75087

Влияние компьютера на зрение школьников

Практическая работа

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.

Русский

2015-01-12

322.5 KB

4 чел.

министерство образования и науки

российской федерации

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Завьяловская средняя общеобразовательная школа №2

Завьяловского района»

Исследовательская

работа по теме:

«Влияние компьютера

на зрение  школьников»

Выполнил ученик 10 а класса

МОУ «Завьяловская СОШ №2

Завьяловского района»

Кирюшкин Евгений

Руководитель проекта

учитель информатики IIкатегории

Киян Ирина Владимировна.

Завьялово

2010

Содержание:

  1.  Введение………………………………………………………………………3
  2.  Цели,  задачи, гипотеза
  3.  Актуальность
  4.  Основная часть …………………………………………………………….....4

1)Теория

2)Практика

  1.  Выводы по результатам исследований………………………………….........9
  2.  Заключения…………………………………………………………………...10
  3.  Литература……………………………………………………………………11
  4.  Приложение ………………………………………………………………….12

Введение

Цели работы:

  1.  Изучить влияние компьютера на зрение человека;
  2.  Исследовать  особенности организации труда учащихся при работе на ПК;
  3.  выделить основные  правила сохранения  здоровья учащихся  на основе

        изучения закономерностей влияния компьютеров  на зрение  детей.

Задачи:

  1.  Изучить специфику нарушения зрения;
  2.  Провести анкетирование и опрос учащихся, и выполнить анализ

        результатов

  1.  Обратиться к официальным медицинским данным
  2.  Провести сравнительный анализ результатов анкетирования

       с медицинскими данными.

  1.  Изложить основные правила гигиены зрения;

Гипотеза:

B современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но даже сейчас есть люди, считающие, что компьютер - это абсолютно без вредно. Но как из «неизбежного зла» превратить его в действительно полезного помощника

Объект исследования:

Долговременная работа учащихся  за компьютером дома, в школе.

Предмет исследования:

Отрицательное влияние ПК на зрение  школьника  и основные нормы и правила защиты зрения.

Актуальность

Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся  активно применяют ПК. Школьники с большим интересом  общаются через глобальную сеть Интернет. Компьютерные игры занимают все свободное время  современного школьника. А ведь многие  и не подозревают, что компьютер  опасен для  здоровья и  психики человека. Зрение школьника страдает одним из первых. Необходимо задуматься, а стоит ли так рисковать своим здоровьем? А может быть пришло время узнать, как сделать так, что бы компьютер стал твоим другом, а не врагом.


Теория

Зрение человека, формировалось в ходе длительной эволюции, но к сожалению, оно  оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Дело в том, экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

— самосветящееся, а не отраженное;

— имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

— не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей;

— мерцающее (мелькающее), т. е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
— не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

 

Из-за этого зрительная нагрузка существенно возрастает. Тот же самый эффект  имеет и необходимость постоянного перемещения взора с экрана

монитора на клавиатуру и на бумажный текст. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перефокусироваться  от 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня. При такой постоянной нагрузке глаза человека быстро устают, особенно сильно это выражено у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед компьютером так же имеет негативные последствия, одно из которых КЗС (Компьютерный зрительный синдром).

Компьютерный зрительный синдром КЗС делится на две группы:

- оптическая

  •  затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
  •  замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
  •  двоение предметов;
  •  быстрое утомление при чтении.

- физическая

  •  жжение в глазах;
  •  чувство "песка" под веками;
  •  боли в области глазниц и лба;
  •  боли при движении глаз;
  •  покраснение глазных яблок.  

  Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения).

Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и   зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной — ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК.

Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большей частоте у них распространенных глазных заболеваний — катаракты и глаукомы — не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.

С другой стороны, за последние годы компьютер претерпел огромные позитивные изменения как функционально, так и конструктивно. Разработаны и изготавливаются высокоэффективные приэкранные фильтры, способные защитить оператора от электростатического поля и частично от электрической составляющей электромагнитного поля. Накоплен огромный опыт в эргономике компьютерных работ, светотехнических условий рабочего места.
Но при всем при этом актуальность проблем здоровья пользователя  ПК практически не изменилась.

Также хорошо известно, что ПК оказывает через наши глаза информационное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Поэтому при длительном общении с ПК по принципу «где тонко там и рвется» страдают, прежде всего, органы и процессы организма потенциально ослабленные, т. е. с недостающей энергетикой, другими словами больные или находящиеся в пограничном состоянии «здоровье — нездоровье».

