75385

Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования. Способы выражения информации о виде. с глаголами совершеного вида: нельзя сказать кончить прочитать редкий способ.

Русский

2015-01-12

25.5 KB

0 чел.

28 вопрос. Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования.

Способы выражения информации о виде.

1. Синтагматический (несочетаемость фазового глагола "начать", "закончить" и др. с глаголами совершеного вида: нельзя сказать "кончить прочитать") - редкий способ;

2. Словообразовательный - связь с видовыми основами; основной способ образования видов.

Типы видовых основ:

1) Первичная основа - несовершенный вид (читать);

2) +приставка (про-, до-, за-...) - смена вида: совершенный вид - перфективация (дочитать);

3) +суффикс (-ава-, -ива-...) - снова смена вида: несовершенный вид - имперфективация (дочитывать);

(4) +приставка - смена вида: совершенный вид (редкий случай).

=> Каждый шаг словообразовательной деривации сопровождается сменой вида.

! Исключения из первичных основ: дать, группа глаголов на -ить (решить).

Основы 2-го типа - приставочно-перфективные.

Основы 3-го типа - приставочно-имперфективные.

Стоит обратить внимание на бесприставочные глаголы, означающие однократное/многократное действие:

толкать (суффикс -а- многократное действие) - несовершенный вид; толкнуть (суффикс -ну- однократное действие) - совершенный вид.

Видообразование у глаголов движения:

На первой ступени глаголы движения образуют пары по однонаправленности/разнонаправленности (чтобы определить это, рисуем стрелочки, обозначающие движение: направлены в одну сторону - однонаправленность, хаотично - разнонаправленность).

1. Несовершенный вид: идти-ходить, нести-носить;

2. +приставка (при-): придти - совершенный вид; приходить - несовершенный вид.

Таким образом, на второй ступени видообразования глаголы однонаправленного движения меняют свой вид, а глаголы разнонаправленного движения не меняют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51574. Конструирование диагностико-проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога 183 KB
  Конструирование диагностико проектировочной и ценностноориентировочной деятельности педагога. Ведущие задачи диагностикопроектировочного этапа педагогической деятельности. Задачный характер педагогической деятельности. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива.
51575. Пути повышения рентабельности предприятия (на примере ООО «Телепласт») 1.34 MB
  Рентабельность - это важнейший показатель в экономике. Понимание ее сути, механизмов работы и практического применения в экономической деятельности дает возможность решения многих задач в работе компании.
51577. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 78.5 KB
  ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Урок русского языка достигнет своей цели если он вызовет у учащихся интерес к изучаемому предмету заставит их не только слушать учителя но и активно самостоятельно работать. Нужно исходить из реальных Возможностей всего класса в целом и индивидуальных особенностей отдельных учащихся. Разрабатывая систему уроков особенно важно выделить в ней так называемые трудные случаи на которые должно быть вовремя обращено внимание учащихся. У некоторых учащихся трудности могут встретиться при...
51581. Властивості степеня з натуральним показником 48.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань формування вмінь і навичок інтерактивний урок Інтерактивні технології: вирішення проблеми займи позицію оцінювальна дискусія Обладнання: підручники збірники задач таблиці інтерактивна дошка диференційовані завдання роздатковий матеріал завдання на картках контрольні запитання Зміст урок Організаційний момент. Перевірка домашнього...