75255

Топливная система летательных аппаратов

Лекция

Астрономия и авиация

Топливная система самолёта предназначена для размещения топлива на самолёте и подачи его к двигателям АИ24ВТ и РУ19А300. На самолёте не предусмотрено системы аварийного слива топлива. Система выработки топлива состоит из 2х аналогичных систем расположенных в левой и правой плоскостях.12; В соответствии с порядком выработки топлива все баки делятся...

Русский

2015-01-12

729 KB

17 чел.

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.САТПАЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

                                                                                                 Экземпляров___

                                                                                                                                                   Экземпляр №___

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине

 «Конструкция самолета и вертолета»

ВУС-461000

                                                      ТЕМА 9.

Топливная система летательных аппаратов.

                                                                                        

              Обсуждена на заседании

                   цикла Э и РВТ   

                   Протокол _____________

От «___» _________2014г.

                   Уточнена:

                   «___» ____________201_г.

               «___» ____________201_г.

               «___» ____________201_г.

              

                                                       АЛМАТЫ     

                                               

                                                          УТВЕРЖДАЮ

            Начальник  военной кафедры

      КазНТУ им. К.И. Сатпаева  

            полковник                 О. Ажимов

           «___»    ________20__ г.

                                                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Конструкция самолета и вертолета»

I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи обучения

В процессе изучения дисциплины «Конструкция и эксплуатация летательных аппаратов и вертолетов (ЛА)», студенты ознакамливаются:

- с материалами, используемыми при изготовлении ЛA и вертолетов;

- с назначениями и конструкцией основных элементов планера ЛA (фюзеляжа, крыла, хвостового оперения);

- с назначениями и конструкции взлетно-посадочных устройств;

- с назначениями и конструкцией систем ЛА (управления, гидравлической, топливной, высотной, противоположной, бытового оборудования и др.)

Полученные при изучении данного курса знания служат базой для изучения последующих дисциплин.

Изучение особенностей конструкции и принципов работы элементов, узлов, агрегатов планера и функциональных систем современных самолетов. Знания, полученные при изучении курса «Конструкция самолета и вертолета» дают возможность по эксплуатации самолетов и вертолета самостоятельно:

- решать комплексные задачи по оценке работоспособности ЛА и их систем в целом и в каждом конкретном полете при заданном уровне безопасности полетов (БП) и целесообразной экономической эффективности;

- вырабатывать обоснованные предложения по конструктивному усовершенствованию и повышению эксплуатационной технологичности агрегатов и систем самолета с целью повышения их ресурса, безопасности полетов, экономичности, рациональности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- конструкцию и принцип работы самолета и вертолета их функциональных систем;

- технические характеристики современных и перспективных самолетов;

- нормативные руководящие материалы;

- конструкцию планера и систем самолета и вертолета;

- правила эксплуатаций самолета и вертолета его систем.

Уметь:

- устанавливать причины и применить обоснованные решения по устранению и предупреждению отказов и неисправностей конструкции

- планера и функциональных систем самолетов;

- оценивать состояние самолета и его систем в процессе предполетного

осмотра.

Выработать навыки:

- по ремонту и установке основных агрегатов самолета и вертолета, а также иметь практические навыки по техническому обслуживанию основных узлов и агрегатов самолетов и вертолётов

II. Методические указания

Изучение дисциплины «Конструкция самолета и вертолета» является важнейшим этапом в подготовке специалистов, умеющих выполнять работы по эксплуатации самолета.

Это обучение позволяет закрепить и углубить знания,  наиболее сложных вопросов касающихся летательных аппаратов, а также взаимодействие всех их систем.

На занятиях учебный материал излагать применительно к практическим навыкам  встречающимся при эксплуатации ЛА и вертолетов.

Основной формой проведения практических занятий считать осмотр самолетов и вертолетов, их вспомогательных агрегатов той или иной системы на стендах.

Эти занятия проводить в специально оборудованных аудиториях, в классе оборудованном компьютерами, а также на учебных сборах в ангарах, где производиться техническое обслуживание самолетов и вертолетов.

В процессе обучения на лекциях и практических занятиях использовать учебные кинофильмы, специальные программы на ПЭВМ  по соответствую-щей тематике самолета.

В ходе проведения  занятий  широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.

В ходе проведения  занятий  широко использовать программный опрос обучающихся, проекционную аппаратуру, средства интерактивного обучения, а также использовать оборудование специальных классов.

ЗАНЯТИЕ – 1. Топливная система летательных аппаратов.

  УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

  - Знать назначение и принцип работы.

ВРЕМЯ: 4 часа (180 минут)

ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие

МЕСТО: аудитория

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Мультимидийные средства обучения.

Литература:  

1. А. С. Альбац, В. Г. Бабий, А. В. Баркар и др. Самолёт Ан-26, Техническое описание / А. Я. Белолипецкий. — 2-е изд. — Москва: Авиаэкспорт, 1970. (Книга 2, Конструкция самолёта).

2. А. А. Комаров, В. П. Рычка, П. Н. Мамошин. Устройство и лётная эксплуатация самолёта Ан-26 / Г. Д. Журавлёва. — Москва: Транспорт, 1987. 

3. Вертолёт Ми-8. Техническое описание. Внешторгиздат.

4. Вертолёт Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации 8МТ-0007-00 РЭ. Авиаэкспорт, СССР, Москва.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 №

пп

Вопросы занятий

Время (мин)

I

Организация занятия

5

II

Учебные вопросы:

170

  1.  Назначение и основные агрегаты.  

45

80

45

  1.  Системы питания двигателей и ВСУ.

  1.  Система централизованной заправки самолета топливом.

III

Заключительная часть

5

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Проверка подготовки студентов к занятию:

Принять доклад дежурного по взводу.

Проверить наличие студентов.

Проверить готовность взвода к занятию.

Объявить тему и учебные цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1-й учебный вопрос.   Назначение и основные агрегаты топливной системы самолёта АН-26.

Топливная система самолёта предназначена для размещения топлива на самолёте и подачи его к двигателям АИ-24ВТ и РУ-19А-300. На самолёте не предусмотрено системы аварийного слива топлива. Топливные трубопроводы на самолёте окрашены в жёлтый цвет.

Система выработки топлива состоит из 2-х аналогичных систем, расположенных в левой и правой плоскостях.

Состав системы:

  1.  Топливные баки располагаются:

А) мягкие баки:

  •  бак №1 – в центроплане (нерв.3...4);
  •  бак №2 – в центроплане (нерв.4...5);
  •  бак №4 – в центроплане (нерв.1...2);
  •  бак №5 – в центроплане (нерв.2...3);
  •  бак №6 – в центроплане (нерв.5...6);

Б) баки отсеки:

  •  бак №3а – в СЧК (нерв.7...8а);
  •  бак №3 – в СЧК (нерв.8а...12);

В соответствии с порядком выработки топлива все баки делятся на 3-и очереди:

  •  1-я очередь включает все мягкие баки;
  •  2-я очередь включает баки №3;
  •  3-я очередь включает баки №3а.

