75191

Техника сравнения языков. Сравнительно-исторический метод

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Техника сравнения языков Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи группы подгруппы основывается на нем. устанавливает родственные связи языков.

Русский

2015-01-12

43.5 KB

0 чел.

11. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков

Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи, группы, подгруппы основывается на нем. Генеалогическая – т.е. устанавливает родственные связи языков.

СИЯ начало разрабатываться в первой четверти XIX века (Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм). Началась разработка в XVI, XVI вв.

Мы говорим о том, как вырабатывался сам метод. Он представляет собой набор определенных механических приемов, который используется в определенной последовательности. Определенные приемы устанавливают либо родство языков, либо его отсутствие. Для применения СИМ должны иметься исторические письменные памятники. Если их нет, применить метод невозможно. Он оказался непригодным в XX веке, когда стали описывать языки индейцев Америки, бесписьменные.

У баскского языка – памятники XVI века.

В конце XVIII века английский исследователь в Калькутте Уильям Джоунз сделал доклад - наличие сходства окончаний ( древнеиндийский, древнеперсидский ,древнегреческий , церковнославянский, готский , латынь) должно свидетельствовать об их родстве, восходят к одному общему языку.

Беру(н)т - славянское

FERUNT – латинское

Bairand –готское (беранд)

Bharanti - санскрит

  1.  Нужно смотреть на окончания
  2.  Учитывать наличие звуковых законов (оказываются полностью несходными)

Закон Грима – слова могут отличаться друг от друга. Закон имел место примерно 2000 лет до н.э.; передвижение согласных.

  1.  Звонкие взрывные общего индийского языка переходили в германские в глухие

Ager

Ache

  1.  Глухие взрывные переходили в щелевые

t-th , г/к –х, n –ф,

 ped, pedis - foot, feet

pater - father

cor, cordis - heart

  1.  Глухие /звонкие придыхательные переходят в звонкие непридыхательные

Нужно учитывать звуковые закономерные соответствия (в одной и той же позиции в разных языках в словах, восходящим к общим проформам, обнаруживают разные звуки)

Эти закономерности выявлены и записаны в сравнительных грамматиках (славянскому нач. б соответствует лат., греч. F)

Брат - frater

Лат. Г - германский к - славянский – ж (в результате действия звуковых законов)

Gena – лат.

Kona - греч.

Жена - русский

Язык состоит из слов, поэтому учитываются правила : какие слова, в какой последовательности надо сравнивать.

  •  Надо сравнивать имена родства ( отец, мать, брат, сестра ), но не брать заимствования (cousin, aunt)

Pater, father, frater, mutter, mother

  •  Числительные (исходные) от 1 до 10
  •  Указательные местоимения (та, это)

Tha, ma

  •  Части тела
  •  Наиболее древние орудия труда
  •  Названия распространенных древних животных (волк)

Далее,  проверив слова, расширяют сферу исследования (начинают сравнивать больше  языков). Метод расширяющихся.

Какая - то группа слов является общей для группы языков, а в других – другие.

Нога – fotus (fotee) - foot/ feet

Рука- hand, Hand

Нога –pes, pedis, pies

Нужно учитывать, что родственными считаются языки, которые восходят к одному предку (далекое или близкое родство)

Общеславянский (германский - примерно 2 тыс. лет до н.э., кельтский, иранский)

Если уходить в глубь,то общеиндоевропейский примерно 10 тыс. лет до н.э.

Тюркские языки до сих пор являются очень похожими

Исходя из этого было создано понятие реконструкции.

В XIX веке внешняя реконструкция, а с середины XX века внутренняя. В них есть общее и отличающееся, общее заносится в праязык (самое древнее состояние)

Шлейхер в 20-е годы XIX века разработал понятие реконструкции

Согласные - по образцу древнегреческого; гласные – по санскриту (главным образом «а»)

В конце 19 века Бругман, Остгоф  видоизменили вид басни ( включили материал славянских, кельтских языков )

То, что разное – инновация ( то, что возникло позднее )

Внутренняя  - более сложное

Восстанавливают разные периоды существования одного и того же языка, а потом сравнивают с другими. Получают более ранний вид – дописьменный , а потом по методу внешней реконструкции .

Ностратическая  гипотеза была разработана в первой половине XX века.

Вероятно когда- то были родственными и 2 семьи : семитские языки (древнееврейский , арабский, арамейский ) и индоевропейские .

Позже пришли к выводу, что можно установить  родство и между некоторыми кавказскими, древнеиндийскими языками.

