75304

Отечественная историография о происхождении средневекового города

Доклад

История и СИД

Отечественная историография о происхождении средневекового города. Впервые проблема происхождения городского строя в Западной Европе была поставлена в отечественной медиевистике в начале XX в.Впервые в России обращение к городской истории произошло именно в историографическом аспекте. Интересуясь прежде всего проблемами аграрного развития Европы эпохи Средневековья и формируя общую концепцию генезиса феодализма Петрушевский не мог пройти мимо такого интересного сюжета европейской истории как возникновение городов.

Русский

2015-01-12

42.5 KB

11 чел.

21.Отечественная историография о происхождении средневекового города.

. Впервые проблема происхождения городского строя в Западной Европе была поставлена в отечественной медиевистике в начале XX в. Этот период в исторической науке отмечен ярким интеллектуальным взлетом и поэтому уже на протяжении двадцати-тридцати лет вызывает устойчивый интерес исследователей.. Все, что наработано историками-немарксистами, по мнению многих, "было направлено против исторического материализма"(4).Впервые в России обращение к городской истории произошло именно в историографическом аспекте. "Пальма первенства" в разработке данного вопроса принадлежала немецким историкам, и статья Д.М. Петрушевского (1863-1942) посвящена именно им. Интересуясь, прежде всего, проблемами аграрного развития Европы эпохи Средневековья и формируя общую концепцию генезиса феодализма, Петрушевский не мог пройти мимо такого интересного сюжета европейской истории, как возникновение городов. Статья 1912 г. "Возникновение городского строя средних веков" родилась из семинаров, которые русский медиевист проводил в 1909-1910 гг. на историко-филологическом факультете МГУ. Дмитрий Моисеевич открыто никогда не высказывался, какой теории он придерживается, но обстоятельность и особое внимание, с которыми русский ученый рассматривает взгляды Г. фон Белова, говорят о его симпатиях в этом вопросе(6).Октябрьская революция первоначально не сыграла большой роли в развитии отечественной медиевистики. Разрыва со старой традицией не произошло. Мы можем констатировать наличие все того же круга проблем и использование старых немарксистских методов их изучения. Безоговорочно приняли марксистскую парадигму немногие медиевисты. Большинство историков продолжали напряженные поиски, что отражено в их статьях, посвященных эмпистемологическим проблемам истории.В этой связи характерны работы А.И. Неусыхина (1898-1969) по поводу научного наследия М. Вебера. Из всего многообразия рассматриваемых им вопросов нас будет интересовать оценка им методологии немецкого социолога, сделанная на основе работы "Город". В начале XX в. исследователей более всего интересовало, как возник средневековый город, то есть главное было выяснить, к какой теории происхождения городского строя принадлежал тот или иной автор. Причем одна теория исключала другую.По мнению А.И. Неусыхина, попытки вывести город из одного начала (бурга, рынка, вотчины или общины) влекут насилие над фактами. Такой прием он называет "дурным монизмом". Но вместе с этим существует еще и "дурной плюрализм", когда вместо одного начала берутся несколько и каждая сторона описываемого явления (в нашем случае - города) выводится из соответствующей ей основной причины. В результате этого - цельного организма не получится, все части, в него входящие, останутся раздробленными. У М. Вебера, по словам Неусыхина, нет ни того, ни другого, процесс возникновения городов шел за счет "сложных, перекрещивающихся процессов - экономических, социальных и военно-политических", и город "сразу же вступил на сцену в виде сложного комплекса явлений... силы развития, все элементы, из которых строился город, даны в самом начале процесса"(7).

В дальнейшем изучение истории средневековых городов неразрывно связано с учениками Д.М. Петрушевского: В.В. Стоклицкой-Терешкович, Е.А. Косминским и др. Именно они сыграли решающую роль в разработке и закреплении единой марксистской теории возникновения городов средневековой Европы. Заканчивался "плюралистический" этап в развитии отечественной медиевистики. Для исследователей средневековых древностей он несколько затянулся по сравнению со специалистами в области русской истории. Медиевисты в отличие от них не привлекались по "Академическому делу"(11), хотя "проработки" устраивались регулярно.

