7537

Организация труда. Техническое нормирование труда

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Тема: Организация труда. Техническое нормирование труда Организация труда. Сущность. Метод труда. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработ...

Русский

2013-01-25

56 KB

95 чел.

Тема: Организация труда. Техническое нормирование труда

1. Организация труда. Сущность. Метод труда.

2. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи.

3. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработки и норм обслуживания.

4. Классификация затрат рабочего времени.

5. Структура технической нормы времени и  характеристика ее элементов.

6. Методы технического нормирования. Методика проведения хронометрожа, фотографии рабочего времени и фотохронометра.

7. Учет, пересмотр и анализ действующих норм.

1. Организация труда. Сущность. Метод труда.

     Организация труда-это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы и которая включает: соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы нормирования и стимулирования труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

     Многие из вышеперечисленных условий оговариваются в контракте.

     Контракт-это особая форма трудового договора между нанимаемым работником и собственником или его доверенным лицом, регулирующая взаимоотношения сторон, обеспечивающая условия для проявления инициативы и самостоятельности работника, условия и размеры материального вознаграждения.

     Метод труда-способ осуществления процессов труда, характеризующийся составом приемов и операций и определенной последовательности их выполнения.

Состав операции:

1. Прием- законченная совокупность действий рабочего, имеюших определенное целевое наэначение.

2. Трудовое действие-часть приема, представляющая совокупность нескольких физических движений, осуществляемых непрерывно.

3. Трудовое движение-однократное целенаправленное перемещение корпуса, рук, пальцев рабочего.

Движения в трудовом процессе могут быть: короткие, длинные, горизонтальные, вертикальные, индивидуальные, совмещенные, непрерывные, прерывные, с постоянным и переменным направлением, преноровительные, решительные, холостые, рабочие.

2. Сущность и организация технического нормирования труда. Его значение и задачи.

     Для правильной организации труда на предприятии  необходимо знать какое коичество труда требуется для выполнения той или иной работы-т.е. установить меру труда каждого работника т.е. норму труда

     Техническое нормирование труда(ТНТ)-это научная система исследований, затрат времени в швейном производстве при выполнении швейных работ с целью проектирования производственных норм, улучшение использования швейных машин и рабочего времени рабочих, анализа передовых методов организации труда.

Для того, чтобы организовать по научному труд на производстве надо знать какое количество труда, а также работники какой специальности и квалификации нужны для выполнения данной работы. Решение этой задачи требует установления меры труда т.е. нормы рабочего времени на каждую работу.

Сущность ТНТ:

     - определение времени, требуемого на выполнение заданного объема работы;

     - определение количества продукции, которая должна быть установлена в единицу времени.

Задача ТНТ:

     - определение количества труда, необходимого для выпуска заданного объема продукции.

Функции ТНТ:

      - изучение и анализ затрат рабочего времени с целью выявления и использования всех резервов труда;     

     - разработка и внедрение производства, технически обоснованных норм затрат трудом;

     - изучение и обобщение передового опыта работы;

     - разработка исходных данных для рациональной организации рабочих мест;

     - разработка организационных технических и хозяйственных мероприятий, направленных на сокращение производственного цикла.

3. Характеристика и расчет технической нормы времени, норм выработки и норм обслуживания.

     Нормы труда подразделяются на:

     1. Норму времени-количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работы.

                                                  Тсм

Нвр.= ────────

 Нвыр.

2. Норму выработки-объем работы, который необходимо выпголнить в течении определенной единицы времени.

  Тсм

Нвыр.= ──────

                                                   Нвр.

Между Нвр. и Нвыр. существует обратная зависимость, % увеличения Нвыр. не равен % уменьшенимя Нвр.

              100 х % повыш. Нвыр.

% снижения Нвр= ────────────────

           100+% повыш. Нвыр.

100 х % сниж. Нвр.

% повышения Нвыр.= ──────────────────

  100-% сниж.Нвр.

Норма выработки устанавливается в натуральных показателях: штуках, метрах, тоннах и т.д. и может быть часовой, дневной, месячной.

3. Норму обслуживания-количество единиц оборудования, рабочих мест, квадратных метров площади или количества людей,


которое должен обслуживать рабочий или служащий за определенное время.

