75252

Противопожарное оборудование летательных аппаратов

Лекция

Астрономия и авиация

Основной формой проведения практических занятий считать осмотр самолетов и вертолетов их вспомогательных агрегатов той или иной системы на стендах. Противопожарное оборудование самолета состоит из стационарной противопожарной системы и ручных переносных огнетушителей. Стационарная противопожарная система состоит из противопожарной системы самолета и противопожарной системы двигателей. Обе системы имеют общую электросистему и щиток пожаротушения.

Русский

2015-01-12

1.42 MB

37 чел.

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.САТПАЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

                                                                                                            Экземпляров___

                                                                                                                                          Экземпляр №___

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине

«Конструкция самолета и вертолета»

ВУС-461000

                                               ТЕМА 12.

Противопожарное оборудование летательных аппаратов.

                                                                                        

                   Обсуждена на заседании

                   цикла Э и РТВ   

                   Протокол _____________

                   От «___» _________2014г.

                   Уточнена:

                   «___» ____________201_г.

               «___» ____________201_г.

               «___» ____________201_г.

    

                                                  

                                                   АЛМАТЫ     

                                               

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                            Начальник  военной кафедры

                            КазНТУ им. К.И. Сатпаева  

                            полковник                 О. Ажимов

                       «___»    ________20__ г.

                                                   

                       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Конструкция самолета и вертолета»

I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи обучения

В процессе изучения дисциплины «Конструкция и эксплуатация летательных аппаратов и вертолетов (ЛА)», студенты ознакамливаются:

- с материалами, используемыми при изготовлении ЛA и вертолетов;

- с назначениями и конструкцией основных элементов планера ЛA (фюзеляжа, крыла, хвостового оперения);

- с назначениями и конструкции взлетно-посадочных устройств;

- с назначениями и конструкцией систем ЛА (управления, гидравлической, топливной, высотной, противоположной, бытового оборудования и др.)

Полученные при изучении данного курса знания служат базой для изучения последующих дисциплин.

Изучение особенностей конструкции и принципов работы элементов, узлов, агрегатов планера и функциональных систем современных самолетов. Знания, полученные при изучении курса «Конструкция самолета и вертолета» дают возможность по эксплуатации самолетов и вертолета самостоятельно:

- решать комплексные задачи по оценке работоспособности ЛА и их систем в целом и в каждом конкретном полете при заданном уровне безопасности полетов (БП) и целесообразной экономической эффективности;

- вырабатывать обоснованные предложения по конструктивному усовершенствованию и повышению эксплуатационной технологичности агрегатов и систем самолета с целью повышения их ресурса, безопасности полетов, экономичности, рациональности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- конструкцию и принцип работы самолета и вертолета их функциональных систем;

- технические характеристики современных и перспективных самолетов;

- нормативные руководящие материалы;

- конструкцию планера и систем самолета и вертолета;

- правила эксплуатаций самолета и вертолета его систем.

Уметь:

- устанавливать причины и применить обоснованные решения по устранению и предупреждению отказов и неисправностей конструкции

- планера и функциональных систем самолетов;

- оценивать состояние самолета и его систем в процессе предполетного

осмотра.

Выработать навыки:

- по ремонту и установке основных агрегатов самолета и вертолета, а также иметь практические навыки по техническому обслуживанию основных узлов и агрегатов самолетов и вертолётов

II. Методические указания

Изучение дисциплины «Конструкция самолета и вертолета» является важнейшим этапом в подготовке специалистов, умеющих выполнять работы по эксплуатации самолета.

Это обучение позволяет закрепить и углубить знания,  наиболее сложных вопросов касающихся летательных аппаратов, а также взаимодействие всех их систем.

На занятиях учебный материал излагать применительно к практическим навыкам  встречающимся при эксплуатации ЛА и вертолетов.

Основной формой проведения практических занятий считать осмотр самолетов и вертолетов, их вспомогательных агрегатов той или иной системы на стендах.