Баки №3а являются расходными баками.

Топливо по бакам размещается следующим образом: (полная заправка, для ТС-1 и РТ с плотностью 0,775г/см3)

Очередь

При централизованной заправке  

При открытой заправке

1-я

2 х 1100кг (2 х 1420л)

2 х 1280кг (2 х 1650л)

2-я и 3-я

2 х 1330кг (2 х 1720л)

2 х 1465кг (2 х 1890л)

Итого

4860кг (6280л)

5480кг (7080л)

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1.  мягкие баки сообщаются между собой как сообщающиеся сосуды;
  2.  в верхней части нервюры №8а, разделяющей баки 2-й и 3-й очереди, имеются окна перелива. Количество топлива помещающееся в баки 3-й очереди до уровня окон перелива в нервюре №8а равно 2 х 440кг (2 х 570л).

Невырабатываемый остаток топлива:

А) при включенных подкачивающих насосах:

  •  при автоматической выработке топлива – 70л;
  •  при ручной выработке топлива – 90л.

Б) при выработке топлива самотёком – 1-я очередь не вырабатывается + 2 х 100кг (2 х 130л) в баках 2-й и 3-й очереди.

  1.  Топливные насосы:
  •  агр.465 (2шт.), установленные в баках 1-й очереди (по 1-у баках №2, задний лонжерон крыла). Основные данные: Рвых=0,85...1,1кгс/см2; Q=4000л/ч; эл/питание по постоянному току 27В. Управляются автоматически от автомата расхода или вручную выключателями «НАСОС ЛЕВ (ПРАВ) ГРУП 1 ОЧ» (средний пульт лётчиков). Контроль работы этих насосов осуществляется по лампам, находящимся радом с выключателями. Сигналы на эти лампы выдают датчики СДУ3А-0,35 (рядом с насосами).
  •  ЭЦН-14БМ (6шт.), установленные внутри баков 2-й (по 1шт) и 3-й (по 2шт) очереди. Основные данные: Рвых=0,6...0,85кгс/см2; Q=4000л/ч; эл/питание по постоянному току 27В. Управление происходит:
  •  насосов 2-й очереди – автоматически от автомата расхода или вручную выключателями «НАСОС ЛЕВ (ПРАВ) ГРУП 2 ОЧ» (средний пульт лётчиков);
  •  насосов 3-й очереди – только вручную выключателями «НАСОС ЛЕВ (ПРАВ) ГРУП РАСХОДН» (средний пульт лётчиков);

Контроль работы этих насосов осуществляется по лампам, находящимся радом с выключателями. Сигналы на эти лампы выдают датчики СДУ3А-0,35 (для бака 2-й очереди – задний лонжерон СЧК нерв.8а; для бака 3-й очереди – передний лонжерон СЧК нерв.7...8а).

  1.  Пожарные краны двигателей АИ-24ВТ (2шт., правая сторона гондолы двигателя) служат для перекрытия подачи топлива к двигателям. Управляются выключателями «ПОЖАРНЫЙ КРАН» (средний пульт лётчиков). Открытое положение пожарного крана сигнализируется горением лампы, расположенной рядом с выключателем. Время перекладки из одного крайнего положения в другое 3...4с.

  1.  Кран кольцевания (передний зализ центроплана, слева) служит для соединения магистралей питания левого и правого двигателей. Управляется выключателем                                     (средний пульт лётчиков). Открытое положение крана кольцевания сигнализируется горением лампы, расположенной рядом с выключателем.

  1.  Краны перекачки (2шт., задний лонжерон СЧК, нерв.7...8а) служат для соединения магистрали перекачки топлива из баков 1-й и 2-й очереди либо с баками 3-й очереди (нормальное положение), либо с расходными магистралями питания двигателей (аварийное положение в случае выработки топлива самотёком при обесточенных топливных насосах). Управляются переключателями «КРАН ПЕРЕКАЧКИ АВАРИЙНЫЙ - НОРМАЛЬНЫЙ» (средний пульт лётчиков). Нормальное положение крана перекачки сигнализируется горением лампы, расположенной рядом с переключателем.

  1.  Клапаны перекачки (2шт., внутри баков 3-й очереди) служат для предотвращения переполнения баков 3-й очереди при перекачке в них топлива из баков 1-й и 2-й очереди. По конструкции представляют собой поплавковые клапаны.

Подача топлива к двигателям осуществляется насосами подкачки ЭЦН-14БМ баков 3-й очереди. Эти насосы включаются только вручную перед запуском двигателей и остаются включенными весь период работы двигателей. Топливо от подкачивающих насосов, поступает в расходные магистрали двигателей. По ним топливо, пройдя пожарный кран двигателя, поступает в топливную систему двигателя.

Выработка топлива может происходить:

  •  при помощи топливных насосов, которые управляются в автоматическом или в ручном режиме;
  •  самотёком, если топливные насосы не работают (неисправны или обесточены).

Назначение и основные агрегаты топливной системы вертолёта МИ-8МТВ.

Топливная система вертолета предназначена для размещения необходимого запаса топлива на борту вертолета и для бесперебойного питания топливом основных двигателей, двигателя бортовой вспомогательной силовой установки и керосинового обогревателя на всех эксплуатационных режимах в различных условиях работы.

Топливная система включает в себя топливные емкости; приборы и устройства контроля.

На вертолете топливо размещается в трех основных топливных баках, из которых два подвесных жестких бака,  расположены снаружи по бортам фюзеляжа и один расходный мягкий бак - в контейнере за главным редуктором.

При необходимости для увеличения дальности и продолжительности полета внутри фюзеляжа могут быть установлены от одного до четырех дополнительных жестких бака (два нижних и два верхних).

Вместимость топливных баков в l/kg:

  •  расходного протектированного 415/322
  •  правого подвесного с ППУ 1090/845
  •  левого подвесного с ППУ 1090/845
  •  дополнительного с ППУ  895/694

На вертолете МИ-8МТВ применяется топливо Т-1, ТС-1, РТ (или импортные аналоги) и их смеси при дозаправке в любых пропорциях.

В топливную систему на вертолете входят:

электроприводной центробежный топливный насос 463Б;

два центробежных топливных насоса ЭЦН91С;

электроприводной топливный насос 748А;

поплавковый клапан 766300А-1;

пять перекрывных кранов 768600МА;

один перекрывной кран 633630;

два электромагнитных крана 610200А;

перепускной кран 637000;

топливный фильтр 11 ТФ30 СТ;

клапаны консервации двигателей ТВ3-117ВМ и АИ-9В;

блок обратных клапанов; трубопроводы и шланги.

Топливо из подвесных баков двумя насосами ЭЦН-91С подается по трубопроводам в расходный бак, из которого оно насосом 463Б распределяется для питания двигателей ТВ3-117ВМ.

