7532

Ценообразование, прибыль и рентабельность

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Ценообразование, прибыль и рентабельность. Цена продукции, ее сущность, функции, виды и состав. Методика расчета цен. Особенности ценообразования в БОН, прейскурант. Прибыль, ее сущность и виды. Методика расчета. Распределени...

Русский

2013-01-25

62.5 KB

75 чел.

Ценообразование, прибыль и рентабельность.

  1.  Цена продукции, ее сущность, функции, виды и состав.
  2.  Методика расчета цен.
  3.  Особенности ценообразования в БОН, прейскурант.
  4.  Прибыль, ее сущность и виды. Методика расчета. Распределение и использование прибыли.
  5.  Рентабельность, ее виды и методика определения.
  6.  Основные пути увеличения прибыли и рентабельности.

Цена продукции, ее сущность, функции, виды и состав.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости изделия.

Она выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом. Отдельного производства и его структуры, конкуренции товара производителей и конкурентоспособности товара, НТП.

При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.

Как экономическая категория цена используется для определения:

  •  объема производства в стоимостном выражении;
  •  темпов роста объема производства;
  •  учета инвестиций, основанных и оборотных средств;
  •  себестоимости изготовления изделия, т.к. все из чего сделано изделие – сырье, материалы, комплектующие, труд работников и т.д. имеет цену.

Цены выполняют ряд функций:

  1.  Учетная. В цене изделия учитывается стоимость сырья, материалов, труда и т.д., имеется возможность определить, сколько стоит обществу производство продукции.
  2.  Стимулирующая. Цены либо заинтересовывают предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, подталкивают к снятию ее с производства.
  3.  Регулирующая. На основе уровня цен регулируется спрос по отдельным видам товаров.
  4.  Распределительная. Заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.

В зависимости от объектов обслуживания, т.е. продажи продукции другому предприятию, оптовой базе, торговой организации или населению, различают следующие виды цен:

  •  Отпускная цена предприятия. Включает себестоимость изготовления и реализации продукции, налоги и отчисления, увеличивающие эту цену, и прибыль предприятия. К налогам, увеличивающим цену, относятся: НДС, акциз, отчисления в республиканский фонд, целевой фонд.

Предприятия реализуют свою продукцию по отпускным ценам другим предприятиям, оптовым базам, торговым организациям.

  •  Оптовая цена. Состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.

По оптовым ценам оптовые базы реализуют продукцию торгующим организациям.

  •  Розничная цена. Включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.

По розничным ценам торгующие организации реализуют товары населению.

Процентное соотношение перечисленных в схеме элементов в составе цены составляет ее структуру.

Схема структуры цены.

Себестоимость изделия

Прибыль предприятия

Налоги, увеличивающие цену

Оптовая надбавка

Торговая надбавка

Отпускная цена предприятия

Оптовая цена сбытовых организаций

Розничная цена

Согласно "Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов" от 22 апреля 1999года, № 43, в зависимости от сферы обслуживания различают:

  •  Свободные отпускные, оптовые, розничные цены. Это такие цены, где прибыль включается "свободно", как разница между ценой продажи изделия и затратами; свободно устанавливается оптовая надбавка оптовых организаций и торговая надбавка.

  •  Регулируемые цены. Это цены на продукцию, по которым государством определяются, предельный уровень прибыли, предельные цены, предельные надбавки.

  •  Фиксированные (предельные отпускные) цены. Это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством. Ни предприятия, ни торговля не вправе изменять их. Расходы на производство и реализацию населению этой продукции, превышающие уровень цены, должны возмещаться предприятию из средств бюджета. (На хлеб, молоко, и др. продукты).

Методика расчета цен.

При расчете отпускной цены на изделие необходимо включать все расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции, налоги и отчисления и прибыль предприятия.

Рассмотрим методику расчета отпускной цены предприятия на примере расчета отпускной цены швейного изделия.

Смотри приложение "Пример расчета отпускной цены предприятия на полупальто мужское демисезонное".

Если изделие, которое предприятие предполагает выпускать, продается на рынке, то расчет цены ведется предприятием обратным методом, исходя из уровня действующей на рынке цены, собственных затрат на производство изделия (его себестоимости) и уровня прибыли, которую предприятие планирует иметь по данному изделию.

В этом случае цена предприятия может быть меньше, чем рыночная. Если предприятие решает продавать изделие по действующей рыночной цене, то возможная прибыль от реализации изделия рассчитывается обратным методом от имеющейся цены.

Особенности ценообразования в БОН, прейскурант.

Предприятия БО реализуют населению услуги по прейскурантам. По своей структуре прейскурантная цена аналогична оптовой цене предприятия, т.к. включает 2 элемента:

  •  Себестоимость.
  •  Прибыль.

С другой стороны, по характеру своего действия она тождественна розничной цене, т.к. по ней услуги реализуются населению.

На швейных предприятиях БОН при определении цен на услуги применяются следующие прейскуранты:

  •  № Б01 (01-15) на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам населения:
  1.  Изготовление швейных изделий;
  2.  Изготовление форменной одежды и головных уборов;
  3.  Отделочные работы, выполняемые на швейных изделиях;
  4.  Изготовление драпировочных изделий и чехлов;
  5.  Раскрой материалов.

  •  № Б02 – 01 на ремонт и обновление швейных изделий.

  •  № Б03 – 01 на изготовление и ремонт меховых изделий (части 1 и 2).

  •  № Б03 – 01 на изготовление и ремонт меховых изделий (часть 3). Подборка и ремонт меха (скорняжные работы).

Цены на изготовление швейных изделий установлены на изделия минимальной сложности (простейшего фасона). Описание фасона минимальной сложности изделий приводится в приложении к прейскуранту.

Стоимость услуги по изготовлению швейных изделий, имеющих дополнительно усложняющие элементы и отделочные работы, определяется как сумма цен на изготовление изделий минимальной сложности, цен усложняющих элементов по их количеству в изделии и цен за отделочные работы в соответствии с их объемом. Затем цена умножается на коэффициент удорожания.

Прибыль, ее сущность и виды. Методика расчета.

Распределение и использование прибыли.

Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров, услуг над произведенными затратами.

Прибыль является одним из обобщающих показателей деятельности предприятия и выполняет ряд функций:

  •  результативная, т.е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия;
  •  стимулирующая, т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;
  •  финансирующая, т.е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

При планировании и оценке производственно-финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные виды прибыли.

Различают совокупную прибыль, т.е. прибыль от деятельности предприятия и чистую прибыль.

Совокупная прибыль (прибыль предприятия) образуется за счет:

  1.  суммы прибыли от реализации товаров, услуг;
  2.  прибыли от реализации товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов (от прочей реализации);
  3.  прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от реализации товаров, услуг определяется как разница между выручкой, полученной от их реализации и налогами, включаемыми в цену и уплачиваемыми из выручки (косвенные налоги) и затратами по производству и реализации этих товаров, услуг.

Прибыль от прочей реализации (например, прибыль от реализации излишних и ненужных в производстве материальных ценностей, основных средств) рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей минус сумма налогов и сборов, включаемых в цену и уплачиваемых из выручки и затрат, связанных с их реализацией (транспортировка, складирование).

Прибыль от внереализационных операций образуется как разница между доходами от внереализационных операций и расходами на них. В ее состав включается:

  •  прибыль от сдачи имущества в аренду;
  •  прибыль, полученная от долевого участия в совместных предприятиях;
  •  дивиденды по акциям;
  •  проценты, начисленные банком за пользование денежными средствами, находящимися на расчетном счете предприятия;
  •  поступление долгов, штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров;
  •  положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и др.

Совокупная прибыль (прибыль предприятия) называется облагаемой налогом прибылью (налоговой базой). Из нее выплачивают налог на недвижимость, вычитают льготируемую прибыль (прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль), получают прибыль к налогообложению.

Прибыль к налогообложению умножается на ставку налога на прибыль (24 %) и получается сумма налога на прибыль, уплачиваемая в бюджет.

Чистая прибыль рассчитывается следующим образом: прибыль за отчетный год минус налог на недвижимость минус налог на прибыль, на доходы минус сумма местных налогов (транспортный сбор 4 %, налог на очистку реки Свислочь).

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах предприятиях.

Из этой прибыли создается три фонда:

  •  Фонд накопления – источник финансирования, расширения производства, развития предприятия.
  •  Фонд потребления – источник выплат дивидендов владельцам капитала, социальных выплат работникам предприятия.
  •  Фонд резервный – источник покрытия убытков.

Рентабельность, ее виды и методика определения.

Для оценки эффективности работы предприятия наряду с суммой прибыли используется показатель рентабельности.

Это степень прибыльности, доходности предприятия, выражается в процентах.

Рентабельность свидетельствует о степени использования материальных, трудовых ресурсов, основных средств, с помощью которых была получена прибыль.

