75636

Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР отмечаемое рядом авторов О. Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей...

Русский

2015-01-22

24.56 KB

7 чел.

Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи./ Сборник трудов молодых ученых. // Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 – стр. 55-58

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР, отмечаемое рядом авторов (О.Е. Грибова, И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мещерская, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьёва, Е.Г. Федосеева, Н.А. Чевелёва, А.В. Ястребова и др.),  обусловливает важность исследования отдельных её компонентов. Одним из центральных составляющих полноценной коммуникативно-речевой деятельности является коммуникативная активность.

Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том, что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Так Е. Г. Федосеева и О. С. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей, их малоразговорчивость и безынициативность, указывают на  несформированность мотивационного компонента общения [2, 4].  Согласно данным Л. Г. Соловьевой, нарушение коммуникативной функции у детей с речевыми нарушениями выражается в снижении потребности в общении, в нарушении форм коммуникации, в незаинтересованности детей в контакте, в их неумении ориентироваться в ситуации общения, в негативизме 3. О. Е. Грибова говорит о том, что у детей с нарушениями речи происходит смещение целей коммуникации 1. Автор выделяет следующие особенности коммуникации при речевом недоразвитии: а) дети данной категории не умеют обращаться с просьбами (инициальная цель диалога — обращение за помощью заменяется общей целью — сообщением о потребности); б) они игнорируют собеседника - им важно не рассказать, а высказаться; в) дети не считают себя участниками коммуникативной ситуации до тех пор, пока каждый не получит прямого указания; г) диалог с детьми  данной категории распадается, превращаясь в формализированную вопросно-ответную «беседу»; д) в общении детей преобладает активность одного из партнеров, при этом инициативные высказывания не стимулируют собеседника к общению. Таким образом, данные специальной литературы позволяют говорить о том, что одним из проявлений коммуникативных трудностей детей с ОНР является нарушение коммуникативной активности. Однако целенаправленного изучения состояния данного компонента коммуникативной деятельности у детей с речевым недоразвитием не осуществлялось, что и обусловило актуальность данного исследования.

В основу экспериментального исследования были положены предложенные Т. И. Чирковой 5 показатели коммуникативной активности: 1) временные показатели (скорость установления контактов; скорость реакции на действия партнера по общению); 2)  эргитические показатели (стремление к постоянному общению или уход от него; стремление к широкому кругу общения;  наличие изолированности, одиночества; утомляемость в присутствии незнакомых); 3) вариативные показатели (легкость смены способов общения; широта спектра способов общения; нахождение общности с разными партнерами; вариативность эмоциональных состояний в общении). В исследовании был использован тест тревожности Р. Тэммли, М. Дорки, В. Амена с модификацией процедуры проведения (введение беседы по рисункам), методика «Рукавички», рисунок на тему «Я в детском саду» с последующим его обсуждением, полустандартизированное наблюдение. Эксперимент проходил в 2002 – 2004 гг. на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 38 и  66  (компенсирующего вида), № 22 (комбинированного вида) и МДОУ № 5.  В сборе и обработке результатов исследования участвовала студентка специальности 032000 Н. Поляшова. В эксперименте приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (ОНР I - III  уровней) и 24 ребёнка с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов выполнения теста тревожности показал, что при описании изображённых в тесте ситуаций большинство дошкольников с нормальным речевым развитием демонстрируют коммуникативную  направленность речи. Дети употребляют слова «они», «вместе», указывают на высказывания и взаимодействие персонажей. Подобные черты отсутствовали в речи детей с ОНР. У них преобладало простое перечисление действий каждого героя, при этом наблюдалось неадекватное восприятие и неверная интерпретация большинства изображенных ситуаций.

В ходе выполнения  методики «Рукавички» большинство детей с нарушениями речи вообще не предпринимали попыток взаимодействовать, либо отказывались от него (26 дошкольников из 48). Выяснилось, что, как правило, дети не осуществляют контроль за выполнением задания, проявляемую партнёром инициативу принимают безоговорочно, не пытаясь внести коррективы либо уходя от совместной деятельности. Согласно полученным данным больше половины детей с речевыми нарушениями (30 из 48) взаимодействуют неэффективными способами, часто вовсе не вступают в контакт на протяжении всего эксперимента, отказываются от сотрудничества, либо быстро оставляют предпринятые ими слабые попытки договора. Дети не осознают себя участниками коммуникативной ситуации, выполняя данное им задание не вместе, а рядом. Дети с нормальным речевым развитием чаще всего демонстрировали положительное отношение к результатам деятельности, стремились к продуктивному взаимодействию (предлагали, договаривались, соглашались, вносили коррективы, уточняли, ждали партнера). Контроль осуществляется чаще всего инструкциями, иногда - оказанием помощи. Таким образом, результаты методики показали, что дети с речевыми нарушениями крайне редко вступают в продуктивное взаимодействие, не проявляют инициативу. Нередко наблюдался отказ от сотрудничества, уход от коммуникативной ситуации, отсутствие контроля за выполнением задания.

