75053

Формирование желаемого поведения (на примере кошки)

Практическая работа

Психология и эзотерика

Цель моей работы - изучение теории подкрепления и её практическое применение в воспитании домашней кошки Василисы. Мной поставлены задачи: познакомиться с теорией подкрепления желаемого поведения, изучить законы подкрепления, применить принципы подкрепления на практике.

Русский

2015-01-12

92 KB

0 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 12»

Муниципального образования город Ноябрьск

Исследовательская работа

на тему: «Формирование желаемого поведения (на примере кошки)»

Выполнила: ученица 3б класса

Журавлёва Дарья Алексеевна

Руководитель: Сухарева С.В.

Консультант:

педагог – психолог

Журавлёва Наталья Юрьевна

Ноябрьск  2011

Содержание

Введение…………………………………………….………………….............3

Глава 1.

Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные

методы воспитания……………………………………………………..........4-5

1.1 Об авторе теории подкрепления

1.2 Принципы теории подкрепления – настоящие законы

1.3 Применение подкрепления

Глава 2.

Применение подкрепления на практике. Мои эксперименты

и наблюдения…………………………………………………………..............6 - 9

2.1 Положительное и отрицательное подкрепление

2.2 Время подачи подкрепления

Заключение………………………………………………………………..........10

Список используемой литературы…………………........................................11

Введение.

Мы все живём в обществе, где действуют установленные законы поведения. В разных местах, в разное время, в разных ситуациях мы ведём себя по-разному. Наше поведение является направленным. Если бы мы не могли его направлять, мы не смогли бы выжить. Поэтому важно знать, как вести себя в разных условиях. Как научить любого – человека или животное, молодого или старого, себя или других – делать то, что можно и нужно. Как отучить кошку прыгать на кухонный стол и как заставить бабушку перестать пилить всех вокруг. Как повлиять на поведение детей, друзей, домашних животных. Как хорошо научиться играть в теннис, кататься на лыжах и как улучшить математические способности и память. Всего этого можно добиться с помощью принципов подкрепления.

Цель моей работы - изучение теории  подкрепления и её практическое применение в воспитании домашней кошки Василисы.

  Мной поставлены задачи:

  1.  познакомиться с теорией подкрепления желаемого поведения,
  2.  изучить законы подкрепления,
  3.  применить принципы подкрепления на практике.

      

  Объектом практического применения  теории подкрепления могут быть человек или животное.

В моей работе предмет  исследования – домашняя кошка Василиса.

Методологической базой моей работы послужила одна из теорий формирования поведения – теория подкреплений Б.Ф.Скиннера.  Его теория во многом отступает от представлений о биологической основе поведения. По его мнению, поведение находится под контролем внешних подкреплений – событий, которые происходят во время или сразу по завершению желательного поведения.

   Теорию подкреплений желательного поведения изучали  и применяли на практике учёный Конрад Лоренц, писатель и биолог-исследователь, Карен Прайор. Именно с книг Карен Прайор началось для меня увлекательное путешествие в мир знаний о формировании желательного поведения человека и дрессировки животных.

  Методика исследования: наблюдение за поведением кошки до и после применения положительного или отрицательного подкрепления, индукция (формирование из частных наблюдений общего вывода).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные методы воспитания.

1.1 Об авторе теории подкрепления.

Автором теории подкреплений является американский психолог Скиннер Беррес Фридерик (1904-1990), профессор Гарвардского университета, внесший значительный вклад в теорию и методику обучения. По его мнению, поведение  находится под контролем внешних подкреплений. Позитивные подкрепления увеличивают вероятность воспроизведения того или иного  поведения, а негативные подкрепления, наоборот, снижают её. Скиннер был практиком. Он говорил, что не верит в теоретические выводы. Его интересовало лишь «говорящее» поведение, которое можно наблюдать. Заслуга Скиннера в том, что он показал: поведение часто находится под контролем вознаграждений и может быть изменено просто при изменении условий, в которых получают  вознаграждения.

1.2 Принципы теории подкрепления – настоящие законы.