Различают следующие виды рентабельности:

  1.  Общая рентабельность Rобщ (рентабельность производства) представляет собой отношение прибыли Псов к среднегодовой стоимости основных производственных средств Фосн и нормируемых оборотных средств Фоб:

Рентабельность производства характеризует уровень использования основных и оборотных средств, т.е. показывает, сколько прибыли получает предприятия с каждого рубля со стоимости производственных средств.

  1.  Рентабельность продукции, услуги Rпрод рассчитывается как отношение прибыли, полученной на весь объем продукции Ппрод к полной себестоимости продукции Спрод:

Рентабельность продукции показывает уровень доходности отдельных видов продукции, услуг, т.е. размер прибыли, получаемой на 1 рубль, реализованной продукции.

  1.  Рентабельность изделия R1 рассчитывается отношением прибыли, полученной на единицу изделия П1 к его себестоимости С1:

Анализируя рентабельность изделия в динамике и в сравнении с рентабельностью аналогичной продукции конкурента или других ее видов, предприятие имеет возможность сформировать план производства с учетом прибыльности конкретных изделий, определить направления снижения себестоимости, прогнозировать возможное снижение цены конкурентом и определить свое место на рынке.

Основные пути увеличения прибыли и рентабельности.

При обосновании и анализе прибыли и рентабельности предприятия разрабатывают мероприятия, способствующие росту прибыли, на которые оказывают влияние 3 главных фактора:

  1.  Снижение себестоимости продукции.
  2.  Повышение качества продукции и связанной с ним цены изделия.
  3.  Увеличение масштабов производства.

Мероприятия, воздействующие на указанные факторы, подразделяются:

  1.  Внутрипроизводственные мероприятия характеризуют имеющиеся на предприятии резервы снижения себестоимости, повышения качества, увеличения объема производства (внедрение новой техники и технологии, механизация и автоматизация производства, применение более дешевых и легкообрабатываемых материалов, стандартизация и унификация изделий, наиболее полная пропорциональная загрузка оборудования по времени и мощности, внедрение современных средств пооперационного контороля и др.

  1.  Внешние мероприятия предприятие не может планировать к реализации и предотвращать. Оно может их учесть, предположить, спрогнозировать (изменение спроса на продукцию, решения правительства по уровню минимальной заработной платы, платежеспособность населения, изменение цен на сырье, материалы, топливо, энерго носители, изменение курса валют и банковского процента по кредиту, изменение системы налогообложения).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79344. Площадь прямоугольника 30.1 KB
  Цели урока: формирование совокупности компетенций, необходимых для вычисления площади прямоугольника развивать мыслительные операции; воспитывать прилежание, аккуратность, стремление к выполнению всех заданий; уважение друг к другу...
79345. Гуморальная регуляция физиологических функций. Физиология желез внутренней секреции 192.5 KB
  Изучить закономерности гуморальной регуляции механизмы действия гормонов структурно-функциональную организацию эндокринной системы виды и функции гормонов желез внутренней секреции: щитовидной паращитовидных поджелудочной половых вилочковой надпочечников и эпифиза.
79346. ПЕРВЫЙ ЗВОНОК 60 KB
  В первый день сентября всем радость даря Каждый раз повторяется это Каждый собрался солнышком согрет Только первого класса что-то нет Вед: Нет первый класс здесь и с нетерпением ждет когда его позовут на линейку ведь первоклассники сегодня самые главные действующие лица праздника.
79350. Відкритття Америки. Христофор Колумб 46.5 KB
  Every year the 12th of October Americans celebrate Columbus Day. And today at our lesson we shall speak about this famous sailor. We shall read the texts answer the questions and work with the map, and by the end of our lesson you will have known more about the great discoverer.
79351. Безпечна поведінка – запорука міцного здоров’я 8.65 MB
  Стан напруги який виникає в людини під впливом сильних чинників Що таке наркотики Яка інша назва наркотику ЛСД Назвіть пожежонебезпечні матеріали Номер служби газу Які місця в автомобілі є найбільш безпечними для пасажирів Обмеження або позбавлення прав громадян...
79352. Подорож до країни Математики 438 KB
  Спочатку ми вирушимо до круглого озера, біля якого в будиночку живе дідусь Ох. Потім нам потрібно зустрітися в лісовій школі з тітонькою Совою та її учнями. Далі ми відпочинемо на лісовій галявині, поласуємо медом на пасіці, що знаходиться біля квітучої лісової галявини...