7542

Характеристика отрасли БОН

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Характеристика отрасли БОН. Отрасль БОН - особенности формирования, характеристика. Социально - экономическая роль БОН. Классификация услуг. Формы обслуживания населения. Отрасль БОН - особенности формирования,...

Русский

2013-01-25

29.5 KB

2 чел.

Характеристика отрасли БОН.

  1.  Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

  1.  Социально – экономическая роль БОН.
  2.  Классификация услуг.
  3.  Формы обслуживания населения.

Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

Отрасль БОН относится  к непроизводственной сфере народного хозяйства. Эта отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения по изготовлению изделий личного потребления, по ремонту предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения и оказывающие услуги по химчистке одежды и стирке белья, парикмахерские и др. услуги.

Развитие БОН позволяет заменить домашние виды работ общественным производством с применением новейшего оборудования и современных технологий. В результате достигается экономия живого и овеществленного труда.

Характерные особенности БОН:

  •  Специфический характер продукта, создаваемого этой отраслью – услуг бытового характера.
  •  Индивидуальная направленность (работа с заказчиком).
  •  Возможность личного участия потребителя (заказчика) в процессе обслуживания (формулировка требований, оформление заказа, контроль исполнения на промежуточных этапах, оценка и приемка результата и т.п.).

Отрасль БОН относится к сфере социально-значимого производства. На ее долю приходится 16-20 % объема промышленных услуг. В отрасли работает 29 предприятий республиканской собственности, 236 – коммунальной собственности. Сегодня частный сектор оказывает около 70 % общего объема услуг, причем половина из них приходится на индивидуальных предпринимателей.


Социально – экономическая роль БОН.

Социальная роль БОН заключается в том, что служба быта способствует экономии внерабочего времени населения, т.к. затраты внерабочего времени при пользовании бытовыми услугами  значительно меньше, чем при самообслуживании. Это позволяет людям использовать свободное время на повышение своего культурного и технического уровня, на занятия спортом, воспитание детей.

Экономическая роль БОН состоит в том, что служба быта создает определенные блага и услуги, способствует повышению общественной производительности труда, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов республики.

Развитие БОН представляет собой реальный путь к прямой экономии материальных затрат в обществе. Хорошо поставленное БОН позволяет своевременно провести ремонт предметов потребления, удлинить срок их службы, что равносильно расширению производства этих предметов в соответствующих отраслях промышленности.

Классификация услуг.

Бытовая услуга – это единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению бытовых потребностей индивида, выполняемых по его заказу.

Система БОН носит многоотраслевой и комплексный характер, так как включает в себя многие специализированные отраслевые группы услуг.

 Отраслевая группа бытовых услугэто объединение определенных видов бытовых услуг, близких по потребительскому назначению.

К ним относятся:

  1.  Пошив и ремонт одежды по заказам населения.
  2.  Пошив и ремонт обуви.
  3.  Ремонт бытовых машин, приборов.
  4.  Парикмахерские услуги.
  5.  Химчистка и крашение одежды, стирка белья.
  6.  Фотографические услуги.
  7.  Ритуальные услуги.

Вид бытовой услуги – совокупность технологически законченных операций и трудовых приемов, производимых над объектом труда с целью удовлетворения определенной бытовой потребности заказчика. Каждая отраслевая группа содержит десятки видов бытовых услуг.

По характеру, экономическому содержанию и результатам труда бытовые услуги делятся на:

  1.  Производственные услуги – назначение которых заключается в производстве предметов потребления или восстановление их полезных свойств в соответствии с индивидуальными запросами потребителей (пошив и ремонт одежды и обуви).
  2.  Непроизводственные услуги – действие которых направлено на человека, либо на окружающие его условия быта (услуги врачей, парикмахеров, учителей, адвокатов).

По характеру спроса бытовые услуги делятся на группы:

  1.  Услуги постоянного спроса – наиболее часто потребляемые населением (ремонт обуви, парикмахерские услуги, фотографические услуги, стирка белья).
  2.   Услуги периодического спроса – потребность, в которых возникает сравнительно редко (индивидуальный пошив одежды, обуви, вязка трикотажных изделий, ремонт и изготовление мебели).
  3.  Услуги эпизодического или разового спроса – услуги, которые потребляются редко или совсем не потребляются (каждой семьей) (ритуальные услуги, золотая свадьба).

Формы обслуживания населения.

Обслуживание населения выполняется посредством различных форм.

Форма обслуживания – способ доведения до потребителя предприятием СБ определенного вида бытовых услуг.

Формы обслуживания подразделяются по:

  1.  по месту приема и выдачи заказов (на предприятиях СБ, на дому, в учреждениях);
  2.  по месту выполнения заказов (в стационарных условиях и передвижными мастерскими);
  3.  по срокам выполнения заказов (в обычные сроки, срочное, в присутствии заказчика);
  4.  по форме расчета (по единовременному расчету, в кредит, по абонементам).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18029. Организация добычи калийных солей в г. Солигорске 421.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Старобинское калийное месторождение калийных солей расположено в пределах Солигорского Любанского и Слуцкого района Минской области Республики Беларусь. Площадь месторождения около 350 км2. Открыто месторождение в 1949 году Белорусским геологическим управле
18030. Фрикционные муфты включения и тормоза. Конструирова-ние и расчет 2.08 MB
  Фрикционные муфты включения и тормоза. Конструирование и расчет: практическое руководство к курсовому проекту по дисциплине Теория расчеты и конструкции прессовоштамповочного оборудования для студентов специальностей I36 01 05 I36 20 02 дневной формы обучения для заочн...
18031. Сырьевая и топливная база черной металлургии. Экстракция черных металлов из природного и техногенного сырья 5.38 MB
  Братковский Е.В. Заводяный А.В. Методическое пособие для практических занятий по курсам Сырьевая и топливная база металлургии и Экстракция черных металлов из природного и техногенного сырья для студентов специальности 150101 Металлургия черных металлов. – Новотроиц
18032. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 5.11 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Под общей редакцией проф. П.С. Харлашина В учебнике освещены теоретические основы металлургии стали. Изложены теории строения жидких шлаков сталеплавильного производства и расплавов на основе железа. Описаны явления на...
18033. Испытание тормозных пневматических приборов автомобилей КамАЗ: лабораторный практикум 12.49 MB
  Испытание тормозных пневматических приборов автомобилей КамАЗ: лабораторный практикум / сост. Л.Н. Бухаров. − Омск: СибАДИ 2011. − 88 с. Изложены основные положения к выполнению лабораторных работ по испытанию пневматических приборов автомобилей КамАЗ приводится опи...
18034. Применение пассивных и активных сочленённых транспортных систем 9.6 MB
  Наилучшей конструкцией транспортной системы будет считаться та, которая обеспечивает максимальную приспособленность к конкретным или специфическим для рассматриваемой транспортной системы условиям эксплуатации. Такая транспортная система будет иметь максимальную эффективность в заданных условиях эксплуатации
18035. Исследование причин возгорания автотранспортных средств 5.38 MB
  Исследование причин возгорания автотранспортных средств: Учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А.И. Колмакова. – М.: ГУ ЭКЦ МВД России 2003. – 82 с. 14 табл. библиогр. Изложены методические основы экспертно-криминалистического сопровождения пр...
18036. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие по дисциплине 2.73 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы менеджмента В учебном пособии с соответствие с государственным образовательным стандартом изложены основы менеджмента цели и задачи организации принципы и методы управления особое внимание ...
18037. Управление и его функции. Учебное пособие 3.52 MB
  Лекция 1. УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 1. Понятие управления. . Виды управления. 3. Управленческий труд и его особенности. . Возникновение и развитие теории управления. Управление в широком смысле –процесс поддержания функционирования или перевода систем...