75405

Типы склонения существительных

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье

Русский

2015-01-12

15.83 KB

0 чел.

16. Типы склонения существительных.

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют.

По школьной программе (*в АГ первое и второе склонение поменяли местами) к первому скл. относят существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (земля, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (староста, судья) и к общ. р. (обжора, плакса).

Ко второму склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие).

К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань, кровать, мышь, ночь, рожь, мощь). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, полымя, племя, стремя, семя, темя), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь.

Эти три склонения называются субстантивными. Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. –  несреднее (т. е. мужское и женское); II скл. – неженское (т. е. мужское и среднее); III скл. – преимущественно женское. *Зализняк же выделяет восемь типов склонения + без правил в качестве исключений выделяет весь 3 тип склонения и разносклоняемые сущ.

Особое место, вне трех основных склонений, занимают существительные с такими же флексиями, как у прилагательных (большая часть их – субстантивированные прилагательные и причастия): больной, верховой, вожатый, лесничий; булочная, передняя, столовая; мороженое, животное, грядущее. Их парадигмы совпадают с частными парадигмами ед. ч. прилагательных адъективного склонения.

Существительные – имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на -ов или -ин (Кузнецов, Ревякин; Петрова, Ильина; Болшево, Тушино), склоняются по смешанному (смешиваются флексии сущ. и прил.) склонению: парадигмы таких слов совпадают с частными парадигмами притяжательных прилагательных. Важно, что таким образом иногда можно различить слова: под Пушкиным (под памятником) – под Пушкином (под городом).

Вне общей системы склонений находится склонение сущ. pluralia tantum. Всё зависит от конкретного существительного. Ребята, например, идут по 2 скл. ср.р.

Неизменяемые существительные иноязычного происхождения (жюри, кенгуру, рагу, кино, кофе, пальто, радио, шоссе) относятся к нулевому склонению (не изменяются). Причем сейчас всё увеличивается количество неизменяемых слов. Это есть главная хона аналитизации. Но до сих пор склонение предпочтительнее.

Зоны колебания при склонении:

1. В род.мн. сапогов или сапог? Есть тенденция (но лишь тенденция!) делать ненулевое окончание там, где в им.ед. нулевое окончание. Т.е. если сапог, то нет сапогов.

2. В им.мн. тракторы или трактора? Есть тенденция оформлять так, чтобы можно было различить единственное и множественное число, т.е. трактора.

*Для всего существительного полезная схемка для запоминания, приведенная на лекции:

1. Информация о денотате (номинтивная):

a. живое/неживое ((не)одушевленность)

b. количество предметов (число)

c. роль в ситуации (падеж)

2. Синтаксическая информация:

a. согласовательный класс (род)

b. позиция в предложении (падеж)

Мы не обязаны выражать: (не)определенность, (не)счетность, собирательность/собственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27205. Роль Западных стран антигитлеровской коалиции во 2 МВ 42 KB
  1 сен. 1939 г. нем. войска без объявления войны вторглись в Польшу. Герм. планировала молниеносный исход войны (Блицкриг), рассчитывая на применение новейшей воен. техники и современной стратегической тотальной войны. В нач. военно-воздуш. силы Герм. уничтожили Польские аэродромы и больш. часть военной авиации
27207. Продумайте приемы работы с историческими документами 29 KB
  документы гос. документы международного характера – договоры соглашения деловая переписка гос. документы связанные с политической борьбой – программы воззвания речи политиков прокламации декларации 4. документы исторического характера – хроники анналы летописи исторические сочинения 5.
27208. Продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории 23 KB
  продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории КАКИЕ ВИДЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЧЕМУ ВАЖНО Т. Основными приемами работы с художественной литературой являются: включение образов художественной литературы в изложение учителя в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата а как неотделимый элемент красочного изложения; краткий пересказ художественного произведения; краткие стихотворные цитаты.
27209. Продумайте приемы работы со справочной литературой 22 KB
  Продумайте приемы работы со справочной литературой энциклопедии словари ЗАЧЕМ Для повышения интереса для углубления для любознательности. Приемы учитель – разница понятий для сравнения из словарей.
27210. Покажите использование наглядного метода обучения 21.5 KB
  На репродукцию: орудия труда иллюстрации портреты схемы Творческий – ученый портрет высказывание.
27211. Продумайте технологию разработки презентации урока 29 KB
  Продумайте технологию разработки презентации урока.лаконичность Этапы создания презентации 1.создание слайдов Подготовка и структурирование материала разработка графических материалов формирование информационных компонентов отлажка презентации 3.реализация и анализ презентации перевод пед.
27213. Предложите варианты формулировки темы урока 21.5 KB
  Либо формулирование идет в виде проблемного вопроса В виде изречения В виде шарады В зависимости от типа урока.