75245

Теория речевых актов

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Теория речевых актов. Речевой акт это целенаправленное речевое действие совершаемое с правилами и принципами речевого поведения в конкретном обществе. акт всегда соотнесен с говорящим. Последовательность речевых актов дискурс.

Русский

2015-01-12

21.71 KB

1 чел.

11.04. Теория речевых актов.(ТРА)

ТРА связана с прагмолингвистикой. Это две очень тесно связанные области, входящие в коммуникативную лингвистику.

Теория речевой коммуникации - направление в современной лингвистике с1960-х годов,разрабатывающее проблемы речевой коммуникации (как в теоретическом, так и в прикладном аспекте).

В широком плане ТРА-  часть общей коммуник. лингвистики, направленная на изучение речевой деятельности.

В узком плане - как особая область в теор. языкознании второй половины 20-ого века.

Ядро теории составляют идеи английского логика Остина, в курсе лекций, прочитанным им в Гарвардском университете в 1955 году, и опубликованным в 1962 году, под названием «Слово как действие». В последствии эти идеи разрабатывались англ. лингвистом Сёрлом.

Речевой акт- это целенаправленное речевое действие,  совершаемое с правилами и принципами речевого поведения в конкретном обществе.

Основные черты: 

  1.  Намеренность (Зачем?)
  2.  Целеустремленность
  3.  Конвенциальность (соответствие правилам)

Реч. акт всегда соотнесен с говорящим. Последовательность речевых актов - дискурс.

К реч. акту обращаются исследователи, анализирующие речь в контексте жизнедеятельности человека, а так же изучающие обиходную речь.

Взаимодействие языка и жизни оформляется в виде языковых игр (ролевые отношения).

ТРА предполагает построение моделей коммуникативных ситуаций

Компоненты :

  1.  Говорящий
  2.  Слушающий
  3.  Высказывание
  4.  обстоятельства
  5.  цель
  6.  результат

Речевой акт - трехуровневое образование:

  1.  В отношении к используемым языковым средствам речевой акт выступает как локутивный акт. (locution - произнесение)
  2.  В отношении к коммуникационной цели речевой акт - иллокутивный акт. (вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение и тд
  3.  В отношении к результатам - перлокутивный. (ядро понятия составляет цель, намерение). Перлокутивный - воздействие речи на чувства аудитории (Риторика).

Иллокутивные акты подчиняются правилам :1) регулятивные правила (упорядочивающие, традиционные) 2)конститутивные (создаются новые правила)

Предпосылки создания ТРА - необходимость развития и углубления представлений о смысле и значении языковых выражений.

ТРА начала разрабатываться в области юриспруденции. (т.к. юрид. тексты требуют определенной интерпретации).

Составление юрид. текстов представляет сложность.

Текст имеет подтекст.

Классификация реч. актов опирается на заложенные в них коммуникативные намерения (иллокутивные функции).

  1.  Репрезентативы (констативы), в которых сообщается о каком- то положении дел. (пример- Светит солнце)
  2.  Комесивы, в которых говорящий берет на себя обещание (пример - обещаю вернуть книгу)
  3.   Директивы - речевые акты, направленные на то, чтобы побудить адресата к какому-либо действию. (Пример- Всем оставаться на своих местах)
  4.  Экспрессивы - посредством их говорящий выражает свои чувства (благодарность, извинение, соболезнование)
  5.  Декларативы - объявление об изменении статуса какого-либо лица. (объявление о бракосочетании, присвоении звания и др.)

Речевые акти бывают прямые (вышеперечисленные) и косвенные (напр, просьба: Вы не дадите мне книгу?)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38230. Глобализация конкуренции и конкурентные преимущества стран 39.08 KB
  Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какойлибо отрасли это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги предлагаемые этой отраслью. Взаимосвязанные отрасли Для многих отраслей самым главным ресурсом остается наличие связанных и вспомогательных отраслей. Стратегия структура и соперничество фирм Еще одним важным детерминантом определяющим конкурентоспособность отрасли является тот факт что фирма создается организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке.
38231. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы 111 KB
  Сущность и эволюция маркетинга. Изучение маркетинга позволяет сделать максимально правильный выбор целевого рынка. Самой главной целью маркетинга является: поставить производимый товар или услугу вне конкуренции. Без маркетинга работа предприятия практически невозможна.
38232. Теория маркетинга. Сбытовая политика предприятия 394.5 KB
  Рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Анализ маркетинговой среды: определение ёмкости рынка прогнозирование величины спроса проведение маркетинговых исследований выбор целевого сегмента и определение его профиля позиционирование товара и фирмы в целом. Разработка товарной политики: разработка новых товаров управление товарным ассортиментом разработка дизайна и качественных характеристик товара разработка упаковки и товарной марки определение комплекса дополнительных услуг. Применяется когда реальные...
38233. Организация маркетинга на предприятии, организационный механизм 62.5 KB
  Организационный механизм маркетинговое подразделение предприятия а управленческий разрабатываемый им план маркетинга который является составной частью бизнес-плана. Функциональная служба маркетинга включает в себя отделы где сотрудники специализируются на выполнении одной определённой функции маркетинга. Товарная служба маркетинга характеризуется те что служба состоит из отдела которая осуществляет деятельность по определённому товару группе товаров.
38234. Анализ маркетинговой среды 109.5 KB
  Видовые конкуренты это прочие разновидности того же товара способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Конкуренты марки это разные марки одного и того же товара способные удовлетворить его желание. В данном случае разновидностями товара будут трех пяти и десятискоростные велосипеды. расположите по определённым характеристикам характеристики товара при его покупке.
38235. Товарная политика предприятия 82 KB
  Товары в зависимости от цели покупки и категории покупателя разделяют на потребительские и промышленные. Потребительские товары товары которые покупаются физическими лицами для личного некоммерческого потребления. Товары произведенотехнического назначения промышленные товары которые приобретаются предприятиями и организациями для промышленного потребления т. Потребительские товары делятся на группы виды в зависимости от покупательского поведения при их покупке: 1.
38236. Экономическая теория, ответы к экзамену 424.5 KB
  Можно сказать что экономическая наука явилась теоретическим отражением сути капитализма противоречивых явлений жизни людей разделенных на классы когда торжество идей свободы равенства и братства сочеталось с бременем наемного труда. В начальный период возникновения рынка они преимущественно приравнивали друг к другу результаты своего труда продукты созданные их руками или непосредственно полученные у природы и по праву им принадлежащие. В этих условиях основой соизмерения определяющей величину стоимости ценности этих вещей...
38237. Ценовая политика предприятия 68.5 KB
  На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы которые можно разделить на внутренние и внешние. Здесь определяют нижнюю границу цены. Спрос определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса. Расчёт дуговой эластичности Ер Q объёмы продаж P цена ΔQ изменение спроса ΔP изменение цены ΔQ = Q2 Q1 Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом а именно: указывает на прямую зависимость а...
38238. Сбытовая политика предприятия 59 KB
  Каналы распределения Сбытовая деятельность совокупность операций связанных с реализацией товаров: выбор посредников налаживание контактов с покупателем управление сбытовыми запасами транспортировка товаров заключение договоров на реализацию. Сбытовые агенты лица представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров. Последние занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии и получают вознаграждение от продавцов и покупателей. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех...