75415

Способы глагольного действия. Их соотношение с видом

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

С категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов называемые способами глагольного действия. Иначе говоря способы глагольного действия это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов в основе которых лежат модификации изменения значений беспрефиксных глаголов с точки зрения временных количественных специально результативных характеристик значение начала действия может быть выражено различными префиксами: за по вз воз: заговорить пойти вскричать одноактность мигнуть Мы характеризуем какой...

Русский

2015-01-12

17.09 KB

1 чел.

  1.  Способы глагольного действия. Их соотношение с видом.

С категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов, называемые способами глагольного действия.

Почему, собственно, говоря о виде, мы говорим и о них? Потому что они выражаются одинаково.

СГД – словообразовательный модификационный тип, который выражает дополнительные аспектуальные смыслы. Иначе говоря,

способы глагольного действия - это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов, в основе которых лежат модификации (изменения) значений беспрефиксных глаголов с точки зрения

временных

количественных

специально результативных характеристик

значение начала действия может быть выражено различными префиксами: за-, по-, вз-, воз-: заговорить, пойти, вскричать

одноактность (мигнуть)

Мы характеризуем какой именно результат достигнут:

завершительный СГД (до конца)

значение ограничения действия временными пределами выражается приставками по-, про-, пере-: поспать, проспать (полчаса), перезимовать

многократность (хаживать)

терминативный СГД означает законченность какое-то время продолжавшегося действия. Такие глаголы образуются с преф. про-. Это преимущественно глаголы со знач. звучания и речи: проговорить, прошептать

окончательный СГД: значение пресечения действия временным пределом выражается приставкой от-: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, отработал

в слабой степени (поговаривают)

интенсивно-результативный (разговорился)

Распределительный, или дистрибутивный СГД дополнительно к значению достижения результата означает действие, поочередно распространяющееся на ряд объектов или исходящее от ряда субъектов (перепеть все песни)

В формировании способов глагольного действия принимают участие префиксы, суффиксы и постфиксы, а также префиксально-суффиксальные форманты.

Делать => сделать - сов.вид, но доделать – СГД.     !!!у видовых пар не может быть СГД


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68577. Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог 87 KB
  Ведучий 1. Шановні колеги! Вітаємо вас на нашому аукціоні, який складатиметься з двох частин: презентаційної та практичної. Сьогодні він присвячений актуальній темі «Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог». Ведучий 2. Щоб отримати квиток на участь у купівлі цінних паперів...
68579. ВПРОВАДЖЕНЯ ЕЛЕМЕНТІВ ЕТНОПЕДАГОГІКИ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ ПРОЦЕС ЛНВК ІМ. В. СТУСА 125 KB
  Обовязковим пунктом у планах перебування іноземних учнівських делегацій є відвідання майстеркласів з українського мистецтва. Досвід проведення майстеркласів з іноземними учнями послужив поштовхом до створення фолькпроекту Духовна скарбниця.
68580. Учитель – це не професія, це – життєве кредо 526 KB
  Робота школи як експериментального навчального закладу за темою Формування інформаційного ландшафту та траєкторії навчальнопізнавальної діяльності учнів початкової школи у процесі вивчення інформаційних технологій англійською мовою в умовах сільської школи у контексті всеукраїнського експерименту...
68582. Управління персоналом у навчальному закладі 190.5 KB
  Зміна парадигм освіти та впровадження інноваційних технологій управління персоналом навчальними закладами впливає не тільки на зміст критеріїв оцінки педагогічної праці але й на управління нею.
68583. ДОПОМІЖНІ МАТЕРІАЛИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ КОНТРОЛЮ ЗА СТАНОМ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ 299 KB
  Педагогічний аналіз - засіб виховання педагогічного та учнівського колективів. Ніщо так не виховує людей, як справедлива оцінка їх діяльності та поведінки. Вона допомагає побачити свої слабкі сторони і визначити шляхи підвищення професійної майстерності.
68584. Изучение состояния преподавания государственного языка (Денисовская, Чайкинская, Константиновская школы) 194 KB
  Крым является специфическим в языковом отношении регионом Украины. Одним из факторов, определяющих эту специфику, можно считать русско-украинский и украинско-русский билингвизм (первым в каждом случае является родной язык). На протяжении многих лет разговаривать по-украински, выписывать украинские газеты и журналы...
68585. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ ПОДРОСТКАМИ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 29.15 KB
  Выявляется и анализируется степень удовлетворенностью взаимоотношениями с матерью рассматриваются когнитивные поведенческие и эмоциональные критерии восприятия матери. Определяются причинно-следственные факторы возникновения материнской конфликтности в семье.