75196

Язык и культура

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык и культура. Язык самым тесным образом связан с культурой. Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 начале 19 в. Вильгельм фон Гумбольдт Гумбольдт утверждал что язык и материальная культура связаны.

Русский

2015-01-12

22.01 KB

0 чел.

Билет 27. 23 мая. Язык и культура.

Язык самым тесным образом связан с культурой.

Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 - начале 19 в. (Вильгельм фон Гумбольдт)

Гумбольдт утверждал, что язык и материальная культура связаны. Язык - это национальная форма развития культуры.

«Каждый язык описывает круг вокруг говорящего на нем народа, и выйти из этого круга можно лишь вступив в другой круг. Язык воплощает своеобразие народа. Форма языка самым тесным образом связана с формой культуры.

В середине 20 века данные положения стали основанием для многих исследований. (направление - Неогумбольдтинаство.

Главный представитель - Лео Вайс Гербер. Он отмечал великую роль языка в становлении культуры, государственности.

«Закон языка матери» - каждый ребенок постигает мир и законы этого мира через язык матери.

«Закон общности языка» - язык может объединять людей и, наоборот, если нет общего языка, то народ может потерять свою общность.

 

В 30-60-ые  годы 20-ого века в Англии существовала англ. лингв. школа, главой которой был  Firth. (Фёрс)

Появились его совместные работы с Малиновским. Они изучали языки и культуры народов, отмечали общие свойства.

  1. и язык и культура представляют собой семиотическую (знаковую систему). Главное свойство знака - произвольность и мотивированность традицией.
  2. и культура и язык обладают строением. (Существуют диференциальные признаки в фонологии и в культуре) Связаны с понятием размножения человека, родственные связи, область здоровья и т.д.

в 40-50 г. 20 века в США возникло направление «Теории лингвист. относительности» Сепира Уорфа.

Язык в значительной степени оказывает влияние на развитие культуры. -  Сепир предложил провести ряд исследований, чтобы отпровергнуть или доказать эту теорию.

Он сравнил грамматич. систему западно-европ. языков с языком хопи(одного  из племен Аляски).

В языке хопи нет категории времени, => время для них не является очень важным.  (Кат. времени нет и в семитских языках)  Но  в языках хопи существует понятие интенсификатора - определяет поведение носитетей языка хопи.

В последние десятилетия в связи с широко развитыми исследования в теории концепта, выдвинули понятие культурного концепта. Национальная специфика концепта проявляется в наличии различий в одноименных концептах в разных национальных культурах,  также в наличие уникальных концептов, характерных для рдной культуры, или отсутствие этих концептов.

т.е. утверждается, что нац. специфика проявляется в том, что сопоставимые концепты не полностью совпадают по своему содержанию. (жизнь/смерь, время, возраст и тд)

в конце 20-ого века возникла дисциплина лингвокультурология. Утверждается, что эта научная дисциплина синтезирующего типа, которая характеризуется целостным, паритетным и системном рассмотрением культуры и языка как совокупности единиц (культурем), образующее полевые структуры.

Поле. Пример. «Дом» - поле, по краям слова, которые имеют меньшую значимость (дворец,  небоскреб, шалаш, изба..)

Отмечается, что культура как и язык является знаковой системой, способной передавать информацию, нно в отличии от языка, культура не способна самоорганизовываться. (Язык развивается и изменяется сам. В культуре внешние факторы имеют более значительную роль)

Глав. функция культуры - память, свойство - накопление.

Язык, нация, культура - центральная триада лингвокультурологии.

Существует более 250 определений культуры.

Культура - организация человеческой жизни, это класс общественных явлений, способ рраспределения и потребления духовных ценностей.

Необходимо различат материальную культуру (орудия труда, жилища, предметы быта...) и духовную культуру (нравственность, религия, этика, мораль, воспитание, познание, право...)

Язык  - важнейшее средство накопления знаний культуры.

В лигвокультурологии выделяют :

  1. лингвокультурема -  (в отличии от слова - комплексная,  межуровневая едицина, представляющая собой диалектическое единство линвистического и экстралингвистического(те.когнитивного или предметного содержания)

Слова - это знак и значение этого знака.

Лингвокультурема раскрывает содержание как понятие.   

  1. лингвокультурологическое поле


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.
69987. МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 88.5 KB
  Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.
69988. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ 72 KB
  В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в профессиональной подготовке учителей-логопедов формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе описываются формы и методы представления...
69989. РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ» 204 KB
  За последние десятилетия в Республике Беларусь как и во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся в частности химических аддикций. На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования...
69990. ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 99.5 KB
  В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся.
69991. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 130 KB
  Проведен анализ эмпирических материалов взаимосвязи субъектности студентов в учебной деятельности и академической успеваемости. Описаны эмпирические признаки субъектности студентов у студентов по различным профилям образования.
69992. ДОЧЕРНИЕ ОКНА УПРАВЛЕНИЯ 78 KB
  Цель: Ознакомление с концепцией дочерних окон операционной системы Windows, особенностями работы с предопределенными дочерними окнами, получение практических навыков по созданию и организации программного взаимодействия между главным окном программы и дочерними окнами.
69993. МНОГОЗАДАЧНОСТЬ И МНОГОПОТОЧНОСТЬ 68.5 KB
  Цель: Ознакомление с концепцией многозадачности и многопоточности современных операционных систем, получение практических навыков по составлению, написанию и отладке программ, содержащих параллельно функционирующие процедуры и функции.
69994. МНОГООКОННЫЙ ИНТЕРФЕЙС 82 KB
  Цель: Ознакомление с технологией создания многооконного интерфейса (Multiple Document Interface, MDI), получение практических навыков по составлению, написанию и отладке программ, позволяющих работать с несколькими документами (форматированными файлами) в одном приложении.