75394

Формообразование русского глагола

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам в ед. Причастия изменяются как прилагательные по падежам родам и числам формы на ся страдательный залог без ся действительный. и прошедшего времени Формы повелительного наклонения не изменяется.

Русский

2015-01-12

55.5 KB

5 чел.

Билет 40. Формообразование русского глагола

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм:

Для изъявит. наклонения: личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам (аналитические формы будущего времени для несовершенного вида),

Для изъявит. наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Причастия изменяются как прилагательные – по падежам, родам и числам ( формы на -ся - страдательный залог, без -ся – действительный).

Деепричастия не изменяются, им. форму наст. и прошедшего времени,

Формы повелительного наклонения не изменяется.

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся) 

(Сослагательное и повелительное наклонение не имеют форм времени)

Максимальное количество форм (т.е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида.

Вариативность и другие возможности в глагольном формообразовании:

  •  безличные глаголы имеют только «безличную форму», то есть могут выступать в следующих пяти формах : формы изъявительного наклонения: наст.вр. ед.ч. 3л. (смеркается), буд.вр. ед.ч. 3л.(будет смеркаться), прош.вр. ср.р. (смеркалось); форма сослагательного наклонения ср. р. (смеркалось бы); инфинитив (смеркаться)

По индивидуальным особенностям набора форм выделяются:

  •  недостаточные глаголы (ср., например, глагол победить, не образующий в кодифицированном литературном языке форму буд.вр. ед.ч. 1 л.);
  •  избыточные глаголы ( (капает – каплет, метает – мечет).

Подавляющее большинство глагольных форм являются простыми. Составными (аналитическими) являются следующие формы:

  •  составного будущего времени (будет читать);
  •  сослагательного наклонения (читал бы, чтобы читал), иногда  при помощи пусть, давай(-те)

Связь с видом и переходностью

Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

  •  у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени (*сделающий(-ся), *сделаемый);
  •  у непереходных глаголов нет форм страдательного залога (*бежится, *бегомый, *беганный);

Две основы глагола

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе.

У большинства глаголов различаются две основы – основа неопределённой формы и основа личных форм.

от основы настоящего времени (основы на согласный) образуются формы:

  •  настоящего времени (смотрю) и будущего времени СВ (рассмотрю),
    •  повелительного наклонения (смотри),
    •  причастия настоящего времени (смотрящий),
    •  деепричастия с суффиксом -а  (смотря).

от основы прошедшего времени (основы на гласный) образуются формы:

  •  прошедшего времени (смотрел),
    •  сослагательного наклонения (смотрел бы),
    •  инфинитива (смотреть),
    •  настоящего времени НСВ (буду смотреть),
    •  причастия прошедшего времени (смотревший, рассмотренный),
    •  деепричастия с суффиксами -в, -вш (рассмотрев, насмотревшись).

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы с заменой суффиксов:

-а- 

-ай- 

читать читают
гулять гуляют 

-е- 

-ей- 

жалетьжалеют 

-ова- 

-уй- 

советовать советуют 

-ева- 

-юй- 

гореватьгорюют 

-ну- 

-н- 

прыгнутьпрыгнут
сохнутьсохнут 

-и- 

(исчезает)

хвалитьхвалят
садитьсадят 

-о- 

(основа смягчается)

колотьколют
молотьмелют
поротьпорют 

У некоторых глаголов соотношение основ довольно витиеватое. Например, среди глаголов с корнем

ним/им/йм/н больше исключений, чем правил:

  •  Нанимать – нанять – наймёт
  •  Понимать – понять – поймёт
  •  Перенимать – перенять – переймёт
  •  Донимать – донять – доймёт
  •  Занимать – занять – займёт
  •  Унимать – унять – уймёт
  •  Принимать – принять – примет
  •  Вынимать – вынуть – вынет
  •  Снимать – снять – снимет / сымет
  •  Поднимать – поднять – поднимет / подымет
  •  Приподнимать – приподнять – приподнимет / приподымет
  •  Обнимать – обнять – обнимет
  •  Изымать – изъ[j]ять – изыму
  •  Взимать – ??? – взимет?
  •  Внимать – внять – войму 
  •  

Образование неопределённой формы

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

  •  нулевого к основам на -чь: стричь, беречь, помочь, запрячь.
  •  -ти (ударного) к основам на согласный: нести, везти, расти.
  •  -ть к основам на гласный: пилить, встречать, зеленеть.

Исключения: есть, сесть, красть, лезть.

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть, (службу) несть.

Образование личных форм

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

 

Единственное число

Множественное число

Лицо

1

2

3

1

2

3

1-ое спряжение

-у (-ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут (-ют)

2-ое спряжение

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Стандартные чередования согласных при спряжении

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к

печёшь – пеку(т) 

ж/г

бережёшь – берегу(т), бежишь – бегу(т), можешь – могу(т) 

д/ж

ходишь – хожу, видишь – вижу, судишь – сужу, бороздишь – борозжу 

с/ш

носишь – ношу, красишь – крашу 

з/ж

возишь – вожу, лазишь – лажу 

т/ч

летишь – лечу, ответишь – отвечу, платишь – плачу 

б/бл

любишь – люблю 

в/вл

ловишь – ловлю, поздравишь – поздравлю 

ф/фл

графишь – графлю 

м/мл

кормишь – кормлю 

п/пл

купишь – куплю, копишь – коплю, спишь – сплю


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61677. Лепка спортсмена(или кошки) в музеях хранятся скульптуры известных мастеров 12.62 KB
  Отличие скульптуры от др. видов искусства: язык скульптуры трехмерность объемность пропорции фактура; способы выполнения высекание лепка вырезание отливка; материалы мрамор дерево металл песчаникпенопласт резина воск;значение света можно смотреть с разных точек зрения. По назначению скульптура бывает: Монументальная памятники обычно в городской парковой среде особый жанр монументальной скульптуры мемориальная надгобия Декоративнаяв основном носит прикладной характер украшает архитектурные сооружениядекоративные...
61678. Твои игрушки. Роспись дымковской игрушки 26.7 KB
  Цели и задачи: расписать игрушки в традициях дымковских мастеров; развивать познавательную активность учащихся через проведение исследовательской работы; формировать коммуникативные навыки работы...
61679. Выполнение растительных узоров по шаблону 22.47 KB
  Здравствуйте ребята Д: Здравствуйте Уч: Скажите что нам сегодня понадобится для урока рисования Д: Альбомный лист краски кисточки баночка с водой ластик простой карандаш.
61680. Деревня – деревянный мир 11.79 KB
  Цель урока: Задача урока: научить обучающихся составлять целостную картину/панно на тему «Деревня – деревянный мир» из художественных материалов.
61682. Дымковская игрушка 18.8 KB
  Цель урока: познакомит с народным промыслом Дымково научить детей украшать силуэт изображения дымковской игрушки. Задачи урока: А образовательная научить детей приёмам кистевой росписи основным элементам познакомить с основными цветами росписи...
61683. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства 11.7 KB
  В своих изделиях мастерицы используют разные приемы тонового растяжения цвета: цвет от темного к светлому переходит постепенно как бы по ступенькам. Обратите внимание на цвет: чем ярче цвет тем лучше передать атмосферу.
61684. Генетическая связь между классами неорганических веществ 16.78 KB
  Цель урока: Выполнение опытов демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Задачи урока: Образовательные: формирование у учащихся знаний позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ...