75037

Портрет как средство раскрытия характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Почему именно повесть Капитанская дочка Во-первых это первое большое произведение Пушкина прочитанное мною удивившее своей глубиной и необычностью поднятых проблем. Во-вторых удивил подход Пушкина к изображению такой исторической личности как Е.

Русский

2015-01-12

753.5 KB

0 чел.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Бердюжье»,

Бердюжского района, Тюменской области

627440, село Бердюжье, улица Гнаровской 1,

т/факс 83455421857. Директор школы: Филиппова Елена Владимировна

Исследовательская работа

 

Портрет как средство раскрытия                                                характера в повести А. С. Пушкина                          «Капитанская дочка»

                                        

                                        Выполнила Койпиш Дарья

ученица 8б МАОУ «СОШ с. Бердюжье»

Руководитель Шукалович Е.П.

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с. Бердюжье»

с.Бердюжье

Содержание

1.Введение.

- Обоснование выбора темы, цели и задачи – стр. 3- 5

2. Основная часть.

глава 1. Что такое портрет? – стр. 6

глава 2. Анализ текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  комментарии к иллюстрациям - стр. 6 - 10

3. Заключение – стр.11

- Список использованной литературы – стр. 11

  1.  Введение

Выбор данной темы обусловлен моим интересом к творчеству А. С. Пушкина. Почему именно повесть «Капитанская дочка? Во-первых, это первое большое произведение Пушкина, прочитанное мною,  удивившее своей глубиной и необычностью поднятых проблем. Пушкин, как писатель-историк стал для меня открытием.

Во-вторых, удивил подход Пушкина к изображению такой исторической личности как Е. Пугачёв. В учебнике истории он изображается несколько по-другому и более отрицательно. Пушкин же, я считаю,   стремился к объективности. По словам Пушкина, его задача – изобразить Пугачева в соответствии с «истиной исторической», для чего писатель работал над документальными источниками.

И, в - третьих, в произведениях Пушкина меня привлекает его умение несколькими тонкими деталями портрета передать и характер героя, и его душевное состояние.

 Цель моей работы: выявление роли портрета как средства раскрытия характера героя.

 Поэтому в своей работе я поставила следующие задачи:

 изучив литературу по творчеству Пушкина, исследуя текст повести «Капитанская дочка», проследить, как с помощью деталей портрета автор раскрывает образы Пугачева и других героев повести. На какие детали портрета Пушкин обращает особое внимание. Помогает ли портрет героя создать действительно объективную характеристику исторического лица.

В ходе работы мною были изучены следующие источники:

1.Русская литература XIX-XX вв., в 2-ух томах, т.1-ый (издательство Московского университета, 2001 год)

2. Н.М. Азарова, текст М.: Прометей, 2000г.

3.Макоголенко г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

4. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962 год.

5. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М., Детская литература, 1977г.

Объект: повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Предмет: портретные зарисовки в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и иллюстрации художников к повести.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, сравнение.

Календарное планирование:

Тема

Ч.

Цели и задачи

Базисный компонент

Развитие речи

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести», объяснить смысл пословицы «Береги честь смолоду», письменный ответ на вопрос урока, пересказ эпизодов, наизусть отрывок.

Изложение.

20-30

- Повесть А.С. Пушкина

«Капитанская дочка». История жизни П.Гринёва

- Жизнь в Белогорской крепости.

- Герои повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка» и пугачёвщина

- Пугачев и П.Гринев в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

- Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки.

- Тема чести в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

8

2

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях. Познакомить с творческой историей повести; определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы развития характера Петра Гринева, его духовного становления, разобрать образ Пугачева.

Развитие творческих способностей учащихся.

Историческая основа

повести.

Особенности композиции.

Гринев,

его роль в произведении,

формирование взглядов

и характера. Маша Миронова,

ее душевная стойкость,

нравственная красота.

Отношение автора к

Пугачеву и

к народному восстанию.

