75088

Математика в нашей жизни

Практическая работа

Математика и математический анализ

Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше заинтересовать их. Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях математика применяется в различных профессиях.

Русский

2015-01-12

89.5 KB

41 чел.

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь».

Тема работы                                                                                                        «Математика в нашей жизни».

Творческая группа:

Бузерова Елизавета,

Саримов Тимур,

Воробьёва Мария.

СОШ №7,  3а класс,  г. Лениногорск

Научный руководитель:

Трофимова Т.Д., учитель начальных классов

Г. Лениногорск

2010г.

Актуальность:  В школе очень большое внимание уделяется математике. У  нас в классе многим нравится этот урок. Мы тоже любим  математику. Любим устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Как здорово оказаться победителем в математическом КВНе! Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений. Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Нам захотелось им помочь, раскрыть им глаза, научить любить эту науку, показать важность математики. Поэтому наша творческая группа взялась за исследование.

Тема исследования: «Математика в нашей жизни».

Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.

Гипотеза:   Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика служит во благо человеку.

Цель и задачи:  Исследовать литературу о математиках и математике.  Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях, в различных профессиях.

План исследования.

  1.  Начало.
  2.  Какое значение имеет математика в нашей жизни?                                                2.      Что говорят известные люди о математике.

II.     Основная часть.

  1.  Математика в кулинарии. Беседа с шеф-поваром школьной столовой.
  2.  Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина.
  3.  Математика в раскрое одежды. Беседа с мамой.
  4.  Математика в строительстве. Наблюдения на стройке и чтение книг.

III.   Заключительная часть. Выводы.

  1.  Математика в пословицах и поговорках.
  2.  Стихотворение  о математике.

Методы исследования:  

  •  Изучение литературы по теме
    •  Беседы со специалистами, с родителями
    •  Наблюдения
    •  Практические работы по составлению задачника и т. д.

 «Математику уже затем
 изучать следует, что она ум в
порядок приводит»
М.В. Ломоносов

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые.  Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

                                                      

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в строительстве.

Шаг 1. Математика в кулинарии.  Беседа со шеф-поваром школьной столовой:

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд.  Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.  Наша одноклассница Гаврилова Таня рассказала: « Для того, чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».

Шаг 2. Математика в торговле.  Беседа с продавцом магазина «Медуница» Тайдаковой Маргаритой, мамой нашей одноклассницы Тайдаковой Снежаны:

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Шаг 3. Математика в раскрое одежды. Беседа Воробьёвой Маши со своей мамой Татьяной Владиславовной:

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.  При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды.                                       Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Шаг 4. Математика в строительстве.  Наблюдения на стройке и чтение книг.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.     

 Выводы: Мы надеемся, что наши примеры помогут еще раз понять:  Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах  показана  роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями.              Мы узнали много пословиц и поговорок, где имеются числа.                                                Математика в пословицах и поговорках.

Число 0.

  •  Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
  •  Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле. 
  •  Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. ("сводить на нет").

                                            Число 1.

  •  Одна пчела немного меду натаскает.
  •  Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
  •  Один в поле не воин.
  •  Один пашет, а семеро руками машут.
  •  Одна голова на плечах.
  •  Одна нога тут, другая - там.
  •  Одна мудрая голова ста голов стоит.
  •  Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

                                               Число 2.

  •  Два сапога - пара.
  •  Как две капли воды.
  •  Кто скоро помог, тот дважды помог.
  •  Лентяй дважды работает.
  •  Между двух огней.
  •  Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

                                           Число 3.

  •  Хвастуну цена - три копейки.
  •  Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
  •  Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
  •  Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
  •  Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

                                       Число 4.

  •  Без четырех углов изба не рубится.
  •  Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
  •  На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
  •  Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

                                      Число 5.

  •  Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
  •  Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек. 

                                    Число 7.

  •  Один с сошкой - семеро с ложкой.
  •  Лук от семи недуг.
  •  За семью морями.
  •  Сам не дерусь, семерых не боюсь.
  •  До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
  •  На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
  •  Семь бед - один ответ.
  •  У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора.

                                         Число 8.

  •  Весна да осень –  на дню погод восемь.

                         Стих о математике.

В. Шефнер

Чтоб водить корабли,

Чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка!

                                                                  

Практическая значимость.    Мы составили  «Математический задачник для 3 класса» . Теперь на уроках математики предлагаем  решить наши задачи своим одноклассникам. Им нравится, они с удовольствием работают над ними.                                                                                                                         №1. С огорода собрали урожай огурцов: 5 корзин по 12 кг огурцов в каждой. Засолили 28 кг огурцов, а остальные оставили для маринования. Сколько килограммов огурцов замаринуют?                                                                             №2. Арбуз весит 12 кг, он в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса арбуза и дыни?                                                                                                                               №3. Бабуля собралась печь булочки. Для этого она использовала 1000г муки, 20г соли, сахара взяла на 20г больше, чем соли, маргарина она положила на 160г больше, чем сахара, а также 200г сметаны и соды на 190г меньше, чем сметаны. Сколько всего граммов продуктов понадобилось на булочки?           №4.Бабушка сделала блины на 720г, а мама в 3 раза меньше. Сколько граммов блинов у них вместе?                                                                                    №5. Для того, чтобы испечь блины, надо взять 320г муки, сахара в 8 раз меньше, чем муки. А соли на 2г меньше, чем сахара. Масла – 250г. сколько граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины? На сколько граммов муки больше, чем масла?                                                                                                    №6. Пять буханок хлеба стоят 70 рублей. Сколько стоят девять таких же буханок?                                                                                                                          №7. С четырёх яблонь собрали 3т яблок. С 1 яблони собрали 360кг , со 2 яблони – в 2 раза больше, чем с первой, а с 3 яблони собрали на 36кг яблок больше, чем с первой. Сколько килограммов яблок собрали с 4 яблони?          №8. Ко дню 8 марта цветочный магазин продал 218 роз по 100 рублей, 360 гвоздик по 50 рублей. Сколько рублей выручки получил магазин в праздничный день?                                                                                                   №9. В магазине было 8 мешка картофеля по 40кг в каждом. Часть картофеля продали. Осталось 3 мешка. Сколько денег выручили за проданный картофель, если 1кг картофеля стоил 9р. ?                                                                   №10. У Маши было 58 рублей, а у Саши в 9 раз больше, чем у маши. Маша купила 1 мороженое по 40 рублей, а Саша 2 мороженых по 20 рублей. Сколько всего денег у них осталось?                                                                   №11. На пошив 7 платьев  идёт 21м ткани. Сколько  метров ткани  надо, чтобы сшить 5 таких же платьев?                                                                        №12. Из  рулона ткани закройщица раскроила в первый день 15 сарафанов, израсходовав по 2 метра на каждый. Во второй день раскроила  на 2 сарафана больше. Сколько метров ткани всего израсходовала закройщица?                №13. Кате и Яне сшили платья. На это израсходовали всего 3 м ткани. На Катино платье ушло на 50см меньше, чем на платье для Яны. Сколько ткани ушло на платье для каждой девочки?                                                                 №14. Ширина девятиэтажного  дома 12м, длина больше ширины на 18м. высота одного этажа 3м. Чему равен объём всего дома?                                 №15. Построили дом. Площадь его крыши 150 кв.м. На сколько метров длина больше ширины, если ширина равна 10м?                                             №16. Площадь дома 960 кв.м. Длина дома равна 80 м. Найди периметр дома.

Литературный обзор.

