75389

Морфологическая безличность

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. и форму ср. Если у глагола есть форма мн. Речь идет только о наборе форм а не о семантике.

Русский

2015-01-12

23.56 KB

1 чел.

3

Вопрос  34.

Морфологическая безличность.

Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. ч. и форму ср.р. прошед. врем. Если у глагола есть форма мн. ч., то он считается личным. Речь идет только о наборе форм, а не о семантике. Так, кажется – личный глаг., т.к. возможно они кажутся; темнеет – тоже (они темнеют); но тошнит – безличный.

К безличным относятся следующие глаголы.

   1) Глаголы без постфикса -ся, называющие: а) состояние природы: вечереетвызвездитморозитрассветаетсветаетхолодает; б) физи- ческое или психическое состояние живого существа: знобитпершитрветсадниттошнитполегчает (прост.), разнесет (раздует, сделает пухлым, толстым) (разг.); везет (об удаче в делах, в игре; разг.), взорвет (о неожиданном гневе, раздражении; разг.), тянетподмывает (о сильном желании совершить что-н.; разг.), приспичит (разг.), угораздит (разг.); в) наличие или отсутствие, недостаток чего-н.: хватитхватает,станетдостанетнедостает; г) долженствование: следуетнадлежитподобает.

   2) Глаголы с постфиксом -ся, называющие: а) желание, возможность действия: вздумаетсядоведетсяприведетсяхочется; б) состояние субъекта (обычно живого существа): (неверится,дремлетсядумаетсядышитсяживется, (нележитсянездоровитсянеможетсяплачется, (несидится, (неспится; в) состояние природы: смеркаетсясмеркнется.

   У личных глаголов безличное употребление формы 3 л. ед. ч. связано или с отдельным лексическим значением слова, или с его синтаксическим употреблением: не удается (поехать),случается (встретиться), придется (рассказать), остается (только уйти); не годится (так поступать); темнеетдует (от окна); на улице морозитв голове шумитХотя и паритипечетЕще недели целые Дороги сковывает лед Корою почернелою (Пастерн.); Я уедуя уеду По открытию воды!... Не ищи меня по следу – Смоет беглые следы (Берг.).

Семантические и формальные ограничения на изменение глагола по лицам.

Образованию и употреблению тех или других форм могут препятствовать, во-первых, лексическое значение, несовместимое со значением форм 1 и 2 л. ед. или мн. ч.; во-вторых, традиционное представление о неблагозвучии формы; в-треть- их, омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

   Лексическое значение глагола может не совмещаться с представлением о 1 или 2 лице как о производителе действия. Таковы, например, прямые значения глаголов телитьсянестись (о птицах), зеленетьосыпатьсятечьтаятькипетьсквозитьгаснутьмерцатьржаветь. Такая несовместимость не препятствует, однако, образованию и употреблению личных форм в тех случаях, когда тот же глагол имеет переносное (метафорическое) значение (Я томлюсья умираюГасну пламенной душой. Пушк.) или употребляется в шутливом, ироническом контексте ( – Чтоэто у вас яйца наполовину битые? – Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь! газ.) Только как окказиональное возможно употребление личных форм от безличных глаголов: Вдруг – яво всю светаю мочь – | и снова день трезвонится (Маяк.).

   Неупотребительны формы 1 и 2 л. ед. ч. у глаголов, лексические значения которых несовместимы с представлением о единичном деятеле: толпитьсясползтисьсбежатьсяразбежаться (о многих), скопитьсяперепадатьперемерзнутьнабежать (о многих), попадатьпомерзнуть.

   Ограничения, объясняющиеся неблагозвучием или неудобством произношения, касаются преимущественно глаголов II спр. кл. X, 1, 2 с основой на |т|, |д|, |с|, |з|: желтитьгалдетьгвоздить,победитьубедить(ся), шелестетьколеситьгрезить ; от таких глаголов практически не образуются формы 1 л. ед. ч.; избегается также употребление форм 1 л. ед. ч. от гл. затмить,стонать.

   Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть (об ощущении боли) возможно только в ненормированной речи. Об омонимически совпадающих словоформах.

Средства выражения значения «неконтролируемое состояние» в русском языке.

Неконтролируемость состояния может быть выражена безличной конструкцией, возвратным глаголом (рефлексивные конструкции), Дат. падежом субъекта или отсутствием такового при возможности его восстановления в Дат. падеже.

По замечанию А. Вежбицкой, «синтаксис может служить отдельным и ценным источником для проникновения в сущность языковой философии» и национальной картины мира вследствие относительной стабильности, устойчивости к изменениям языковой структуры, частотности употребления синтаксических единиц. Безличные конструкции в русском языке выражают «принципиальную непознаваемость и неизвестность каких-то явлений, их причин», и поэтому безличные конструкции составляют грамматическое ядро выразительных средств категории неконтролируемости:

Ей-богу, не пьян! Что мне мать! Я готов объявить это хоть самому голове. Что мне голова?… Чтоб его, одноглазого черта, возом переехало!.. (Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»).

Этот акт заклинания-проклятия является своего рода обращением к «инфернальному» миру с тем, чтобы воздействовать на ситуацию с его помощью. Заметим, что в безличной конструкции появляется орудийный творительный падеж (возом), однако субъект действия не называется, т. е. инструмент воздействия находится во власти «неведомой силы».

В актах негативного речевого воздействия представлено все многообразие безличных конструкций: с личными глаголами в безличном употреблении (Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною! – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»), конструкции со словами категории состояния (Чтоб тебе пусто было!), а также инфинитивные конструкции:

Главное было не дать ему с утра напиться, рюмку выхватить, а он ловок в этом деле — сгребет посудину у американца с выпивкой, речь закатит о том, что у нас в России такой обычай, да и опорожнит сосуд до дна, чтоб ему на том свете козлов пасти, этому развеселому вождю! (В. Астафьев «Затеси»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80919. Ценообразование в условиях инфляции 53.99 KB
  Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях инфляции. Инфляция означает обесценение бумажных денег по отношению к товарам рост товарных цен золоту повышение рыночной цены золота иностранным валютам падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Поскольку цены являются денежной формой стоимости товаров и услуг то инфляция может возникать как результат превышения количества бумажных денежных единиц находящихся в обращении над суммой товарных цен и проявляться в росте цен и снижении покупательной...
80920. Технология расчета цены в развитой экономике 52.11 KB
  Методы определения базовой цены. Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спроса и предложения. Эластичность показывает в какой степени изменение цены влияет на величину спроса...
80921. Ценовая политика и стратегия предприятия 48.88 KB
  Цели ценовой политики. Политика цен жизненного цикла товара. Стратегии ценообразования. Цели ценовой политики Цена в условиях рыночной экономики один из важнейших факторов определяющих прибыльность предприятия.
80922. Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности 47.56 KB
  Наиболее емким рынком в РФ является рынок продовольственных товаров. Своими размерами, количеством населения, широкими связями со странами СНГ и регионами мира РФ привлекательна для продавцов и производителей продовольственных товаров.
80923. Внешняя торговля и цены 74.66 KB
  Международное экономическое разделение труда в последние годы достигло невиданных в истории экономического развития масштабов, а мировая торговля становится господствующим фактором не только экономического, но и политического, общественного и культурного развития в мире
80924. Цены и их роль в национальной экономике 49.68 KB
  Одним из факторов, влияющих на уровень цен, являются издержки производства. Кроме них, серьезное влияние на цены оказывает полезность товара, благодаря которой товар приобретает статус блага и оказывается вовлеченным в круг интересов потребителей.
80925. Система цен. Классификация цен 48.61 KB
  Она состоит из различных элементов в качестве которых можно рассматривать как конкретные отдельные цены так и определенные группы цен объединяемых по различным признакам. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен входящих в единую систему обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами: Все цены формируются на единой методологической основе которой являются законы стоимости предложения и спроса. В зависимости от характера обслуживаемого...
80926. Поняття наочного навчання. Класифікація наочності 31.77 KB
  На основі безпосереднього сприйняття предметів чи за допомогою зображень наочності у процесі навчання в учнів формуються образні уявлення і поняття про історичне минуле. Педагогічний словник визначає наочність як один із принципів навчання заснований на показі конкретних предметів процесів явищ. Під засобами навчання розуміють предмети прилади чи їх сукупність яка необхідна для здійснення чогонебудь.
80927. Дайте оцінку сучасним засобам навчання на уроках історії 35.54 KB
  Очевидно що одним із засобів розвитку особистості учня в цьому напрямі а також активізації пізнавальної мотивації учня на уроках історії є учбоводослідницька діяльність яка має включати в себе постановку творчих дослідницьких завдань і наукове поетапне їх вирішення. Формування дослідницьких вмінь на уроках історії можливо в процесі поєднання інтерактивних аудіовізуальних і мультимедійних технологій. Використання аудіовізуальних засобів на уроках історії практикується досить давно але раніше якість фотоаудіовідеоматеріалів їх нестача...