75086

Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...

Русский

2015-01-12

190 KB

1 чел.

PAGE  2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Абанская основная общеобразовательная школа №1

Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1

Исследовательская работа

Автор работы: Колесень Анжела,

ученица 5 «а» класса

Руководитель: Е.А. Владимирова,

учитель русского языка и литературы

п. Абан, 2011

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………...…. 3

Глава 1. Характеристика эпистолярного текста …………………………….......................... 5

  1.  История возникновения эпистолярного жанра ………………………………………….. 5
    1.  Вопрос жанрового определения писем ………………………………………………….. 6
    2.  Виды традиционных писем …………………………………………………………………... 7
      1.  Деловое письмо ……………………………………………………………………..… 7
      2.  Личное письмо ……………………………………………………………………..…. 8

Глава 2. Этикетные речевые формулы в письмах ………………………………………….. 9

2.1. Композиционные части неофициального письма ………………………………………….. 9

2.1.1. Зачин письма ………………………………………………………………………..….. 9

2.1.2. Место написания и дата в письме …………………………………………………… 10

2.1.3. Обращение в письме …………………………………………………………………. 10

2.1.4. Приветствие в письме ……………………………………………………………...… 10

2.1.5. Информационная часть …………………………………………………………….… 11

2.1.6. Концовка письма …………………………………………………………………...… 12

2.1.7. Подпись в конце письма ………………………………………………………….….. 12

2.1.8. Стереотипный ввод приписки в конце письма ………………………………….….. 12

Глава 3. Исследование уровня знаний этикета письма у учеников и учителей Абанской школы №1 …………………………………………………………………………………….…. 13

3.1. Анкетирование 5 и 9 классов ………………………………………………………………. 13

3.2. Сравнительный анализ анкетирования учеников и учителей ………………………….… 15

Заключение ………………………………………………………………………………….……. 18

Литература ………………………………………………………………………………...……... 20


Введение

                                                                                                             Эпистолярный жанр –

                                                                                                             натянутая нить.

                                                                                                             Давно остывший жар

                                                                                                             назойливо хранит.

                                                                                                             Неведомо куда,

                                                                                                             пока не вышел срок,

                                                                                                             летит через года

                                                                                                             бумажный голубок.

                                                                                                                         Владимир Гутковский

Технизация общества закономерно привела к тому, что современный человек практически полностью отказался от эпистолярного общения. И это вполне объяснимо, поскольку время скоростных ритмов активизировало более оперативные средства общения такие, как сотовая связь, SMS – сообщения, электронная почта и др. Как видим, маргинализационные процессы коснулись и эпистолярного жанра. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня мы часто не знаем почерка друзей, а дети, внуки не знакомы с почерком дедушки и бабушки. Растет поколение не читающее и не пишущее, а слушающее и смотрящее. Похоже, люди скоро начнут забывать, зачем на свете существует бумага. Возникающая проблема неиспользования эпистолярного жанра обществом, а в соответствии с этим незнание этикета письма дала возможность в нашем исследовании доказать, что нельзя забывать про эпистолярный жанр даже в эпоху расцвета научно-технической цивилизации, поскольку классический жанр письма все же может найти себе место в современной реальности пусть даже не в качестве средства, но в качестве искусства коммуникации. В этом и заключается актуальность данной исследовательской работы.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь; умение писать. Как известно, письмо – это особый жанр, требующий приобретения опыта по созданию личностного текста, в котором непременно будет востребована личность. Личностный текст создается благодаря ничем не скованному процессу письма, когда пишущий позволяет себе идти на риск и экспериментировать со словом. Эмоциональное вчувствование адресанта в воссоздаваемый текст является характерным признаком письма. Текст обязательно оформляется на бумаге и подлежит прочтению (адресантом и адресатом) как еще один взгляд на мир [6; 20, 447].

Объектом исследования является – эпистолярный этикет учеников и учителей школы №1.

Предметом исследования является — степень владения этикетом письма учеников и учителей.

Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1.

Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:

- познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра;

- раскрыть вопрос жанрового определения писем;

- рассмотреть виды традиционных писем;

- определить и раскрыть особенности этикетных речевых формул в письмах;

- исследовать уровень знаний этикета письма у учеников и учителей школы.

 Для достижения цели и задач мы обратились к литературе по данной теме, к дополнительной литературе, к сети Интернет, а также провели опрос среди учеников и учителей школы.

Основными методами исследования стали: статистический (анкетирование учеников и учителей школы), анализ уровня знания эпистолярного жанра; сравнение степени владения этикетом письма учениками и учителями школы; беседа с исследуемыми по теме работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дана подробная характеристика эпистолярного текста, систематизирован теоретический материал об эпистолярном жанре и этикетно-речевых формулах писем.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определена степень владения эпистолярным этикетом учениками и учителями Абанской школы №1. Полученные данные можно использовать в других работах, рассматривающих эпистолярный жанр, а также применить для создания «Эпистолярной копилки», разработка которой планируется в перспективе.

Работа состоит из введения, трех глав (теоретических и практической), заключения, списка литературы.


Глава 1. Характеристика эпистолярного текста

1.1. История возникновения эпистолярного жанра

Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Эпистолярный стиль складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования [4;  54].

Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности. Известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. Эпистолярный роман (от греч. epistolē — послание, письмо) — роман в форме писем (и дневниковых записей), которыми обмениваются главные герои. Возникает в европейской литературе в 18 в. Самые известные эпистолярные романы — "Памела" и "Кларисса" С. Ричардсона, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.Ж. Руссо, "Страдания молодого Вертера" И.В. Гёте. В русской литературе это "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина.

Эпистолярный стиль был известен на Руси с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Законов построения письма придерживались. "От Гостяты къ Васильви" — в начальной формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образчик частного письма Древней Руси (11 в.). Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г., послания протопопа Аввакума в 17 веке [4;  55-57].

Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке. В это время появляются сборники образцов эпистолярного стиля: "Приклады, како пишутся комплементы разные", "Письмовник" Н.Г. Курганова. Эпистолярным жанром пользовались Кантемир, Тредиаковский, Петров, Ломоносов, Костров, Фонвизин, Капнист, Рубан, Виноградов, Новиков, Державин. В 70 годах 18 в. наступает эпоха расцвета журналистики. В сатирических журналах появляется большое количество "писем с мест", корреспонденций, представляющих собой наблюдения над дурными нравами крепостничества и канцелярско-чиновничьими, их обличение.

Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 в.

Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце 19 в. с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям (хотя, безусловно, в интеллектуальной среде культура письма всё-таки сохраняется, вспомним, например, письма Ю. М. Лотмана). На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах раскрываются такие забывающиеся сегодня стороны письменного общения людей друг с другом, как стихийное излияние мыслей и чувств, трепет, испытываемый при получении письма от близкого человека [4;  63-66].

1.2. Вопрос жанрового определения писем

Опубликованные в последние десятилетия теоретические исследования ученых показали, что, несмотря на давнее существование теории жанров, общая теория жанра является актуальной и самой дискуссионной областью изучения, что она сложна и что в научной литературе так и не сложилась единая концепция жанра. Это влияет на разработку теории конкретных литературных жанров, в данном случае эпистолярного.

В современной науке практически отсутствуют труды, в которых бы глубоко разрабатывалась теория этого жанра.

Во-первых, отсутствует четкое и полное определение писем как одной из форм эпистолярия. Есть сведения об истории письма, определенные высказывания писателей об этой литературной форме, а также указания ученых на некоторые особенности писем.

Во-вторых, весьма сложным является также вопрос определения жанровой сущности писем, записок, дневников. Одни ученые относят эти литературные произведения к формам мемуарной литературы (А.Г. Тартаковский, Н.Л. Лейдерман, А.Я. Гуревич, Л.Д. Люблинская, Т.А. Марахова и другие). Другие, такие как М.П. Алексеев, Ю. Айхенвальд, А.М. Малахова, Б.Л. Модзалевский и другие, придерживаются мнения, что эпистолярное наследие писателей является своеобразным жанром его художественного творчества [9; 19-20].   

