75389

Морфологическая безличность

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. и форму ср. Если у глагола есть форма мн. Речь идет только о наборе форм а не о семантике.

Русский

2015-01-12

23.56 KB

1 чел.

3

Вопрос  34.

Морфологическая безличность.

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. ч. и форму ср.р. прошед. врем. Если у глагола есть форма мн. ч., то он считается личным. Речь идет только о наборе форм, а не о семантике. Так, кажется – личный глаг., т.к. возможно они кажутся; темнеет – тоже (они темнеют); но тошнит – безличный.

К безличным относятся следующие глаголы.

   1) Глаголы без постфикса -ся, называющие: а) состояние природы: вечереетвызвездитморозитрассветаетсветаетхолодает; б) физи- ческое или психическое состояние живого существа: знобитпершитрветсадниттошнитполегчает (прост.), разнесет (раздует, сделает пухлым, толстым) (разг.); везет (об удаче в делах, в игре; разг.), взорвет (о неожиданном гневе, раздражении; разг.), тянетподмывает (о сильном желании совершить что-н.; разг.), приспичит (разг.), угораздит (разг.); в) наличие или отсутствие, недостаток чего-н.: хватитхватает,станетдостанетнедостает; г) долженствование: следуетнадлежитподобает.

   2) Глаголы с постфиксом -ся, называющие: а) желание, возможность действия: вздумаетсядоведетсяприведетсяхочется; б) состояние субъекта (обычно живого существа): (неверится,дремлетсядумаетсядышитсяживется, (нележитсянездоровитсянеможетсяплачется, (несидится, (неспится; в) состояние природы: смеркаетсясмеркнется.

   У личных глаголов безличное употребление формы 3 л. ед. ч. связано или с отдельным лексическим значением слова, или с его синтаксическим употреблением: не удается (поехать),случается (встретиться), придется (рассказать), остается (только уйти); не годится (так поступать); темнеетдует (от окна); на улице морозитв голове шумитХотя и паритипечетЕще недели целые Дороги сковывает лед Корою почернелою (Пастерн.); Я уедуя уеду По открытию воды!... Не ищи меня по следу – Смоет беглые следы (Берг.).

Семантические и формальные ограничения на изменение глагола по лицам.

Образованию и употреблению тех или других форм могут препятствовать, во-первых, лексическое значение, несовместимое со значением форм 1 и 2 л. ед. или мн. ч.; во-вторых, традиционное представление о неблагозвучии формы; в-треть- их, омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

   Лексическое значение глагола может не совмещаться с представлением о 1 или 2 лице как о производителе действия. Таковы, например, прямые значения глаголов телитьсянестись (о птицах), зеленетьосыпатьсятечьтаятькипетьсквозитьгаснутьмерцатьржаветь. Такая несовместимость не препятствует, однако, образованию и употреблению личных форм в тех случаях, когда тот же глагол имеет переносное (метафорическое) значение (Я томлюсья умираюГасну пламенной душой. Пушк.) или употребляется в шутливом, ироническом контексте ( – Чтоэто у вас яйца наполовину битые? – Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь! газ.) Только как окказиональное возможно употребление личных форм от безличных глаголов: Вдруг – яво всю светаю мочь – | и снова день трезвонится (Маяк.).

   Неупотребительны формы 1 и 2 л. ед. ч. у глаголов, лексические значения которых несовместимы с представлением о единичном деятеле: толпитьсясползтисьсбежатьсяразбежаться (о многих), скопитьсяперепадатьперемерзнутьнабежать (о многих), попадатьпомерзнуть.

   Ограничения, объясняющиеся неблагозвучием или неудобством произношения, касаются преимущественно глаголов II спр. кл. X, 1, 2 с основой на |т|, |д|, |с|, |з|: желтитьгалдетьгвоздить,победитьубедить(ся), шелестетьколеситьгрезить ; от таких глаголов практически не образуются формы 1 л. ед. ч.; избегается также употребление форм 1 л. ед. ч. от гл. затмить,стонать.

   Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть (об ощущении боли) возможно только в ненормированной речи. Об омонимически совпадающих словоформах.

Средства выражения значения «неконтролируемое состояние» в русском языке.

Неконтролируемость состояния может быть выражена безличной конструкцией, возвратным глаголом (рефлексивные конструкции), Дат. падежом субъекта или отсутствием такового при возможности его восстановления в Дат. падеже.