Эти занятия проводить в специально оборудованных аудиториях, в классе оборудованном компьютерами, а также на учебных сборах в ангарах, где производиться техническое обслуживание самолетов и вертолетов.

В процессе обучения на лекциях и практических занятиях использовать учебные кинофильмы, специальные программы на ПЭВМ  по соответствую-щей тематике самолета.

В ходе проведения  занятий  широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.

В ходе проведения  занятий  широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.

ЗАНЯТИЕ – 1. Противопожарное оборудование.

  УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

  - Знать назначение и принцип работы.

ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут)

ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие

МЕСТО: аудитория

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Мультимидийные средства обучения.

Литература:  

1. А. С. Альбац, В. Г. Бабий, А. В. Баркар и др. Самолёт Ан-26, Техническое описание / А. Я. Белолипецкий. — 2-е изд. — Москва: Авиаэкспорт, 1970. (Книга 2, Конструкция самолёта).

2. А. А. Комаров, В. П. Рычка, П. Н. Мамошин. Устройство и лётная эксплуатация самолёта Ан-26 / Г. Д. Журавлёва. — Москва: Транспорт, 1987. 

3. Вертолёт Ми-8. Техническое описание. Внешторгиздат.

4. Вертолёт Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации 8МТ-0007-00 РЭ. Авиаэкспорт, СССР, Москва.

5. Конструкция и лётная эксплуатация самолёта Ан-26. Учебное пособие. В.С. Марусенко, В.М. Теслюк, Ю.И. Титоренко. 2003 г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 №

пп

Вопросы занятий

Время (мин)

I

Организация занятия

5

II

Учебные вопросы:

  1.  Противопожарная система самолетных отсеков.

30

20

30

  1.  Противопожарная система двигателей.

  1.  Противопожарная система вертолёта.

III

Заключительная часть

5

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Проверка подготовки студентов к занятию:

Принять доклад дежурного по взводу.

Проверить наличие студентов.

Проверить готовность взвода к занятию.

Объявить тему и учебные цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1-й учебный вопрос.  Противопожарная система самолетных отсеков.

Противопожарное оборудование самолета состоит из стационарной противопожарной системы и ручных переносных огнетушителей.

Переносные огнетушители заряжаются углекислотой.

Стационарная противопожарная система самолета предназначена для обнаружения и ликвидации пожара в наиболее пожароопасных местах: в гондолах двигателей, в двигателях и в крыле в местах расположения топливных баков.

Стационарная противопожарная система состоит из противопожарной системы самолета и противопожарной системы двигателей. Обе системы имеют общую электросистему и щиток пожаротушения.

Основные данные:

1. Огнегасящая жидкость:

   стационарная система ……………………… фреон 114В;

   переносные огнетушители …..……………………….. СО2;

2. Тип огнетушителей:

    стационарная система ……………... УБЦ 8-1 и УБШ-2-1;

    переносные огнетушители …………………………… ОУ;

 3. Количество огнетушителей:

   УБЦ 8-1 ……………………………………………… 4 шт.;

   УБШ-2-1 …………………………………………….. 4 шт.;

   ОУ …………………………………………………….. 2 шт.;

4. Емкость баллонов:

   цилиндрических  …………………………………. 8 л;

   шаровых ……………………………………………….. 2 л;

   переносных ………………………………………….. 2,3 л;

5. Время разрядки баллонов:

   цилиндрических, шаровых,  ОУ………………….. 45 с;

6. Длина струи переносных огнетушителей ………… 1,2 м;

7. Давление в баллонах:

    стационарной системы  ………………….100 5 кгс/см2;

    переносных  …………………………….…… 170 кгс/см2

Принципиальная схема стационарной противопожарной системы:

1 — распылительные  коллекторы в крыле; 2, 5 — огнетушители противопожарной системы двигателей; 3 — датчики системы сигнализации о пожаре; 4 — проходник с мембраной; 6 — штуцер на корпусе камеры сгорания; 7 — распылительные  коллекторы  в отсеке двигателя; 8 — штуцер на лобовом картере двигателя; 9 — распылительные коллекторы в отсеке РУ19А-300; 10 — блок пожарных кранов; 11 — огнетушители противопожарной системы самолета; 12 — баллоны системы  НГ



Противопожарная система самолёта.