В магистралях от насоса 463Б к двигателям установлены перекрывные (пожарные) краны 768600 МА и штуцеры консервации.

Отбор топлива для питания двигателя АИ-9В и керосинового обогревателя производится от магистрали, идущей к правому двигателю ТВ3-117ВМ, до пожарного крана.

Заправка топливных баков осуществляется открытым способом через заливные горловины.

Слив топлива из баков производится:

  •  из расходного бака через сливной кран расходного бака;
  •  из подвесных и дополнительных баков через кран централизованного слива топлива.

1. Электроприводной центробежный топливный насос 463Б с электродвигателем постоянного тока МВ-280Б предназначен для создания подпора топлива на входе в основные топливные насосы двигателей ТВ3-117ВМ и двигателя АИ-9В, а также в насос 748А керосинового обогревателя КО-50.

Насос 463Б - внебакового расположения, крепится к литому из алюминиевого сплава патрубку, который установлен в нижней части расходного бака.

При отказе насоса 463Б работа двигателей не нарушается, так как в этом случае топливо к двигателям из расходного бака поступает самотеком.

2. Электроприводные центробежные насосы ЭЦН-91С, расположенные в монтажных устройствах внутри подвесных баков, предназначены для перекачки топлива в расходный бак.

3. Электроприводной топливный насос 748А - шестеренчатого типа, предназначен для подачи топлива к форсункам керосинового обогревателя КО-50 и установлен в отсеке керосинового обогревателя.

4. Поплавковый клапан 766300А-1 предназначен для предохранения расходного бака от переполнения при перекачке топлива из подвесных баков, установлен в расходном баке и крепится к плите.

Во время перекачки, когда расходный бак не заполнен полностью, под давлением топлива клапан отходит от седла, открывая проходное сечение для топлива. Через окна корпуса клапана топливо выливается в бак и заполняет его. При наполнении бака, когда поплавок клапана займет верхнее положение, клапан перекрывает поступление топлива в бак.

5. Перекрывные краны 768600А электродистанционного управления предназначены для перекрывания и открывания топливных магистралей.

Два крана (пожарных) установлены в магистралях питания двигателей ТВ3-117ВМ на потолочной панели в редукторном отсеке.

Один перекрывной кран предназначен для перепуска топлива от подвесных баков в расходный бак при отказе поплавкового клапана 766300А-1 в закрытом положении. Кран установлен на плите расходного бака.

Два перекрывных крана установлены в магистралях кольцевания баков, соединяющие подвесные баки между собой спереди и сзади и служащие для равномерной выроботки топлива из подвесных баков при отказе одного из насосов ЭЦН-91С.

Нормальное положение кранов – открытое.

Краны должны быть закрыты в следующих случаях:

  •  в полете, при входе в зону возможного поражения вертолета, обеспечивая сохранение топлива в одном из подвесных баков при повреждении другого;
  •  на земле, при демонтаже баков и сливе топлива раздельно из подвесных и дополнительного баков или перекачке (раздельной) топлива в расходный бак из правого (левого) подвесных баков.

6. Перекрывной кран 633630 предназначен для перекрытия переднего трубопровода кольцевания подвесных баков. Кран управляется вручную и должен находиться в открытом положений. Кран закрывается в случае демонтажа правого бака и слива топлива из дополнительных баков.

7. Электромагнитные краны 610200А предназначены для управления подачей топлива в двигатель АИ-9В и керосиновый обогреватель КО-50. Электромагнитный кран, смонтированный в магистрали подачи топлива в двигатель АИ-9В, установлен в редукторном отсеке и открывается автоматически при нажатии кнопки пуска двигателя АИ-9В. Закрытие крана производится при выключении АИ-9В.

Электромагнитный кран, смонтированный в магистрали подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50, установлен на потолочной панели грузовой кабины под правым пожарным краном и открывается автоматически при пуске обогревателя, а закрывается при его выключении.

8. Перепускной кран 637000 предназначен для подключения одного или двух дополнительных баков к передней магистрали, соединяющей подвесные топливные баки, также для слива топлива из дополнительных баков. Кран открывается вручную, а установлен под полом грузовой кабины рядом с передними перекрывными кранами 633600А и обеспечивает выработку топлива из дополнительных баков как раздельную, так и одновременную.

9. Топливный фильтр 11 ТФ30 СТ предназначен для очистки топлива от механических примесей в магистрали питания двигателя АИ-9В и установлен в отсеке АИ-9В.

10. Клапаны консервации двигателей предназначены для подсоединения установки для консервации.

Клапаны для консервации двигателей ТВ3-117ВМ установлены в магистралях питания двигателей топливом после пожарных кранов. Клапан для консервации двигателя АИ-9В установлен в магистрали питания двигателя топливом после фильтра 11 ТФ30 СТ.

11. Блок обратных клапанов включает в себя два обратных клапана, смонтированных в магистралях перекачки топлива из подвесных баков в расходный.

Клапаны пропускают топливо только в одном направлении - в расходный бак и установлены на плите расходного бака перед поплавковым и перекрывным кранами.

12. Трубопроводы топливной системы выполнены в основном из труб АМг-2М различных размеров.

Гибкие трубопроводы (шланги) применены в системе дренажа дополнительных баков (при установке одного или двух дополнительных баков), а также для подвода топлива к двигателям ТВ3-117ВМ на небольшом участке и к двигателю АИ-9В на участке от клапана консервации до двигателя.

Система трубопроводов и обратных клапанов обеспечивает питание двигателей топливом от любого из двух насосов подвесных топливных баков в случае выхода одного из них.

13. Расходный топливный бак  мягкий имеет внутренний керосиностойкий слой из резины толщиной 0,7 mm и наружный защитный слой из прорезиненной капроновой ткани.

Бак установлен в специальном контейнере, выполненном в конструкции фюзеляжа, и крепится к нему шпильками. Наружные поверхности бака плотно прилегают к внутренним поверхностям контейнера.

Днище бака и его стенки (на 2/3 высоты бака) снаружи оклеены протектором, состоящим из четырех слоев:

1-й слой [внутренний, прилегающий к стенке (днищу) бака] - резина сырая 203Б-Л 0,7;

2-й слой - резина 10-Л 2,

3-й слой - губка Р-29;

4-й слой (наружный) - прорезиненный капрон.

На плите бака устанавливаются датчик топливомера, поплавковый клапан  и заливная горловина, перекрывной (перепускной) кран 768600МА.

14. Подвесные топливные баки

Баки - сварной конструкции, обечайка изготовлена из материала АМЦА-П толщиной 1,5 mm. В конструкцию каждого бака входит набор диафрагм, четыре из которых силовые, расположенные в местах крепления бака к фюзеляжу. В верхней и нижней частях диафрагм имеются выштамповки в отверстия для прохода топлива и воздуха.

На обечайке бака имеются лючки для заполнения и удаления пенополиуретанового наполнителя. Лючки закрываются крышками, которые крепятся винтами с предварительной установкой резиновых прокладок. Крышки и прокладки устанавливаются на герметике.

