7542

Характеристика отрасли БОН

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Характеристика отрасли БОН. Отрасль БОН - особенности формирования, характеристика. Социально - экономическая роль БОН. Классификация услуг. Формы обслуживания населения. Отрасль БОН - особенности формирования,...

Русский

2013-01-25

29.5 KB

2 чел.

Характеристика отрасли БОН.

  1.  Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

  1.  Социально – экономическая роль БОН.
  2.  Классификация услуг.
  3.  Формы обслуживания населения.

Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

Отрасль БОН относится  к непроизводственной сфере народного хозяйства. Эта отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения по изготовлению изделий личного потребления, по ремонту предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения и оказывающие услуги по химчистке одежды и стирке белья, парикмахерские и др. услуги.

Развитие БОН позволяет заменить домашние виды работ общественным производством с применением новейшего оборудования и современных технологий. В результате достигается экономия живого и овеществленного труда.

Характерные особенности БОН:

  •  Специфический характер продукта, создаваемого этой отраслью – услуг бытового характера.
  •  Индивидуальная направленность (работа с заказчиком).
  •  Возможность личного участия потребителя (заказчика) в процессе обслуживания (формулировка требований, оформление заказа, контроль исполнения на промежуточных этапах, оценка и приемка результата и т.п.).

Отрасль БОН относится к сфере социально-значимого производства. На ее долю приходится 16-20 % объема промышленных услуг. В отрасли работает 29 предприятий республиканской собственности, 236 – коммунальной собственности. Сегодня частный сектор оказывает около 70 % общего объема услуг, причем половина из них приходится на индивидуальных предпринимателей.


Социально – экономическая роль БОН.

Социальная роль БОН заключается в том, что служба быта способствует экономии внерабочего времени населения, т.к. затраты внерабочего времени при пользовании бытовыми услугами  значительно меньше, чем при самообслуживании. Это позволяет людям использовать свободное время на повышение своего культурного и технического уровня, на занятия спортом, воспитание детей.

Экономическая роль БОН состоит в том, что служба быта создает определенные блага и услуги, способствует повышению общественной производительности труда, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов республики.

Развитие БОН представляет собой реальный путь к прямой экономии материальных затрат в обществе. Хорошо поставленное БОН позволяет своевременно провести ремонт предметов потребления, удлинить срок их службы, что равносильно расширению производства этих предметов в соответствующих отраслях промышленности.

Классификация услуг.

Бытовая услуга – это единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению бытовых потребностей индивида, выполняемых по его заказу.

Система БОН носит многоотраслевой и комплексный характер, так как включает в себя многие специализированные отраслевые группы услуг.

 Отраслевая группа бытовых услугэто объединение определенных видов бытовых услуг, близких по потребительскому назначению.

К ним относятся:

  1.  Пошив и ремонт одежды по заказам населения.
  2.  Пошив и ремонт обуви.
  3.  Ремонт бытовых машин, приборов.
  4.  Парикмахерские услуги.
  5.  Химчистка и крашение одежды, стирка белья.
  6.  Фотографические услуги.
  7.  Ритуальные услуги.

Вид бытовой услуги – совокупность технологически законченных операций и трудовых приемов, производимых над объектом труда с целью удовлетворения определенной бытовой потребности заказчика. Каждая отраслевая группа содержит десятки видов бытовых услуг.

По характеру, экономическому содержанию и результатам труда бытовые услуги делятся на:

  1.  Производственные услуги – назначение которых заключается в производстве предметов потребления или восстановление их полезных свойств в соответствии с индивидуальными запросами потребителей (пошив и ремонт одежды и обуви).
  2.  Непроизводственные услуги – действие которых направлено на человека, либо на окружающие его условия быта (услуги врачей, парикмахеров, учителей, адвокатов).

По характеру спроса бытовые услуги делятся на группы:

  1.  Услуги постоянного спроса – наиболее часто потребляемые населением (ремонт обуви, парикмахерские услуги, фотографические услуги, стирка белья).
  2.   Услуги периодического спроса – потребность, в которых возникает сравнительно редко (индивидуальный пошив одежды, обуви, вязка трикотажных изделий, ремонт и изготовление мебели).
  3.  Услуги эпизодического или разового спроса – услуги, которые потребляются редко или совсем не потребляются (каждой семьей) (ритуальные услуги, золотая свадьба).

Формы обслуживания населения.

Обслуживание населения выполняется посредством различных форм.

Форма обслуживания – способ доведения до потребителя предприятием СБ определенного вида бытовых услуг.

Формы обслуживания подразделяются по:

  1.  по месту приема и выдачи заказов (на предприятиях СБ, на дому, в учреждениях);
  2.  по месту выполнения заказов (в стационарных условиях и передвижными мастерскими);
  3.  по срокам выполнения заказов (в обычные сроки, срочное, в присутствии заказчика);
  4.  по форме расчета (по единовременному расчету, в кредит, по абонементам).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83353. Роль прикметників у мовленні 296 KB
  Мета: повторити вживання апострофу, закріпити знання про прикметник як частину мови, актуалізувати його роль у мовленні; поглибити знання учнів про осінні явища, розкрити красу осінньої палітри природи; розвивати навички сприйняття, образне творче мислення, увагу, зв’язне мовлення...
83354. Урок розвитку зв’язного мовлення. Складання твору «Весна прийшла» 131 KB
  Мета. Формувати вміння та навички школярів складати текст-розповідь на визначену тему на основі власних спостережень використовуючи лексичні засоби; розвивати навички усного і писемного мовлення, уміння бачити і відчувати красу природи, заохочувати дітей до творчості, збагачувати словниковий запас...
83355. Перевірка орфограм у особових закінченнях, або ще раз про закон письма 105 KB
  Вчити школярів застосовувати алгоритм перевірки орфограм слабких позицій звуків у особових закінченнях дієслів; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів; вчити школярів обґрунтовувати свої думки; давати на запитання повні змістовні відповіді; робити висновки.
83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати звязки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.
83359. Тренувальні вправи на використання прикметників у мовленні. Опис тварини 80.5 KB
  Мета уроку. Закріплювати знання про прикметник, про роль прикметників в усному і писемному мовленні, удосконалювати вміння учнів складати речення з прикметниками, працювати над удосконаленням орфографічної грамотності, вчити визначати відмінки, розвивати образне мислення. Виховувати любов до природи.
83360. Зв’язок прикметників з іменниками в реченні. Повторення вивченого про прикметники у мовленні 48.5 KB
  Мета: повторити раніше вивчені відомості про прикметник; закріплювати в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль у мовленні; розвивати мову, спостережливість, інтерес до навчання; виховувати любов до природи.
83361. Частини мови. Займенник. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови 77.5 KB
  Морська трава – дуже корисний продукт харчування. В морській траві багато вітамінів, необхідних дітям, щоб рости великими і дужими. З морської трави можна готувати салати, закуски, варити суп. Крім того, з морської трави можна виготовляти папір і тим самим зберігати ліси.