75091

Обыкновенное чудо – поваренная соль

Практическая работа

Естествознание и природоведение

История появления соли. Изучение влияния поваренной соли на здоровье человека и применение ее в хозяйстве. Советы по использованию соли. Предмет исследования: свойства и применение поваренной соли.

Русский

2015-01-12

293 KB

5 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тарбагатай Петровск – Забайкальского района Забайкальского края.

Научно – практическая конференция «Шаг в науку».

Секция начальных классов.

Тема: «Обыкновенное чудо – поваренная соль».

                                                                   Выполнил: Бурцев Сергей Николаевич,

                                                                      4 «Б» класс, МОУ СОШ п. Тарбагатай

                                                             Петровск – Забайкальского района.

                                                                  Руководитель: Домашевская Людмила

                                                                    Александровна, учитель начальных

                                                      классов, 12 разряд,  МОУ СОШ

            п. Тарбагатай Петровск – Забайкальского

                                                                       района.

п. Тарбагатай, 2009 год.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………

с. 3

Глава I. Что за чудо – поваренная соль?……………………...............

с. 3

         1.1. История появления соли……………………………………

1.2. Соль на Руси и её добыча………………………………….

с. 3

с. 4

Глава II. Изучение влияния поваренной соли на здоровье человека и применение ее в хозяйстве……………………………………………..

         2.1. Соль и здоровье человека…………………………………...

   2.2. Толкование некоторых крылатых выражений……………..  

        2.3. Советы по использованию соли……………………………..

Заключение………………………………………………………………

с. 6

с. 6

с. 7

с. 8

с. 9

Литература………………………………………………………………..

с.10

Приложение………………………………………………………………

с.11

Введение.

Однажды у меня очень заболел зуб. Мама принесла мне стакан с водой для полоскания. Но это была не простая вода, а соленая. К моему удивлению боль начала стихать, а затем прекратилась совсем. Тогда я задумался, почему вместо народных средств, которые всегда находятся под рукой, мы приобретаем дорогостоящие препараты в аптеках?  Назвать соль обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. Поэтому я решил подробнее изучить поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий.  В результате возникла тема моего исследования «Обыкновенное чудо – поваренная соль».

 Цель моего исследования: изучить, как поваренная соль влияет на здоровье человека и чем  она может помочь в хозяйстве.

 Объект исследования: поваренная соль.

 Предмет исследования: свойства и применение поваренной соли.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  •  проанализировать научную информацию по данной теме;
  •  описать влияние соль на здоровье человека;
  •  предложить советы по использованию поваренной соли.

Определение цели и задач исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу:  предположу, что если исключить из рациона человека поваренную соль, то это отрицательно скажется на его здоровье.

В своей работе я использовал следующие методы:

  1.  Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
    1.  Эмпирические: оценка.

Глава I.  Что за чудо – поваренная соль?

1.1. История появления соли.

В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценили  буквально на вес золота. Нехватка соли вызывала и народные волнения. В истории известны соляные бунты.

Трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником пополнения казны, важным предметом торговли. Соль была очень дорога. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами. В некоторых странах соль выполняла функцию денежной единицы. В Китае использовали монеты из кристаллов соли. В некоторых странах Африки еще в XIX веке в качестве денежной единицы использовали бруски каменной соли. Римским войскам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольдо» и французского слова «салер» Некоторые ученые считают, что и слово «солдат» произошло от итальянского «сольдо». [6, С. 1103]

1.2. Соль на Руси и её добыча.

На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачивали их недр. Первое упоминание о добыче соли относится к 1037 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью.

     История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях русских городов: Соликамск, Усолье Сибирское (Приложение 1).

С солью связано много метких красочных выражений, различных поверий. Рассыпать соль – к несчастью, уйти ни с чем - уйти не солоно хлебавши. А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, соль - богатство! Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. [2, С. 36, 1, С. 148 - 169]  

Древний способ добычи соли ярко и точно описал в своем рассказе  «На соли» М.Горький. Труд соледобытчиков предстает в нем поистине каторжным. Добывали соль вручную. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Воздух в таких местах насыщен частицами соли, которые с воздухом попадают в организм, вызывая заболевания дыхательных путей.

Но вот парадокс! Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для лечения заболеваний дыхательных путей. После выемки соли под землей образуются просторные высокие пещеры, напоминающие хрустальные залы. В Польше, недалеко от города Кракова есть удивительный подземный город. Его улицы тянутся на сотни километров, а дома, волшебные дворцы, огромные залы которых ослепляют своим блеском. Здесь все одинаково - и стены, и пол, и потолок, и люстры, и колонны - все серовато-беловатое, сверкающее, полупрозрачное. Это знаменитое месторождение соли, его разработки ведутся 800 лет.

