75395

Междометие как особая часть речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Но междометия никогда не бывают связками 2. К междометиям относятся и звукоподражания напр: кхекхе уауа хахаха хихи; крякря. Все междометия входят в эмоциональную сферу языка где они употребляются вне связи с другими словами однако как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются за пределами собственно эмоц.сферу этикета По способу образования Первообразные междометия образованы от эмоциональных выкриков восклицаний а также возгласов сопровождающих рефлекторных реакции человека.

Русский

2015-01-12

52 KB

3 чел.

Вопрос 42. Междометие как особая часть речи (пар. 1700 -1705 Ак.Г).

1.Положение в системе частей речи (особое!): АГ.

Положение в системе частей речи особое и неоднозначное, т.к. до сих пор идут споры о частиречной классификации. Есть классификации Зализняка и по АГ, вклад в исследование проблемы внес и Щерба.

В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции:

1.Междометия – часть речи (Ломоносов, Востоков, Шахматов, Виноградов, Щерба, авторы АГ).

2.Междометия – не часть речи (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский).

Щерба: междометие как несамост. и не служебная часть речи. 

!Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.

Вне зависимости от концепции положение у местоимений особое (выносится за рамки самост. и служ. частей речи), т.к.:

1.лишены номинативного значения (--> не знамен. часть речи)

2.не выполняют такой синт. функции, как част., союзы, предлоги (не служеб.)

!хотя могут быть членами предложения (замещать слова других частей речи (Она все ох да ох; Характер у него ой-ой-ой; Народу - господи боже мой! )

и обладать собств. синт. функцией, как брысь, хлоп, цап, уподобляющиеся глаголам одноактного действия типа прыгнуть, хлопнуть,  цапнуть). Но междометия никогда не бывают связками!

2.Категориальные признаки, разряды.

  •  неизменяемость
  •  могут получать сам. интонационное оформление
  •  неноминативность
  •  выражение чувств, ощущений, душевных состояний и эмоциональных реакций, примеры: ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; ай-да, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю; кис-кис, цып-цып-цып.

! К междометиям относятся и звукоподражания, напр: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кряря. Все междометия входят в эмоциональную сферу языка, где они употребляются вне связи с другими словами, однако как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются за пределами собственно эмоц. речевой сферы. Такое употребление расширяет семантику и синт. функции междометий и сближает их с другими классами. 

Разряды междометий

Академическая грамматика выделяет разряды междометий по способу образования и по семантической функции.

По способу образования: 1.первообразные 2. непервообразные.

По семант. функции:

1.обслуживающие эмоц. сферу речи 2.сферу волеизъявления 3.сферу этикета

По способу образования

Первообразные междометия образованы от эмоциональных выкриков, восклицаний, а также возгласов, сопровождающих рефлекторных реакции человека. Не соотносятся со знаменательными частями речи и никак не сочетаются с ними. 

Прим.: ага, ай,  ах,  брр, брысь, ей-ей, ого, ох, тьфу, улю-лю, уф, ух, фу, ха, хи,  цыц, эхм.. к ним примыкают (но не относятся) звукоподражания: , кхе-кхе, ха-ха-ха, хи-хи-хи, хо-хо-хо, уа-уа; гав-гав, иго-го , бряк.

!звукоподражательные слова семантически и синтаксически отличаются от междометий (сравним ах и кис-кис, бряк), не могут иметь синтаксической функции (никогда!) -->не входят в междометия (Белошапкова).

Непервообразные в разной степени соотносятся со словами знаменательных частей речи, образованных от них, bzw. выделяют:

-Cвязанные с сущ: батюшки, боже, владыко, господи, дьявол, матушки, создатель, спасе (устар.), творец, черт + вокативные междометия от обиходных названий дом. животных типа кис-кис, уть-уть, тель-тель, цып-цып.

-Связанные с глаголом: вишь (из видишь), здравствуй(те), извини(те), ишь (из видишь), пли (из пали), поди-тка (прост.), подумаешь, верть, бух, хлоп, хап, цап.