Желательное поведение  эффективно формируется на основе принципов подкрепления. Эти принципы – настоящие законы. Они ничем не отличаются от законов физики. Эти законы описывают все ситуации обучения точно так же, как и падение яблока описывается законом всемирного тяготения. Как бы мы ни старались изменить поведение – собственное или другого человека, или животного, - мы всегда используем эти законы. Даже если сами этого не осознаём.

Обычно мы пользуемся этими законами неправильно. Мы угрожаем, спорим, лишаем чего-либо. Набрасываемся на окружающих, когда ситуация складывается не так, как бы нам хотелось, и упускаем возможность похвалить за правильные действия. Мы грубы и нетерпеливы друг с другом и даже с самим собой, со своими домашними питомцами. Мы хотим достичь своей цели, но мало знаем, как это сделать. Мы просто не владеем методами, которыми пользуются современные дрессировщики, отлично знающие силу положительного подкрепления.

 Какова бы ни была задача дрессировки – нужно научить шалуна прилично вести себя на людях, утихомирить весёлого щенка, успокоить прыгающую кошку, сплотить команду или выучить наизусть стихотворение, - с помощью положительного подкрепления можно добиться её быстрее, лучше и даже веселее.

Дрессировщиком и учителем может стать любой. Главное, нужно понимать, что ты делаешь. Знание законов подкрепления может стать настоящим чудом.

1.3 Применение подкрепления.

Подкрепление – это не система наград и наказаний. Это событие, которое происходит во время или сразу по завершении желательного поведения и повышает повторение хорошего поведения в будущем. Подкрепление может быть положительным (то, что нравится: улыбка, поглаживание) или отрицательным (что человеку или животному неприятно: удар, рывок поводка, крик).

 Самое главное – это связь по времени между событиями: проявляется поведение, проявляется и подкрепление.

Если поведение не повторяется, значит, подкрепление произошло слишком рано или слишком поздно. А может быть выбранный нами стимул не является подкреплением для данного субъекта. Очень хорошо я проследила работу этого принципа на своей кошке Василисе. Я грозила ей рукой и ругала её на украдённые со стола лакомства, когда приходила домой. Василиса продолжала таскать их со стола. Но когда я увидела её в момент совершения «кражи» то, мой хлопок в ладоши, заставил прекратить её это действие. Я стала следить за ней и повторять хлопок при попытке залезть на стол. И это имело успех уже через 8 дней! Подкрепление должно происходить абсолютно синхронно с поведением!

Многие относятся к теории подкрепления как знакомому знанию, которое все и так давно знают и понимают. На самом деле большинство людей этого вовсе не понимают, иначе они не вели бы себя по отношению к окружающим так плохо. Мало кто пишет о правилах подкрепления так, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, в обычных житейских ситуациях. Исследователь-биолог, писательница  Карен Прайор написала книгу о том, как она применяет эти правила на практике. Её замечательные рассказы побудили меня к научному подходу в воспитании маленького котёнка-подкидыша Василисы, сегодня важной и ласковой кошечке.

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

теория подкрепления не решает всех проблем. Но очень многие жизненные сложности, задачи и неприятности можно решить, правильно применив законы подкрепления. Применение этих принципов должно быть практическим. Методы подкрепления не являются догмой и навсегда определёнными инструкциями. Относиться к ним надо творчески.

 Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные методы воспитания действуют всегда и для любого человека и животного. Важно знать, как они действуют и творчески применять их на практике.  

Глава 2. Применение подкрепления на практике. Эксперимент и наблюдение.

   Три месяца назад в нашей квартире неожиданно появился маленький пушистый котёнок – кошечка Василиса. Красивая, забавная кошечка сразу же показала нам свой нрав: наши руки были поцарапаны, а при малейшей возможности Василиса нас кусала за лицо, пальцы, ноги, в общем, где у неё получалось. А мы так мечтали о нежной, поющей кошечке.  Кроме того, она висела на шторах, взбиралась по косяку двери до самого верха, рвала обои, выбрасывала землю их цветов, с разбега запрыгивала на книжные полки и «читала» книги. Это было полной неожиданностью для всей нашей семьи. Тогда мы решили прививать ей культуру общения с нами. Нашли литературу о дрессировке кошек, об особенностях их развития.  Вооружившись теоретическими знаниями, мы начали использовать их на практике.

