75330

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков

Доклад

История и СИД

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...

Русский

2015-01-12

36.5 KB

5 чел.

44. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годовXIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодальной общественно-экономической формации, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталисти-ческих элементов. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Успех на государственной службе во многом определялся совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением   начального   образования   в   школах,   содержавшихся   на средства городской коммуны, а также профессионального обучения, в лавках ремесленников и торговцев.

Термин «Возрождение» (итал. Rina-scimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века: отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни во имя счастья на земле.

Если средневековая философия занималась в основном проблемами теологии, то в XIV—XV вв. для ученых, философов и писателей все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе — studia humanitatis (в наше время мы назвали бы их гуманитарными). Отсюда произошел термин «гуманисты» — те, кто занимались этими науками.

Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека. По их представлениям, он должен быть всесторонне образованной и гармонически развитой личностью: совершенствовать свою душу с помощью наук, литературы, живописи, музыки и развивать тело физическими упражнениями. Они видели его и идеальным гражданином, готовым служить своему городу и стране.

Гуманисты верили в то, что человек прекрасен по своей природе, наделен творческими способностями и разумом, он не игрушка в руках слепой судьбы — фортуны, а ее хозяин. Они утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением.

Важной частью их учения стало прославление земной жизни, радости и удовольствий, отказ от аскетизма. Наслаждение провозглашалось целью и законным стремлением человека, как и естественное право следовать своим интересам. При этом индивидуализм, проповедовавшийся гуманистами, должен был быть разумным, не перерастающим в эгоизм. По мнению гуманистов, от эгоизма человека удержит разум, поскольку общепризнано, что зло, причиненное другим людям, или ущемление их интересов, не могут принести счастья.

Это новое учение, вырывавшееся за рамки средневекового мировоззрения и церковной этики, получило название гуманизм. Оно широко распространилось не только в Италии, но и в других европейских странах — Франции, Германии, Англии. Философия гуманизма легла в основу культуры Возрождения.

Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.

Джованни Боккаччо (1313—1375), Колюччо Салютати (1331 — 1406). Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати. Маттео Пальмиери (1406—1475), Аламанно Ринуччини (1426—1499). Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80473. Додавання двоцифрових чисел виду 24+36 38 KB
  Розглянути різні прийомидодавання двоцифрових чисел даного виду, розвивати вміння розв’язувати задачі, вдосконалювати обчислювальні навички. Мультимедійна презентація, картки-підказки для самостійної роботи
80474. Властивості множення 132.5 KB
  Вивести і запровадити сполучну властивість множення, вчити її використовувати для раціоналізації обчислення. Повторити формулу знаходження об’єму прямокутного паралелепіпеда, знаходити об’єм прямокутного паралелепіпеда. Закріплювати знання таблиці множення, розв’язувати задачі і рівняння.
80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
80479. Письмове додавання трицифрових чисел без переходу через розряд. Прості задачі на додавання. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці 51.5 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на зведення до одиниці; узагальнювати вміння розв’язати рівняння; розвивати мислення; виховувати інтерес до математики та казок
80480. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання й віднімання трицифрових чисел, пов’язаних з нумерацією 1.31 MB
  Мета: формувати вміння читати і записувати трицифрові числа в нумераційну таблицю, закріпити додавання і віднімання розрядних чисел та додавання і віднімання одиниці, вдосконалювати вміння розв’язувати складені задачі на «зменшення», «збільшення» на кілька одиниць, задач геометричного змісту...
80481. СУСПІЛЬНО-ПОЛІТИЧНИЙ ЛАД І ПРАВО УКРАЇНИ ПІСЛЯ ПЕРЕМОГИ ЛЮТНЕВОЇ ДЕМОКРАТИЧНОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (лютий—жовтень 1917 р.) 38.27 KB
  Тимчасовий уряд та його органи в Україні. Законодавство Тимчасового уряд. За згодою між лідерами Тимчасового комітету і керівництвом Петроградської Ради робітничих і солдатських депутатів був утворений Тимчасовий уряд. Через кризи прорахунки та помилки коаліційний Тимчасовий уряд представлений кадетами народними соціалістами меншовиками та есерами вів країну до Установчих зборів котрі як він сподівався мали розвязати кардинальні питання її нового буття.