75399

Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Признаки, определяющие грамматическое поведение слова. Основные трудности, возникающие при определении части речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Основные трудности возникающие при определении части речи. Человек может ничего может не знать о частях речи но он сможет задать к слову адекватный вопрос что делал бежал и это является главным обоснованием существования естественной классификации на части речи. какие значения вы обязаны выразить у этого слова если оно занимает эту позицию относится к этой части речи.

Русский

2015-01-12

40.36 KB

0 чел.

5.  Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Признаки, определяющие грамматическое поведение слова. Основные трудности, возникающие при определении части речи.

ЧР говорят нам об оппозициях в высказывании, на какой вопрос отвечает слово, т.е. какая у него позиция, у ЧР – синтаксическая основа.

Человек может ничего может не знать о частях речи, но он сможет задать к слову адекватный вопрос (что делал? бежал), и это является главным обоснованием существования естественной классификации на части речи. Т.е. человек знает, какие позиции в высказывании это слово способно занимать. И Щерба в своей статье правильно говорит, что естественная эта классификация.

ЧР – это группа слов с одинаковым грамматическим поведением.

Грамматическое поведение слов складывается из 4х параметров:

  1.  Основной – позиция в высказывании (ее отражает вопрос) все остальные параметры зависят от этого.
  2.  Набор морфологических категорий, т.е. какие значения вы обязаны выразить у этого слова, если оно занимает эту позицию, относится к этой части речи.

Если я говорю, что слово существительное и отвечает на вопрос кто?что? что вы должны будете сразу сказать, как изменяется это слово? По родам, падежам, числам.

  1.  Синтагматика, т.е. с какими грамматическими классами соединяется это слово в предложении и в какой функции: главное слово? «хозяин» или «слуга». (Глагол уточняется наречием и т.п.)
  2.  Это наиболее типичное лексическое значение.(самый незначимый параметр)

Можно сказать по-другому: При разграничении частей речи, как правило, учитывается целая совокупность критериев, в качестве основных выдвигаются следующие: общее категориальное значение части речи, характер морфологической категории и морфологической парадигмы, синтаксические функции и словообразовательные характеристики.

Категориальное значение – это обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных — значение предметности, у имен прилагательных — значение признака, свойства, качества, у глаголов — значение процесса, действия, состояния и т. д.

Зная часть речи, мы как бы знаем инструкцию о грамматическом поведении слова, т.е. мы характеризуем слово по всем этим трем параметрам.

NB Аты-баты, тра-ля-ля, ку-ка-ре-ку…нельзя задать к ним вопрос, следовательно, нет позиции в высказывании. Они никак не ведут себя грамматически, это не слова вообще, потому что слово должно быть грамматически оформлено.

По поводу ЧР существует огромное количество споров – какие выделять, какие не выделять. Объективные причины этого – гибридность, пограничные всякие вещи, давайте запишем

Типы объективных трудностей, возникающих при определении ЧР:

  1.  Частеречный синкретизм (т.е. полифункциональность, одно средство функционирует в разных функциях) Мы считаем, что слушатель сам разберется по контексту.

Зоны объективного синкретизма в русском языке, где мы не вырабатываем специального означающего:

  1.  Предложно-падежная форма сущ и наречие. (Я приеду к тебе зимой? – зима временное значение заложено лексически)
  2.  Наречие и предлог. В ие языках наречие, предлог и приставка были одним средством. Около? – я стою около окна – предлог, я стою около –стоит в позиции наречия, а вообще, это синкретичная единица.
  3.  Краткая форма прилагательного ср рода и наречие (тихо-обстоятельство и предикат)
  4.  Сравнит степ прил и срав степень наречия (ты сегодня выглядишь хуже, чем обычно – мне хуже)- разные синтаксические позиции, а используем 1 ЧР – это регулярные синкретизм.
  5.  Союз и частица (а, и)

