75405

Типы склонения существительных

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье

Русский

2015-01-12

15.83 KB

0 чел.

16. Типы склонения существительных.

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют.

По школьной программе (*в АГ первое и второе склонение поменяли местами) к первому скл. относят существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (земля, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (староста, судья) и к общ. р. (обжора, плакса).

Ко второму склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие).

К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань, кровать, мышь, ночь, рожь, мощь). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, полымя, племя, стремя, семя, темя), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь.

Эти три склонения называются субстантивными. Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. –  несреднее (т. е. мужское и женское); II скл. – неженское (т. е. мужское и среднее); III скл. – преимущественно женское. *Зализняк же выделяет восемь типов склонения + без правил в качестве исключений выделяет весь 3 тип склонения и разносклоняемые сущ.

Особое место, вне трех основных склонений, занимают существительные с такими же флексиями, как у прилагательных (большая часть их – субстантивированные прилагательные и причастия): больной, верховой, вожатый, лесничий; булочная, передняя, столовая; мороженое, животное, грядущее. Их парадигмы совпадают с частными парадигмами ед. ч. прилагательных адъективного склонения.

Существительные – имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на -ов или -ин (Кузнецов, Ревякин; Петрова, Ильина; Болшево, Тушино), склоняются по смешанному (смешиваются флексии сущ. и прил.) склонению: парадигмы таких слов совпадают с частными парадигмами притяжательных прилагательных. Важно, что таким образом иногда можно различить слова: под Пушкиным (под памятником) – под Пушкином (под городом).

Вне общей системы склонений находится склонение сущ. pluralia tantum. Всё зависит от конкретного существительного. Ребята, например, идут по 2 скл. ср.р.

Неизменяемые существительные иноязычного происхождения (жюри, кенгуру, рагу, кино, кофе, пальто, радио, шоссе) относятся к нулевому склонению (не изменяются). Причем сейчас всё увеличивается количество неизменяемых слов. Это есть главная хона аналитизации. Но до сих пор склонение предпочтительнее.

Зоны колебания при склонении:

1. В род.мн. сапогов или сапог? Есть тенденция (но лишь тенденция!) делать ненулевое окончание там, где в им.ед. нулевое окончание. Т.е. если сапог, то нет сапогов.

2. В им.мн. тракторы или трактора? Есть тенденция оформлять так, чтобы можно было различить единственное и множественное число, т.е. трактора.

*Для всего существительного полезная схемка для запоминания, приведенная на лекции:

1. Информация о денотате (номинтивная):

a. живое/неживое ((не)одушевленность)

b. количество предметов (число)

c. роль в ситуации (падеж)

2. Синтаксическая информация:

a. согласовательный класс (род)

b. позиция в предложении (падеж)

Мы не обязаны выражать: (не)определенность, (не)счетность, собирательность/собственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1099. Дизайн комп’ютерної графіки та реклами 592 KB
  Основними завданням випускної роботи освітньо-кваліфікаційного рівня Спеціаліст. Вимоги до оформлення та представлення на захист випускної роботи. Стандартне вирішення оформлення першого планшету. Проектні об’єкти комплексної розробки рекламних виробів.
1100. Операционная система DOS 35 KB
  Установка операционной системы DOS, изучение основных команд и программ обслуживание.
1101. Операционная система Windows 98 Second Edition (9X) 40 KB
  На этой лабораторной работе Вы установите операционную систему Windows 98 Second Edition, научитесь основным программам обслуживания, работе с реестром и методам восстановления реестра. Воспользуйтесь ранее установленной виртуальной машиной с операционной системой DOS. Укажите в настройках виртуальной машины CD - ISO образ и выберите местонахождение образа.
1102. Операционные системы Windows 2003 Server и Windows XP Professional 223.5 KB
  Вы научитесь устанавливать операционную систему Windows XP Professional, создавать и работать с консолями, настраивать и пользоваться удаленным подключением к рабочему столу. Вы также настроите компьютер для работы под управлением Windows Server 2003.
1103. Операционные системы UNIX на примере реализации Kubuntu 52 KB
  Запуск операционной системы Kubuntu Desktop 6 (Portable). Навигация в linux. Создание и модификация пользователей и групп. Установка и удаление программ на примере пакета webmin. Просмотр системной информации. Манипулирование владельцами файлов и директорий.
1104. Организация рабочей среды пользователя 2.95 MB
  Посмотрите, какие существуют варианты настройки меню Пуск и Панели задач. Создать локальную группу созданных пользователей. Проделать это двумя способами: через окно свойств группы и окно свойств пользователя. Демонстрация работоспособности основных команд встроенного интерпретатора команд системы. Для одного из пользователей сделать сценарий входа.
1105. Вивчення технології роботи з СУБД Access 1.19 MB
  Для роботи з Access на локальному комп'ютері користувача має бути встановлена операційна система Windows 95 (98, NT) і СУБД Access. Щоб почати роботи з СУБД Access, необхідно після завантаження операційної системи запустити Access.
1106. Преобразователи электрических сигналов на операционных усилителях 787 KB
  Исследование следующих схем на ОУ: сумматор, схема сложения-вычитания, интегратор, дифференциатор, а также логарифмический усилитель с n–р–n-транзистором, включенным в цепь ООС ОУ.
1107. Методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов 620 KB
  Поверка аналоговых электроизмерительных средств. Расширение пределов измерения аналоговых электроизмерительных приборов. Измерение активных и реактивных сопротивлений косвенным методом. Измерение напряжений и токов при помощи электронного осциллографа.