75394

Формообразование русского глагола

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам в ед. Причастия изменяются как прилагательные – по падежам родам и числам формы на ся страдательный залог без ся – действительный. и прошедшего времени Формы повелительного наклонения не изменяется.

Русский

2015-01-12

55.5 KB

5 чел.

Билет 40. Формообразование русского глагола

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм:

Для изъявит. наклонения: личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам (аналитические формы будущего времени для несовершенного вида),

Для изъявит. наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Причастия изменяются как прилагательные – по падежам, родам и числам ( формы на -ся - страдательный залог, без -ся – действительный).

Деепричастия не изменяются, им. форму наст. и прошедшего времени,

Формы повелительного наклонения не изменяется.

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся) 

(Сослагательное и повелительное наклонение не имеют форм времени)

Максимальное количество форм (т.е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида.

Вариативность и другие возможности в глагольном формообразовании:

  •  безличные глаголы имеют только «безличную форму», то есть могут выступать в следующих пяти формах : формы изъявительного наклонения: наст.вр. ед.ч. 3л. (смеркается), буд.вр. ед.ч. 3л.(будет смеркаться), прош.вр. ср.р. (смеркалось); форма сослагательного наклонения ср. р. (смеркалось бы); инфинитив (смеркаться)

По индивидуальным особенностям набора форм выделяются:

  •  недостаточные глаголы (ср., например, глагол победить, не образующий в кодифицированном литературном языке форму буд.вр. ед.ч. 1 л.);
  •  избыточные глаголы ( (капает – каплет, метает – мечет).

Подавляющее большинство глагольных форм являются простыми. Составными (аналитическими) являются следующие формы:

  •  составного будущего времени (будет читать);
  •  сослагательного наклонения (читал бы, чтобы читал), иногда  при помощи пусть, давай(-те)

Связь с видом и переходностью

Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

  •  у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени (*сделающий(-ся), *сделаемый);
  •  у непереходных глаголов нет форм страдательного залога (*бежится, *бегомый, *беганный);

Две основы глагола

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе.

У большинства глаголов различаются две основы – основа неопределённой формы и основа личных форм.

от основы настоящего времени (основы на согласный) образуются формы:

  •  настоящего времени (смотрю) и будущего времени СВ (рассмотрю),
    •  повелительного наклонения (смотри),
    •  причастия настоящего времени (смотрящий),
    •  деепричастия с суффиксом -а  (смотря).

от основы прошедшего времени (основы на гласный) образуются формы:

  •  прошедшего времени (смотрел),
    •  сослагательного наклонения (смотрел бы),
    •  инфинитива (смотреть),
    •  настоящего времени НСВ (буду смотреть),
    •  причастия прошедшего времени (смотревший, рассмотренный),
    •  деепричастия с суффиксами -в, -вш (рассмотрев, насмотревшись).

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы с заменой суффиксов:

-а- 

-ай- 

читать читают
гулять гуляют 

-е- 

-ей- 

жалетьжалеют 

-ова- 

-уй- 

советовать советуют 

-ева- 

-юй- 

гореватьгорюют 

-ну- 

-н- 

прыгнутьпрыгнут
сохнутьсохнут 

-и- 

(исчезает)

хвалитьхвалят
садитьсадят 

-о- 

(основа смягчается)

колотьколют
молотьмелют
поротьпорют 

У некоторых глаголов соотношение основ довольно витиеватое. Например, среди глаголов с корнем

ним/им/йм/н больше исключений, чем правил:

  •  Нанимать – нанять – наймёт
  •  Понимать – понять – поймёт
  •  Перенимать – перенять – переймёт
  •  Донимать – донять – доймёт
  •  Занимать – занять – займёт
  •  Унимать – унять – уймёт
  •  Принимать – принять – примет
  •  Вынимать – вынуть – вынет
  •  Снимать – снять – снимет / сымет
  •  Поднимать – поднять – поднимет / подымет
  •  Приподнимать – приподнять – приподнимет / приподымет
  •  Обнимать – обнять – обнимет
  •  Изымать – изъ[j]ять – изыму
  •  Взимать – ??? – взимет?
  •  Внимать – внять – войму 
  •  

Образование неопределённой формы

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

  •  нулевого к основам на -чь: стричь, беречь, помочь, запрячь.
  •  -ти (ударного) к основам на согласный: нести, везти, расти.
  •  -ть к основам на гласный: пилить, встречать, зеленеть.

Исключения: есть, сесть, красть, лезть.

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть, (службу) несть.

Образование личных форм

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

 

Единственное число

Множественное число

Лицо

1

2

3

1

2

3

1-ое спряжение

-у (-ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут (-ют)

2-ое спряжение

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Стандартные чередования согласных при спряжении

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к

печёшь – пеку(т) 

ж/г

бережёшь – берегу(т), бежишь – бегу(т), можешь – могу(т) 

д/ж

ходишь – хожу, видишь – вижу, судишь – сужу, бороздишь – борозжу 

с/ш

носишь – ношу, красишь – крашу 

з/ж

возишь – вожу, лазишь – лажу 

т/ч

летишь – лечу, ответишь – отвечу, платишь – плачу 

б/бл

любишь – люблю 

в/вл

ловишь – ловлю, поздравишь – поздравлю 

ф/фл

графишь – графлю 

м/мл

кормишь – кормлю 

п/пл

купишь – куплю, копишь – коплю, спишь – сплю


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15361. Психологическая адаптация приемных детей 273.5 KB
  Введение России принадлежит печальное первенство: треть всех сирот мира живет здесь. В то же время только 1 россиян заявляет о своем желании усыновить или взять на патронатное воспитание ребенка из детского дома ссылка. По официальным данным 62 всех усыновлений в Росс
15362. Методика проведения социометрического исследования 301 KB
  ВВЕДЕНИЕ Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Якобом Леви Морено. Еще в ЗОе годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи тако
15363. Нормирование труда как функция организации труда 170 KB
  Научно обоснованные нормы труда позволяют оценить результаты трудовой деятельности каждого работника, каждой бригады и сравнить их результаты. Только при сравнении выявляются передовики и отстающие.
15364. Нормирование труда. Принципы, методы, формы 91.5 KB
  Введение За последние годы произошли радикальные сдвиги в общественнополитической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ радикально преобразил социальнотрудовую сферу. В условиях растущих экономических и социальных трудностей проблемы отношен...
15365. Организация работы центра закупки вычислительной техники АВЕРС 3.44 MB
  Цель маркетинговой деятельности этих предприятий – получение определённых коммерческих результатов с помощью наиболее эффективного управления собственными ресурсами, удовлетворяя потребности заказчиков эффективнее, чем конкуренты...
15366. Основные критерии оценки предпринимательских рисков 276.5 KB
  Основные критерии оценки предпринимательских рисков Введение Предпринимательская деятельность как функция управления имеет свою историю и динамику развития. Исходя из истории развития категории предпринимательства в современных трактовках научных деятелей в с
15367. Основные понятия аудита и аудиторской деятельности 195.5 KB
  Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании...
15368. Анализ развития перестрахования в России 247.5 KB
  Содержание Введение 1. Понятие перестрахования и его назначение 1.1 Сущность и теоретические основы перестрахования 1.2 Виды перестрахования 1.3 Функции перестрахования 1.4 Нормативноправовая основа перестрахования 2. Анализ развития перестрахования в России ...
15369. Повышение эффективности производства подсолнечника на примере ООО Лосево 1.28 MB
  Основы экономики производства подсолнечника 5 Народнохозяйственное значение производства подсолнечника 5 Состояние и основные тенденции развития рынка 9 подсолнечника в России Краткая характеристика ООО Лосево