, определяющие сюжет, являются вымышленными, они силою обстоятельств, а не собственной волей, вовлечены в крупные исторические события, и в ходе этих событий вступают в те или иные отношения с подлинно-историческими деятелями.

Таким образом, всех героев повести можно поделить на вымышленных и подлинных. Вымышленные герои – это Пётр Андреевич Гринёв, его отец, Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, мать Петра, Мария Миронова, Василиса Егоровна Миронова, Иван Кузьмич Миронов, Швабрин, и прочие, так или иначе, с ними связанные герои. Какими же рисует их Пушкин?

Если прочитать повесть, можно убедиться в том, что портретов семьи Гриневых нет, этим Пушкин подчёркивает, что эти лица типичны для своей эпохи и своей среды. Помещица Гринёва «варящая медовое варенье в гостиной», Андрей Петрович Гринев, читающий «Придворный календарь, ежегодно им получаемый», (4, стр.5) узнаваем не своим внешним портретом, а скорее своей типичностью, достаточно открыть другие произведения Пушкина, а также Гоголя, Толстого и других писателей XIX века.

Пётр Гринёв - молодой дворянин и офицер екатерининской армии главный герой произведения. Тем не менее, в повести нет его портрета. Тем большее значение получают его слова и поступки. Вся история Гринева- выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, отцовского наставления «береги честь смолоду».

Точно также, типичными для своей эпохи являются Василиса Егоровна, капитан Миронов, Иван Игнатьевич, Архип Савельев.

Значит, отсутствие портрета у Пушкина- это не просто его отсутствие, а особый приём, подчёркивающий не индивидуальность героя, а скорее наоборот, его типичность для своего времени, или среды, или класса.

Однако есть персонажи, портрет которых просто необходим это Швабрин и Маша Миронова.

Швабрин - ещё один представитель офицерства, дуэлянт, изменник, не имеющий никаких моральных убеждений. Его портрет есть в главе 3 «Крепость», «ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».(4, стр.30)Гринёв является полной противоположностью Швабрина.

Маша Миронова – молодая девушка, одновременно хрупкая и смелая. Её описание дается в главе III «Крепость». «Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати  круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели». Маша - очень застенчива, об этом сказано при описании её внешности: «уши так и горели».(4. стр.24) Портрет Маши нужен, ведь с его помощью Пушкин хотел продемонстрировать ещё одно качество Гринёва: Пётр полюбил Машу не за её внешность, но за её характер, склад ума и, верно она была близка ему по духу.

(Здесь и далее иллюстрации художника Герасимова С.)

Подлинно- исторические герои повести- это Емельян Пугачёв, Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша),ЕкатеринаII и прочие так или иначе связанные с ними герои. Однако из них самое значимое и полное описание у Пугачёва.

Исторический герой романа – Пугачёв – является в нем впервые самым простым, случайным, «домашним», по выражению Пушкина, образом: безвестным бродягой, мужественным и сметливым человеком из народа и всецело народу принадлежащим. Его наружность, показавшаяся Гринёву «замечательной», вполне соответствует описаниям, известным Пушкину из показаний современников и очевидцев. Описание Пугачёва есть в нескольких главах: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».(4, стр.15, глава 2 «Вожатый») Ещё одно описание после взятия Белогорской крепости: «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».(4, стр.53) Во время «пророческого» сна Пугачёв предстал перед Гриневым как «весело поглядывающий мужик с чёрной бородой». В первом описании – Пугачёв лишь беглый мятежник, а в другом – Пугачёв – предводитель восстания,  «государь Пётр III». Человечность, гуманность, великодушие  Пугачёва, лучшие черты русского народного характера – вот что подчёркивает Пушкин в герое, которого его враги, судьи, историки, обвиняли в свирепости и бесчеловечности, называя не иначе как «извергом» и «злодеем» Эти черты раскрываются в нём с помощью портрета.

Ещё одна историческая личность, присутствующая в повести – Екатерина II. Описание её в главе XIV «Суд» - «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».(4, стр106) Пушкин показал ЕкатеринуII в повести как можно ближе к тем образам, которые показывают живописцы на своих полотнах.

  1.  Заключение.

   Пушкин замечателен как художник и как поэт. В описании персонажей повести он большее внимание уделяет именно глазам, потому что с помощью глаз можно многое передать: живые, большие глаза так и бегали – плут, мошенник; сверкающие глаза – могут выражать разное: смелость, радость, гнев и др. Также он обращает внимание некоторым на первый взгляд незначительным деталям одежды или внешности, так например, соболья шапка Пугачева была надета набекрень – может это сказать о том, что хотя он и выдаёт себя за императора, но в жизни обычный человек.

