75296

Византийское общество и государство в IV-VI вв. Византия при Юстиниане I

Доклад

История и СИД

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I 527 565. Его дядя император Юстин I 518 527 возведенный на престол солдатами сделал Юстиниана своим соправителем. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в Тайной истории создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Танцовщица и куртизанка Феодора благодаря своей редкой красоте уму и твердой воле покорила Юстиниана стала его...

Русский

2015-01-12

41.5 KB

6 чел.

15.Византийское общество и государство в IV-VI вв. Византия при Юстиниане I.

. После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Идея всемирной монархии с центром в Константинополе жила и в варварских королевствах Запада, которые вплоть до создания империи Карла Великого пусть номинально, но все же признавали верховную власть константинопольского императора. В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения власти императора, повелителя всей ойкумены, всех христианских народов (универсалистская теория ойкумениз-ма). Император (по-гречески «василевс»), в руках которого находилась вся законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью. Правда, теоретически власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат (синклит), государственный совет (консисторий) и димы. Димы (от греческого слова «демос» — народ) были организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.

В государственном устройстве Византии были особенно устойчивы традиции домината. Центральное управление сосредоточивалось в императорском дворце и делилось на ряд ведомств, во главе которых стояли высшие чиновники, назначенные императором. Провинциальное управление было также строго централизовано и подчинено центральной власти, которая постоянно и упорно боролась со всякими проявлениями сепаратизма провинциальных правителей. Вся сложная иерархия бюрократического аппарата определялась табелью о рангах.

Система налогового обложения, организация армии были унаследованы от поздней Римской империи. В IVVI вв. в армии все чаще начинает практиковаться замена поставки рекрутов землевладельцами уплатой денежных взносов. Все большую роль в ней играют наемники из различных варварских племен. Но в отличие от Западной Римской империи, где армия была сильно варва-ризирована, в Византии значительную часть армии и особенно флота все еще составляли контингенты, набранные из местного свободного населения.

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.

Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин I (518—527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи. Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Обладая недюжинным умом, силой воли и получив блестящее образование, Юстиниан с необычайной энергией занимался государственными делами.

Он был доступен людям различного звания, обворожителен в обращении. Но эта внешняя доступность была только маской, скрывавшей натуру беспощадную, двуличную и коварную. По словам Прокопия, он мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чем не повинных людей». Юстиниан был фанатически одержим идеей величия своей императорской особы, которой, как он считал, выпала миссия возрождения былого могущества Римской империи. Сильное влияние на него оказывала его жена Феодора, одна из самых ярких и своеобразных фигур на византийском престоле. Танцовщица и куртизанка, Феодора благодаря своей редкой красоте, уму и твердой воле покорила Юстиниана, стала его законной женой и императрицей. Она обладала недюжинным государственным умом, вникала в дела правления, принимала иностранных послов, вела дипломатическую переписку, в трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Феодора безумно любила власть и требовала рабского поклонения.

Внутренняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае. По преданию, два несторианских монаха в своих полых посохах вывезли из Китая в Византию грены шелковичного червя; в империи (в Сирии и Финикии) возникло в VI в. собственное производство шелковых тканей. Константинополь в это время стал средоточием международной торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника. Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы, строить мощные оборонительные сооружения в пограничных районах.

Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев, и в первую очередь старой сенаторской аристократии.

В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.) комиссией из выдающихся юристов во главе с Трибонианом была проведена огромная работа по пересмотру всего богатейшего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права» (см. гл. 1).

В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом «Свода гражданского права» могло быть лишь римское право. Отюда и консерватизм законодательства Юстиниана. Но вместе с тем в нем (особенно в «Новеллах») отразились и коренные, в том числе прогрессивные, изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становятся идея неограниченной власти государя-самодержца и идея союза государства с христианской церковью. В законодательстве Юстиниана (особенно в «Кодексе» и «Новеллах») поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.