Некоторые ученые считают наиболее яркой чертой писем их направленность на конкретного читателя. А поскольку адресатом может быть не один человек, а группа лиц, то в содержании письма могут затрагиваться вопросы не только личного характера, но и общественные, государственные проблемы. Поэтому (в зависимости от адресата, назначения письма) можно выделить разновидности эпистолярного жанра, наблюдающиеся и в эпистолярии А.П. Чехова, письма которого являются объектом нашего исследования [9; 24].

Все письма можно классифицировать с нескольких точек зрения. Один из видов классификации – с точки зрения постоянного адресата, то есть сколько писем было адресовано конкретному лицу и какой общий тон этих писем. Можно классифицировать письма и с точки зрения содержания и его целей. Условно в этой классификации выделяют следующие группы применительно к исследуемому материалу: частные письма, деловые письма, публицистические письма и философские.

Разные литературные жанры в разной степени отражают языковую специфику личности. Эпистолярный жанр можно назвать универсальным, так как он особенно благоприятен для исследования языковой личности во всем богатстве ее проявления [5; 512].

Через язык писателя мы познаем его стиль, его личность, его мировоззрение. Если исследуется творчество какого-либо автора, то через язык познаются его герои, темы, идеи, образы и сам автор. Если же объектом исследования становятся письма писателей, то в гораздо большей степени раскрываются они сами, их картины мира, эстетические и этические взгляды      [9; 32].

Благодаря использованию определенных этикетно-эпистолярных единиц раскрывается авторский стиль, проявляющийся не столько в сознании новых слов и значений, сколько в отборе речевых средств и своеобразном их применении. Под этикетно-эпистолярными единицами в данной работе понимаются ситуативно обусловленные, коммуникативно направленные, тематически сопряженные, взаимосвязанные и взаимозависимые устойчивые формулы общения [8; 96].

  1.  Виды традиционных писем

1.3.1. Деловое письмо

Обычно составляется на фирменном бланке той организации, от имени или по поручению которой составляется письмо. Избегайте вплетения личного отношения в стиль письма, оно должно быть безличностным и выражать позицию компании по тому или иному поводу.

Деловая переписка может иметь несколько особенностей:

  •   Текст никогда не пишется от руки, только печатается на компьютере или печатной машинке.
  •   Безличностный характер письма, так как общение происходит между двумя компаниями, а не между двумя людьми.

1.3.2. Личное письмо

В оформлении письма и конверта целиком и полностью полагаетесь на свое ощущения от предыдущего общения и знания адресата, строгих правил тут нет, но помните, что элементарная вежливость и учтивость всегда бывает к месту [10;  20].

Плюс ко всему, существуют ещё несколько отдельных категорий писем:

а) благодарственное письмо

Как и всякая благодарность, идущая от сердца, письмо должно быть выражением вашей настоящей благодарности, без элементов лести или подхалимства.

Поблагодарите адресата, выразите свою признательность, сообщите, что он может рассчитывать на ответную любезность.

Заканчивается обычно словами «С благодарностью», «Искренне ваш».

б) письмо с соболезнованиями

Должно быть кратким, выражающим ваше сочувствие и готовность помочь справиться с тяжелой ситуацией. Будьте максимально аккуратны и корректны, убитого горем человека может задеть любая мелочь.

в) письмо-приглашение

Лаконичная форма и небольшое описание события. Выразите в письме свою радость от предстоящей встречи. Письмо должно быть доставлено минимум за неделю до предстоящего события, чтобы это не стало неожиданностью для адресата.

г) дружеское письмо

Содержание и форму подачи материала определяете вы, исходя из собственного опыта общения с вашим знакомым. Но приветственная и заключительная часть обязательны в любом случае [1;  79].

д) поздравительное письмо

Выразите свою радость от произошедшего или предстоящего события. Придайте письму торжественности, выберите подарочный или просто со вкусом оформленный конверт.