Совершенно не напоминающую прошлое картину можно увидеть на

побережье Черного и Азовского морей сейчас. Осадочный, или бассейный способ добычи соли существует и в наши дни, но на солеразработках трудятся теперь машины. Осенью на берегу моря бульдозером роют небольшой бассейн, в который напускают морскую воду. Здесь она отстаивается от песка, глины, гальки. Затем чистую воду перепускают во второй и третий бассейны. Вода в них за многие месяцы постепенно испаряется, концентрация соли в ней растет. К концу лета в последнем бассейне остается практически одна соль. Её убирают солеуборочными комбайнами. [3, С. 38]

Осенние дожди вымывают из соли все лишние, загрязняющие ее вещества, и уже чистую соль машины грузят в железнодорожные вагоны, а затем развозят на фабрики, где перемалывают и фасуют. Часть соли насыщают йодом, чтобы восполнить его дефицит в некоторых регионах.

Почти 40 процентов соли добывают на озере Баскунчак. Это величайшее в мире соленое озеро расположено в Астраханской области на границе с Казахстаном. Его площадь - l06 квадратных метров. Озеро и зимой и ранней весной покрыто тонким слоем рапы - рассола, в котором концентрация соли достигает 300 грамм в 1 литре. В озере Баскунчак соли столько, что она кристаллизуется сама по себе. Прямо на ее крепкие отложения укладывают рельсы, по которым ездит мощный солеуборочный комбайн. Стальной фрезой он рыхлит плотную соль, подбирает ее и, смешивая с водой, перекачивает в особую камеру.

Отделенные в ней от воды кристаллы комбайн грузит в железнодорожный состав, который отвозит соль на мельницу.

На Урале и Донбассе большие месторождения каменной соли. Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. Пласты соли лежащие под землей бывают толщиной в 1 км. Когда-то на том месте, где была соль, находилось соленое озеро, все, что попадало в него, покрывалось корочкой соли. Соли было так много, что она оседала на дне морей. Потом озеро высохло, море отступило, а оставшуюся соль засыпало землей и песком. Над ней образовались другие горные породы. Соль под их тяжестью все время уплотнялась и стала твердой и тяжелой как камень, потому ее назвали каменной солью. [8, С. 174]

Соль важный для жизни человека минерал. И не только потому, что она нужна для химической промышленности. Самое главное - без соли человеческий организм не может развиваться, и человек заболевает.

Глава II. Изучение влияния поваренной соли на здоровье человека и применение ее в хозяйстве.

2.1.  Соль и здоровье человека.

Соль обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организме, в крови соль создает необходимые условия существования красных кровяных телец - эритроцитов, В мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи.

В больших количествах соль вредна организму. При ее избытке изменяется строение сосудов, стенки их становятся хрупкими, утолщаются, плохо проводят кровь. Недаром говорят, что если бы сосуды могли говорить, они бы кричали, когда мы едим много соли. Чтобы излишки соли не откладывались в наших костях, необходимо делать физические упражнения.

Кроме того, соль помогает сохранять впрок мясо, сало, рыбу, грибы, овощи и многие другие продукты.

Медики установили, что в организме человека без соли не происходит обмена веществ, прекращается пищеварение. Живое существо, не получая соли, гибнет тем быстрее, чем больше пищи получает. [7, С. 45]

2.2. Толкование некоторых крылатых выражений.  

-Хлеб да соль - вот одно из пожеланий, которым русские люди обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли.

Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается, ждать надо не так уж долго: пуд соли (16 кг) двое съедают за 2 года, так как в год человек съедает от 3 до5 кг соли.

Поговорка «Уйти несолоно хлебавши» означает следующее. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие, Налог на соль высокий. Сейчас мы, приготавливая пищу, солим ее. Но не так как делали раньше. Тогда варили, пекли без соли, а пищу солили уже за столом. Часто хозяин своей рукой солил пищу. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А человеку, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе.

Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.

Когда говорят «соль земли»,  то подразумевают самое главное важное

ценное. А когда говорят «соль вопроса»,  то имеют в виду особенное

значение этого вопроса. [5, С. 428]

2.3. Советы по использованию соли.

  1.Чтобы сохранить живые цветы дольше, необходимо в вазу с водой

насыпать немного соли.

  1.  Чтобы оконные стекла не запотевали, между рамами издавна ставили

стаканчики с солью.

  1.  Замерзшие оконные стекла также можно легко очистить крепким

раствором соли.

  1.  Стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья

ополаскивают подсоленной водой.

  1.  Зимой солью посыпают дороги, потому что температура замерзания

соляного раствора намного ниже, чем температура замерзания воды.

  1.  Перед тем как зажечь свечу, обмакните ее в соленую воду - свеча не

будет оплывать, будет гореть ровнее и дольше.

  7. Запах масляной краски, который держится в квартире после ремонта, быстрее исчезнет, если в нескольких местах поставить тарелки с солью.

8.  Вода в грелке долго не остынет, если в нее добавить хотя бы

половину чайной ложки соли.

  1.  Коржики и бисквиты не пригорят на железном листе, если дно

духовки посыпать мелкой солью.

11. Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую

корочку.