По замечанию А. Вежбицкой, «синтаксис может служить отдельным и ценным источником для проникновения в сущность языковой философии» и национальной картины мира вследствие относительной стабильности, устойчивости к изменениям языковой структуры, частотности употребления синтаксических единиц. Безличные конструкции в русском языке выражают «принципиальную непознаваемость и неизвестность каких-то явлений, их причин», и поэтому безличные конструкции составляют грамматическое ядро выразительных средств категории неконтролируемости:

Ей-богу, не пьян! Что мне мать! Я готов объявить это хоть самому голове. Что мне голова?… Чтоб его, одноглазого черта, возом переехало!.. (Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»).

Этот акт заклинания-проклятия является своего рода обращением к «инфернальному» миру с тем, чтобы воздействовать на ситуацию с его помощью. Заметим, что в безличной конструкции появляется орудийный творительный падеж (возом), однако субъект действия не называется, т. е. инструмент воздействия находится во власти «неведомой силы».

В актах негативного речевого воздействия представлено все многообразие безличных конструкций: с личными глаголами в безличном употреблении (Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною! – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»), конструкции со словами категории состояния (Чтоб тебе пусто было!), а также инфинитивные конструкции:

Главное было не дать ему с утра напиться, рюмку выхватить, а он ловок в этом деле — сгребет посудину у американца с выпивкой, речь закатит о том, что у нас в России такой обычай, да и опорожнит сосуд до дна, чтоб ему на том свете козлов пасти, этому развеселому вождю! (В. Астафьев «Затеси»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15616. ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В СВЕТЕ БОРЬБЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 66 KB
  Философия безопасности Сибири и Дальнего Востока России в свете борьбы цивилизаций Переход к легальной рыночной экономике ускорил центробежные силы разрывающие Россию. Если на юге страны использовались военные и идеологические орудия развала государства то на Дал
15617. НОВАЯ ТЕОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 133 KB
  НОВАЯ ТЕОСОФИЯ КАК Философия ГЛОБАЛЬНОЙ безопасности России Землетрясения и цунами вызвавшие радиоактивную катастрофу на Японских островах в марте 2011 г. свидетельствуют о начале глобальной природнотехногенной катастрофы. Кризис индустриальной цивилизации прояв...
15618. Принципы нравственной экономики 53 KB
  Принципы нравственной экономики Потребность в новой экономике обусловлена усиливающимся цивилизационным кризисом [1]. Методологической основой для создания концепции нравственной экономики может служить нравственнорелигиозный неоинституционализм разработанны
15619. КИТАЙСКИЙ, ИНДИЙСКИЙ И ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ РОССИИ 218.5 KB
  КИТАЙСКИЙ ИНДИЙСКИЙ И ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ РОССИИ Переход к легальной рыночной экономике ускорил центробежные силы разрывающие Россию. Если на юге страны использовались военные и идеологические орудия развала государства то на Дальнем
15620. Культура, кризис, этика и эстетика 38 KB
  Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...
15621. Das Prinzip verum factum: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues 41.5 KB
  Das Prinzip €œverumfactum€: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues Das Tatsachlichkeit der Wahrheit heutzutage ist etwas dass versteht sich von selbst. Dass die Wahrheit gewissermassen erzeugt ist davon man sagt seitdem am Morgen der Philosophie war klargestellt dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert denn seine Stellung in die Sprache in dem Urteil von Wahrheit ist. Das bei uns aus Latein angekommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit derUntersch...
15622. Николай Кузанский и философия эпохи культуры 58 KB
  Николай Кузанский и философия эпохи культуры слишком обширная тема если считать что эпоха культуры это всё Новое время. Я попытаюсь эскизно очертить только один сюжет из этой большой темы правда он – один из главных. Речь пойдёт об истоках новоевропейского г
15623. Бог был для мира не сим одним 109.5 KB
  Бог был для мира не сим одним Бог был для мира не сим одним – не причиною только бытия но сотворил как благий – полезное как премудрый – прекраснейшее как могущественный – величайшее Василий Великий. Беседы на Шестоднев.1 Всё дальнейшее будет попыткой комментария...
15624. Время событий и событие времени 43.5 KB
  Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...