Противопожарная система самолета служит для обнаружения и ликвидации пожара в любом из четырех отсеков: отсеке левой части крыла, отсеке гондолы левого двигателя, отсеке правой части крыла, отсеке гондолы правого двигателя АИ-24 и двигателя РУ19А-300.

Система включает в себя: четыре огнетушителя ОС-8МФ или УБЦ8-1, два блока противопожарных клапанов (электромагнитных кранов) 781100, систему сигнализации о пожаре ССП-2А, распылительные коллекторы, трубопроводы  с арматурой.

Огнетушители установлены на специальной платформе в хвостовой части гондолы левого двигателя и закреплены в гнездах платформы хомутами.

Огнетушители развернуты циферблатами манометров к люку в обшивке борта гондолы.

На внутренней поверхности крышки люка укреплена табличка, в которой указаны величины давления состава внутри заряженных огнетушителей при различных температурах наружного воздуха.

Управление огнетушителями электрическое, осуществляется вручную из кабины летчиков со щитка пожаротушения и автоматически от датчиков системы сигнализации.

Огнетушители срабатывают в две очереди, по два в каждой очереди. Автоматически срабатывает только первая очередь огнетушителей.

Каждая очередь огнетушителей включена в общий трубопровод сечением 20 X 0,5 мм, по которому огнегасящий состав подводится к двум блокам электромагнитных пожарных клапанов 781100.

Блоки пожарных клапанов установлены в гондолах двигателей на стенках задних силовых шпангоутов № 19. Доступ к ним осуществляется через монтажные люки на центроплане крыла в районе заднего лонжерона.

Общий трубопровод от огнетушителей проходит по правой стенке левой гондолы и подходит к тройнику на левом блоке пожарных клапанов.

От тройника трубопровод по заднему лонжерону центроплана подходит к блоку пожарных клапанов в гондоле правого двигателя.

Блоки пожарных клапанов имеют по два электромагнитных крана. От каждого электромагнитного крана трубопровод идет в один из отсеков к распылительным коллекторам. Левый блок пожарных клапанов подводит фреон 114В2 в отсек гондолы левого двигателя и отсек левой части крыла, правый блок пожарных клапанов — в отсек гондолы правого двигателя, двигателя РУ19А-300 и отсек правой части крыла.

Управление электромагнитными кранами, как и огнетушителями, дистанционное, осуществляется вручную со щитка пожаротушения или автоматически, от датчиков системы сигнализации.

При аварийных посадках самолета с убранным шасси управление огнетушителями и пожарными клапанами осуществляется от двух концевых выключателей, расположенных на нижней обшивке фюзеляжа между шпангоутами 14 — 15 и 30 — 31. При замыкании одного из них открываются все пожарные клапаны, срабатывают все огнетушители стационарной системы, и огнегасящий состав подается одновременно во все четыре отсека.

Механизмы аварийного включения противопожарной системы установлены в нижней части фюзеляжа у шпангоутов 11 и 21.

Распылительные коллекторы представляют собой трубы сечением 14 X 0,5 мм, в стенках которых в шахматном порядке с шагом  60 мм расположены отверстия диаметром 0,8 мм, через эти отверстия огнегасящий состав выходит в отсеки.

В отсеках, кроме распылительных коллекторов, размещаются датчики системы сигнализации. В каждом отсеке крыла установлены:

распылительный коллектор и девять датчиков ДПС-1АГ системы сигнализации о пожаре — вноске крыла по переднему лонжерону:

распылительный коллектор и девять датчиков ДПС-1АГ — в хвостовой части крыла по заднему лонжерону.

В отсеке каждого двигателя смонтированы:

распылительный кольцевой коллектор на шпангоуте воздухозаборника;

распылительный кольцевой коллектор в районе перепускных клапанов двигателя;

распылительный кольцевой коллектор в районе топливных агрегатов с отводом под двигатель и двумя отводами к воздуховоздушному и воздушно-масляному радиаторам;

шесть датчиков ДПС-1АГ системы сигнализации о пожаре.

