75447

Издержки, классификация и учет в ИС Project Expert

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Подобный же принцип используется для сглаживания колебаний накладных расходов. Учет накладных расходов К накладным расходам относят все издержки производства которые невозможно прямо включить в состав стоимости продукции. Для включения данных издержек производства в состав себестоимости изделий применяют различные методы пропорционального распределения разнесения накладных. Разнесение по единой ставке Данный метод заключается в том что для разнесения накладных расходов выбирается какаято единая для всего предприятия величина часто ...

Русский

2015-01-15

46.5 KB

2 чел.

16. Издержки, классификация и учет в ИС Project Expert

Классификация издержек

В современной практике учета применяется несколько видов классификации издержек в зависимости от того, какая из задач управления предприятием имеется в виду. Принято различать три основных направления классификации издержек:

· оценка стоимости материально-производственных запасов (МПЗ) и определения прибыльности предприятия

· поддержка управленческих решений (оценка и выбор вариантов)

· оперативный контроль и управления.

Для каждой из перечисленных задач используется определенная классификация издержек.

Стоимость запасов и прибыльность предприятия

производственные \ непроизводственные

прямые \ косвенные

Поддержка управленческих решений

постоянные \ переменные

значимые \ незначимые

устранимые \ неизбежные

инкрементные \ маржинальные

безвозвратные

упущенная выгода (opportunity costs)

Себестоимость продукции и прибыльность предприятия

Производственные и непроизводственные затраты

Важнейшим принципом учета издержек в рыночной экономике является разделение затрат (costs) и издержек (expenses). Разберем данное различие подробнее, поскольку в практике российского учета оно делается недостаточно четко, что приводит к многочисленным ошибкам в оценке прибыльности предприятий.

Рассмотрим упрощенную схему работы промышленного предприятия. Если отвлечься от деталей, то, с точки зрения рыночной экономики, предприятие можно считать механизм для производства прибыли на основе использования определенных ресурсов. Затратами (costs) принято называть стоимость всех ресурсов, потребляемых в ходе работы предприятия. В результате продажи изделий мы получаем доход. Если бы все товары, производимые в отчетный период, в тот же период и продавались, то этих двух понятий было бы достаточно для определения полученной прибыли: прибыль = доход - затраты.

Однако если между производством и сбытом возникает пауза, выходящая за рамки отчетного периода, то схема учета усложняется, поскольку возникает необходимость оценивать непроданные запасы продукции и незавершенное производство. Возникает вопрос: как определить прибыль предприятия за период в таком случае. Для ответа на этот вопрос вводится разделение затрат на производственные и непроизводственные. Первые образуют стоимость произведенной продукции (себестоимость) и помещаются на баланс предприятия до момента продажи, а непроизводственные учитываются как расходы отчетного периода. Тогда прибыль за отчетный период составит

Прибыль = (Доход - Себестоимость проданной продукции) - Расходы за период

Как же определить, какие ресурсы (затраты) следует включать в стоимость продукции с последующим причислением к активам, а какие относить к расходам периода? Ответ следует из определения активов, которое гласит, что активы - это та часть имущества, которая в будущем может принести доход. Таким образом, следуя принципу соответствия, - одному из основных принципов МБУ – на себестоимость следует относить только те затраты, которые увеличивают потребительскую ценность изделий - только такие затраты и принято называть производственными. Те же затраты, относительно которых такой уверенности нет, то есть непроизводственные затраты, должны быть списаны (то есть отнесены в раздел "расходы" "Отчета о прибылях и убытках") в текущем периоде.

Отметим, что разница в учёте между производственными и непроизводственными затратами заключается только во времени, когда эти величины попадают в "Отчет о прибылях и убытках": непроизводственные - в отчетном периоде, а производственные после продажи изделия. Несоблюдение данного принципа, то есть включение в стоимость изделий практически всех затрат, приводит к значительным искажениям в оценке прибыльности предприятия.

Примеры такого искажения можно обнаружить в отчетности заводов, применяющих традиционную систему учета, когда в себестоимость включаются все издержки периода. При такой системе учета в «Отчете о прибылях и убытках» убытки отсутствуют, однако, если учесть как расходы периода те непроизводственные расходы (например, расходы на отопление цехов), которые учтены в составе "незавершенного производства" и товарной продукции (момент возможной реализации которой неизвестен), то окажется, что объем реализации за год (за вычетом прямых издержек) покрывает лишь часть постоянных расходов, то есть работа завода фактически убыточна.