1.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика.                                           2. Волина В.В. Учимся играя.                                                         3.Лопатина А. М.Скребцова. Как подружиться с математикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32612. Докладно описати такі питання: – призначення і класифікація сортувальних станцій; – класифікація сортувальних станцій; – основні операції, що виконуються на сортувальних станціях; - основні пристрої, які проектуються на сортувальних станціях 841 KB
  Сортировочные станции СС предназначены главным образом для массовой сортировки вагонов по назначениям плана формирования и организации новых составов сквозных участковых сборных вывозных передаточных и других поездов. Основные операции которые выполняются на СС: операции по формированиюрасформированию поездов передаче вагонов на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и приему вагонов с подъездных путей подборке группировке вагонов передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции а...
32613. Докладно описати такі питання: визначення вантажної станції; класифікація вантажних станцій; основні операц 304.5 KB
  Для ГММ расчетная высота горки по условию докатывания вагонов расчетной весовой категории плохого или очень плохого бегуна до расчетной точки трудного по сопротивлению пути сортировочного парка в зимних неблагоприятных условиях при встречном ветре определяется по формуле: где h0энергетическая высота соответствующая расчетной скорости роспуска состава V0 кДж кН. ; где g ускорение свободного падения 98 м с2; γкоэффициент учитывающий инерцию вращения вращающихся масс бегуна. ; где n число осей бегуна 4; q вес бегуна Потерянная...
32614. Вариант 1 Схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков и с об. 613.5 KB
  Вариант 1 Схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков и с объемлющим расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 1. Вариант 2 Комбинированная схема двусторонней сортировочной станции с объемлющим расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 2. Вариант 3 Схема двусторонней сортировочной станции с параллельным расположением парков и с боковым расположением главных путей для пропуска пассажирских поездов рисунок 3. Вариант 1 Схема двусторонней...
32615. Докладно описати такі питання: призначення та класифікація дільничних станцій; основні операції що викону. 407 KB
  На УС выполняются следующие операции: посадка и высадка пассажиров; прием хранение и выдача багажа почты и грузов пассажирской скорости; технические операции с пассажирскими поездами; технические операции с грузовыми поездами; прием хранение и выдача грузов подача уборка вагонов на грузовой двор и др. погрузочноразгрузочные пункты; погрузкавыгрузка грузов взвешивание грузов вагонов и проверка габаритности у мест погрузки а в необходимых случаях сортировка и перегрузка грузов; подача неисправных вагонов к месту...
32616. Докладно описати такі питання: -призначення і класифікація пасажирської станції (ПС); -основні пристрої, які проектуються на ПС; -основні операції, які виконуються на ПС 198.5 KB
  Мин. Iрп=120 2·8=75 мин; Время занятия перронного пути: Тз=tпмtпрtтпtот где tпм – продолжительность приготовления маршрута мин; tпр – время занятия маршрута приемом поезда мин; tтп – продолжительность операций по технологическому процессу мин; tот время занятия маршрута отправлением поезда мин. tпр=LгпLднLп Vпр где Lгп – длина горловины приема м; Lдн – длина участка приближения м; Lп – длина поезда м; Vпр –скорость поезда при входе на станцию км ч; принимаем Vпр= 40км ч = 66667м мин tпр=4001500450 66667=352...
32617. Назначение и классификация и основные технические и эксплуатационные параметры сортировочных устройств 413.5 KB
  Для сортировки вагонов на станциях рекомендуется проектировать основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные – сортировочные горки повышенной большой средней и малой мощности где для сортировки вагонов используется сила тяжести; негорочные – вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне где используется сила тяжести локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке где используется только сила тяги локомотива. Для выполнения функций основного...
32618. Докладно описати основні пристрої вантажної станції (ВС): -колійний розвиток ВС - сортувальні пристрої; -вимоги до проектування основних пристроїв ВС 69 KB
  Для выполнения работы по приему отправлению и обработке поездов и обслуживанию пунктов погрузки – выгрузки на ГС имеются пути сортировочные устройства грузовой район а в отдельных случаях – устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов производственнотехнические здания и прочие сооружения. Путевое развитие включает приемоотправочные сортировочные погрузочновыгрузочные выставочные соединительные и ходовые пути. Приемоотправочные пути используются для приема и отправления поездов передач на сортировочную или...
32619. Дати докладну характеристику розв’язок перехрещень в вузлах 900 KB
  Основное требование ко всем пересечениям маршрутов в одном уровне заключается в том что эти пересечения не должны снижать пропускную способность ниже необходимой в период интенсивного движения и создавать угрозу безопасности движения. Пересечения в одном уровне устраиваются при благоприятных топографических условиях относительно небольших размерах движения. Безопасность движения поездов обеспечивается с помощью устройств автоматики и сигнализации предохранительных тупиков. Развязки в одном уровне осуществляются чаще всего с...