75307

Производительные силы Западной Европы в V-XV веков

Доклад

История и СИД

Производительные силы средневекового общества это люди с присущими им особенностями сознания трудовыми навыками природная среда их обитания и созданные ими в процессе жизнедеятельности орудия технологии и формы организации труда. Его характеризовали ручные орудия и низкая производительность труда отсутствие скольконибудь значительных материальных ресурсов простое нерасширенное воспроизводство. Даже крупные владения феодалов чаще всего представляли собой конгломерат более или менее значительных усадеб деревень или их групп...

Русский

2015-01-12

43.5 KB

1 чел.

24. Производительные силы Западной Европы в V-XV вв.

Производительные силы средневекового общества — это люди с присущими им особенностями сознания, трудовыми навыками, природная среда их обитания и созданные ими в процессе жизнедеятельности орудия, технологии и формы организации труда.

Будучи материальной основой феодального строя, производительные силы отличались тогда рядом особенностей. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Его характеризовали ручные орудия и низкая производительность труда, отсутствие сколько-нибудь значительных материальных ресурсов, простое (нерасширенное) воспроизводство. Даже крупные владения феодалов чаще всего представляли собой конгломерат более или менее значительных усадеб, деревень или их групп, обычно разбросанных и существовавших за счет суммированного индивидуального труда. Такому хозяйству были присущи не только комплексный характер, использование одного и того же инвентаря для бытовых и производственных нужд, но как бы «сращение» работника с орудиями его труда и с всеобщим средством производства — землей, прямая зависимость от природной среды.

 Решающая производительная сила общества — люди. Рождаемость и смертность, характер семьи, миграции и расселение людей, общая структура населения (социальная, профессиональная, этническая, половая, возрастная) и их динамика определяются как естественно-биологическими, так и общественными факторами. В V—XV вв. демографические процессы в Западной Европе были сложными и отнюдь не прямолинейными, они прошли через ряд спадов и подъемов. Слишком сильны были факторы смертности — знаменитая «триада бедствий»: болезни, войны, голод.

«Триада бедствий» тесно увязывалась со всеми общественными условиями. От недоедания более всего страдали низшие слои города и деревни. Голодные люди порождали слабое потомство и были восприимчивы к болезням. Эпидемии приводили к забрасыванию пашен. Войны разрушали хозяйственную цикличность и производительные силы. И все это снова порождало голод.

 Основу производительных сил в средние века составляла используемая и преобразуемая человеком природно-географическая среда. Она диктовала подавляющей массе людей их занятия, особенности и типы поселений и жилищ, характер одежды и пищи, применение тех или иных сельскохозяйственных культур, орудий и способов труда. Она воздействовала на складывание и развитие городов, торговли и средств сообщения, отражалась на политической и духовной жизни, темпах социальной эволюции.

К началу средних веков следы деятельности человека почти не сказались на экологии Западной Европы. Ее ландшафты, почва, флора, фауна были представлены практически в исконном богатстве и разнообразии. Умеренный и субтропический пояса, обнимающие основную территорию континента, были благоприятны для земледелия, скотоводства и занятия многими промыслами. В V—XIII вв. несколько более влажный, чем в древности, климат южных и более сухой — северных регионов Западной Европы способствовал значительному развитию растительного покрова, распространению новых культур, расширению выпасов.

Важную общественную роль играл тогда ландшафт. Так, равнинный ландшафт способствовал появлению деревень, а изрезанный рельеф вынуждал к хуторскому расселению, дроблению пашен. Моренный ландшафт, обычно с каменистыми почвами, мешал применению плуга, консервировал мотыгу. Холмы использовались в фортификационных целях. Природные рубежи служили границами между государствами и владениями. На каждом этапе средневековья люди обретали новые возможности для освоения природной среды, постепенно совершенствуя условия своего обитания.

При ручной, медленно изменяющейся технике прогресс производства сильно зависел от организации труда, форм объединения и разделения функций в самом процессе производства. В средние века преобладал мелкий, индивидуальный, раздробленный и поэтому комплексный труд: крестьянин сам делал необходимые для него предметы, ремесленник вел изделие от стадии сырья до стадий готовности и сбыта. В сельском хозяйстве индивидуальный труд обычно сочетался с простой кооперацией, когда группа людей одновременно совершала однородную работу. В крестьянском доме кооперацию осуществляла семья, в поместье — зависимые крестьяне и наемные работники. Постепенно в городском ремесле стали возникать и более сложные формы разделения и кооперации труда. Над одним объектом подчас должны были трудиться лица разных специальностей, осуществляя уже не комплексные, а более или менее обособленные операции. 