В верхней части бака находится: заливная горловина, фланец датчика топливомера, тройник для подсоединения трубопровода перетекания топлива с верхнего дополнительного бака в подвесной.

В нижней части бака находятся:

  •  два штуцера для подсоединения трубопроводов, соединяющих подвесные баки между собой;
  •  фланец под кран 600400М слива отстоя;
  •  фланец  для крепления монтажного устройства с топливным насосом ЭЦН-91Б.

На переднем торце правого бака имеется штуцер, предназначенный для подсоединения трубопровода слива избыточного (отсечного) топлива из системы питания керосинового обогревателя КО-50.

2-й учебный вопрос. Системы питания двигателей и ВСУ. 

Выработка топлива в автоматическом режиме.

В автоматическом режиме порядок выработки топлива обеспечивается автоматом расхода топлива из левого и правого полукрыла. При  этом, в случае выхода из строя автомата расхода топлива из левого полукрыла, выработкой топлива из этого полукрыла будет управлять автомат расхода правого полукрыла и наоборот.

Для включения автоматического режима выработки топлива необходимо переключатель «АВТ ВЫРАБ ТОПЛИВА - РУЧНАЯ» (средний пульт лётчиков) установить в положение «АВТ ВЫРАБ ТОПЛИВА» и включить насосы 3-й (расходной) очереди. При этом, загораются сигнальные лампы насосов 1-й и 3-й очереди (насосы 1-й очереди включаются автоматически).

При полной заправке, выработка топлива из баков одного полукрыла происходит следующим образом:

  1.  после выработки небольшого количества топлива из бака 3-й очереди, открывается поплавковый клапан перекачки, после чего топливо из бака 1-й очереди, пройдя через кран и клапан перекачки, перекачивается в бак 3-й очереди.

ПРИМЕЧАНИЕ: при частичной заправке, при которой баки 3-й очереди не полные, выработка топлива из бака 1-й очереди начанается сразу.

  1.  при остатке топлива в баке 1-й очереди 270кг (350л), по сигналу датчика топливомера бака 1-й очереди включается насос 2-й очереди. При этом, загорается сигнальная лампа насоса 2-й очереди. Топливо из бака 2-й очереди, пройдя через кран и клапан перекачки (те же самые, что и при перекачке топлива из бака 1-й очереди), перекачивается в бак 3-й очереди.
  2.  при остатке топлива в баке 2-й очереди 730кг (950л), по сигналу датчика топливомера бака 2-й очереди выключается насос 1-й очереди. При этом, гаснет сигнальная лампа насоса 1-й очереди.
  3.  при остатке топлива в баке 3-й очереди 380кг (490л), по сигналу датчика топливомера бака 3-й очереди выключается насос 2-й очереди. При этом, гаснет сигнальная лампа насоса 2-й очереди.
  4.  при остатке топлива в одном из баков 3-й очереди 290кг (375л), загорается табло  «ТОПЛИВО 580кг» (средняя часть приборной доски лётчиков);
  5.  после полной выработки топлива из баков 3-й очереди, гаснут сигнальные лампы насосов 3-й очереди;

В полёте допускается разница запаса топлива между левым и правым полукрылом не более 100кг.

 Выработка топлива в ручном режиме.

Производится в случае неисправности автоматики расхода топлива. Признаком отказа автоматического управления является нарушение последовательности подачи сигналов на включение или выключение насосов.

Для перехода на ручное управление необходимо переключатель «АВТ ВЫРАБ ТОПЛИВА - РУЧНАЯ» установить в положение «РУЧНАЯ».

ПРИМЕЧАНИЕ: признаком отказа автоматики расхода топлива является нарушение очерёдности выработки топлива по группам, что определяется по указателям топливомера.

Очерёдность выработки топлива в ручном режиме такая же как и в автоматическом режиме. При ручном управлении расходом топлива необходимо помнить следующее:

  •  включение насосов 1-й очереди производить перед полётом;
  •  включение насосов 2-й очереди производить после полной выработки топлива из баков 1-й очереди (после погасания сигнальных ламп насосов 1-й очереди);
  •  выключение насосов 1-й и 2-й очередей производить не позднее 30 минут после полной выработки топлива из баков в которых они установлены (погасания сигнальных ламп насосов этих баков).

 Выработка топлива при обесточенных подкачивающих насосах.

В этом случае топливо к двигателям подаётся самотёком под давлением столба топлива, находящегося в баках, и защёт разрежения, создаваемого двигательными подкачивающими насосами     БНК-10И. Очерёдность выработки топлива в ручном режиме такая же как и в автоматическом режиме. За исключением, топливо из баков 1-й очереди не вырабатывается.

Для обеспечения наибольшей выработки топлива из баков 2-й и 3-й  очереди, установлены загруженные обратные клапаны (4шт):

  •  2-а за насосами 1-й очереди (чтобы топливо, при переливе и перекачке, не попадало в баки 1-й очереди);
  •  2-а за передними насосами 3-й очереди (чтобы топливо, при переливе, переливалось только в расходные магистрали двигателей, а не обратно в бак 3-й очереди).

Загруженный обратный клапан, установленный в баке 3-й очереди, входит в состав сдвоенного обратного клапана (задний лонжерон СЧК). Вторым элементом которого, является обратный клапан, стоящий в линии после заднего насоса 3-й очереди.

Для питания двигателей топливом самотёком:

  1.  из баков 2-й очереди необходимо установить переключатели «КРАН ПЕРЕКАЧКИ» в положение «АВАРИЙНЫЙ». При этом, краны перекачки перейдут в аварийное положение (лампы «КРАН ПЕРЕКАЧКИ НОРМАЛЬН» погаснут). В этом случае, топливо из баков 2-й очереди, минуя баки 3-й очереди, будет поступать в расходные магистрали двигателей.
  2.  из баков 3-й очереди необходимо установить переключатели «КРАН ПЕРЕКАЧКИ» в положение «НОРМАЛЬН». При этом, краны перекачки перейдут в нормальное положение (лампы «КРАН ПЕРЕКАЧКИ НОРМАЛЬН» загорятся). В этом случае, топливо из баков 3-й очереди будет поступать в расходные магистрали двигателей.

При выработке топлива самотёком необходимо помнить, что:

  •  полёт выполнять на Н7000м с минимальными эволюциями;
  •  темп перемещения РУД должен быть не более 10...12о/с по УПРТ;
  •  работа РУ-19А-300 допускается только при отказе 1-го двигателя АИ-24ВТ, при этом надёжное питание РУ-19А-300 обеспечивается на Н5000м.

 Питание топливом РУ-19А-300.