Человек, работающий с ПК становится чувствительным к любым другим зрительно-напряженным видам деятельности и условиям, а именно:

— работа с документами;

— вождение автомобиля;

— отдых в южных широтах и т. д.

Практика:

Разделы исследования

1.Рассмотрим вопросы анкеты.

Сначала выясним, какой процент  учащихся участвующих в исследовании  (64 учащихся) имеет дома персональные компьютеры.

Вопрос №1. Есть ли у вас дома ПК?

Вопрос №2. Сколько времени вы проводите за компьютером?

Общая диаграмма выглядит так.

Из диаграммы видно, что более 3-х часов за компьютером работают 28% учащихся, а если прибавить сюда ещё 14%  работающих 3 часа, то  это уже 42%, что безусловно очень много.

Вопрос №3. Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?

Общая диаграмма по опросу анкеты

Из диаграммы видно, что 43%  делают перерыв.

Выводы: Анализ анкет подтвердил, что и учащиеся в нашей школы много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.

2. Опрос: «Соблюдение учащимися норм безопасного использования ПК».

  1.  Выполняют зарядку для глаз после работы на ПК.- 10%
    1.  Вытирают пыль, раз в неделю.- 55%
    2.  При работе одевают специальные очки с фильтром- 1%
    3.  Проветривают помещение – 23%

3.Использование  официальных данных о росте глазных заболеваний

Завьяловского района. Сведения получены из районной поликлиники, которые любезно предоставил районный врач окулист Мазанько  Вера Дмитриевна

Из диаграммы «Увеличение роста заболеваний глаз» наглядно видно, что рост таких заболеваний с каждым годом все выше, что безусловно вызывает тревогу и опасение за здоровья детей.

4.На основе официальных данных я выведен   процент заболеваний глаз  в нашей школе, информация предоставлена школьным фельдшером  Гороховой Галиной Григорьевной. Углубленный осмотр учащихся школы проходит один раз в год.

Здоров – 100%

Норма 90 – 80%

Проблемы со зрением  ниже 80%

Из 33%  имеющих заболевания глаз, всего 10% носят очки.

Данные  явно указывают на прогрессирующие развитие близорукости у школьников, что вызывает тревогу у медиков и родителей школьников.

Выводы по результатам исследований.

Культ здоровья не вошел в нашу жизнь в должной мере;

28% опрошенных проводит за компьютером от 1 до 3 часов и это цифра растет;

Зависимыми от компьютера себя считает приблизительно 20% опрошенных.

Основными причинами появления «компьютерных» заболеваний являются: непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более часа), неудовлетворительные условия работы (плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).

Правила гигиены зрения

  •  ограничьте время работы за компьютером;
  •  делайте обязательные паузы во время работы;  
  •   правильно организуйте рабочее место;
  •  приобретите специальные очки с компьютерным спектральным фильтром;

Время работы за ПК по нормам  СанПиНа.

  •  5-6 лет Þ10 минут
  •  1-4 класс Þ15 минут
  •  5-7 класс Þ20 минут
  •  8-9 класс Þ25 минут
  •  10-11 класс Þ 50 минут (с перерывом 15 мин.)
  •  Взрослые Þ не более 2 часов

            

Приложение 2

Заключение

 Ребенок – это бурно развивающийся чувствительный организм. В школьном возрасте складываются все физиологические системы, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером, продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Очень уязвима и психика ребенка. На фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка.

Работа «Влияние компьютера на зрение школьника» пополнила мои знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.

В ходе проведения исследования я рассмотрел множество литературы по техническим устройствам компьютера, информатике, биологии, медицине.

В исследовании приведены примеры, доказывающие, что можно защитить зрение от отрицательного влияния монитора при длительной работе за  ПК: это влажная уборка помещения, упражнения для глаз, физические упражнения, расстановка компьютера в помещении, использование увлажнителей, растений и т.п.

Таким образом, гипотеза исследования доказана. Цель работы достигнута, задачи решены.

Полученные знания думаю, понадобятся не только мне, но и одноклассникам.

                             Литература 

  1.  Кузнецов Л.С. Компьютеризация  делопроизводства, М.,1997
  2.  Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Ванта – Граф,2003
  3.  Мегаполис и здоровье №2,2005.
  4.  Опойцев А. И кому нужен этот компьютер? - М.: «Детская литература»,1987-128с.
  5.  Канин А.М. Окно в мир компьютеров: Науно – популярное издание.-Е:»Тезис»,1994.
  6.  А.П.Александрова. Медицинская энциклопедия
  7.  А.И.Ревин. «Специфика зрения человека»
  8.  А.А.Сурков. Энциклопедия.  О влиянии компьютерной техники на зрение человека
  9.  Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96  
  10.  Материалы сайтов:

http://www.vision.ochkam.net/content/view/67/35

http://www.4med.ru/stat/oft/17.php

http://www.eye2eye.com/
http://www.cvconsulting.com/
http://glareguard.com

Приложения

Приложение 1

Анкета.

1.Есть ли у вас дома ПК?

а) Да;

б) Нет

2. Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?

а) Да;

б) Нет

в) иногда

3.Сколько времени вы проводите  за компьютером?

а) более 3 часов в день

б) 3 часа в день

в) 2 часов в день

г) 1час

д) 30 мин

Приложение 2

Рекомендации при работе за компьютером

Высота стола должна регулироваться от 680 до 800мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана.

Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60 – 70см. Расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора соседнего ряда должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками – не менее 1,2м. Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м², объем – не менее 20 м³.

В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 – 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева

Организуйте комфортное  рабочее место:

  •  правильно установите экран монитора (центр на  10-20 см. ниже глаз

пользователя)

  •  выберите  правильное  расстояние (не менее 50 см.) до монитора
  •  расположение дисплея ПК под прямым углом к окну
  •  приглушенная освещенность в 2/3 от обычной
  •  сочетание цвета стены и экрана ПК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34740. Церковные метрические книги как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.82 KB
  Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. Во второй части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории учреждение с церковноадминистративными и судебными функциями которая подчинялась епархиальному архиерею второй оставался в церкви.
34741. Методика генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи 15.71 KB
  Поколенная роспись – это нумерованное перечисление членов рода потомков родоначальника по мужской линии обоего пола по генеалогическому старшинству с выделением поколений и указанием при каждом члене рода номера его отца. Выделяются три наиболее употребительных: а все лица рода распределялись по коленам нумеровавшимся римскими цифрами перед представителем рода ставился порядковый номер арабскими цифрами а в конце строки ставился порядковый номер отца; как валовая нумерация б номер отца при сплошной нумерации переносится в начало...
34742. Историческая хронология. Предмет и задачи. Виды календарных систем. Основные понятия и термины 17.43 KB
  В этом календаре год состоял из 365 дней. по 30 дней каждый; в конце года добавлялось пять праздничных дней не входивших в состав месяцев. В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев по 29 30 дней и 7 лет по 13 лунных месяцев. лунносолнечный календарь является официальным в Израиле где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября.
34743. Древние календарные системы: Египет, Древняя Греция, Китай 18.83 KB
  Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь фиксирующий время проведения праздников. Схематический гражданский календарь Новый календарь был построен по простой схеме. Поздний лунный календарь Хронологической единицей в нем как и в раннем лунном календаре служил лунный месяц начинавшийся в первый день невидимости Луны.
34744. Мусульманский календарь. Мусульманская система летоисчисления 13.08 KB
  Мусульманская система летоисчисления Мусульманский исламский календарь лунный календарь используемый в исламе для определения дат религиозных праздников а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры. Такая система до сих пор используется в некоторых странах например в Пакистане и Бангладеш. В разных странах используются разные правила.
34745. Календарные системы в Древнем Риме. Реформа Юлия Цезаря 16.15 KB
  Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения: Квинтилис Quintilis пятый Секстилис Sextilis шестой Септембер September седьмой Октобер Oktober восьмой Новембер November девятый Децомбер December десятый Мартиус майус квинтилис и октобер имели по 31 дню а остальные месяцы состояли из 30 дней. Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря как уже говорилось состоял из 304 дней. Чтобы...
34746. Григорианская реформа и григорианский календарь 14.62 KB
  Эта разница ежегодно накапливаясь привела через 128 лет к ошибке в одни сутки а через 1280 лет уже в 10 суток. Реформа должна была решить две основные задачи: вопервых ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами вовторых максимально приблизить календарный год к тропическому чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой. Григорианский календарь В григорианском календаре длительность года принимается равной 3652425 суток.
34747. Единицы счета времени: месяц, неделя, сутки 12.86 KB
  Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени сутки месяц и год определяются астрономическими факторами: сутки периодом обращения Земли вокруг своей оси месяц периодом обращения Луны вокруг Земли год периодом обращения Земли вокруг Солнца. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие среднее солнце т.
34748. Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета 15.88 KB
  К первым например относится эра Кали в Индии. К политическим эрам относятся те исходной точкой которых служат даты основания городов вступления на престол различных правителей и т. Такова например эра постконсулата исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г.В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие в фиктивных легендарное.