7546

Исторические предпосылки возникновения ПР

Лекция

Маркетинг и реклама

Исторические предпосылки возникновения ПР. Учебные цели: познакомиться с историческими источниками Public Relations: риторикой, рекламой, общественным мнением выделить основные этапы институционализации Public Relations в США и...

Русский

2013-01-25

82 KB

63 чел.

Исторические предпосылки возникновения ПР.

Учебные цели:  познакомиться с историческими «источниками» Public Relations: риторикой, рекламой, общественным мнением; выделить  основные этапы  институционализации Public Relations в США; изучить историю Public Relations  в российской практике; определить основные характеристики функционирования РАСО;  оценить перспективные возможности развития Public Relations-деятельности в России.

Исторические предпосылки возникновения Public Relations

Полная и всеобъемлющая история Public Relations еще не сформирована, так как многие технологии Public Relations можно разглядеть в вехах исторических событий. Харизматические личности, яркие политические события,  неординарные произведения и труды исторически значимых персон так или иначе   представляют из себя элементы Public Relations деятельности. Именно поэтому  правомерна  точка  зрения о том, что Public Relations имеют хорошую предысторию, а  движущая сила Public Relations — убеждение, и многие приемы, используемые практиками  современности   были известны еще  с времен  античности [4].

Почти все, что известно нам сегодня об античном Египте, Ассирии и Персии, дошло до наших дней благодаря материалам, целью которых было прославление очередного правителя. Большая часть литературных произведений и памятников античного искусства создавалась с целью поддержки и признания заслуг царей, правителей и других лидеров.

Юлий Цезарь тщательно готовил общественное мнение Рима к своему переходу Рубикона в 49 г. до н.э.: отправлял сообщения, представляющие его эпические свершения на посту правителя Галлии. Историки полагают, что и знаменитые "Комментарии" создавались Цезарем с целью самопропаганды...

Греция IV в.  до н.э. дала плеяду блестящих ораторов. Начало   прагматического использования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.

Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т.е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими ораторами  активно обсуждался  вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу [3].

Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. до н.э. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней  представлен  глубокий системный  анализ искусства убеждения,  который позволяет  современным  специалистам  Public Relations  находить  там идеи, считающиеся  «ноу- хау» или достижениями  нового времени.

Аристотелем риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это, по его мнению, не составляет задачи какого-нибудь другого искусства потому,  что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой [1].  Риторика отличается от аналитики и диалектики прикладным  использованием, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается в аналитике, то Аристотель считает  ее вместе с диалектикой  теоретической основой риторики.

Что касается самого процесса убеждения, то в  «Риторике»  выделяются, с одной стороны, способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются «нетехническими» (всевозможные факты, данные, свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы, посылки, на которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях), а с другой – «технические методы», которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. Аристотель относит к техническим средствам убеждения наиболее распространенные  формы логического вывода  -  дедуктивные умозаключения, в которых заключение с логической необходимостью вытекает из посылок как аргументов.

Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей «Риторики» посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей,  и  тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения своей цели.

С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей.

В «Риторике»  нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основыва.тся доказательность,  логичная аргументация, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность  публичных  обращений к общественности.

Наряду с множеством субъективных    факторов целый ряд объективных изменений и  исторических событий   оказал существенное влияние на становление и развитие предпосылок  Public Relations. Например, В 1456 г.  Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок— воздействие на общество этого события очень скоро стало ощутимым. Именно  широкое распространение более дешевых и легко читаемых (по сравнению с рукописными) книг усилило в XV—XVI вв. религиозность грамотного населения, и в итоге Европу охватили религиозные войны. С начала XVII в. во многих европейских странах выходят газеты. Отмена цензуры (в Англии — в 1695 г., во Франции — в 1789 г., в США — в 1791 г.) дала большую свободу для Public Relations, особенно политикам, партиям и движениям, находящимся в оппозиции.

Американский сценарий развития Public Relations

Практически все исследователи единогласно признают родиной связей с общественностью Соединенные Штаты Америки.

  1.  Американские связи с общественностью как особый вид деятельности имеют самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель Public Relations, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие Public Relations в других странах.
  2.  Эволюция Public Relations в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств.
  3.  Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности Public Relations [101].

Многие исследователи выделяют следующие этапы в становлении американской модели Public Relations:

1. Начало ХХ века  (Public Relation – благотворительность − мировая политика − бизнес).

В 1905 г. в Вашингтоне зарегистрировано Христианское объединение молодежи, которое начало свою деятельность с активной публицистической компании  по сбору средств на строительство  нового здания для своего размещения. С этого момента такой технологией воспользовался целый ряд различных общественных организаций США:  Национальная ассоциация больных туберкулезом, американское отделение Красного креста.

Официально признанным началом развития Public Relations-деятельности  считается  1906 год, когда  Айви  Ледбеттер Ли открыл в Нью-Йорке первую консультацию по связям с общественностью. Он  начал с того, что направил всем заинтересованным журналистам своего рода декларацию, в которой он торжественно и впервые за всю историю американского бизнеса обязывался давать полные и точные сведения о своих клиентах, сознательно отказывался от их пресловутой и неприкасаемой профессиональной тайны «в тех областях, которые важны для общества и вызывают его интерес».

Первой фирмой, которая воспользовалась  его услугами, стала крупная компания, владельцем которой был самый непопулярный тогда в США человек, отдававший приказы расстреливать забастовщиков, — Джон Д. Рокфеллер. Своей успешной деятельностью  Айви Ли сумел преобразить  жестокость и корыстность в  трудолюбие,   в  тягу к благотворительности и прогрессу.

В процессе своей практики Ли смог осветить проблемы крупной промышленности и торговли и параллельно талантливо организовать систему благотворительных организаций — исследовательских центров, больниц, музеев, университетов, увеличить число стипендий, облегчить организацию каникул для детей и помощи для обездоленных.

Джордж Крил в период Первой мировой войны создал Комитет публичной информации для 27-го президента США Вудро Вильсона,  использовав на всю мощь силу и власть  средств массовой информации. С помощью  привлечения общественного внимания к войне  специалисты  КПИ поддерживали американский патриотизм. Рublic relations сделал возможным продажу военных займов, и огромные суммы стали ликвидными  для общественно полезных целей. «Практики рекламно-информационной деятельности поддерживали различные группы продукции, привлекали внимание к экономическим изменениям, новым технологиям и вмешивались в политические битвы….Помощь и благотворительность были лейтмотивами массовых публикаций, скрывая за собой более серьезные экономические и политические основания действий [49].

В 1922 г. Уолтер Липпман, журналист и социолог, выпустил книгу  «Общественное мнение». Он наглядно показал,  каким образом мнения кристаллизуются в «социальную цель» и «национальную мечту».

В  этом же  году консультант крупнейших компаний, исследователь, преподаватель, писатель Эдвард Бернейз  прочитал первый  курс по  Public Relations в   Нью-Йоркском университете. Он опубликовал целый ряд  книг и научных работ,  известных во всем мире: «Кристаллизация общественного мнения» (1923), «Пропаганда» (1928), Первое учебное пособие для университетов по Public Relations (1952) и др.  

Одно из самых первых специализированных Public Relations-агентств — «Hill & Knowlton» — было создано в 1927 г. в Кливленде. Впоследствии его основатели работали практически независимо — Джон Хилл в Нью-Йорке, а Дон Ноултон в Кливленде. Это агентство ныне является одним из двух самых крупных американских Public Relations-агентств (наряду с «Burson-Marsteller») [4].

2. 1930-е гг. (Public Relation − социальная политика − бизнес).

