75398

Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Что такое части речи Принципы их выделения. Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи по АГ80 и Грамматическому словарю А. Зализняка Части речи ЧР классы слов языка выделяемые на основании общности их синтаксических морфологических и семантических свойств.

Русский

2015-01-12

34 KB

20 чел.

4.Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи (по АГ-80 и «Грамматическому словарю» А.А. Зализняка)

Части речи (ЧР) - классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. * Проще: ЧР – это группа слов с одинаковым грамматическим поведением. Грамматическое поведение слов складывается из 4 параметров:

  1.  позиция в высказывании
  2.  набор морфологических категорий – какие значения мы обязаны выразить в слове
  3.  синтагматика
  4.  наиболее типичное лексическое значение

ЧР - классы слов, характеризующиеся:

  1.  единством обобщённого значения (напр., предметности у существительного, процесса у глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса
  2.  общностью грамматических категорий и словоизменения
  3.  общностью синтаксических функций

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (может делиться далее на сущ., прил. и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. 

В СРЯ существует десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимение; 3) имя прилагательное; 4) имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7) предлог; 8) союз; 9) частицы; 10) междометие.

Различаются

  1.  знаменательные (существительное, глагол, прилагательное, наречие):слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным ЧР традиционно относят также числительные и местоимения
  2.  служебные (союз, предлог, частицы, артикль и др.): лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений (предлоги и союзы), а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения (частицы).

*Проблема, касающаяся сущности ЧР и принципов их выделения в различных языках мира, — одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. На протяжении 19 в. к этой проблеме обращались А. Х. Востоков, Г. П. Павский, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев и другие. В конце 19 в. А. А. Потебня и Ф. Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации ЧР. Потебня на первое место поставил семантику ЧР, указав также и на их синтаксическую роль. Фортунатов построил классификацию ЧР на последовательном проведении морфологического принципа, назвав классы слов (ЧР) формальными классами. Дальнейшие классификации ЧР в русском языкознании строились на совмещении принципов, предложенных Потебнёй и Фортунатовым (например, классификация А. М. Пешковского). А. А. Шахматов в основу деления ЧР положил синтаксический принцип с учётом морфологических признаков. Многоступенчатую классификацию ЧР для русского языка предложил В. В. Виноградов, относя к ЧР не все слова, а лишь те, которые являются членами предложения. Наряду с системой ЧР Виноградов выделил систему частиц речи (частицы, частицы-связки, предлоги и союзы) и образующие особые структурно-семантические разряды слов модальные слова и междометия.

Принципы выделения (классификация) частей речи [по Белошапковой]:

  1.  По принципу «синтаксической функции». Критерии – 1) способность быть или не быть членом предложения. 2) конкретная синтаксическая роль в предложении
  2.  По принципу «семантической общности». В этом типе классификации содержательных единиц три: предмет, признак, действие. Такая семантическая классификация позволяет упорядочить подавляющее большинство словоформ русского языка. Но она оставляет неохарактеризованными служебные слова (они не могут обозначать ни предмет, ни признак, ни действие), а также некоторые полнозначные словоформа (вероятно, конечно, видимо, да, нет, здравствуйте, пожалуйста и т.п.).
  3.  По морфологическому принципу. Т.е. по общему грамматическому значению (предмет, признак предмета) + по морфологическим признакам (склонение, спряжение). В основе этой классификации – наличие одних и тех же грамматических категорий. *Данная классификация возможна только для словоформ, имеющих окончания.

Л. В. Щерба (*по лекции, он основоположник научного подхода к классификации ЧР) предложил классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и семантических признаков. По мнению Щербы, который первостепенное значение придавал семантическому признаку, основанием для классификации ЧР являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество. В статье «О частях речи в русском языке» (1928) Л. В. Щерба, в отличие от сторонников формального направления, высказал мысль о единстве смысла (лексического значения) и формы. Эта мысль была развита им в учении о т. н. категории состояния, к которой относились формально различные слова и предложно-падежные сочетания, объединяемые абстрактным значением состояния лица.

В «АГ-80» сохраняется традиционная классификация всех слов на десять ЧР, но с некоторыми особенностями, касающимися состава таких ЧР, как местоимение и числительное. В местоимение включают вслед за Виноградовым только местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные и местоимения-наречия рассматриваются как разряды слов внутри соответствующих ЧР. В числительном как ЧР объединены количественные и собирательные числительные (два, три; двое, трое). Порядковые (счётные) числительные (первый, второй и т. п.) включены в состав прилагательного.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2001. Создание промежуточных отчетов 33.01 KB
  Список с исходными данными о сотрудниках. Промежуточный отчет, вычисляющий значение фонда заработной платы для каждого цеха. Круговая диаграмма на основании рассчитанных значений фонда заработной платы на каждого цеха.
2002. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 35.03 KB
  Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
2003. Майбутнє країни залежить від нас 43.11 KB
  Мета: привернути увагу підлітків до питання вибору професії та її значення, звернути увагу на фактори, що обумовлюють вибір людиною тієї або іншої спеціальності, поговорити про помилки, які допускаються при обранні професії, наголосити на важливості прийняття правильного вибору фаху для подальшого щасливого життя.
2004. Культура поведения, Воспитательное мероприятие 34.5 KB
  Учебные заведения, магазины, учреждения, театры, выставки – все это как принято говорить, общественные места. Мы идем туда по делу или отдохнуть, или на учебу, но всегда должны помнить, что рядом с нами, вокруг нас живут люди, они могут быть нашими знакомыми
2005. Ультразвукове дослідження стисливості кремній–органічних з’єднань 6.36 MB
  встановлення характеру особливостей температурної залежності реологічних та акустичних властивостей кремнійорганічних сполук вздовж кривої рівноваги, виявлення і з’ясування молекулярних та флуктуаційних механізмів релаксаційних процесів, що мають місце у досліджуваній системі вздовж кривої рівноваги.
2006. Опыт воспитательной работы на специальности Театральное творчество 35 KB
  Само понятие воспитательная работа - очень объемно, многогранно и практически безгранично. Воспитательная работа - это органическая часть учебного процесса колледжа, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.
2007. Слава козацька жива 41.52 KB
  Закріпити й поглибити знання, отриманні учнями у 5-му класі про козаків та козацтво, залучити дітей до вивчення історії свого народу, дослідити його коріння, знайомлячись з життям та подвигами козаків, виховувати патріотизм та повагу до минулого українського народу.
2008. Полімерні матеріали та їх властивості 543.99 KB
  Морфологічні властивості полімерних матеріалів і їх прикладне значення. Показники термостабільності волокон. Гігротермічні і фізико-механічні властивості полімерних матеріалів. Методи оцінки якості виконання операцій волого-теплової обробки деталей швейних виробів.
2009. Послуги ресторанного господарства 18.59 KB
  Підприємства харчування поєднують функції виробництва, реалізації продукції та організації її споживання. Це вимагає постійної координації виробничої та торговельної діяльності з урахуванням потоку споживачів, який є нерівномірним протягом дня, тижня.