75189

Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Техника сравнения языков. На основе метода была создана и продолжает создаваться генеалогическая классификация языков устанавливающая родственные языки. Сравнивают ряд языков у которых схожие окончания глаголов настоящего времени изъявительного наклонения. Закон Гримма показал почему слова родственных языков отличны друг от друга.

Русский

2015-01-12

40 KB

0 чел.

11. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков.

На основе метода была создана и продолжает создаваться генеалогическая классификация языков, устанавливающая родственные языки. Объединения происходят в семьи, группы и подгруппы.

Сравнительное языкознание в первой четверти 19 века начало разрабатываться Ф. Боппом, Р. Раском, Я. Гриммом. Разработка началась в 16 веке.

Метод представляет собой набор технических приемов, которые используются в определенной последовательности.

1. Для того чтобы можно было применить метод, должны использоваться древние письменные памятники.

Метод оказался непригодным, когда в 20 веке начали описывать языки индейцев в Америке, т.к. они бесписьменные.

2. Сравнивают ряд языков, у которых схожие окончания глаголов настоящего времени изъявительного наклонения.

В конце 18 века англ. исследователь Джоунз в Калькутте сделал доклад, где утверждал, что в санскрите, древнеперсидском, латинском, древнегреческом, церковнославянском, готском сходные окончания, что должно свидетельствовать о том, что эти языки очевидно родственные.

Например: берут (в старослав. было носовое «н»), ferunt, bairand (готское), bharanti (санскрит. «i» часто редуцируется).  

! Начинать нужно не с корней слова, а с окончаний глаголов.

3. Следует учитывать наличие звуковых законов.

Звуковые законы могут быть причиной того, что некоторые слова в разных языках могут быть несходны.

Закон Гримма показал, почему слова родственных языков отличны друг от друга.

За 2 тыс. лет до н.э. происходило передвижение согласных по этапам:

I. Звонкие взрывные индоевропейских языков переходили в германских в глухие. (б, д, г => п, т, к) ager => aker

II. Глухие взрывные индоевр. яз. в герм. в щелевые (п => ф, т => th, г(к) => х)

     pers, pedis => feet

     fater => father

     cor, cordis => heart

III. Глухие или звонкие придыхательные переходят в непридыхательные ( бх, гх, дх => б,     г, д; bharant)

4. Звуковые (закономерные) соответствия: закономерно установлено, что в одной и той же позиции в разных языках в словах, восходящих к общим праформам, обнаруживают разные звуки. Закономерности записаны в сравнительных грамматиках.

берут – ferunt, брат – frater (славян. начальная «б» соответствует «ф» в лат. или греч.)

genakona (kuna) – жена (лат. «г» соответ. в герм. «к», в славян. «ж»)

5. Словарный состав. Учитывают, какие слова надо сравнивать и в какой последовательности.

1) В первую очередь сравнивают имена родства (отец, мать, брат, сестра), не берут заимствования (cousin, aunt)

2) Числительные от 1 до 10

3) Указательные местоимения (та, эта – tha в древнеангл.)

4) Части тела (нос – nazenose)

5) Наиболее древние орудия труда

6) Названия наиболее древних животных (волк – wolf – вылк (в литовском) – lupus)

6. Метод расширяющихся кругов: начинают сравнивать больше языков. В результате удается установить группы языков. Чтобы установить группы: какие-то слова оказыв. общими для ряда языков, но не встречаются в др. языках.

нога – fotus, foti; foot, feet.

рука – hand.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...
81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.
81236. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Текстовый редактор» 36.45 KB
  Обучить основным приемам работы с текстовым редактором. Рекомендации по организации практической работы на компьютере. Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Ввод и редактирование текстов осуществляется с помощью специальных программ – текстовых редакторов используемых в семействах операционных систем UNIX и MS Windows Семейство ОС Названия редакторов UNIX Emcs Vi TED Str Office Writer MS Windows Блокнот Word WordPd Лексикон Str Office Writer Несмотря на различия все...
81237. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Электронные таблицы» 38.16 KB
  Состав электронной таблицы. Прямоугольная область таблицы называется диапазоном ячеек. Каждая ячейка таблицы имеет следующие характеристики: адрес содержимое изображение формат имя примечание комментарий Абсолютная и относительная адресация ячеек.
81238. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных» 38.44 KB
  Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.