Утверждение автором

нравственных идеалов

гуманности,

чести и долга. Историческая

правда и

художественный вымысел

в повести.

Точность и лаконизм

пушкинской прозы.

Мотивы народного

творчества в повести.

Роль эпиграфов.

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления», объяснить смысл пословицы «Береги честь смолоду», письменный

ответ на вопрос урока, пересказ эпизодов,

наизусть

отрывок.

Исследова-тельская работа

«Портрет

как средство

раскрытия

характера

героя»  

Изложение.

Ожидаемые результаты: мотивация учащихся к изучению творчества А.С.Пушкина; творчества художников, иллюстрирующих произведения классиков; активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся.

2. Основная часть.

Глава I.

 Что же такое портрет? Обратимся к литературоведческому справочнику.

«Портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет - это скопированный с реально существующего человека. С развитием мировой литературы портрет всё более приобретает смысл психологической характеристики персонажа».(7, стр.130)

 В литературе внутреннее, сокровенное человека можно изобразить непосредственно: с помощью внутреннего монолога, потока сознания или же прямой характеристики автора. Более того, можно показать не только внутреннее и внешнее отдельно или внутреннее через внешнее, но само это единство, саму связь внутреннего мира личности и её внешнего облика. И, что замечательнее  всего, портрет можно показать в развитии, так, чтобы от                              страницы к странице, от эпизода к эпизоду выявлялись существенные перемены в характере персонажа, какие-то новые стороны его личности и те внешние изменения, которые с ним происходят.

Глава II.

Создавая «Капитанскую дочку», Пушкин ставил себе цель написать историческое повествование, хотя, основные персонажи, определяющие сюжет, являются вымышленными, они силою обстоятельств, а не собственной волей, вовлечены в крупные исторические события, и в ходе этих событий вступают в те или иные отношения с подлинно-историческими деятелями.

Таким образом, всех героев повести можно поделить на вымышленных и подлинных. Вымышленные герои – это Пётр Андреевич Гринёв, его отец, Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, мать Петра, Мария Миронова, Василиса Егоровна Миронова, Иван Кузьмич Миронов, Швабрин, и прочие, так или иначе, с ними связанные герои. Какими же рисует их Пушкин?

Если прочитать повесть, можно убедиться в том, что портретов семьи Гриневых нет, этим Пушкин подчёркивает, что эти лица типичны для своей эпохи и своей среды. Помещица Гринёва «варящая медовое варенье в гостиной», Андрей Петрович Гринев, читающий «Придворный календарь, ежегодно им получаемый», (4, стр.5) узнаваем не своим внешним портретом, а скорее своей типичностью, достаточно открыть другие произведения Пушкина, а также Гоголя, Толстого и других писателей XIX века.

Пётр Гринёв - молодой дворянин и офицер екатерининской армии главный герой произведения. Тем не менее, в повести нет его портрета. Тем большее значение получают его слова и поступки. Вся история Гринева- выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, отцовского наставления «береги честь смолоду».

Точно также, типичными для своей эпохи являются Василиса Егоровна, капитан Миронов, Иван Игнатьевич, Архип Савельев.

Значит, отсутствие портрета у Пушкина- это не просто его отсутствие, а особый приём, подчёркивающий не индивидуальность героя, а скорее наоборот, его типичность для своего времени, или среды, или класса.

Однако есть персонажи, портрет которых просто необходим это Швабрин и Маша Миронова.

Швабрин - ещё один представитель офицерства, дуэлянт, изменник, не имеющий никаких моральных убеждений. Его портрет есть в главе 3 «Крепость», «ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».(4, стр.30)Гринёв является полной противоположностью Швабрина.

Маша Миронова – молодая девушка, одновременно хрупкая и смелая. Её описание дается в главе III «Крепость». «Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати  круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели». Маша - очень застенчива, об этом сказано при описании её внешности: «уши так и горели».(4. стр.24) Портрет Маши нужен, ведь с его помощью Пушкин хотел продемонстрировать ещё одно качество Гринёва: Пётр полюбил Машу не за её внешность, но за её характер, склад ума и, верно она была близка ему по духу.

