75404

Общая характеристика категории падежа. Количество падежей и принципы их выделения. Типы информации, передаваемой падежами. Особые падежные конструкции в русском языке

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Общая характеристика категории падежа. Количество падежей и принципы их выделения. Типы информации передаваемой падежами. Особые падежные конструкции в русском языке.

Русский

2015-01-12

47.5 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

15. Общая характеристика категории падежа. Количество падежей и принципы их выделения. Типы информации, передаваемой падежами. Особые падежные конструкции в русском языке.

Категория падежа – это словоизменительнаяя категория имени, выражающаяся в систме противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения. Категория падежа представлена шестью рядами форм, каждая из которых является носителем определенного комплекса категориальных морфологических значений. Эти ряды обозначаются как 1) именительный падеж, 2) родительный падеж, 3) дательный падеж, 4) винительный падеж, 5) творительный падеж и 6) предложный падеж. Носителем категориального значения является также каждая входящая в ряд форма слова: форма им. п. отдельного слова, форма дат. п., форма вин. п. и т. д. Способ выражения категории – и парадигматический (флексии), и синтагматический (предлоги; *предлог + падежная флексия = синтаксема). *Сейчас в русском языке идет процесс аналитизации: перейти (через) дорогу, и мы чаще стремимся к использованию предлога. Форм же существует не 12 (шесть падежей для ед. и мн. числа), а в зависимости от склонения существительного – от 3 до 8. Выделяются падежи в соответствии с диагностическими контекстами (вопросы к падежам; проблема только с винительным всегда).

Таким образом, термином "падеж" обозначается, 1) вся соответствующая морфологическая категория, 2) ряд форм, объединенных общей системой падежных значений, например, формы отцу, земле, пути – это формы дат. п. (или просто – дат. п.) слов отец, земля, путь. Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями (в основном). В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед. ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения).

Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями:

1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения – падежа и числа (ед. или мн.).

2) Ни одна из частных парадигм не состоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: 1скл.ед.ч. – 5 форм, 2 скл.ед.ч. – 5 форм, 3 скл.ед.ч. – 3 формы, мн.ч. всех скл. – 3 формы.

3) В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, стол – им. и вин. ед.; дороге – дат. и предл. ед. и т.д.

4) Омонимичны могут быть флексии разных падежей в разных парадигмах. Так, о селе (п.п.), дать маме (д.п.).

С одной стороны, падеж несет информацию о позиции существительного в высказывании, т.е. несет неноминативную (синтаксическую) информацию. Выделяют:

а) Независимые позиции (им.п.) и зависимые позиции (остальные, косв.п.). *Брат пошел в кино. vs Друг брата пошел в кино.

б) Среди зависимых позиций выделяют атрибутивные позиции (род.п.) и остальные позиции. *Друг брата vs Дай брату шанс.

*в) Позиция темы. *Петя, он мне не нравится.

С другой стороны, падеж передает номинативную (семантическую) информацию, т.к. сообщает о роли предмета в ситуации. Ученые выяснили, что наше сознание видит приблизительно 55 ролей. Кратко можно выделить:

а) Участников и признаки в ситуации. *Приезд брата vs слаба глазами стала.

б) Среди участников главным образом выделяют субъекты и объекты. *Восход солнца vs чтение доклада.

в) Среди признаков существует разделение на обстоятельственные и характеризующие (определительные). *К старости слаба глазами стала vs собака – тварь нежная.

*Также падеж может передавать модальную информацию – звательный падеж (т.е. «я хочу, чтобы ты послушал»). Примеры: А он сидит себе и читает. Поговори у меня! А также падеж может передавать количественные значения (часть целое): выпить чаю, чая означает часть, а выпить чай – целое.

В реальных текстах возникают дополнительные сложности. Существуют особые падежные конструкции, где синтаксический способ выражения категории падежа не совпадает с парадигматическим.

  1.  Родительный второй (партитивный). Так, иногда говорят выпить чаю (д.п.). Синтагматически должен быть вин. или род. пад. Но в количественных контекстах возникает дат.: чаю, чая означает часть, а чай – целое. Это характерно только для сущ. м.р.
  2.  Предложный второй. В контекстах «в чём, на чём» возникает флексия –у вместо требуемой –е: в шкафу (хотя о шкафе). Это перешло от другого типа склонения. Это характерно только для сущ. м.р.
  3.  Счётная форма. При употреблении существительных с малыми числами (2, 3, 4 + оба + полтора) получается, что числительное управляет род.ед. (два человека, две дороги). Остальные числительные управляют род.мн. Только прилагательные (+субстантивы) стоят в род.мн. всегда (два красивых человека). Еще одно исключение – другое ударение в два часа. Но будем говорить, что это в любом случае род.ед., а у субстантивов действительно особое употребление.
  4.  Включительный контекст. В словосочетании выдвинуть в депутаты употребляется вин.п. по неодушевленному типу (т.к. собирательное сущ.).
  5.  Ждательная конструкция. Ждать отца. Отца – парадигматически род., вин. ед. Синтагматически ждать управляет вин. и род. Значит, не можем точно сказать, какой это падеж… Обычно при употреблении неодуш. сущ. выбор падежа колеблется, а при одуш. сущ. чаще используется винительный. Также можно сказать, что сейчас формируется тенденция оформления прямого объекта винительным падежом.
  6.  Дательный распределительный. В контексте дать по… (предлог по в распределительном значении): он дал каждому по одному яблоку – дат.п. А он дал каждому по два яблока – парадигмаически вин. или им. пад. Это связано с тем, что в данных контекстах мы подразумеваем не объект, а определенное количество (значение отнесенности к нескольким объектам).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15248. Схемотехника диодно-транзисторной логики (ДТЛ), резистивно-транзисторной логики (РТЛ) и транзисторно- транзисторной логики. Мультивибраторы. Исследование работы ЦАП и АЦП 897.39 KB
  Лабораторный практикум № 3 по курсу Электротехника и электроника часть 2 на тему Схемотехника диоднотранзисторной логики ДТЛ резистивнотранзисторной логики РТЛ и транзисторно транзисторной логики. Мультивибраторы. Исследование работы ЦАП и АЦП. В...
15249. Исследование ДТЛ, РТЛ и ТТЛ. Работа с АЦП и ЦАП 1.07 MB
  Лабораторный практикум № 3 по курсу Электротехника и электроника часть 2 на тему Исследование ДТЛ РТЛ и ТТЛ. Работа с АЦП и ЦАП Вариант № 6 Данный отчет посвящен выполнению лабораторного практикума с использованием программных средств Micro-Cap 9 и MathCAD 15.
15250. Исследование П-регулятора 308.5 KB
  Исследование Прегулятора Собрать в MatLab Simulink систему управления с П – регулятором для 4х вариантов объекта управления см. табл.. Сформулировать требования к желаемому переходному процессу в системе. Определить значения коэффициентов Прегулятора путем ин
15251. Типовые динамические звенья 694.88 KB
  Лабораторная работа №4 Типовые динамические звенья Вариант 1 1. Апериодическое звено 1ого порядка. Передаточная функция: Параметры передаточной функции: Рис. 1.1 – схема моделирования Рис. 1.2 – результаты моделирования 2. Апериодическое зв
15252. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА 96.5 KB
  ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА Студент гр. В наши дни всё чаще даёт о себе знать проблема низкой производительности каких-либо расчётов. Вот и транспортная задача не стала ис...
15253. Анализ системы статистических данных 41.5 KB
  Лабораторная работа 4 Анализ системы статистических данных Цель работы Изучение информационных ресурсов сайта Федеральной службы государственной статистики. Учебное задание На сайте www.gks.ru в разделе Официальная статистическая информация найдите группу показ
15254. СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ 414 KB
  Лабораторная работа №5 СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ Цель работы. Исследование динамических свойств линейных систем второго порядка. Рассмотрим систему второго порядка Переменные состояния рассматриваемой системы могут быть определ...
15255. Информационная деятельность менеджера в Интернете 646 KB
  Меняев М.Ф. Информационные ресурсы в менеджменте Часть 2: Информационная деятельность менеджера в Интернете Методические указания Общие сведения о глобальной сети Интернет. Internet предоставляет доступ к набору информационных служб сервисов основными среди кот
15256. Анализ влияния нулей и полюсов передаточной функции на динамические свойства системы 228.5 KB
  Лабораторная работа №6 Анализ влияния нулей и полюсов передаточной функции на динамические свойства системы по курсу Теория управления вариант 1 Цель работы: исследование связи переходной функции и динамических свойств системы с размещением на комплексной...