75636

Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР отмечаемое рядом авторов О. Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей...

Русский

2015-01-22

24.56 KB

13 чел.

Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи./ Сборник трудов молодых ученых. // Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 – стр. 55-58

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР, отмечаемое рядом авторов (О.Е. Грибова, И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мещерская, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьёва, Е.Г. Федосеева, Н.А. Чевелёва, А.В. Ястребова и др.),  обусловливает важность исследования отдельных её компонентов. Одним из центральных составляющих полноценной коммуникативно-речевой деятельности является коммуникативная активность.

Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том, что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Так Е. Г. Федосеева и О. С. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей, их малоразговорчивость и безынициативность, указывают на  несформированность мотивационного компонента общения [2, 4].  Согласно данным Л. Г. Соловьевой, нарушение коммуникативной функции у детей с речевыми нарушениями выражается в снижении потребности в общении, в нарушении форм коммуникации, в незаинтересованности детей в контакте, в их неумении ориентироваться в ситуации общения, в негативизме 3. О. Е. Грибова говорит о том, что у детей с нарушениями речи происходит смещение целей коммуникации 1. Автор выделяет следующие особенности коммуникации при речевом недоразвитии: а) дети данной категории не умеют обращаться с просьбами (инициальная цель диалога — обращение за помощью заменяется общей целью — сообщением о потребности); б) они игнорируют собеседника - им важно не рассказать, а высказаться; в) дети не считают себя участниками коммуникативной ситуации до тех пор, пока каждый не получит прямого указания; г) диалог с детьми  данной категории распадается, превращаясь в формализированную вопросно-ответную «беседу»; д) в общении детей преобладает активность одного из партнеров, при этом инициативные высказывания не стимулируют собеседника к общению. Таким образом, данные специальной литературы позволяют говорить о том, что одним из проявлений коммуникативных трудностей детей с ОНР является нарушение коммуникативной активности. Однако целенаправленного изучения состояния данного компонента коммуникативной деятельности у детей с речевым недоразвитием не осуществлялось, что и обусловило актуальность данного исследования.

В основу экспериментального исследования были положены предложенные Т. И. Чирковой 5 показатели коммуникативной активности: 1) временные показатели (скорость установления контактов; скорость реакции на действия партнера по общению); 2)  эргитические показатели (стремление к постоянному общению или уход от него; стремление к широкому кругу общения;  наличие изолированности, одиночества; утомляемость в присутствии незнакомых); 3) вариативные показатели (легкость смены способов общения; широта спектра способов общения; нахождение общности с разными партнерами; вариативность эмоциональных состояний в общении). В исследовании был использован тест тревожности Р. Тэммли, М. Дорки, В. Амена с модификацией процедуры проведения (введение беседы по рисункам), методика «Рукавички», рисунок на тему «Я в детском саду» с последующим его обсуждением, полустандартизированное наблюдение. Эксперимент проходил в 2002 – 2004 гг. на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 38 и  66  (компенсирующего вида), № 22 (комбинированного вида) и МДОУ № 5.  В сборе и обработке результатов исследования участвовала студентка специальности 032000 Н. Поляшова. В эксперименте приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (ОНР I - III  уровней) и 24 ребёнка с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов выполнения теста тревожности показал, что при описании изображённых в тесте ситуаций большинство дошкольников с нормальным речевым развитием демонстрируют коммуникативную  направленность речи. Дети употребляют слова «они», «вместе», указывают на высказывания и взаимодействие персонажей. Подобные черты отсутствовали в речи детей с ОНР. У них преобладало простое перечисление действий каждого героя, при этом наблюдалось неадекватное восприятие и неверная интерпретация большинства изображенных ситуаций.

