7505

Основные идеи эпохи Просвещения

Доклад

Логика и философия

Основные идеи эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридичес...

Русский

2013-01-24

32 KB

151 чел.

Основные идеи эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридические, понятия),  ценность частной собственности. Особую ценность приобретает разум. Идеалом этой эпохи становится просвещенный правитель, который заботится о просвещении своего народа.

Эпоха Просвещения  начинается в наиболее развитой экономически стране - Англии.

Писатели Дж. Свифт,  Д. Дефо, А. Смит были английскими просветителями. А. Смит был профессором морали, его  заинтересовал вопрос, в чем причина богатства. Он считал, что основа любого богатства - труд. Он положил начало трудовой теории стоимости и политической экономии.

Философ Джон Локк (1632-1704) преподавал греческий язык, изучал естественные науки, был основателем метеорологии, делал предположения о возможности переливания крови.

Он был сторонником эмпирической теории познания и утверждал, что не существует врожденных идей и принципов, а все знания приобретаются из опыта. Он различал качества, которые воспринимаются ощущениями как первичные (протяженность, форма, плотность) вторичные (цвет, запах, звук, вкус).

Локк считал, что существует рефлексия - внутреннее состояние  и деятельность духа, внутренние чувства.  По мнению Локка  идеи сообразны с  действиями.

Эмпирические воззрения Локка легли в основу его педагогических взглядов. Все знания - приобретаются из опыта. Душа ребенка - чистая доска. Должен действовать принцип-

гуманизма. Он призывал к веротерпимости.

Дэвид Юм(1711-1746)  был на дипломатической службе во Франции; был знаком со многими  французскими просветителями. В философских взглядах Юма переплелись взгляды Локка и Беркли. Вслед за Локком считал, что первичный  уровень познания связан с внешним опытом, вторичный уровень- это чувственные образы памяти, желания, страсти. Практически Юм не сомневался в существовании материального мира, но теоретически этот вопрос для Юма был открыт. В этом его взгляды сходились с взглядами Беркли. Таким образом, Юм приверженец агностицизма- течения философии, которое утверждает, что полное познание мира невозможно. Юма также интересовал в гносеологии учение о причинности, он один из первых разрабатывал его. Юма интересовали и этические проблемы. В его этике было три основных принципа: гедонизм, утилитаризм, альтруизм.

Юм критиковал религию и церковь, был непреклонен в этих вопросах.

 

Французское просвещение.

Вольтер (1694 – 1778) – Франсуа Мари Аруэ.

Философские взгляды Вольтера опирались на философию Локка и научные взгляды Ньютона.

Вольтер придерживался взглядов деизма – течения, которое утверждает, что начало мира положил Бог, привел его в движение, а затем самоустранился, и мир стал развиваться по естественным законам.

Вольтер не прибегал к помощи религии для  объяснения природных явлений. Вольтер в своих трудах «Философские письма»,  «Трактат о метафизике», «Философский словарь» Вольтер подошел к пониманию идеи вечности материи, ее объективного существования и вечного движения.

Вольтер считал, что сознание – это атрибут материи и оно зависит от строения тел. В этих вопросах Вольтер тяготел к материализму.

Вольтер сотрудничал с создателями французской энциклопедии.

Дени Дидро (1713 – 1784)

В 1747г. в работе «Философские мысли»  Дидро предстает как деист ( последователь деизма). В 1749 г. выходит его следующая работа, в которой он выступает как атеист материалист.

Взгляды Дидро наиболее материалистически последовательны. Дидро утверждал, что материя – это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Дидро считал материю  единственной субстанцией, причина существования которой – она сама. Он отличал единство материи и движения, отрицал существование абсолютного покоя. Причину движения видел во внутренней противоречивости материи. Дидро пытался преодолеть механистические взгляды. Дидро считал, что всей материи присущи ощущения. Дидро был сторонником теории общественного договора - это теория происхождения государства, которая утверждает, что оно образовалась в результате договора между людьми. Дидро принимал активное участие в создании французской энциклопедии. Также как и Вольтер, он состоял в переписке с Екатериной II.

Дидро завещал свою личную библиотеку России.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778)

- был сторонником деизма и считал, что невозможно до конца понять сущность материи и сознания. Он был сторонником сенсуализма, т.е . в его теории познания предпочтение отдавалось чувствам, как основному источнику знаний о мире. Анализируя развитие общества. Руссо пришел к выводу , что все пороки общества связаны с имущественным и социальным неравенством. Все пороки концентрируются в городах, поэтому детей лучше воспитывать в загородных усадьбах («Эмиль или о воспитании»,  «Юлия» - см. историю образования)

Вывод

Французское просвещение идеологически подготовило французскую буржуазную революцию, лозунг которой: свобода, равенство, братство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74045. Эллинистическая цивилизация. Сущность эллинизма в историографии 34.5 KB
  После смерти Александра Македонского, начинается борьба между наследниками. Борьба проходила в два этапа: сначала сражались «диадохи» - полководцы Александра, а затем их потомки – «эпигоны». В результате Держава распалась на ряд царств: Македонию, Египет, государство Селевкидов, Пергам ит.д.
74046. Пути формирования феодальных отношений в Западной Европе в период Раннего Средневековья (V – XI вв.) 42.5 KB
  Проблема происхождения феодализма возникла одноврем. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германороманского синтеза. Энгельс подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических позиций рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой социальноэкономической формации к феодальной. и концепция синтезного происхождения феодализма преобладавшая во французской и русской медиевистике.
74048. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики 36.5 KB
  Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.
74049. Современная историческая наука о феномене Реформации 77.5 KB
  С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни.
74050. Основы количественного анализа 14.59 KB
  Основы количественного анализа. Количественный химический анализ имеет целью определение относительного количества отдельных составных частей какоголибо химического соединения или смеси. Количественный анализ бывает гравиметрический весовой титриметрический объемный Титриметрический метод анализа основан на определении вещества после взаимодействия с раствором вещества в ходе химической реакции. Объемный метод анализа основан на законе эквивалентов.
74051. Основы титриметрического (объемного) анализа 15.5 KB
  Титриметрический анализ титрование метод количественного массового анализа который часто используется в аналитической химии основанный на измерении объёма раствора реактива точно известной концентрации расходуемого для реакции с определяемым веществом. Титрование процесс определения титра исследуемого вещества. Титрование производят с помощью бюретки заполненной титрантом до нулевой отметки. По количеству пошедшего на титрование рабочего раствора рассчитывают результаты анализа.
74052. Физико-химические методы анализа (спектральные, хромотография, электрогравиметрические и др.) 13.89 KB
  Физико-химический анализ — комплекс методов анализа физико-химических систем путем построения и геометрического анализа диаграмм состояния и диаграмм состав-свойство.
74053. Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Энтальпия 14.81 KB
  Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Химическая термодинамика раздел физической химии изучающий процессы взаимодействия веществ методами термодинамики. Основными направлениями химической термодинамики являются: Классическая химическая термодинамика изучающая термодинамическое равновесие вообще.