75196

Язык и культура

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык и культура. Язык самым тесным образом связан с культурой. Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 начале 19 в. Вильгельм фон Гумбольдт Гумбольдт утверждал что язык и материальная культура связаны.

Русский

2015-01-12

22.01 KB

0 чел.

Билет 27. 23 мая. Язык и культура.

Язык самым тесным образом связан с культурой.

Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 - начале 19 в. (Вильгельм фон Гумбольдт)

Гумбольдт утверждал, что язык и материальная культура связаны. Язык - это национальная форма развития культуры.

«Каждый язык описывает круг вокруг говорящего на нем народа, и выйти из этого круга можно лишь вступив в другой круг. Язык воплощает своеобразие народа. Форма языка самым тесным образом связана с формой культуры.

В середине 20 века данные положения стали основанием для многих исследований. (направление - Неогумбольдтинаство.

Главный представитель - Лео Вайс Гербер. Он отмечал великую роль языка в становлении культуры, государственности.

«Закон языка матери» - каждый ребенок постигает мир и законы этого мира через язык матери.

«Закон общности языка» - язык может объединять людей и, наоборот, если нет общего языка, то народ может потерять свою общность.

 

В 30-60-ые  годы 20-ого века в Англии существовала англ. лингв. школа, главой которой был  Firth. (Фёрс)

Появились его совместные работы с Малиновским. Они изучали языки и культуры народов, отмечали общие свойства.

  1. и язык и культура представляют собой семиотическую (знаковую систему). Главное свойство знака - произвольность и мотивированность традицией.
  2. и культура и язык обладают строением. (Существуют диференциальные признаки в фонологии и в культуре) Связаны с понятием размножения человека, родственные связи, область здоровья и т.д.

в 40-50 г. 20 века в США возникло направление «Теории лингвист. относительности» Сепира Уорфа.

Язык в значительной степени оказывает влияние на развитие культуры. -  Сепир предложил провести ряд исследований, чтобы отпровергнуть или доказать эту теорию.

Он сравнил грамматич. систему западно-европ. языков с языком хопи(одного  из племен Аляски).

В языке хопи нет категории времени, => время для них не является очень важным.  (Кат. времени нет и в семитских языках)  Но  в языках хопи существует понятие интенсификатора - определяет поведение носитетей языка хопи.

В последние десятилетия в связи с широко развитыми исследования в теории концепта, выдвинули понятие культурного концепта. Национальная специфика концепта проявляется в наличии различий в одноименных концептах в разных национальных культурах,  также в наличие уникальных концептов, характерных для рдной культуры, или отсутствие этих концептов.

т.е. утверждается, что нац. специфика проявляется в том, что сопоставимые концепты не полностью совпадают по своему содержанию. (жизнь/смерь, время, возраст и тд)

в конце 20-ого века возникла дисциплина лингвокультурология. Утверждается, что эта научная дисциплина синтезирующего типа, которая характеризуется целостным, паритетным и системном рассмотрением культуры и языка как совокупности единиц (культурем), образующее полевые структуры.

Поле. Пример. «Дом» - поле, по краям слова, которые имеют меньшую значимость (дворец,  небоскреб, шалаш, изба..)

Отмечается, что культура как и язык является знаковой системой, способной передавать информацию, нно в отличии от языка, культура не способна самоорганизовываться. (Язык развивается и изменяется сам. В культуре внешние факторы имеют более значительную роль)

Глав. функция культуры - память, свойство - накопление.

Язык, нация, культура - центральная триада лингвокультурологии.

Существует более 250 определений культуры.

Культура - организация человеческой жизни, это класс общественных явлений, способ рраспределения и потребления духовных ценностей.

Необходимо различат материальную культуру (орудия труда, жилища, предметы быта...) и духовную культуру (нравственность, религия, этика, мораль, воспитание, познание, право...)

Язык  - важнейшее средство накопления знаний культуры.

В лигвокультурологии выделяют :

  1. лингвокультурема -  (в отличии от слова - комплексная,  межуровневая едицина, представляющая собой диалектическое единство линвистического и экстралингвистического(те.когнитивного или предметного содержания)

Слова - это знак и значение этого знака.

Лингвокультурема раскрывает содержание как понятие.   

  1. лингвокультурологическое поле


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72308. Автоматизация видеорегистрации разговорных выступлений 124.94 KB
  Целью дипломного проекта является разработка устройства для автоматизации видеорегистрации разговорных выступлений для уменьшения затрат при записи и трансляции мероприятий. Идея автоматизации видеорегистрации разговорных выступлений свести к минимуму или вовсе избавиться от трудовых затрат...
72309. Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств в организации (ООО «Мекбар») 100 KB
  Целью настоящей дипломной работы является изучение амортизации основных средств. Для достижения обозначенной цели необходимо поставить ряд задач дипломной работы: изучение понятия, состава и роли основных средств в организации; рассмотрение амортизации основных средств...
72313. Социальный маркетинг на примере деятельности современных российских авиакомпаний 17.27 KB
  Социальный маркетинг перспективный этап развития маркетинга. При анализе стадий развития маркетинга через прохождения им различных концепций становится очевидным что первоначально фирмы основывали свои решения на соображениях извлечения прибыли.