75398

Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Что такое части речи Принципы их выделения. Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи по АГ80 и Грамматическому словарю А. Зализняка Части речи ЧР классы слов языка выделяемые на основании общности их синтаксических морфологических и семантических свойств.

Русский

2015-01-12

34 KB

24 чел.

4.Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи (по АГ-80 и «Грамматическому словарю» А.А. Зализняка)

Части речи (ЧР) - классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. * Проще: ЧР – это группа слов с одинаковым грамматическим поведением. Грамматическое поведение слов складывается из 4 параметров:

  1.  позиция в высказывании
  2.  набор морфологических категорий – какие значения мы обязаны выразить в слове
  3.  синтагматика
  4.  наиболее типичное лексическое значение

ЧР - классы слов, характеризующиеся:

  1.  единством обобщённого значения (напр., предметности у существительного, процесса у глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса
  2.  общностью грамматических категорий и словоизменения
  3.  общностью синтаксических функций

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (может делиться далее на сущ., прил. и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. 

В СРЯ существует десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимение; 3) имя прилагательное; 4) имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7) предлог; 8) союз; 9) частицы; 10) междометие.

Различаются

  1.  знаменательные (существительное, глагол, прилагательное, наречие):слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным ЧР традиционно относят также числительные и местоимения
  2.  служебные (союз, предлог, частицы, артикль и др.): лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений (предлоги и союзы), а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения (частицы).

*Проблема, касающаяся сущности ЧР и принципов их выделения в различных языках мира, — одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. На протяжении 19 в. к этой проблеме обращались А. Х. Востоков, Г. П. Павский, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев и другие. В конце 19 в. А. А. Потебня и Ф. Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации ЧР. Потебня на первое место поставил семантику ЧР, указав также и на их синтаксическую роль. Фортунатов построил классификацию ЧР на последовательном проведении морфологического принципа, назвав классы слов (ЧР) формальными классами. Дальнейшие классификации ЧР в русском языкознании строились на совмещении принципов, предложенных Потебнёй и Фортунатовым (например, классификация А. М. Пешковского). А. А. Шахматов в основу деления ЧР положил синтаксический принцип с учётом морфологических признаков. Многоступенчатую классификацию ЧР для русского языка предложил В. В. Виноградов, относя к ЧР не все слова, а лишь те, которые являются членами предложения. Наряду с системой ЧР Виноградов выделил систему частиц речи (частицы, частицы-связки, предлоги и союзы) и образующие особые структурно-семантические разряды слов модальные слова и междометия.

Принципы выделения (классификация) частей речи [по Белошапковой]:

  1.  По принципу «синтаксической функции». Критерии – 1) способность быть или не быть членом предложения. 2) конкретная синтаксическая роль в предложении
  2.  По принципу «семантической общности». В этом типе классификации содержательных единиц три: предмет, признак, действие. Такая семантическая классификация позволяет упорядочить подавляющее большинство словоформ русского языка. Но она оставляет неохарактеризованными служебные слова (они не могут обозначать ни предмет, ни признак, ни действие), а также некоторые полнозначные словоформа (вероятно, конечно, видимо, да, нет, здравствуйте, пожалуйста и т.п.).
  3.  По морфологическому принципу. Т.е. по общему грамматическому значению (предмет, признак предмета) + по морфологическим признакам (склонение, спряжение). В основе этой классификации – наличие одних и тех же грамматических категорий. *Данная классификация возможна только для словоформ, имеющих окончания.

Л. В. Щерба (*по лекции, он основоположник научного подхода к классификации ЧР) предложил классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и семантических признаков. По мнению Щербы, который первостепенное значение придавал семантическому признаку, основанием для классификации ЧР являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество. В статье «О частях речи в русском языке» (1928) Л. В. Щерба, в отличие от сторонников формального направления, высказал мысль о единстве смысла (лексического значения) и формы. Эта мысль была развита им в учении о т. н. категории состояния, к которой относились формально различные слова и предложно-падежные сочетания, объединяемые абстрактным значением состояния лица.

В «АГ-80» сохраняется традиционная классификация всех слов на десять ЧР, но с некоторыми особенностями, касающимися состава таких ЧР, как местоимение и числительное. В местоимение включают вслед за Виноградовым только местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные и местоимения-наречия рассматриваются как разряды слов внутри соответствующих ЧР. В числительном как ЧР объединены количественные и собирательные числительные (два, три; двое, трое). Порядковые (счётные) числительные (первый, второй и т. п.) включены в состав прилагательного.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70480. Основные направления и проблемы изучения личности в социальной психологии 31 KB
  Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность – средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное).
70481. Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа (Берн) 28 KB
  Согласно теории Берна личность состоит из трех отдельных функциональных структур известных как Эгосостояния. Экстеропсихе неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические то есть идентифицирующие неопсихические...
70482. Социализация: Понятие, содержание, механизмы и условия 28 KB
  Социализация человека происходит посредством механизмов социализации способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Содержание социализации определяется с одной стороны всей совокупностью социальных влияний реализующихся через...
70483. Основные проблемы и направления исследований социализации в социальной психологии 42.5 KB
  Прежде чем перейти к краткой характеристике основных теоретических и эмпирических линий социально-психологического анализа процесса социализации заметим что несмотря на известную традиционность данной проблематики последние два десятилетия она...
70484. Проблема социально-психологической периодизации в развитии личности 33.5 KB
  Существует ряд взглядов на периодизацию личностного развития человека. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта до 2 лет; дооперационального мышления от 2 до 7 лет...
70485. Вопросы формирования «Я-концепции» как результата социального развития личности 29 KB
  Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам когда ребенок понимает что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале выделяя себя и другого ребенка...
70486. Содержание социально-психологического развития человека 31 KB
  Необратимость направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса. Необратимость представляет собой отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию в его первоначальном варианте.