75189

Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Техника сравнения языков. На основе метода была создана и продолжает создаваться генеалогическая классификация языков устанавливающая родственные языки. Сравнивают ряд языков у которых схожие окончания глаголов настоящего времени изъявительного наклонения. Закон Гримма показал почему слова родственных языков отличны друг от друга.

Русский

2015-01-12

40 KB

0 чел.

11. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков.

На основе метода была создана и продолжает создаваться генеалогическая классификация языков, устанавливающая родственные языки. Объединения происходят в семьи, группы и подгруппы.

Сравнительное языкознание в первой четверти 19 века начало разрабатываться Ф. Боппом, Р. Раском, Я. Гриммом. Разработка началась в 16 веке.

Метод представляет собой набор технических приемов, которые используются в определенной последовательности.

1. Для того чтобы можно было применить метод, должны использоваться древние письменные памятники.

Метод оказался непригодным, когда в 20 веке начали описывать языки индейцев в Америке, т.к. они бесписьменные.

2. Сравнивают ряд языков, у которых схожие окончания глаголов настоящего времени изъявительного наклонения.

В конце 18 века англ. исследователь Джоунз в Калькутте сделал доклад, где утверждал, что в санскрите, древнеперсидском, латинском, древнегреческом, церковнославянском, готском сходные окончания, что должно свидетельствовать о том, что эти языки очевидно родственные.

Например: берут (в старослав. было носовое «н»), ferunt, bairand (готское), bharanti (санскрит. «i» часто редуцируется).  

! Начинать нужно не с корней слова, а с окончаний глаголов.

3. Следует учитывать наличие звуковых законов.

Звуковые законы могут быть причиной того, что некоторые слова в разных языках могут быть несходны.

Закон Гримма показал, почему слова родственных языков отличны друг от друга.

За 2 тыс. лет до н.э. происходило передвижение согласных по этапам:

I. Звонкие взрывные индоевропейских языков переходили в германских в глухие. (б, д, г => п, т, к) ager => aker

II. Глухие взрывные индоевр. яз. в герм. в щелевые (п => ф, т => th, г(к) => х)

     pers, pedis => feet

     fater => father

     cor, cordis => heart

III. Глухие или звонкие придыхательные переходят в непридыхательные ( бх, гх, дх => б,     г, д; bharant)

4. Звуковые (закономерные) соответствия: закономерно установлено, что в одной и той же позиции в разных языках в словах, восходящих к общим праформам, обнаруживают разные звуки. Закономерности записаны в сравнительных грамматиках.

берут – ferunt, брат – frater (славян. начальная «б» соответствует «ф» в лат. или греч.)

genakona (kuna) – жена (лат. «г» соответ. в герм. «к», в славян. «ж»)

5. Словарный состав. Учитывают, какие слова надо сравнивать и в какой последовательности.

1) В первую очередь сравнивают имена родства (отец, мать, брат, сестра), не берут заимствования (cousin, aunt)

2) Числительные от 1 до 10

3) Указательные местоимения (та, эта – tha в древнеангл.)

4) Части тела (нос – nazenose)

5) Наиболее древние орудия труда

6) Названия наиболее древних животных (волк – wolf – вылк (в литовском) – lupus)

6. Метод расширяющихся кругов: начинают сравнивать больше языков. В результате удается установить группы языков. Чтобы установить группы: какие-то слова оказыв. общими для ряда языков, но не встречаются в др. языках.

нога – fotus, foti; foot, feet.

рука – hand.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58331. Її величність - Економіка. Урок-гра 86.5 KB
  Хто такі недобросовісні продавці Будемо купувати у них товар Чому Чим ці товари відрізняються від справжніх За правильні відповіді діти отримують екони. Яблучказагадки: Хто такий споживач б Що таке послуга в Що таке обмеженість...
58333. Теоретические основы и характеристика исследования этномиграционных процессов 48.95 KB
  Объект моего исследования: совокупность этнических групп, проживающих на территории Приморского края, участвующая в миграционных процессах.
58335. Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен» 356.5 KB
  Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.
58337. Урок информационной безопасности 117.5 KB
  Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите о видах вирусов о существующих законах о защите информации; Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство дружбы формировать умении работать в коллективе.
58338. Человек. Информация и информационные процессы 635 KB
  Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...