75386

Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. Причастия прош.

Русский

2015-01-12

20.46 KB

1 чел.

3

Вопрос 31. Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском.

  Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. вр образуются от глаголов несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершается в настоящем: играющийбегущий (мальчик),  излагаемые (требования). Причастия прош. вр. образуются от глаголов сов. и несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершалось или совершилось в прошлом: игравший,  бежавший (мальчик), изложенные (требования),смеявшиеся (дети), купленные (вещи).

Причастия наст. вр. действит. и страдат. залога образуются от основы наст. вр. с помощью специальных суффиксов. Действит. причастия наст. вр. образуются с помощью суф. -ущ- (орфогр. также -ющ-)/-ащ- (орфогр. также -ящ-). Выбор морфов определяется принадлежностью глагола к первому или второму спр. Действит. причастия наст. вр. от глаголов I спр. образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ущ- (орфогр. также -ющ-) и флексий прилагательного:  мерзн-ущ-ийпиш-ущ-ийстерег-ущ-ийжн-ущ-ий. От глаголов II спр. действит. причастия образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ащ- (орфогр. также -ящ-) и флексии прилагательного:  бел-ящ-ий,крич-ащ-ий. Причастия наст. вр. не образуются от глаголов сов. вида.

Причастия прош. вр. действит. и страдат. залогов образуются (чаще от основы прош. вр.) с помощью специальных суффиксов. Действительные причастия прош. вр. образуются присоединением к основе прош. вр. суф. -вш-/-ш- и флексий прилагательного. Суф. морф. -вш- выступает после гласных: игра-ла – игра-вш-ий, беле-ла – беле-вш-ийрисова-ла – рисова-вш-ийду-ла – ду-вш-ийкрикну-ла – крикну-вш-ийписа-ла – писа-вш-ийплы-ла – плы-вш-ийдари-ла – дари-вш-ийвиде-ла – виде-вш-ий,крича-ла – крича-вш-ий. Суф. морф -ш- выступает после согласных: нес-ла – нес-ш-ийрос-ла – рос-ш-ийтер-ла – тер-ш-ий. Ряд глаголов с факультативным -ну- в основах прош. вр. образует вариантные формы действит. причастий прош. вр. от основ с -ну- и без -ну-: повисший и повиснувшийвоздвигший и воздвигнувший.

Страдат. прич. прош. вр. образуются при помощи суф. -енн-/-нн- и флексий прилагательного. Суф. морф -нн- присоединяется к основам прош. вр., оканчивающимся на -аразыгра-л-а – разыгра-нн-ыйразрисова-л-а –разрисова-нн-ыйзабрызга-л-а – забрызга-нн-ыйнаписа-л-а – написа-нн-ыйизгна-л-а – изгна-нн-ый).

Деепричастие как форма глагола не обладает морфологически выраженным временным значением. В предложении деепричастие передает то или иное отношение обозначаемого им действия ко времени действия, обозначаемого глаголом-сказуемым. Деепричастия глаголов несов. вида обычно передают одновременность с таким действием: бежит,прихрамываябежал прихрамываябудет бежатьприхрамывая. Деепричастия глаголов сов. вида могут передавать разные временные отношения, в частности: 1) предшествования: остановившисьсказалостановившисьскажет; 2) одновременности состояния как результата предшествующего действия:  сидитнахмурившись; сидел нахмурившисьбудет сидетьнахмурившись; 3) следования: расстегнул сюртукоткрыв рубаху навыпуск.

Сказуемые придаточных предложений и полные причастия могут быть ориентированы на время главного предложения или действие. Отсюда возникает такое понятие как ориентация: 1) абсолютная – это отношение одновременности между двумя действиями (Он увидел мальчика, сидящего на скамейке); 2) относительная – разные времена (Он увидел мальчика, сидевшего на скамейке).

Вот что говорится об ориентации в «Академической грамматике»:

Время осуществления действия определяется по отношению к той или иной точке отсчета (см. вопрос 30). Такой точкой отсчета является либо момент речи (Он придет вовремя), либо какой-нибудь другой момент, в частности время другого действия (Он думал, что придет вовремя). В морфологической системе форм времени эти различия не отражены. Категориальные значения форм времени ориентируются на единую исходную точку – грамматическую точку отсчета. Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент речи, так и любой другой момент, по отношению к которому определяется время действия в речи.

Система форм времени строится на противопоставлении значений одновременности (формы наст. вр.), предшествования (формы прош. вр.) или следования (формы буд. вр.) по отношению к грамматической точке отсчета. Каждая форма времени заключает в своем грамматическом значении определенное отношение к этому ориентиру. Так, форма будущего сложного (буду писать) – носитель значения следования (будущего) по отношению к указанной точке отсчета. Это значение принадлежит языковой грамматической системе форм времени. В данной системе оно определяется вне контекста, безотносительно к конкретному говорящему и моменту его речи. В акте речи, при функционировании форм времени, отношение к грамматической точке отсчета, заключенное в данной форме, связывается либо с внеязыковым моментом речи (абсолютное употребление форм времени), либо с какимлибо иным моментом (относительное употребление). Например, в предложении Я буду писать при употреблении формы будущего сложного выражается следование (будущее) с точки зрения момента речи говорящего; в предложении же Я обещалчто буду писать выражается следование с точки зрения того момента прошлого, к которому относится действие обещал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61949. Daher komme ich? 19.35 KB
  Unser Thema ist „Daher komme ich“. Macht, bitte, eure Bücher auf der Seite 40 auf. Seht auf die Karte und sagt mir bitte, wo man Deutsch spricht? (Man spricht auf Deutsch in Deutschland, in der Schweiz, in Österreich.
61950. УРОК-КВК ЗА РОМАНОМ І.С. НЕЧУЯ-ЛЕВИЦЬКОГО: ХМАРИ 18.93 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів зі змістом та проблематикою роману Хмари; сприяти розвитку мовлення школярів їх творчих здібностей прагненню бути активним у громадському житті. Нечуя-Левицького Хмари.
61951. Нетрадиционные формы уроков истории 18.29 KB
  Лучшие учителя ищут разные способы оживления урока привлечения школьников к активной УПД. Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся: Проводится тщательная подготовка таких уроков...
61952. Нестандартні уроки української мови в початковій школі 25.18 KB
  З огляду на це будемо розглядати нестандартні уроки як новий тип або клас уроків які мають гнучку структуру характеризуються особливою довірчою атмосферою між учасниками навчального процесу що створює максимально сприятливі умови для перетворення учнів на активних субєктів цього процесу.
61953. Складання таблиць додавання і віднімання числа 7. Розв’язання задач на знаходження остачі 55.97 KB
  Мета. В ході уроку скласти та засвоїти таблицю додавання і віднімання числа 7 поглибити знання і вміння учнів розв’язувати задачі. Розвивати обчислювальні навички.
61956. Номенклатура алканов 152.97 KB
  Выбрать в структурной цепи наиболее длинную цепь атомов углерода. Пронумеровать атомы углерода в выбранной цепи с того конца к которому ближе находится разветвление. Если разветвлений два и они равноудалены от концов главной цепи то нумеровать углеродную...