75399

Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Признаки, определяющие грамматическое поведение слова. Основные трудности, возникающие при определении части речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Основные трудности возникающие при определении части речи. Человек может ничего может не знать о частях речи но он сможет задать к слову адекватный вопрос что делал бежал и это является главным обоснованием существования естественной классификации на части речи. какие значения вы обязаны выразить у этого слова если оно занимает эту позицию относится к этой части речи.

Русский

2015-01-12

40.36 KB

2 чел.

5.  Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Признаки, определяющие грамматическое поведение слова. Основные трудности, возникающие при определении части речи.

ЧР говорят нам об оппозициях в высказывании, на какой вопрос отвечает слово, т.е. какая у него позиция, у ЧР – синтаксическая основа.

Человек может ничего может не знать о частях речи, но он сможет задать к слову адекватный вопрос (что делал? бежал), и это является главным обоснованием существования естественной классификации на части речи. Т.е. человек знает, какие позиции в высказывании это слово способно занимать. И Щерба в своей статье правильно говорит, что естественная эта классификация.

ЧР – это группа слов с одинаковым грамматическим поведением.

Грамматическое поведение слов складывается из 4х параметров:

  1.  Основной – позиция в высказывании (ее отражает вопрос) все остальные параметры зависят от этого.
  2.  Набор морфологических категорий, т.е. какие значения вы обязаны выразить у этого слова, если оно занимает эту позицию, относится к этой части речи.

Если я говорю, что слово существительное и отвечает на вопрос кто?что? что вы должны будете сразу сказать, как изменяется это слово? По родам, падежам, числам.

  1.  Синтагматика, т.е. с какими грамматическими классами соединяется это слово в предложении и в какой функции: главное слово? «хозяин» или «слуга». (Глагол уточняется наречием и т.п.)
  2.  Это наиболее типичное лексическое значение.(самый незначимый параметр)

Можно сказать по-другому: При разграничении частей речи, как правило, учитывается целая совокупность критериев, в качестве основных выдвигаются следующие: общее категориальное значение части речи, характер морфологической категории и морфологической парадигмы, синтаксические функции и словообразовательные характеристики.

Категориальное значение – это обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных — значение предметности, у имен прилагательных — значение признака, свойства, качества, у глаголов — значение процесса, действия, состояния и т. д.

Зная часть речи, мы как бы знаем инструкцию о грамматическом поведении слова, т.е. мы характеризуем слово по всем этим трем параметрам.

NB Аты-баты, тра-ля-ля, ку-ка-ре-ку…нельзя задать к ним вопрос, следовательно, нет позиции в высказывании. Они никак не ведут себя грамматически, это не слова вообще, потому что слово должно быть грамматически оформлено.

По поводу ЧР существует огромное количество споров – какие выделять, какие не выделять. Объективные причины этого – гибридность, пограничные всякие вещи, давайте запишем

Типы объективных трудностей, возникающих при определении ЧР:

  1.  Частеречный синкретизм (т.е. полифункциональность, одно средство функционирует в разных функциях) Мы считаем, что слушатель сам разберется по контексту.

Зоны объективного синкретизма в русском языке, где мы не вырабатываем специального означающего:

  1.  Предложно-падежная форма сущ и наречие. (Я приеду к тебе зимой? – зима временное значение заложено лексически)
  2.  Наречие и предлог. В ие языках наречие, предлог и приставка были одним средством. Около? – я стою около окна – предлог, я стою около –стоит в позиции наречия, а вообще, это синкретичная единица.
  3.  Краткая форма прилагательного ср рода и наречие (тихо-обстоятельство и предикат)
  4.  Сравнит степ прил и срав степень наречия (ты сегодня выглядишь хуже, чем обычно – мне хуже)- разные синтаксические позиции, а используем 1 ЧР – это регулярные синкретизм.
  5.  Союз и частица (а, и)

  1.  Анормальность слова по 1му из параметров ЧР (3м):
  2.  Нетипичное лексическое значение (бег, строгость. Предметность слова бег? Он отвечает на вопрос, характерный для предметов и, следовательно, в предложении ведет себя как предметные слова)
  3.  Неизменяемость (у нас есть хаки-какой? вопрос прилагательного, определяет существительное) У нас растущий класс аналитических прилагательных.
  4.  Разные формы одного и того же слова выступают в форме разных частей речи, т.е. отвечают на разные вопросы. В русистике это завуалированно называют границами лексемы глагола, а если перевести на русский язык:

Причастие, деепричастие, инфинитив – это формы глагола или это особые части речи? Д- форма письменного языка. П и Д – классические синтаксические дериваты с сохранением глагольного признака. Цель: напихать в 1 предложение как можно больше пропозиций, т.е. ситуаций. А это свойство письменного языка.

Эти формы оформляются как прилагательные и наречия, т.е. функция у этих слов двойная: остаться глаголом, с одной стороны, а с другой, показать, что глагол находится в другой позиции.

Если вас научили, что причастие и деепричастие – разные части речи, то хорошо бы, чтобы вы понимали, что тогда и инфинитив тоже отдельная часть речи – глагольное существительное. Чем отличается бежать от бег? У инфинитива сохраняется вид, сохраняется предикативность, бегу же нужна связка. А инфинитив убирать из глагола никто не хочет. В болгарском, например, под влиянием турецкого инфинитив потерялся.

Что держит П, Д, И в рамках парадигмы одного глагола? Предикативность, возможность выражать самими формам предикативные смыслы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19687. Образ разночинца и его судьба в повестях Н.Г. Помяловского («Мещанское счастье», «Молотов») 32.5 KB
  Образ разночинца и его судьба в повестях Н.Г. Помяловского Мещанское счастье Молотов. Мещанское счастье и Молотов самые известные произведения писателя представляют собой дилогию в центре которой повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения з...
19688. Творческий путь Чернышевского 30 KB
  Творческий путь Чернышевского. Н. Г. Чернышевский 1828 1889 русский философутопист революционер редактор литературный критик публицист и писатель. Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского 1793 1861. Учился дома под руководством отца много...
19689. «Что делать?»: идеология, поэтика, проблемы художественности 29.5 KB
  Что делать: идеология поэтика проблемы художественности. Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том что он убеждал в истинности передового в жизни убеждал что светлое социалистическое будущее возможно. Он отвечал на самый главный вопрос
19690. Творческий путь Некрасова 24 KB
  Творческий путь Некрасова. Н. А. Некрасов 1821 1877/78 пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Раннюю лирику поэта принято считать ученической подражательной перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40ч гг. им созданы поэ...
19691. Новаторство Некрасова как поэта 28.5 KB
  Новаторство Некрасова как поэта. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант которым щедро наградила его природа и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Поговорим о политической гражданской лири
19692. Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции 27.5 KB
  Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...
19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо