75191

Техника сравнения языков. Сравнительно-исторический метод

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Техника сравнения языков Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи группы подгруппы основывается на нем. устанавливает родственные связи языков.

Русский

2015-01-12

43.5 KB

0 чел.

11. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков

Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи, группы, подгруппы основывается на нем. Генеалогическая – т.е. устанавливает родственные связи языков.

СИЯ начало разрабатываться в первой четверти XIX века (Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм). Началась разработка в XVI, XVI вв.

Мы говорим о том, как вырабатывался сам метод. Он представляет собой набор определенных механических приемов, который используется в определенной последовательности. Определенные приемы устанавливают либо родство языков, либо его отсутствие. Для применения СИМ должны иметься исторические письменные памятники. Если их нет, применить метод невозможно. Он оказался непригодным в XX веке, когда стали описывать языки индейцев Америки, бесписьменные.

У баскского языка – памятники XVI века.

В конце XVIII века английский исследователь в Калькутте Уильям Джоунз сделал доклад - наличие сходства окончаний ( древнеиндийский, древнеперсидский ,древнегреческий , церковнославянский, готский , латынь) должно свидетельствовать об их родстве, восходят к одному общему языку.

Беру(н)т - славянское

FERUNT – латинское

Bairand –готское (беранд)

Bharanti - санскрит

  1.  Нужно смотреть на окончания
  2.  Учитывать наличие звуковых законов (оказываются полностью несходными)

Закон Грима – слова могут отличаться друг от друга. Закон имел место примерно 2000 лет до н.э.; передвижение согласных.

  1.  Звонкие взрывные общего индийского языка переходили в германские в глухие

Ager

Ache

  1.  Глухие взрывные переходили в щелевые

t-th , г/к –х, n –ф,

 ped, pedis - foot, feet

pater - father

cor, cordis - heart

  1.  Глухие /звонкие придыхательные переходят в звонкие непридыхательные

Нужно учитывать звуковые закономерные соответствия (в одной и той же позиции в разных языках в словах, восходящим к общим проформам, обнаруживают разные звуки)

Эти закономерности выявлены и записаны в сравнительных грамматиках (славянскому нач. б соответствует лат., греч. F)

Брат - frater

Лат. Г - германский к - славянский – ж (в результате действия звуковых законов)

Gena – лат.

Kona - греч.

Жена - русский

Язык состоит из слов, поэтому учитываются правила : какие слова, в какой последовательности надо сравнивать.

  •  Надо сравнивать имена родства ( отец, мать, брат, сестра ), но не брать заимствования (cousin, aunt)

Pater, father, frater, mutter, mother

  •  Числительные (исходные) от 1 до 10
  •  Указательные местоимения (та, это)

Tha, ma

  •  Части тела
  •  Наиболее древние орудия труда
  •  Названия распространенных древних животных (волк)

Далее,  проверив слова, расширяют сферу исследования (начинают сравнивать больше  языков). Метод расширяющихся.

Какая - то группа слов является общей для группы языков, а в других – другие.

Нога – fotus (fotee) - foot/ feet

Рука- hand, Hand

Нога –pes, pedis, pies

Нужно учитывать, что родственными считаются языки, которые восходят к одному предку (далекое или близкое родство)

Общеславянский (германский - примерно 2 тыс. лет до н.э., кельтский, иранский)

Если уходить в глубь,то общеиндоевропейский примерно 10 тыс. лет до н.э.

Тюркские языки до сих пор являются очень похожими

Исходя из этого было создано понятие реконструкции.

В XIX веке внешняя реконструкция, а с середины XX века внутренняя. В них есть общее и отличающееся, общее заносится в праязык (самое древнее состояние)

Шлейхер в 20-е годы XIX века разработал понятие реконструкции

Согласные - по образцу древнегреческого; гласные – по санскриту (главным образом «а»)

В конце 19 века Бругман, Остгоф  видоизменили вид басни ( включили материал славянских, кельтских языков )

То, что разное – инновация ( то, что возникло позднее )

Внутренняя  - более сложное

Восстанавливают разные периоды существования одного и того же языка, а потом сравнивают с другими. Получают более ранний вид – дописьменный , а потом по методу внешней реконструкции .

