7514

Эластичность спроса и предложения

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса и предложения Термин эластичность - технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора. Эластичность - это характеристи...

Русский

2013-01-25

86 KB

4 чел.

Эластичность спроса и предложения

Термин эластичность - технический термин, который использовал А. Маршалл для обозначения чувствительности реакции одного фактора в результате воздействия на него другого фактора.

Эластичность – это характеристика спроса (предложения), показывающая зависимость изменения величины спроса (предложения) от изменения различных факторов, влияющих на спрос (предложение).

Степень изменения спроса и предложения под воздействием изменения цены измеряют при помощи коэффициента ценовой эластичности (elasticity formula).

Эластичность спроса по цене (Edp) характеризует процентные изменения в величине спроса к процентному изменению цены. Если аргумент изменяется на 1 %, то коэффициент эластичности показывает, насколько процентов изменится значение функции.

Эластичность — безразмерная величина, поэтому возможны различные сопоставления. Поскольку типичная функция спроса имеет отрицательный наклон, то коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен и поэтому используется абсолютное значение эластичности спроса, т е. |Ed|.

Функция спроса Q = D(P) устанавливает зависимость объема спроса Q от цены P. Ее производная есть предел приращения количества, когда приращение цены стремится к 0.

Спрос называют эластичным, когда Edp > 1, т.е. процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Спрос называют неэластичным (жестким), если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества, т.е. Edp < 1.

А если аргумент и функция изменяются одинаково, имеет место единичная эластичность, т.е. Edp = 1.

В качестве крайних границ эластичности в экономической теории используют абсолютную эластичность: Edp = ∞ и абсолютную неэластичность: Edp = 0.

Рис.1. Абсолютно неэластичный спрос

Рис. 2. Абсолютно эластичный спрос

Точечная эластичность спроса – эластичность спроса по цене, определяемая для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой спроса.

Формула точечной эластичности спроса:

Edp = (ΔQdp/ΔP) · (Pо/Qо),

где Pо – первоначальная цена товара, Qо – первоначальное количество купленного товара,  ΔQdp / ΔP – производная функции спроса в точке Ро.

Если кривая спроса задается линейной функцией Qd = a - bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен -b.  Точечная эластичность линейной функции тогда может выражаться как EdP = -  b(Pо/Qо), где  -  b – наклон кривой спроса.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки.

Эластичность спроса, определяемая равенством, характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены на участке М1М2 (рис.1).

Рис. 3. Определение дуговой эластичности

Факторы эластичности спроса по цене: 

- наличие товаров-субститутов (чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос);

- доля товара в бюджете потребителя (чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены);

- принадлежность к товарной группе: предметы роскоши и предметы потребления;

- размер дохода;

- фактор времени (спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д.);

- ожидания потребителя.

Таблица 1. Реакция покупателей на изменения цены 

Εp[D]

Характер спроса

Εp[D] = ∞

Совершенно эластичный

1 < Εp[D] < ∞

Эластичный

0< Εp[D] <1

Неэластичный

Εp[D] =1

Единичная эластичность

Εp[D] = 0

Совершенно неэластичный

Эластичность спроса можно проверить, определив, что происходит с совокупными расходами потребителей, или с общей выручкой производителей при изменении цены.

Если при снижении цены растет объем общей выручки, спрос считается эластичным. Происходит это потому, что прирост выручки от увеличения объема продаж оказывается большим, чем потери от снижения цены.

Если же при снижении цены объем выручки падает, то спрос считается неэластичным. В этом случае потери от снижения цены не компенсируются выручкой от увеличения объема продаж.

При росте цены эластичный спрос приведет к потере выручки, а неэластичный — к ее росту.

Если же имеет место единичная эластичность, рост или снижение цены оставят общую выручку без изменений.

Таблица 2. Общие расходы при изменениях цен

Ε

η

Характер

спроса

Изменение общих расходов

При уменьшении цены

При увеличении цены

Εp[D]< -1

>1

Эластичный

Возрастают

Уменьшаются

Εp[D] =1

=1

Единичная эластичность

Не изменяются

Не изменяются

Εp[D]> -1

<1

Неэластичный

Уменьшаются

Возрастают

 Эластичность спроса по доходу характеризует процентные изменения в величине спроса к процентному изменению дохода:

EdI = (ΔQ/ ΔI) · (I/Q),

где I – доходы потребителя, Q – количество купленного товара.

Величина эластичности спроса по доходу может быть положительной, отрицательной и нулевой.

EdI равна нулю для товаров первой необходимости. Для нормальных (качественных) товаров EdI всегда положительная величина. Некачественный товар имеет отрицательную эластичность спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого:

Exy = (ΔQx/ ΔPy) · (Py/Qx),

где Py – цена товара Y, Qx – количество купленного товара X.