Конец 30-х гг. не внес ничего нового в рассматриваемую нами проблему. В это время шел интенсивный сбор материала и осмысление его уже с новых гносеологических позиций. Главная роль здесь принадлежала историческому факультету МГУ и представителям первого аспирантского набора кафедры средних веков этого же вуза. Как уже отмечалось выше, после Октябрьской революции коренного перелома в рассматриваемых медиевистами проблемах не произошло: это все те же исследования крестьянства и развития сельского хозяйства, только теперь к этим сюжетам добавились моменты, связанные с классовой борьбой в городе и в деревне. Однако такие проблемные вопросы, как происхождение городов, взаимовлияние города и деревни в процессе феодализации, судьбы позднеримских городов, не затрагивались. Становление общей марксистско-ленинской концепции Средневековья требовало незамедлительного обращения и к этим "неактуальным" вопросам, иначе она (концепция) становилась бы неполной и ущербной.Е.А. Косминский порекомендовал одному из своих аспирантов заняться историей английского города: его возникновением, становлением и ролью в средневековом обществе. Этим аспирантом был Я.А. Левицкий (1906-1970). Именно он является автором марксистской теории возникновения средневекового города, вошедшей в некоторые западные учебники под названием "ремесленной"(13). Этому посвящены кандидатская диссертация Левицкого, защищенная им в 1943 г., а также докторская, отраженная в монографии в 1960 г.(14). Советский ученый отказался от попыток сведения всего многообразия конкретно-исторических путей возникновения городов к какой-либо одной теории, рассмотрев на примере Англии различные направления этого процесса: посредством торговых сел и портов (рыночных местечек), на территории железных разработок, вокруг феодальных вотчин и др. Однако для Левицкого формирование городов является прежде всего следствием процесса развития производительных сил, который привел в X-XI вв. к отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Отвечая на вопросы, что такое средневековый город и с какого момента то или иное поселение может именоваться городом, на примере "Книги Страшного суда" Левицкий показал, что средневековый город - это прежде всего центр ремесла, торговли, промыслов - главных неземледельческих занятий(15).

Наряду с работами Я.А. Левицкого, аналогичным проблемам посвящены труды В.В. Стоклицкой-Терешкович, которая еще в 30-е годы полностью перешла на позиции исторического материализма. Город, по ее мнению, является центром товарного производства, которое стало возможным только в начале второго этапа феодализма в связи с расколом единой сферы общественного производства на две части - аграрную и промышленную(16). Движущей силой этого процесса являлись крестьяне, бежавшие из деревень и селившиеся в ремесленно-торговых поселениях. Но при такой постановке вопроса из поля зрения выпадает раннесредневековый город. Не ясно, чем он был, но он явно не был идентичен античному полису-муниципию, кризис которого начался задолго до варварских вторжений. Он также не мог быть и феодальным городом, потому что, согласно В.В. Стоклицкой-Терешкович, феодальный город появляется в тот момент, когда феодализм уже сложился. То есть феномен европейского города раннего средневековья не помещался в жесткие социологизированные схемы, принятые в отечественной исторической науке этого времени.В целом, к началу 60-х годов в отечественной медиевистике была выработана единая марксистско-ленинская концепция развития феодального общества. Итогом ее стал выход в 1957 г. третьего тома "Всемирной истории", полностью посвященного феодализму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68509. ФІЛОСОФІЯ, ЇЇ ПРЕДМЕТ ТА ФУНКЦІЇ 176.5 KB
  Завдання для самостійної роботи: Доведіть чому кожна людина є філософом хоча й не завжди усвідомлює це Проаналізуйте хто ближче до істини у поясненні суттєвості світу матеріалісти чи ідеалісти Чим відрізняється релігія наука і філософія Проаналізуйте визначення філософії.
68510. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 111.5 KB
  Каждой целостной исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии решающую роль отводят материальным факторам, связанным с доминирующим типом социально-экономических отношений. Культура — это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий.
68511. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ 101.5 KB
  Например есть категория долга а есть и представление индивида о том что такое долг. Имея много общего с категориями других наук этические категории обладают и некоторыми особенными чертами выполняющими социальные функции Во-первых они отражают ту сторону общественных отношений которая связана...
68512. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА 242.5 KB
  Осознание человека личностью членом группы противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Но вместе с тем она сосредотачивает энергию не на человеке его внутреннем мире и мотивах а на внешних для человека целях способствует раздвоению личности насаждает ложь терпимость...
68513. Предмет философии. Философия и мировоззрение 136.5 KB
  Чтобы подойти к пониманию того что такое философия необходимо отталкиваться от отличий человека как особого типа живых существ. Назовем еще одно отличие человека. Сознание есть способность человека отличать самого себя от окружающего мира и от самого себя как части окружающего мира.
68515. Античная философия, Натурфилософский период: Милетская школа, Гераклит, элеаты, Демокрит 277.5 KB
  Ведь многие вещи имеют в своем составе воду даже человек оказывается на 6070 состоит из воды представляя из себя таким образом водный раствор. Из этой умопостигаемой реальности возникают все конкретные чувственные вещи и явления. Первая все вещи порождаются из того же начала в которое затем обратно переходят.
68517. Христианская философия 75 KB
  Но столетия такого философствования после Аристотеля постепенно показали, что как раз философия не в состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней независимости и добродетели при помощи верного познания.