7537

Организация труда. Техническое нормирование труда

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Тема: Организация труда. Техническое нормирование труда Организация труда. Сущность. Метод труда. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработ...

Русский

2013-01-25

56 KB

94 чел.

Тема: Организация труда. Техническое нормирование труда

1. Организация труда. Сущность. Метод труда.

2. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи.

3. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработки и норм обслуживания.

4. Классификация затрат рабочего времени.

5. Структура технической нормы времени и  характеристика ее элементов.

6. Методы технического нормирования. Методика проведения хронометрожа, фотографии рабочего времени и фотохронометра.

7. Учет, пересмотр и анализ действующих норм.

1. Организация труда. Сущность. Метод труда.

     Организация труда-это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы и которая включает: соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы нормирования и стимулирования труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

     Многие из вышеперечисленных условий оговариваются в контракте.

     Контракт-это особая форма трудового договора между нанимаемым работником и собственником или его доверенным лицом, регулирующая взаимоотношения сторон, обеспечивающая условия для проявления инициативы и самостоятельности работника, условия и размеры материального вознаграждения.

     Метод труда-способ осуществления процессов труда, характеризующийся составом приемов и операций и определенной последовательности их выполнения.

Состав операции:

1. Прием- законченная совокупность действий рабочего, имеюших определенное целевое наэначение.

2. Трудовое действие-часть приема, представляющая совокупность нескольких физических движений, осуществляемых непрерывно.

3. Трудовое движение-однократное целенаправленное перемещение корпуса, рук, пальцев рабочего.

Движения в трудовом процессе могут быть: короткие, длинные, горизонтальные, вертикальные, индивидуальные, совмещенные, непрерывные, прерывные, с постоянным и переменным направлением, преноровительные, решительные, холостые, рабочие.

2. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи.

     Для правильной организации труда на предприятии  необходимо знать какое коичество труда требуется для выполнения той или иной работы-т.е. установить меру труда каждого работника т.е. норму труда

     Техническое нормирование труда(ТНТ)-это научная система исследований, затрат времени в швейном производстве при выполнении швейных работ с целью проектирования производственных норм, улучшение использования швейных машин и рабочего времени рабочих, анализа передовых методов организации труда.

Для того, чтобы организовать по научному труд на производстве надо знать какое количество труда, а также работники какой специальности и квалификации нужны для выполнения данной работы. Решение этой задачи требует установления меры труда т.е. нормы рабочего времени на каждую работу.

Сущность ТНТ:

     - определение времени, требуемого на выполнение заданного объема работы;

     - определение количества продукции, которая должна быть установлена в единицу времени.

Задача ТНТ:

     - определение количества труда, необходимого для выпуска заданного объема продукции.

Функции ТНТ:

      - изучение и анализ затрат рабочего времени с целью выявления и использования всех резервов труда;     

     - разработка и внедрение производства, технически обоснованных норм затрат трудом;

     - изучение и обобщение передового опыта работы;

     - разработка исходных данных для рациональной организации рабочих мест;

     - разработка организационных технических и хозяйственных мероприятий, направленных на сокращение производственного цикла.

3. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработки и норм обслуживания.

     Нормы труда подразделяются на:

     1. Норму времени-количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работы.

                                                  Тсм

Нвр.= ────────

 Нвыр.

2. Норму выработки-объем работы, который необходимо выпголнить в течении определенной единицы времени.

  Тсм

Нвыр.= ──────

                                                   Нвр.

Между Нвр. и Нвыр. существует обратная зависимость, % увеличения Нвыр. не равен % уменьшенимя Нвр.

              100 х % повыш. Нвыр.

% снижения Нвр= ────────────────

           100+% повыш. Нвыр.

100 х % сниж. Нвр.

% повышения Нвыр.= ──────────────────

  100-% сниж.Нвр.

Норма выработки устанавливается в натуральных показателях: штуках, метрах, тоннах и т.д. и может быть часовой, дневной, месячной.

