75391

Категория морфологического залога в РЯ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Категория морфологического залога в РЯ Залог в широком смысле – сфера информации об объекте действия. Залог может быть как чисто синтаксическим так и семантическим. Залог – синтаксическая категория. залог диатеза – расположение субъекта и объекта позиция субъекта в высказывании.

Русский

2015-01-12

23.5 KB

1 чел.

1

37. Категория морфологического залога в РЯ

Залог в широком смысле – сфера информации об объекте действия. Залог может быть как чисто синтаксическим, так и семантическим. Семантический – актантные классы, каузация/декаузация (см. билет 36).

f-ции пассивной конструкции:

1. Убрать субъект или сделать его неопределённым (ср.: Труба прорвана и Трубу прорвало);

2. Сделать темой объект. «Ленивый» пассив: Об этом было сообщено только вчера. Меняется состав участников системы.

Залог – синтаксическая категория. Позиция в высказывании. Синтакс. залог (диатеза) – расположение субъекта и объекта, позиция субъекта в высказывании. Точка зрения АГ: если выражены актантные преобразования (но сами актантные преобр. – сфера лексики) или перестановка, то в РЯ залог – синтаксический, т.к., образуя пассивную констр., необходимо перестраивать глагольную форму, и мы делаем это регулярно («-ся» сюда не относится – это уже сфера словообразования). Синтакс. залог выражается противопоставлением 2-х граммем: активный и пассивный залог.

Способ образования – смешанный: -ся – словообразовательный формант, показатели причастия – парадигм. формант. Залог в РЯ можно рассматривать как смешанную категорию: у несов. вида она словообразовательная, у сов. вида – словоизменительная.

Способы образования форм страдат. залога

Русский залог свойствен не только причастиям, но и спрягаемым формам и зависит от вида. У глаголов сов. вида пассив образуется аналитически (быть + краткая форма страдат. причастия: был (будет) закрыт), у глаголов несов. вида – синтетически, при помощи «-ся», но здесь – весьма нерегулярно (не всегда можно образовать пассив).

Значение залога в РЯ выражается в слове на разных уровнях. На семном уровне категории залога выделяются следующие разряды по значению:

  1. Объектность/безобъектность: у беозбъект. гл. в семантике нет объекта => пассив невозможен (сидеть).
  2. Переходность/непереходность – морфол. отражение объектности/ безобъектности, типовой способ оформления объекта. В норме объектный глагол – переходен.

На лексическом уровне залог выраж. при помощи возвр. местоимений; на словообр. уровне – при помощи -ся (особого); на морфологическом уровне – и страд. причастия, и -ся.

Типы глаголов с т.зр. залогового поведения:

Двузалоговые/однозалоговые. Все переходные гл. – двузал. Однозал. – только активная констр. Как правило, непереходны. К ним относятся также passivia tantum (квазипассивы: казаться, нравиться, чудиться, сниться). Они образуют т.н. безлично-пассивную конструкцию (Это мне показалось). При них объект всегда в им.п., субъект – patiens (не в твор.п.). Выражает неконтролируемость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59843. Відрізки. Координатний промінь. Кути. Розв’язування вправ 1.02 MB
  Лінія яка не має кінців називається. Лінія яка складається з відрізківкінець кожного відрізка є початком наступного називається. Промінь з початком відліку обраним одиничним відрізком нанесеною шкалою називається.
59844. Доба Європейського Відродження 43 KB
  Закріпити знання учнів про епоху Відродження які учні здобули на уроці історії та інших предметах. Виховувати естетичні смаки інтерес до...
59845. «Математика» (навчальна програма) номінація 717.5 KB
  Математика упродовж усієї історії людської культури є ключем до пізнання навколишнього світу базою науковотехнічного прогресу і важливою компонентою розвитку особистості. Тому пропонована програма переслідує ціль...
59847. ПРАКТИЧНЕ ЗАСТОСУВАННЯ ВІДСОТКІВ 2.49 MB
  Мета уроку: дидактична: формувати навички розв’язування задач на відсотки, розвивати в учнів усну і письмову культуру мовлення, логічне мислення, заохочувати учнів до самостійної навчальної діяльності...
59848. Поняття про відсотки 92.5 KB
  Мета. Ввести поняття відсотків, сформувати вміння записувати відсотки у вигляді десяткових дробів і навпаки дроби відсотками; розвивати логічне мислення учнів.
59849. Відсоткові розрахунки, Урок математики у 6 класі 121 KB
  Мета: Навчити знаходити вміст величин у відсотках; формування вміння розв’язувати задачі на відсотки; розвивати інтерес до математики, логічне мислення учнів, культуру математичного мовлення і письма;
59850. ВІДСОТКОВІ РОЗРАХУНКИ. ФОРМУЛА СКЛАДНИХ ВІДСОТКІВ 181 KB
  Ціну на товар знизили на 10 і він став коштувати 432 грн. Якою була початкова ціна товару а 4320 грн; б 480 грн; в 442 грн; г 4752 грн. Вкладник поклав до банку 20 000 грн під 10 річних. Скільки гривень буде в нього на рахунку через 2 роки а 20100 грн...