75083
Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка
Научная статья
Педагогика и дидактика
Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
Русский
2015-01-12
58.5 KB
6 чел.
Хайрулина К. Е. учитель немецкого языка
Метод проектов позволяет создать на уроке немецкого языка исследовательскую творческую атмосферу .Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Для организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся мне необходимо:
выявить мотивы, побуждающие школьников к исследовательской деятельности и особенности исследования;
проверить как, по каким этапам возможно осуществление исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, считаю необходимым решение таких задач:
формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов);
совершенствование коммуникационных умений;
формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование, как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде экзамена, презентации, является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе.
Учебное исследование способно “осветлить” атмосферу уроков. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность. Практически на каждом уроке можно использовать элементы учебно-исследовательской деятельности (работа над грамматическими и лексическими темами, с лексическими единицами).
При работе над отдельными темами можно порекомендовать следующее:
Содержание работы |
Формы работы |
Предварительные результаты |
Игры, танцы, песни, сказкизначение, история, связь с с жизнью некоторых народов. |
Лекция-обсуждение. Знакомство с образцами (прослушивание грамзаписей, просмотр видеозаписей). |
Навыки общения. Умение вести беседу. |
Суть поисковой работы (что? и как?) |
Поисковая работа. |
Навыки рецензирования |
Анализ и оценка найденного материала |
Обучение анализу, рецензированию |
|
Пополнение копилок оформление материала в форме рефератов |
Обучение оформлению рефератов. |
Умение оформления рефератов |
Защита готовых работ. |
Итоговый праздник |
|
Родословная, семейное древо (работа с понятиями). |
Работа со словарями. |
Умение работать со словарями. |
Поисковая работа среди родственников |
Встречи, беседы. |
Умение общаться, с целью узнать нужное. |
Классификация материалов: анкетирование; воспоминания, издания местных газет , фотографии . |
Сбор материала (воспоминания, фото). |
|
Оформление родословной |
Оформление альбомов, газет |
Навыки оформления |
Подготовка и проведение презентаций выполненных работ. |
Презентация альбомов. |
Умение организовывать презентацию |
Разнообразные задания с элементами исследования повышают мотивацию к изучению немецкого языка.
Значение словосочетания “ знаменитые люди”. |
Работа со словарем. |
Умение работать со словарем, с картотекой. |
Работа в библиотеке. |
Работа с картотекой. |
|
Определение групп поисковой работы по области профессий. |
|
|
Поисковая работа (изучение жизни, творчества). |
Поиски в публикациях (газетах, журналах). |
Работать с корреспонденцией. |
Подготовка рефератов и проведение презентаций. |
Работа с собранным материалом (систематизация, оформление рефератов). |
Систематизировать, составлять рефераты (самостоятельно), организовывать презентации. |
Так при работе над темой “Выдающиеся люди” ребята получают индивидуальные задания: известные немецкие ученые, ученые-меценаты в России и в Германии, великие немецкие поэты и писатели , композиторы .
Для развития творческого подхода учащихся к изучаемому предмету “немецкий язык” только урочных занятий недостаточно, особенно в старших классах.
Считаю необходимым решение таких задач:
формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов)
совершенствование коммуникационных умений
формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Важным моментом является как выбор темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.
Использование элементов научно-исследовательских технологий способствует развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности и как результат их участие в конкурсах и конференциях.
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве по формированию научно-исследовательской компетенции можно представить в виде таблицы.
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Разработка проектного задания. 1.1.Выбор темы проекта. |
Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. |
Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы. |
1.2. Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. |
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. |
Изучают литературу по теме исследования, при этом работают с разными источниками. |
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. |
Показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. |
Составляют картотеку на определённом языковом материале. |
2. Разработка проекта. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Проводят исследовательскую деятельность. |
3. Оформление результатов. |
|
Оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями. |
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. |
Знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. |
Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи. |
5. Презентация (защита проекта). |
Организует экспертизу работы: пишет отзыв. |
Докладывают о результатах своей работы. |
6. Рефлексия. |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений .Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогает учителю не только в обучении детей немецкому языку , но и в их воспитании. Огромные возможности для этого представляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку под редакцией И.Л.Бим . Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке , и во внеурочное время , развивать их творческие способности . В своей работе я применяю проектную методику с 5 класса .Для проекта выбираю темы из реальной жизни детей : die Heimat ,die Famielie ,die Natur . В 6 классе продолжаю проектную работу по теме : Unsere Schule ,Mein Dorf . Во время работы над проектом дети делают коллажи , рисунки , гербарии .Собирают стихи ,сказки ,игры , загадки и пословицы на немецком языке . Работая над проектами , я пришла к выводу ,что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении немецкому языку ,то эффективность будет очень высокой . Например ,увеличивается скорость чтения ,улучшается качество перевода текста , работа со словарем и другими источниками (грамматические справочники, лексиконы).Совершенствуются умения в устной и письменной речи ,расширяется кругозор учащихся ,развиваются коммуникативные навыки ,умение вести дискуссию на немецком языке . Каждый ребенок учится говорить и вести беседу на немецком языке .Проектная методика как исследовательский метод дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе .
Литература
1.Бим И.Л.и др. Учебники немецкого языка для 2-11 классов М.Просвещение 2002-2010 г.
2.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / ИЯШ в школе -2000.-№1.
3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ -2000-№2 ,№3 .
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
40562. | Деревья решений | 263 KB | |
Известно что обучающий контент делится на несколько категорий по виду аудитории пользователей. В данном случае для исследования аудитории пользователей была взята статистика Портала на 1000 человек. Категории пользователей: По возрасту: Младше 18 лет 651; Старше 18 лет 349; По виду учебного заведения: Из пользователей младше 18 лет учащимися школы являются 721; Из пользователей младше 18 лет учащимися ССУЗов являются 279; Из пользователей старше 18 лет учащиеся ССУЗов 72; Из пользователей старше 18 лет студенты ВУЗов... | |||
40563. | Деревья решений. Принятие решений | 500 KB | |
Экспертные системы класс близкий к системам поддержки принятия решений которые представляют собой компьютерные автоматизированные системы целью которых является помощь людям принимающим решение в каких-либо определенных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. Теория принятия решений область исследования включающая в себя понятия и методы математики статистики экономики менеджмента и психологии которая изучает закономерности выбора людьми путей решения разного рода задач а также исследует способы... | |||
40564. | Компоновка поперечной рамы здания | 1.2 MB | |
Расстояние от оси подкрановой балки до оси колоны l1B1hBa75 B1 размер части кранового моста выступающей за ось рельса 75мм зазор между краном и колонной l1300100050075=875 мм l1 должен быть кратным 250 мм значит l1=1000 мм Высота сечения нижней части колонны hH=l1a hH= 1000500=1500 мм Пролёт мостового крана lк =l 2 l1 =3600021000=34000 Сечения верхней части колонны назначаем сплошно стенчатым двутавровым нижней сквозным. Вертикальные усилия от мостового крана Расчётное давление на... | |||
40565. | Расчёт пространственного одноэтажного промышленного здания | 1.31 MB | |
Расстояние от оси подкрановой балки до оси колоны l1B1hBa75 B1 размер части кранового моста выступающей за ось рельса 75мм зазор между краном и колонной l1300100050075=875 мм l1 должен быть кратным 250 мм значит l1=1000 мм Высота сечения нижней части колонны hH=l1a hH= 1000500=1500 мм Пролёт мостового крана lк =l 2 l1 =3000021000=28000 Сечения верхней части колонны назначаем сплошного сечения двутавровым нижней сквозным.8 Тип фермы Пролет фермы L = 300 м Высота фермы H = 315 м Количество панелей верхнего пояса 10... | |||
40567. | Качество ПО | 586.5 KB | |
Эффективность Ошибки анализа необходимого количества ресурсов обычно проявляются только в определенных ситуациях Задачи обеспечения качества Обеспечение качества Измерение оценка качества программы Применение методов повышения качества Повышение качества Обнаружение ошибок и неудовлетворительных мест в программе Исправление ошибок и другие изменения программы Необходимость оценки качества Контроль текущего прогресса Оценка эффективности затрат на повышение качества Выбор наиболее эффективных методов повышения качества Основа... | |||
40568. | Управление приложением пользователя | 4.61 MB | |
Для организации эффективной работы пользователя целесообразно создать целостное приложение предметной области, в котором все его компоненты должны быть сгруппированы по функциональному назначению. При этом необходимо обеспечить удобный графический интерфейс, чтобы пользователь мог решать задачи | |||
40569. | Введение в предмет АИС | 29 KB | |
Н 3 курс дисциплина АИС Занятие № 1 Тема: Введение в предмет АИС 1. Задачи АИС АИС являются широко распространенными в настоящее время развития общества когда информатика информационные технологии компьютеры сопровождают человека во всех сферах деятельности. Задачами АИС на данном этапе развития являются: изучение современных методов и средств проектирования информационных систем... | |||
40570. | Работа с данными таблицы | 678 KB | |
Достаточно часто возникает необходимость быстрого нахождения и редактирования заданных записей в больших массивах информация. Для этого важно быстро выбрать по некому шаблону записи и отсортировать их. Данная задача решается с помощью фильтрации записей в режиме таблицы или формы. | |||