Топливо для РУ-19А-300 отбирается из расходной магистрали правого двигателя.  К РУ-199А-300  топливо подаётся через пожарный кран РУ-19А-300 (гондола правого двигателя) и топливный фильтр 12ТФ29СН (-!!-!!-). Этот пожарный кран управляется выключателем «РУ-19 ПОЖАРНЫЙ КРАН ОТКРЫТ – ЗАКРЫТ» (левая панель кабины лётчиков). При открытом положении пожарного крана горит лампа «РУ-19 ПОЖАРНЫЙ КРАН ОТКРЫТ» (рядом с выключателем).

Системы питания двигателей и ВСУ МИ-8 МТВ.

Подача топлива к двигателям осуществляется из расходного топливного бака центробежным насосом 463Б. Насос забирает топливо из бака и под давлением 0,85...1,25 кгс/кв.см. подает его в магистраль питания двигателей через открытые пожарные краны к подкачивающим насосам двигателея ДЦН-70А, а затем с повышенным давлением к насосу-регулятору НР-3ВМ двигателя.

По мере выработки топлива из расходного бака он автоматически через поплавковый клапан пополняется из подвесных баков центробежными насосами ЭЦН-91Б.

Сигнализаторы давления СД-29А, установленные в магистралях подачи топлива из подвесных баков в расходный, сигнализируют о работе насосов ЭЦН-91Б, а сигнализатор СД-29А в магистрали подачи топлива к двигателям - о работе насоса 463Б.

Подача топлива в систему обогревателя КО-50 и в систему СВУ АИ-9В осуществляется от магистрали питания правого двигателя.

Контроль работы топливной системы.

Предварительно необходимо включить источник постоянного тока и АЗС «Насосы топливных баков».

Насос расходного бака включается одновременно выключателем «Расход». Каждый из насосов подвесных баков включается раздельно выключателями «правый», «левый».

       

Работа топливных насосов контролируется по трем зеленым (или желтым табло "Бак не работает") световым табло с надписями. Цепи табло замыкаются через контакты СД-29А. При отказе насоса или при выработке топлива из бака сигнализатор выключает табло (желтое табло - загорается).

Работа насосов без топлива не допускается. 

Управление пожарными кранами осуществляется двумя переключателями «Перекрывные краны». Закрытое положение кранов сигнализируется загорением желтых светосигнальных табло под переключателями.

Управление краном перепуска топлива осуществляется переключателем «Перепуск топлива», установленного на правой приборной доске. Перепуск необходимо производить в случае преждевременного загорания табло «Осталось 300 л». Выключение перепуска производится при уровне топлива в расходном баке 420 л.

Управление перекрывными кранами кольцевания подвесных топливных баков осуществляется переключателем "Кольцевание баков", а контроль за положением кранов по соответсвующему табло под переключателем. Перед полетом кольцевание должно быть включено (переключатель закрыт колпачком).

Для контроля уровня топлива в баках на правой приборной доске установлены указатель БЭ-04 и переключатель П-8У из комплекта топливомера СКЭС-27.

Топливная система двигателя АИ-9В.

Топливная система обеспечивает питание двигателя топливом на всех режимах его работы и состоит из: - системы низкого давления; - пусковой системы; - системы высокого давления; - дренажной системы.

Используемое топливо

Т-1, ТС-1, РТ и их импортные аналоги

Давление топлива на входе в двигатель

0,6...1,7 кгс/кв.см.

Давление топлива, создаваемое НР-9В

до 27,5 кгс/кв.см

Давление топлива, создаваемое пусковым насосом

3...3,5 кгс/кв.см

Система низкого давления выполнена на вертолете и включает расходный топливный бак вертолета, его подкачивающий насос, пожарный клапан, а также фильтр тонкой очистки с штуцером консервации и трубопроводы. Отбор топлива к двигателю АИ-9В производится из магистрали питания правого двигателя до его пожарного крана.

Топливо, поступающее в НР-9В из расходного бака, разделяется насосе-регуляторе на два потока: один - идет к пусковому насосу 726, а второй - к центробежному насосу НР-9В.

Пусковая система выполнена на двигателе и состоит из пускового топливного насоса 726 с приводным электродвигателем МУ-102АТБ, электромагнитного клапана пускового топлива, пускового воспламенителя, клапана подачи пускового топлива на рабочие топливные форсунки в процессе запуска и трубопроводов.

Насос - шестеренчатого типа с приводом от электродвигателя МУ-102АТБ.

Насос начинает работать по команде АПД-9В на 5 сек, а выключается из работы на 12 сек.

В корпусе насоса установлен редукционный клапан (Рmax=5 кгс/кв.см).

Система высокого давления состоит из насоса-регулятора НР-9В, рабочих топливных форсунок, топливного коллектора, обратного клапана и трубопроводов. Топливный коллектор состоит из трубок, проходных и поворотного ниппелей и штуцера, спаянных в форме незамкнутого кольца.

Назначение насоса-регулятора НР-9В:

- дозировка топлива при запуске двигателя;

- поддержание постоянной рабочей частоты вращения ротора двигателя на всех режимах работы;

- останов двигателя (вручную и автоматически);

- выдача команд для работы сигнализации.

НР-9В в своем составе имеет насос центробежного типа и статический регулятор постоянной физической частоты вращения ротора за счет изменения расхода топлива золотником. Регулятор - одноржеимный.

Разгонная характеристика НР-9В корректируется жиклером постоянного сечения.

Дренажная система двигателя предназначена для сбора и отвода топлива из камеры сгорания, уплотнении НР-9В и пускового топливного насоса. Состоит из дренажного бачка (0,4 л), тройника и трубопроводов. Слив несгоревшего топлива из камеры сгорания в бачок производится через отсечной клапан, который закрывается при избыточном давлении воздуха на клапан 0,4 кгс/кв.см.

Электроприводной пожарный кран служит для полного прекращения подачи топлива в аварийных случаях (при пожаре). Кран расположен в отсеке расходного топливного бака у перегородки.

Фильтр тонкой очистки и штуцер консервации размещены в осеке АИ-9В.

При выключенном двигателе АИ-9В клапан останова и клапаны пускового топлива закрыты. Таким образом, топливо к форсункам не поступает.

Через 5 с после начала запуска система запуска включает пусковой насос и открывает клапан пускового топлива для подачи топлива к пусковой форсунке.

Через 6 с после начала запуска открывается клапан подачи пусковго топлива к рабочим форсункам и клапан останова - топливо двумя потоками подается на рабочие форсунке для розжига камеры сгорания.

Через 12 с после начала запуска выключается пускоков насос, закрываются клапан пускового топлива и клапан подачи пускового топлива на рабочие форсунки. Теперь подачу топлива обеспечивает только НР-9В. Жиклер регулятора обеспечивает характеристики разгона двигателя.

При достижении частоты вращения двигателя (35300 ± 475) об/мин командное давление топлива проходит к сигнализатору рабочей частоты вращения:загорается табло "ОБОРОТЫ НОРМА". С этого момента подача топлива находится под контролем золотника регулятора.

Если частота вращения двигателя достигнет предельного значения (39150 ± 475) об/мин топлива поступит к сигнализатору предельной частоты вращения: загорится табло "ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ", закроется клапан останова и двигатель автоматически выключится. 

