75330

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков

Доклад

История и СИД

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...

Русский

2015-01-12

36.5 KB

5 чел.

44. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годовXIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодальной общественно-экономической формации, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталисти-ческих элементов. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Успех на государственной службе во многом определялся совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением   начального   образования   в   школах,   содержавшихся   на средства городской коммуны, а также профессионального обучения, в лавках ремесленников и торговцев.

Термин «Возрождение» (итал. Rina-scimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века: отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни во имя счастья на земле.

Если средневековая философия занималась в основном проблемами теологии, то в XIV—XV вв. для ученых, философов и писателей все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе — studia humanitatis (в наше время мы назвали бы их гуманитарными). Отсюда произошел термин «гуманисты» — те, кто занимались этими науками.

Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека. По их представлениям, он должен быть всесторонне образованной и гармонически развитой личностью: совершенствовать свою душу с помощью наук, литературы, живописи, музыки и развивать тело физическими упражнениями. Они видели его и идеальным гражданином, готовым служить своему городу и стране.

Гуманисты верили в то, что человек прекрасен по своей природе, наделен творческими способностями и разумом, он не игрушка в руках слепой судьбы — фортуны, а ее хозяин. Они утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением.

Важной частью их учения стало прославление земной жизни, радости и удовольствий, отказ от аскетизма. Наслаждение провозглашалось целью и законным стремлением человека, как и естественное право следовать своим интересам. При этом индивидуализм, проповедовавшийся гуманистами, должен был быть разумным, не перерастающим в эгоизм. По мнению гуманистов, от эгоизма человека удержит разум, поскольку общепризнано, что зло, причиненное другим людям, или ущемление их интересов, не могут принести счастья.

Это новое учение, вырывавшееся за рамки средневекового мировоззрения и церковной этики, получило название гуманизм. Оно широко распространилось не только в Италии, но и в других европейских странах — Франции, Германии, Англии. Философия гуманизма легла в основу культуры Возрождения.

Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.

Джованни Боккаччо (1313—1375), Колюччо Салютати (1331 — 1406). Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати. Маттео Пальмиери (1406—1475), Аламанно Ринуччини (1426—1499). Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4788. Структурное программирование на языке Pascal 156.5 KB
  Структурное программирование. Основные управляющие структуры. Основные структуры данных. Методология программирования сверху-вниз. Пример: Решение системы линейных уравнений. Проектирование модулей. Модуль RAT. Оформление модуля...
4789. Ветвящиеся программы. Тип данных Boolean 96 KB
  Ветвящиеся программы 1.Понятие условия. Тип данных Boolean (логический). 2.Составной оператор. 3.Выбирающие операторы: условный оператор. 4.Ветвящиеся программы. Пример. 5.Оптимизация ветвящихся программ по времени. 6.Скалярный тип. 7.Выбирающие опе...
4790. Графика в системе программирования TP-6 86 KB
  Графика в системе программирования TP-6. Графический экран. Виды графических адаптеров. Графический модуль GRAPH. Задача построения графика функции. Работа с текстами и ввод-вывод в графическом экране. Рекурсивные описания в графике. Работа ...
4791. Система программирования Вorland Рascal 7.0. Техника программирования структур управления алгоритмов 54 KB
  Система программирования Вorland Рascal 7.0. Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0. Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды Windows, MS DOS + Norto...
4792. Алгоритмы. Императивный подход. О понятии алгоритма. Декларативный подход 132.5 KB
  Алгоритмы. Императивный подход. Содержательное понятие алгоритма. Точное математическое определение алгоритма и изучение этого понятия - предмет специальной математической дисциплины - теории алгоритмов, которая, в свою очередь, опирается на...
4793. Концепция императивного язык программирования 83 KB
  Концепция императивного язык программирования. Основная задача программирования. Краткая история языков программирования. Языки программирования (ЯП) как формальные языки описания алгоритмов. Структура языка программирования. О синтаксисе и семантик...
4794. Концепция данных в программировании 80.5 KB
  Концепция данных Элементарные конструкции языка программирования: алфавит, данные, имена. Типы данных. Вычислительные структуры (многосортные алгебры) как формальные средства описания данных. Носители и сигнатуры, формы записи. Термы. Интерпретации ...
4795. Операторы управления языка Паскаль 89.5 KB
  Операторы управления ЯП Операторы выбора: типы, синтаксис и семантика. Выбирающие операторы ЯП Паскаль. Техника программирования ветвлений. Операторы повторения: типы, синтаксис и семантика. Техника программирования циклов...
4796. Структурные типы данных 98 KB
  Структурные типы данных Статические типы данных: Регулярный тип данных. Массивы. Одномерные массивы. Селекторные изменения. Многомерные массивы и общие типы индексов. Динамические и гибкие массивы. Строки. Комбинированный тип данных. Записи. Раздел ...