75386

Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. Причастия прош.

Русский

2015-01-12

20.46 KB

2 чел.

3

Вопрос 31. Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском.

  Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. вр образуются от глаголов несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершается в настоящем: играющийбегущий (мальчик),  излагаемые (требования). Причастия прош. вр. образуются от глаголов сов. и несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершалось или совершилось в прошлом: игравший,  бежавший (мальчик), изложенные (требования),смеявшиеся (дети), купленные (вещи).

Причастия наст. вр. действит. и страдат. залога образуются от основы наст. вр. с помощью специальных суффиксов. Действит. причастия наст. вр. образуются с помощью суф. -ущ- (орфогр. также -ющ-)/-ащ- (орфогр. также -ящ-). Выбор морфов определяется принадлежностью глагола к первому или второму спр. Действит. причастия наст. вр. от глаголов I спр. образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ущ- (орфогр. также -ющ-) и флексий прилагательного:  мерзн-ущ-ийпиш-ущ-ийстерег-ущ-ийжн-ущ-ий. От глаголов II спр. действит. причастия образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ащ- (орфогр. также -ящ-) и флексии прилагательного:  бел-ящ-ий,крич-ащ-ий. Причастия наст. вр. не образуются от глаголов сов. вида.

Причастия прош. вр. действит. и страдат. залогов образуются (чаще от основы прош. вр.) с помощью специальных суффиксов. Действительные причастия прош. вр. образуются присоединением к основе прош. вр. суф. -вш-/-ш- и флексий прилагательного. Суф. морф. -вш- выступает после гласных: игра-ла – игра-вш-ий, беле-ла – беле-вш-ийрисова-ла – рисова-вш-ийду-ла – ду-вш-ийкрикну-ла – крикну-вш-ийписа-ла – писа-вш-ийплы-ла – плы-вш-ийдари-ла – дари-вш-ийвиде-ла – виде-вш-ий,крича-ла – крича-вш-ий. Суф. морф -ш- выступает после согласных: нес-ла – нес-ш-ийрос-ла – рос-ш-ийтер-ла – тер-ш-ий. Ряд глаголов с факультативным -ну- в основах прош. вр. образует вариантные формы действит. причастий прош. вр. от основ с -ну- и без -ну-: повисший и повиснувшийвоздвигший и воздвигнувший.

Страдат. прич. прош. вр. образуются при помощи суф. -енн-/-нн- и флексий прилагательного. Суф. морф -нн- присоединяется к основам прош. вр., оканчивающимся на -аразыгра-л-а – разыгра-нн-ыйразрисова-л-а –разрисова-нн-ыйзабрызга-л-а – забрызга-нн-ыйнаписа-л-а – написа-нн-ыйизгна-л-а – изгна-нн-ый).

Деепричастие как форма глагола не обладает морфологически выраженным временным значением. В предложении деепричастие передает то или иное отношение обозначаемого им действия ко времени действия, обозначаемого глаголом-сказуемым. Деепричастия глаголов несов. вида обычно передают одновременность с таким действием: бежит,прихрамываябежал прихрамываябудет бежатьприхрамывая. Деепричастия глаголов сов. вида могут передавать разные временные отношения, в частности: 1) предшествования: остановившисьсказалостановившисьскажет; 2) одновременности состояния как результата предшествующего действия:  сидитнахмурившись; сидел нахмурившисьбудет сидетьнахмурившись; 3) следования: расстегнул сюртукоткрыв рубаху навыпуск.

Сказуемые придаточных предложений и полные причастия могут быть ориентированы на время главного предложения или действие. Отсюда возникает такое понятие как ориентация: 1) абсолютная – это отношение одновременности между двумя действиями (Он увидел мальчика, сидящего на скамейке); 2) относительная – разные времена (Он увидел мальчика, сидевшего на скамейке).

Вот что говорится об ориентации в «Академической грамматике»:

Время осуществления действия определяется по отношению к той или иной точке отсчета (см. вопрос 30). Такой точкой отсчета является либо момент речи (Он придет вовремя), либо какой-нибудь другой момент, в частности время другого действия (Он думал, что придет вовремя). В морфологической системе форм времени эти различия не отражены. Категориальные значения форм времени ориентируются на единую исходную точку – грамматическую точку отсчета. Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент речи, так и любой другой момент, по отношению к которому определяется время действия в речи.

Система форм времени строится на противопоставлении значений одновременности (формы наст. вр.), предшествования (формы прош. вр.) или следования (формы буд. вр.) по отношению к грамматической точке отсчета. Каждая форма времени заключает в своем грамматическом значении определенное отношение к этому ориентиру. Так, форма будущего сложного (буду писать) – носитель значения следования (будущего) по отношению к указанной точке отсчета. Это значение принадлежит языковой грамматической системе форм времени. В данной системе оно определяется вне контекста, безотносительно к конкретному говорящему и моменту его речи. В акте речи, при функционировании форм времени, отношение к грамматической точке отсчета, заключенное в данной форме, связывается либо с внеязыковым моментом речи (абсолютное употребление форм времени), либо с какимлибо иным моментом (относительное употребление). Например, в предложении Я буду писать при употреблении формы будущего сложного выражается следование (будущее) с точки зрения момента речи говорящего; в предложении же Я обещалчто буду писать выражается следование с точки зрения того момента прошлого, к которому относится действие обещал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61618. Собака. Кошка 396.41 KB
  Задачи: Образовательные: Уточнить знания о внешнем виде кошки и собаки. Изучить правила содержания кошки и собаки. Продолжить формировать понятие млекопитающие или звери на примере изучения кошки и собаки. Уход за шерстью ушами зубами и когтями; Еда и вода для собаки; Выгул собаки.
61620. Произведение: Дубровский 18.94 KB
  Цели урока: 1 Познакомить учащихся с жанром романа. 2 Познакомить учащихся с историей создания романа Дубровский. Пушкина Сегодня Вова как раз подготовил нам небольшое сообщение о происхождении жанра романа.
61621. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 13.15 KB
  Цель: чтение и анализ произведения Задачи: 1 развивать навык правильного сознательного чтения 2 мотивировать на понимание текста а не на механическое чтение 3 учить выделять тему и идею произведения сравнивать образы героев находить символические явления и предметы...
61622. Н. Рыленков «К родине» 20.92 KB
  Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
61623. РАБОТА С «КАРТИННОЙ ГАЛЕРИЕЙ». АНДРЕЙ РУБЛЕВ «ТРОИЦА» 18.89 KB
  Цель: развивать умение работать в картиной; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к литературе и искусству, чувство патриотизма. Оборудование: слайд картины, А. Рублева «Троица», диапроектор
61626. ВЫЧИТАНИЕ С ЗАНИМАНИЕМ ЕДИНИЦЫ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО РАЗРЯДОВ ВИДА 30007-648 42.65 KB
  Складываем сотни 8 пишем под сотнями складываем единицы тысяч 2 пишем под единицами тысяч Что общего заметили у остальных выражений в уменьшаемом отсутствуют единицы некоторых разрядов.