75196

Язык и культура

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык и культура. Язык самым тесным образом связан с культурой. Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 начале 19 в. Вильгельм фон Гумбольдт Гумбольдт утверждал что язык и материальная культура связаны.

Русский

2015-01-12

22.01 KB

0 чел.

Билет 27. 23 мая. Язык и культура.

Язык самым тесным образом связан с культурой.

Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 - начале 19 в. (Вильгельм фон Гумбольдт)

Гумбольдт утверждал, что язык и материальная культура связаны. Язык - это национальная форма развития культуры.

«Каждый язык описывает круг вокруг говорящего на нем народа, и выйти из этого круга можно лишь вступив в другой круг. Язык воплощает своеобразие народа. Форма языка самым тесным образом связана с формой культуры.

В середине 20 века данные положения стали основанием для многих исследований. (направление - Неогумбольдтинаство.

Главный представитель - Лео Вайс Гербер. Он отмечал великую роль языка в становлении культуры, государственности.

«Закон языка матери» - каждый ребенок постигает мир и законы этого мира через язык матери.

«Закон общности языка» - язык может объединять людей и, наоборот, если нет общего языка, то народ может потерять свою общность.

 

В 30-60-ые  годы 20-ого века в Англии существовала англ. лингв. школа, главой которой был  Firth. (Фёрс)

Появились его совместные работы с Малиновским. Они изучали языки и культуры народов, отмечали общие свойства.

  1. и язык и культура представляют собой семиотическую (знаковую систему). Главное свойство знака - произвольность и мотивированность традицией.
  2. и культура и язык обладают строением. (Существуют диференциальные признаки в фонологии и в культуре) Связаны с понятием размножения человека, родственные связи, область здоровья и т.д.

в 40-50 г. 20 века в США возникло направление «Теории лингвист. относительности» Сепира Уорфа.

Язык в значительной степени оказывает влияние на развитие культуры. -  Сепир предложил провести ряд исследований, чтобы отпровергнуть или доказать эту теорию.

Он сравнил грамматич. систему западно-европ. языков с языком хопи(одного  из племен Аляски).

В языке хопи нет категории времени, => время для них не является очень важным.  (Кат. времени нет и в семитских языках)  Но  в языках хопи существует понятие интенсификатора - определяет поведение носитетей языка хопи.

В последние десятилетия в связи с широко развитыми исследования в теории концепта, выдвинули понятие культурного концепта. Национальная специфика концепта проявляется в наличии различий в одноименных концептах в разных национальных культурах,  также в наличие уникальных концептов, характерных для рдной культуры, или отсутствие этих концептов.

т.е. утверждается, что нац. специфика проявляется в том, что сопоставимые концепты не полностью совпадают по своему содержанию. (жизнь/смерь, время, возраст и тд)

в конце 20-ого века возникла дисциплина лингвокультурология. Утверждается, что эта научная дисциплина синтезирующего типа, которая характеризуется целостным, паритетным и системном рассмотрением культуры и языка как совокупности единиц (культурем), образующее полевые структуры.

Поле. Пример. «Дом» - поле, по краям слова, которые имеют меньшую значимость (дворец,  небоскреб, шалаш, изба..)

Отмечается, что культура как и язык является знаковой системой, способной передавать информацию, нно в отличии от языка, культура не способна самоорганизовываться. (Язык развивается и изменяется сам. В культуре внешние факторы имеют более значительную роль)

Глав. функция культуры - память, свойство - накопление.

Язык, нация, культура - центральная триада лингвокультурологии.

Существует более 250 определений культуры.

Культура - организация человеческой жизни, это класс общественных явлений, способ рраспределения и потребления духовных ценностей.

Необходимо различат материальную культуру (орудия труда, жилища, предметы быта...) и духовную культуру (нравственность, религия, этика, мораль, воспитание, познание, право...)

Язык  - важнейшее средство накопления знаний культуры.

В лигвокультурологии выделяют :

  1. лингвокультурема -  (в отличии от слова - комплексная,  межуровневая едицина, представляющая собой диалектическое единство линвистического и экстралингвистического(те.когнитивного или предметного содержания)

Слова - это знак и значение этого знака.

Лингвокультурема раскрывает содержание как понятие.   

  1. лингвокультурологическое поле


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37049. Я – гражданин! 24.32 KB
  Физминутка звучит фонограмма А в каком городе мы живем Набережные Челны Существуют различные Кодексы свод правил чести: Кодекс воинской чести Кодекс врачебной этики Кодекс чести сотрудника милиции и т. Для вас тоже есть свой кодекс. Кто может его назвать Учащиеся отвечают: Кодекс юного челнинца. Кодекс юного челнинца Твой город это не только место твоего рождения это стиль жизни который построен на гуманистических принципах и закреплен в положениях Кодекса юного Челнинца.
37050. Сыны Отечества - защитники земли русской 45 KB
  И сегодня на классном часе в преддверии этого праздника мы вспомним каких героев защитников земли русской вы знаете а о ком то расскажем вам что то новое. Солнце земли Русской так называл князя его современник митрополит Кирилл. Но для начала каких героев богатырей защитников земли русской вы знаете Ответы детей.
37051. Жизнь без сигарет 80 KB
  В объятиях табачного дыма Курение табака возникло ещё в глубокой древности. Постепенно курение стало путешествовать по Европе дошло до России но активного распространения не получило пока царевич Пётр Алексеевич постоянно общавшийся с чужеземцами не научился курить А потом он стал царём и начал как известно вводить в России европейские порядки в том числе и не препятствовал распространению курения. Курение распространилось по всей стране. Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению это способствовало принципам западной...
37053. Осторожно мошенники. Классный час 65.71 KB
  Речи таких продавцов фальсификаторов могут начинаться словами Мы проводим уникальную акцию с раздачей призов Вы можете приобрести супер предметы нетупящиеся ножи эксклюзивные вина. Слова пустышки Жаргонизмы Канцеляризмы Сквернословие Задания Найти слово которое используется в составе приведенных фразеологизмов. Прочтите слова правильно расставляя ударение Выберите правильный вариант. Слова пустышки Слайд 2 Это лишние слова словосочетания предложения словапустышки.
37054. НАРКОТИКИ. Классный час 73.5 KB
  Как повашему что такое наркотики Ответы 5 мин. В течение 10 минут каждый ряд должен нарисовать плакат на тему Мы против наркотиков. За 10 минут каждый ряд должен придумать 10 убедительных отказов человеку предлагающему вам наркотик. Как вы думаете можно ли избавиться от наркотической зависимости Каким образом Ответы 5 мин.
37056. Конверт откровения. Классный час 58.5 KB
  Бывает ли любовь с первого взгляда Сколько раз в жизни может любить человек Может ли быть любовь длиною в жизнь Следует ли прислушиваться к мнению других например родителей когда любишь Что делает людей родными Что делать если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чьюлибо пользу Всегда ли следует говорить любимому человеку правду Стоит ли обсуждать с любимым человеком то что не нравится в ваших с ним отношениях Почему многие считают что романы между учителем и ученицей или...
37057. КЛАССНЫЙ ЧАС, посвященный Дню Победы 63.5 KB
  Ветеранам мы дарим гвоздики Вспоминаем отважных бойцов Не забудем мы подвиг великий Наших дедов и наших отцов Дымова: 9 мая в 67 раз наша страна праздновала День Победы в ВОВ. Карева Какими путями прошли вы солдаты Какие преграды сумели сломить Стираются лица стираются даты Военных дорог никогда не...