75395

Междометие как особая часть речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Но междометия никогда не бывают связками 2. К междометиям относятся и звукоподражания напр: кхекхе уауа хахаха хихи; крякря. Все междометия входят в эмоциональную сферу языка где они употребляются вне связи с другими словами однако как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются за пределами собственно эмоц.сферу этикета По способу образования Первообразные междометия образованы от эмоциональных выкриков восклицаний а также возгласов сопровождающих рефлекторных реакции человека.

Русский

2015-01-12

52 KB

3 чел.

Вопрос 42. Междометие как особая часть речи (пар. 1700 -1705 Ак.Г).

1.Положение в системе частей речи (особое!): АГ.

Положение в системе частей речи особое и неоднозначное, т.к. до сих пор идут споры о частиречной классификации. Есть классификации Зализняка и по АГ, вклад в исследование проблемы внес и Щерба.

В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции:

1.Междометия – часть речи (Ломоносов, Востоков, Шахматов, Виноградов, Щерба, авторы АГ).

2.Междометия – не часть речи (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский).

Щерба: междометие как несамост. и не служебная часть речи. 

!Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.

Вне зависимости от концепции положение у местоимений особое (выносится за рамки самост. и служ. частей речи), т.к.:

1.лишены номинативного значения (--> не знамен. часть речи)

2.не выполняют такой синт. функции, как част., союзы, предлоги (не служеб.)

!хотя могут быть членами предложения (замещать слова других частей речи (Она все ох да ох; Характер у него ой-ой-ой; Народу - господи боже мой! )

и обладать собств. синт. функцией, как брысь, хлоп, цап, уподобляющиеся глаголам одноактного действия типа прыгнуть, хлопнуть,  цапнуть). Но междометия никогда не бывают связками!

2.Категориальные признаки, разряды.

  •  неизменяемость
  •  могут получать сам. интонационное оформление
  •  неноминативность
  •  выражение чувств, ощущений, душевных состояний и эмоциональных реакций, примеры: ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; ай-да, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю; кис-кис, цып-цып-цып.

! К междометиям относятся и звукоподражания, напр: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кряря. Все междометия входят в эмоциональную сферу языка, где они употребляются вне связи с другими словами, однако как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются за пределами собственно эмоц. речевой сферы. Такое употребление расширяет семантику и синт. функции междометий и сближает их с другими классами. 

Разряды междометий

Академическая грамматика выделяет разряды междометий по способу образования и по семантической функции.

По способу образования: 1.первообразные 2. непервообразные.

По семант. функции:

1.обслуживающие эмоц. сферу речи 2.сферу волеизъявления 3.сферу этикета

По способу образования

Первообразные междометия образованы от эмоциональных выкриков, восклицаний, а также возгласов, сопровождающих рефлекторных реакции человека. Не соотносятся со знаменательными частями речи и никак не сочетаются с ними. 

Прим.: ага, ай,  ах,  брр, брысь, ей-ей, ого, ох, тьфу, улю-лю, уф, ух, фу, ха, хи,  цыц, эхм.. к ним примыкают (но не относятся) звукоподражания: , кхе-кхе, ха-ха-ха, хи-хи-хи, хо-хо-хо, уа-уа; гав-гав, иго-го , бряк.

!звукоподражательные слова семантически и синтаксически отличаются от междометий (сравним ах и кис-кис, бряк), не могут иметь синтаксической функции (никогда!) -->не входят в междометия (Белошапкова).

Непервообразные в разной степени соотносятся со словами знаменательных частей речи, образованных от них, bzw. выделяют:

-Cвязанные с сущ: батюшки, боже, владыко, господи, дьявол, матушки, создатель, спасе (устар.), творец, черт + вокативные междометия от обиходных названий дом. животных типа кис-кис, уть-уть, тель-тель, цып-цып.

-Связанные с глаголом: вишь (из видишь), здравствуй(те), извини(те), ишь (из видишь), пли (из пали), поди-тка (прост.), подумаешь, верть, бух, хлоп, хап, цап.