Ностратическая  гипотеза была разработана в первой половине XX века.

Вероятно когда- то были родственными и 2 семьи : семитские языки (древнееврейский , арабский, арамейский ) и индоевропейские .

Позже пришли к выводу, что можно установить  родство и между некоторыми кавказскими, древнеиндийскими языками.

Иллич - Свитыч

Даже существует словарь ностратических языков.

Родство устанавливают по закономерному использованию некоторых заднеязычных звуков (Larynx), по сходству

Их стал изучать в 20-30-е годы XX- века- Курилович.

Вставал вопрос об индоевропейцах.  Теорию выдвинул Трубецкой Н. С и Роман Якобсон в 30-е годы XX века (ранние индоевропейцы двигались с востока, у них была конница, завоевывали территории и народы принимали их язык).

Элементы произносительные приводили к их различию.

См. раздел субстрат


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47420. Разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника 1.6 MB
  Однако несмотря на то что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников не представляется спорной ни в одной из сегодняшних методических систем обучения математике в начальных классах структурный анализ содержания наиболее популярных сегодня учебных пособий по математике показывает крайне недостаточную содержательную разработанность этого вопроса в курсе математики начальных классов. Проблемами...
47421. Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями 359 KB
  Большой вклад в теорию игры внесли Е.Ушинский считал что значение игры в развитии и воспитании личности уникально так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом проявить и развить свою личность. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Сущность игры заключается в том что в ней важен не результат а сам процесс процесс переживаний связанных с игровыми действиями.
47422. Разработка системы приёмов организации и развития внимания детей 5 – 6 классов 367.5 KB
  Основные свойства внимания. Возрастные особенности внимания школьников. Организация внимания школьника. Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках немецкого языка.
47423. Процесс формирования и развития организационной культуры предприятия «СТОМГРУПП» 777 KB
  Предложения по развитию и укреплению культуры организации СТОМГРУПП. Одним из важнейших мотивов для исследования организационной культуры является то что традиционные методы управления организациями построенные на функциональной специализации работников и подразделений разделении труда обособленности отдельных структур организации друг от друга основанные на линейности и равновесности процессов не отвечают сложившимся в настоящем условиям. Таким образом современным организациям требуется новая идеология...
47424. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 1.32 MB
  Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Формирование связной речи у детей Библиография Введение Проблемой нашего исследования является уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи.
47425. Кассовые операции 53.88 KB
  Виды услуг предоставляемых в отделении почтовой связи. Учет кассовых операций в отделении почтовой связи. Порядок получения сумм подкреплений денежной наличности в отделении почтовой связи. Порядок высылки сверхлимитных остатков из кассы отделения почтовой связи.
47426. Рестораны национальных кухонь в Астрахани и их использование в туристском бизнесе 946 KB
  Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, впервые посещающие Россию, желают отведать борщ и пельмени.
47427. Специфика и приоритетные направления развития современных российско-грузинских отношений 429 KB
  Проанализировать российско-грузинские отношения в конце XX начале XXI века в трудах современных исследователей и прессе. Выявить специфику становления российско-грузинских взаимосвязей в русле национальной политики. Обозначить территориальные аспекты российско-грузинских взаимоотношений. Изучить вопросы экономического сотрудничества Грузии и России...
47428. ОЦІНКА ПРОЦЕСУ УПРАВЛЯННЯ МІЖНАРОДНОЮ МАРКЕТИНОГОВОЮ ДІЯЛЬНІСТЮ ТОВ «УНІВЕРСЛА ПРОДУКТ» 569 KB
  Для ефективного управління зовнішньоекономічною діяльністю на підприємстві потрібна відповідна умовам його роботи структура управління. На підприємствах, які беруть активну участь у зовнішньоекономічній діяльності, зовнішньоторговельний апарат існує у двох формах: як частина внутрішньовиробничої структури у вигляді зовнішньоекономічного відділу і як відносно самостійний підрозділ у вигляді зовнішньоторговельної фірми