75385

Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования. Способы выражения информации о виде. с глаголами совершеного вида: нельзя сказать кончить прочитать редкий способ.

Русский

2015-01-12

25.5 KB

0 чел.

28 вопрос. Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования.

Способы выражения информации о виде.

1. Синтагматический (несочетаемость фазового глагола "начать", "закончить" и др. с глаголами совершеного вида: нельзя сказать "кончить прочитать") - редкий способ;

2. Словообразовательный - связь с видовыми основами; основной способ образования видов.

Типы видовых основ:

1) Первичная основа - несовершенный вид (читать);

2) +приставка (про-, до-, за-...) - смена вида: совершенный вид - перфективация (дочитать);

3) +суффикс (-ава-, -ива-...) - снова смена вида: несовершенный вид - имперфективация (дочитывать);

(4) +приставка - смена вида: совершенный вид (редкий случай).

=> Каждый шаг словообразовательной деривации сопровождается сменой вида.

! Исключения из первичных основ: дать, группа глаголов на -ить (решить).

Основы 2-го типа - приставочно-перфективные.

Основы 3-го типа - приставочно-имперфективные.

Стоит обратить внимание на бесприставочные глаголы, означающие однократное/многократное действие:

толкать (суффикс -а- многократное действие) - несовершенный вид; толкнуть (суффикс -ну- однократное действие) - совершенный вид.

Видообразование у глаголов движения:

На первой ступени глаголы движения образуют пары по однонаправленности/разнонаправленности (чтобы определить это, рисуем стрелочки, обозначающие движение: направлены в одну сторону - однонаправленность, хаотично - разнонаправленность).

1. Несовершенный вид: идти-ходить, нести-носить;

2. +приставка (при-): придти - совершенный вид; приходить - несовершенный вид.

Таким образом, на второй ступени видообразования глаголы однонаправленного движения меняют свой вид, а глаголы разнонаправленного движения не меняют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70675. ОСЛОЖНЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ 72.5 KB
  Язвенная болезнь заболевание в основе которого лежит образование и долгое не заживление дефекта слизистой и других слоев желудка и 12 п. К местным факторам принадлежат: 1 повышение кислотно-ферментативного воздействия на слизистые...
70676. ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 72.5 KB
  Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки являются причиной около 50 случаев кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Одной из причин такого положения является тот факт что нередко язвенная болезнь дебютирует клиникой кровотечения.
70677. Сущность категорий предприимчивость, предприятие, предпринимательство 125.5 KB
  Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность...
70678. Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого бизнеса 108 KB
  Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли или акции учредителей участников уставным фондом. Хозяйственные товарищества Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным...
70679. Поняття про біосферу 218.76 KB
  Межа біосфери в літосфері також чітко не окреслена. Починаючи з глибин 0,5-2 м від земної поверхні кількість живої речовини зменшується в логарифмічній послідовності. На глибинах понад 10 м породи, як правило, вже стерильні. Та навіть у товщі стерильної породи іноді трапляються острівці життя.
70680. Комплексное исследование рынка 104.5 KB
  Изучение товара: новизна и конкурентоспособность по сравнению с товарами конкурентов; соответствие требованиям местного законодательства существующих здесь правил и обычаев; способность удовлетворить нынешние и перспективные потребности потенциальных покупателей...