-Связанные с мест. словами, наречиями, частицами и союзами: тс, тш, цс, ш-ш (из тише), ужо, однако, полно, долой.

!Сюда же примыкают нечленимые или слабо членимые сочетания первообразного междометия с частицей или местоимением: да уж, на тебе (нате), ну уж, ну да, ой-ли, а также соединения ну и ну и ей-же-ей.

Состав непервообразных постоянно пополняется благодаря оценочно-характеризующим сущ. типа горе, беда, дудки, пропасть, и глагольным формам со значением побудительности типа погоди, постой, давай, вали.

По семантической функции распадаются на три группы: 

1.Междометия, обслуживающие сферу эмоций и эмоциональных оценок:

В отличие от напр. этикетных местоимений разнородны, употребляются в разнообр. ситуациях, поэтому по семантике делятся на междометия с:

1). однозначными (специализ.) семантическими функциями.

Прим: боже сохрани, бог с тобой, браво, да ну, дьявол однако, помилуйте упаси бог, ура, черт, черт-те что, что за черт, сейчас (в произношении щас). Большая часть выражает отррицательные эмоции. Слова с пол. эмоциями единичны, типа браво (восторг, восхищение), слава богу (облегчение), ура (ликование). 

!интересно, что в СРЛЯ вообще больше особых средств выражения для сферы отрицательных эмоций, чем положительных.

2). неоднозначными.

Прим:  ага, ай, ахти, боже мой, вот это да, ого, ой, с ума сойти, ужас, черт возьми, черт побери. Передают состояние возбуждения и с помощью вербальных и неверб. средств говорящего (интонации, жестов, мимики) могут выражать разнородные чувства и ощущения, нередко одно слово может выражать противоположные чувства, пример: боже мой с интонациями сожаления и восхищения.

 ! Все междометия сферы эмоций экспрессивны, экспрессию также усиливают словообр. средства, напр. суффиксы субъективной оценки ой-ой-ошеньки, охохонюшки, охохошеньки и местоимение ты: ах ты, ох ты, ух ты, их ты.

К эмоциональным междометиям относятся также звукоподражания (ха-ха-ха, хи-хи-хи, уа-уа, мяу, тяф-тяф; бряк, щелк, бац) и глагольно-междомет- ные формы типа прыг, скок, цап-царап.

2.Обслуживающие сферу волеизъявления

Выражают команды и призывы, обращенные к людям и животным. Большая их часть: заимствования из других языков и профессионализмы из речи военных, дрессировщиков, моряков: фас, алле, анкор, аппорт, арьер, полундра.+Здесь же междометия призыва на помощь (караул),

побуждающие к осуществлению или прекращению каких-либо действий айда, ату, брось, брысь, взяли, валяй, ну же (да ну же), кыш, марш.

Последние близки к пов.накл. и имеют особые глаг. признаки, могут присоединять постфикс те или частицу ка: (полноте, бросьте, нате-ка).

! Особой разновидностью междометий, выражающих волеизъявление, являются близкие к обращениям слова, служащие для призыва животных (кис-кис, цып-цып), и междометия, используемые при общении с маленькими детьми: тю-тю, агу (и мотивированное им агунюшки, агушеньки), бай-бай, баю-бай (баюшки-баю, баиньки), сюда же детское чур-чура.

3.Обслуживающие сферу этикета.

Прим: здравствуй(те), до свиданья, спасибо, благодарю, прости (устар., поэт.), прощай(те), извини(те), прости(те), пожалуйста. Все содержат долю знаменательности, сближающую их со словами других частей речи. Многие междометия этой группы способны развивать вторичные значения и функционировать в качестве средств экспрессивно-эмоционального выражения удивления или несогласия, отпора, противодействия.

 

3. Позиция в высказывании.

