75315

Источники по истории средних веков (V-XV вв)

Доклад

История и СИД

Источники по истории средних веков VXV вв. Законодательные и документальные источники по истории средних веков. Они являлись ценными источниками по истории VI в. Источники по истории XI XV вв.

Русский

2015-01-12

41.5 KB

4 чел.

4.Источники по истории средних веков (V-XV вв).

Законодательные и документальные источники по истории средних веков.
Законодательные В раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., название «Свод гражданского права». Тогда же, в XII в., оформился  «Свод канонического права». Они являлись ценными источниками по истории VI в. На Западе Свод Юстиниана почти не был известен до XIXII вв., Западноевропейские юристы пользовались более ранним сводом римских законов — Кодексом императора Феодосия II (438 г). Известны многочисл. письм законы, записанные с конца V в. по начало  IX в. правды (бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.).  Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло королевское законодательство:  Капитулярии франкских королей, обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв.

Документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно. От VIII в. до нас дошли сотни документов, из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IXX вв. — также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество   западноевропейских   документов    измеряется уже многими тысячами. Практически все документы этого времени написаны на латыни. Документы делопроизводства раннего средневековья фиксировали постановления королевских, реже — княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена земли, оформляли завещания. Грамоты составлялись по определенным образцам, они назывались формулами. Имеются документы инвентарные (полиптики), представленные описями церковных поместий.  Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодалов. К частным актам относят документы, составленные нотариями.

Источники по истории XIXV вв. Важными источниками по истории хозяйства являются земельные описи и кадастры. К ним относятся, например, английская «Книга Страшного суда» (1086) — материалы всеобщей поземельной переписи Анг. королевства.. Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. – городские хартии и статуты. В  XIIIXV вв. составляются записи феодального обычного права, действовавшего в отдельных областях или провинциях Западной Европы. К ним относятся французские кутюмы, немецкие «зерцала», испанские фуэрос («Кутюмы Бовези», «Саксонское зерцало»). В государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Франции и Англии, привилегии, патенты и мандаты в Священной Римской империи. Византийское право в это время по-прежнему основывалось на нормах Юстинианова права. Императорские законы в Византии назывались новеллами. В XI-XV вв. они чаще всего издавались в виде жалованных грамот. Новые виды источников появляются в период становления сословной монархии. Это парламентские акты и статуты в Англии, протоколы заседаний штатов во Франции, акты германских имперских собраний и т.д. Встречались  трактаты. Они охватывают почти все сферы науки и общественной практики  («Сумме теологии» Фомы Аквинского XIII в,)

Нарративные (повествовательные) источники по истории средних веков.

Нарративные источники разнообразны и многочисленны. До нас дошли, далеко не все сочинения, созданные в ту эпоху. Дороговизна пергамена также мешала сохранности раннесредневековых сочинений, поскольку нередко старый текст соскабливали, чтобы освободить место для нового (палимпсесты). Среди историографических сочинений раннего средневековья на первое место следует поставить «истории» — крупные произведения, посвященные серии значительных политических событий. «История войн Юстиниана» византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.). «История франков» Григория Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.).  Наряду с историями и хрониками средневековая историография представлена также биографиями (например, «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда, начало IX в.) и анналами — погодными записями наиболее важных событий.  Анналы являются краткими, сухими, внешне беспристрастными перечнями малосвязанных между собой основных вех политической и церковной жизни. Важным источником являются агиографические сочинения: жития реальных и вымышленных людей, причисленных церковью к лику святых, Создание большинства из них приходится на период христианизации.  Среди нарративных источников XIXV вв. наиболее важны исторические сочинения — анналы, хроники и истории.  Большое число хроник связано с историей крестовых походов. Среди них «Деяния франков и прочих иерусалимцев», написанные простым и не слишком образованным рыцарем, участником Первого крестового похода.  «Взятие Константинополя» маршала Шампани Жоффруа Виллардуэна,  и  описание  того   же  события  амьенским  рыцарем   Робером де Клари. С  XIII  в.   создаются  сводные  хроники,   относящиеся  к  истории страны в целом. Немалую ценность представляет и средневековое эпистолярное наследие, насчитывающее сотни тысяч писем, различных по типу и содержанию.

Весьма многообразны и литературные памятники периода развитого феодализма – от рыцарского романа и поэзии трубадуров и вагантов до народных песен и баллад.

Публицистика в рассматриваемую эпоху еще не выделилась в самостоятельный жанр и была как бы растворена в историографии, а также в посланиях (ценных как источник и по другим аспектам истории, от экономики до философии) и особенно в трактатах, имевших часто открыто дидактический характер. Таковы, например, трактат «О дворцовом и государственном управлении», написанный реймсским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого (конец IX в.), и трактат «Об управлении империей», адресованный византийским императором Константином VII Багрянородным своему сыну Роману (середина X в.). Подобные наставления интересны не только как памятники общественной мысли; они содержат важные сведения о государственном строе, внешней политике, соседних народах, взаимоотношениях внутри господствующего класса и т.д.

Принципиально иной облик свойствен народной литературе раннего средневековья, тесно связанной с фольклором и представленной по преимуществу героическими песнями и сказаниями, создававшимися уже на народных языках. Таковы немецкая «Песнь о Хильдебранде» и английский «Беовульф», дошедшие в списках IXX вв., германский эпический памятник «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», исландские саги, уцелевшие в записях и обработке XIXIII вв.  

Наши знания о средневековом мире, о системе дорог и коммуникаций в значительной мере основываются на «Книгах путешествий», итинерариях (описаниях маршрутов путей), навигационных картах-портоланах. Наиболее известна «Книга» венецианского путешественника XIII в. Марко Поло, посетившего страны Юго-Восточной и Средней Азии, Китая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76550. Методика обучения морфологии. Цели, задачи, методы обучения 30 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76551. Методика обучения синтаксису. Цели, задачи, методы обучения 30.5 KB
  Основными единицами являются словосочетание и предложения. Изучение начинается в 5 классе когда рассматривают словосочетание и предложения в пропедовтическом вводный курс курсе: Словосочетание: Обладает номинативной функцией но в отличии от слова характеризует предмет или явление более развернуто. Предложение: школьники знакомится с понятием грамматическая основа предложения однородными членами предложения с постановкой знаков препинания в однородных. Главные члены предложения.
76552. Методика обучения орфографии 34.5 KB
  Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.
76553. Методика обучения пунктуации 28.5 KB
  Методика обучения пунктуации. Методика обучения пунктуации. Основная цель обучения пунктуации в школе научить учащихся применять те правила пунктуации которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации как средство помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств которые в звучащей речи передаются интонационно или очевидно вытекают из ситуации общения.
76554. Методика обучения стилистике 35.5 KB
  Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.
76555. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка 32 KB
  Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексическим...
76556. Обогащение грамматического строя речи учащихся 28.5 KB
  Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей непредикативных форм глагола союзов и других показателей логических связей между частями предложения. Во-первых изучаются смысловые выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов: 1 переносное употребление грамматических форм время наклонение глагола в несвойственных им значениях 2 нереферентное Употребления запрещающие использовать отличия одного объекта от...
76557. Речеведческие понятия и методика работы с ними. Текст как основная единица обучения русскому языку 30 KB
  Текст как основная единица обучения русскому языку. Результатом этой речевой деятельности является речевое произведение или текст. Главная единица речи текст. Текст это группа предложений объединенных в целое темой и основной мыслью.
76558. Методика развития речи учащихся. Основные направления работы 31 KB
  Методика развития речи учащихся. Учебник: Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний отвечающих требованиям правильности стилевой адекватности точности богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели работе над развитием связной речи учащихся.