7505

Основные идеи эпохи Просвещения

Доклад

Логика и философия

Основные идеи эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридичес...

Русский

2013-01-24

32 KB

160 чел.

Основные идеи эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридические, понятия),  ценность частной собственности. Особую ценность приобретает разум. Идеалом этой эпохи становится просвещенный правитель, который заботится о просвещении своего народа.

Эпоха Просвещения  начинается в наиболее развитой экономически стране - Англии.

Писатели Дж. Свифт,  Д. Дефо, А. Смит были английскими просветителями. А. Смит был профессором морали, его  заинтересовал вопрос, в чем причина богатства. Он считал, что основа любого богатства - труд. Он положил начало трудовой теории стоимости и политической экономии.

Философ Джон Локк (1632-1704) преподавал греческий язык, изучал естественные науки, был основателем метеорологии, делал предположения о возможности переливания крови.

Он был сторонником эмпирической теории познания и утверждал, что не существует врожденных идей и принципов, а все знания приобретаются из опыта. Он различал качества, которые воспринимаются ощущениями как первичные (протяженность, форма, плотность) вторичные (цвет, запах, звук, вкус).

Локк считал, что существует рефлексия - внутреннее состояние  и деятельность духа, внутренние чувства.  По мнению Локка  идеи сообразны с  действиями.

Эмпирические воззрения Локка легли в основу его педагогических взглядов. Все знания - приобретаются из опыта. Душа ребенка - чистая доска. Должен действовать принцип-

гуманизма. Он призывал к веротерпимости.

Дэвид Юм(1711-1746)  был на дипломатической службе во Франции; был знаком со многими  французскими просветителями. В философских взглядах Юма переплелись взгляды Локка и Беркли. Вслед за Локком считал, что первичный  уровень познания связан с внешним опытом, вторичный уровень- это чувственные образы памяти, желания, страсти. Практически Юм не сомневался в существовании материального мира, но теоретически этот вопрос для Юма был открыт. В этом его взгляды сходились с взглядами Беркли. Таким образом, Юм приверженец агностицизма- течения философии, которое утверждает, что полное познание мира невозможно. Юма также интересовал в гносеологии учение о причинности, он один из первых разрабатывал его. Юма интересовали и этические проблемы. В его этике было три основных принципа: гедонизм, утилитаризм, альтруизм.

Юм критиковал религию и церковь, был непреклонен в этих вопросах.

 

Французское просвещение.

Вольтер (1694 – 1778) – Франсуа Мари Аруэ.

Философские взгляды Вольтера опирались на философию Локка и научные взгляды Ньютона.

Вольтер придерживался взглядов деизма – течения, которое утверждает, что начало мира положил Бог, привел его в движение, а затем самоустранился, и мир стал развиваться по естественным законам.

Вольтер не прибегал к помощи религии для  объяснения природных явлений. Вольтер в своих трудах «Философские письма»,  «Трактат о метафизике», «Философский словарь» Вольтер подошел к пониманию идеи вечности материи, ее объективного существования и вечного движения.

Вольтер считал, что сознание – это атрибут материи и оно зависит от строения тел. В этих вопросах Вольтер тяготел к материализму.

Вольтер сотрудничал с создателями французской энциклопедии.

Дени Дидро (1713 – 1784)

В 1747г. в работе «Философские мысли»  Дидро предстает как деист ( последователь деизма). В 1749 г. выходит его следующая работа, в которой он выступает как атеист материалист.

Взгляды Дидро наиболее материалистически последовательны. Дидро утверждал, что материя – это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Дидро считал материю  единственной субстанцией, причина существования которой – она сама. Он отличал единство материи и движения, отрицал существование абсолютного покоя. Причину движения видел во внутренней противоречивости материи. Дидро пытался преодолеть механистические взгляды. Дидро считал, что всей материи присущи ощущения. Дидро был сторонником теории общественного договора - это теория происхождения государства, которая утверждает, что оно образовалась в результате договора между людьми. Дидро принимал активное участие в создании французской энциклопедии. Также как и Вольтер, он состоял в переписке с Екатериной II.

Дидро завещал свою личную библиотеку России.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778)

- был сторонником деизма и считал, что невозможно до конца понять сущность материи и сознания. Он был сторонником сенсуализма, т.е . в его теории познания предпочтение отдавалось чувствам, как основному источнику знаний о мире. Анализируя развитие общества. Руссо пришел к выводу , что все пороки общества связаны с имущественным и социальным неравенством. Все пороки концентрируются в городах, поэтому детей лучше воспитывать в загородных усадьбах («Эмиль или о воспитании»,  «Юлия» - см. историю образования)

Вывод

Французское просвещение идеологически подготовило французскую буржуазную революцию, лозунг которой: свобода, равенство, братство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10430. Характерные черты политического процесса в России 25.5 KB
  Характерные черты политического процесса в России. Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы создать прав...
10431. Урок - семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура 167 KB
  Тема: Урок семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура.â Тип уроку: урок застосування знань умінь та навичок. Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Насичені вуглеводніâ. Навчити учнів застосовувати загальн...
10432. Життя та наукова діяльність Д.І. Менделеєва 69 KB
  Мета уроку: докладно ознайомити учнів з періодами життя та наукової діяльності Д. Менделєєва. Усвідомити суть створення періодичної системи та періодичного закону як фундаменту для природної класифікації хімічних елементів і значення для розвитку хімії й суміжних з нею ...
10433. Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів 67 KB
  Навчальний предмет: хімія Клас: 9 Тема уроку: Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів Вид заняття: урок вивчення нового матеріалу Цілі уроку: навчальні: формувати поняття про металічний звязок е...
10434. Загальні хімічні властивості металів 71.5 KB
  Тема: Загальні хімічні властивості металів Навчальна мета: розглянути хімічні властивості металів як простих речовин з позиції знань про окисновідновні реакції сформувати поняття про метали як відновники; сформувати вміння порівнювати хімічну активність металів ск...
10435. Значення хімії у створенні нових матеріалів, розвязання сировинної та енергетичної проблем 53 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів розвязання сировинної та енергетичної проблем. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригін...
10436. Значення хімії у створенні нових матеріалів 45.5 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригінальними властивостями й новими технологіями. ...
10437. Кисень у природі. Фізіологічна дія кисню. Одержання кисню в лабораторії. Реакції розкладу. Поняття про каталізатор. Фізичні властивості кисню 93 KB
  Тема: Кисень у природі. Фізіологічна дія кисню. Одержання кисню в лабораторії. Реакції розкладу. Поняття про каталізатор. Фізичні властивості кисню. Тип уроку: комбінований урок з елементами інтерактивності. Навчальна мета: Розглянути елемент Оксиген та просту ре...
10438. Корозія металів та способи захисту від корозії 60.5 KB
  Корозія металів та способи захисту від корозії. Мета: навчальна: дати поняття про корозію металів як окисновідновний процес ознайомитись з причинами її виникнення; показати шкоду якої завдає корозія; розглянути способи захисту металів від корозії. виховна: фо