е) рекомендательное письмо

Помните, что от вашей репутации и авторитета зависит степень значимости вашей рекомендации. Будьте осторожны и не ручайтесь за мало знакомых людей, даже если они вас об этом просят.

Представляя человека, вы должны быть в нем уверены. Рекомендательное письмо должно быть четким, излагающим основные положительные стороны и качества рекомендуемого [10;  18-19].

 

Глава 2. Этикетные речевые формулы в письмах

2.1.  Композиционные части неофициального письма

 Письмо – это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. [3;  46].

Жанр письма диктует большую стереотипизированность выражений, чем устное общение, отсюда особый, свойственный эпистолярному жанру набор этикетных выражений.

Этикет письма – это часть речевого этикета вообще, однако особая его часть, поскольку контакт между общающимися происходит не непосредственно, а дистантно во времени и пространстве, в письменной форме [7; 480]. И временно-пространственная дистантность, и письменная форма предполагают особый жанр письма и диктуют выбор определенных языковых средств, отличающихся от средств устного речевого этикета. Дистантность «собеседников» в пространстве исключает мимику, жест, интонацию, то, что можно назвать пониманием с полуслова, возможность переспроса, ситуативную подкрепленность, поэтому предполагает сравнительную полноту конструкций, развернутость, последовательность изложения, то есть те особенности, которые характерны для монологической речи. Однако письмо нельзя назвать монологом в полном смысле, так как наличие конкретного адресата, а главное – предполагаемого его ответа вызывает и диалоговые формы общения (приветствие, прощание, обращение и т.п.) [11; 192].

Дистантность «собеседников» в пространстве может вызвать необходимость описания жеста, например: обнимаю; целую; жму руку.

Дистантность «собеседников» во времени вызывает необходимость напоминания адресату о поставленных в его письме вопросах, о возвращении к темам, уже ранее названным (Ты спрашиваешь, как я живу…), то есть опять-таки письмо выделяется как особый жанр диалогическо-монологического текста [10; 18].

Композиционно письмо состоит из трех частей: 1) зачина (обращение, приветствие и т.д.), 2) информационной части и 3) концовки. Именно эти этикетно-эпистолярные единицы мы намерены рассмотреть в данной работе.

2.1.1. Зачин письма

Каждый тип письма предполагает свои характерные виды зачинов, которые определяются степенью стандартизованности письма. Естественно, в деловом письме стандартизованность самая высокая, в дружеском письме – самая низкая.

Такой вид зачина как указание места, откуда отправляется письмо, и даты написания в начале письма могут отсутствовать в неофициальных письмах.

К зачину русского письма относятся также обращения, приветствия. Последовательность семантических частей в зачине неофициальных писем следующая:

  1.  Место и дата написания письма (факультативно).
  2.  Приветствие (факультативно).
  3.  Обращение.

2.1.2. Место написания и дата в письме

Место написания письма – это географическое наименование: от самого широкого – названия государства (Россия, Франция), до узкого – названия города (г. Москва, г. Санкт-Петербург), деревни (дер. Вязники), поселка (пос. Октябрьский). Кроме того, это могут быть условные наименования места, откуда пишется письмо: санаторий «Анапа», борт теплохода «Грузия» и т. д. Как видно из примеров, чаще употребляется сочетание родового названия с условным, что типично для писем неофициальных.

Дата написания письма чаще всего включает число, месяц  и год. Все эти три элемента оформляются различными способами: число может быть заключено в кавычки, слово года пишется сокращенно. В других типах писем месяц может обозначаться цифрой, римской или арабской, например:             8/Х-1978 г., 8.Х.78, 8-Х-78, 8.10.78 г. В письме указание на год может отсутствовать, но зато иногда может помечаться время суток и день недели. Например: 8.Х, утро; 7/VIII, воскресенье; 11 часов утра, суббота [4; 115].

2.1.3. Обращение в письме

Выбор этикетных форм обращения определяется нормами русского речевого этикета.

Выбор имени и отчества, полной или уменьшительной формы имени, а также имени и наименования родства с ласкательными суффиксами (например: Валечка, мамочка) определяются взаимоотношениями адресата и отправителя, степенью их близости, характером отношений в данный момент, содержанием письма и т.п.

