7542

Характеристика отрасли БОН

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Характеристика отрасли БОН. Отрасль БОН - особенности формирования, характеристика. Социально - экономическая роль БОН. Классификация услуг. Формы обслуживания населения. Отрасль БОН - особенности формирования,...

Русский

2013-01-25

29.5 KB

2 чел.

Характеристика отрасли БОН.

  1.  Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

  1.  Социально – экономическая роль БОН.
  2.  Классификация услуг.
  3.  Формы обслуживания населения.

Отрасль БОН – особенности формирования,

характеристика.

Отрасль БОН относится  к непроизводственной сфере народного хозяйства. Эта отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения по изготовлению изделий личного потребления, по ремонту предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения и оказывающие услуги по химчистке одежды и стирке белья, парикмахерские и др. услуги.

Развитие БОН позволяет заменить домашние виды работ общественным производством с применением новейшего оборудования и современных технологий. В результате достигается экономия живого и овеществленного труда.

Характерные особенности БОН:

  •  Специфический характер продукта, создаваемого этой отраслью – услуг бытового характера.
  •  Индивидуальная направленность (работа с заказчиком).
  •  Возможность личного участия потребителя (заказчика) в процессе обслуживания (формулировка требований, оформление заказа, контроль исполнения на промежуточных этапах, оценка и приемка результата и т.п.).

Отрасль БОН относится к сфере социально-значимого производства. На ее долю приходится 16-20 % объема промышленных услуг. В отрасли работает 29 предприятий республиканской собственности, 236 – коммунальной собственности. Сегодня частный сектор оказывает около 70 % общего объема услуг, причем половина из них приходится на индивидуальных предпринимателей.


Социально – экономическая роль БОН.

Социальная роль БОН заключается в том, что служба быта способствует экономии внерабочего времени населения, т.к. затраты внерабочего времени при пользовании бытовыми услугами  значительно меньше, чем при самообслуживании. Это позволяет людям использовать свободное время на повышение своего культурного и технического уровня, на занятия спортом, воспитание детей.

Экономическая роль БОН состоит в том, что служба быта создает определенные блага и услуги, способствует повышению общественной производительности труда, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов республики.

Развитие БОН представляет собой реальный путь к прямой экономии материальных затрат в обществе. Хорошо поставленное БОН позволяет своевременно провести ремонт предметов потребления, удлинить срок их службы, что равносильно расширению производства этих предметов в соответствующих отраслях промышленности.

Классификация услуг.

Бытовая услуга – это единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению бытовых потребностей индивида, выполняемых по его заказу.

Система БОН носит многоотраслевой и комплексный характер, так как включает в себя многие специализированные отраслевые группы услуг.

 Отраслевая группа бытовых услугэто объединение определенных видов бытовых услуг, близких по потребительскому назначению.

К ним относятся:

  1.  Пошив и ремонт одежды по заказам населения.
  2.  Пошив и ремонт обуви.
  3.  Ремонт бытовых машин, приборов.
  4.  Парикмахерские услуги.
  5.  Химчистка и крашение одежды, стирка белья.
  6.  Фотографические услуги.
  7.  Ритуальные услуги.

Вид бытовой услуги – совокупность технологически законченных операций и трудовых приемов, производимых над объектом труда с целью удовлетворения определенной бытовой потребности заказчика. Каждая отраслевая группа содержит десятки видов бытовых услуг.

По характеру, экономическому содержанию и результатам труда бытовые услуги делятся на:

  1.  Производственные услуги – назначение которых заключается в производстве предметов потребления или восстановление их полезных свойств в соответствии с индивидуальными запросами потребителей (пошив и ремонт одежды и обуви).
  2.  Непроизводственные услуги – действие которых направлено на человека, либо на окружающие его условия быта (услуги врачей, парикмахеров, учителей, адвокатов).

