75398

Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Что такое части речи Принципы их выделения. Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи по АГ80 и Грамматическому словарю А. Зализняка Части речи ЧР классы слов языка выделяемые на основании общности их синтаксических морфологических и семантических свойств.

Русский

2015-01-12

34 KB

30 чел.

4.Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи (по АГ-80 и «Грамматическому словарю» А.А. Зализняка)

Части речи (ЧР) - классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. * Проще: ЧР – это группа слов с одинаковым грамматическим поведением. Грамматическое поведение слов складывается из 4 параметров:

  1.  позиция в высказывании
  2.  набор морфологических категорий – какие значения мы обязаны выразить в слове
  3.  синтагматика
  4.  наиболее типичное лексическое значение

ЧР - классы слов, характеризующиеся:

  1.  единством обобщённого значения (напр., предметности у существительного, процесса у глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса
  2.  общностью грамматических категорий и словоизменения
  3.  общностью синтаксических функций

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (может делиться далее на сущ., прил. и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. 

В СРЯ существует десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимение; 3) имя прилагательное; 4) имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7) предлог; 8) союз; 9) частицы; 10) междометие.

Различаются

  1.  знаменательные (существительное, глагол, прилагательное, наречие):слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным ЧР традиционно относят также числительные и местоимения
  2.  служебные (союз, предлог, частицы, артикль и др.): лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений (предлоги и союзы), а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения (частицы).

*Проблема, касающаяся сущности ЧР и принципов их выделения в различных языках мира, — одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. На протяжении 19 в. к этой проблеме обращались А. Х. Востоков, Г. П. Павский, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев и другие. В конце 19 в. А. А. Потебня и Ф. Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации ЧР. Потебня на первое место поставил семантику ЧР, указав также и на их синтаксическую роль. Фортунатов построил классификацию ЧР на последовательном проведении морфологического принципа, назвав классы слов (ЧР) формальными классами. Дальнейшие классификации ЧР в русском языкознании строились на совмещении принципов, предложенных Потебнёй и Фортунатовым (например, классификация А. М. Пешковского). А. А. Шахматов в основу деления ЧР положил синтаксический принцип с учётом морфологических признаков. Многоступенчатую классификацию ЧР для русского языка предложил В. В. Виноградов, относя к ЧР не все слова, а лишь те, которые являются членами предложения. Наряду с системой ЧР Виноградов выделил систему частиц речи (частицы, частицы-связки, предлоги и союзы) и образующие особые структурно-семантические разряды слов модальные слова и междометия.

Принципы выделения (классификация) частей речи [по Белошапковой]:

  1.  По принципу «синтаксической функции». Критерии – 1) способность быть или не быть членом предложения. 2) конкретная синтаксическая роль в предложении
  2.  По принципу «семантической общности». В этом типе классификации содержательных единиц три: предмет, признак, действие. Такая семантическая классификация позволяет упорядочить подавляющее большинство словоформ русского языка. Но она оставляет неохарактеризованными служебные слова (они не могут обозначать ни предмет, ни признак, ни действие), а также некоторые полнозначные словоформа (вероятно, конечно, видимо, да, нет, здравствуйте, пожалуйста и т.п.).
  3.  По морфологическому принципу. Т.е. по общему грамматическому значению (предмет, признак предмета) + по морфологическим признакам (склонение, спряжение). В основе этой классификации – наличие одних и тех же грамматических категорий. *Данная классификация возможна только для словоформ, имеющих окончания.

Л. В. Щерба (*по лекции, он основоположник научного подхода к классификации ЧР) предложил классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и семантических признаков. По мнению Щербы, который первостепенное значение придавал семантическому признаку, основанием для классификации ЧР являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество. В статье «О частях речи в русском языке» (1928) Л. В. Щерба, в отличие от сторонников формального направления, высказал мысль о единстве смысла (лексического значения) и формы. Эта мысль была развита им в учении о т. н. категории состояния, к которой относились формально различные слова и предложно-падежные сочетания, объединяемые абстрактным значением состояния лица.

В «АГ-80» сохраняется традиционная классификация всех слов на десять ЧР, но с некоторыми особенностями, касающимися состава таких ЧР, как местоимение и числительное. В местоимение включают вслед за Виноградовым только местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные и местоимения-наречия рассматриваются как разряды слов внутри соответствующих ЧР. В числительном как ЧР объединены количественные и собирательные числительные (два, три; двое, трое). Порядковые (счётные) числительные (первый, второй и т. п.) включены в состав прилагательного.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59026. Критичне мислення на уроках зарубіжної літератури 99.5 KB
  Теорія та практика Критичне мислення на уроках зарубіжної літератури I. Саме тому основною проблемною темою в контексті викладання зарубіжної літератури в 811 класах є: Використання технологій критичного мислення як засобу створення творчого мікроклімату на уроці зарубіжної літератури...
59027. Література ХХ століття. Р. Кіплінг 48 KB
  Мета практична: повторити біографію Р. Кіплінга; ознайомити учнів з особливостями індуїзму, проаналізувати вплив вірувань індійців на творчість Р. Кіплінга, спонукати учнів до нового осмислення Мауглі...
59029. Листок - орган фотосинтезу 51 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про фотосинтез; зясувати особливості будови листка в звязку з його функціями; формувати вміння встановлювати взаємозвязок між будовою листка і його функціями; вміння працювати з мікроскопом; розкрити значення фотосинтезу в природі і житті людини...
59030. Лицар в іржавих обладунках. Роман Сервантеса Премудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі 78 KB
  Можна спитати в учнів які лицарські романи знаходились в бібліотеці Дон Кіхота про це вони повинні були прочитати вдома у розділі VI першої частини. Назва роману Сервантеса та імя головного героя Коли взимку 1605 року у книжкових лавках Мадрида...
59031. Позакласна робота з математики. Логічні задачі 48 KB
  Завжди робіть таблицю, у ній ви зможете враховувати всі ймовірні варіанти. Уважно читайте кожне твердження. По-справжньому уважно. Звичайно кожне твердження містить щось таке, що дозволить вам спростувати хоча б один із варіантів.
59032. Матеріали до вивчення творів Ернеста Хемінгуея (1899-1961). Людина не для того створена, щоб терпіти поразки 40.5 KB
  Старий рибалка Сантьяго спіймав велику рибину але додому привіз тільки хребет бо рибу зїли акули. Чому хлопець пішов від Сантьяго Звелів тато. Який звичай був у Сантьяго Базікати в морі самим з собою. Яка єдина зброя є у Сантьяго Воля і розум.
59033. М. Метерлінк. Синій птах - лірична оповідь про пошуки щастя 38 KB
  Мета: проаналізувати філософські роздуми автора про велич навколишнього світу в якому живе людина про бажання пізнати таємниці речей і щастя постановку ним питань загальнолюдської моралі; донести учням гуманізм письменника...
59034. Мій рідний край у думах та піснях 60 KB
  Українська мова дуже багата на казки та пісні але найхарактернішими для творчості цього народу є дума епічна поема. І над чим він тяжко в пісні плаче Що він знає а не знаєм ми. Що ж можуть розповісти дослідникові Одещини українські народні пісні та думки Багато аби ми хотіли в ті пісні вслухатися або вчитатися.