В отсеке каждой главной ноги шасси смонтированы:

распылительный кольцевой коллектор за противопожарной перегородкой в районе камеры сгорания с отводами под экран колес шасси;

распылительный полукольцевой коллектор в районе соединения выхлопной трубы с двигателем с отводом под камеру сгорания;

распылительный полукольцевой коллектор в районе переднего лонжерона центроплана;

распылительный полукольцевой коллектор в районе между передним  и задним лонжеронами;

распылительный полукольцевой коллектор в районе заднего лонжерона;

семь датчиков ДПС-1АГ системы сигнализации о пожаре — в левой гондоле и шесть — в правой.

В хвостовой части гондолы левого двигателя установлены три распылительных коллектора и пять датчиков. В хвостовой части гондолы правого двигателя в отсеке двигателя РУ19А-300 установлены:

распылительный кольцевой коллектор в районе генератора;

распылительный кольцевой коллектор в районе топливных форсунок двигателя РУ19А-300;

распылительный кольцевой коллектор в районе камеры сгорания двигателя;

шесть датчиков ДПС-1АГ системы сигнализации о пожаре.

Датчики системы сигнализации о пожаре ССП-2А соединены последовательно по три в одну группу. Каждая группа датчиков соединяется со своим поляризованным реле в исполнительном блоке системы сигнализации. В блоке смонтировано шесть реле.

На самолете установлено четыре исполнительных блока БИ-2АУ. Блоки установлены в фюзеляже между шпангоутами № 25 — 27 под потолком пассажирской кабины.

Работа системы.

В случае возникновения пожара в каком-либо из отсеков срабатывает система сигнализации о пожаре ССП-2А и замыкает цепи включения сирены пожарного крана и лампы-кнопки соответствующего отсека. В открытом положении пожарный кран замыкает концевые выключатели, размещенные в кране, и устанавливается на самоблокировку. Одновременно через замкнутые концевые выключатели подается питание на реле для включения первой очереди огнетушителей.

Строгая последовательность срабатывания агрегатов предусмотрена для того, чтобы не произошло включения огнетушителей до открытия кранов. Если огнетушители включаются раньше, чем откроются краны, то клапаны кранов будут прижаты к своим седлам высоким давлением и не смогут открыться.

При срабатывании пиропатронов желтые лампы сигнализации огнетушителей гаснут, клапаны затворов открываются и огнетушители разряжаются.

Огнегасящий состав из огнетушителей идет по трубопроводу и через открытый распределительный кран поступает в распылительные коллекторы.

Огнегасящий состав, выходя с большой скоростью через отверстия коллекторов в противопожарный отсек и испаряясь, резко снижает температуру воздуха в отсеке и, смешиваясь с воздухом, образует среду, не поддерживающую горение.

Для того чтобы проверить, ликвидирован ли пожар, главный выключатель кратковременно устанавливают в нейтральное положение и вновь включают.

Если при этом лампа-кнопка не загорелась, значит пожар ликвидирован. Если лампа-кнопка опять загорелась, пожар не потушен. В этом случае нажатием на кнопку включения огнетушителей второй очереди разряжают два оставшихся огнетушителя в отсек пожара.

В случае если пожар обнаружен визуально, а система сигнализации о пожаре не сработала, противопожарную систему включают в действие вручную, нажимая лампы-кнопки соответствующего отсека. При этом открывается электромагнитный кран и срабатывает первая очередь огнетушителей. После разрядки огнетушителей первой очереди необходимо проверить, продолжается ли пожар. Проверку производят таким же образом, как при автоматическом тушении пожара.

Тушение пожара в кабинах самолёта.

Для тушения пожара в кабинах самолета предусмотрены два ручных переносных огнетушителя типа ОУ. Один огнетушитель расположен на стенке шпангоута 9 фюзеляжа со стороны грузовой кабины, второй — в конце грузовой кабины на левом борту на шпангоуте 33. Нижнее донышко огнетушителя вставляется в гнездо, закрепленное на стенке, а шейка фиксируется держателем.

