75330

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков

Доклад

История и СИД

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...

Русский

2015-01-12

36.5 KB

6 чел.

44. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годовXIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодальной общественно-экономической формации, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталисти-ческих элементов. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Успех на государственной службе во многом определялся совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением   начального   образования   в   школах,   содержавшихся   на средства городской коммуны, а также профессионального обучения, в лавках ремесленников и торговцев.

Термин «Возрождение» (итал. Rina-scimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века: отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни во имя счастья на земле.

Если средневековая философия занималась в основном проблемами теологии, то в XIV—XV вв. для ученых, философов и писателей все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе — studia humanitatis (в наше время мы назвали бы их гуманитарными). Отсюда произошел термин «гуманисты» — те, кто занимались этими науками.

Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека. По их представлениям, он должен быть всесторонне образованной и гармонически развитой личностью: совершенствовать свою душу с помощью наук, литературы, живописи, музыки и развивать тело физическими упражнениями. Они видели его и идеальным гражданином, готовым служить своему городу и стране.

Гуманисты верили в то, что человек прекрасен по своей природе, наделен творческими способностями и разумом, он не игрушка в руках слепой судьбы — фортуны, а ее хозяин. Они утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением.

Важной частью их учения стало прославление земной жизни, радости и удовольствий, отказ от аскетизма. Наслаждение провозглашалось целью и законным стремлением человека, как и естественное право следовать своим интересам. При этом индивидуализм, проповедовавшийся гуманистами, должен был быть разумным, не перерастающим в эгоизм. По мнению гуманистов, от эгоизма человека удержит разум, поскольку общепризнано, что зло, причиненное другим людям, или ущемление их интересов, не могут принести счастья.

Это новое учение, вырывавшееся за рамки средневекового мировоззрения и церковной этики, получило название гуманизм. Оно широко распространилось не только в Италии, но и в других европейских странах — Франции, Германии, Англии. Философия гуманизма легла в основу культуры Возрождения.

Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.

Джованни Боккаччо (1313—1375), Колюччо Салютати (1331 — 1406). Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати. Маттео Пальмиери (1406—1475), Аламанно Ринуччини (1426—1499). Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78747. Відомі жінки Німеччини 69.5 KB
  Meine lieben Damen und Herren! Liebe Talente! Herzlich willkommen zu unserem feierlichen Abend. Es ist bekannt, dass der Frühling eine der schönsten Jahreszeiten und gerade diese Jahreszeit assoziiert bei uns mit der Gestalt der Frau, nicht umsonst widmen wir heute unseren Abend den Frauen.
78748. «Русская улица» или «Самые старые песни о главном» 49 KB
  Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...
78749. Свято Останнього дзвоника 71 KB
  Мета: літературно-музична композиція, яка підводить підсумок навчальному року, приймає нових першокласників до своїх лав; розкриває красу, багатство і значення шкільних років у житті кожного. Весняний день – грайливий травень – Дарує радощів розмай. Школярик добре кожен знає, Що це навчанню року край.
78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...
78754. Сценарій святкового заходу, присвяченого Т.Г. Шевченку 60 KB
  Мета: виховання любові до рідної мови, скарбів поетичного слова, України, вшанування пам’яті видатного художника слова, патріота України - Т.Г.Шевченка, формування культури мовлення через красу й багатство рідної мови, пропагування творчості обдарування рідного краю.
78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...