75302

Культура Византии в IV-XV веков

Доклад

История и СИД

Культура Византии в IVXV вв. В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности Афины Александрия Бейрут Газа. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в.

Русский

2015-01-12

51 KB

0 чел.

19.Культура Византии в IV-XV вв.

Развитие научных знаний. Образование. В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был уничтожен научный центр в Александрии, во время пожара погибла знаменитая Александрийская библиотека.При Юстиниане была закрыта высшая школа в Афинах — последний очаг античной языческой науки.

В дальнейшем центром образованности становится Константинополь, где в IX в. создается Магнаврская высшая школа, в которой наряду с богословием преподавались и светские науки. В 1045 г. в Константинополе был основан университет, имевший два факультета — юридический и философский. Там же была создана высшая медицинская школа. По стране были разбросаны низшие школы, как церковно-монастырские, так и частные.

В области техники, особенно ремесленной, благодаря сохранению многих античных приемов и навыков Византия в период раннего средневековья значительно обгоняла страны Западной Европы. Более высоким был уровень развития и естественных наук. В математике наряду с комментированием древних авторов развивалось и самостоятельное научное творчество, питаемое потребностями практики — строительного дела, ирригации, мореплавания. В IX—XI вв. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. К IX в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который изобрел систему светового телеграфа и заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов.

В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сво­дом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных ус-пеков достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт.

Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии — «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.

Богословие и философия

С победой христианства видное место в системе тогдашних знаний заняло богословие. В ранний период усилия византийских богословов были направлены на выработку системы ортодоксального вероучения и на борьбу с ересями ариан, монофизитов, манихеев, а также с последними приверженцами язычества. Василий Кесарийский и Григорий Богослов (IV в.), Иоанн Златоуст (IV—V вв.) в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах стремились систематизировать православное богословие.

В отличие от Западной Европы в Византии никогда не прекращалась античная философская традиция, хотя она и подчинялась церковной догме. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии возрождается идеалистическая система Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам. Наиболее выдающимся представителем этого направления был Михаил Пселл (XI в.) — философ, историк, юрист и филолог. Его «Логика» получила известность не только в Византии, но и на Западе. В XII в. заметно усиливаются материалистические тенденции и возрождается интерес к материалистической философии Демокрита и Эпикура. Богословы этого времени резко критикуют последователей Эпикура, полагавших, что не бог, а рок управляет Вселенной и человеческой жизнью.

В XIV—XV вв. в Византии все большее распространение получает новое направление в философии и науке, социально и идейно родственное западноевропейскому гуманизму. Наиболее яркие его выразители — Мануил Хрисолор, Георгий Гемист Шифон и Виссарион Никейский — ученые, философы и политические деятели XV в. Интерес к духовной жизни человека, проповедь индивидуализма, преклонение перед античной культурой — характерные черты мировоззрения этих ученых. Они были тесно связаны с западноевропейскими гуманистами и оказали на них большое влияние.

Исторические сочинения

В Византии, как ни в одной другой стране средневекового мира, были особенно устойчивы традиции античной историографии. Довольно богата византийская историография VI — начала VII в., оставившая нам труды Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Наиболее выдающийся из них — Прокопий Кесарийский, современник Юстиниана, историк и политический деятель — в своем сочинении «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» нарисовал яркое полотно современной ему жизни. В этом официальном труде и, особенно в «Трактате о постройках», Прокопий восхваляет Юстиниана. Но свои истинные взгляды, отражающие ненависть оппозиционных слоев сенаторской аристократии к «выскочке» Юстиниану, историк, опасаясь за свою жизнь, высказывает лишь в мемуарах, написанных в глубокой тайне и поэтому получивших название «Тайная история».

В X в. при императоре Константине Багрянородном делаются попытки приспособить культурное наследие античности к интересам формирующегося класса феодалов. С этой целью был составлен ряд сборников исторического и энциклопедического характера. Самому Константину принадлежат сочинения «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора», содержащие ценные, хотя и тенденциозно подобранные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

XI—XII века — время расцвета византийской историографии: появляется плеяда выдающихся историков — уже упоминавшийся Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др. Видное место в историографии этой эпохи занимает талантливое, хотя и глубоко тенденциозное сочинение Анны Комниной «Алексиада» — панегирик в честь ее отца, императора Алексея I Комнина. В этом труде, повествующем о событиях, пережитых самой Анной Комниной, особенно выделяется картина Первого крестового похода, войн Алексея I Комнина с норманнами и подавление им восстания павликиан. Другой талантливый историк — Никита Хониат в своей «Истории ромеев» с большой реалистической силой описал трагические события Четвертого крестового похода.

Византийская литература

В византийской литературе также можно наметить два основных направления: одно основы валось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации. В 9-13 века переживают оживление. Её представители - Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы - Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии.

Изобразительное искусство и архитектура

Искусство Византии занимает видное место в истории средневекового художественного творчества. Византийские мастера, воспринимая традиции эллинистического искусства и искусства народов, населявших империю, создали на этой основе свой собственный художественный стиль. Но церковное влияние сказывалось и здесь.

Ведущей формой живописи в Византии была настенная мозаика и фреска. Имела распространение также станковая живопись — иконопись — на досках темперой, а в ранний период (VI в.) — восковыми красками. Большой популярностью пользовалась и книжная миниатюра.

Одной из вершин византийской живописи являются мозаики храма св. Софии в Константинополе, сочетающие античный чувственный реализм с глубокой одухотворенностью. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображений святых делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в XIV — первой половине XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет, условно называемый «Палеологовское Возрождение». Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе (XIV в.).

Высокого развития достигает прикладное искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами Византии.

Высокого развития достигает церковное зодчество. В 532—537 гг. в Константинополе по приказу Юстиниана был построен знаменитый храм св. Софии — самое выдающееся произведение византийской архитектуры. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 метров. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Особенно поражает интерьер храма св. Софии, отличающийся необычной пышностью и тончайшим вкусом исполнения. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками.

Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры. Распространение реакционно-мистических учений вновь привело в искусстве к преоблада-вию схематизма, сухости, подчинению живописных форм канону. Переломным моментом в развитии культуры народов, населявших Византийскую империю, явилось турецкое завоевание. Литературное и художественное творчество, особенно народное, не прекратилось, но в условиях турецкого господства приняло своеобразные черты. Оно ярко отражало борьбу народа со своими угнетателями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52375. Великобританія. Great Britain 233.5 KB
  London is the capital of the United Kingdom of Great Britain ad Northern Ireland. It stands on the river Thames. London consists of four parts: East End, West End, City and Westminster Abbey. Great Britain is a parliamentary monarchy. The head of the state is king or queen. The British Parliament consists of two Houses: the House of Commons and the House of Lords.
52376. Discover Britain. Travelling to London 149.5 KB
  The form of our today’s lesson is a bit unusual. Today we’ll have a short competition between two teams. At our lesson you will make a trip to London. During our trip we shall have several stops. We’ll visit these stations and do the tasks at each station. Let’s divide into two teams. I’ll give you the parts of two pictures. You have to match them. What kind of picture have you got? OK. Now we have got two teams. You have to choose the captain and the name of your team.
52377. The United Kingdom of Great Britain 36 KB
  I’m glad to see you today. I’m happy to work with you, our topic is very interesting and exciting, because we are going to take a trip to one of the most beautiful countries of Europe. I want you to be positive, I want you to be in a high spirit today, I hope you’ll get bright impressions about our meeting. I do my best to make our trip memorable and interesting.
52378. Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання 532 KB
  Він включає систему уроків з теми Дихання у відповідності до нової програми. У посібнику є додатковий пізнавальний матеріал схеми таблиці використаний метод проектів у вигляді презентації для подачі різних етапів уроку Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання. Значення дихання.
52379. Урок: подготовка и проведение 282.5 KB
  Урок закрепления знаний и способов деятельности запоминание. Урок комплексного применения знаний умений применение. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обобщение и систематизация. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала его связь с другими разделами курса место в системе знаний по предмету.
52380. Побудова зображення будинку у кутовій перспективі 11.81 MB
  Поглибити знання учнів про просторові відношення на основі використання законів лінійної перспективи розширити знання про лінію горизонту. Обладнання: відеоряд картин художників різних епох і фотографій архітектурних споруд плакати з прикладами визначення різних видів перспективи і побудови геометричних предметів у перспективі презентація до уроку; альбоми графітові олівці гумки. Лінійна перспектива вид перспективи що показує у скільки разів зменшиться віддалена частина предмета в порівнянні з наближеною завдяки чому з'являється...
52381. Будова речовини. Атоми та молекули. Взаємодія молекул. Явище дифузії 74 KB
  Мета: вдосконалити уявлення та знання учнів про атоми та молекули та взаємодію; сформувати знання учнів про явище дифузії та дослідити залежність швидкості процесу дифузії від температури; формувати в учнів науковий світогляд інтерес до фізики розвивати уяву учнів спонукати їх до самовдосконалення та самореалізації. Учитель фізики. Формування нових знань Учитель фізики. Учитель фізики.
52382. Розробка бінарного уроку на тему: «Вплив податкової системи на формування державного бюджету» 534 KB
  Згідно даних динаміки доходів Держбюджету України за 2003-2010 роки найбільшим джерелом доходів держбюджету є податок на додану вартість. Другим за величиною джерелом надходжень до бюджету є податок на прибуток підприємств. Вплив держбюджету на розвиток економіки Підприємство сплачує до дохідної частини держбюджету три основних види податків: акцизний збір податок на додану вартість податок на прибуток. Є ціле розмаїття податків про яких багато хто навіть і не чули 1 ведучий – Податок на...
52383. Сімейний бюджет. Доходи і витрати сім’ї 138 KB
  Доходи і витрати сім’ї. Мета: поглибити знання про доходи сім’ї як джерело збільшення її багатства; види доходів витрати обов’язкові платежі бюджет родини; вчити планувати бюджет родини раціонально розраховувати витрати і співставляти їх з доходами; усвідомити свою роль у формуванні сімейного бюджету; виховати грамотного споживача та дбайливого господаря. Основні поняття: доходи витрати бюджет сім’ї збалансований бюджет надлишковий бюджет дефіцитний бюджет....