Емкость каждого огнетушителя 2,3 л. Заряд углекислоты — 1,7 кг.

При возникновении пожара необходимо снять огнетушитель с кронштейна, направить раструб выводной трубки на очаг огня и нажать спусковой крючок до отказа.

Управление системой пожаротушения и контроль за её состояноим и работой.

Управление системой пожаротушения и контроль за ее состоянием и работой осуществляются со щитка пожаротушения и щитка контроля. Щиток пожаротушения расположен на передней панели верхнего щитка летчиков рядом со щитком флюгирования. Щиток контроля расположен слева на потолке кабины летчиков.

Система сигнализации о пожаре ССП-2А.

Система сигнализации о пожаре состоит из: датчиков ДПС-1АГ, исполнительных блоков БИ-2АЮ, розеток ССП-2ИР, электропроводки.

Система сигнализации о пожаре обеспечивает: световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара, автоматическое открытие пожарных кранов и разрядку огнетушителей первой очереди в угрожаемый отсек, ручное управление пожарными кранами и включение всех огнетушителей, проверку исправности системы, открытие всех пожарных кранов и срабатывание всех огнетушителей при аварийных посадках самолета с убранным шасси.

Принцип работы системы основан на явлении возникновения электродвижущей силы в термопарах датчиков при изменении температуры окружающей среды.

Датчики на самолете размещены в наиболее пожароопасных местах.

Датчики соединены по три последовательно. Каждая тройка соединяется со своим поляризованным реле в исполнительном блоке.

Датчик представляет собой батарею хромель-копелевых термопар. Тушение пожара производится следующим образом. При охвате датчиков средой, температура которой повышается со скоростью не менее 2°С в секунду, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила, достаточная для срабатывания реле в исполнительном блоке, которое подает сигнал на открытие электромагнитного крана в блоке соответствующего отсека, на зажигание красной сигнальной лампы и на включение сирены, на взрыв пиропатронов огнетушителей первой очереди.

После ликвидации пожара, при резком снижении температуры среды до + 130°С, сигнал о пожаре снимается, и система возвращается в состояние готовности к действию.

Проверка исправности и готовности сигнализации к действию осуществляется путем  подключения переключателем контроля цепи датчиков и исполнительного реле к бортовой сети. В этом случае через цепь каждой группы датчиков пропускается ток, достаточный для срабатывания реле. Если все элементы системы исправны, то лампа, сигнализирующая о пожаре, должна загореться. Проверка системы осуществляется только при выключенном автоматическом пуске противопожарной системы.

 2-й учебный вопрос. Противопожарная система двигателей.

Противопожарная система двигателей предназначена для обнаружения пожара в двигателях и подачи в их внутренние полости огнегасящего состава.

Противопожарная система включает в себя:

четыре огнетушителя ОС-2 или УБШ2-1;

фильтры;

проходники с мембранами;

систему сигнализации о пожаре ССП-7;

тройники и трубопроводы с арматурой.

Противопожарная система двигателей представляет собой автономные, аналогичные по устройству, системы, смонтированные в отсеках гондол левого и правого двигателей.

В каждой гондоле установлено по два огнетушителя 1 и 8. Огнетушители закреплены в гнездах кронштейнов стяжными хомутами. Кронштейны огнетушителей установлены в нижней части противопожарной    перегородки    с    правой    стороны. Управление огнетушителями — электрическое, со щитка пожаротушения. Оба огнетушителя включаются одной кнопкой и срабатывают одновременно.