3-й учебный вопрос. Система централизованной заправки самолета топливом.

Заправка самолёта топливом может производиться централизованно через штуцер централизованной заправки (гондола левого двигателя), а так же через заливные горловины баков (4шт., 2-е в баках №1 и 2-е в баках №3а). Система централизованной заправки позволяет производить заправку  с темпом до 500л/мин, при давлении до 3,5кгс/см2.

Управление централизованной заправкой осуществляется со щитка управления и контроля централизованной заправки (гондола левого двигателя). На нём находятся:

  •  АЗС «КРАНЫ ЗАПРАВКИ ЛЕВ (ПРАВ)» (2шт), которые предназначены для защиты сели управления кранами заправки от короткого замыкания;
  •  выключатель «ПИТАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ», который включает эл/питание системы заправки переменным током 115В;
  •  лампа «ПИТАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ», которая горит при включении эл/питания по переменному току 115В;
  •  нажимные выключатели «УПРАВЛЕНИЕ КРАНАМИ ЗАПРАВКИ ЗАКР – ОТКР» (4шт), которые управляют кранами заправки баков;
  •  лампы «КРАН ЗАКРЫТ» (4шт), сигнализирующие об закрытом положении кранов заправки баков;
  •  лампы «БАК ЗАПОЛНЕН» (4шт.) сигнализирующие о полной заправке бака.
  •  лампа «КРИТ ДАВЛ», которая загорается:
  •  при повышения давления в магистралях заправки более 3,5кгс/см2 по сигналу МСТ-3,5 (около штуцера заправки);
  •  при повышении давления в баках более 0,1кгс/см2 по сигналу СДУ-1А-0,1 (2шт., стенка переднего лонжерона СЧК, нерв.7).

Состав системы.

  1.  Штуцер централизованной заправки (гондола левого двигателя).
  2.  Краны заправки (4шт., из них 2-а находятся в баках №1, а 2-а – в баках №3а) служат для прекращения подачи топлива в баки. Время открытия-закрытия 10...15с.
  3.  Поплавковые клапаны заправки (4шт., из них 2-а находятся в баках №1, а 2-а – в баках №3а) служат для предотвращения переполнения баков при заправке, в случае отказа кранов заправки.

Трубопроводы централизованной заправки проложены по переднему лонжерону крыла.

Работа системы.

При выполнении заправки самолёта топливом необходимо помнить следующее:

  •  баки 2-й очереди заполняются через окна перелива, после заполнения баков 3-й очереди;
  •  с целью правильного заполнения баков, в сначала заправлять баки 3-й и 2-й очереди и уже потом баки 1-й очереди.

Для выполнения заправки необходимо:

  1.  Включить АЗС «КРАНЫ ЗАПРАВКИ ЛЕВ (ПРАВ)». При этом, должны загореться лампы «КРАН ЗАКРЫТ».
  2.  Включить выключатель «ПИТАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ». При этом, должна загореться лампа «ПИТАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ».
  3.  Нажимные выключатели «УПРАВЛЕНИЕ КРАНАМИ ЗАПРАВКИ», тех очередей которые будут заправляться в данный момент, нажать на 10...15с в положение «ОТКР». В этом случае краны заправки откроются, при этом погаснут лампы «КРАН ЗАКРЫТ».
  4.  Дать команду на начало работы ТЗ.

При подаче топлива через штуцер заправки, оно по трубопроводам заправки поступает к кранам заправки и, в случае, если те открыты, топливо через поплавковые клапаны заправки сливается в баки. При полной заправке бака, по сигналу сигнализатора верхнего уровня (на датчике топливомера), кран заправки автоматически закрывается. При этом, загорается лампа «КРАН ЗАКРЫТ» и лампа «БАК ЗАПОЛНЕН».

Если сигнализатор верхнего уровня не исправен и  кран заправки не закрылся, то, при дальнейшем повышении уровня топлива в баке, закрывается поплавковый клапан заправки. Поступление топлива в бак прекращается при открытом кране заправки. В этом случае, лампа «КРАН ЗАКРЫТ» и лампа «БАК ЗАПОЛНЕН» не загораются.

В случае загорания лампы «КРИТ ДАВЛ» необходимо немедленно прекратить заправку.

При выполнении неполной заправки, после заправки нужного количества топлива, необходимо дать команду на выключение ТЗ и с помощью нажимных выключателей «УПРАВЛЕНИЕ КРАНАМИ ЗАПРАВКИ» закрыть открытые краны заправки.

После выполнения заправки необходимо выставить стрелки указателей расходомеров.

 

На земле топливо из топливной системы самолёта можно сливать через 2-а сливных крана (правая сторона гондол двигателей, на фильтрах грубой очистки). Топливо можно сливать самотёком или с помощью насосов.

Топливо из баков можно слить через сливные клапаны баков (6шт., из них 2-а в баках 1-й очереди, 2-а в баках 2-й очереди, 2-а в баках 3-й очереди).

Система дренажа топливных баков

Система предназначена для сообщения надтопливного пространства топливных баков с атмосферой с целью не допущения в них: разряжения, при выработке топлива из баков; избыточного давления, при заправке топливом.

На самолёте применена система дренажа открытого типа. Системы дренажа топливных баков левой и правой половин крыла не связаны между собой. Воздухозаборники дренажа расположены на передней кромке СЧК (нерв.11...12). Баки 1-й очереди (мягкие баки) соединены между собой внутренними дренажными трубопроводами. Баки 2-й очереди соединяются с баками 3-й очереди через окна перелива.

Воздухозаборник левой (правой) системы дренажа соединяется с надтопливным пространством топливных баков через дренажные бачки (2шт., из них 1-н находится внутри СЧК  нерв.6...7; 2-й в носке СЧК нерв.11...12), а с надтопливным пространством баков 3-й очереди, кроме того, через дренажные мачты. Дренажные бачки служат для сбора топлива, в случае попадания его в дренажный трубопровод.

Дренажный бачок (ёмкость         л), находящийся в районе нерв.6...7, работает на баки 1-й очереди (баки 1,2,4,5,5). Этот бачок сообщается через дренажный трубопровод с баком №4 и  через  топливный клапан дренажа (внутри бака №6) с баком №6. Назначение топливного клапана дренажа предотвращать попадание топлива из бака №6 в дренажный бачок. Топливо из этого дренажного бачка само сливается в бак 1-й очереди (№6) через обратный клапан. Дренажный бачок (ёмкость       л), находящийся в районе нерв.11...12, работает на все баки. Топливо из этого дренажного бачка необходимо сливать вручную через сливной кран (носок СЧК, нерв.12).

Дренажная мачта (СЧК, нерв.7...8а) возвышается над верхней панелью СЧК. Внутри неё находится петлеобразный трубопровод, предназначенный для предотвращения выбросов топлива из баков   3-й очереди в дренажный трубопровод при эволюциях самолёта.

В случае засорения воздухозаборника дренажа и создания в дренажных трубопроводах разрежения более 0,01кгс/см2, открывается обратный клапан дренажа (рядом с воздухозаборником) и дренаж топливных баков происходит не через воздухозаборник дренажа, а через обратный клапан дренажа.

Система контроля топливной системы самолёта

На самолёте установлены:

  •  топливомер СПУТ1-5ВЕ;
  •  расходомер РТМС.

Топливомер предназначен для:

  •  измерения суммарного запаса топлива в одной половине крыла;
  •  измерения запаса топлива в каждой очереди баков;
  •  автоматического отключения подкачивающих насосов 1-и 2-й очереди;
  •  выдачи сигнала «ТОПЛИВА 580кг».

Результаты измерения запасов топлива выдаются на двухстрелочный указатель топливомера 2ППТ2К-4 (средняя часть приборной доски лётчиков). Стрелка «1» - работает на левую ситему, а стрелка «2» – на правую. Указатель имеет 2-е шкалы. Обе они промаркированы в «х 100кг». По внешней шкале показывается суммарное количество топлива в левой (правой) системах. По внутренней шкале показывается количество топлива в отдельной очереди левой (правой) системы. Переключение вывода показаний указателя по очередям и суммарного количества топлива осуществляется при помощи галетного переключателя «ВЫКЛ – СУММА – 1 – 2 – 3» (средняя часть приборной доски лётчиков). Погрешность показаний топливомера 100кг. Топливомер включается 2-я выключателями «ТОПЛИВОМЕР ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ)» (низ приборной доски лётчиков).

Для контроля работы топливомера на самолёте установлены 2-а комплекта расходомеров      РТМС. Каждый комплект отсчитывает количество топлива израсходованного на 1-н двигатель, при этом топливо расходуемое РУ-19А-300 не учитывается. Каждый такой комплект состоит из: датчика РТМС-0,85 (передняя часть гондолы двигателя); указателя                     (низ средней части приборной доски лётчиков). Указатель расходомера показывает мгновенный расход топлива на этом двигателе в «х 1000кг/ч». Внутри указателя расходомера имеется цифровой указатель, предназначенный для отображения остатка топлива на двигатель. И на стрелку мгновенного расхода топлива и на цифровой указатель остатка топлива показания выдаёт датчик расходомера РТМС-0,85, состоящий из 2-х частей. На указателе имеется кремальера, предназначенная для установки количества топлива на цифровой шкале указателя. Оба комплекта расходомеров включаются 1-м выключателем «РАСХОДОМЕР» (низ приборной доски лётчиков).

Перед полётом цифровая шкала указателя расходомера каждого двигателя должна быть установлена на отметку, соответствующую общему запасу топлива на двигатель.

Заправка вертолета топливом. Подготовка к заправке баков

Перед заправкой проверьте по паспорту соответствие марки топлива. Убедитесь в том, что на паспорте имеется разрешение инженера на заправку вертолета данным топливом. Проверьте пломбировку топливозаправщика, состояние сетчатого фильтра в раздаточном пистолете и своевременность замены тканевого фильтра.

Заземлите вертолет и топливозаправщик.

Слейте отстой топлива из отстойника топливозаправщика. Убедитесь в чистоте слитого отстоя.

Убедитесь, что все потребители электроэнергии на вертолете, за исключением приборов контроля заправки, выключены.

Проверьте наличие противопожарных средств (огнетушителей, ящиков с песком и др.).

Перед открытием крышек заливных горловин баков протрите их чистой салфеткой.

Меры предосторожности при заправке топливом

Заправляйте вертолет топливом только на стоянках, оборудованных противопожарными средствами.

Заправляемый вертолет должен находиться на расстоянии не менее 25 m от других летательных аппаратов с работающими двигателями.

Проверьте надежность заземления вертолета и топливозаправщика. Тросик топливозаправщика для выравнивания электрических потенциалов соедините с металлической неокрашенной стойкой шасси.

Топливозаправщик при заправке должен находиться на расстоянии не менее
3 m от вертолета и должен быть расположен таким образом, чтобы мог отъехать от вертолета без маневрирования.

Водительский состав топливозаправщиков должен знать меры предосторожности и противопожарной безопасности.

При заправке из топливозаправщиков, имеющих автономный привод насоса, двигатель тягача должен быть остановлен. Во всех случаях заправки водитель топливозаправщика должен находиться у насосного отсека топливозаправщика и обеспечивать заданный режим заправки.

Лицам, не относящимся к экипажу вертолета и составу групп обслуживания, находиться у вертолета во время заправки запрещается.

Запрещается производить заправку топливом:

  •  при работающих двигателях;
  •  во время грозы;
  •  при отсутствии средств пожаротушения;
  •  при заряженных подвесных блоках;
  •  ранее чем через 5 min. после останова двигателей.

Во время заправки топливом запрещается:

  •  пускать двигатели вертолета;
  •  производить работы по обслуживанию радио-, электро- и приборного оборудования;
  •  включать или выключать источники электроэнергии тока или потребители;
  •  использовать светильники, не имеющие защитных устройств;
  •  подогревать двигатели;
  •  производить на вертолете или на расстоянии менее 25 m от него какие-либо работы, связанные с искрообразованием;
  •  проливать топливо на землю или вертолет.

Отстой топлива сливайте в специальную чистую стеклянную посуду, а после проверки выливайте в специально предназначенную для этого тару.

Внимание: Сливать отстой на землю категорически запрещается.

Перед заправкой необходимо коснуться раздаточным пистолетом обшивки вертолета на расстоянии не менее 1,5 m от заправочной горловины для выравнивания электрических потенциалов.

Обслуживающий персонал должен соблюдать осторожность, чтобы не иметь прямого контакта с авиационным топливом, не вдыхать его паров.

Запрещается подсасывать ртом топливо для его перекачки с помощью шланга из емкости в емкость.

Все меры предосторожности при заправке вертолета топливом выполняйте также и при сливе топлива.

Время, требуемое для заправки топливом

Время заправки топливом расходного, подвесных и дополнительных баков от топливозаправщика составляет 38 min.

Время, требуемое для заправки каждого бака в отдельности, составляет, min.: для расходного бака  4

подвесного правого бака  5

подвесного левого бака  5

дополнительного левого бака 6

дополнительного правого бака  6

дополнительного верхнего левого бака 6

дополнительного верхнего правого бака  6

Общие указания по заправке топливных баков

Перед открытием крышек заливных горловин баков протрите их чистой салфеткой.

При полной заправке баков топливом оставляйте незаполненный объем с учетом возможного расширения топлива. Уровень топлива не должен превышать нижнего обреза горловины.

Полную заправку топливом подвесных и дополнительных баков (верхних и нижних) контролируйте по световым табло БАК ПОЛОН, расположенным у заливных горловин, а расходного бака – визуально или по указателю топливомера.