В ходе выполнения  методики «Рукавички» большинство детей с нарушениями речи вообще не предпринимали попыток взаимодействовать, либо отказывались от него (26 дошкольников из 48). Выяснилось, что, как правило, дети не осуществляют контроль за выполнением задания, проявляемую партнёром инициативу принимают безоговорочно, не пытаясь внести коррективы либо уходя от совместной деятельности. Согласно полученным данным больше половины детей с речевыми нарушениями (30 из 48) взаимодействуют неэффективными способами, часто вовсе не вступают в контакт на протяжении всего эксперимента, отказываются от сотрудничества, либо быстро оставляют предпринятые ими слабые попытки договора. Дети не осознают себя участниками коммуникативной ситуации, выполняя данное им задание не вместе, а рядом. Дети с нормальным речевым развитием чаще всего демонстрировали положительное отношение к результатам деятельности, стремились к продуктивному взаимодействию (предлагали, договаривались, соглашались, вносили коррективы, уточняли, ждали партнера). Контроль осуществляется чаще всего инструкциями, иногда - оказанием помощи. Таким образом, результаты методики показали, что дети с речевыми нарушениями крайне редко вступают в продуктивное взаимодействие, не проявляют инициативу. Нередко наблюдался отказ от сотрудничества, уход от коммуникативной ситуации, отсутствие контроля за выполнением задания.

Анализ рисунков детей показал, что дети с нормальным речевым развитием более раскованы, активны, значительно чаще, чем дети с речевой патологией изображают других людей (родителей и сверстников). Дети осознают присутствие рядом других людей, а также демонстрируют желание и потребность с ними взаимодействовать.  В целом, можно сказать, что у детей, не имеющих речевые нарушения, гораздо в большей степени проявились в рисунке особенности личности, положительно влияющие на процесс коммуникации (раскованность,  активность,  отсутствие напряжения, уверенность, изображение себя среди других людей), в то время как у детей с речевыми нарушениями чаще фиксировались параметры, негативно влияющие на коммуникативный процесс (напряжённость, пассивность, тревожность, неуверенность, изолированность).  

Результаты наблюдения позволяют отметить, что число контактов в обеих группах имеет значительный числовой разброс, и по данному показателю серьезных различий не наблюдается. Более того, дети с нарушениями речи контактировали друг с другом даже чаще их нормально развивающихся сверстников. Однако, несмотря на относительно небольшое количество контактов, у детей с нормальным речевым развитием они продолжались значительно дольше и были продуктивней. В то же время взаимодействия детей нарушениями речи были малоэффективны, непродолжительны по времени и не имели четко поставленной цели, т.е. большее число инициативных контактов у дошкольников данной категории вовсе не говорит об их высокой коммуникативной активности. Необходимо отметить, что дети с нарушением речи часто говорят как бы «в пустоту», ни к кому не обращаясь, тогда как дети с нормальным речевым развитием всегда четко определяют партнера взаимодействия и ориентируются на него. Дошкольники с речевыми нарушениями могут вообще проигнорировать сверстника, который находится рядом, в то время как дети без нарушений хотя бы поинтересуются, чем он занят. В заданиях и ситуациях, связанных с взаимодействием дошкольники с речевыми нарушениями не рассматривают партнера как  субъект коммуникации. В отличие от детей с нормой речевого развития, которые стремясь быть в широком круге общения часто взаимодействуют с детьми и взрослыми, дети с нарушением речи ограничивают свой круг общения с воспитателем и одним - двумя сверстниками.

Обобщение экспериментальных данных показывает, что дети с нарушением речи значительно отличаются по уровню коммуникативной активности от нормально развивающихся сверстников по всем показателям (см. Табл.).

Таблица

Особенности коммуникативной активности

у старших дошкольников

Показатели

коммуникативной

активности

Уровни

коммуникативной активности

Дети с общим

недоразвитием речи

Дети с нормальным речевым развитием

абс.

%

абс.