Полумонтажная схема противопожарной системы двигателя:

1,8 — огнетушители; 2 — накидные гайки; 3 — штуцер на корпусе камеры сгорания; 4 — проходники с мембраной; 5 — штуцер на лобовом картере; 6,7 — тройники; 9 — головка огнетушителя; 10 — фильтр

От штуцеров головок огнетушителей трубопроводы сечением 14 X 0,5 мм подходят к тройнику 7 на нижнем подкосе рамы двигателя. От тройника 7 идет один общий трубопровод к тройнику 6, от которого один трубопровод подведен к штуцеру 5 на лобовом картере, второй — к штуцеру 3 на корпусе камеры сгорания. В трубопроводах за тройником 6 установлены проходники 4 с мембранами. Для равномерного истечения огнегасящего состава из огнетушителей в каждом проходнике с мембраной установлена шайба с дроссельным отверстием.

Датчики системы сигнализации о пожаре ССП-7 расположены на двигателе: один датчик — на лобовом картере, другой — на корпусе камеры сгорания.

Работа системы

При нажатии на кнопку включения огнетушителей какого-нибудь двигателя огнетушители 1 и 8 срабатывают и на щитке пожаротушения гаснут соответствующие желтые сигнальные лампы. Огнегасящий состав через фильтр 10 и тройник 7 поступает к тройнику 6. Проходя через тройник 6, огнегасящий состав поступает по одному трубопроводу через переходник с мембраной к штуцеру 5 и через него — в масляные полости лобового картера и редуктора. По другому трубопроводу огнегасящий состав через переходник с мембраной поступает к штуцеру 5 на корпусе камеры сгорания.

Система сигнализации о пожаре ССП-7.

Система сигнализации о пожаре состоит из четырех датчиков ДТБ-2АУ и исполнительного блока БИ-7.

Для работы системы ССП-7 использован такой же принцип, как и для системы ССП-2А.

Датчик представляет собой дифференциальную термобатарею, собранную из семи последовательно соединенных термопар. Концы термобатареи привариваются к контактным шпилькам, запрессованным во втулку. Втулка является корпусом для  сборки элементов  термобатарей.

Термобатарея с втулкой вставляется в металлический корпус, посредством которого датчик крепится к двигателю на резьбе. Спаи термобатареи и контактные шпильки снаружи закрыты крышкой. Рабочие спаи термобатареи располагаются внутри двигателя, нерабочие спаи — с внешней стороны двигателя.

Датчики установлены на двигателях, по два на каждом.

Система сигнализации о пожаре работает следующим образом.

В случае охвата спаев датчика пламенем или при достижении окружающей средой температуры срабатывания датчика электродвижущая сила термобатареи вызывает в обмотках поляризованного реле ток, достаточный для срабатывания этого реле.

Реле срабатывает и подает команду на включение красной лампы и сирены, сигнализирующих о пожаре в двигателе.

Огнетушители включаются нажатием на соответствующие кнопки, расположенные на щитке.

Проверка системы сигнализации о пожаре ССП-7 аналогична проверке системы ССП-2А.

3-й учебный вопрос. Противопожарная система вертолёта.

Противопожарная система предназначена для обнаружения, сигнализации и ликвидации пожара в 4 отсеках:

в отсеке левого двигателя;

в отсеке правого двигателя;

в отсеке главного редуктора, расходного топливного бака и ВСУ АИ-9В;

в отсеке обогревателя КО-50.

Система состоит из:

двух четырехлитровых огнетушителей типа УБШ-4-4;

коллекторного узла - изготовлен из нержавеющей стали и объединяет четыре коллектора, каждый из которых в свою очередь соединяет штуцера отвода огнегасящего состава двух одноименных пироголовок огнетушителей I и II очередей с трубопроводами к защищаемым отсекам;

трубопроводов, распылителей и арматуры - коллекторы представляют собой согнутые в кольцо трубки, в стенках коллекторов и распыливающих трубок имеются отверстия диаметром 0,8 мм.

Все распылители изготовлены из нержавеющей стали, а подводящие трубопроводы - из стали 20.

В отсеках двигателей установлено по три коллектора, в отсеке обогревателя - два коллектора, в отсеке главного редуктора - кольцевой коллектор и два вертикальных коллектора, над расходным топливным баком - прямые и дугообразная распыливающие трубки, в отсеке АИ-9В - коллектор-распылитель в виде четырехугольной изогнутой рамки.

