75219

Язык как предмет языкознания. Язык и речь

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Определений языка очень много. Самое известное дал Ферденанд де Соссюр(швейцарский лингвист): Язык — это система произвольных знаков.

Русский

2015-01-12

21.65 KB

2 чел.

  1.  Язык как предмет языкознания. Язык и речь.

Определений языка очень много. Самое известное дал Ферденанд де Соссюр(швейцарский лингвист): Язык — это система произвольных знаков.

Сложности дефиниции: многоаспектность, многофункциональность, уникальность, многообразие форм.

1) Многоаспектность- стилистический, грамматический, прагматический, морфологический, лексический, семантический, культурологический, социальный.

2)  Многофункциональность- коммуникативная и познавательная.

3) Уникальность языка-  вербальный язык отличается от других знаковых систем, которые использует человек.

4) Многообразие форм: устная и письменная речь + интернет.

Естественные и искусственные языки.

Соц. формы: лит. язык, диалект, социолект, гендерлект.

Вывод: уникальность языка, его сложная многоаспектная организация; его полифункциональность, сочетания признаков; многообразие форм делает язык сложным, но и увлекательным объектом изучения.

Язык - сложное комплексное явление. Единого определения языка нет, т.к. определение дается по определенному аспекту.

  1.  Язык - явление биологическое и физиологическое.

Биолингвистика изучает биологический аспект.

Эксперементальная фонетика тоны, слоги, интонации.

  1.  Язык - явление психическое. (Связан с психической деятельностью) - Психолингвитсиока

  1.  Язык - явление социальное. Связан с социумом и политикой. Социолингвистика.

1)Вопрос языковой политики (какой язык будет ведущим в той или иной стране)

2)Вопрос языкового строительства. (вопрос создания письменности)

  1.  Язык - явление историко-археологическое. (Разные системы письменности в разное время. Требуется дошифровка письменных памятников, древнейших текстов)

Язык обладает собственной структурой:

1)Флективные языки (рус,анг,лат)

2)Агглютинативные(тюркс,финно-угорск.)

3)Корневые(китайск.)

4)инкорпорирующие (индейцы сев. и юга Америки)

Фердинанд де Соссюр разделил речевую деятельность  на язык и и речь. Речевая деят. - объединенное понятие, являющееся индивидуальным и социальным.

Язык - абстрактное, обобщенное понятие.

Речь - конкретное понятие. Язык - явление социальное, имеет одну грамматическую систему,словарь, заложенный в головах носителей.

Ф. де Соссюр "и его последователи четко разделили в речевой деятельности "язык" и "речь" как абстрактное и конкретное, как социальное и индивидуальное, как однородное (гомогенное) и разнородное (гетерогенное)"

В языкознании уже давно утвердилось положение: язык – это система знаков, код; речь – это  индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78497. Сенсорное развитие детей подготовительной к школе группы в продуктивных видах деятельности (рисовании) 61.93 KB
  Предмет исследования: определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании. Цель объект предмет позволили определить задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей; Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста; Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Гипотеза исследования предполагает что целенаправленная систематическая работа по...
78498. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста 81.32 KB
  Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального так и образовательного экспериментирования. Таким образом проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной. Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития...
78499. Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности 123.53 KB
  Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...
78500. Арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками 1.03 MB
  Рисунок который был сделан на первой встрече называется Мое настроение рисунок. Кате сначала было сложно включиться в работу но когда она сосредоточилась то быстро изобразила рисунок на предложенную тему. Она работала старательно и помощи ей не потребовалось в течение всего занятия она ясно поняла что и как надо сделать. Рисунок полученный в результате был очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер.
78501. Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности 43.82 KB
  Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой появившейся в психологии в начале 50х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше чем в России. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках. Исследование креативности и организации школьных научных обществ с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет...
78502. Развитие креативности в старшем школьном возрасте 67.58 KB
  Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
78503. Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения 382.5 KB
  Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане
78505. Психологические факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников 53.43 KB
  В современных условиях интеллектуальному развитию школьников придаётся особое значение наряду с другими развивающими целями и задачами обучения. Развитие интеллектуальной сферы школьников рассматривается многими исследователями как условие пронизывающее весь учебный процесс. В этой связи своевременным становится вопрос о специальной подготовке будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.