По такой же схеме следует учитывать и потери от брака: то есть ненормативные потери (брак) нужно не включать в состав себестоимости, что противоречит не только бухгалтерским принципам, но и простому здравому смыслу, но относить на расходыпериода). Подобный же принцип используется для сглаживания колебаний накладных расходов.

Учет накладных расходов

К накладным расходам относят все издержки производства, которые невозможно прямо включить в состав стоимости продукции.

Например, расходы на энергию, управление производством, ремонт оборудования и др. Для включения данных издержек производства в состав себестоимости изделий применяют различные методы пропорционального распределения ("разнесения") накладных.

Различают следующие методы разнесения:

· по единой ставке

· многоступенчатая схема

· система функционального учета (Activity Based Costing)

Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки, которые и будут рассмотрены ниже.

Разнесение по единой ставке

Данный метод заключается в том, что для разнесения накладных расходов выбирается какая-то единая для всего предприятия величина, часто - зарплата основных рабочих. Единственное достоинство данной системы - простота учета. Недостаток - низкая точность. Поэтому разнесение по единой ставке применяется в случаях, когда доля

накладных в себестоимости невелика (не более 20%). В противном случае картина себестоимости по изделиям будет заметно искажаться, поскольку единая база распределения не может быть пропорциональна всем составляющим накладных сразу. Например, основная зарплата хорошо согласуется с расходами на управленческий и контрольный персонал, но плохо - с расходами на отопление или ремонт оборудования. Поэтому, на современных предприятиях, где доля ручного труда невелика, применяются более совершенные системы.

Двухступенчатая схема

Данная схема в настоящее время является наиболее широко используемой на промышленных предприятиях развитых стран. Суть ее заключается в следующем:

1. На первом этапе накладные расходы распределяются по центрам затрат (цехам, производственным участкам) - как основным, так и вспомогательным. При этом каждая статья накладных можетраспределяться по отдельной базе. Например, расходы на освещение и отопление - пропорционально площади; амортизация оборудования - по балансовой стоимости; зарплата управляющих -по численности персонала, и так далее.

2. На втором этапе доли вспомогательных подразделений перераспределяются по производственным центрам (цехам, участкам). Распределение производится пропорционально количеству услуг, оказанных каждым из вспомогательным подразделений каждому из производственных.

3. На третьем этапе для каждого производственного центра затрат определяется "коэффициент нагрузки " накладных расходов на единицу основного ресурса, предоставляемого данным центром. Как правило, в качестве такого ресурса выступает машино-час, для обрабатывающих цехов, или человеко-час - для сборочных цехов.

4. На заключительном этапе к себестоимости изделий добавляется величина накладных расходов пропорционально потребленным ресурсам основных цехов с соответствующими коэффициентами нагрузки. Очевидно, что описанная процедура заметно сложнее одношаговой схемы. Однако затраты на усложнение учета быстро окупаются за счет увеличения точности определения себестоимости изделий, и, как следствие, повышения качества управленческих решений.

Функциональная система

Данная система была разработана сравнительно недавно - в конце 80-х годов и предназначена для более точного распределения накладных расходов на современных производственных предприятиях, для которых характерны большое разнообразие изделий при сравнительно небольших размерах партий. В отличие от двухступенчатой схемы, производственные накладные разносятся не по центрам затрат, а по основным видам деятельности предприятия (функциям) - отсюда и название системы. Ключевое понятие данной системы – носитель издержек (cost driver). Суть системы состоит в определении основных носителей издержек и учете их вкладов в стоимость продукта.

Функциональная система обеспечивает наибольшую точность разнесения накладных расходов по изделиям, однако, ее внедрение требует как значительных затрат на организацию учета, так и определенного уровня подготовки персонала. Поэтому ее можно

рекомендовать лишь тем предприятиям, которые хорошо освоили предшествующие системы учета накладных.

Плановые ставки накладных расходов

При описании методов разнесения накладных предполагалось, что мы имеем дело с фактическими расходами, однако, такой подход вызывает ряд проблем. Во-первых, расчет себестоимости изделий, а значит, и основанных на ней цен, должен быть отложен до конца отчетного периода, когда и будут известны фактические величины накладных расходов. Во-вторых, как величина накладных, так и производство имеют сезонные колебания, что приводит к резким изменениям ставок накладных рассчитанных "по факту". Для преодоления указанных недостатков применяется следующий прием:

· ставки накладных вычисляются заранее на основании среднегодовых уровней накладных расходов и производства, и именно эти плановые ставки используют для определения себестоимости и оценки МПЗ;

· отклонения же фактических накладных расходов от среднего уровня, как положительные, так и отрицательные не относят к себестоимости, но указывают в "Отчете о прибылях и убытках " как доходы или расходы периода, соответственно.