12. Если убежавшее молоко пролилось на горячую плиту, надо засыпать залитое место солью, и накрыть его мокрой бумагой - запах не распространится по всему помещению. [9, С. 147]

13. Чтобы предупредить насморк, каждый день нужно втягивать в нос

соленую воду - поочередно в одной и другой ноздрей.

14. Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли, несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос.

15. Если в платок насыпать 2-3 столовые ложки соли, нагреть, положить

на нос или грудь как компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке.

16. Зубы станут белыми, если 2 раза в неделю чистить их питьевой содой,

пополам смешанной с солью. [5, С. 264]

17. Соль, мука и вода – это все, что необходимо для приготовления соленого теста. Соленое тесто – это изумительный по своей доступности и пластичности материал! Из него можно сделать все что угодно! Например, забавные объемные и плоские фигурки, красочное панно и т.д. При этом овладеть навыками лепки может каждый. В процессе занятия лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев и творческие способности. Это самый экологический материал для лепки. Поэтому мы всей семьей лепим различные фигурки и нам это очень нравится (Приложение 2). [4]

Заключение.

 Изучив литературу по данному вопросу, я смог описать влияние соль на здоровье человека и предложил советы по использованию поваренной соли. Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену  даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Но на этом я не остановлюсь. Я хотел бы продолжить свое исследование и изучить поваренную соль, ее свойства еще глубже, может быть даже с химической точки зрения.

Литература.

  1.  Атлас мира справочный. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА – 2008 – 280 с.
  2.  Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: - Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
  3.  Серия «Эрудит». Строение Земли. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  4.  Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд – во Эксмо, 2002. – 128 с.
  5.  Тера – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 С.
  6.  Универсальный энциклопедический словарь. – М.: У 59 Большая Российская энциклопедия – 2005 – 1551 С.
  7.  Уорд Б. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ. И. Я. Дихтер. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» - 2008 – 96 с.
  8.  Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Л.: Детская литература – 1975 – 240 с.
  9.  Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. –  М.: Филологическое общество «СЛОВО» - 2001 – 248 с.

Приложение 1.

Добыча соли на Руси.

.   

Добыча  в Соликамске.

Приложение 2.

           

                   

  

                                            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77287. О СОЗДАНИИ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 33 KB
  При визуализации той или иной сущности специфическими являются выбор конкретного двух или трехмерного геометрического представления абстрактного объекта и разработка алгоритма построения этого представления на основе данных производимых вычислительной программой. Можно выделить три класса систем визуализации. Наконец к третьему классу относятся специализированные системы визуализации созданные специально для данного исследовательского проекта или даже конкретного пользователя.
77289. ON DEVELOPING ENVIRONMENT FOR CONTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 29 KB
  One cn distinguish three clsses of visuliztion systems. The first one consists of universl systems which include set of lgorithms for constructing wide rnge of typl representtions. For exmple wellknown systems PrView nd VS belong re of this kind.
77290. ENVIRONMENT FOR CONSTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 32 KB
  Ekterinburg The tlk dels with scientific visulistion system which is elborted by the uthors. One of the problems of trditionl visuliztion systems is tht some set of trnsformtion lgorithms is strictly prescribed nd cnnot be chnged. yer go the uthors presented this system lredy.
77291. Развитие программных средств научной визуализации 72.5 KB
  В связи с этим в арсенале визуализации создано множество программных средств. Но что делать если исследуемое явление настолько новое что нет готовых программ визуализирующих его Можно все же попытаться выразить визуальные сущности в терминах готовых систем визуализации. Можно создать программу для визуализации с нуля.
77292. Human-aware content elements as a base for website backend interfaces 24.5 KB
  This is especilly importnt for hosted CMS services becuse there is no personl trining provided for the user. For exmple to dd vcncy on site user often should perform the following steps: crete pge crete nd formt vcncy description dd links to tht pge from min menu nd dd nnounce to compny’s news. So user wstes his time nd even my leve the service. t the beginning of site cretion process user is sked for his compny type: rel estte cr rentl DVD store etc.
77293. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАССЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 32.5 KB
  В литературе можно найти самые разные подходы к визуализации трасс выполнения параллельных программ. В докладе мы приведем как обзор существующих решений так и предложения по новым подходам к разработке средств визуализации трасс. Поэтому приемы хорошо помогавшие при визуализации данных лет двадцать назад например использование Visul Informtion Seeking Mntr ldquo;Overview first zoom nd filter then detilsondemndrdquo; не срабатывают. Активно используются методы визуализации трассы выполнения на базе разнообразных метафор...
77294. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПАРАЛЛЕЛИВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОДА 26.5 KB
  Представляется что создание вспомогательных визуальных сред поддержки распараллеливания программ сможет облегчить работу специалистов и увеличить эффективность и надежность распараллеливания. Нами разработан макет средств визуальной поддержки распараллеливания в двух вариантах параллелизма на основе общей памяти и параллелизма на основе передачи сообщений с использованием библиотек OpenMP и MPI соответственно. Предполагается что пользователь по ходу анализа и обработки текста вносит изменения в текст последовательной программы для ее...