По характеру спроса бытовые услуги делятся на группы:

  1.  Услуги постоянного спроса – наиболее часто потребляемые населением (ремонт обуви, парикмахерские услуги, фотографические услуги, стирка белья).
  2.   Услуги периодического спроса – потребность, в которых возникает сравнительно редко (индивидуальный пошив одежды, обуви, вязка трикотажных изделий, ремонт и изготовление мебели).
  3.  Услуги эпизодического или разового спроса – услуги, которые потребляются редко или совсем не потребляются (каждой семьей) (ритуальные услуги, золотая свадьба).

Формы обслуживания населения.

Обслуживание населения выполняется посредством различных форм.

Форма обслуживания – способ доведения до потребителя предприятием СБ определенного вида бытовых услуг.

Формы обслуживания подразделяются по:

  1.  по месту приема и выдачи заказов (на предприятиях СБ, на дому, в учреждениях);
  2.  по месту выполнения заказов (в стационарных условиях и передвижными мастерскими);
  3.  по срокам выполнения заказов (в обычные сроки, срочное, в присутствии заказчика);
  4.  по форме расчета (по единовременному расчету, в кредит, по абонементам).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8809. Міжнародні розрахунки за допомогою акредитива 462 KB
  Міжнародні розрахунки за допомогою акредитива План Сутність та особливості міжнародного акредитива Види акредитивів Сторони-учасники, фази документарного акредитива Витрати за акредитивними операціями Проблеми, переваги...
8810. Міжнародні розрахунки за допомогою інкасо 391 KB
  Міжнародні розрахунки за допомогою інкасо План Сутність та особливості міжнародного інкасо Типи інкасо Сторони-учасники, фази документарного інкасо Витрати за інкасовими операціями Проблеми, переваги та недоліки інкасов...
8811. Міжнародні кредитні операції 194.5 KB
  Міжнародний кредит - це рух позичкового капіталу у сфері міжнародних економічних відносин, повязаний з наданням валютних і товарних ресурсів на умовах повернення, терміновості і сплати відсотків...
8812. Історія виникнення, сучасний стан та розвиток банківської системи 117.7 KB
  Історія виникнення, сучасний стан та розвиток банківської системи 1. Походження та розвиток банків 2. Поняття, призначення та класифікація банків 3. Сучасні банківські системи та їх характеристики 4. Становлення та розвиток банківської системи Украї...
8813. Історія виникнення, сучасний стан та розвиток банківської системи Тестові завдання 22.03 KB
  Історія виникнення, сучасний стан та розвиток банківської системи Тестові завдання 1. Головною метою діяльності банківської системи є: а) одержання прибутку комерційними банками б) забезпечення суспільного нагляду, надійності та стабільності функці...
8814. Банки як субєкти господарювання 382.26 KB
  Створення та реєстрація банку. Організаційна структура банку. Ліцензування банків та банківської діяльності. Реорганізація і ліквідація банку. Банківські обєднання: порядок створення та їх типи...
8815. Банки як субєкти господарювання Тестові завдання 23.1 KB
  Банки як субєкти господарювання Тестові завдання 1. Реєстрація банку - це: а) документ, який надається НБУ в порядку і на умовах, визначених у дозволі б) надання банку статусу юридичної особи відповідно до вимог Закону України Про банки і бан...
8816. Національний банк України: завдання, функції, мережа та структура Тестові завдання 23.24 KB
  Національний банк України: завдання, функції, мережа та структура Тестові завдання 1. Статутний капітал НБУ становить: а) 5 млн грн б) 10 млн грн в) 7 млн грн г) 15 млн грн. 2. Вищим органом НБУ є: а) Правління НБУ б) збори акціонерів в) Рада Н...
8817. Банківські ресурси як основа функціонування банку Тестові завдання 26.05 KB
  Банківські ресурси як основа функціонування банку. Тестові завдання. Мінімальний розмір статутного капіталу банку, створеного за участю іноземного капіталу, частка якого у статутному капіталі банку становить до....