Портрет героя даёт понять о нем что-то, что невозможно узнать, если оценивать лишь  поступки персонажа.   

 

 Список использованной литературы.

1. Азарова Н.М. Текст. М.: Прометей, 2000г.

2. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962 год.

3.Макоголенко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

4. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», М., Детская литература, 1977

5. Русская литература XIX-XX вв., в 2-ух томах, т.1-ый (издательство Московского университета, 2001 год)

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1984г.

7. Тураев С.В. Тимофеев Н.П. Литература. Справочные материалы, М., 1988г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54409. Modische Kleidung 217.5 KB
  Kinder! Das Thema der heutigen Stunde ist „Modische Kleidung“. Wisst ihr solhe Redensart „Kleider machen Leute“? Das ist ein deutsches Sprichwort. Meiner Meinung nach hat diese Redensart einen gleichen Sinn in allen Sprachen. Kinder, wie versteht ihr „Kleider machen Leute“? Beantwortet bitte lakonisch, schnell und deutlich.
54410. Материки Південної півкулі Австралія, Південна Америка і Антарктида 73.5 KB
  Мета: Дати учням установку на вивчення нової теми, познайомити з структурною моделлю модуля, з самостійною роботою по вивченню нового матеріалу,сприяти розвитку комунікативної компетентності. Дати учням загальну уяву про природу материків Південної півкулі: Австралія, Південна Америка, Антарктида.
54411. Підсумкова контрольна робота з математики тестового характеру 168 KB
  Мета оцінювання: Встановити відповідність рівня навчальних досягнень учнів 1 класу з математики за навчальний рік Програмовим вимогам.
54412. Основні закономірності спадковості та мінливості 274 KB
  Менделя виступаючи в ролі біографа. Але промова Менделя пролунала для сучасників як промова інопланетного прибульця. Лише в 1900 році знову відкрили закони Менделя. Менделя через 35 років після їі появи на світ та відкрив самого г.
54413. Лікарські рослини у житті людини. Збирання і заготівля лікарських рослин 79.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про лікарські рослини їх значення в житті людини формувати в учнів вміння і навички збору лікарських рослин їх зберігання. Обладнання: таблиці; гербарні екземпляри різних лікарських рослин дидактичний матеріал книги: Травы дарующие здоровье лікарські трави. Основні терміни і поняття: лікарські рослини фармакологія хімікофармацевтична промисловість.
54414. ВИКОРИСТАННЯ МУЛЬТИМЕДІЙНИХ ЗАСОБІВ НАВЧАННЯ НА УРОКАХ ФІЗИКИ 946 KB
  Мета: навчити використанню операторів циклу при опрацюванні результатів лабораторної роботи Визначення модуля пружності гуми; розвити навики роботи у середовищі Turbo Pscl; виробляти вміння узагальнювати вивчений матеріал; виховувати в учнів уважність та відповідальність при виконанні завдань. Організаційний момент Викреслення мети основних завдань уроку ознайомлення з обладнанням необхідним для проведення лабораторної роботи та опрацювання результатів вимірювань. Виконання лабораторної роботи. Для виконання лабораторної...
54415. Модульное обучение на уроках химии 38.5 KB
  Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс обеспечить его целостность в реализации целей обучения развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество ибо модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий...
54416. Мохоподібні: будова, різноманітність, значення в природі та житті людини 1.32 MB
  Навчальна: ознайомити учнів з характерними рисами мохоподібних, особливостями розмноження, їхнім значенням у природі та господарстві людини. Розвиваюча: розвивати логічне та біологічне мислення, вміння працювати з дидактичним матеріалом, малюнками, схемами, таблицями, аналізувати спостереження та робити висновки. Виховна: сприяти формуванню основних уявлень про наукове пізнання світу, розвитку інтересу до вивчення природи; виховувати в учнів уміння слухати, культуру мови та спілкування.
54417. Молодь за здорове майбутнє. Виховний захід 41 KB
  Епіграф: Немає друга рівного здоровю; Немає ворога рівного хворобі Давньоіндійське прислівя Обладнання: компютер мультимедійний проектор екран плакати з написами Хід заходу Вихователь. Люди кажуть один одному при зустрічі: Доброго Вам здоровя. Вони бажають один одному здоровя.