-Связанные с мест. словами, наречиями, частицами и союзами: тс, тш, цс, ш-ш (из тише), ужо, однако, полно, долой.

!Сюда же примыкают нечленимые или слабо членимые сочетания первообразного междометия с частицей или местоимением: да уж, на тебе (нате), ну уж, ну да, ой-ли, а также соединения ну и ну и ей-же-ей.

Состав непервообразных постоянно пополняется благодаря оценочно-характеризующим сущ. типа горе, беда, дудки, пропасть, и глагольным формам со значением побудительности типа погоди, постой, давай, вали.

По семантической функции распадаются на три группы: 

1.Междометия, обслуживающие сферу эмоций и эмоциональных оценок:

В отличие от напр. этикетных местоимений разнородны, употребляются в разнообр. ситуациях, поэтому по семантике делятся на междометия с:

1). однозначными (специализ.) семантическими функциями.

Прим: боже сохрани, бог с тобой, браво, да ну, дьявол однако, помилуйте упаси бог, ура, черт, черт-те что, что за черт, сейчас (в произношении щас). Большая часть выражает отррицательные эмоции. Слова с пол. эмоциями единичны, типа браво (восторг, восхищение), слава богу (облегчение), ура (ликование). 

!интересно, что в СРЛЯ вообще больше особых средств выражения для сферы отрицательных эмоций, чем положительных.

2). неоднозначными.

Прим:  ага, ай, ахти, боже мой, вот это да, ого, ой, с ума сойти, ужас, черт возьми, черт побери. Передают состояние возбуждения и с помощью вербальных и неверб. средств говорящего (интонации, жестов, мимики) могут выражать разнородные чувства и ощущения, нередко одно слово может выражать противоположные чувства, пример: боже мой с интонациями сожаления и восхищения.

 ! Все междометия сферы эмоций экспрессивны, экспрессию также усиливают словообр. средства, напр. суффиксы субъективной оценки ой-ой-ошеньки, охохонюшки, охохошеньки и местоимение ты: ах ты, ох ты, ух ты, их ты.

К эмоциональным междометиям относятся также звукоподражания (ха-ха-ха, хи-хи-хи, уа-уа, мяу, тяф-тяф; бряк, щелк, бац) и глагольно-междомет- ные формы типа прыг, скок, цап-царап.

2.Обслуживающие сферу волеизъявления

Выражают команды и призывы, обращенные к людям и животным. Большая их часть: заимствования из других языков и профессионализмы из речи военных, дрессировщиков, моряков: фас, алле, анкор, аппорт, арьер, полундра.+Здесь же междометия призыва на помощь (караул),

побуждающие к осуществлению или прекращению каких-либо действий айда, ату, брось, брысь, взяли, валяй, ну же (да ну же), кыш, марш.

Последние близки к пов.накл. и имеют особые глаг. признаки, могут присоединять постфикс те или частицу ка: (полноте, бросьте, нате-ка).

! Особой разновидностью междометий, выражающих волеизъявление, являются близкие к обращениям слова, служащие для призыва животных (кис-кис, цып-цып), и междометия, используемые при общении с маленькими детьми: тю-тю, агу (и мотивированное им агунюшки, агушеньки), бай-бай, баю-бай (баюшки-баю, баиньки), сюда же детское чур-чура.

3.Обслуживающие сферу этикета.

Прим: здравствуй(те), до свиданья, спасибо, благодарю, прости (устар., поэт.), прощай(те), извини(те), прости(те), пожалуйста. Все содержат долю знаменательности, сближающую их со словами других частей речи. Многие междометия этой группы способны развивать вторичные значения и функционировать в качестве средств экспрессивно-эмоционального выражения удивления или несогласия, отпора, противодействия.

 

3. Позиция в высказывании.

Разная, междометия могут быть:

1.Эквивалентами предложения (просто высказывание)

2.Модальными компонентами (отношение к высказыванию)

3.Членами предложения (связь с другими членами).

