7513

Рыночное равновесие

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рыночное равновесие Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 1 DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы ...

Русский

2013-01-25

147.5 KB

12 чел.

Рыночное равновесие

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 1 DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения.

Рис.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (PE = РD = РS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит QD1, тогда как объем предложения - QS1.

В этом случае избыток предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2.  В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором - через конкуренцию покупателей.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на равновесном уровне называется уравновешивающей функцией цен. Именно действие уравновешивающей функции цен является одним из условий эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Таким образом, равновесие на рынке достигается в результате конкуренции между продавцами, желающими продать избыток товаров, и конкуренции покупателей, желающих получить дефицитный товар

В состоянии равновесия: QD = Qs. Равновесие на рынке достигается при таком уровне цены, когда объем спроса равен объему предложения.

Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание.

Если цена ниже цены равновесия, объем спроса превышает объем предложения. Товар становится дефицитным.

Сдвиг равновесия

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар  повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 2) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Рис. 2. Сдвиг равновесия

Анализ рисунка 2 дает возможность охарактеризовать различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Регулирование цены.

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно  либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Что может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > PE), так и ниже ее (Р2 < PE).

Рис. 3. Регулирование цены

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором случае - к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE.

Что еще может сделать государство для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия?

Государство может применять для регулирования рынка механизм налогов и дотаций.

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие нетоварных налогов (налог на продажи и акцизы). Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Но не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же.

Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами (рис. 4).

 

Рис.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

Проанализируем воздействие на рыночное равновесие дотаций. Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

В случае дотаций из госбюджета производителям товара: объем продаж увеличивается, цена для покупателей снижается, цена, фактически получаемая производителями, повышается.

В случае дотаций из госбюджета потребителям товара: увеличивается рыночный спрос, и соответственно, увеличиваются цены и объемы продаж.

ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя, а производителям излишек производителя.

Излишек потребителя - это разница между максимальной ценой потребителя на дополнительную единицу продукта и рыночной ценой.

Излишек потребителя характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. В соответствии со своей индивидуальной кривой спроса, потребители готовы были заплатить за товар цену, большую, чем равновесная цена. Поэтому у них часть суммы, предназначенной для покупки данного блага, осталась не израсходованной. Суммарный излишек потребителей  графически  может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и уровнем рыночной цены - фигура PEР*Е на рисунке 5.

 

Рис. 5. Излишки потребителей и производителей

Излишек производителя – это разница между рыночной ценой и минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар. Суммарный излишек производителей графически  может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигура APEE на рисунке 5.

Излишек производителя является, по существу, разницей между общей выручкой  и совокупными издержками. Производители согласны были продать свой товар по ценам своего индивидуального предложения, а продали по сложившейся рыночной цене, тем самым, получив излишек (выгоду) производителя.

Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е  (рис. 5) характеризует общий эффект производства и потребления на рынке.

Но допустим, что государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd > Es, т.е эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть налога выплачивается производителем. Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение. Например, из-за негибкости или особенности технологии производства.

Если же Еd < Es, основное бремя налога ложится на потребителя. Производители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода причин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80869. Правовые основы местного самоуправления 42.55 KB
  По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений установленных соответствующими федеральными законами и или законами субъектов Российской Федерации. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане руководители организаций должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут...
80870. Территориальная организация местного самоуправления 46.64 KB
  МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских сельских поселениях муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городах районного значения поселках волостях и сельсоветах на территории района имеются территориальные администрации подчиненные администрации района. 2 территории всех поселений за исключением территорий городских округов а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 3...
80871. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 44.5 KB
  Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6. Это основополагающий базовый закон устанавливающий общие правовые территориальные организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России определяющий предмет ведения и полномочия его органов. Предметы ведения местного самоуправления необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.
80872. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании 46.48 KB
  Предусматривает что МСУ осуществляется гражданами путем референдума выборов других форм прямого волеизъявления через выборные и другие формируемые ОМСУ. включает формы непосредственной демократии когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. группу составляют формы представительной демократии – выборные и другие ОМСУ когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.
80873. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании 45.57 KB
  В соответствии с 131ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования территориях поселений не являющихся муниципальными образованиями микрорайонов кварталов улиц дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Границы...
80874. Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия 48.43 KB
  В субъектах РФ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами соответствующих субъектов РФ могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления; 2 другие органы образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Образование органов местного...
80875. Организация аттестации муниципальных служащих 42.43 KB
  Порядок проведения аттестации Порядок проведения аттестации муниципальных служащих определяется путем принятия положения о проведении аттестации муниципальных служащих каждым муниципальным образованием в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих. Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего готовятся аттестационный лист муниципального служащего и отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв представляется не...
80876. Муниципальное образование как объект управления 43.36 KB
  Федеральный закон №131 Об общих принципах организации МСУ в РФ: МО – это городское или сельское поселение муниципальный район городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов поселков сел станиц деревень хуторов кишлаков аулов и других сельских населенных пунктов в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы МСУ; Городское поселение город или поселок в...