Описанная система калькуляции накладных расходов позволяет очистить себестоимость продукции от сезонных колебаний и повышает оперативность и достоверность её оценки.

Калькуляция себестоимости по переменным издержкам

Описанные выше методы предполагают включение в состав себестоимости всех производственных затрат. Существует и другая система калькуляции себестоимости - так называемая маржинальная или учет по переменным затратам. В этом случае в состав себестоимости не включаются не только непроизводственные накладные, но и постоянная часть производственных накладных расходов.

Основным достоинством такой системы учета состоит в том, что она позволяет избежать включения постоянной части накладных расходов в стоимость товарной продукции. Это особенно важно, когда темп производства превосходит возможности сбыта. В этом случае включение постоянных накладных в стоимость продукции и незавершенного производства приводит к следующим негативным последствиям:

· неоправданно завышается прибыль периода, так как часть расходов (накладные) оказывается "спрятанной" в стоимости МПЗ

· рост стоимости склада приводит к увеличению базы для налога на имущество

· завышается себестоимость продукции, что затрудняет ее сбыт

Если учесть, что в состав постоянных накладных входит плата за отопление цехов, то ясно, что в российских условиях приведенными соображениями пренебрегать не стоит. Кроме того, учет стоимости МПЗ по переменным расходам позволяет использовать собранные данные также для принятия управленческих решений по широкому кругу вопросов управления предприятием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85488. Внедрение CRM-системы для автоматизации отдела продаж на примере компании ООО «Актив Групп» 1.63 MB
  И сегодня большинство руководителей компаний начали понимать, что одна оптимизация производства уже не решает проблему выживания. Особенно это заметно в сфере услуг, где компании зависят не столько от качества самих продуктов или услуг, сколько от совершенства механизмов взаимодействия компании со своими клиентами.
85489. Разработка АРМ работника отдела сбыта на примере ЗАО «Луганский трубный завод» 985.5 KB
  Программа осуществляет обработку заказов для каждого из грузополучателей и выдачу результатов по остаткам спецификаций на печать. Программа работают совместно с ПО, осуществляющим выдачу результатов запросов на экран монитора и принтер.
85490. Анализ системы документооборота в ОАО «Сбербанк России» 1.94 MB
  В рамках автоматизации процесса обработки документа в организации начиная с момента его создания или получения и заканчивая моментом отправки корреспонденту или завершения исполнения и списания в дело должно быть обеспечено осуществление следующих функций: во-первых регистрация входящих в организацию документов...
85491. Розробка технологічного процесу механічної обробки деталей насоса – корпуса та вала 2.67 MB
  Деталь конструктивно подана як циліндричний вал з наявністю торцевих проточок шпонкового пазу евольвентних шліців а також внутрішньої різьбової поверхні. Відхилення від торцевого биття поверхні 2 відносно центральної осі становить не більше 003 мм.
85492. Информационные технологии в управлении персоналом на ОАО «Завод «НЕФТЕПРОММАШ» 2.61 MB
  В первой главе освещены теоретические основы управления персоналом организации. Представлена характеристика организации, определенны миссия и задачи организации. Показана организационная структура. Определены сущность и характеристики управления персоналом, рассмотрены требования...
85493. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКТУРЫ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ И ПОСОБИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕЙСУ И В ПЕРИОД ПЛАВАНИЯ 699 KB
  Цель дипломной работы – разработка рекомендаций и проведение корректуры навигационных карт и пособий при подготовке к рейсу и в период плавания. В процессе выполнения дипломной работы получены рекомендации по организации и проведению корректуры бумажных и электронных карт и пособий.
85494. Расчет и проектирование сосуда для хранения агрессивных жидкостей 320.3 KB
  Для владельцев автомобилей экономически целесообразно, особенно в настоящее время, при быстром росте цен на топливо, купить емкость для хранения бензина или дизтоплива. Имея такие емкости автовладелец может не зависеть от сезонных колебаний цен на топливо.
85495. Методы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании на основе разработки программы поддержки и развития малого инновационного бизнеса 656.5 KB
  Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.
85496. SAP система, как инструмент повышения эффективности малого бизнеса (на примере ООО «Аист») 1.55 MB
  Цели и задачи дипломной работы. Целью прохождения дипломной практики является изучение и анализ бизнес-процессов компании ООО «Аист», а так же внедрение информационной системы и ее адаптация. Исходя из целей практики, можно выделить следующие задачи: Рассмотрение структуры и специфики компании ООО «Аист»...