75386

Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. Причастия прош.

Русский

2015-01-12

20.46 KB

2 чел.

3

Вопрос 31. Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском.

  Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. вр образуются от глаголов несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершается в настоящем: играющийбегущий (мальчик),  излагаемые (требования). Причастия прош. вр. образуются от глаголов сов. и несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершалось или совершилось в прошлом: игравший,  бежавший (мальчик), изложенные (требования),смеявшиеся (дети), купленные (вещи).

Причастия наст. вр. действит. и страдат. залога образуются от основы наст. вр. с помощью специальных суффиксов. Действит. причастия наст. вр. образуются с помощью суф. -ущ- (орфогр. также -ющ-)/-ащ- (орфогр. также -ящ-). Выбор морфов определяется принадлежностью глагола к первому или второму спр. Действит. причастия наст. вр. от глаголов I спр. образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ущ- (орфогр. также -ющ-) и флексий прилагательного:  мерзн-ущ-ийпиш-ущ-ийстерег-ущ-ийжн-ущ-ий. От глаголов II спр. действит. причастия образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ащ- (орфогр. также -ящ-) и флексии прилагательного:  бел-ящ-ий,крич-ащ-ий. Причастия наст. вр. не образуются от глаголов сов. вида.

Причастия прош. вр. действит. и страдат. залогов образуются (чаще от основы прош. вр.) с помощью специальных суффиксов. Действительные причастия прош. вр. образуются присоединением к основе прош. вр. суф. -вш-/-ш- и флексий прилагательного. Суф. морф. -вш- выступает после гласных: игра-ла – игра-вш-ий, беле-ла – беле-вш-ийрисова-ла – рисова-вш-ийду-ла – ду-вш-ийкрикну-ла – крикну-вш-ийписа-ла – писа-вш-ийплы-ла – плы-вш-ийдари-ла – дари-вш-ийвиде-ла – виде-вш-ий,крича-ла – крича-вш-ий. Суф. морф -ш- выступает после согласных: нес-ла – нес-ш-ийрос-ла – рос-ш-ийтер-ла – тер-ш-ий. Ряд глаголов с факультативным -ну- в основах прош. вр. образует вариантные формы действит. причастий прош. вр. от основ с -ну- и без -ну-: повисший и повиснувшийвоздвигший и воздвигнувший.

Страдат. прич. прош. вр. образуются при помощи суф. -енн-/-нн- и флексий прилагательного. Суф. морф -нн- присоединяется к основам прош. вр., оканчивающимся на -аразыгра-л-а – разыгра-нн-ыйразрисова-л-а –разрисова-нн-ыйзабрызга-л-а – забрызга-нн-ыйнаписа-л-а – написа-нн-ыйизгна-л-а – изгна-нн-ый).

Деепричастие как форма глагола не обладает морфологически выраженным временным значением. В предложении деепричастие передает то или иное отношение обозначаемого им действия ко времени действия, обозначаемого глаголом-сказуемым. Деепричастия глаголов несов. вида обычно передают одновременность с таким действием: бежит,прихрамываябежал прихрамываябудет бежатьприхрамывая. Деепричастия глаголов сов. вида могут передавать разные временные отношения, в частности: 1) предшествования: остановившисьсказалостановившисьскажет; 2) одновременности состояния как результата предшествующего действия:  сидитнахмурившись; сидел нахмурившисьбудет сидетьнахмурившись; 3) следования: расстегнул сюртукоткрыв рубаху навыпуск.

Сказуемые придаточных предложений и полные причастия могут быть ориентированы на время главного предложения или действие. Отсюда возникает такое понятие как ориентация: 1) абсолютная – это отношение одновременности между двумя действиями (Он увидел мальчика, сидящего на скамейке); 2) относительная – разные времена (Он увидел мальчика, сидевшего на скамейке).

Вот что говорится об ориентации в «Академической грамматике»:

Время осуществления действия определяется по отношению к той или иной точке отсчета (см. вопрос 30). Такой точкой отсчета является либо момент речи (Он придет вовремя), либо какой-нибудь другой момент, в частности время другого действия (Он думал, что придет вовремя). В морфологической системе форм времени эти различия не отражены. Категориальные значения форм времени ориентируются на единую исходную точку – грамматическую точку отсчета. Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент речи, так и любой другой момент, по отношению к которому определяется время действия в речи.

Система форм времени строится на противопоставлении значений одновременности (формы наст. вр.), предшествования (формы прош. вр.) или следования (формы буд. вр.) по отношению к грамматической точке отсчета. Каждая форма времени заключает в своем грамматическом значении определенное отношение к этому ориентиру. Так, форма будущего сложного (буду писать) – носитель значения следования (будущего) по отношению к указанной точке отсчета. Это значение принадлежит языковой грамматической системе форм времени. В данной системе оно определяется вне контекста, безотносительно к конкретному говорящему и моменту его речи. В акте речи, при функционировании форм времени, отношение к грамматической точке отсчета, заключенное в данной форме, связывается либо с внеязыковым моментом речи (абсолютное употребление форм времени), либо с какимлибо иным моментом (относительное употребление). Например, в предложении Я буду писать при употреблении формы будущего сложного выражается следование (будущее) с точки зрения момента речи говорящего; в предложении же Я обещалчто буду писать выражается следование с точки зрения того момента прошлого, к которому относится действие обещал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60124. От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра» 986.5 KB
  В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.
60125. Учитель, ринок, технологія (Обираємо технологію) 207.94 KB
  Мета: обговорити підходи до вибору технології навчання з позицій потреб сучасного ринку освітніх послуг в Україні, визначити дієвість та конкурентоспроможність обраних технологій в інтерактивному спілкуванні студентів.
60126. ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ 85 KB
  2-й ведущий. Эта песня-воззвание неслась над страной в суровую военную годину. И тысячи людей брали в руки оружие, чтобы отстоять свободу и независимость любимой Родины.
60127. Українське кіномистецтво 951 KB
  Народилася Наталія Михайлівна Ужвій 22 серпня 1898 року в містечку Любомлі на Волині в селянській сімї. До 1912 року сімя Ужвій жила в робітничому селищі Брудно поблизу Варшави.
60129. Класна година: Не рубай ялинку, не губи тваринку, а краще природу бережи 44 KB
  Вони ростуть у суворому кліматі там завжди дуже холодно ростуть на збіднених ґрунтах де мало вологи і поживних речовин. Слайд 3 Група 1 Ялинка як і всі вічнозелені дерева дуже красива. Людям у яких є хвороби серця чи дихальних шляхів це повітря дуже корисне...
60130. Хлеб - всему голова 73 KB
  Демонстрация видеоролика Хлеб - всему голова Вступительное слово преподавателя Гетман А. Хлеб во все времена и у всех народов наибольшей святостью считается хлеб. Когда не было хлеба приходила беда.
60131. Виховний захід: «Я - за безпечний Інтернет» 69.5 KB
  Мета: знайомство учасників для створення комфортної атмосфери для роботи Метод: індивідуальна робота Теоретична інформація: На ватмані малюється квітка без пелюстків. Вправа 2: Очікування гра Гаряча картопля...