75386

Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. Причастия прош.

Русский

2015-01-12

20.46 KB

2 чел.

3

Вопрос 31. Категория времени у причастий и деепричастий. Абсолютная и относительная временная ориентация. Условия конкуренции абсолютной и относительной ориентации в русском.

  Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. вр образуются от глаголов несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершается в настоящем: играющийбегущий (мальчик),  излагаемые (требования). Причастия прош. вр. образуются от глаголов сов. и несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершалось или совершилось в прошлом: игравший,  бежавший (мальчик), изложенные (требования),смеявшиеся (дети), купленные (вещи).

Причастия наст. вр. действит. и страдат. залога образуются от основы наст. вр. с помощью специальных суффиксов. Действит. причастия наст. вр. образуются с помощью суф. -ущ- (орфогр. также -ющ-)/-ащ- (орфогр. также -ящ-). Выбор морфов определяется принадлежностью глагола к первому или второму спр. Действит. причастия наст. вр. от глаголов I спр. образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ущ- (орфогр. также -ющ-) и флексий прилагательного:  мерзн-ущ-ийпиш-ущ-ийстерег-ущ-ийжн-ущ-ий. От глаголов II спр. действит. причастия образуются присоединением к основе наст. вр. суф. морфа -ащ- (орфогр. также -ящ-) и флексии прилагательного:  бел-ящ-ий,крич-ащ-ий. Причастия наст. вр. не образуются от глаголов сов. вида.

Причастия прош. вр. действит. и страдат. залогов образуются (чаще от основы прош. вр.) с помощью специальных суффиксов. Действительные причастия прош. вр. образуются присоединением к основе прош. вр. суф. -вш-/-ш- и флексий прилагательного. Суф. морф. -вш- выступает после гласных: игра-ла – игра-вш-ий, беле-ла – беле-вш-ийрисова-ла – рисова-вш-ийду-ла – ду-вш-ийкрикну-ла – крикну-вш-ийписа-ла – писа-вш-ийплы-ла – плы-вш-ийдари-ла – дари-вш-ийвиде-ла – виде-вш-ий,крича-ла – крича-вш-ий. Суф. морф -ш- выступает после согласных: нес-ла – нес-ш-ийрос-ла – рос-ш-ийтер-ла – тер-ш-ий. Ряд глаголов с факультативным -ну- в основах прош. вр. образует вариантные формы действит. причастий прош. вр. от основ с -ну- и без -ну-: повисший и повиснувшийвоздвигший и воздвигнувший.

Страдат. прич. прош. вр. образуются при помощи суф. -енн-/-нн- и флексий прилагательного. Суф. морф -нн- присоединяется к основам прош. вр., оканчивающимся на -аразыгра-л-а – разыгра-нн-ыйразрисова-л-а –разрисова-нн-ыйзабрызга-л-а – забрызга-нн-ыйнаписа-л-а – написа-нн-ыйизгна-л-а – изгна-нн-ый).

Деепричастие как форма глагола не обладает морфологически выраженным временным значением. В предложении деепричастие передает то или иное отношение обозначаемого им действия ко времени действия, обозначаемого глаголом-сказуемым. Деепричастия глаголов несов. вида обычно передают одновременность с таким действием: бежит,прихрамываябежал прихрамываябудет бежатьприхрамывая. Деепричастия глаголов сов. вида могут передавать разные временные отношения, в частности: 1) предшествования: остановившисьсказалостановившисьскажет; 2) одновременности состояния как результата предшествующего действия:  сидитнахмурившись; сидел нахмурившисьбудет сидетьнахмурившись; 3) следования: расстегнул сюртукоткрыв рубаху навыпуск.

Сказуемые придаточных предложений и полные причастия могут быть ориентированы на время главного предложения или действие. Отсюда возникает такое понятие как ориентация: 1) абсолютная – это отношение одновременности между двумя действиями (Он увидел мальчика, сидящего на скамейке); 2) относительная – разные времена (Он увидел мальчика, сидевшего на скамейке).

Вот что говорится об ориентации в «Академической грамматике»:

Время осуществления действия определяется по отношению к той или иной точке отсчета (см. вопрос 30). Такой точкой отсчета является либо момент речи (Он придет вовремя), либо какой-нибудь другой момент, в частности время другого действия (Он думал, что придет вовремя). В морфологической системе форм времени эти различия не отражены. Категориальные значения форм времени ориентируются на единую исходную точку – грамматическую точку отсчета. Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент речи, так и любой другой момент, по отношению к которому определяется время действия в речи.

Система форм времени строится на противопоставлении значений одновременности (формы наст. вр.), предшествования (формы прош. вр.) или следования (формы буд. вр.) по отношению к грамматической точке отсчета. Каждая форма времени заключает в своем грамматическом значении определенное отношение к этому ориентиру. Так, форма будущего сложного (буду писать) – носитель значения следования (будущего) по отношению к указанной точке отсчета. Это значение принадлежит языковой грамматической системе форм времени. В данной системе оно определяется вне контекста, безотносительно к конкретному говорящему и моменту его речи. В акте речи, при функционировании форм времени, отношение к грамматической точке отсчета, заключенное в данной форме, связывается либо с внеязыковым моментом речи (абсолютное употребление форм времени), либо с какимлибо иным моментом (относительное употребление). Например, в предложении Я буду писать при употреблении формы будущего сложного выражается следование (будущее) с точки зрения момента речи говорящего; в предложении же Я обещалчто буду писать выражается следование с точки зрения того момента прошлого, к которому относится действие обещал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30661. Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” 14.73 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. В картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад: возлюбленный то думает о деньгах. Героиня обезумела от любви и готова сделать все что угодно чтобы только Сергей был доволен. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30662. Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда 15.62 KB
  Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Да и чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктоз собственнического мира и не попадать под действие его законов. И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше значительнее чем корысть Сергея. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30663. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя 15.47 KB
  Салтыкова-Щедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году. Жанр Истории одного города определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи но изображённые здесь события кажутся абсолютно нереальными образы фантастичными а происходящее походит на какой то кошмарный бредовый сон.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в...
30664. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся» 13.67 KB
  Маяковского в стихотворениях О дряни Прозаседавшиеся В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя.Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство О дряни Еще раз о дряни Ханжа Маруся отравилась и др.В сатирическом фельетоне а именно так исследователи определили жанр этого произведения О дряни Маяковский обличает мещанство.
30665. Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 14.02 KB
  Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...
30666. В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» 13.61 KB
  Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. К 3536 годам он уже превращается в Ионыча ожирел потерял совесть и стал похож не на человека а на языческого божка. В конце рассказа мы уже не видим прежнего молодого человека который мог бы прийти ночью на свидание на кладбище. Он променял живые мысли на сытое самодовольное существование он не смог сберечь в себе человека.
30667. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 20.95 KB
  Заглавие вводит читателя в мир произведения выражает основную тему текста определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Б Заглавие может называть главного героя произведения Евгений Онегин Обломов Анна Каренина Иванов В Заглавие текста может указывать на время и место действия Полтава А. Таким образом заглавие художественного произведения вопервых соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями временем действия: Гусев А. Чехова Ионыч...
30668. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка) 12.34 KB
  В стихотворении Никого не будет в доме мы видим причудливое взаимодействие высокого и привычного обычной человеческой жизни и тайн природы. В стихотворении мы видим описание пограничного явления сумерек. Сквозной проем сквозь который мы видим ускользающий зимний день крыши и снег выглядит как проем в другой мир в который мы подсматриваем. Мы не видим кто идет но понимаем что это человек очень дорогой лирическому герою.
30669. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра 13.08 KB
  Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.