По ряду объективных причин до конца 20-х гг. деятельность по Public Relations не стала в США массовой. Пятилетний кризис мировой экономики (Великая депрессия) был преодолен только лишь благодаря успешному использованию Public Relation-технологий.  Экономический кризис  в 1930-е гг. встряхнул   общественное сознание американцев.  Официальная идеология  столкнулась с массовой безработицей и социальной нестабильностью. Именно при этих условиях и появилась харизматичная фигура государственного лидера Франклина Рузвельта  с «новым курсом», который должен был дать разрешение  всем социальным  проблемам американцев. Рузвельту  выпала историческая роль — стать символом связей с общественностью [4]. Он  смог  наладить коммуникационные связи между  собственниками  предприятий,  акционерами и рабочими.  

После 1929 г.  в США открылся целый ряд консультаций по Public Relations.  Йельский, Колумбийский и Гарвардский университеты создали институты и кафедры Public Relations. Вторая мировая война также в большой степени способствовала становлению Public Relations именно  в США. Посредством кинематографа правительство доносило до фермеров и рабочих, которые находились достаточно далеко от эпицентра военных действий Европы, необходимость вступления США в войну с Германией.

3. После 1945 г.  (Public Relation − имидж политика).

После Второй мировой войны,  в отличии от  Европы,  в США можно отметить отсутствие серьезных экономических  проблем. В связи с этим  потребительский бум благоприятствовал развитию Public Relations. Особенно быстро расширялась область корпоративных Public Relations и  Public Relations в государственном секторе. Так, в значительной степени благодаря Public Relations началось инвестирование средств в такие сферы, как образование, здравоохранение, нужды местных общин и федеральные программы.

В 1940 г.  начал  регулярно издаваться «Public Relations Journal».  В  Миннесотском университете традиционно стали проводиться  конференции Public Relations Society of America,  созданного в 1948 г. Рексом Харлоу, преподававшим Public Relations в Стенфордском университете. Становление Public Relations как признанной профессиональной области подтвердило принятие этического кодекса (первый, краткий вариант— в 1954 г., более полный — в 1959 г.).

В начале 1960-х гг. крупнейшими фирмами, консультирующими в области Public Relations, были «Карл Райор энд Ассоциэйтс», «Хилл энд Ноултон» и «Рудер энд Финн». Наиболее заметной была активность отделов Public Relations таких крупнейших корпораций, как «Дженерал Моторс», «AT энд Т», «Юнайтед Стэйт Стил» и «Дюпон».

В 1965 г. PRSA была утверждена довольно жесткая программа профессиональной аккредитации. Менее половины специалистов,  практикующих Public Relations США, аккредитованы по этой программе.

Таким образом, возможно выделить  ряд основных  этапов  институционализации Public Relations в США:

    1918 г. − курс   по Public Relations включен в учебную программу университета Иллинойс (на отделении журналистики).

    1923 г. − Эдвард  Бернауз выпускает первую книгу по основам Public Relations − "Кристаллизуя общественное мнение".

    Начало 1930-х гг. − в  США в крупных компаниях (AT T, General Motors и др.) появляются должности вице-президентов по коммуникациям (Public Relations).

    1945-65 гг. − бум  развертывания Public Relations в США:  число Public Relations-практиков перевалило за 100000 человек;  началось обучение Public Relations в колледжах,  а затем (с середины 60-х гг.)  в вузах.

    1955 г. − основана  Международная Ассоциация Public Relations (International  Public Relations Association).  Сегодня она объединяет более  800 Public Relations-специалистов из 65 стран мира.

    Середина 60-х гг. - начало   образования единого информационного пространства в рамках "информационного общества".  Коммуникационные процессы становятся ведущими.  Резко увеличиваются масштабы и скорости достижения и влияния на аудиторию.  Неуклонно укрепляется статус  Public Relations как корпоративной функции управления  общественного мнения [3].

Активное развитие Public Relations в  ХХ в. можно связать  с рядом следующих предпосылок:

  1.  ХХ век – эпоха массового производства и потребления.
  2.  Существенно возрастает  роль и значение общественного мнения в политике и бизнесе.
  3.  Активно развиваются информационно-коммуникативные технологии.

Этапы мирового развития  Public Relations

Джеймс Грюниг и Том Хант (1984) выделили  по типу Public Relations-активности  четыре основных этапа развития Public Relations. Авторы подчеркивают, что это идеальные, абстрактные типы, упрощающие реальность, отражающие ее существенные (но не все) характеристики.

1. Модель PR как паблисити.

Цель Public Relations на этом этапе — пропаганда. Коммуникация однонаправленная, причем соответствие ее содержания истинному положению вещей не слишком существенно. Исследования малозначимы.

2.Модель PR как информирование  публики.

Целью Public Relations является распространение правдивой и по возможности полной  информации.  Коммуникация продолжает оставаться однонаправленной. Роль исследований  невелика, изучаются  «читабельность» материалов и потенциальная аудитория.

3.Двусторонняя асимметричная модель PR.

Убеждение, поставленное на научную основу, — основная задача Public Relations. Коммуникация двусторонняя, однако несбалансированная (организации не меняются сами, но пытаются изменить взгляды публики). Значимость исследований существенно повышается, преимущественно изучаются установки публики.

4.Двусторонняя симметричная модель PR.

Основной целью на этом этапе является взаимопонимание. Процесс коммуникации двухсторонний, субъектами взаимодействия могут быть группы, исследуется преимущественно понимание, исследования значимы.

Примерами практиков, использовавших ту или иную модель в своей деятельности, могут служить: первую — Пинеас Т.Барнум,  вторую— Айви Ли, третью и отчасти четвертую — Эдвард Бернейз.

Public Relations различных типов сосуществуют в  реальности и в настоящее время. Первая модель используется примерно в 15% организаций, занимающихся Public Relations,  — в продвижении на рынок новых товаров, в театральной, спортивной сфере. Вторая модель характерна для половины всех организаций, в особенности для правительственных и некоммерческих, но также и в бизнесе. Третья (20%) используется Public Relations-агентствами и в тех видах бизнеса, где велика конкуренция. Примерно 15% всех организаций используют четвертую модель. Это крупные фирмы, деятельность которых регулируется правительственными и неправительственными структурами и должна соответствовать представлениям о «социальной ответственности» [4].

Становление Public Relations в  современной России

В России обучение по  специальности "Связи с общественностью" началось лишь в начале 1990-х.гг.  К концу 1990-х гг. лицензию на профподготовку таких специалистов   получили около 20 вузов страны: МГИМО, ГАУ, МГТУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский ГУ,  Казанский государственный технический  университет, Пензенский государственный технический университет, Ульяновский государственный технический университет и др. Постепенное проникновение  образования по Public Relations началось с ряда специализаций на факультетах журналистики  крупнейших вузов страны.   

Сегодня достаточно остро стоит проблема с определением Public Relations в российской деловой практике. Расплывчатость и неопределенность  понимания сущности данной профессии свойственны  не только рядовым обывателям,  в настоящее время  часто большинство руководителей и управляющих компаниями и организациями до конца не понимают  специфику, значение, важность и серьезность данного вида деятельности. Проведенные социологические  опросы показали, что только 6 % опрошенных специалистов считают,  что Public Relations является у них  высоко  ценимой специальностью, 27%  - говорят о ее недооценке,  но при этом целых 67% отметили, что репутация Public Relations постепенно повышается.  Тем не менее во всем мире  доход от Public Relations  растет со скоростью 25%  в год [4] .

Профессор Государственного университета   культуры и  искусств   Г.Л. Тульчинский утверждает, что Public Relations адекватен среде, экономико-политической ситуации. А поскольку в бизнесе у нас преобладает утилитаристская модель, то и современный  российский Public Relations − это  манипуляция. Public Relations воспринимается как деятельность, направленная на разрушение позитивного имиджа других лиц на фоне отсутствия четких границ между пропагандой и Public Relations,  национального недоверия к СМИ и при стойкой убежденности в том, что не собственность рождает власть,  а наоборот.

