75389

Морфологическая безличность

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. и форму ср. Если у глагола есть форма мн. Речь идет только о наборе форм а не о семантике.

Русский

2015-01-12

23.56 KB

0 чел.

3

Вопрос  34.

Морфологическая безличность.

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. ч. и форму ср.р. прошед. врем. Если у глагола есть форма мн. ч., то он считается личным. Речь идет только о наборе форм, а не о семантике. Так, кажется – личный глаг., т.к. возможно они кажутся; темнеет – тоже (они темнеют); но тошнит – безличный.

К безличным относятся следующие глаголы.

   1) Глаголы без постфикса -ся, называющие: а) состояние природы: вечереетвызвездитморозитрассветаетсветаетхолодает; б) физи- ческое или психическое состояние живого существа: знобитпершитрветсадниттошнитполегчает (прост.), разнесет (раздует, сделает пухлым, толстым) (разг.); везет (об удаче в делах, в игре; разг.), взорвет (о неожиданном гневе, раздражении; разг.), тянетподмывает (о сильном желании совершить что-н.; разг.), приспичит (разг.), угораздит (разг.); в) наличие или отсутствие, недостаток чего-н.: хватитхватает,станетдостанетнедостает; г) долженствование: следуетнадлежитподобает.

   2) Глаголы с постфиксом -ся, называющие: а) желание, возможность действия: вздумаетсядоведетсяприведетсяхочется; б) состояние субъекта (обычно живого существа): (неверится,дремлетсядумаетсядышитсяживется, (нележитсянездоровитсянеможетсяплачется, (несидится, (неспится; в) состояние природы: смеркаетсясмеркнется.

   У личных глаголов безличное употребление формы 3 л. ед. ч. связано или с отдельным лексическим значением слова, или с его синтаксическим употреблением: не удается (поехать),случается (встретиться), придется (рассказать), остается (только уйти); не годится (так поступать); темнеетдует (от окна); на улице морозитв голове шумитХотя и паритипечетЕще недели целые Дороги сковывает лед Корою почернелою (Пастерн.); Я уедуя уеду По открытию воды!... Не ищи меня по следу – Смоет беглые следы (Берг.).

Семантические и формальные ограничения на изменение глагола по лицам.

Образованию и употреблению тех или других форм могут препятствовать, во-первых, лексическое значение, несовместимое со значением форм 1 и 2 л. ед. или мн. ч.; во-вторых, традиционное представление о неблагозвучии формы; в-треть- их, омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

   Лексическое значение глагола может не совмещаться с представлением о 1 или 2 лице как о производителе действия. Таковы, например, прямые значения глаголов телитьсянестись (о птицах), зеленетьосыпатьсятечьтаятькипетьсквозитьгаснутьмерцатьржаветь. Такая несовместимость не препятствует, однако, образованию и употреблению личных форм в тех случаях, когда тот же глагол имеет переносное (метафорическое) значение (Я томлюсья умираюГасну пламенной душой. Пушк.) или употребляется в шутливом, ироническом контексте ( – Чтоэто у вас яйца наполовину битые? – Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь! газ.) Только как окказиональное возможно употребление личных форм от безличных глаголов: Вдруг – яво всю светаю мочь – | и снова день трезвонится (Маяк.).

   Неупотребительны формы 1 и 2 л. ед. ч. у глаголов, лексические значения которых несовместимы с представлением о единичном деятеле: толпитьсясползтисьсбежатьсяразбежаться (о многих), скопитьсяперепадатьперемерзнутьнабежать (о многих), попадатьпомерзнуть.

   Ограничения, объясняющиеся неблагозвучием или неудобством произношения, касаются преимущественно глаголов II спр. кл. X, 1, 2 с основой на |т|, |д|, |с|, |з|: желтитьгалдетьгвоздить,победитьубедить(ся), шелестетьколеситьгрезить ; от таких глаголов практически не образуются формы 1 л. ед. ч.; избегается также употребление форм 1 л. ед. ч. от гл. затмить,стонать.

   Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть (об ощущении боли) возможно только в ненормированной речи. Об омонимически совпадающих словоформах.

Средства выражения значения «неконтролируемое состояние» в русском языке.

Неконтролируемость состояния может быть выражена безличной конструкцией, возвратным глаголом (рефлексивные конструкции), Дат. падежом субъекта или отсутствием такового при возможности его восстановления в Дат. падеже.

По замечанию А. Вежбицкой, «синтаксис может служить отдельным и ценным источником для проникновения в сущность языковой философии» и национальной картины мира вследствие относительной стабильности, устойчивости к изменениям языковой структуры, частотности употребления синтаксических единиц. Безличные конструкции в русском языке выражают «принципиальную непознаваемость и неизвестность каких-то явлений, их причин», и поэтому безличные конструкции составляют грамматическое ядро выразительных средств категории неконтролируемости:

Ей-богу, не пьян! Что мне мать! Я готов объявить это хоть самому голове. Что мне голова?… Чтоб его, одноглазого черта, возом переехало!.. (Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»).

Этот акт заклинания-проклятия является своего рода обращением к «инфернальному» миру с тем, чтобы воздействовать на ситуацию с его помощью. Заметим, что в безличной конструкции появляется орудийный творительный падеж (возом), однако субъект действия не называется, т. е. инструмент воздействия находится во власти «неведомой силы».

В актах негативного речевого воздействия представлено все многообразие безличных конструкций: с личными глаголами в безличном употреблении (Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною! – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»), конструкции со словами категории состояния (Чтоб тебе пусто было!), а также инфинитивные конструкции:

Главное было не дать ему с утра напиться, рюмку выхватить, а он ловок в этом деле — сгребет посудину у американца с выпивкой, речь закатит о том, что у нас в России такой обычай, да и опорожнит сосуд до дна, чтоб ему на том свете козлов пасти, этому развеселому вождю! (В. Астафьев «Затеси»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12643. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум по общему курсу физики 4.02 MB
  Косьянов П.М. Клочков А.А. Лабораторный практикум по общему курсу физики раздел Электричество и магнетизм: Методические рекомендации. Нижневартовск: Издво Нижневарт. гуманит. унта 2010. 55 с. В лабораторном практикуме даны описания установок методов измерени
12644. Фрактальные многоугольники и «золотое» сечение 742.59 KB
  Фрактальные многоугольники и золотое сечение Рассматривая разнообразные фракталы возникает интуитивное ощущение их красоты а искусственно построенные из них интригуют чрезвычайной похожестью на многие природные образования. Подобные чувства рождаются и при иссл...
12645. Елементи програмування в MATHCAD 80.5 KB
  Лабораторна робота N 8 Елементи програмування в MATHCAD Мета роботи: вивчення методики програмування у пакеті MATHCAD. Завдання: ознайомитися з наведеною методикою відтворити наведені приклади скласти звіт. На одному аркуші MATHCAD можуть визначатися один або декілька пр
12646. Компютерна математика і математичні пакети. Ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad 1.53 MB
  Лабораторна робота №1 Компютерна математика і математичні пакети Мета роботи: ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad Встановити пакет на ПЕОМ виконати завдання №1 скласти звіт. При використанні обчислювальної техніки встала проблема реалізації алгоритмі
12647. Масиви в Mathcad 1.55 MB
  Лабораторна робота №2 Масиви в Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з масивами в пакеті Mathcad. Завдання: Опрацювати приведені приклади. Вирішити приведені завдання. Скласти звіт. Стовпець чисел називається вектором а прямокутна таблиця чисел матрицею. Зага...
12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...