Сохранение в Византии в IVVI вв. крупных городских центров, развитых ремесел и торговли требовало строгой регламентации и охраны права частной собственности. И здесь римское право, эта «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность»', явилось источником, из которого юристы VI в. могли черпать необходимые законодательные нормы. Поэтому в законодательстве Юстиниана видное место отводится регулированию торговых, кредитных операций, аренды, наследования и т. п. В сфере частноправовых отношений были отменены старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности — основы всего гражданского права.

Обоснование, регламентирование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24914. Возникновение и прекращение юридических лиц. Правоспособность юридического лица 62.5 KB
  Правоспособность юридического лица Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица граждане но и юридические лица организации специально создаваемые для участия в гражданском обороте. несколько способов порядков создания юридических лиц: явочнонормативный исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. В таком порядке создается большинство юридических лиц разрешительный порядок связан с необходимостью получения предварительного...
24915. Понятие и правовое положение хозяйственных (торговых) обществ и товариществ 64.5 KB
  Хозяйственные торговые далее – хозяйственные товарищества и общества являются традиционной наиболее распространенной в обычном имущественном обороте формой коллективного предпринимательства. Товарищества и общества имеют много общих черт: 1 они являются коммерческими организациями созданными на добровольной как правило договорной основе на началах членства корпоративных 2 они наделяются законом общей правоспособностью 3 они становятся едиными и единственными собственниками имущества образованного за счет вкладов учредителей...
24916. Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий 49.5 KB
  Далее для всех унитарных предприятий употребляю аббревиатуру ФГУП но понимаем что это не только федеральные но и субъектов федерации и муниципальные. ФГУП обладает имуществом которое является неделимой собственностью ее учредителя. ФГУП может учредить только одно юр. Устав сдолжен содержать сведения о деятельности собственнике и органе осуществляющем его полномочия перечень и порядок формирования и использования фондов на которые делится имущество ФГУП направления использования прибыли.
24918. Понятие и правовой статус некоммерческих организаций 59.5 KB
  Учредители НКО Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационноправовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и или юридические лица. В состав органов управления иностранных неправительственных НКО не могут входить государственные и муниципальные служащие если иное не установлено международным договором.1 ФЗ об НКО Органы управления НКО Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для...
24919. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений 48 KB
  К числу публичноправовых образований участвующих в гражданских правоотношениях относятся Российская Федерация субъекты РФ и муниципальные образования ст. Поэтому государство и другие публичноправовые образования в гражданскоправовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками гражданами и юридическими лицами п. Особенности гражданской правосубъектности публичноправовых образований В качестве субъектов гражданского права государство и иные публичноправовые образования обладают гражданской правоспособностью и...
24920. Объекты гражданских прав: понятие, виды 48.5 KB
  Объекты гражданских прав: понятие виды Объекты гражданских правоотношений это различные материальные в том числе вещественные и нематериальные идеальные блага либо процесс их создания составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. Закон может регулировать только поведение людей направленное на данные объекты а не их сами поэтому различие между разными объектами ГП в их режиме а не в их физических свойствах. Объекты ГП шире понятия объектов гражданского оборота поскольку имеются объекты ГП полностью их этого...
24921. Гражданско-правовой режим движимого и недвижимого имущества 36.5 KB
  Гражданскоправовой режим движимого и недвижимого имущества В соответствии со ст. Регистрация прав на движимые вещи не требуется кроме случаев указанных в законе. Движимые вещи по общему правилу не подлежат регистрации имеющей значение для гражданского оборота. Техническая регистрация некоторых движимостей может влиять лишь на осуществление прав на них но не на их возникновение.
24922. Ценные бумаги как объекты гражданских прав 44 KB
  Основная особенность объекта: тесная неразрывная связь выраженных в них прав с документарной бумажной формой их фиксации передача бумаги означает передачу права. Право на бумагу – вещное а право из бумаги – обязательственное они в нормальном случае имеют общую судьбу ибо право из бумаги всегда следует за правом на бумагу и несовпадение управомоченных по этим правам лиц в принципе должно быть исключено. Отсюда необходимость установления и соблюдения строго формальных реквизитов при отсутствии хотя бы одного из которых документ теряет...