Внимание: В связи со свободным перетеканием топлива из верхних дополнительных баков в подвесные заправку верхних дополнительных баков производите только после заправки подвесных топливных баков.

Заправка топлива в баки может производиться как от топливозаправщика, так и при помощи ручного или электрического насоса от наземных емкостей.

По окончании заправки топлива в баки выполните следующие работы:

  •  плотно без перекосов закройте крышки горловин и законтрите их;
  •  протрите наружные поверхности, на которые попало топливо;
  •  проверьте положение кранов;
  •  закройте крышки лючков заливных горловин.
  •  

Заправка топливной системы без дополнительных топливных баков.

Откройте крышки лючков (в полу грузовой кабины) подхода к заднему перекрывному крану кольцевания подвесных баков и перепускному крану дополнительных баков. Убедитесь, что перекрывной кран находится в положении ОТКРЫТО, а перепускной кран в положении ЗАКРЫТО. В кабине летчиков (на средней панели электропульта) убедитесь, что переключатель КОЛЬЦЕВ. БАКОВ находится в положении ОТКР.

Примечания: 1. Перекрывные краны кольцевания подвесных баков должны быть всегда в открытом положении, за исключением случаев, когда необходимо по каким-либо причинам отключить кольцевания подвесных баков [при раздельном сливе (заправке) топлива из них или перед демонтажом одного из баков]; в этом случае краны должны быть закрыты.

2. Перепускной кран без системы дополнительных баков должен быть всегда закрыт.

Поочередно расконтрите и откройте крышки заливных горловин подвесных топливных баков и залейте в них топливо.

Откройте крышку лючка заливной горловины расходного бака. Расконтрите и откройте крышку заливной горловины. Заправьте расходный бак.

Проверьте по указателю топливомера, расположенному на правой приборной доске, количество топлива, для чего переключателем топливомера установите поочередно движок в положение: СУММА, Пл., Ппр, РАСХ. После проверки выключите топливомер.

Закройте крышки лючков перекрывных и перепускного кранов.

Внимание: Если имеется подозрение, что в топливо попала вода, произведите проверку, вводя 34 кристалла марганцовокислого калия в топливо, слитое из любой точки слива в объеме 0,5 L. При наличии воды оно окрасится в фиолетовый цвет, в этом случае использовать данное топливо запрещается.

Заправка топливом систем с дополнительными топливными баками.

Откройте крышку лючка перепускного крана и установите его в положение ЗАКРЫТО.

Поочередно откройте крышки лючков заливных горловин левых и правых дополнительных баков (верхних и нижних). Расконтрите и откройте крышки горловин. Залейте топливо в дополнительные баки.

Заправьте топливом подвесные баки.

Перепускной кран установите в положение, соответствующее одновременной выработке топлива из левого и правого дополнительных баков.

Примечание: Если установлен один дополнительный бак, то перепускной кран установите в положение, соответствующее выработке топлива из установленного бака.

Закройте крышку лючка перепускного крана.

Залейте топливо в расходный бак.

Проверьте по указателю штатного топливомера количество топлива как в основных баках (расходном правом и левом подвесных), так и в дополнительных (в верхних и нижних), для чего:

  •  при проверке в основных баках переключатель топливомера установите поочередно в положения: СУММА, Пл, Ппр, РАСХ;
  •  при проверке в дополнительных баках переключатель штатного топливомера установите в положение Д, и поочередно установите дополнительный галетный переключатель ДОПОЛНИТ. БАКИ (размещенный на левой панели электропульта летчиков) в положения: ВЕРХНИЙ ПРАВ, ВЕРХНИЙ ЛЕВ, НИЖНИЙ ПРАВ, НИЖНИЙ ЛЕВ. После проверки выключите топливомер.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Подвести итоги занятия, сделать вывод по достижению цели занятия.

2. Ответить на вопросы студентов.

3.Дать задание на самоподготовку.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Вертолёт Ми-8. Техническое описание. Внешторгиздат.

2.Вертолёт Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации 8МТ-0007-00 РЭ. Авиаэкспорт, СССР, Москва. Часть 1 планер.

3.В.А. Данилов, В.М. Занько, Н.П. Калинин, А.И. Кривко. Вертолёт Ми-8МТВ. Конструкция и эксплуатация.

А. С. Альбац, В. Г. Бабий, А. В. Баркар и др. Самолёт Ан-26, Техническое описание / А. Я. Белолипецкий. — 2-е изд. — Москва: Авиаэкспорт, 1970. (Книга 2, Конструкция самолёта).

А. А. Комаров, В. П. Рычка, П. Н. Мамошин. Устройство и лётная эксплуатация самолёта Ан-26 / Г. Д. Журавлёва. — Москва: Транспорт, 1987. 

      

Преподаватель цикла Эксплуатации и ремонта техники и вооружения

                             подполковник                           А. Рожков

Начальник цикла Эксплуатации и ремонта техники и вооружения

                             подполковник                       Д. Жаксыбаев


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60846. Почему идёт дождь и дует ветер? 53.5 KB
  Тип урока: Изучение нового материала. дождь Тучи нагоняет Воет задувает. ветер Итак сегодня на уроке мы узнаем почему идёт дождь и дует ветер. Скажите что такое дождь и ветер это явления природы...
60847. Омоніми. Антоніми. Синоніми 52.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; формувати вміння учнів правильно застосовувати омоніми синоніми та антоніми в текстах знаходити їх у реченнях; виховувати кращі людські якості на основі моралі яка міститься у прислів’ях та приказках....
60850. Описание типологии MBTI 88.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам совокупности инстинктов. Отличия между людьми можно в очень обобщенном виде свести к следующим противопоставлениям: экстраверты интроверты: первые черпают энергию в общении с людьми могут поддержать любую беседу воспринимают информацию по мере поступления контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации хотя чисто внешне они могут не иметь видимых проблем в общении;...
60851. Быт и традиции древних греков 34.5 KB
  Для решения учебных задач урока для усвоения новой темы применяется метод опережающего обучения и работа в группах. Метод применяемый на данном этапе – объяснительно – иллюстративный. Для закрепления теоретического материала учащиеся получают творческое задание: Считаете ли Вы спартанское воспитание образцовым Используется модельный метод обучения в группах что позволяет трансформировать полученные теоретические знания на получение практических навыков.
60852. Описания типов по Тайгеру 173.5 KB
  Первое место среди их приоритетов занимают взаимоотношения с людьми забота о других. Их интересуют не только очевидные явления но и их возможные последствия а также то в какой мере эти последствия могут отразиться на других людях. Чрезвычайно организованные по натуре ENFJ предпочитают жить в упорядоченном мире и ожидают того же от других. Они хорошо разбираются в людях отличаются чувством ответственности и заботы о других.
60853. Складывание рыбки в технике оригами 63.5 KB
  Кто знает откуда к нам пришло искусство оригами из Японии Что такое оригами искусство складывания бумаги А кто уже умеет складывать какие-нибудь фигурки из оригами самостоятельно Какие III.