7514

Эластичность спроса и предложения

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса и предложения Термин эластичность - технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора. Эластичность - это характеристи...

Русский

2013-01-25

86 KB

4 чел.

Эластичность спроса и предложения

Термин эластичность - технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора.

Эластичность – это характеристика спроса (предложения), показывающая зависимость изменения величины спроса (предложения) от изменения различных факторов, влияющих на спрос (предложение).

Степень изменения спроса и предложения под воздействием изменения цены измеряют при помощи коэффициента ценовой эластичности (elasticity formula).

Эластичность спроса по цене (Edp) характеризует процентные изменения в величине спроса к процентному изменению цены. Если аргумент изменяется на 1 %, то коэффициент эластичности показывает, насколько процентов изменится значение функции.

Эластичность — безразмерная величина, поэтому возможны различные сопоставления. Поскольку типичная функция спроса имеет отрицательный наклон, то коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен и поэтому используется абсолютное значение эластичности спроса, т е. |Ed|.

Функция спроса Q = D(P) устанавливает зависимость объема спроса Q от цены P. Ее производная есть предел приращения количества, когда приращение цены стремится к 0.

Спрос называют эластичным, когда Edp > 1, т.е. процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Спрос называют неэластичным (жестким), если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества, т.е. Edp < 1.

А если аргумент и функция изменяются одинаково, имеет место единичная эластичность, т.е. Edp = 1.

В качестве крайних границ эластичности в экономической теории используют абсолютную эластичность: Edp = ∞ и абсолютную неэластичность: Edp = 0.

Рис.1. Абсолютно неэластичный спрос

Рис. 2. Абсолютно эластичный спрос

Точечная эластичность спроса – эластичность спроса по цене, определяемая для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой спроса.

Формула точечной эластичности спроса:

Edp = (ΔQdp/ΔP) · (Pо/Qо),

где Pо – первоначальная цена товара, Qо – первоначальное количество купленного товара,  ΔQdp / ΔP – производная функции спроса в точке Ро.

Если кривая спроса задается линейной функцией Qd = a - bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен -b.  Точечная эластичность линейной функции тогда может выражаться как EdP = -  b(Pо/Qо), где  -  b – наклон кривой спроса.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки.

Эластичность спроса, определяемая равенством, характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены на участке М1М2 (рис.1).

Рис. 3. Определение дуговой эластичности

Факторы эластичности спроса по цене: 

- наличие товаров-субститутов (чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос);

- доля товара в бюджете потребителя (чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены);

- принадлежность к товарной группе: предметы роскоши и предметы потребления;

- размер дохода;

- фактор времени (спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д.);

- ожидания потребителя.

Таблица 1. Реакция покупателей на изменения цены 

Εp[D]

Характер спроса

Εp[D] = ∞

Совершенно эластичный

1 < Εp[D] < ∞

Эластичный

0< Εp[D] <1

Неэластичный

Εp[D] =1

Единичная эластичность

Εp[D] = 0

Совершенно неэластичный

Эластичность спроса можно проверить, определив, что происходит с совокупными расходами потребителей, или с общей выручкой производителей при изменении цены.

Если при снижении цены растет объем общей выручки, спрос считается эластичным. Происходит это потому, что прирост выручки от увеличения объема продаж оказывается большим, чем потери от снижения цены.

Если же при снижении цены объем выручки падает, то спрос считается неэластичным. В этом случае потери от снижения цены не компенсируются выручкой от увеличения объема продаж.

При росте цены эластичный спрос приведет к потере выручки, а неэластичный — к ее росту.

Если же имеет место единичная эластичность, рост или снижение цены оставят общую выручку без изменений.

Таблица 2. Общие расходы при изменениях цен

Ε

η

Характер

спроса

Изменение общих расходов

При уменьшении цены

При увеличении цены

Εp[D]< -1

>1

Эластичный

Возрастают

Уменьшаются

Εp[D] =1

=1

Единичная эластичность

Не изменяются

Не изменяются

Εp[D]> -1

<1

Неэластичный

Уменьшаются

Возрастают

 Эластичность спроса по доходу характеризует процентные изменения в величине спроса к процентному изменению дохода:

EdI = (ΔQ/ ΔI) · (I/Q),

где I – доходы потребителя, Q – количество купленного товара.

Величина эластичности спроса по доходу может быть положительной, отрицательной и нулевой.

EdI равна нулю для товаров первой необходимости. Для нормальных (качественных) товаров EdI всегда положительная величина. Некачественный товар имеет отрицательную эластичность спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого:

Exy = (ΔQx/ ΔPy) · (Py/Qx),

где Py – цена товара Y, Qx – количество купленного товара X.

Величина перекрестной эластичности спроса по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Exy > 0 для взаимозаменяемых благ (субститутов). Exy < 0 для взаимодополняемых благ. Если два товара не являются ни заменителями, ни комплементарными, их Exy равна нулю.

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого - либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара.