Форма обращения со словом дорогой является широко распространенной. Причем слово дорогой носит в этом случае нейтральный характер. Как нейтральное слово оно противопоставлено, с одной стороны, таким «ласковым», «интимным» словам, как милый, родной и т.п., а с другой стороны, таким «официальным» словам, как уважаемый, многоуважаемый и т.п. следует также отметить, что обращение дорогой, сопровождается местоимением мой (моя), так же носит интимный характер (например: Дорогая моя мамочка!). Порядок слов мой и дорогой, любимый и др. может быть различным. Например: Дорогой мой! Любимая моя! Или Мой дорогой! Моя любимая! [4; 118-119].

Среди близких людей распространено употребление большого числа индивидуальных, окказиональных ласковых обращений.

2.1.4. Приветствие в письме

Типичным элементом зачина является приветствие, которое может начинать частные официальные и неофициальные письма. Письма могут начинаться: 1) с обращения; 2) с приветствия и обращения; 3) с обращения и приветствия; 4) с приветствия.

Наиболее употребительными стилистически нейтральными являются приветствия Здравствуй (те)! Добрый день!, которые могут стоять как перед обращением, так и после него, например: Здравствуйте, дорогая Екатерина Ивановна! Дрогой Семен Васильевич, здравствуйте! Добрый день, милая моя Оленька! Родной мой сыночек, добрый день!

Слово приветствовать оформляет различные приветствия. Например: Разрешите приветствовать Вас, глубокоуважаемый Алексей Николаевич! Такие приветствия встречаются в неофициальных письмах людей старшего и среднего поколения, например: Дорогой Виктор, сердечно приветствую тебя.

В приветствии нередко выступает формула шлю (шлем) привет. Эта формула типична для неофициальных писем. Например: Шлю горячий привет, дорогая Клава!

Приветствия нередко содержат указание на место, откуда посылается письмо, например: Приветствую Вас из Крыма! Шлю Вам привет с борта теплохода!

Приветствия, оформляемые словами приветствую, привет, нередко сопровождаются пожеланиями и поздравлениями, если тематика письма это предусматривает. Например: Костя! Привет из Крыма и наилучшие пожелания! Сердечно приветствую участников Международной научной конференции [4; 123].

2.1.5. Информационная часть

Для перехода непосредственно к информационной части, существуют стереотипные фразы. Они гармонично вводят сообщения (например: В нескольких словах  расскажу о делах или Спешу сообщить новость… и т.д.). Имеются и стереотипные фразы, заключающие информационные сведения (например: На этом я кончаю. Или Ну вот и все новости и т.д.).

К элементам информационной части письма  также относят скрепы – формулы, позволяющие  вводить новый, значимый отрезок письма. Переход от абзаца к абзацу, от одной мысли к другой, как правило, реализуется при помощи скрепы-присоединения, скрепы-противопоставления, скрепы-обобщения.

Скрепа-присоединение вводит добавочное сообщение, например: В дополнение к сказанному сообщаем…; Да, еще хочу добавить, что

Скрепа-противопоставление вводит сообщение, содержащее ограничение или противопоставление к сказанному, например: Таким образом, мы в основном согласны с Вашим условием. Однако я должен высказать ряд уточнений.

Скрепа-обобщение, как правило, вводит итоговое сообщение к сказанному ранее, например: Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу…[4; 124-126].

2.1.6. Концовка письма

Концовка письма так же, как и зачин, имеет нормированную последовательность частей.

В конце неофициального письма располагаются такие части: 1)итоговые фразы; 2) повторные извинения, благодарности, поздравления; 3) предположения, что переписка будет регулярной; 4) просьба писать и ответить на вопросы (часто эти вопросы перечисляются); 5) приветы и просьбу передавать приветы; 6) прощание; 7) PS – (post scriptum – буквально: после написанного) – где дописывается то, что было случайно пропущено в тексте письма.