Несмотря на культурную специфику, российский менталитет и особенность экономической, политической и социокультурной ситуации современной России, развитие Public Relations экстенсивно проходит все этапы институционализации,  принимая во внимание  богатейший мировой опыт в этой области.

       Система RACE

Российская Ассоциация по связям с общественностью была создана в 1991 г. как общественная некоммерческая организация с правами юридического лица.

Учредители Ассоциации: Союз журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Журфонд РСФСР, Секретариат ООН (Нью-Йорк, департамент общественной информации), Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Росвнешторг, Внешторгреклама, Посольство СССР в США, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей, Институт социологии парламентаризма.

В 1991-1993 гг.  РАСО активно  развивает контакты с международным Public Relations-сообществом. Весной 1992 года состоялся первый в России международный бизнес-семинар "Связи с общественностью в рыночной экономике" с участием одного из основоположников европейской теории PR  Сэма Блэка.  

В 1994 году Российской Ассоциацией по связям с общественностью принята «Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью» (Приложение 1).

В  1995 году РАСО осуществляет программу развития и укрепления связей с регионами. Созданы отделения РАСО в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

С 1996 года РАСО - соорганизатор Национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник".    В 2000 году Ассоциация выступила учредителем Всероссийского конкурса студенческих работ в области связей с общественностью "Хрустальный апельсин" и регионального конкурса "PRоба", который проводится Северо-Западным отделением Ассоциации (г. Санкт-Петербург).

При поддержке РАСО  опубликовано первое специализированное издание - журнал "Советник" - самое авторитетное издание в сфере Public Relations в России. Проводится ежегодный цикл мероприятий "Дни PR в Москве": конференции, семинары, круглые столы, деловые встречи и конкурсы. В 2002 году он получил статус фестиваля.

С 1997 года РАСО стала членом Европейской Конфедерации по связям с общественностью (CERP). С 2000 года Ассоциация представлена в Исполкоме CERP в лице Генерального секретаря РАСО С.Д. Беленкова.

В  1999 году  по инициативе РАСО, при поддержке Центральной избирательной комиссии и Администрации Президента РФ была разработана Хартия "Политконсультанты за честные выборы". Ее подписали большинство организаций, участвовавших в избирательной кампании по выборам в Государственную думу.

В 2000 году РАСО утвердило "Основные принципы профессиональной сертификации в области связей с общественностью". К настоящему моменту Общественным комитетом по профессиональной сертификации выдано более 70 сертификатов.

В 2001 году РАСО приняла Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. 18 октября он был опубликован и вступил в силу.

В 2002 году  под эгидой РАСО и Торгово-промышленной палаты РФ, при поддержке компании "Филип Моррис Сэйлз Энд Маркетинг" осуществлен проект "Деловая репутация и социальная ответственность бизнеса". По регионам России, среди которых Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Волгоград, Краснодар, прошли семинары представителей деловых кругов по вопросам управления репутацией компаний и необходимости внедрения принципов социальной ответственности в повседневную практику ведения бизнеса в России.

В  2003 году  Министром труда и социального развития РФ было подписано постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов). В справочник были внесены характеристики следующих должностей: "Заместитель директора по связям с общественностью", "Начальник отдела по связям с общественностью", "Менеджер по связям с общественностью" и "Специалист по связям с общественностью". Процесс государственной регистрации профессии начался в 2001 г. по инициативе РАСО и был обусловлен в первую очередь необходимостью дальнейшей самоидентификации и внутренней самоорганизации Public Relations-отрасли. Государственное признание вывело связи с общественностью из разряда теневых профессий. Public Relations приобрел статус такого же необходимого инструмента, как маркетинг, реклама и другие направления деятельности организации, способствующие развитию ее основного бизнеса.

В 2004 году продолжена серия "Студенческих Public Relations-недель" в регионах России, летних и зимних школ PR. Проведен цикл тематических круглых столов: - "Профессия Public Relations: де-юре и де-факто" − о государственной регистрации профессии "Особенности национального бизнеса" в Санкт-Петербурге и Москве;  круглый стол по обсуждению внесения изменений в Избирательное законодательство России; круглый стол с обсуждением проблем охраны здоровья нации, совместно с Госнаркоконтролем.