(Здесь и далее иллюстрации художника Герасимова С.)

Подлинно- исторические герои повести- это Емельян Пугачёв, Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша),ЕкатеринаII и прочие так или иначе связанные с ними герои. Однако из них самое значимое и полное описание у Пугачёва.

Исторический герой романа – Пугачёв – является в нем впервые самым простым, случайным, «домашним», по выражению Пушкина, образом: безвестным бродягой, мужественным и сметливым человеком из народа и всецело народу принадлежащим. Его наружность, показавшаяся Гринёву «замечательной», вполне соответствует описаниям, известным Пушкину из показаний современников и очевидцев. Описание Пугачёва есть в нескольких главах: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».(4, стр.15, глава 2 «Вожатый») Ещё одно описание после взятия Белогорской крепости: «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».(4, стр.53) Во время «пророческого» сна Пугачёв предстал перед Гриневым как «весело поглядывающий мужик с чёрной бородой». В первом описании – Пугачёв лишь беглый мятежник, а в другом – Пугачёв – предводитель восстания,  «государь Пётр III». Человечность, гуманность, великодушие  Пугачёва, лучшие черты русского народного характера – вот что подчёркивает Пушкин в герое, которого его враги, судьи, историки, обвиняли в свирепости и бесчеловечности, называя не иначе как «извергом» и «злодеем» Эти черты раскрываются в нём с помощью портрета.

Ещё одна историческая личность, присутствующая в повести – Екатерина II. Описание её в главе XIV «Суд» - «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».(4, стр106) Пушкин показал ЕкатеринуII в повести как можно ближе к тем образам, которые показывают живописцы на своих полотнах.

  1.  Заключение.

   Пушкин замечателен как художник и как поэт. В описании персонажей повести он большее внимание уделяет именно глазам, потому что с помощью глаз можно многое передать: живые, большие глаза так и бегали – плут, мошенник; сверкающие глаза – могут выражать разное: смелость, радость, гнев и др. Также он обращает внимание некоторым на первый взгляд незначительным деталям одежды или внешности, так например, соболья шапка Пугачева была надета набекрень – может это сказать о том, что хотя он и выдаёт себя за императора, но в жизни обычный человек.

Портрет героя даёт понять о нем что-то, что невозможно узнать, если оценивать лишь  поступки персонажа.   

 

 Список использованной литературы.

1. Азарова Н.М. Текст. М.: Прометей, 2000г.

2. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962 год.

3.Макоголенко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

4. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», М., Детская литература, 1977

5. Русская литература XIX-XX вв., в 2-ух томах, т.1-ый (издательство Московского университета, 2001 год)

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1984г.