Последовательность семантических частей в концовке письма следующая:

  1.  Итоговые фразы.
  2.  Просьбы писать.
  3.  Предположения, что переписка будет нормальной.
  4.  Повторные извинения, поздравления, пожелания.
  5.  Благодарности.
  6.  Приветы и просьбы передать приветы.
  7.  Прощание и выражения, сопровождающие прощание.
  8.  Уверения в уважении, дружбе, любви.
  9.  Подпись.
  10.  Приписки.

При этом не все элементы схемы должны присутствовать в письме обязательно. Раскроем некоторые из них требующие разъяснения [4; 128].

2.1.7. Подпись в конце письма

Подпись в конце письма соответствует принятым между корреспондентами формам обращения. Если корреспонденты называют друг друга по имени-отчеству, то отправитель пишет в конце письма свое имя-отчество, а если они называют друг друга по имени или по наименованию родства – то и подписываются именем или наименованием родства, причем уменьшительная форма часто соответствует той, которая привычна для корреспондентов.

Нестандартные адресатные подписи в дружеском письме выражают отношение автора письма к адресату, служат для установления и поддержания общения. Например: Твой Кокося (К.С. Станиславский – Н.К. Шлезингеру; 12 декабря 1886 г.) [4; 129].

2.1.8. Стереотипный ввод приписки в конце письма

Приписка – текст, который располагается после подписи. Первая приписка может вводиться знаком P.S. (постскриптум), а вторичная приписка – P.S.S. (постпостскриптум), после которых могут идти фразы: Дополнительно сообщаю…, Еще одна новость…и др.

В частных письмах возможны приписки без знака P.S. [4; 131].


Глава 3. Исследование уровня знаний этикета письма у учеников и учителей Абанской школы №1

В настоящее время общество разучилось писать письма, как возможно, и вообще резко пало эпистолярное искусство, подсеченное легкостью телефонной связи, ритмами и темпами современности, - к ущербу будущих историков, биографов, литературоведов и лингвистов. Однако не все считают телефонное общение нормой сегодняшнего дня, есть такие люди, которые и по сей день пишут друг другу письма, ждут ответа на них и радуются возможности выражения своих мыслей и переживаний на письме. К числу ценителей эпистолярного жанра относятся чаще всего люди среднего и старшего возраста.

В данной работе мы попытались убедиться в том, что знание эпистолярного этикета важно в настоящее время, даже несмотря на все преимущества коммуникации.

Анкетирование провели в пятых и девятых классах, а также опросили педагогов школы для того чтобы сравнить знание эпистолярного этикета только переступивших порог среднего звена учеников, выпускников и педагогических работников.

Число опрошенных составило 66 человек, из них 5 класс – 27 человек (5 «а» класс - 14 человек, 5 «б» класс КРО – 8 человек, 5 «в» класс КРО – 5 человек); 9 класс – 24 человека (9 «а» класс – 12 человек, 9 «б» класс КРО – 6 человек, 9 «в» класс –  6 человек), педагоги школы (15 человек).

Исследуемые ученики и учителя отвечали на следующие вопросы:

  1.  Писали ли вы когда-нибудь письма (не смс)?  
  2.  Знаете ли вы, какие существуют виды традиционных писем?  
  3.  Знаете ли вы этикет письма?
  4.  Знаете ли вы, из каких частей должно состоять письмо?
  5.  Нужно ли писать письма?

Результаты анкетирование мы представили в виде следующих таблиц.

3.1. Анкетирование 5 и 9 классов

Ученики 5 «а» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

9

4

1

2

13

1

3

12

2

4

12

1

1

5

13

1

Ученики 5 «б» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

6

2

2

4

3

1

3

5

3

4

6

1

1

5

7

1

Ученики 5 «в» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

2

2

1

2

4

1

3

1

2

1

4

2

3

5

3

2

Ученики 9 «б» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

1

5

2

2

4

3

1

3

2

4

2

4

5

3

3

Ученики 9 «в» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

1

5

2

6

3

1

2

3

4

2

3

5

3

3

3.2. Сравнительный анализ анкетирования учеников и учителей

Обработав результаты анкетирования, мы сделали сводные таблицы для 5 и 9 класса для того, чтобы сравнить ответы учеников с ответами учителей.

