7541

Формы общественной организации производства

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема: Формы общественной организации производства. Понятие о концентрации, её преимущества и недостатки. Специализация производства. Кооперирование. Комбинирование. Формами организации производства являются: концентрация, спе...

Русский

2013-01-25

31.5 KB

156 чел.

Тема: Формы общественной организации производства.

  1.  Понятие о концентрации, её преимущества и недостатки.
  2.  Специализация производства.
  3.  Кооперирование.
  4.  Комбинирование.

Формами организации производства являются: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, которые тесно увязаны между собой и в значительной мере обусловливают друг друга. Развитие этих форм является следствием НТП (научно-технического прогресса – взаимосвязанное развитие науки и техники) и важным условием повышения производительности труда, снижения себестоимости и улучшения использования производственных фондов.

Концентрация производства означает (процесс его укрупнения) сосредоточение производства на крупных предприятиях.

Они имеют ряд преимуществ по сравнению со средними и мелкими:

  •  создаются предпосылки для внедрения новой техники и прогрессивной технологии, т.к. уже есть база производственная и есть люди;
  •  сокращаются управленческие расходы;
  •  повышается производительность труда;
  •  снижается себестоимость.

Но нужно иметь в виду, что крупное производство не всегда является целесообразной формой организации.

Чрезмерно крупные предприятия имеют свои недостатки:

  •  увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки;
  •  необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
  •  усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
  •  возможность монополизации производства и т.д.

для предприятий ремонта и пошива одежды крупное производство, кроме указанных  выше преимуществ, обеспечивает повышение уровня обслуживания населения. Крупные предприятия: 1) имеют свою модельно-конструктивную базу, 2) они могут предоставлять населению целый комплекс услуг по изготовлению и ремонту различных видов одежды, 3) организовать в широких масштабах оказание сопутствующих услуг, 4) у них больше возможностей и для пропаганды (рекламы) одежды, 5) воспитания хорошего вкуса, 6) изучения спроса населения.

Недостатками  крупных предприятий, подразделений в системе БО являются:

  •  увеличение радиуса обслуживания населения, что противоречит важнейшему условию размещения предприятий БО – это максимальному приближению услуг к потреблению;
  •  необходимость создания дополнительных приёмных пунктов.

Экономическая эффективность концентрации состоит в уменьшении затрат на изготовление единицы продукции по мере роста мощности и размеров производства (объёма выпущенной продукции).

В условиях перехода к рыночным отношениям концентрация постепенно утрачивает свои преимущества. Широко используется практика дифференциации крупных предприятий и создание малых предприятий.

Специализация производства – это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных технологических операций; одна из форм разделения общественного труда и организации производства. Её цель – повышение производительности труда.

Формы специализации:

  1.  предметная специализация – это специализация по производству готового продукта (например, швейная фабрика специализируется по выпуску только мужских костюмов или только женских пальто).
  2.  подетальная – это сосредоточение производства отдельных частей деталей, заготовок и полуфабрикатов.
  3.  технологическая (или стадийная) – выделение в самостоятельные производства отдельных стадий технологического процесса (например, организация цехов централизованного раскроя материалов: бортовая прокладка детали, подкладка брюк и др. с последующим направлением кроя в различные ателье, мастерские, объединения).

Экономическая эффективность специализации швейных фабрик основана на том, что при организации выпуска однородной продукции имеются возможности значительно шире применять и более эффективно использовать высокопроизводительное специальное оборудование, специализировать рабочих на выполнение одной технологической операции. Всё это повышает производительность труда.

С развитием специализации всё большее значение приобретает кооперирование.

Кооперирование производства – производственная взаимосвязь между специализированными предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции, по взаимным поставкам материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов машин и т.п., но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

При кооперировании предприятия – поставщик организует свой производственный процесс так, чтобы полностью удовлетворять требования предприятия – заказчика.

Различают виды кооперирования:

  •  по отраслевому признаку делится:

а) на внутриотраслевое

б) на межотраслевое

  •  по территориальному признаку:

а) внутрирайонное

б) межрайонное.