3. Норму обслуживания-количество единиц оборудования, рабочих мест, квадратных метров площади или количества людей,


которое должен обслуживать рабочий или служащий за определенное время.

4. Классификация затрат рабочего времени.

Рабочее время делится на 2 категории: нормированное и ненормированное.

     Ненормируемое рабочее время-это потери рабочего времени, лишняя работа, организационные простои, простой из-за нарушения трудовой дисциплины, непредвиденная работа.

Время обслуживания рабочего места делится на:

1. Техническое обслуживание-ремонт и профилактический осмотр машин.

2. Организационное обслуживание-смена шпули, ликвидация обрыва нити, заправка верхней нити.

     Нормируемое время работы-время оперативной работы, время обслуживания рабочего места, время подготовительно-заключительной работы, время на отдых и личные надобности, время технологических перерывов.

5. Структура технической нормы времени и характеристика ее элементов.

Структура нормы времени соответствует структуре нормируемой части рабочего времени.    

Тн= То.+ t в.+ t о.р.м.+ t п.з+ t т.п+ t о.л.н.          

где То-основная время

В составе нормы времени выделяют норму штучного времени т.е.

затраты, определяемые непосредственно на каждую единицу изготавлеваемых изделий или выполняемых работ и не включает в себя подготовительно-заключительное время.

t шт.= То.+ t в.+ t о.р.м.+ t т.п.+ t о.л.н.

В сборниках нормативов времени, используемых для определения норм времени на операцию аналитически-расчетным методом t о.р.м., t т.п., t о.л.н., t п.з. устанавливаются в виде % от оперативного времени.

а о.р.м.+ а т.п+ а о.л.н.+ а п.з.

Тн= Топ.х (1+ ──────────────────────── )

 100

По этой формуле рассчитываются обычно типовые нормы времени на технологические операции, приведенные в сборниках, разработанных для швейных предприятий.

6. Методы технического нормирования. Методика проведения хронометрожа, фотографии рабочегот времени и фотохронометрожа.

В практике швейных предприятий используются 2 метода нормирования труда:

1. Опытно-статистический. Этот метод предпологает установление норм на основе отчетных данных по затратам прошлых периодов и опыта нормировщика.

2. Аналитический. Более обоснованные и прогрессивные нормы обеспечивают применение этого метода.

Норму времени на единицу работы устанавливают в следующем порядке:

- работу (операцию) делят на элементы (приемы);

- выявляют факторы, влияющие на затраты времени по этим элементам;

- анализируют недостатки;

- проектируют рациональный состав времени на работу (операцию);

- рассчитывают затрату времени на выполнение отдельных элементов и работу (операцию) в целом;

- разработка организационно-технических мероприятий, обеспечение внедрения разработанных норм.

Аналитический метод предусматривает 2 способа определения затрат времени:

1.  Аналитический расчетный. Затраты времени на каждый элемент операции (работы) устанавливаются по нормативам и нормам времени.

2. Аналитический исследовательский. Определение затрат времени на каждый элемент операции и операцию в целом путем наблюдений(составление фотографии рабочего времени(ФРВ), фотохронометрожа).

7. Учет, пересмотр и анализ действующих норм.

     Для успешного внедрения норм необходимы следующие условия:

1. На предприятии необходимо создать производственные условия (оборудование, технология, организация производства), соответствующие новым нормам.

2. Рабочие должны быть ознакомлены с новыми нормами за 2 недели до их внедрения, с ними должна быть проведена разъяснительная работа по причинам внедрения новых норм.

3. Новые нормы внедряются приказом руководителя предприятия по согласованию с профсоюзом.

     После внедрения надо контролировать выполнение норм, для этого рассчитывают %    их выполнения.

В факт.

%выпол.= ─────── х 100%

Н выр.

                                                   

     Пересмотр действующих норм выполняется в следующих случаях:

- если нормы не выполняются или перевыполняются с большим %;

- если они были ошибочно установлены;

- если изменились производственные условия.


