75191

Техника сравнения языков. Сравнительно-исторический метод

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Техника сравнения языков Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи группы подгруппы основывается на нем. устанавливает родственные связи языков.

Русский

2015-01-12

43.5 KB

0 чел.

11. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков

Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи, группы, подгруппы основывается на нем. Генеалогическая – т.е. устанавливает родственные связи языков.

СИЯ начало разрабатываться в первой четверти XIX века (Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм). Началась разработка в XVI, XVI вв.

Мы говорим о том, как вырабатывался сам метод. Он представляет собой набор определенных механических приемов, который используется в определенной последовательности. Определенные приемы устанавливают либо родство языков, либо его отсутствие. Для применения СИМ должны иметься исторические письменные памятники. Если их нет, применить метод невозможно. Он оказался непригодным в XX веке, когда стали описывать языки индейцев Америки, бесписьменные.

У баскского языка – памятники XVI века.

В конце XVIII века английский исследователь в Калькутте Уильям Джоунз сделал доклад - наличие сходства окончаний ( древнеиндийский, древнеперсидский ,древнегреческий , церковнославянский, готский , латынь) должно свидетельствовать об их родстве, восходят к одному общему языку.

Беру(н)т - славянское

FERUNT – латинское

Bairand –готское (беранд)

Bharanti - санскрит

  1.  Нужно смотреть на окончания
  2.  Учитывать наличие звуковых законов (оказываются полностью несходными)

Закон Грима – слова могут отличаться друг от друга. Закон имел место примерно 2000 лет до н.э.; передвижение согласных.

  1.  Звонкие взрывные общего индийского языка переходили в германские в глухие

Ager

Ache

  1.  Глухие взрывные переходили в щелевые

t-th , г/к –х, n –ф,

 ped, pedis - foot, feet

pater - father

cor, cordis - heart

  1.  Глухие /звонкие придыхательные переходят в звонкие непридыхательные

Нужно учитывать звуковые закономерные соответствия (в одной и той же позиции в разных языках в словах, восходящим к общим проформам, обнаруживают разные звуки)

Эти закономерности выявлены и записаны в сравнительных грамматиках (славянскому нач. б соответствует лат., греч. F)

Брат - frater

Лат. Г - германский к - славянский – ж (в результате действия звуковых законов)

Gena – лат.

Kona - греч.

Жена - русский

Язык состоит из слов, поэтому учитываются правила : какие слова, в какой последовательности надо сравнивать.

  •  Надо сравнивать имена родства ( отец, мать, брат, сестра ), но не брать заимствования (cousin, aunt)

Pater, father, frater, mutter, mother

  •  Числительные (исходные) от 1 до 10
  •  Указательные местоимения (та, это)

Tha, ma

  •  Части тела
  •  Наиболее древние орудия труда
  •  Названия распространенных древних животных (волк)

Далее,  проверив слова, расширяют сферу исследования (начинают сравнивать больше  языков). Метод расширяющихся.

Какая - то группа слов является общей для группы языков, а в других – другие.

Нога – fotus (fotee) - foot/ feet

Рука- hand, Hand

Нога –pes, pedis, pies

Нужно учитывать, что родственными считаются языки, которые восходят к одному предку (далекое или близкое родство)

Общеславянский (германский - примерно 2 тыс. лет до н.э., кельтский, иранский)

Если уходить в глубь,то общеиндоевропейский примерно 10 тыс. лет до н.э.

Тюркские языки до сих пор являются очень похожими

Исходя из этого было создано понятие реконструкции.

В XIX веке внешняя реконструкция, а с середины XX века внутренняя. В них есть общее и отличающееся, общее заносится в праязык (самое древнее состояние)

Шлейхер в 20-е годы XIX века разработал понятие реконструкции

Согласные - по образцу древнегреческого; гласные – по санскриту (главным образом «а»)

В конце 19 века Бругман, Остгоф  видоизменили вид басни ( включили материал славянских, кельтских языков )

То, что разное – инновация ( то, что возникло позднее )

Внутренняя  - более сложное

Восстанавливают разные периоды существования одного и того же языка, а потом сравнивают с другими. Получают более ранний вид – дописьменный , а потом по методу внешней реконструкции .

Ностратическая  гипотеза была разработана в первой половине XX века.

Вероятно когда- то были родственными и 2 семьи : семитские языки (древнееврейский , арабский, арамейский ) и индоевропейские .

Позже пришли к выводу, что можно установить  родство и между некоторыми кавказскими, древнеиндийскими языками.

Иллич - Свитыч

Даже существует словарь ностратических языков.

Родство устанавливают по закономерному использованию некоторых заднеязычных звуков (Larynx), по сходству

Их стал изучать в 20-30-е годы XX- века- Курилович.

Вставал вопрос об индоевропейцах.  Теорию выдвинул Трубецкой Н. С и Роман Якобсон в 30-е годы XX века (ранние индоевропейцы двигались с востока, у них была конница, завоевывали территории и народы принимали их язык).

Элементы произносительные приводили к их различию.

См. раздел субстрат


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78499. Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности 123.53 KB
  Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...
78500. Арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками 1.03 MB
  Рисунок который был сделан на первой встрече называется Мое настроение рисунок. Кате сначала было сложно включиться в работу но когда она сосредоточилась то быстро изобразила рисунок на предложенную тему. Она работала старательно и помощи ей не потребовалось в течение всего занятия она ясно поняла что и как надо сделать. Рисунок полученный в результате был очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер.
78501. Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности 43.82 KB
  Влияние научно исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой появившейся в психологии в начале 50х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше чем в России. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках. Исследование креативности и организации школьных научных обществ с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет...
78502. Развитие креативности в старшем школьном возрасте 67.58 KB
  Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
78503. Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения 382.5 KB
  Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане
78505. Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников 53.43 KB
  В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие пронизывающее весь учебный процесс. В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.
78506. Решение психологических задач как средство повышения качества профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений 60.47 KB
  В преподавании психологии могут применяться задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций и др. Первоначальные попытки создать задачи по психологии работы А. Задачи широко используются при изучении общей возрастной педагогической психологии в вузах Сборник задач по общей психологии 1974; Ф. Задачи по детской...
78507. Психологическая компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения 64.96 KB
  В психологии общепринятой является точка зрения согласно которой понятие компетентность включает знания умения навыки а также способы выполнения деятельности. Огарев понимает компетентность как устойчивую способность к деятельности со знанием дела. Автор отмечает что компетентность является категорией оценочной и характеризует человека как субъекта специализированной деятельности где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу принимать ответственные решения в проблемных ситуациях...