2.1 Положительное и отрицательное подкрепление.

Больше всего нас заинтересовала теория подкрепления Берреса Скиннера и практический опыт её применения на разных видах животных Карен Прайор. Всей семьёй мы читали сюжеты о дрессировке щенков, лам, дельфинов, кошек и прочих животных. Затем разработали свои методы закрепления поведения, разбив их на две группы – положительные и отрицательные. Записали их в виде таблицы, которая по мере воспитания Василисы дополнялась нами. Представляю эту таблицу.

Положительное подкрепление –

нечто желанное для субъекта

Отрицательное подкрепление –

то, чего субъект хочет избежать

1

Пища, особенно «Вискас» в пакетиках

Погрозить пальцем

2

поглаживание, почёсывание за ухом

Водяные брызги

3

Ношение кошки на плече

Блестящая, шелестящая бумага

4

Лакомство для кошки

Громкие звуки голосом, крик

5

Игрушки и игры в них с кошкой

Хлопок ладонями

6

Добрые слова

Неприятные звуки

7

Разрешение пить из кувшина на окне

Взятие за шкирку

8

Прогулка на балконе

Шлепок по носу

9

Приятные звуки (домофон, телефон)

10

Катание в коляске для кукол

11

Гематоген

12

Лазанье по ванне

13

Лежать на рабочем столе у ноутбука

Положительное подкрепление следовало за желанным поведением. Василиса через месяц своего проживания у нас стала выходить на звук домофона и встречать входящих трением об ноги. Нам это было приятно, и мы брали её на плечо, поглаживая. Затем давали немного лакомства. Сейчас Василиса бежит на звук домофона впереди нас, а когда мы берём её на плечо, она поёт свою песенку – мурлычет.

Первые дни жизни у нас Василиса кусала нас. Сначала мама легонько шлёпала её по носику, ругала её. Но кошка продолжала кусаться и царапаться. Тогда мы стали гладить её и говорить добрые слова. Через 2 недели кошка перестала кусать и царапать нас.

Здесь наглядно проявилось преимущество положительного подкрепления над отрицательным.

Не всегда положительное подкрепление давало результаты. Когда Василиса забиралась на кухонный стол, мы её спокойно снимали на пол. Но она продолжала прыгать на стол. Пришлось снимать её за шкирку и говорить резкие слова. Через 2 недели она перестала прыгать на стол при нас.

Василиса забиралась в цветочные горшки и выбрасывала оттуда землю. Для защиты цветов мама закрыла горшки блестящей шелестящей бумагой. Это явно не понравилось кошке. Через 2 недели мама убрала бумагу. Но Василису уже не интересовала земля в цветочных горшках.

Так отрицательное подкрепление привело к желаемому поведению кошки, а положительное закрепляло недопустимое поведение.

Однажды мама шлёпнула рукой кошку за то, что она карабкалась по фикусу. На следующий день мы увидели рядом с фикусом погрызенное в нескольких местах зарядное устройство от маминого телефона. Никто больше кошку не шлёпал. Мы все дали слово не бить Василису, ни при каких условиях. На фикус она никогда больше не забиралась. Так резкое неприятное отрицательное подкрепление, даже однократно применённое, привело к желаемому поведению. Возможно, оно было случайным подкреплением, однако был достигнут результат.

            Соотношение положительных и отрицательных подкреплений составило соотношение 3:1, в три раза больше положительных, чем отрицательных. По числу видов подкреплений положительные явно преобладают. Но подкрепления – вещь относительная, а не абсолютная. Например. Дождь для уток – положительное подкрепление, для кошек – отрицательное, для коров – совершенно безразличная вещь. Пища не является подкреплением для сытого человека.

2.2 Время подачи подкрепления

Известно, что подкрепление должно происходить одновременно с поступком, который необходимо изменить. Время подачи подкрепления – это информация. Она точно говорит нашему ученику, что именно нам нравится.

Когда человек или животное пытается учиться, информационное содержание становится ещё более важным, чем само подкрепление. При тренировке спортсменов тренер часто кричит: «Да! Хорошо!», отмечая удачное движение. Такие выкрики дают человеку необходимую информацию, что гораздо полезнее последующего разбора в раздевалке.