%

Эргитические

Высокий

-

-

20

83,3

Средний

8

16,7

4

16,7

Низкий

40

83,3

-

-

Временные

Высокий

-

-

7

29,2

Средний

24

50

15

62,5

Низкий

24

50

2

8,3

Вариативные

Высокий

-

-

22

91,7

Средний

10

20,8

4

8,3

Низкий

38

79,2

-

-

Итого

Высокий

-

-

16

66,7

Средний

14

29,2

8

33,3

Низкий

34

70,8

-

-

Как видно из таблицы, большинство детей с речевыми нарушениями демонстрируют низкий уровень коммуникативной активности. Дети проявляют незаинтересованность в сверстнике и контакте с ним; количество контактов ограничено и замкнуто в узком круге общения; практически полностью отсутствуют инициативные высказываний коммуникативного характера. Нередко дети полностью игнорируют собеседника, отказываются от общения с ним либо демонстрируют малоэффективное и непродуктивное по характеру взаимодействие. Как правило, воспитанники логопедических групп пассивны, предпочитают изолированность и одиночество, либо, проявляя инициативу, они не учитывают интересы и мнения других детей, их желания и настроения. Иными словами, страдают все параметры коммуникативной активности, но наиболее нарушенными являются  эргитические и вариативные показатели. Результаты исследования убедительно доказывают необходимость проведения коррекционной работы по развитию коммуникативной активности.

Литература

  1.  Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6 - С. 7-16
  2.  Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис… канд пед. наук – М.,1998.
  3.  Соловьева Л.Г.  Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. -№ 1. – С. 62-66.
  4.  Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…канд пед. наук – М.,1999. – 17 с.
  5.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду – М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54540. Сущность марксистского направления развития экономической теории 18.88 KB
  Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства
54541. Содержание экономической концепции маржинализма 18 KB
  Маржинализм, как новое экономическое учение, сформировался в 30-х годах XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии характеризуют как «маржинальную революцию»
54542. Экономический либерализм и направления его исследований 17.37 KB
  Формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений повлекло за собой государственное вмешательство в экономическую деятельность, которое являлось основной преградой в приумножении национального богатства и в достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем
54543. Неоклассическое направление развития экономической теории 17.42 KB
  Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» считается основателем англо – американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах
54544. Делимость натуральных чисел 1.71 MB
  Как не выполняя деления определить делится ли данное число на 9 на 3 Работа с карточками У каждого учащегося на парте лежат карточки с числами: 2 3 5 910 Учитель показывает число учащиеся поднимают карточку с его делителями. Задание 1 Проверка: Задание 2 Проверка: Какие числа называются простыми какие составными Назовите простые числа пятого десятка 41; 43; 47 второго десятка 11; 13; 17; 19.
54545. NATURE. ENVIRONMENTAL PROTECTION 69 KB
  The biggest polluter today is the car. Exhaust fumes are the main cause of bad air quality, which can make people feel ill and have difficulty breathing. This problem is especially bad in some cities where on days when there is not much wind, a brown layer of smog hangs in the air. The number of cars is increasing every year, and this causes serious congestion. Governments then build new roads to try to improve the situation, but this means that they cut down trees and destroy more of the countryside.
54546. Nature and Weather 57 KB
  Aims of the lesson. To develop academic communication skills, critical thinking, students’ listening comprehension. To encourage responsible leadership, stimulate research activities using new technologies. To help people to understand the global threats facing our planet and take actions to improve the situation.
54547. Натюрморт. Тоновий малюнок 340 KB
  Мета уроку: продовжувати знайомство з жанром натюрморту; формувати вміння передавати форму обєм; фактуру предмета працювати над композицією розвивати спостережливість гостроту зору. Під кінець роботи обовязково розглянути малюнок з певної відстані. Малюнок 1 Малюнок 2 Малюнок 3 Малюнок 4 Малюнок 5 Малюнок 6 Малюнок 7.
54548. Бабусина наука 33 KB
  Щоб ми швидше дістались її дому бабуся нам підказала коротку дорогу. Діти рухаються згідно інструкції Бабуся виходить з хати. Бабуся: Добрий день мої дорогенькі Як я рада вас бачити Ви так виросли Ви ж збираєтесь іти до школи Готові 2. Бабуся: Зараз я перевірю на дошці виставлено 10 тварин та 10 птахів.