75099

Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования которая должна быть интересна выполнима решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских познавательных потребностей...

Русский

2015-01-12

44 KB

0 чел.

«Исследовательская деятельность учащихся – условие

развития компетентной личности».

Тарасенко Евгения Александровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №31.

высшей категории

Основными задачами школы, является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося, подготовка их к творческому, интеллектуальному труду. Для этого необходимо, сохраняя и охраняя индивидуальность ребёнка, помочь ему разобраться, в чём именно состоит его индивидуальность, к чему он имеет склонность, определиться в выборе рода деятельности. На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Основное образование, построенное в рамках традиционной урочной деятельности, как правило, не позволяет достаточно эффективно решать задачи развития творческой, социальной, интеллектуальной индивидуальности детей.

Значительно успешней с этой функцией справляется дополнительное образование, которое позволяет педагогически целесообразно организовать внеурочную деятельность учащихся, расширить и обогатить образовательные и развивающие возможности учебного пространства, создать условия для удовлетворения индивидуальных запросов детей, проявления их активности, самореализации и самоутверждения.

Практика проведения учебных исследований с детьми младшего школьного возраста может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и  фронтальный характер; ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей.

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребёнка одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают ребёнка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.

Вопреки распространённому мнению о том, что младшие школьники способны усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, опыт показывает, что учащиеся начальных классов успешно используют следующие исследовательские действия: распознают объекты по признакам, сравнивают, используя формы сопоставления и противопоставления, выделяют главное, устанавливают взаимосвязи, используют аналогии как средство переноса способа действия, моделируют, строят  доказательства. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.

Примером специально организованной деятельности учащихся является широко используемая система проектов. Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования, которая должна быть интересна, выполнима, решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации, что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с  самыми различными источниками и средствами; и этап защиты проекта – это венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Приведу пример структуры проектно-исследовательской работы по теме «Сытая птица весной пригодится» 2 кл.

1.Проблема: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке.

2. Выдвижение предположений.

3. Проведение наблюдения (подсчет количества птиц за единицу времени, замер температуры воздуха).

4. Формулировка выводов.

5. Как можно использовать эти выводы в жизни.

В ходе работы над проектами учащиеся выполняют различные социальные роли.

Например, работа по теме «Народные сказки», включает в себя следующие виды проектной деятельности:

Малая конференция (подготовка устного выступления по вопросам, подбор иллюстраций).

Выставка (определить разделы выставки, подбор книг, подбор репродукций, распределение подготовленных материалов по разделам).

Роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).

Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

личностно – ориентированное;

использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».

Школьные проекты – это ступеньки личностного роста, помогающие самореализации и самоутверждению. Всё это вызывает у детей чувство гордости, значимости своего труда. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

Приведу пример еще несколько пример проектно-исследовательской деятельности, которые были реализованы моими обучающимися.

Проект «Город опасный и безопасный».

Цель проекта: изучить влияние человека на окружающую среду в рамках отдельно взятого микрорайона, установить зоны экологической опасности в районе маршрута «дом – школа», составить план – схему, определить возможные меры по улучшению и оздоровлению экологической обстановки.

Ход проекта: участники проекта определяют зоны для исследования; собранный материал отображают на планах – схемах (места парковки машин, выгула собак, скопления мусора); коллективная работа – составление общей схемы; составление рекомендаций по проблеме.

Проект «Вода – наше богатство». В проекте участвуют ученики и родители.

Цель проекта: сократить потребление воды в домашних условиях; сохранить природные ресурсы; получить экономию  финансовых затрат; разработать рекомендации.

План мероприятий по проекту: измерение потребления воды (по счётчикам) семьёй в течение недели; выработать действия по сокращению потребления воды; проведение недели экономного использования воды; подведение итогов; составление сравнительных таблиц; разработка рекомендаций.

Проект « Сытая птица весной пригодится».

Цель проекта: определить уровень знаний и активности собеседников (опрос проводился в парке) в оказании помощи зимующим птицам; изготовить и развесить кормушки.

Ход проекта: изготовить кормушки из коробок Tetra Pak и развесить их; провести опрос: Чем надо подкармливать птиц? Из чего можно изготовить кормушки? Помогает ли собеседник птицам? Разработать  способы информирования жителей о проводимой акции и привлечения их к участию в ней.