7. Тураев С.В. Тимофеев Н.П. Литература. Справочные материалы, М., 1988г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76920. Органы чувств и учение И.П. Павлова. Характеристика органов чувств в свете Павловского учения об анализаторах 180.62 KB
  Органы чувств являются периферической важнейшей рецепторной частью анализаторов первой сигнальной системы. В органах зрения и обоняния восприятие осуществляет и анализирует сама нейрочувствительная клетка и поэтому эти органы называют первично чувствующими. Поэтому эти органы называются вторично чувствующими.
76921. Орган слуха и равновесия: общий план строения и функциональные особенности 182.53 KB
  Орган слуха и равновесия иначе называется преддверноулитковым органом в котором выделяют наружное среднее и внутреннее ухо. Большая часть органа располагается внутри височной кости. Орган слуха или слуховой анализатор считается в сенсорной системе человека вторым по значению после зрительного так как крайне важен для общения с природой и обществом в связи с развитой членораздельной речью.
76922. Наружное ухо, его части, строение, кровоснабжение, иннервация 181.85 KB
  Рельеф ушной раковины: завиток свободный завернутый край; ножка завитка – конечная часть завитка нависающая над наружным слуховым проходом; бугорок ушной раковины на границе задней и верхней части завитка изнутри; противозавиток параллелен завитку; козелок выступ кпереди от слухового прохода; противокозелок напротив козелка в нижней части противозавитка; полость ушной раковины между козелком и противозавитком; мочка долька ушной раковины содержащая жировую ткань. Состав наружного слухового прохода: хрящевая часть 1 3...
76923. Среднее ухо 180.75 KB
  Слуховые косточки лежат в барабанной полости связанные между собой и некоторыми стенками суставами мышцами и мембранами. Кроме того существует костная проводимость звука через слуховые косточки и стенки барабанной полости. Стенки барабанной полости: верхняя покрышечная стенка – на передней поверхности пирамиды височной кости; нижняя яремная стенка в области яремной ямки на нижней поверхности пирамиды с началом сосцевидного канальца для ушной ветви X пары; медиальная лабиринтная стенка с мысом окном преддверия овальным...
76924. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Спиральный (кортиев) орган. Проводящий путь слухового анализатора 184.04 KB
  Они представлены волосковыми сенсорноэпителиальными клетками которые находятся внутри улитки в спиральном органе слуховой рецептор и внутри расширений преддверия и полукружных каналов вестибулярный рецептор. Костный и перепончатый лабиринт – скелет внутреннего уха располагается в пирамиде височной кости имеет следующие составные части: преддверие занимающее срединное положение; улитку лежащую кпереди от преддверия; три полукружных канала расположенных кзади от преддверия. Стенки отверстия и другие образования преддверия...
76925. Орган зрения: общий план строения. Глазное яблоко и его вспомогательный аппарат 183.74 KB
  Изменения внутренней оси глаза короткая длинная сказываются на положении фокуса световых лучей. Оболочки глаза состоят: из фиброзной оболочки с прозрачной и круглой передней частью роговицей диаметром в 12 мм толщиной в 1 мм; и с задней частью плотной белесоватой склерой толщиной от 04 до 1 мм; из сосудистой оболочки с тремя частями: собственно сосудистой ресничным телом радужкой со зрачком; из сетчатой оболочки с наружной пигментной и внутренней светочувствительной частью. Внутреннее ядро глаза представлено водянистой влагой...
76926. Преломляющие среды глазного яблока: роговица, жидкость камер глаза, хрусталик, стекловидное тело 181.53 KB
  Стекловидное тело находится в стекловидной камере. Объем его у взрослого - 4 мл. По составу - это гелеобразная среда с наличием в остове особых белков: витрозина и муцина, с которыми связана гиалуроновая кислота, что обеспечивает вязкость и упругость тела
76927. Сосудистая оболочка глаза, ее части. Механизм аккомодации 180.92 KB
  Ресничное тело средний отдел сосудистой оболочки расположен в виде кругового валика соответственно месту перехода роговицы в склеру сзади от радужки с которой срастается наружным ресничным краем. В центре радужка имеет зрачок ограниченный зрачковым краем сосудистой оболочки а противоположный ему край называется ресничным. В сосудистой оболочке находятся ресничные артерии: задние и передние; короткие и длинные. Из венозной сети сосудистой оболочки формируются вортикозные вены 46 проходящие через склеру и впадающие в...
76928. Сетчатая оболочка глаза. Проводящий путь зрительного анализатора 181.61 KB
  Внутренняя или сетчатая оболочка глаза плотно срастается с сосудистой по всей площади соприкосновения. Центральная ямка макулы сосредотачивает только колбочковые нейросенсорные клетки и в нее ldquo;упираетсяrdquo; оптическая ось глаза. Проводящий зрительный путь Рецепторное поле это сетчатая оболочка глаза с палочко и колбочковидными клетками содержащими светочувствительный пигмент родопсин йодопсин.