75390

Типы спряжения русского глагола

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Все глаголы разделяются на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы имеющие следующие флексии: 1 л. Ко второму спряжению относятся глаголы имеющие следующие флексии: 1 л. глаголы...

Русский

2015-01-12

17.76 KB

0 чел.

1

Вопрос 35. Типы спряжения русского глагола.

Спряжение – важная категория для словоизменения глагола.

Спряжение — это изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и — в прош. вр. и сослагат. накл. — по родам. В зависимости от системы флексий в личных формах ед. и мн. ч. наст. и буд. простого вр. все глаголы разделяются на два спряжения: первое и второе.

К первому спряжению относятся глаголы, имеющие следующие флексии: 1 л. ­у и ­ю, 2 л. ­ёшь и ­ешь, 3 л. ­ёт и ­ет; мн. ч.: 1 л. ­ём и ­ем, 2 л. ­ёте и ­ете, 3 л. ­ут и ­ют; второе спр. ед. ч. Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие следующие флексии: 1 л. ­ём и ­ем, 2 л. ­ёте и ­ете, 3 л. ­ут и ­ют; второе спр. ед. ч.: 1 л. ­у и ­ю, 2 л. ­ишь, 3 л. ­ит; мн. ч.: 1 л. ­им, 2 л. ­ите, 3 л. ­am и ­ят.

Правило определения спряжения глагола: 1) Посмотреть на 3л. мн.ч. наст. времени и обратить внимание на то, ударная ли флексия или безударная. Если ударная, то II-ое спряжение (гудеть – гудя’т, но ходить – хо’дят). 2) Если нет, то посмотреть на инфинитив, и если суффикс -ить-, то это II-ое спряжение, иначе – либо I-ое, либо разноспрягаемый глагол, либо особоспрягаемый.

// P.S. такой нам была дана эта схема на лекции, но по ней глагол ‘ненавидеть’ должен быть I-го спряжения, поэтому лучше руководствоваться классом глагола (см. ниже).

Так же мы на лекции выделяли 5 словоизменительных классов глагола, в зависимости оттого, на что заканчивается их основа:

I. читать => закрытие -а(j)-

II. зеленеть => -е(j)-

III. рисовать => -у(j)-

IV. толкнуть => усечение -н-

V. глаголы на –ить => Ø

Первые 4 класса – первое спряжение, 5-ый – второе. Усекаемые глаголы на -еть – II-ое спряжение. Но вообще классов таких выделяется 16.

Разноспрягаемые глаголы: хотеть и бежать. Хотеть – личные окончания ед.ч. от I спр., мн.ч. – от II. Бежать – все, кроме 3л.мн.ч. от II спр.

Особоспрягаемые: дать и есть.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63870. К вопросу о генезисе творческой стратегии современного акционизма 52.94 KB
  На первый взгляд акция и поэзия понятия антагонистические: акция кратковременна поэзия устремлена в вечность акция направлена вовне поэзия автореферентна акция ставит конкретные цели поэзия бежит любого рода инструментализации...
63871. Социальная солидарность в эпоху перемен 43 KB
  Социальная солидарность sociаl solidаrity интеграция и ее степень или тип проявляемые обществом либо группой. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм выделил что социальная солидарность это то что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.
63872. Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования 59.5 KB
  Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В педагогических теориях толерантность оценивается как: отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор...
63873. Тенденции института семьи в трансформационном аспекте: внебрачная рождаемость 18.73 KB
  Появляются новые тенденции такие как например снижение количества ранних браков; рост числа разводов; увеличение среднего возраста женщины вступления в брак; увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка; а так же увеличение количества детей которые рождаются вне брака.
63874. Феномен социального отчуждения 43.5 KB
  Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. Отчуждение это процесс в котором от людей отделяются результаты их деятельности сама деятельность а также те силы которые эту деятельность...
63875. Жизненные ориентации горожан 18.56 KB
  Для каждой личности характерен свой уникальный способ жизни способ ее организации оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения то субъекта деятельности являясь при этом субъектом своей жизни объединяющим...
63876. Язык заголовка кинотекста 45.5 KB
  Главным инструментом исследователей языка является текст потому что непосредственно текст представляет собой сферу функционирования языковых единиц и в тексте слово получает свое основное значение и осмысление. Гальперин характеризует текст как произведение речетворческого процесса...
63877. Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков 17.22 KB
  За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер.
63878. Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества 43.5 KB
  Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...