 Запоздалое подкрепление – это главная проблема начинающих тренеров и дрессировщиков. Наша кошка Василиса тянет лапкой со стола конфету, уже стащила её на пол. И когда я говорю: «Брысь, нельзя!» и делаю хлопок, Василиса уже стащила конфету. Но не стала её есть. А ведь она просто обожает карамель! Потом, когда мы давали ей карамель, она уходила от неё. Стоило, позволить ей стащить конфету со стола, как она её съедала. Василиса поняла всё наоборот. Правильно – стащить со стола, взять самой, а  не ждать, когда дают любимую конфету.  Я сразу же спросила себя, не слишком ли поздно прозвучало подкрепление? Поскольку я была слишком захвачена процессом воспитания Василисы, я попросила родителей понаблюдать за запоздалыми подкреплениями. Вместе мы определили, когда и в каких ситуациях я даю запоздалые подкрепления.

Я сделала вывод, что мы слишком часто запаздываем с подкреплениями не только в общении с животными, но и друг с другом. Такой комплимент: «Ты вчера отлично пробежала дистанцию!» - запоздалый. Подобный комплимент окажет совсем не то действие, что те же самые слова, произнесённые в нужный момент! Кроме того, запоздалое подкрепление может оказать обратное действие, как это получилось у меня с Василисой. А в отношении друг с другом могут возникнуть вопросы: «Что ты хочешь сказать? Что я сегодня плохо пробежала дистанцию?». Мы наивно полагаемся на слова, считая, что они смогут скомпенсировать неправильный выбор времени.

Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. Наша кошка Василиса первое время жизни у нас часто сидела у входной двери, улавливая момент, когда можно выйти в подъезд – первое место её обитания, куда она была выброшена. Сначала я запрещала ей это, зовя её и приманивая любимой пищей. Но она не уходила со своего «поста». Тогда я стала ждать, когда она начнёт отходить от дверей. В это время я заманивала её пищей к её новому гнезду. Проблема была решена.

В общении между собой мы часто, на мой взгляд, используем подкрепление слишком рано. Особенно ярко это проявляется на отношениях взрослых с нами, детьми. Так вырабатывается нежелательное поведение. Когда нам говорят: «Молодец! Ты сделала почти всё правильно!» Взрослые думают, что они этим похвалили нас за старание. А мы огорчаемся, что наше старание не принесло успеха НАСТОЯЩЕГО! Потому что, между тем, чтобы постараться сделать и сделать по-настоящему, для нас, детей, есть существенная разница. Поэтому наши последующие жалобы «Я не могу!» порой имеют под собой основание, но чаще всего они являются признаками слишком раннего подкрепления. На своем личном опыте переживания такой похвалы и на примере воспитания своей кошки я сделала вывод, что опоздание или опережение подкрепления не приводит к желаемому результату. Особенно это важно, когда мы имеем дело с отрицательным подкреплением.

Подарки, обещания, комплименты и всё то, что поощряет ещё не произошедшее поведение, никак не подкрепляет желательное поведение. Всё это подкрепляет поведение, которое имеет место в данный момент. В этом отношении его можно считать настоящим подкупом.

Если отрицательное подкрепление не прекращается при достижении желаемого результата, оно не несёт в себе никакой информации. Оно становится для нас в буквальном и информационном смысле обычным «шумом». Например: «Сколько можно говорить одно и тоже. 100 раз повторяю тебе…» Стоит задуматься, почему мы так говорим и как часто, и в отношении кого и в какой ситуации. Многому нас учат наши домашние питомцы, если наблюдать за ними и воспитывать их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теория подкрепления американского психолога Скиннера демонстрирует на многочисленных примерах в нашей повседневной жизни соё проявление. Законы теории подкрепления просты, их можно написать за несколько минут и выучить. Гораздо сложнее применять эти законы на практике. Наши домашние питомцы помогают нам в их изучении и применении, в оценке результатов воспитания и обучения. Обучение с помощью законов подкрепления подобно ирге, а результат зависит от скорости нашего мышления и выбора.