Разная, междометия могут быть:

1.Эквивалентами предложения (просто высказывание)

2.Модальными компонентами (отношение к высказыванию)

3.Членами предложения (связь с другими членами).

Эквиваленты предложения – все междометия, т.к. имеют силу высказывания и могут получать самостоятельное интонационное оформление. "Э", - сказали мы с Петром Ивановичем (Гоголь);

Как модальные компоненты могут быть вводными словами

Функция члена предложения для бол-ва междометий вторична. Это возможно обычно тогда, когда междометие замещает словоформу: Она все ох да ох.

Но для звукоподражаний типа бам, бац, звяк, щелк и глагольных междометий типа прыг, скок, толк, хвать эта функция очень важна. При этом они обычно получают контекстно-обусловленные значения прош. вр. сов. вида и уподобляются глаголам одноактного способа действия типа прыгнуть, хлопнуть, трахнуть, цапнуть: Вдруг слышу крик и конский топ... Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп...). 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81374. Сторони, їх суб’єктивні права та обов’язки у виконавчому провадженні 28.83 KB
  За виконавчим документом про стягнення в дохід держави коштів або про вчинення інших дій на користь чи в інтересах держави від її імені виступає орган, за позовом якого судом винесено відповідне рішення, або орган державної влади (крім суду), який відповідно до закону прийняв таке рішення.
81375. Теория структурного функционализма в социологии и возможность ее применения для анализа социальной работы 37.56 KB
  Структурный функционализм методологический подход в социологии и социокультурной антропологии состоящий в трактовке общества как социальной системы имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея социального порядка то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие согласовать между собой различные её элементы добиться согласия между ними. Основные положения Общество...
81376. Теории социального конфликта К. Маркса и Л. Козера, их применение для анализа социальной работы 35.67 KB
  Согласно концепции Маркса именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения именно они пронизывают жизнь общества во всех его направлениях именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому типу общества. Маркс характеризовал конфликт как естественное состояние классового основанного на частной собственности общества присущее изначально его природе. В качестве основного типа конфликта для него выступало взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями которые на определенном...
81377. Теория символического интеракционизма при анализе социальной работы 40.33 KB
  Сходное понимание слов жестов других символов облегчает взаимодействие позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга люди меняют свое поведение приспосабливая свои поступки к действиям другого координируя свои действия с другими людьми обучаясь видеть себя глазами группы обучаясь учитывать ожидания других людей. Социальные ожидания экспектации влияют на поведение человека он вынужден вести себя так как требуют нормы поведения как ожидают другие люди и общество в целом реализуя те права и...
81378. Феноменологический подход в социологии. Значение положений теории А. Шюца в анализе социальной работы 38.26 KB
  Следовательно необходимо погружение в мир в котором живет человек т. в мир жизни или жизненный мир. Отсюда центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир повседневный мир повседневность социальный мир. В целом это мир наполненный смыслом который придают ему люди в повседневной жизни.
81379. Познавательные возможности и особенности количественной методологии в социологии при анализе социальной работы 37.93 KB
  Организация наблюдения включает в себя определение характеристик объекта целей и задач наблюдения выбор вида наблюдения разработку программы и процедуры наблюдения установление параметров наблюдения разработку техники выполнения результатов анализ результатов и выводов. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения не обнаруживая как правило своих исследовательских намерений на практике.
81380. Понятие и виды социологических исследований 34.64 KB
  Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какоголибо социального явления а количественные понять насколько массово часто встречаемо это социальное явление и насколько оно важно для общества. Количественные методы: социологический опрос анкетирование и интервьюирование контентанализ документов наблюдение эксперимент Качественные методы: фокус группа исследование случая кейс стади этнографические исследования неструктурированные интервью.
81381. Измерение эффективности социальной работы и типы шкал. Приведите примеры использования 36.91 KB
  Показатели эффективности социальной работы. В связи с тем что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы как и определяющим критерием гуманности общества полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни. Исходя из этих особенностей следует подходить к определению критериев социальной работы.