75234

Типологические исследования языков в XX веке

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Речь идет о характерных сввах тех или иных языков и о фонетическом строе и о синтаксическом это определяется целями исследования. Отличается тем что это единственная лингвистика из области теоретического языкознания направленная на изучение иностранных языков. происходит сравнение языков по уровням фонетич. сопоставляются этапы развития ряда языков очень часто родственных языков.

Русский

2015-01-12

43 KB

9 чел.

15. Типологические исследования XX в.

Типология бывает общей и частной.

В общей типологии 4 типа:

1) флективные языки – наиболее распр. тип. Главное св-во – многозначность окончаний.

2) агглютинативные языки – флексия однозначна.

3) корневые – много корней, но практически нет окончаний.

4) инкорпорирующие – представлено слово-предложение.

Частная типология (строение языка по звуковому составу, слогоделению, тону, синтаксису). Виды:

1. Характерология. Начала развиваться в 30-40-е гг. 20 в. Речь идет о характерных св-вах тех или иных языков (и о фонетическом строе, и о синтаксическом – это определяется целями исследования).

Исаченко в 40-е гг. 20 в. описывал европ. языки с точки зрения деления на вербальные и именные. Вербальные – широко развита сис-ма глаголов (развиты формы времен). Это зап.-евр. языки (англ., нем., фр.). Также развиты формы наклонений.

Именные – представлена сис-ма имени (славянские).

Исаченко подразделял языки на: языки с широко развитой сис-мой согласных (зап.-славянские: польский, русский) и языки с щироко развитой сис-мой гласных (южнослав.: сербский, хорватский).

2. Контрастивная лингвистика. Отличается тем, что это единственная лингвистика из области теоретического языкознания, направленная на изучение иностранных языков.

Развивалась в 60-70-е гг. 20 в.

В контрастивной линг. происходит сравнение языков по уровням (фонетич., граммат., морфол., синтак.). При сравнении опираются на общие свойства языка. Те, кто владеют фран.яз. легко овладеют англ.яз., труднее нем., еще труднее не близкими языками (англ. и греч., англ. и рус.). В англ. нет категории вида, но она выражена временами, наречиями (standstand up, speakspeak up).

3. Диахроническая типология. Стала разрабатываться к концу 20 в. в работах Гухман.

В диахрон. типол. сопоставляются этапы развития ряда языков, очень часто родственных языков.

Выделяя диахроническую константу, устанавливают соотношения развития яз. элементов в ряде языков., характериз. семью языков или группу.

Развитие сис-мы в индоевр. яз. на протяжении послед. 2 тыс. лет наблюдается тенденция к исчезновению падежей. В санскрите было 6 падежей, в древнегреч. 5, в лат. 6, в древнеслав. 7, в герм. 4, в древнеангл. 4 (сейчас 2 падежа common case и possessive case). В нем. сохр. 4-х падеж. сис-ма. Франц. без падежей. В финно-угорсккой семье через различные этапы развития пришли к 25-26 падежам (падежи, которые указывают на время и место действия).

Синкретизм падежей – когда много значений объединяются в одном падеже (напр. предложный падеж).

4. Контенсивная типология. Начала развиваться в 80-е гг. 20 в. (работы Климова)

В контенсивной тип. в центре внимания оказываются объектно-субъектные отношения, которые предполагают определенные грамматические значения.

Выделяют 4 типа языков:

1) активные – языки индейцев севера и юга Америки. Глаголы подразделяются на активные и неактивные (пассивные). Существительные также подразделяются. Сложная морфологическая система. Малоизучена.

2) номинативные – языки индоевропейской семьи, тюркской, финно-угорской (большинство яз. мира). Пример такого языка – русский. Мы обнаруживаем субъект (подлежащее) в номинат. (именит.) падеже. Субъект не изменяется, а объект стоит в винит. или родит. падеже (зависит от того, одушевленный предмет или неодуш.).

3) эргативные – некот. яз. Кавказа, Баскский, ряд мертвых языков Двуречья (угаритский). Субъект стоит в эргативном падеже, а объект – в абсолютном падеже (т.е. без окончания).

4) классный – вместо грамматич. типов выделяются классы. Класс связан и со значением и с грамматикой. (Кавказ. яз., яз. Дагестана). В аварском языке все существительные делятся на 3 класса:

- названия мужчин

- назв. женщин

- назв. живот., неодуш. предм. и абстракт. понятий

В табасаранском языке 2 класса:

- разумные существа

- неразумные

В лакском и даргинском языке 4 класса:

- разумные мужские

- разумные женские

- назв. живот.

- назв. неодуш. существит.

В языке зулу в Юж. Африке 13 классов по размеру и степени важности слов. Прибавляются префиксы к слову.

У бушменов 2 класса по силе:

- сильные, значимые (слон, дерево)

- маленькие, слабые (мышь, трава)

Классификация по классам восходит к древнему представлению о действительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58572. Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена 89 KB
  Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...
58573. Школьный курс информатики. Методика преподавания информатики в школе 127.67 KB
  Информатика как учебный предмет была введена в школу с 1985 года. Этот курс назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Коллективом авторов, среди которых А.П. Ершов и В.М. Монахов, было создано учебное пособие для школы. Его основная идея – обучение школьников основам алгоритмизации и программирования.
58575. Сложение вида: к числу прибавить 8, к числу прибавить 9 43.5 KB
  Кто знает что это такое рисунок кляксы А если я не знаю что это слово значит как мне быть толковый словарь Клякса это бесформенное пятно краски или чернил. Иногда с пера падала капелька и на бумаге появлялась клякса.
58576. Формування здорового способу життя школярів 567.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Здоровя не можна купити ні за які гроші його можна сформувати шляхом одержання знань і постійною роботою над собою а саме дотриманням правил здорового способу життя.
58577. Разработка технологического процесса изготовления вала-шестерни 651 KB
  В процессе разработки технологии изготовления детали решаются следующие вопросы: выбор способа получения заготовки, металлорежущего оборудования; режущего и измерительного инструментов; назначение припусков на обработку, режимов резания и норм времени; проектирование оригинального и модифицированного станочного или сборочного приспособления.
58578. Классно-урочная система 122.5 KB
  Уроки чередовались с переменами. Выделены несколько типов уроков: комбинированные или смешанные уроки уроки по ознакомлению с новыми фактами конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений уроки закрепления и повторения знаний уроки имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного уроки выработки и закрепления умений и навыков уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала...
58579. Що таке скульптура? Види скульптури. Порівняльний аналіз розмірів і пропорцій форм та їх складових частин. Ліплення котика (пластилін) 43 KB
  Що таке скульптура Види скульптури. Не менш цікавий вид образотворчого мистецтва скульптура: памятники видатним людям і скульптурні групи прикрашають вулиці та майдани фонтани парки та сквери окремі громадські будинки також прикрашені скульптурами.
58580. Конституция России 51 KB
  Цель урока: учащиеся продолжают работу по формированию основ правовой культуры закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны о трех ветвях власти. Правила игры: Право ответа игрок получает только от капитана.