Величина перекрестной эластичности спроса по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Exy > 0 для взаимозаменяемых благ (субститутов). Exy < 0 для взаимодополняемых благ. Если два товара не являются ни заменителями, ни комплементарными, их Exy равна нулю.

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого - либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара.

Эластичность предложения по цене характеризует процентные изменения в величине предложения к процентному изменению цены:

,

где Ро - первоначальная цена товара, Qsо – первоначальное количество проданного товара.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Фактор времени.

2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения.

3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать  на данное изменение цены товара. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТРЕХ ПЕРИОДАХ

В мгновенном периоде под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменности объема материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы производства рассматриваются как постоянные.

В коротком периоде предложение означает уже объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении (увеличении или уменьшении) объема привлеченных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные.

Рис. 4. Кривые предложения в различных периодах: мгновенном (IS), коротком (SS) и длительном (LS).

В длительном периоде предложение - это тот объем продукции, который можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все факторы производства рассматриваются как переменные. Продолжительность длительного периода такова, что предприятие имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование.

Различный характер функции предложения в различных периодах находит свое отражение в эластичности:

а) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной, Εp[S] = 0;

б) в коротком периоде предложение может в некоторой степени приспособиться к изменяющейся цене и на значительной части кривой предложения Εp[S] = 0; однако при этом возможности производства не безграничны, и по мере приближения к предельно возможному объему эластичность снижается, стремясь к нулю;

в) в длительном периоде возможности приспособления еще шире, а коэффициент эластичности больше, чем в среднем периоде. Ограниченность возможностей предложения при этом обычно не играет существенной роли.

Важно учитывать огромное практическое значение использования концепции эластичности: показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

Установление равновесной цены позволяет потребителям получать излишек потребителя, а производителям излишек производителя.

Допустим, государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара. Это равносильно смещению кривой предложения S вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает так называемый “мертвый груз “от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. При этом в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя в разной степени несут потребители и производители.

В случае, если Еd > Es, т.е. эластичность спроса больше эластичности предложения, большая часть налога выплачивается производителем. Это связано с тем, что если спрос окажется более эластичным, чем предложение, то потребители смогут переключиться на потребление товаров заменителей, а производители не смогут сильно сократить предложение (например, из-за негибкости или особенности технологии производства).

Если же Еd < Es, основное бремя налога ложится на потребителя. Производители в большей степени могут отреагировать на увеличение налога (т.е. фактически на рост издержек) и могут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. А потребители в силу разного рода причин не могут сильно сократить потребление данного товара, поэтому большую часть налога придется выплачивать именно им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65853. Вибір архітектури обчислювальної мережі. Загальна схема взаємодії локальних, міських та глобальних мереж. Вибір локальної обчислювальної мережі 373.5 KB
  Мета: Вивчити cхему взаємозв’язку різних типів мереж: локальних міських та глобальних. На основі поставлених задач вміти обирати архітектуру обчислювальної мережі. Вибір локальної обчислювальної мережі Загальна схема взаємодії локальних міських і глобальних обчислювальних...
65854. Эволюция маркетинговых концепций. Современные тенденции маркетинга (международного маркетинга) 61.46 KB
  Современные тенденции маркетинга международного маркетинга Концепция маркетинга генеральный замысел действий фирмы или предприятия на рынке определяющий её стратегию действий выбор системы целей и идеи бизнеса. Если исходить из классификации теории управления маркетингом предложенной профессором маркетинга...
65855. Французская печать XIX века 30.5 KB
  Этапы: Печать эпохи Наполеона I Пресса эпохи реставрации Журналистика июльской монархии Французская печать второй половины 19 века. Перу Наполеона принадлежит 32 тома. Концепция печати Наполеона. У Наполеона было много законов связанных с прессой.
65856. Эпос народов средневековой Европы 46 KB
  Мир эпических текстов как правило полярный его условно можно обозначить как мир своих и чужих как мир добра и зла мир человеческий хтонический демонический несмотря на то что эти миры имеют противоположную компонацию структура этих двух миров зачастую очень схожа.
65857. Феодальная раздробленность в русских землях. Характеристика отдельных княжеств 39 KB
  В середине 12 века князь Юрий Долгорукий несколько раз пытался взять город. Юрий силой захватил Коломну окончательно присоединил Переславль и начал войну с Тверью. В Орде Юрий обвинил Михаила в том что тот не платит дань и в отравлении ханской сестры.
65858. Своеобразие славяно-русского язычества 43.5 KB
  Функции Богов часто переплетались между собой дублировали друг друга. Сначала душу хранит Бог а после жизни очистившись от грехов душа вновь возвращается к нему. Берегиня – это богиня породившая всё сущное. Хорс символизировал бога.
65859. Понятие культуры в современной науке 36.5 KB
  Под феноменом культуры понимается все то что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру поэтому культура – это всё то что человек добавляет к полученному от природы и то новое что он создает иногда вопреки законам природы...