75330

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков

Доклад

История и СИД

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...

Русский

2015-01-12

36.5 KB

5 чел.

44. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годовXIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодальной общественно-экономической формации, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталисти-ческих элементов. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Успех на государственной службе во многом определялся совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением   начального   образования   в   школах,   содержавшихся   на средства городской коммуны, а также профессионального обучения, в лавках ремесленников и торговцев.

Термин «Возрождение» (итал. Rina-scimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века: отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни во имя счастья на земле.

Если средневековая философия занималась в основном проблемами теологии, то в XIV—XV вв. для ученых, философов и писателей все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе — studia humanitatis (в наше время мы назвали бы их гуманитарными). Отсюда произошел термин «гуманисты» — те, кто занимались этими науками.

Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека. По их представлениям, он должен быть всесторонне образованной и гармонически развитой личностью: совершенствовать свою душу с помощью наук, литературы, живописи, музыки и развивать тело физическими упражнениями. Они видели его и идеальным гражданином, готовым служить своему городу и стране.

Гуманисты верили в то, что человек прекрасен по своей природе, наделен творческими способностями и разумом, он не игрушка в руках слепой судьбы — фортуны, а ее хозяин. Они утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением.

Важной частью их учения стало прославление земной жизни, радости и удовольствий, отказ от аскетизма. Наслаждение провозглашалось целью и законным стремлением человека, как и естественное право следовать своим интересам. При этом индивидуализм, проповедовавшийся гуманистами, должен был быть разумным, не перерастающим в эгоизм. По мнению гуманистов, от эгоизма человека удержит разум, поскольку общепризнано, что зло, причиненное другим людям, или ущемление их интересов, не могут принести счастья.

Это новое учение, вырывавшееся за рамки средневекового мировоззрения и церковной этики, получило название гуманизм. Оно широко распространилось не только в Италии, но и в других европейских странах — Франции, Германии, Англии. Философия гуманизма легла в основу культуры Возрождения.

Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.

Джованни Боккаччо (1313—1375), Колюччо Салютати (1331 — 1406). Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати. Маттео Пальмиери (1406—1475), Аламанно Ринуччини (1426—1499). Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало   воздействие   на   политическую   атмосферу   Флоренции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39843. Приемы работы с инструментом Окружность 916.5 KB
  – поле выбора стиля линии окружности Примечание. Две оси симметрии окружности в системе КОМПАС–3D LT формируются как один элемент который называется макроэлементом. Построение окружности по центру и точке на ней Постройте на листе фрагмента окружность радиусом 15 мм. Центр окружности должен находиться в начале координат фрагмента.
39844. Форма и формообразование. Параллелепипед 1.19 MB
  Толщина стенок коробки – 4 мм. Нужная нам заготовка коробки построена рис. Так как коробка должна закрываться крышкой то снимем на глубину 30 мм от верхней грани коробки слой материала толщиной 2 мм. Выделите верхнюю грань коробки.
39845. Форма и формообразование. Призма. Операция сечение плоскостью 7.65 MB
  Операциясечение плоскостью Цель работы: Построение моделей: призмы и пирамиды. Модель правильной трехгранной призмы Задание 1. Создание модели твердотельной трехгранной призмы Создайте правильную треугольную призму. Основание призмы вписано в окружность радиусом 40 мм.
39846. Форма и формообразование. Тела вращения. Операция Выдавливание 2.9 MB
  Тела вращения. Тела вращения. Тела вращения. Операция Выдавливание Цель работы: Построение моделей с помощью операции вращения: цилиндрический стакан конус шар.
39847. Организуем компьютерное рабочее место 1.23 MB
  Настройка параметров новых документов. Настройка параметров системы КОМПАС3D LT означает выбор параметров оформления чертежа в соответствии с Единой системой конструкторской документации ЕСКД которые наилучшим образом соответствуют выбранному вами формату чертежа. Ранее вы уже познакомились с некоторыми принципами настройки параметров системы см.
39848. ЭКОНОМИКА, И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ 718.5 KB
  Именно на этом уровне создается нужные обществу товары и услуги, выпуск необходимой продукции. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники, технологии.
39849. Назначение и принцип действия изделия, сборочной единицы, в которую входит деталь 758 KB
  Форма детали позволяет получать заготовку простой формы с минимальными припусками.25 Диаметр отверстия шпинделя мм 55 Внутренний конус шпинделя Морзе 6 Частота вращения шпинделя мин –1 12.1000 Частота вращения шпинделя мин.9 Скорость быстрых перемещений суппорта мм мин.
39850. Проектирование участка механической обработки для изготовления детали узла 53-320-ГОСТ 387 KB
  Проектируемые и реализуемые производственные процессы должны обеспечивать решение следующих задач: выпуск продукции необходимого качества, без которого затраченные на неё труд и материальные ресурсы будут израсходованы бесполезно; выпуск требуемого количества изделий в заданный срок при минимальных затратах живого труда и вложенных капитальных затратах.
39851. Проектирование участка механической обработки деталей узла Мотоблока 1.61 MB
  Развитие и повышение эффективности машиностроения возможно при существенном росте уровня автоматизации производственного процесса. В последние годы широкое распространение получили работы по созданию новых высокоэффективных автоматизированных механосборочных производств и реконструкции действующих производств