двух четырехлитровых огнетушителей типа УБШ-4-4 - четырехлитровый стальной сферический сосуд с внешней стеклопластической противоосколочной оплеткой.

Основными частями узла пироголовок являются четыре пироголовки, манометр, сифонная трубка и предохранительная мембрана.

Каждая пироголовка имеет два пирозатапала и обратный клапан.

Баллон заправляется фреоном 114В2 и заряжается сжатым азотом до давления 105 кгс/кв.см при температуре +15°С.

 

Огнетушители срабатывают в две очереди: первая очередь срабатывает автоматически или принудительно (при нажатии одной из кнопки "I очередь" в кабине пилотов), а вторая очередь срабатывает только принудительно (при нажатии одной из кнопки "II очередь" в кабине пилотов).


                                                                                                                                                                                                                                                                  


Работа противопожарной системы.

Противопожарная система срабатывает на сигнализацию и осуществляет автоматическое тушение пожара в любом отсеке при следующих условиях:

- при одновременном нагреве датчиков одного канала до температуры не менее +150 °С;

- при скорости роста температуры среды, окружающей датчики, 2 град/с и более.

Датчики ДПС при нагреве создают термоток, причем термодатчик реагирует не только на величину температуры, но и на скорость нарастания температуры. Это значительно уменьшает инерционность срабатывания системы.

При возникновении пожара в каком-либо отсеке в датчиках ДПС при повышении температуры создается термоток, который подается на поляризованное реле в исполнительный блок ССП-ФК-БИ. После этого срабатывают табло "ПОЖАР" и тбало сигнализации пожара в одном из отсеков, срабывает речевой информатор РИ-65Б.

Автоматически срабатывает пироголовка аварийного отсека на огнетушителе I очереди (загорается табло "I очередь"), и огнегасящий состав поступает к распылителям отсека.

Если огнетушитель I очереди не сработал автоматически необходимо нажать кнопку ручного включения I очереди.

Для проверки ликвидации пожара необходимо нажать кнопку "Выкл. сигнал. пожара". Если табло сигнализации пожара погаснут - пожар ликвидирован. Если таабло не гаснут необходимо применить вручную II очередь пожаротушения.

Системы сигнализации ССП-ФК.

Каждый отсек имеет свою группу сигнализаторов.

Система сигнализации ССП-ФК 2-й серии служит для обнаружения пожара в любом отсеке, сигнализации о пожаре экипажу и для автоматического включения исполнительной системы пожаротушения.

В состав системы ССП-ФК входят:

42 датчика-сигнализатора типа ДПС, объединенных в 14 каналов.

три исполнительных блока ССП-ФК-БИ, принимающие электрические сигналы, которые возникают в цепях датчиков при пожаре, и управляющие системой сигнализации и автоматики. Блоки установлены в радиоотсеке вертолета шп. № 13—15 слева.

Щиток управления противопожарной системой размещен на средней панели верхнего электропульта в кабине пилотов.

На щитке размещены:

- 4 табло сигнализации пожара в отсеках;

- 4 табло сигнализации срабатывания I очереди;

- 4 табло сигнализации срабатывания II очереди;

- кнопки ручного включения I и II очередей;

- кнопка снятия сигнала о пожаре "Выкл. сигнал. пожара";

- переключатель рода работы системы "Огнетушение-Контроль датчиков";

- переключатель "Контроль пироголовок";

- табло "Контроль датчиков", сигнализирующее о режиме контроля;

- галетный переключатель для контроля исправности датчиков по всем каналам.

На левой приборной доске пилотов расположено табло "ПОЖАР", сигнализирующее о возникновении пожара в любом из защищаемых отсеков.

Подготовка противопожарной системы к работе.

Система проверяется перед запусом двигателей. Для этого необходимо на панели АЗС включить пять АЗС «Противопожарная система» («Сигнализац.», 2 АЗС «I очередь», «II очередь») и переключатель «Огнетушитель — Контроль датчиков» уставить в положение «Контроль датчиков». При этом горит табло "Контроль датчиков".