  И так, подкрепление – это событие, которое происходит одновременно с действием. Оно бывает положительным и отрицательным. Положительное подкрепление предпочтительней отрицательного. Однако, иногда только с помощью отрицательного подкрепления можно получить результат. Соотношение положительного и отрицательного подкрепления для разных людей, животных разное. В моём эксперименте с кошкой Василисой это соотношение составило 3:1.

Подкрепление гораздо лучше, чем вознаграждение в получении желаемого поведения.

Время подачи подкрепления имеет значение: опоздание или опережение играют негативную роль. Потому что, время передачи подкрепления – это информация, которая говорит ученику, что именно от него ожидают.

Теория подкрепления широко применима к людям, животным. Она даёт хорошие результаты в разных сферах жизни и деятельности. Но не следует считать, что она решает абсолютно все вопросы воспитания и обучения.

Для меня представляет интерес дальнейшее изучение возможностей применения подкреплений для улучшения взаимоотношений между одноклассниками.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783.: ил. – (серия «Мастера психологии»)

2. Фрэнккин Р. Мотивация поведения.- СПб.: Питер,2003. – 651 с.:ил. – (серия «Мастера психологии»)

3. Чалдини Р. Психология Влияния – СПб: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (серия «Мастера психологии»)

4. Прайор К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя / Карен Прайор; пер. с англ. Т.О.Новиковой. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с. – (Психология. Плюс 1 победа).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52018. Павуки. Особливості будови та життєдіяльності 73.5 KB
  Особливості будови та життєдіяльності слайд 3 Визначення мети та завдань уроку Мету та завдання визначаємо разом з дітьми: слайд 4 Ознайомитися з особливостями будови представників класу Павукоподібні; Дати загальну характеристику класу Павукоподібні; Визначити місце павукоподібних у системі органічного світу; Ознайомитися з властивостями павутини та способами полювання павуків. Завдання уроку: слайд 5 Простежити ускладнення будови павукоподібних у порівнянні з ракоподібними; З’ясувати значення павутини в житті...
52019. Утворення Єгипетської держави 81.5 KB
  Ознайомити учнів з особливостями виникнення перших держав у Єгипті, з утворенням єдиної держави та з культом фараона. Розвивати уміння учнів працювати з історичною картою, текстом підручника, аналізувати схеми та малюнки, робити висновки.
52020. Reisen wir 32.5 KB
  Fssen wir einnder n den Händen. Für heute sind wir eine Mnnschft sgen wir Drei vier und zur rbeit “ Ich wünsche euch viel Erfolg während der Stunde. Wir beginnen mit der Bestimmung eurer Lune. Motivtion Ds Them der heutigen Stunde ist Reisen wir“ Die Ziele sind : Den Sitz im Flugzeug wechseln können Denn Sätze trinieren Sehenswürdigkeiten Berlins nennen können rtikel in kkustiv trinieren.
52021. Правила гостинності 109.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань. Хід уроку: I. Повідомлення теми і мети уроку. Отже ми з вами вивчили як потрібно вести себе в гостях а тема нашого сьогоднішнього уроку Правила гостинності.
52022. Я в серці маю те, що не вмирає. (слідами Лесі Українки на Хмельниччині) 4.78 MB
  Я в серці маю те що не вмирає слідами Лесі Українки на Хмельниччині Мета. Ознайомити учнів із досі мало відомими сторінками із життя Лесі Українки зокрема перебуванням її у нашому краї. Але сьогодні ми з вами відкриємо для себе досі не всіма знану і досконало вивчену сторінку історії як нашого краю так і біографії Лесі Українки а саме: перебування відомої поетеси на Хмельниччині її зв’язок з подільським краєм. Адже ми бажаємо глибше знати культурні і літературні традиції Хмельниччини а також життя відомої...
52024. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2. Розв’язування задач 434 KB
  Розв’язування задач. Хмельницький Мета: Повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати вміння розв’язувати прості і складені задачі; розвивати увагу творче мислення пам’ять; виховувати інтерес до математики. а Пояснити розв’язання задачі № 678. в Пояснити розв’язання задачі яку виконували за бажанням за карткою.
52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість – дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....