75394

Формообразование русского глагола

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам в ед. Причастия изменяются как прилагательные по падежам родам и числам формы на ся страдательный залог без ся действительный. и прошедшего времени Формы повелительного наклонения не изменяется.

Русский

2015-01-12

55.5 KB

12 чел.

Билет 40. Формообразование русского глагола

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм:

Для изъявит. наклонения: личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам (аналитические формы будущего времени для несовершенного вида),

Для изъявит. наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Причастия изменяются как прилагательные – по падежам, родам и числам ( формы на -ся - страдательный залог, без -ся – действительный).

Деепричастия не изменяются, им. форму наст. и прошедшего времени,

Формы повелительного наклонения не изменяется.

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся) 

(Сослагательное и повелительное наклонение не имеют форм времени)

Максимальное количество форм (т.е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида.

Вариативность и другие возможности в глагольном формообразовании:

  •  безличные глаголы имеют только «безличную форму», то есть могут выступать в следующих пяти формах : формы изъявительного наклонения: наст.вр. ед.ч. 3л. (смеркается), буд.вр. ед.ч. 3л.(будет смеркаться), прош.вр. ср.р. (смеркалось); форма сослагательного наклонения ср. р. (смеркалось бы); инфинитив (смеркаться)

По индивидуальным особенностям набора форм выделяются:

  •  недостаточные глаголы (ср., например, глагол победить, не образующий в кодифицированном литературном языке форму буд.вр. ед.ч. 1 л.);
  •  избыточные глаголы ( (капает – каплет, метает – мечет).

Подавляющее большинство глагольных форм являются простыми. Составными (аналитическими) являются следующие формы:

  •  составного будущего времени (будет читать);
  •  сослагательного наклонения (читал бы, чтобы читал), иногда  при помощи пусть, давай(-те)

Связь с видом и переходностью

Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

  •  у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени (*сделающий(-ся), *сделаемый);
  •  у непереходных глаголов нет форм страдательного залога (*бежится, *бегомый, *беганный);

Две основы глагола

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе.

У большинства глаголов различаются две основы – основа неопределённой формы и основа личных форм.

от основы настоящего времени (основы на согласный) образуются формы:

  •  настоящего времени (смотрю) и будущего времени СВ (рассмотрю),
    •  повелительного наклонения (смотри),
    •  причастия настоящего времени (смотрящий),
    •  деепричастия с суффиксом -а  (смотря).

от основы прошедшего времени (основы на гласный) образуются формы:

  •  прошедшего времени (смотрел),
    •  сослагательного наклонения (смотрел бы),
    •  инфинитива (смотреть),
    •  настоящего времени НСВ (буду смотреть),
    •  причастия прошедшего времени (смотревший, рассмотренный),
    •  деепричастия с суффиксами -в, -вш (рассмотрев, насмотревшись).

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы с заменой суффиксов:

-а- 

-ай- 

читать читают
гулять гуляют 

-е- 

-ей- 

жалетьжалеют 

-ова- 

-уй- 

советовать советуют 

-ева- 

-юй- 

гореватьгорюют 

-ну- 

-н- 

прыгнутьпрыгнут
сохнутьсохнут 

-и- 

(исчезает)

хвалитьхвалят
садитьсадят 

-о- 

(основа смягчается)

колотьколют
молотьмелют
поротьпорют 

У некоторых глаголов соотношение основ довольно витиеватое. Например, среди глаголов с корнем

ним/им/йм/н больше исключений, чем правил:

  •  Нанимать – нанять – наймёт
  •  Понимать – понять – поймёт
  •  Перенимать – перенять – переймёт
  •  Донимать – донять – доймёт
  •  Занимать – занять – займёт
  •  Унимать – унять – уймёт
  •  Принимать – принять – примет
  •  Вынимать – вынуть – вынет
  •  Снимать – снять – снимет / сымет
  •  Поднимать – поднять – поднимет / подымет
  •  Приподнимать – приподнять – приподнимет / приподымет
  •  Обнимать – обнять – обнимет
  •  Изымать – изъ[j]ять – изыму
  •  Взимать – ??? – взимет?
  •  Внимать – внять – войму 
  •  

Образование неопределённой формы

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

  •  нулевого к основам на -чь: стричь, беречь, помочь, запрячь.
  •  -ти (ударного) к основам на согласный: нести, везти, расти.
  •  -ть к основам на гласный: пилить, встречать, зеленеть.

Исключения: есть, сесть, красть, лезть.

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть, (службу) несть.

Образование личных форм

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

 

Единственное число

Множественное число

Лицо

1

2

3

1

2

3

1-ое спряжение

-у (-ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут (-ют)

2-ое спряжение

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Стандартные чередования согласных при спряжении

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к

печёшь – пеку(т) 

ж/г

бережёшь – берегу(т), бежишь – бегу(т), можешь – могу(т) 

д/ж

ходишь – хожу, видишь – вижу, судишь – сужу, бороздишь – борозжу 

с/ш

носишь – ношу, красишь – крашу 

з/ж

возишь – вожу, лазишь – лажу 

т/ч

летишь – лечу, ответишь – отвечу, платишь – плачу 

б/бл

любишь – люблю 

в/вл

ловишь – ловлю, поздравишь – поздравлю 

ф/фл

графишь – графлю 

м/мл

кормишь – кормлю 

п/пл

купишь – куплю, копишь – коплю, спишь – сплю


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78160. Введение в курс «Основы психологии» 196.17 KB
  Психология и очень старая и совсем молодая наука. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа 1679-1754 опубликовавшего книги Рациональная психология 1732 и Экспериментальная психология 1734 в которых он использовал термин психология. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Возникли такие ее отрасли как педагогическая юридическая военная управленческая спортивная психология и т.
78162. Личность и группа как субъект и объект управления 49.27 KB
  Особенности коммуникации в организации. И это в полной мере относится и к личности и к организации в качестве субъектов и объектов управления. Управление личностью может складываться из: правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; обеспечения выполнения каждым работником своей роли. Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора обеспечивают социальный контроль ее поведения а также упорядочивают характер взаимодействий в рамках организации...
78163. Личность и творчество 55.97 KB
  Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и в частности для развития его творческого потенциала необходимым условием является свобода. При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Творческая активность это мотивированная готовность личности к творческой деятельности определяемая скоростью...
78164. Межличностные отношения и взаимодействия людей в малых группах 63.18 KB
  Понятие малой группы. Социальнопсихологический климат группы. Социометрическая структура группы. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять либо не одобрять некоторые социальные роли иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
78165. Методика преподавания психологии 260 KB
  Обучение, учение, учебная деятельность. Мотивы, цели, задачи учебной деятельности. Проблемность, как принцип обучения. Условия создания проблемной ситуации. Проблемность материала лекции. Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению семинарского. Культура вербального и невербального общения преподавателя высшей школы...
78166. Катушка, конденсатор и резистор в режиме синусоидального тока 163.5 KB
  Видна разность фаз снимаемых сигналов; при увеличении частоты, у индуктивного сопротивления данная разность увеличивается, у емкостного уменьшается; у резистивного сопротивления разность фаз должна отсутствовать, однако из за погрешности измерения получена порядка 0.1 рад...
78168. Программирование искусственного нейрона 93 KB
  В данной лабораторной работе используются методы градиента и метод наискорейшего спуска для обучения нейрона в режиме оффлайн и правило Видроу-Хоффа для обучения нейрона в режиме онлайн