Последовательно устанавливать галетный переключатель в каждое из шести положений, соответсвующим каналам датчиков, и убедиться в срабатывании табло:

горят табло на приборной доске и все 4 табло сигнализации пожара в отсеках;

горят табло на приборной доске и все 4 табло сигнализации пожара в отсеках;

горят табло на приборной доске и табло "Пожар лев. двиг", "Пожар прав. двиг" и "Пожар редукт. АИ-9";

горят табло на приборной доске и табло "Пожар редукт. АИ-9";

горят табло на приборной доске и табло "Пожар редукт. АИ-9";

горят табло на приборной доске и табло "Пожар редукт. АИ-9".

Непосредственно перед запуском система приводится в готовность к работе, для этого необходимо переключатель «Огнетушение — Контроль датчиков» поставить в положение «Огнетушение», а ручка галетного переключателя «Контроль датчиков» должна быть в крайнем положении «Выкл.».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.

2. Ответить на вопросы студентов.

3.Дать задание на самоподготовку.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Вертолёт Ми-8. Техническое описание. Внешторгиздат.

2.Вертолёт Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации 8МТ-0007-00 РЭ. Авиаэкспорт, СССР, Москва. Часть 1 планер.

3.В.А. Данилов, В.М. Занько, Н.П. Калинин, А.И. Кривко. Вертолёт Ми-8МТВ. Конструкция и эксплуатация.

3. А. С. Альбац, В. Г. Бабий, А. В. Баркар и др. Самолёт Ан-26, Техническое описание / А. Я. Белолипецкий. — 2-е изд. — Москва: Авиаэкспорт, 1970. (Книга 2, Конструкция самолёта).

4. А. А. Комаров, В. П. Рычка, П. Н. Мамошин. Устройство и лётная эксплуатация самолёта Ан-26 / Г. Д. Журавлёва. — Москва: Транспорт, 1987. 

5. Конструкция и лётная эксплуатация самолёта Ан-26. Учебное пособие. В.С. Марусенко, В.М. Теслюк, Ю.И. Титоренко. 2003 г.

Преподаватель цикла Эксплуатации и ремонта техники и вооружения

                             подполковник                           А. Рожков

Начальник цикла Эксплуатации и ремонта техники и вооружения

                             подполковник                       Д. Жаксыбаев


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6231. Теория потребительского поведения 116 KB
  Теория потребительского поведения Потребительское поведение - это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извле...
6232. Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм 102.5 KB
  Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм. Сенсуализм Д. Локка и субъективный идеализм Д. Беркли. Проблема гносеологии и базисное утверждение Джона Локка. Центральной проблемой в учениях английского философа Джон...
6233. Методические подходы к разработке организационной структуры предприятия 141 KB
  Анализ методов и подходов к совершенствованию организационных структур Разработка и реализация процесса совершенствования организационных структур - одна из самых сложных проблем теории систем и системного анализа. В настоящее время, ког...
6234. Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов 105.5 KB
  Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов Описание. Растворимость. Бесцветные прозрачные кристаллы, без запаха, солоновато-горького вкуса. Препарат выветриваются в теплом сухом воздухе, а во влажном возд...
6236. Економіка підприємства. Навчальний посібник 1.55 MB
  Передмова У навчальному посібнику з урахуванням вимог нормативної програми дисципліни Економіка підприємства надається перелік обов'язкових до вивчення питань, розкривається зміст конкретної теми (за змістом десять тем) з викладом розрахунков...
6237. ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. СПИД 128.19 KB
  ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. ВИЧ-инфекция-антропонозное вирусное заболевание, в основе патогенеза которого лежит прогрессирующий иммунодефицит и развитие вследствие этого вторичных оппо...
6238. Рынок: спрос, предложение и цена 295.5 KB
  Рынок: спрос, предложение и цена Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена. Теория спроса...
6239. Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта 108 KB
  Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта. Вопрос 1 Характеристика немецкой классической философии, теории И. Канта эволюции вселенной, суждений и категорий науки. Рассудок не черпает свои з...