Иллич - Свитыч

Даже существует словарь ностратических языков.

Родство устанавливают по закономерному использованию некоторых заднеязычных звуков (Larynx), по сходству

Их стал изучать в 20-30-е годы XX- века- Курилович.

Вставал вопрос об индоевропейцах.  Теорию выдвинул Трубецкой Н. С и Роман Якобсон в 30-е годы XX века (ранние индоевропейцы двигались с востока, у них была конница, завоевывали территории и народы принимали их язык).

Элементы произносительные приводили к их различию.

См. раздел субстрат


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52996. Педагогічний контроль виконання домашніх завдань з фізичної культури 275 KB
  Пропаную добірку вправ, які можуть послужити змістовним наповненням домашніх завдань. Їх виконання не потребує специфічного обладнання та інвентарю, зате забезпечує ефективний розвиток сили, координації рухів, витримки та витривалості. Додаю також нормативи педагогічного контролю виконання домашніх завдань...
52997. Фізкультурно-оздоровчі заходи для учнів молодших класів у режимі навчального дня школи: малі форми активного відпочинку 123 KB
  До цих традиційних заходів додаються психокорекційні: психогімнастика кінесіологічні вправи та ін. Короткочасні фізичні вправи та ігри в процесі уроків і виконання домашнього завдання сприяють підтриманню активної уваги і підвищують працездатність на заняттях. Основні вимоги до вибору вправ до малих форм активного відпочинку: мають відповідати віковим особливостям учнів бути простими цікавими та доступними мати ігровий характер бути зручними для виконання на обмеженій площі емоційними й досить інтенсивними; мають бути знайомі...
52998. Сценарій фізкультурно-оздоровчого Свята «Відкриття шкільної спартакіади» 376 KB
  Ведучий 1: Ми запрошуємо вас в країну шкільної Спартакіади. Ведучий 2: Шановні учні школи. Ведучий 1: Символом Олімпійських ігор є п`ять олімпійських кілець. показовий виступ художньої гімнастики Ведучий 2: Школа До виносу Олімпійського прапора струнко Винос прапора.
52999. Рухливі ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня 110 KB
  Світ ігор дуже різноманітний: рухливі сюжетні народні рольові спортивні імітаційні командні групові ігриестафети ігриконкурси ігризабави ігризмагання тощо. Найкращими ліками для дітей від рухового голоду є рухливі ігри. Ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня використовуються для гармонійного поєднання розумових фізичних та емоційних навантажень загального комфортного стану.
53000. Застосування методу колового тренування на уроках фізичної культури 495.5 KB
  Анотація Методична розробка комплексів колового тренування на уроках фізичної культури у 511 класах яка містить основні вимоги та набір фізичних вправ для комплексів колового тренування. Одним із сучасних методів організації і навчання учнів на уроці є метод колового тренування який запроваджується в школах нашої країни з 1966 1967 років. Колове тренування виникло як організаційнометодичний метод виконання фізичних вправ що спрямовані на комплексний розвиток рухових якостей учнів.
53001. Использование инновационных технологий на уроках физкультуры 409 KB
  Данное упражнение развивает: скоростно-силовые качества мышцы и связки ног укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопного сустава. Упражнение воспитывает: а организованность; б синхронность; в групповую совместимость командные качества. На уроках физической культуры практикуем как подготовительное разминочное прыжковое упражнение легкая атлетика гимнастика спортивные игры. Упражнение развивает: а ловкость.
53003. ФИЗКУЛЬТУРА В МИРЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 286.5 KB
  Играть можно как внутри класса разбивая его на команды так и между классами. В игре участвуют две команды. Выполнив правильно задание команды набирают баллы которые фиксируются на магнитной доске табло. После завершения игры подводятся итоги и команды награждаются.
53004. Фізкультхвилинки і рухливі ігри на уроках та в позаурочній діяльності молодших школярів 41 KB
  Я називаю предмет який є в нашому класі а ви показуєте на нього рукою коли я скажу розплющити очі ви побачите чи правильно показали Гра Гойдалки Стати прямо ноги нарізно руки в поясі. Гра Косар Встати зза парт випростатися ноги нарізно руки перед собою. Виконувати у середньому темпі 56 разів Гра Потягти канат Стати прямо руки нарізно підняти руки вгору вдихнути повітря робити такі рухи ніби тримаєшся за канат і тягнеш його трохи згинаючи коліна видихати повітря до рахунку 78. А як спить...