5 класс

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

17

8

2

2

17

7

3

3

18

5

2

1

4

20

5

2

5

23

2

2

Из таблиц видно, что большинство пятиклассников (17 человек) писали письма. Из числа опрошенных девятиклассников писали письма всего 8 человек, что составляет меньшую половину анкетированных. Опрошенные учителя все писали письма (15 человек), некоторые до сих пор продолжают это делать. Второй вопрос позволил понять, знают ли школьники и педагоги, какие существуют виды традиционных писем. Выяснилось, что 5 класс (17 человек), так же как и учителя (9 человек), в большинстве своем положительно ответили на вопрос, а вот из девятого класса виды писем знают лишь 6 человек.

Известно, что написание писем чаще всего происходит в состоянии, когда человек охвачен эмоциями, тогда на письме он передает свое ощущение действительности, делится с адресатом своими амбициями и взглядами. Поэтому не всегда те, кто пишет письма, делают это правильно, ведь немногие владеют этикетом письма. Третий вопрос дал возможность убедиться в этом. В 5 классе осведомлены об эпистолярном этикете 18 человек, в девятом всего 6 человек, а вот педагоги положительно ответили почти все (14 человек).

Из теоретической части исследования видно, что письмо имеет определенные композиционные части, их знание является составной частью этикета письма. Анкетированные, несмотря на свое недостаточное знание эпистолярного этикета, имеют представление о то, из каких частей должно состоять письмо. 5 класс – 20 человек, 9 класс – 11 человек, педагоги – 10 человек.

Вопрос о том, нужно ли писать письма не заставил сомневаться большинство пятиклассников (23 человека) и почти всех учителей (14 человек). А вот из учеников 9 класса всего 6 человек видят необходимость в использовании эпистолярного жанра.


Заключение

Современное человечество живет в эпоху расцвета научно-технической цивилизации. Компьютеры, Интернет, мобильная и факсимильная связь и прочие средства массовых коммуникаций полностью осуществляют все задачи и цели передачи информации с максимально мыслимой эффективностью и скоростью. Так что классический эпистолярный жанр выпадает из ритма современной жизни. Письма сегодня не пишут, а  отстукивают, набирают, то есть пользуются услугами электронной почты. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но это не было Возрождением, скорее состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки.

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли" душевность, отзывчивость, теплоту души. Общество не знает, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Об этом говорят результаты исследования данной работы.

Проведя анкетирование в 5 (27 человек) и 9 (24 человека) классах среднего звена, а также опросив педагогов школы (15 человек), соотнеся результаты анкет с наблюдением и беседой с опрошенными, становится ясно, что в настоящее время школьники не так часто пишут письма, предпочитая им смс общение. Однако раньше они все же уделяли эпистолярному жанру время, писали письма родственникам, друзьям и знакомым. Педагоги в большинстве своем признательны жанру письма, считают его своим помощником и до сих пор находят время для того, чтобы взять в руки лист бумаги и ручку и написать несколько строк, которые смогут прочитать адресаты.

В исследовательской работе мы попытались проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учениками и учителями Абанской школы №1. Для того чтобы достигнуть цели мы познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра, раскрыли вопрос жанрового определения писем, рассмотрели виды традиционных писем, определили и раскрыли особенности этикетных речевых формул в письмах, исследовали уровень знаний этикета письма у учеников и учителей школы. В ходе исследования выяснилось, что ученики 5 класса осведомлены об эпистолярном этикете в количестве 18 человек, в девятом - 6 человек, а вот педагоги почти все – 14 человек. О композиционных частях письма в 5 классе знают 20 человек, в 9 класс – 11 человек, педагоги – 10 человек.

Итак, данная работа может стать способствовать тому, что жанр письма в настоящее время не исчезнет, а станет искусством коммуникации, общество будет знать важность эпистолярного жанра, ценить написанные когда-то в письмах строки, а возможно и когда-нибудь вернется к написанию писем.