4. Классификация затрат рабочего времени.

Рабочее время делится на 2 категории: нормированное и ненормированное.

     Ненормируемое рабочее время-это потери рабочего времени, лишняя работа, организационные простои, простой из-за нарушения трудовой дисциплины, непредвиденная работа.

Время обслуживания рабочего места делится на:

1. Техническое обслуживание-ремонт и профилактический осмотр машин.

2. Организационное обслуживание-смена шпули, ликвидация обрыва нити, заправка верхней нити.

     Нормируемое время работы-время оперативной работы, время обслуживания рабочего места, время подготовительно-заключительной работы, время на отдых и личные надобности, время технологических перерывов.

5. Структура технической нормы времени и характеристика ее элементов.

Структура нормы времени соответствует структуре нормируемой части рабочего времени.    

Тн= То.+ t в.+ t о.р.м.+ t п.з+ t т.п+ t о.л.н.          

где То-основная время

В составе нормы времени выделяют норму штучного времени т.е.

затраты, определяемые непосредственно на каждую единицу изготавлеваемых изделий или выполняемых работ и не включает в себя подготовительно-заключительное время.

t шт.= То.+ t в.+ t о.р.м.+ t т.п.+ t о.л.н.

В сборниках нормативов времени, используемых для определения норм времени на операцию аналитически-расчетным методом t о.р.м., t т.п., t о.л.н., t п.з. устанавливаются в виде % от оперативного времени.

а о.р.м.+ а т.п+ а о.л.н.+ а п.з.

Тн= Топ.х (1+ ──────────────────────── )

 100

По этой формуле рассчитываются обычно типовые нормы времени на технологические операции, приведенные в сборниках, разработанных для швейных предприятий.

6. Методы технического нормирования. Методика проведения хронометрожа, фотографии рабочегот времени и фотохронометрожа.

В практике швейных предприятий используются 2 метода нормирования труда:

1. Опытно-статистический. Этот метод предпологает установление норм на основе отчетных данных по затратам прошлых периодов и опыта нормировщика.

2. Аналитический. Более обоснованные и прогрессивные нормы обеспечивают применение этого метода.

Норму времени на единицу работы устанавливают в следующем порядке:

- работу (операцию) делят на элементы (приемы);

- выявляют факторы, влияющие на затраты времени по этим элементам;

- анализируют недостатки;

- проектируют рациональный состав времени на работу (операцию);

- рассчитывают затрату времени на выполнение отдельных элементов и работу (операцию) в целом;

- разработка организационно-технических мероприятий, обеспечение внедрения разработанных норм.

Аналитический метод предусматривает 2 способа определения затрат времени:

1.  Аналитический расчетный. Затраты времени на каждый элемент операции (работы) устанавливаются по нормативам и нормам времени.

2. Аналитический исследовательский. Определение затрат времени на каждый элемент операции и операцию в целом путем наблюдений(составление фотографии рабочего времени(ФРВ), фотохронометрожа).

7. Учет, пересмотр и анализ действующих норм.

     Для успешного внедрения норм необходимы следующие условия:

1. На предприятии необходимо создать производственные условия (оборудование, технология, организация производства), соответствующие новым нормам.

2. Рабочие должны быть ознакомлены с новыми нормами за 2 недели до их внедрения, с ними должна быть проведена разъяснительная работа по причинам внедрения новых норм.

3. Новые нормы внедряются приказом руководителя предприятия по согласованию с профсоюзом.

     После внедрения надо контролировать выполнение норм, для этого рассчитывают %    их выполнения.

В факт.

%выпол.= ─────── х 100%

Н выр.

                                                   

     Пересмотр действующих норм выполняется в следующих случаях:

- если нормы не выполняются или перевыполняются с большим %;

- если они были ошибочно установлены;

- если изменились производственные условия.


                                              Классификация рабочего времени

                                 Продолжительность смены

         Время работы        Время перерывов

нормируемое время           ненормируемое время                                 нормируемое время               ненормируемое время

   время                     время                     время подготовительно-        время на отдых и личные    перерывы,        перерывы  

  оперативной          обслуживания       заключительной работы     надобности                          зависящие от    не завися-

  работы         рабочего места рабочего щие от

                                                                - получение и сдача работы; рабочего

                                                                - ознакомление с работой, с зарисовкой фасона;  

основное      вспомогательное - получение консультации по технологии обработки изделия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80206. Інформація в маркетинговій діяльності 97 KB
  Інформація в маркетинговій діяльності План Система маркетингової інформації Процес маркетингового дослідження Система маркетингової інформації Загальний маркетинговий цикл включає в себе: маркетингові дослідження; планування; організацію маркетингу і контроль маркетингової діяльності. Маркетингова інформаційна система Процес маркетингового дослідження Мета маркетингових досліджень полягає у звязку споживачів і виробників шляхом маркетингової інформації для досягнення мети підприємства і визначення шляхів оптимального використання його...
80207. Типи ринків і моделі поведінки споживачів 115 KB
  Процес прийняття рішення про купівлю Етапи сприймання товаруновинки Промисловий та споживчий ринки З погляду маркетингового управління розрізняють два основних типи ринків: споживчий і промисловий. Порівняльна характеристика споживчого і промислового ринків Характеристика Промисловий ринок Споживчий ринок Обсяг збуту Великий Невеликий Обсяг закупок Великий Невеликий Кількість споживачів Невелика Велика Прийняття рішення про закупку Багато людей Небагато Природа покупки Фахова Дилетантська Розміщення споживачів Географічно сконцентроване...
80208. Добір цільових ринків 69 KB
  Добір цільових ринків План Поняття сегментації Критерії ефективної сегментації Основні принципи сегментації ринків Стратегії охоплення ринку Позиціонування товарів Поняття сегментації Будьяка фірма усвідомлює що її товар не може подобатись одразу всім покупцям. В останньому випадку слід зосередитися на частині ринку або сегментах. При сегментації ринку розрізнення а точніше виділення споживачів має відбуватися на основі вияву суттєвих значущих з погляду фірми різниць між групами споживачів при чому таких різниць які справляють...
80209. Основи товарної політики компанії 139.5 KB
  Товар product комбінація власне товару і обслуговування що компанія пропонує цільовому ринку дизайн позиція на ринку виробнича лінія довжина і глибина марки упаковка гарантії сервісне обслуговування і т. Ціна price визначає кількість грошей що повинні сплатити покупці щоб одержати товар ціна виробника оптовика роздрібного торговця; політика знижок і їхня структура; умови контрактів; цінова політика залежно від собівартості від ситуації на ринку від корисності товару; цінова політика загарбницька очікувальна тощо....
80210. Стратегія збуту і просування товарів 111.5 KB
  Стратегія збуту і просування товарів План Розподіл товару. Реклама Методи стимулювання збуту і пропаганда Особистий продаж і прямий маркетинг Просування товарів і правовий захист споживачів Розподіл товару. Поняття про канали розподілу Розповсюдження товарів на ринку має два елементи: Розподіл товару передача права власності від виробника до споживача. Товарорух фізичне розповсюдження товару.
80211. Маркетинговий менеджмент 120 KB
  Стратегічне планування в маркетингу. Організація відділів маркетингу. Стратегічне планування в маркетингу Раніше ми визначили що згідно з концепцією маркетингу єдиним способом досягнення корпоративних цілей щодо обороту прибутку доходу на інвестиції тощо є задоволення потреб споживачів. Маркетингу як функції менеджменту належить у цьому процесі особлива роль задавати координати іншим стратегічним напрямам діяльності фірми: управління фінансами виробництвом матеріальнотехнічним забезпеченням персоналом.
80212. Загальне поняття маркетингу 99 KB
  Загальне поняття маркетингу План Причини появи і розвитку маркетингу. Сутність маркетингу. Базові поняття маркетингу. Причини появи і розвитку маркетингу Серед понять що стали ознакою сучасного бізнесу особливе місце займає маркетинг.
80213. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии 54 KB
  Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете...
80214. Что такое онтология. Онтологическая проблематика 48.5 KB
  Словосочетание онтология образовано из греческих слов ontos (сущее) и logos (слово) и по-русски есть – учение о сущем. Впервые этот термин обнаруживается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса...