75099

Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования которая должна быть интересна выполнима решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских познавательных потребностей...

Русский

2015-01-12

44 KB

0 чел.

«Исследовательская деятельность учащихся – условие

развития компетентной личности».

Тарасенко Евгения Александровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №31.

высшей категории

Основными задачами школы, является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося, подготовка их к творческому, интеллектуальному труду. Для этого необходимо, сохраняя и охраняя индивидуальность ребёнка, помочь ему разобраться, в чём именно состоит его индивидуальность, к чему он имеет склонность, определиться в выборе рода деятельности. На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Основное образование, построенное в рамках традиционной урочной деятельности, как правило, не позволяет достаточно эффективно решать задачи развития творческой, социальной, интеллектуальной индивидуальности детей.

Значительно успешней с этой функцией справляется дополнительное образование, которое позволяет педагогически целесообразно организовать внеурочную деятельность учащихся, расширить и обогатить образовательные и развивающие возможности учебного пространства, создать условия для удовлетворения индивидуальных запросов детей, проявления их активности, самореализации и самоутверждения.

Практика проведения учебных исследований с детьми младшего школьного возраста может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и  фронтальный характер; ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей.

Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребёнка одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают ребёнка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.

Вопреки распространённому мнению о том, что младшие школьники способны усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, опыт показывает, что учащиеся начальных классов успешно используют следующие исследовательские действия: распознают объекты по признакам, сравнивают, используя формы сопоставления и противопоставления, выделяют главное, устанавливают взаимосвязи, используют аналогии как средство переноса способа действия, моделируют, строят  доказательства. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.

Примером специально организованной деятельности учащихся является широко используемая система проектов. Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования, которая должна быть интересна, выполнима, решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации, что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с  самыми различными источниками и средствами; и этап защиты проекта – это венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Приведу пример структуры проектно-исследовательской работы по теме «Сытая птица весной пригодится» 2 кл.

1.Проблема: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке.

2. Выдвижение предположений.

3. Проведение наблюдения (подсчет количества птиц за единицу времени, замер температуры воздуха).

4. Формулировка выводов.

5. Как можно использовать эти выводы в жизни.

В ходе работы над проектами учащиеся выполняют различные социальные роли.

Например, работа по теме «Народные сказки», включает в себя следующие виды проектной деятельности:

Малая конференция (подготовка устного выступления по вопросам, подбор иллюстраций).

Выставка (определить разделы выставки, подбор книг, подбор репродукций, распределение подготовленных материалов по разделам).

Роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).

Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

личностно – ориентированное;

использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».

Школьные проекты – это ступеньки личностного роста, помогающие самореализации и самоутверждению. Всё это вызывает у детей чувство гордости, значимости своего труда. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

Приведу пример еще несколько пример проектно-исследовательской деятельности, которые были реализованы моими обучающимися.

Проект «Город опасный и безопасный».

Цель проекта: изучить влияние человека на окружающую среду в рамках отдельно взятого микрорайона, установить зоны экологической опасности в районе маршрута «дом – школа», составить план – схему, определить возможные меры по улучшению и оздоровлению экологической обстановки.

Ход проекта: участники проекта определяют зоны для исследования; собранный материал отображают на планах – схемах (места парковки машин, выгула собак, скопления мусора); коллективная работа – составление общей схемы; составление рекомендаций по проблеме.

Проект «Вода – наше богатство». В проекте участвуют ученики и родители.

Цель проекта: сократить потребление воды в домашних условиях; сохранить природные ресурсы; получить экономию  финансовых затрат; разработать рекомендации.

План мероприятий по проекту: измерение потребления воды (по счётчикам) семьёй в течение недели; выработать действия по сокращению потребления воды; проведение недели экономного использования воды; подведение итогов; составление сравнительных таблиц; разработка рекомендаций.

Проект « Сытая птица весной пригодится».

Цель проекта: определить уровень знаний и активности собеседников (опрос проводился в парке) в оказании помощи зимующим птицам; изготовить и развесить кормушки.

Ход проекта: изготовить кормушки из коробок Tetra Pak и развесить их; провести опрос: Чем надо подкармливать птиц? Из чего можно изготовить кормушки? Помогает ли собеседник птицам? Разработать  способы информирования жителей о проводимой акции и привлечения их к участию в ней.

Такая  направленность исследовательской работы способствует развитию гибкости мышления учащихся, помогает им учиться, думать, накапливать опыт творческой и социальной деятельности.

Экологическое направление является приоритетным, т.к. через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, научить искусству мышления, духовности, любви к ближнему, быть добрыми и полезными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40524. ПРИНЦИПЫ ФОНЕМОЛОГИИ 77.5 KB
  В языке нет и не может быть элементов не выделенных в известном определенном отношении к его семантической стороне или лучше сказать к характерной для данного языка системе семасиологизации и в этом смысле всякое языковое явление как предмет лингвистики конечно значимо . Однако отношение звуковой стороны к семантической может быть двояким: внеконтекстовые единства звуковых признаков выделенные в отношении к системе индивидуальных значимостей [7] в языке и будут лингвистическим соответствием психофонетической фонемы иначе значимых ...
40525. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия 21.5 KB
  Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия. Антонимия. Речевая антонимия контекстная.
40526. Стилистическое расслоение словарного состава я:зыка 20.5 KB
  Все слова языка можно разделить на: нейтральные межстилевые в любом стиле литературного языка.
40527. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции 38.5 KB
  Уровень Единица Функция Пример Фонетикофонологический Фонема звук перцептивная восприятия Сигнификативная смыслоразличительная Том дом Угол уголь Морфемноморфологический Морфема Семасиологическая выражение значения Приставка с Суффикс щик Лексикосемантический Слово лексема слово с точки зрения его значения Номинативная назывная Окно Синтаксический Предложение Коммуникативная Мама мыла раму Системность уровня Единицы внутри уровня взаимосвязаны изменение одной единицы приводит к перегруппировке всего уровня. ...
40528. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития 33 KB
  Типы лексических значений слова. Предметная отнесенность слова денотативный компонент значения. Обычно слово предмет действие или признак номинативная функция знаменательные слова. Числительные междометия служебные слова не имею денотативного компонента.
40529. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление 33 KB
  Язык как особая знаковая система. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык знаковая система естественно возникшая закономерно развивающаяся социально предназначенная.
40530. Омонимия, ее виды, источники и роль в языке. Разграничение омонимии и полисемии 21 KB
  Омонимия разные слова с одинаковым звуковым составом. Типы омонимов: лексические омонимы слова относящиеся к одному грамматическому разряду имеют одинаковое звучание и написание: лук. омоформы слова у которых совпадают определенные грамматические формы. омофоны слова которые одинаково звучат но пишутся поразному.
40531. Графика 15.24 KB
  Состоят из: Правила чтения напр. u может быть ju ʌ или u Правила написания напр. Правила орфографии правила написания значащих языковых единиц морфем и слов Правила орфоэпии правила озвучивания при чтении значащих языковых единиц морфем и слов Правила орфографии строятся на базе правил графики и нужны ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант напр.
40532. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи 31.5 KB
  Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи. Части речи: можно назвать грамматическими категориями но они более широкие общие лексикограмматические классы слов.: части речи части слова.