75099

Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования которая должна быть интересна выполнима решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских познавательных потребностей...

Русский

2015-01-12

44 KB

0 чел.

«Исследовательская деятельность учащихся – условие

развития компетентной личности».

Тарасенко Евгения Александровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №31.

высшей категории

Основными задачами школы, является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося, подготовка их к творческому, интеллектуальному труду. Для этого необходимо, сохраняя и охраняя индивидуальность ребёнка, помочь ему разобраться, в чём именно состоит его индивидуальность, к чему он имеет склонность, определиться в выборе рода деятельности. На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Основное образование, построенное в рамках традиционной урочной деятельности, как правило, не позволяет достаточно эффективно решать задачи развития творческой, социальной, интеллектуальной индивидуальности детей.

Значительно успешней с этой функцией справляется дополнительное образование, которое позволяет педагогически целесообразно организовать внеурочную деятельность учащихся, расширить и обогатить образовательные и развивающие возможности учебного пространства, создать условия для удовлетворения индивидуальных запросов детей, проявления их активности, самореализации и самоутверждения.

Практика проведения учебных исследований с детьми младшего школьного возраста может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и  фронтальный характер; ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей.

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребёнка одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают ребёнка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.

Вопреки распространённому мнению о том, что младшие школьники способны усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, опыт показывает, что учащиеся начальных классов успешно используют следующие исследовательские действия: распознают объекты по признакам, сравнивают, используя формы сопоставления и противопоставления, выделяют главное, устанавливают взаимосвязи, используют аналогии как средство переноса способа действия, моделируют, строят  доказательства. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.

Примером специально организованной деятельности учащихся является широко используемая система проектов. Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования, которая должна быть интересна, выполнима, решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации, что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с  самыми различными источниками и средствами; и этап защиты проекта – это венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Приведу пример структуры проектно-исследовательской работы по теме «Сытая птица весной пригодится» 2 кл.

1.Проблема: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке.

2. Выдвижение предположений.

3. Проведение наблюдения (подсчет количества птиц за единицу времени, замер температуры воздуха).

4. Формулировка выводов.

5. Как можно использовать эти выводы в жизни.

В ходе работы над проектами учащиеся выполняют различные социальные роли.

Например, работа по теме «Народные сказки», включает в себя следующие виды проектной деятельности:

Малая конференция (подготовка устного выступления по вопросам, подбор иллюстраций).

Выставка (определить разделы выставки, подбор книг, подбор репродукций, распределение подготовленных материалов по разделам).

Роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).

Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

личностно – ориентированное;

использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».

Школьные проекты – это ступеньки личностного роста, помогающие самореализации и самоутверждению. Всё это вызывает у детей чувство гордости, значимости своего труда. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

Приведу пример еще несколько пример проектно-исследовательской деятельности, которые были реализованы моими обучающимися.

Проект «Город опасный и безопасный».

Цель проекта: изучить влияние человека на окружающую среду в рамках отдельно взятого микрорайона, установить зоны экологической опасности в районе маршрута «дом – школа», составить план – схему, определить возможные меры по улучшению и оздоровлению экологической обстановки.

Ход проекта: участники проекта определяют зоны для исследования; собранный материал отображают на планах – схемах (места парковки машин, выгула собак, скопления мусора); коллективная работа – составление общей схемы; составление рекомендаций по проблеме.

Проект «Вода – наше богатство». В проекте участвуют ученики и родители.

Цель проекта: сократить потребление воды в домашних условиях; сохранить природные ресурсы; получить экономию  финансовых затрат; разработать рекомендации.

План мероприятий по проекту: измерение потребления воды (по счётчикам) семьёй в течение недели; выработать действия по сокращению потребления воды; проведение недели экономного использования воды; подведение итогов; составление сравнительных таблиц; разработка рекомендаций.

Проект « Сытая птица весной пригодится».

Цель проекта: определить уровень знаний и активности собеседников (опрос проводился в парке) в оказании помощи зимующим птицам; изготовить и развесить кормушки.

Ход проекта: изготовить кормушки из коробок Tetra Pak и развесить их; провести опрос: Чем надо подкармливать птиц? Из чего можно изготовить кормушки? Помогает ли собеседник птицам? Разработать  способы информирования жителей о проводимой акции и привлечения их к участию в ней.

Такая  направленность исследовательской работы способствует развитию гибкости мышления учащихся, помогает им учиться, думать, накапливать опыт творческой и социальной деятельности.

Экологическое направление является приоритетным, т.к. через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, научить искусству мышления, духовности, любви к ближнему, быть добрыми и полезными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28482. Алгоритм графічного методу розв’язування задач лінійного програмування 11.86 KB
  Алгоритм графічного методу розвязування задач лінійного програмування. Графічний метод ґрунтується на геометричній інтерпретації ЗЛП і застосовується в основному при розв'язуванні задач в R2 і тільки деяких задач трьохмірного простору оскільки в R3 досить важко побудувати многогранник допустимих розв'язків що утворюється в результаті перетину півпросторів. Якщо ж ЗЛП записана в І стандартній формі система рівнянь якої містить n невідомих і m лінійно незалежних рівнянь то вона також може бути розв'язана графічним методом всякий раз коли...
28484. Ідея симплексного методу та його геометрична інтерпретація 14.2 KB
  Проте задачі лінійного програмування які доводиться розв'язувати на практиці характеризуються великими числами m та n а кількість опорних планів обмежена зверху числом Тому доцільніше було б вказати таку схему послідовного покрашення опорного плану що при переході від одного опорного плану вершини многогранника допустимих розв'язків до іншого опорного плану іншої вершини отримується збільшення цільової функції при максимізації функції 1 і зменшення її при мінімізації функції 1. Саме...
28485. Алгоритм симплексного методу 23.31 KB
  Заповнення початкової симплекстаблиці перша ітерація Таблиця 1 В рядках 1 3 записані відповідні рівняння системи 12 при цьому спочатку права частина в стовпці опорний план а потім коефіцієнти при відповідних змінних. Отже з початкової таблиці безпосередньо виписується початковий опорний план: Х1 оп = 0; 0; 182; 316; 238. В нульовому рядку міститься інформація про цільову функцію: для зручності функція 11 розглядається формалізовано як рівняння z 18х1 16х2 = О...
28486. Постановка транспортної задачі та її математична модель 31.64 KB
  Постановка транспортної задачі та її математична модель. Побудуємо математичну модель закритої транспортної задачі Позначимо через xij кількість одиниць вантажу запланованого до перевезення від iго постачальника до jго споживачаz сумарну вартість запланованих перевезень Для зручності умову задачі запишемо у вигляді таблиці табл 1 яку надалі будемо називати транспортною сіткою При цьому постачальників скорочено позначимо літерою П а споживачів С Таблиця 1...
28487. Методи побудови початкового опорного плану транспортної задачі 21.99 KB
  Рекомендуємо олівцем проставити прочерки в клітинках А2 В1 і А3 В1 потреби В1 задоволені а біля 300 справа записати залишки запасів в розмірі 150 од. запасів і 220 од. В напрямку який визначає діагональ переходимо до А2В2 в яку записуємо min70 230=70 виставивши прочерк в А3 В2 закресливши залишок потреб під В2 і записавши справа від 230 залишок запасів 23070=160. В клітинку А2В3 заносимо min 160 280= 160 виставляємо прочерк в А2В4 закреслюємо залишок запасів А2 160 а під потребами В3 записуємо залишок потреб В3 в розмірі...