                                              Классификация рабочего времени

                                 Продолжительность смены

         Время работы        Время перерывов

нормируемое время           ненормируемое время                                 нормируемое время               ненормируемое время

   время                     время                     время подготовительно-        время на отдых и личные    перерывы,        перерывы  

  оперативной          обслуживания       заключительной работы     надобности                          зависящие от    не завися-

  работы         рабочего места рабочего щие от

                                                                - получение и сдача работы; рабочего

                                                                - ознакомление с работой, с зарисовкой фасона;  

основное      вспомогательное - получение консультации по технологии обработки изделия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78587. Як доглядати за кімнатними рослинами? 52.5 KB
  Мета: формувати уявлення про кімнатні рослини, про залежність від їх потреб в освітленні, поливі, освітленні, пересадці. Розвивати практичні уміння і навички доглядати за кімнатними рослинами (розташування в приміщенні, поливі, розпушуванні ґрунту, пересадка, розмноження).
78588. Осінь. Рослини восени. Як тварини готуються до зими 72.5 KB
  Обладнання: таблиці ілюстрації осінь у парку у лісі на городі осінні листочки костюми Осені білочки їжачка корони місяців овочі та фрукти дари осені малюнки дітей. Під слова вчителя виходить дівчина Осінь розтрушує листочки Осінь хазяйнує скрізь куди не поглянь.
78589. Тварини взимку. Як зимують птахи? 121 KB
  Мета: формувати уявлення про світ птахів; вчити дітей здійснювати проектну діяльність на основі колективно вироблених завдань; розвивати творчий підхід до розвязання поставленої проблеми усне мовлення громадську та соціальну компетентності; виховувати любов до птахів прагнення не тільки спостерігати...
78590. ВОДОЁМЫ. РОДНИК 55 KB
  Формировать первичные знания, развивать стремление больше знать; ознакомив с литературой, вызвать желание больше читать, Заранее планируя свой выбор; учить умение высказывать свою точку зрения, опираясь на знания и опыт; воспитывать бережное отношение к водоемам, экономное использование пресной воды.
78591. Рідний край, де ми живемо, Україною зовемо 78 KB
  Обладнання: карта України державні символи України картки для роботи в парах зошит Я і Україна кросворд ілюстрації з краєвидами Києва різнокольорові паперові квітки недомальовані смайлики. Люби шануй оберігай Усе що зветься Україна.
78592. Зовнішня будова рослин. Рослини - живі організми. Рослини - джерело поживних речовин і кисню на Землі 97.5 KB
  Поглибити поняття органів рослин; сформувати уявлення про значення кожного органу (кореня, стебла, листків, квіток, плодів з насінням) для рослини, про особливості живлення і дихання рослин; уміння розрізняти органи рослин, називати їх; розвиток пізнавальних інтересів учнів...
78593. Кругообіг води в природі. Вода має бути чистою 155 KB
  Продовжити формувати поняття вода уявлення про умови перетворення води з одного стану в інший про кругообіг води в природі про необхідність бережного використання її. Обладнання: склянки з водою кусочки льоду скляна пляшка з замороженою водою; таблиця Кругообіг води в природі...
78594. ПІДСУМКОВИЙ УРОК ПО ТЕМІ «ТВАРИНИ» 44 KB
  Мета: Узагальнити і систематизувати знання учнів про найбільші групи тварин, розвивати вміння порівнювати варини,класифікувати їх за суттєвими ознаками, встановлювати взаємозв’язки з неживою природою; розвивати спостережливість,вміння аналізувати, робити висновки; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78595. Значення ґрунту в природі і для людей. Охорона ґрунту 3.69 MB
  Мета: формувати уявлення про значення ґрунтів в природі та значення його для людей про шляхи забруднення і руйнування ґрунту про охорону і збереження ґрунту розвивати логічне мислення виховувати бережливе ставлення до природних багатств.