Формы кооперирования аналогичны формам специализации.

Экономическая эффективность специализации (и кооперирования) проявляется:

  •  в снижении себестоимости за счёт повышения производительности труда;
  •  уменьшение условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

Специализация создаёт условия для:

  •  организации непрерывного процесса производства;
  •  внедрения прогрессивных технологий;
  •  обеспечивает полное использование действующего оборудования.

Комбинирование производства представляет собой соединение в одном предприятии разнородных производств, находящихся в технико-экономической и технологической зависимости.

Продукты одного производства должны здесь служить сырьём, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для других производств. Это форма организации обеспечивает концентрацию производства, даёт большой экономический эффект:

  •  она создаёт благоприятные условия для рационального использования природных ресурсов, сокращения капитальных затрат;
  •  позволяет более полно использовать сырьё, топливо, отходы;
  •  способствую повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и сокращению транспортных расходов по перевозке сырья и материалов.

Наиболее распространено комбинирование в текстильной промышленности, где объединяются прядильная, ткацкая и отделочная фабрики.

В БО примеров комбинирования – нет, т.к. разнородные производства не связанны между собой производственным процессом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54467. Microsoft Word 97 1 MB
  Порядковый номер видимой в окне страницы документа Номер раздела в котором находится видимая страница Номер видимой страницы общее число страниц в документе Расстояние от курсора ввода до верхнего края страницы Номер строки в которой находится курсор Номер позиции курсора в строке Индикатор режима записи макрокоманды Индикатор режима редакторской правки Индикатор режима расширения маркировки Индикатор режима замены Режимы отображения документа...
54468. Microsoft Word 2000 2.67 MB
  Порядковый номер видимой в окне страницы документа Номер раздела в котором находится видимая страница Номер видимой страницы общее число страниц в документе Расстояние от курсора ввода до верхнего края страницы Номер строки в которой находится курсор Номер позиции курсора в строке Индикатор режима записи макрокоманды Индикатор режима редакторской правки Индикатор режима расширения маркировки Индикатор режима замены Индикатор языка Режимы...
54469. Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів 9.85 MB
  Обладнання: мультимедійний проектор презентація уроку Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів презентація Історія математичних позначень презентація Багатозначні терміни. Оголошення представлення теми та очікуваних результатів слайди № 1-4 Надання необхідної інформації слайд № 5 Інтерактивна вправа...
54470. Математичне моделювання 39.5 KB
  Усні вправи: Якими математичними поняттями зручно змоделювати зображені предмети з навколишнього середовища слайди № 11-16 Розвязування прикладних задач слайди № 23-24 Коментарі до розвязування задач Задача 1. Дана задача прикладна бо в ній говориться про поверхню підлоги нематематичне поняття. слайд № 25 Задача 2. Це також прикладна задача з практичним змістом.
54471. Використання та розробка мультимедійних ресурсів для навчання школярів 118 KB
  Тому зробимо спробу розібратися в тому що представляє собою урок з використанням мультимедійних засобів навчання та як можна залучити учнів до створення мультимедійних ресурсів сучасного уроку мови та літератури. Розпочинаються вони з того що зміст мультимедійного уроку припускає наявність певного пакету: мультимедійну презентацію; сценарій уроку що деталізує виведення та шляхи реалізації навчальних завдань опис технологічних прийомів; наявність відповідного до уроку дидактичного матеріалу; контрольновимірювальні матеріали що...
54472. Музыка в баснях 47 KB
  Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...
54473. Музыка и искусство слова 113 KB
  Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...
54474. Могут ли музыка и литература жить друг без друга? 42 KB
  Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой их взаимовлиянии и взаимодополнении; содействовать развитию представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира; способствовать формированию интонационно-слухового опыта учащихся развитию вокально-хоровых навыков; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся как составляющей духовной культуры; продолжить использовать...
54475. Музыка в рассказах 136 KB
  Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.