Перспективой исследования может стать создание «Эпистолярной копилки», куда будут помещены образцы писем разных жанров и  «эпистолярные клише», используемые в письмах.


Литература

  1.  Белунова Н.И. Категория речевого общения и особенности ее реализации в тексте дружеского письма (на материале писем творческой интеллигенции конца 19 - начала 20 в.)// Филологические науки. 1998. №2. С 79.
  2.  Боборыкин В.Г. В человеке должно быть все прекрасно. М.: Мол. Гвардия, 1980. С. 431.
  3.  Вежливость на каждый день. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 45-52.
  4.  Захарова В.Е. Стилистика эпистолярного жанра (на материале писем А.П. Чехова). М.: Глазов, 1991. С. 54-67, 114-132.
  5.  ЛЭС. – М.: 1987.  С. 512.
  6.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1987. С. 20, 447.
  7.  Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 480.
  8.  Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета// Филологические науки. 2003. №5. С 96.
  9.  Трофимова Е.В. СПП в письмах Л.Н. Толстого и А.П. Чехова: Дис. канд. филол. Наук. Ростов н/Д.: 2002. С. 19-24, 32.
  10.  Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1989. С. 17-23.
  11.  Формановская Н.И., Акишина А.А. Этикет русского письма. - М.: Мол. Гвардия, 1981. С. 192.


Ученики 9 «а» класса

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

6

3

3

2

3

4

5

3

5

3

4

4

7

3

2

5

3

4

1

4

 

9 класс

№ вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

8

13

3

2

3

6

15

3

6

8

9

4

11

7

5

5

6

3

7

4

4

 

Педагоги школы

вопроса

Ответы

Да

Нет

Иногда

Догадываюсь

Наверное

Примерно

1

15

0

0

-

-

-

2

9

3

-

-

-

3

3

14

1

-

-

1

-

4

10

1

-

-

-

4

5

14

-

1

-

-

-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18729. Социальное воспитание молодежи 26.71 KB
  Социальное воспитание молодежи. Определение сущность социального воспитания. Воспитание сегодня понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека группу людей или коллектив прямое косвенное опосредованное; орган
18730. Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации 28.51 KB
  Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения принятых в обществе. Каждый человек особенно в детстве и юности является объектом социализации. Человек как субъект социализаци
18731. Человек как субъект и объект воспитания 25.98 KB
  Человек как субъект и объект воспитания. Потребность в воспитании. Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций труда общения познания и т.д.. Оно входит в процесс социализации и явл...
18732. Разностороннее воспитание молодежи 25.41 KB
  Разностороннее воспитание молодежи. Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересо
18733. Социальное партнерство 19.32 KB
  Социальное партнерство. Экономическая и социальная сущность. Классификация объектов социального партнерства. Современные субъектнообъектные отношения в сфере социального партнерства. Современные технологии осуществления социального партнерства. Роль социального
18734. Франчайзинг как модель экономического обеспечения молодежи 21.99 KB
  Франчайзинг как модель экономического обеспечения молодежи. Определение франчайзинга и сторон франчайзинга. Способы получения разрешения на франчайзинговую деятельность. Франчайзинговый договор. Преимущества инедостатки франчайзинга для молодых предпринимателей...
18735. Детское и молодёжное движение как социальное явление 30.67 KB
  Детское и молодёжное движение как социальное явление. Нормативноправовая база общественного движения. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение преследующее социальные политические и иные об...
18736. Организация социологических исследований проблем молодежи 23.71 KB
  Организация социологических исследований проблем молодежи. Стратегия эмпирического исследования молодежных проблем. Специфика использования инструментария эмпирического исследования при обращении к молодежной проблематике. Проблемы молодежи способы их выявления...
18737. Технологический подход в системе воспитания молодёжи 30.31 KB
  Технологический подход в системе воспитания молодёжи. Основы понятий технология воспитательная технология. Классификация воспитательных технологий. Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С. Иванова И.П. Сухомлинского В.А. Классифика...