Эластичность предложения по цене характеризует процентные изменения в величине предложения к процентному изменению цены:

,

где Ро - первоначальная цена товара, Qsо – первоначальное количество проданного товара.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Фактор времени.

2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения.

3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать  на данное изменение цены товара. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТРЕХ ПЕРИОДАХ

В мгновенном периоде под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменности объема материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы производства рассматриваются как постоянные.

В коротком периоде предложение означает уже объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении (увеличении или уменьшении) объема привлеченных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные.

Рис. 4. Кривые предложения в различных периодах: мгновенном (IS), коротком (SS) и длительном (LS).

В длительном периоде предложение - это тот объем продукции, который можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все факторы производства рассматриваются как переменные. Продолжительность длительного периода такова, что предприятие имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование.

Различный характер функции предложения в различных периодах находит свое отражение в эластичности:

а) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной, Εp[S] = 0;

б) в коротком периоде предложение может в некоторой степени приспособиться к изменяющейся цене и на значительной части кривой предложения Εp[S] = 0; однако при этом возможности производства не безграничны, и по мере приближения к предельно возможному объему эластичность снижается, стремясь к нулю;

в) в длительном периоде возможности приспособления еще шире, а коэффициент эластичности больше, чем в среднем периоде. Ограниченность возможностей предложения при этом обычно не играет существенной роли.

Важно учитывать огромное практическое значение использования концепции эластичности: показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя, а производителям излишек производителя.

Допустим, государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd > Es, т.е. эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть налога выплачивается производителем. Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение (например, из-за негибкости или особенности технологии производства).

Если же Еd < Es, основное бремя налога ложится на потребителя. Производители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода причин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82274. Дисциплинарная структура социально –гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Дифференциация и интеграция знаний 37 KB
  В дальнейшем проблематика связанная с первым типам междисциплинарности практически полностью стала изучаться в рамках исследований по классификации науки и ее развития. При этом главная Наука как социальный институт задача состоит в том чтобы преодолеть в процессе исследований отмеченное в свое время И. Эта задача пусть и не всегда в явной форме стоит перед участниками междисциплинарных исследований любого масштаба . Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем:...
82275. Переопределение парадигм и предметно- тематических направлений, появление новых областей исследования 38.77 KB
  В ходе развития науки в последней трети XX в. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. Вопервых принцип развития эволюции в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.
82276. Роль СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 32.11 KB
  Социальногуманитарные науки являются социальнокультурным феноменом изменяются вместе с обществом. Социальногуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества для понимания человеком своего места в социальной среде. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке так как первая – лишь излагает определенные идеалы а вторая – мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий М. Социальногуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с...
82277. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания в современных условиях. Смена лидирующих дисциплин 35.88 KB
  Вместе с тем региональные и функциональные различия науки обусловленные уровнем экономического технологического развития природными ресурсами вносят определенную спецификацию в совокупный потенциал развития науки. Одним из бесспорных мировоззренческих итогов науки начала XXI в. В основе научного мировоззрения лежит представление о возможности научного постижения сущности многообразных явлений современного мира о том что прогресс развития человечества связан с достижениями науки. Острые споры ведутся вокруг проблемы взаимоотношений...
82278. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе. «Сообщество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков 31.17 KB
  Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Важнейшими функциями социальных наук в современном обществе является критика действительности и ее проблематизация. Изучаются явления лежащие на стыке социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества.
82279. Проблема глобализации в социально-гуманитарных науках 32.66 KB
  Учение интенсивно развивается и в рамках биологии исследование механизмов эволюции на молекулярном клеточном организменном уровнях. Для того чтобы описать движущие силы эволюции любого объекта нашего мира был создана синергетика новая междисциплинарная область Н исследований новое направление решения Н проблем. В настоящее время в Н в целом и в синергетике в частности используется принцип нелинейности многовариантности альтернативности путей темпов эволюции необратимости эволюции возможность непредсказуемых изменений. Поновому...
82280. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре и человеке. (Аристотель, Гегель, Гоббс) 36.04 KB
  Ее называли наукоучением метанаукой наукой о науке а в западной традиции – эпистемологией учением о знании или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки. Философия науки – это область лежащая на границе философии и конкретного научного математического естественнонаучного гуманитарного социального технического знания. Как известно существуют различные науки: математика естествознание гуманитарные социальные и технические науки.
82281. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. Природа , общество и культура в социальном познании 36.36 KB
  Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. соответствуют специфические формы знания.
82282. Зарождение и формирование научных дисциплин социально- гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания 37.28 KB
  Проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения ни философов ни ученых работавших в той или иной области научного знания и только в трудах первых позитивистов появляются попытки анализа генезиса науки и ее истории создается историография науки. Разработка истории науки началась только в XIX в. Признание истории науки как специальной научной дисциплины произошла только в 1892 г. когда во Франции была создана первая кафедра истории науки Одна из главных проблем характерных для истории науки понять объяснить как...