75405

Типы склонения существительных

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье

Русский

2015-01-12

15.83 KB

0 чел.

16. Типы склонения существительных.

Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат., тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют.

По школьной программе (*в АГ первое и второе склонение поменяли местами) к первому скл. относят существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (земля, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (староста, судья) и к общ. р. (обжора, плакса).

Ко второму склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие).

К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань, кровать, мышь, ночь, рожь, мощь). К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, полымя, племя, стремя, семя, темя), существительные сред. р. дитя и муж. р. путь.

Эти три склонения называются субстантивными. Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. –  несреднее (т. е. мужское и женское); II скл. – неженское (т. е. мужское и среднее); III скл. – преимущественно женское. *Зализняк же выделяет восемь типов склонения + без правил в качестве исключений выделяет весь 3 тип склонения и разносклоняемые сущ.

Особое место, вне трех основных склонений, занимают существительные с такими же флексиями, как у прилагательных (большая часть их – субстантивированные прилагательные и причастия): больной, верховой, вожатый, лесничий; булочная, передняя, столовая; мороженое, животное, грядущее. Их парадигмы совпадают с частными парадигмами ед. ч. прилагательных адъективного склонения.

Существительные – имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на -ов или -ин (Кузнецов, Ревякин; Петрова, Ильина; Болшево, Тушино), склоняются по смешанному (смешиваются флексии сущ. и прил.) склонению: парадигмы таких слов совпадают с частными парадигмами притяжательных прилагательных. Важно, что таким образом иногда можно различить слова: под Пушкиным (под памятником) – под Пушкином (под городом).

Вне общей системы склонений находится склонение сущ. pluralia tantum. Всё зависит от конкретного существительного. Ребята, например, идут по 2 скл. ср.р.

Неизменяемые существительные иноязычного происхождения (жюри, кенгуру, рагу, кино, кофе, пальто, радио, шоссе) относятся к нулевому склонению (не изменяются). Причем сейчас всё увеличивается количество неизменяемых слов. Это есть главная хона аналитизации. Но до сих пор склонение предпочтительнее.

Зоны колебания при склонении:

1. В род.мн. сапогов или сапог? Есть тенденция (но лишь тенденция!) делать ненулевое окончание там, где в им.ед. нулевое окончание. Т.е. если сапог, то нет сапогов.

2. В им.мн. тракторы или трактора? Есть тенденция оформлять так, чтобы можно было различить единственное и множественное число, т.е. трактора.

*Для всего существительного полезная схемка для запоминания, приведенная на лекции:

1. Информация о денотате (номинтивная):

a. живое/неживое ((не)одушевленность)

b. количество предметов (число)

c. роль в ситуации (падеж)

2. Синтаксическая информация:

a. согласовательный класс (род)

b. позиция в предложении (падеж)

Мы не обязаны выражать: (не)определенность, (не)счетность, собирательность/собственность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47048. Условия оптимального решения измерительной задачи 50.71 KB
  Третье из перечисленных выше условий гласит что недостаточная точность измерений приводит к увеличению ошибок контроля к экономическим потерям а завышенная к излишним затратам на приобретение более качественных средств измерений. Определение и сущность технического контроля. Требования к рациональной организации технического контроля. Классификация видов технического контроля.
47049. Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром 49 KB
  В младшем школьном возрасте преобладает нагляднодейственное нагляднообразное мышление поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на интуитивном уровне как работу с живыми картинками и электронным мелом. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками учителем. Все это нужно для того чтобы дети не слишком устали. Прогулки целесообразно использовать для экологического образования учащихся: дети узнают как вести себя на природе как правильно разжигать...
47050. Бюджет и его социально-экономическое значение 49.21 KB
  с принятием: @Закона РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР Закона РФ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ автономной области автономных округов краев областей городов Москвы и СанктПетербурга органов местного самоуправления Бюджетного кодекса РФ Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения принимают: только органы государственной власти РФ органы...
47053. «Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом» 49.5 KB
  Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими ее субъектами так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается что предметом первоочередной заботы этой организации является: Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии что они будут соблюдать все законы и правила относящиеся к этой деятельности...
47054. Розроблення ґрунту бульдозерами 60.5 KB
  За допомогою бульдозера виконують землерийнотранспортні та планувальні роботи у разі переміщення ґрунту на відстань яка не перевищує 100 м. Зрізування і транспортування ґрунту на відстань до 50 м доцільно виконувати за човниковою схемою за якої бульдозер після відсипання повертається у вихідне положення заднім ходом. У такому разі тривалість циклу роботи бульдозера становитиме Роботу бульдозера з переміщення ґрунту можна організувати так:.
47056. Редакторская деятельность в современных условиях 61 KB
  Оно реализуется системой форм и методов работы редактора и предполагает осуществление редакционноиздательского процесса обеспечивающего выход в свет произведений литературы. Редактор в своей работе опирается на специально книговедческие знания в области издательского дела и редактирования теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности. В задачи редактора входит подготовка конкретного издания формирование репертуара издательства организация...