В течение V—XV столетий развитие производительных сил Западной Европы прошло через несколько этапов. Каждый из них получил разное выражение в зоне с преобладающим античным влиянием (I), в зоне со смешанной (синтезированной) общественной основой (II) и в зоне с варварской основой (III).

В последние столетия раннего средневековья ускорилось развитие бывших окраин Римского мира: Северной и Восточной Франции, Западной Германии, особенно территорий вдоль Рейна, в меньшей мере — Англии. В I и отчасти во II зонах завершается образование раннефеодальных государств; начался этот процесс и в III зоне. Новая феодальная общественная система уже вырисовывается в масштабах всего континента. Ее вызревание сопровождалось заметным прогрессом в развитии производительных сил. Наиболее значительные для всей Западной Европы показатели были достигнуты в романизованных регионах.

Произошло как бы расширение, социальное и территориальное «окультуривание» всего континента. Этот фактор — синтез ряда традиций — способствовал успешному последующему развитию производительных сил.

 В X—XIII вв. феодальный строй утвердился в Западной Европе и переживал период взлета. Это потребовало нового арсенала орудий и средств труда, способов его организации. Город, с его товарным производством, рынком, связями, углубленным разделением труда, превратил товарно-денежные отношения в важнейший фактор общественной жизни. Отныне они играют все более существенную роль.

В городе, замке и, что особенно важно, в деревне повысился спрос на изделия из металла: орудия труда и оружие, украшения и монеты. В горнометаллургическом производстве произошел качественный скачок. В XII—XIII вв. перешли к использованию глубинных залежей. В металлургии наряду с древесным стал применяться каменный уголь (в Англии и Франции с XI в.) и появились кирпичные стационарные домницы (с XII в.). Появились такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка и штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, закрутка, шлифовка, чеканка, с XIII в. — строгание, сверление, обточка и полировка. В странах, обладающих значительными запасами металлических руд, — Германии, Испании, Швеции, Англии — горнометаллургические промыслы выросли в особые, самостоятельные отрасли.

В XIV—XV вв. экологическая, демографическая и политическая ситуация были исключительно сложными. С конца XIII в. началось похолодание, стало ощущаться ухудшение почв в старопашенных районах. В середине XIV в. разразилась эпидемия «черной смерти», затем чума неоднократно повторялась. Эпидемии, большие войны и восстания, характерные для этого периода, породили кризисную ситуацию в сельском хозяйстве. Во многих странах наблюдались деколонизация культурных земель, забрасывание пашен, нехватка рабочих рук, падение урожая и рент, повышение цен на продукты питания и сырье. Выход из аграрного кризиса был достигнут путем значительной хозяйственной перестройки: развития наиболее товарных сфер сельского хозяйства, новой организации землепользования и труда в поместьях, более интенсивного использования природных ресурсов, особенно промышленного значения. Перестройка сопровождалась значительным числом изобретений в области орудий труда, особенно механизмов, и — впервые — заметными проявлениями роли науки.

В XIV—XV вв. увеличился вклад в материальную культуру ряда регионов, по разным причинам отстававших в предшествующий период (в частности, Португалии, Скандинавских стран). За счет регулярных торговых и прочих связей неизмеримо возросла передача опыта. Материальная культура — быт, орудия, приемы и навыки, организация труда, оружие, украшение, одежда, книги и т.д. — все быстрее универсализируется, хотя этот процесс пока заметен лишь на уровне феодалов и бюргерства, мало захватывает крестьян.

Эволюция производительных сил и эволюция всего феодального общества были взаимно обусловлены. Так, первый скачок в развитии производительных сил (VIII—IX вв.) произошел в ходе завершения в передовых странах феодализационных процессов; второй (XI—XII вв.) — со складыванием феодальных городов; третий (середина XIV—XV в.) — в результате внутренней перестройки феодальной общественной системы под воздействием товарно-денежных отношений. Ускоренная эволюция производительных сил к концу развитого феодализма стала основой для складывания в передовых странах элементов раннего капитализма и сама стимулировалась ими.

В конце V в. в Западной Европе господствовала ручная техника. А к концу XV в. уже возник сложный технический арсенал: первые крупные механизмы, огнестрельное оружие, новые типы кораблей. Конечно, не все новшества получили быстрое и широкое распространение. Но к началу XVI в. прогресс в развитии производительных сил сделал возможным появление ростков капиталистического способа производства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.