7513

Рыночное равновесие

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рыночное равновесие Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 1 DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы ...

Русский

2013-01-25

147.5 KB

12 чел.

Рыночное равновесие

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 1 DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения.

Рис.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (PE = РD = РS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит QD1, тогда как объем предложения - QS1.

В этом случае избыток предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2.  В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором - через конкуренцию покупателей.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на равновесном уровне называется уравновешивающей функцией цен. Именно действие уравновешивающей функции цен является одним из условий эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Таким образом, равновесие на рынке достигается в результате конкуренции между продавцами, желающими продать избыток товаров, и конкуренции покупателей, желающих получить дефицитный товар

В состоянии равновесия: QD = Qs. Равновесие на рынке достигается при таком уровне цены, когда объем спроса равен объему предложения.

Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание.

Если цена ниже цены равновесия, объем спроса превышает объем предложения. Товар становится дефицитным.

Сдвиг равновесия

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар  повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 2) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Рис. 2. Сдвиг равновесия

Анализ рисунка 2 дает возможность охарактеризовать различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Регулирование цены.

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно  либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Что может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > PE), так и ниже ее (Р2 < PE).

Рис. 3. Регулирование цены

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором случае - к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE.

Что еще может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может применять для регулирования рынка механизм налогов и дотаций.

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие нетоварных налогов (налог на продажи и акцизы). Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Но не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же.

Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами (рис. 4).

 

Рис.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие дотаций. Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

В случае дотаций из госбюджета производителям товара: объем продаж увеличивается, цена для покупателей снижается, цена, фактически получаемая производителями, повышается.

В случае дотаций из госбюджета потребителям товара: увеличивается рыночный спрос, и соответственно, увеличиваются цены и объемы продаж.

ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя, а производителям излишек производителя.

Излишек потребителя - это разница между максимальной ценой потребителя на дополнительную единицу продукта и рыночной ценой.

Излишек потребителя характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. В соответствии со своей индивидуальной кривой спроса, потребители готовы были заплатить за товар цену, большую, чем равновесная цена. Поэтому у них часть суммы, предназначенной для покупки данного блага, осталась не израсходованной. Суммарный излишек потребителей  графически  может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и уровнем рыночной цены - фигура PEР*Е на рисунке 5.

 

Рис. 5. Излишки потребителей и производителей

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой и минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар. Суммарный излишек производителей графически  может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигура APEE на рисунке 5.

Излишек производителя является, по существу, разницей между общей выручкой  и совокупными издержками. Производители согласны были продать свой товар по ценам своего индивидуального предложения, а продали по сложившейся рыночной цене, тем самым, получив излишек (выгоду) производителя.

Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е  (рис. 5) характеризует общий эффект производства и потребления на рынке.

Но допустим, что государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd > Es, т.е эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть налога выплачивается производителем. Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение. Например, из-за негибкости или особенности технологии производства.

Если же Еd < Es, основное бремя налога ложится на потребителя. Производители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода причин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22864. Право потребителя на качество товара в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» 16.78 KB
  При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей
22865. Сортамент товаров природный и товарный. Принципы деления на товарные сорта 18.98 KB
  Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Как уже указывалось ранее, сорт - категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей.
22866. Оценка качества товаров. Способы выражения результатов оценки 19.94 KB
  Уровень качества продукции – важнейшая характеристика ее конкурентоспособности. Нередко ставится знак равенства между конкурентоспособностью товара и его качеством.
22867. Обеспечение качества и количества товаров. Сохраняющие факторы 21.91 KB
  Хранение - это этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
22868. Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации. Средства информации 23.39 KB
  Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители
22869. Иммунитет, факторы его формирующие. Общее представление об иммунной системе и её работе 69 KB
  Иммунитет: определение понятия. Виды иммунитета. Факторы риска иммунитета.
22870. Экологические аспекты здоровья и перспективы выживания человека 47 KB
  Лимитирующими факторами выживания человеческого общества являются ресурсы. Ресурсы то что мы получаем из окружающей среды для удовлетворения наших потребностей. Они подразделяются на несколько категорий: Невозобновимые исчерпаемые ресурсы такие как ископаемое топливо которое не может быть рециркулированно или использовано повторно Потенциально возобновимые леса луга животные вода воздух плодородие почвы. Вечные ресурсы фактически не используемые ресурсы солнечной энергии энергии ветра.
22871. Инфекционные заболевания 39 KB
  после заражения до начала заболевания проходит скрытый период инкубационный 17дн. на часть возбудителей после заболевания формируется активно приобретённый иммунитет корь ветрянка. вши Восприимчивость организма Возбудители: вирусымикробы которые в геноме имеют 1 цепочку ДНК и РНК; Заболевания: грипп простуда полиомелит ВИЧинфекция лихорадка Эбола краснуха корь ветряная оспа.
22872. Определение и терминология СПИДа и ВИЧ 212.5 KB
  Инфекция вызываемая вирусом иммунногодефицита человека инфекция ВИЧ новое заболевание передаваемое преимущественно половым путем. ВИЧ медленно прогрессирующее инфекционное заболевание. Это стадия дает наибольшие возможности для распознавания инфекции ВИЧ заражение ВИЧ поражает иммунную систему в результате чего организм становиться высоко восприимчив к инфекциям и опухолям которые в конечном итоге приводят к гибели больного и история учения об этой инфекции начинается с изучения ее финала.