  1.  Анормальность слова по 1му из параметров ЧР (3м):
  2.  Нетипичное лексическое значение (бег, строгость. Предметность слова бег? Он отвечает на вопрос, характерный для предметов и, следовательно, в предложении ведет себя как предметные слова)
  3.  Неизменяемость (у нас есть хаки-какой? вопрос прилагательного, определяет существительное) У нас растущий класс аналитических прилагательных.
  4.  Разные формы одного и того же слова выступают в форме разных частей речи, т.е. отвечают на разные вопросы. В русистике это завуалированно называют границами лексемы глагола, а если перевести на русский язык:

Причастие, деепричастие, инфинитив – это формы глагола или это особые части речи? Д- форма письменного языка. П и Д – классические синтаксические дериваты с сохранением глагольного признака. Цель: напихать в 1 предложение как можно больше пропозиций, т.е. ситуаций. А это свойство письменного языка.

Эти формы оформляются как прилагательные и наречия, т.е. функция у этих слов двойная: остаться глаголом, с одной стороны, а с другой, показать, что глагол находится в другой позиции.

Если вас научили, что причастие и деепричастие – разные части речи, то хорошо бы, чтобы вы понимали, что тогда и инфинитив тоже отдельная часть речи – глагольное существительное. Чем отличается бежать от бег? У инфинитива сохраняется вид, сохраняется предикативность, бегу же нужна связка. А инфинитив убирать из глагола никто не хочет. В болгарском, например, под влиянием турецкого инфинитив потерялся.

Что держит П, Д, И в рамках парадигмы одного глагола? Предикативность, возможность выражать самими формам предикативные смыслы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52711. Моєму рідному краю, його величності Донбасу – 80 1.58 MB
  Мета: Формувати в учнів інтерес до навчання; формувати також в учнів навички здорового способу життя, навички толерантного спілкування; засвоїти матеріал за темою; вчити розповідати про символи Української держави та їх значення; розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом.
52713. Організація надання першої медичної допомоги в бою. Реанімація потерпілих 223 KB
  Ознайомити учнів з особливостями розшуку поранених на полі бою; навчити проводити первинний огляд поранених надавати першу медичну допомогу; формувати практичні навички проведення підручних заходів реанімації потерпілих.Розшук поранених на полі бою.Збір виніс вивіз і евакуація поранених з поля бою.
52714. Розв’язування завдань з параметрами – напрямок розвитку творчого математичного мислення учнів 220 KB
  Декілька прикладів розв’язування задач з параметрами. В якості змістовної основи для побудови системи вправ розвивального характеру можна запропонувати завдання з параметрами. Це дозволяє розглядати задачі з параметрами як змістовний матеріал для повноцінної математичної діяльності.
52716. СНІД – СТРАШНИЙ СУПУТНИК ЛЮДСТВА 76.5 KB
  Мета: формувати в учнів інтерес до існування глобальних проблем людства; формувати навички здорового способу життя; розвивати зацікавленість до творчо-пошукової роботи; виховувати почуття небайдужості, добра та співчуття.
52717. ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 48.5 KB
  Цілі та завдання технології: Формування пізнавального інтересу в учнів та розуміння мети вивчення даної теми; Розвиток внутрішньої мотивації до цілеспрямованого навчання; Підтримування пізнавальної активності учнів; Спонукання учнів до порівняння отриманої інформації з особистим досвідом і на її грунті формування аналітичного судження; Розвиток критичного способу мислення. ТЕХНОЛОГІЯ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ Наприкінці ХХ століття інтерактивні технології набули поширення в теорії та практиці американської...
52718. Обійняти безмежне. Презентація як метод навчання 85.5 KB
  А хто може зразу не замислюючись пояснити що ж це таке Де можна застосувати презентацію Чи можна самому навчитися створювати презентації Чи взагалі це так необхідно А може простіше працювати як раніше не застосовуючи новітніх технологій і комп’ютерної техніки Для того щоб розібратись в усіх цих питаннях щоб з’ясувати всі можливі переваги і недоліки використання презентацій в роботі і написана ця робота. Презентація спосіб представлення інформації – інформаційний або рекламний інструмент що дозволяє повідомити необхідну...