75310

Возникновение, сущность и эволюция средневекового государства

Доклад

История и СИД

Возникновение сущность и эволюция средневекового государства. Процесс образования централизованного феодального государства в России имел в своей основе те же общие закономерности исторического развития что и процесс образования централизованных феодальных государств в странах Западной Европы. Формы феодального государства были различными но классовая его сущность оставалась одна и та же. Характеризуя основные черты государства в средние века В.

Русский

2015-01-12

34.5 KB

0 чел.

27.Возникновение, сущность и эволюция средневекового государства.

Феодальная экономика и порождённая её развитием классовая борьба в феодальном обществе определяли характер его политической надстройки. Крупные государственные объединения (такие, например, как обширная империя Карла Великого), возникавшие в раннефеодальный период, оказывались непрочными вследствие слабости экономических  связей между отдельными областями страны, при почти безраздельном господстве натурального хозяйства и отсутствии сколько-нибудь развитого обмена.Относительно централизованные формы приняло раннефеодальное государство в странах Востока. Это объясняется преобладанием на Востоке государственной собственности на землю и большой ролью в земледелии ирригационных сооружений, для эксплуатации которых была нужна сильная государственная власть. Известное значение имело и то, что здесь надолго сохранился, как наследие античных рабовладельческих государств, развитой бюрократический аппарат.

Экономическая раздробленность феодального общества обусловливала его политическую

раздробленность. Это ярко проявилось в большинстве европейских стран. Феодальные поместья, особенно крупные, будучи экономически самодовлеющими, представляли собой и в политическом отношении фактически самостоятельные единицы. Каждый крупный землевладелец, располагая своим собственным административным, судебным и военным аппаратом, использовал его для того, чтобы держать в повиновении феодально-зависимое население поместья, а также вести войны с соседними феодалами.

Однако в результате дальнейшего роста производительных сил, формирования внутреннего рынка и усиления классовой борьбы крестьян и горожан политическая надстройка феодального общества изменялась. Феодалы перестраивали методы своего политического господства. В значительной части Европы в XIII—XV вв. (а в некоторых странах даже раньше)появилась тенденция к политическому сплочению, К централизации феодальных государств.

В Западной Европе эта тенденция с особой силой проявилась в Англии, Франции и Испании,в Восточной Европе — и России.Политическая консолидация феодалов (дворянства и духовенства) и горожан (бюргерства) в виде особых сословий нашла выражение в образовании местных, а позднее и общегосударственных сословно-представительных учреждений (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции и т. д.). Так возникали феодальные монархии с сословным представительством, или «сословные монархии».

Процесс образования централизованного феодального государства в России имел в своей основе те же общие закономерности исторического развития, что и процесс образования централизованных феодальных государств в странах Западной Европы. Но, поскольку экономическое развитие России было задержано татаро-монгольским нашествием, экономическая раздробленность преодолевалась здесь медленнее, чем на западе Европы. Русское централизованное государство на феодальном базисе сложилось в конце XV в., а монархия с сословным представительством (земские соборы) сложилась в России с середины XVI в. Создание в ряде стран централизованных государств имело объективно положительное значение: прекращались феодальные войны, разорявшие страну и облегчавшие внешним врагам

возможность вторгаться в её пределы, создавались известные условия для роста сельскохозяйственного производства, развития городов, торговли и т. д.

В некоторых странах Европы политическая раздробленность сохранялась и после перехода от раннего феодализма к развитому. В Германии и Италии вследствие особенностей их экономического развития и прежде всего отсутствия единого внутреннего рынка в масштабе всей страны политическая консолидация осуществлялась преимущественно в местном масштабе. В связи с этим там не только не происходил процесс политического объединения, но, напротив, шло дальнейшее политическое разъединение. Формы феодального государства были различными, но классовая его сущность оставалась одна и та же. Характеризуя основные черты государства в средние века, В. И. Ленин говорил: «И здесь формы государства были разнообразны, и здесь мы имеем и монархию и республику, хотя гораздо более слабо выраженную, но всегда господствующими признавались единственно только помещики-крепостники. Крепостные крестьяне в области всяких политических прав были исключены абсолютно».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55406. The Professions We Choose 114 KB
  It is not who you are, but what you do. These words are closely connected with your topic The Professions we choose. There is great variety of professions. Some of them may seem to be interesting to you, some of them boring.
55407. Буду професіоналом 35.5 KB
  Кожного дня ми, педагоги, маємо змогу працювати з самими ніжними, довірливими, беззахисними, тендітними маленькими особистостями, за розвиток, виховання та навчання яких ми відповідаємо перед батьками, перед державою та насамперед перед самими собою.
55408. Профільна освіта – вимога часу 112 KB
  Допрофільна підготовка це система педагогічної психологічної інформаційної організаційної діяльності яка сприяє самовизначенню учнів старших класів основної школи щодо обраних ними профілюючих напрямків майбутнього навчання та широкої сфери подальшої професійної діяльності.
55409. МОДЕЛЬ ПРОФІЛЬНОГО ВИВЧЕННЯ ОКРЕМИХ ПРЕДМЕТІВ 66 KB
  Задачі школи: створення умов для оволодіння кожним учнем опорними знаннями й уміннями на високому рівні до вимог Державного стандарту з профільних дисциплін; допомога учням у проектуванні індивідуальних освітніх маршрутів;
55410. Від мрії – до професії 79 KB
  Мета: допомогти старшокласникам у визначенні своєї мети стосовно майбутньої професії, намітити шляхи її досягнення, дати рекомендації щодо правильного вибору професії; формувати в учнів потребу у самовдосконаленні.
55412. Sea Wind 652.5 KB
  How are you? We are glad to see you at our competitions “Sea Wind”. There are three teams of 5 players. Every team has the name. Let’s meet them.
55413. Файл. Ім’я та розширення файлу. Каталоги та підкаталоги 96 KB
  Після цього уроку ви будете: знати поняття файлу його ім’я та розширення каталогу папки підкаталогу шлях до файлу; знати стандартні імена зовнішніх запам’ятовуючих пристроїв комп’ютера; вміти записувати шлях до файлу; вміти визначати місце знаходження потрібного файлу.
55414. Пальчики малі, але завзяті 95 KB
  Діти займаються найважливішим для їхнього віку видами діяльності: грою конструюванням малюванням крім того учитель читає їм казки вірші говорить на тему прочитаного.6 Кольорові вірші оповідання малювання за прочитаним Казки – замальовки складання своїх казочок віршиків за допомогою кольору і олівця 4. Знайомляться з національною спадщиною свого народу; знаходять в лініях і формах схожість з навколишнім світом предметами явищами природи; складають свої казки замальовки; розвивають зв`язне мовлення збагачують...