Такая  направленность исследовательской работы способствует развитию гибкости мышления учащихся, помогает им учиться, думать, накапливать опыт творческой и социальной деятельности.

Экологическое направление является приоритетным, т.к. через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, научить искусству мышления, духовности, любви к ближнему, быть добрыми и полезными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41724. Частотные характеристики типовых звеньев систем автоматического управления 1.47 MB
  Построение частных характеристик типовых звеньев средствами математического пакета MATLAB и изучение зависимости этих характеристик от параметров входящих в состав передаточной функции.Построить следующие частотные характеристики: ЛАЧХ; ФЧХ; АФЧХ. Увеличив значение T в 10 раз определить как изменятся частотные характеристики. Задание 1 Используя пакет MTLB получим частотные характеристики.
41726. Исследование электрической цепи с последовательным и параллельным соединениями приёмников электрической энергии 349.01 KB
  Проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторовэ,и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи. Для последовательного соединения характерно то что во всех этих резисторах возникает одинаковый ток а падения напряжения на них пропорциональны сопротивлениям: Каждое сопротивление может быть найдено по формулам: Падение напряжения на всем участке цепи равно сумме падений напряжений на каждом резисторе: Эквивалентное сопротивление участка цепи равно сумме сопротивлений каждого резистора: Если же к концам участка вместо трех резисторов подключить эквивалентный...
41727. Органолептическая оценка качества сырья и приготовление полуфабрикатов из мяса и домашней птицы 101.48 KB
  Организация рабочего места используемые технологическое оборудование посуда инвентарь из мясного цеха Органолептическая оценка мяса. Признаки свежести мяса. Полуфабрикаты из мяса приготовление котлетной массы.
41728. Решение оптимизационных задач с помощью надстройки Excel «Поиск решения» 21.87 MB
  Ниже перечислены основные правила которыми следует руководствоваться чтобы создать качественную модель на основе электронных таблиц: необходимо четко обозначить все переменные; следует четко обозначить входы модели переменные решения и параметры; надо указать критерии эффективности и выходные переменные; не следует жестко привязывать значения параметров к формулам параметры должны храниться в отдельных ячейках рабочего листа для удобства документирования и анализа; если это возможно надо отделять переменные представляющие...
41729. Построение графиков функций 88.96 KB
  5x2cosx Создание приложений.5x2cosx end; Функции описывающие переход от вещественных координат к экранным по оси Х function xex:rel:integer; begin xe:=roundxxmin dx10; end; по оси Y function yey:rel:integer; begin ye:=Form1. № вар F1x F2x F3x F4x 1 2 3 4 5 1 cosx 2cosx cos2x Cosx 2 2 sinx 2sinx sin2x sinx 2 3 Expx 2Expx Exp2x Expx 2 4 cosx0.5x 2cosx2x cos2x4x 3xCosx 2 5 6 3xsinx x 3 cosx 3 x3cosx xcosx 3 7 8 9 Expx Expx 2 Expx1 Exp2x 10 Expx2x...
41730. Создание статического и динамического изображения 550.85 KB
  Ход работы Создал канал уровень который пропорционален уровню продукта в емкости рисунок 2.1 а Создал генератор синусоидального сигнала и произвёл его привязку к созданному каналу рисунок 2. а б Рисунок 2.1 Процесс создания канала Уровень и генратора Синусоида Создал экран с расположением на нем тренда строящего зависимость уровня...
41731. Складання програми сортування обєктів 64.74 KB
  Складання програми сортування обєктів Мета роботи: Складання програми сортування обєктів за кольором. Завдання на лабораторну роботу: Скласти програму сортування кольорових обєктів з використанням датчика кольору для визначення кольору обєктів та двох тактильних датчиків для калібрування робота. Програма мусить виконувати наступні функції: Керування сервоприводом для подавання обєктів на виявлення кольору обєкту. Керування механізмом що містить відділення для обєктів сортування за допомогою сервопривода.
41732. Исследование затянутых болтов 362.76 KB
  Метрические резьбы делятся на крупную и пять мелких. Крепежные резьбы выполняются однозаходными треугольного профиля. По направлению винтовой линии резьбы делятся на правые и левые. Крепежные резьбы должны обладать большой прочностью на сдвиг поэтому их профиль принят треугольным.