7512

Модели рыночной экономики

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Модели рыночной экономики. Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Поэтому м...

Русский

2013-01-25

43 KB

14 чел.

Модели рыночной экономики.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Поэтому можно говорить о разнообразии моделей в рамках определенных экономических систем

Модели в рамках различных экономических систем: либеральная рыночная экономика (вариант - американская модель). Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. В социальной сфере предполагается создание равных возможностей для всех.  Государственное воздействие, направленно на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Модели в рамках различных экономических систем: социальная рыночная экономика. Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы - - В.Ойкена, Ф.Бёма и др., которые разработали основные принципы данной системы.

Основными принципами социальной рыночной экономики являются:

► Органическое единство рынка и государства;

► Защита конкуренции;

► Социальное партнерство. 

Критериями социально - ориентированной экономики являются: 

► место социальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет об альтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом);

► распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

► масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе;

► особенности социальной политики.

Классификация по указанным критериям, позволяет выделить четыре основные модели: 

  •  Первая модель традиционно называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции.

Для этой модели характерны:

  •   высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);
  •  формирование страховых фондов в основном за счет работодателей;
  •  развитая система социального партнерства;
  •  стремление к поддержанию полной или, по крайней мере высокой занятости.

Англосаксонская модель используется в Великобритании, Ирландии, в Канаде. 

Она предусматривает:

  •   более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%);
  •  преимущественно пассивный характер государственной политики занятости;
  •  высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг.

Средиземноморская модель используется в  странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия). 

Для средиземноморской модели характерны:

· объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании);

  •  социальная политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.

Скандинавская  модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. 

Для скандинавской модели характерны:

  •   очень активная социальная политика;
  •  очень высокие (50—60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет;
  •  реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики;
  •  основную роль в финансировании социальных расходов играет государство.  

Социально-ориентированная рыночная экономика – это определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности

Можно выделить два подхода к рыночному реформированию:

  •   «шоковая терапия»;
  •  градуалистская модель.

«Шоковая терапия» основана на трех  принципах:

  •  либерализация ценообразования, внешнеэкономической деятельности и валютного рынка;
  •  приватизация (государственного сектора);
  •  стабилизация посредством жесткого формального планирования денежной массы.

Стратегические цели, задачи, базовые принципы и основные приоритеты государства в новом тысячелетии определены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015 г.

В Республике Беларусь в качестве перспективной принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах: конституционных гарантий личных прав и свобод граждан; свободы предпринимательства;  выбора профессии и места работы; равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества; обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда; социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения; социального партнерства (между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81722. Философская лирика Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 34.14 KB
  В поэзии Тютчева мир одухотворен очеловечен пребывает в вечном движении и развитии. Тютчев утверждает: Не то что мните вы природа: Не слепок не бездушный лик В ней есть душа в ней есть свобода В ней есть любовь в ней есть язык.
81723. Женские образы и средства их воплощения в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 33.27 KB
  Мелеховский двор – на самом краю хутора любовь героя удивительна небывала необычна для хутора – будто видели они как прокофий вечерами когда вянут зори на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Роман Тихий Дон это роман о мире человеческих страстей в центре которого любовь Аксиньи и Григория. Героям предстоит пройти через ужасы войны через разлуку и многие тяжкие грехи взять на себя но свою любовь они пронесут через всю жизнь потому что без их любви жизнь теряет смысл. Эта любовь трагична не только для Григория и...
81724. Тема русского бунта в произведениях отечественной литературе 32.18 KB
  Дубровский Глава 6 Пожар в Кистеневке эпизод Эпизод – начало стихийного крестьянского бунта возникшего от страстного желания крепостных Дубровских отомстить за барина и нежелания служить новому хозяину – Кирилле Троекурову которому по решению суда переходило имение Дубровских. Глава 7 появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям Грабительства одно другого замечательнее следовали одно за другим. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах все были уверены что он а никто другой...
81725. Природа и любовь в поэзии А. А. Фета 38.59 KB
  Ктото учит маленьких несмышленышей делающих первый в жизни шаг твердо стоять на ногах с трудом произносить первые слова. Нас восхищают слова поэта выражающие его огромную любовь к своей родине к ее необъятным просторам к ее тихим уголкам: Какое дикое ущелье Ко мне навстречу ключ бежит Он в дол спешит на новоселье. Травы цветы деревья болотца ручейки перелески зори грозы облака во всем открывает чародей слова живую душу всем поверяет свои заветные думы. Итак мир природы для Тютчева был тем неисчерпаемым источником...
81726. Путь исканий Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи 32.97 KB
  Герои Шолохова – люди простые но незаурядные а Григорий не только храбр до отчаяния честен и совестлив. Влияние Чубатого Предчувствие беды ранение Григорий и его дети желание конца войны На стороне большевиков. 6 Разговор с Петром Злоба к большевикам Ссора с отцом изза награбленного Самовольный отъезд домой Красные у Мелеховых Пьянство мысли о смерти Григорий убивает матросов Разговор с дедом Гришакой и с Натальей Встреча с Аксиньей Книга четвертая ч. 7 Григорий в семье.
81727. Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 века 31.14 KB
  Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. обратился к теме бесправного безмерно униженного и забитого маленького человека живущего своей внутренней жизнью в условиях грубо попирающих достоинство человека. И чтобы их раздобыть он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о необыкновенных личностях Созданные писателем образы маленьких людей проникнуты духом протеста против социальной несправедливости против унижения человека и верой в его высокое призвание.
81728. Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова 33.13 KB
  Особенно трудным для Н оказался конец 60 гг нравственный компромисс на который он пошел во имя спасения журнала вызвал упреки со всех сторон реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии а духовные единомышленники в отступничестве Тяжелые переживания Н отразились в цикле так называемых покаянных стихов Ликует враг 1866 Умру я скоро 1867. Зачем меня на части рвете 1867 Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение покаянных в них звучит мужественный голос поэта исполненный сложной внутренней борьбы не...
81729. Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 31.92 KB
  В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.
81730. Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики 19 века 32.94 KB
  Лермонтов Герой нашего времени В романе Л. но и многих молодых людей того времени: жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку Герой романа не всегда был циником скептиком духовно черствым человеком. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях в которых воспитывался герой. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: во мне душа испорчена светом Судьбу талантливого человека не нашедшего себе достойного применения в обществе его...