Эквиваленты предложения – все междометия, т.к. имеют силу высказывания и могут получать самостоятельное интонационное оформление. "Э", - сказали мы с Петром Ивановичем (Гоголь);

Как модальные компоненты могут быть вводными словами

Функция члена предложения для бол-ва междометий вторична. Это возможно обычно тогда, когда междометие замещает словоформу: Она все ох да ох.

Но для звукоподражаний типа бам, бац, звяк, щелк и глагольных междометий типа прыг, скок, толк, хвать эта функция очень важна. При этом они обычно получают контекстно-обусловленные значения прош. вр. сов. вида и уподобляются глаголам одноактного способа действия типа прыгнуть, хлопнуть, трахнуть, цапнуть: Вдруг слышу крик и конский топ... Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп...). 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50134. ВЕРОЯТНОСТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД РАСЧЕТА СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 172.5 KB
  Принципиальное отличие этого метода от заложенного в нормы метода расчета по предельным состояниям состоит в том что в расчет вводится не нормативные или расчетные значения нагрузок и прочностных свойств конструкционных материалов а СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ их распределений СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ВАРИАЦИИ. Коэффициент надежности по ответственности не используется. Таблица 1 Статистические характеристики давления ВЕТРА Ветровой район Среднее значение давления ветра кПа кг м2 Коэффициенты вариации Vf k = qo I II III IV...
50135. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА-ДЕЗОРМА 92.5 KB
  Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы схематические рисунки: Введение Первый закон термодинамики утверждает что количество теплоты DQ сообщенное газу расходуется на изменение внутренней энергии газа DU и на работу А совершаемую газом: DQ = DU . Теплоемкостью газа называется величина равная количеству теплоты необходимой для нагревания данной массы газа на один кельвин. T0...
50136. Фреймы, плавающие фреймы, сегментирование изображения, формы, бегущая строка 46.5 KB
  Клик на сегментах Бегущая строка и Сегментированные изображения должен открывать файл с любой картинкой в новом окне. Страница с фреймами Бегущая строка top Бег.
50137. Изучение рынка операторов сотовой и пейджинговой связи г. Санкт-Петербурга 228.5 KB
  Удовлетворить запросы потребителей - непростая задача. Прежде всего нужно хорошо изучить потребителя, т.е. ответить на вопросы кто покупает, какое количество, по какой цене, с ка-кой целью, для удовлетворения каких потребностей, где покупает. Обеспечить, если это необходимо, сервис. Для этого проводят маркетинговые исследования. Изучить всех покупателей продукта невозможно, да и ненужно. Целесообразно найти тот сегмент потребителей, который обеспечит основной сбыт.
50138. Рух протиходом. Рух змійкою. Команди та дії 50.5 KB
  Визначення рухiв при конструюваннi загальнорозвивальних вправ. Пiдроздiл на: простi рухи; послiдовнi рухи; сполученi рухи; послiдовно сполученi рухи. Розподiл рухiв за рахунком. Уточнення характеру рухiв.
50139. Нечеткая логика 67 KB
  Цель работы: создание простейшей системы нечеткой логики, реализованной на языке высокого уровня. Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. Кислятина – пить можно – для женщин и попов (о сладости вина)
50140. Программирование задач с использованием массивов. Ввод и вывод элементов. Упорядочивание. Нахождение максимального (max) элемента 51.5 KB
  Элементы массива нумеруются с нуля. Доступ к элементу массива осуществляется путем указания индекса номера элемента. Доступ к элементам массива можно осуществлять при помощи указателя. В инструкции объявления массива удобно использовать именованную константу объявленную в директиве define.
50141. Вивчення лічильника змінного струму 66 KB
  Вивчення лічильника змінного струму. Мета роботи: Вивчення принципу роботи лічильника змінного струму. Будова електричного лічильника змінного струму показана на рис. На кожному лічильнику вказана його постійна С величина її визначається кількістю енергії при споживанні якої в колі диск лічильника здійснює один оберт.