В 2005 году РАСО издала второй выпуск Общероссийского Public Relations-справочника-каталога организаций, профессионально связанных с коммуникационными услугами, адресованный потенциальным клиентам PR-агентств, самим Public Relations-агентствам и их партнерам, аналитикам, исследовательским центрам, преподавателям и студентам образовательных учреждений в области связей с общественностью, журналистам, представителям средств массовой информации и специализированных изданий в области рекламы и Public Relations. РАСО,  журнал "Советник" и портал Sovetnik.ru при поддержке "Бритиш Американ Тобакко Россия", провели первый в России конкурс "Public Relations на страницах российских СМИ" на лучшую публикацию в СМИ, освещающую проблематику индустрии связей с общественностью в России.

В 2006 году началось формирование  Национальной пиарбиблиотеки РАСО. Был запущен  официальный сайт в новом формате « Российский  PR – портал».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1..Проанализируйте четыре модели исторического развития Public Relations Д. Грюнига.  К какой из них, по Вашему мнению,  можно отнести концепцию Public Relations Администрации Президента РФ?

2. Какое влияние на институционализацию Public Relations в России оказывают бюрократизм как традиционно российская организационная культура,  стереотипные  отношения к власти и государству со стороны россиян, затянувшийся период реформирования государственной управленческой системы, высокий интеллектуальный  потенциал    большинства населения страны, фундаментальный характер образовательной системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4542. Комплексная механизация СТФ с разработкой линии вентиляции и отопления 209.5 KB
  Решения инженерных задач в области механизации производственных процессов на животноводческих фермах и комплексах должны быть выполнены с учетом прогрессивной технологии содержания животных и птиц. Курсовое проектирование призвано разв...
4543. Налогооблажение как инструмент бюджетного регулирования в кейнсианской модели и теории предложения 535.5 KB
  В данной курсовой работе раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотрены её цели и структура. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ...
4544. Виды информационных и вычислительных услуг 111.5 KB
  Введение По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоре...
4545. Проектирование севооборотов, системы обработки, воспроизводства плодородия и комплексных мер борьбы с засорённостью полей 412.5 KB
  Проектирование севооборотов, системы обработки, воспроизводства плодородия и комплексных мер борьбы с засорённостью полей Введение Земледелие — это древнейшая и очень сложная сфера человеческой деятельности, возникшая и формировавшаяся в течени...
4546. Экономическая эффективность внедрения нового локомотива 259.5 KB
  Введение Экономической эффективности производства, перевозок, новой техники и капитальных вложений отводится важное место в экономике железнодорожного транспорта. Она является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконстру...
4547. Определение целесообразного варианта инвестиций в освоении новой техники на предприятия 143 KB
  PAGE 3 Определение целесообразного варианта инвестиций в освоении новой техники на предприятия Цель работы– оценка финансовой реализуемости и коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Тема курса – методы о...
4548. Расчет коммерческой эффективности инвестиционного проекта 160 KB
  Расчет коммерческой эффективности инвестиционного проекта Цель работы– оценка финансовой реализуемости и коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Тема курса – методы определения коммерческой эффективности инвестицион...
4549. Быстрые методы сортировки массивов 112.5 KB
  Быстрые методы сортировки массивов. Цель работы: Освоить быстрые методы сортировки массивов Порядок выполнения работы: Разработать процедуры сортировки массива целых чисел методом Шелла, методом пирамидальной сортировки и методом Хоара (язык п...
4550. Предпосылки основания периодического издания 77 KB
  Предпосылки основания периодического издания В бизнесе можно добиться успеха лишь обладая необходимыми знаниями, умениями и талантом. Информационный рынок не прощает нарушения его законов, экономической безграмотности, грубых ошибок. Первая из важне...