Анализ рисунков детей показал, что дети с нормальным речевым развитием более раскованы, активны, значительно чаще, чем дети с речевой патологией изображают других людей (родителей и сверстников). Дети осознают присутствие рядом других людей, а также демонстрируют желание и потребность с ними взаимодействовать.  В целом, можно сказать, что у детей, не имеющих речевые нарушения, гораздо в большей степени проявились в рисунке особенности личности, положительно влияющие на процесс коммуникации (раскованность,  активность,  отсутствие напряжения, уверенность, изображение себя среди других людей), в то время как у детей с речевыми нарушениями чаще фиксировались параметры, негативно влияющие на коммуникативный процесс (напряжённость, пассивность, тревожность, неуверенность, изолированность).  

Результаты наблюдения позволяют отметить, что число контактов в обеих группах имеет значительный числовой разброс, и по данному показателю серьезных различий не наблюдается. Более того, дети с нарушениями речи контактировали друг с другом даже чаще их нормально развивающихся сверстников. Однако, несмотря на относительно небольшое количество контактов, у детей с нормальным речевым развитием они продолжались значительно дольше и были продуктивней. В то же время взаимодействия детей нарушениями речи были малоэффективны, непродолжительны по времени и не имели четко поставленной цели, т.е. большее число инициативных контактов у дошкольников данной категории вовсе не говорит об их высокой коммуникативной активности. Необходимо отметить, что дети с нарушением речи часто говорят как бы «в пустоту», ни к кому не обращаясь, тогда как дети с нормальным речевым развитием всегда четко определяют партнера взаимодействия и ориентируются на него. Дошкольники с речевыми нарушениями могут вообще проигнорировать сверстника, который находится рядом, в то время как дети без нарушений хотя бы поинтересуются, чем он занят. В заданиях и ситуациях, связанных с взаимодействием дошкольники с речевыми нарушениями не рассматривают партнера как  субъект коммуникации. В отличие от детей с нормой речевого развития, которые стремясь быть в широком круге общения часто взаимодействуют с детьми и взрослыми, дети с нарушением речи ограничивают свой круг общения с воспитателем и одним - двумя сверстниками.

Обобщение экспериментальных данных показывает, что дети с нарушением речи значительно отличаются по уровню коммуникативной активности от нормально развивающихся сверстников по всем показателям (см. Табл.).

Таблица

Особенности коммуникативной активности

у старших дошкольников

Показатели

коммуникативной

активности

Уровни

коммуникативной активности

Дети с общим

недоразвитием речи

Дети с нормальным речевым развитием

абс.

%

абс.

%

Эргитические

Высокий

-

-

20

83,3

Средний

8

16,7

4

16,7

Низкий

40

83,3

-

-

Временные

Высокий

-

-

7

29,2

Средний

24

50

15

62,5

Низкий

24

50

2

8,3

Вариативные

Высокий

-

-

22

91,7

Средний

10

20,8

4

8,3

Низкий

38

79,2

-

-

Итого

Высокий

-

-

16

66,7

Средний

14

29,2

8

33,3

Низкий

34

70,8

-

-

Как видно из таблицы, большинство детей с речевыми нарушениями демонстрируют низкий уровень коммуникативной активности. Дети проявляют незаинтересованность в сверстнике и контакте с ним; количество контактов ограничено и замкнуто в узком круге общения; практически полностью отсутствуют инициативные высказываний коммуникативного характера. Нередко дети полностью игнорируют собеседника, отказываются от общения с ним либо демонстрируют малоэффективное и непродуктивное по характеру взаимодействие. Как правило, воспитанники логопедических групп пассивны, предпочитают изолированность и одиночество, либо, проявляя инициативу, они не учитывают интересы и мнения других детей, их желания и настроения. Иными словами, страдают все параметры коммуникативной активности, но наиболее нарушенными являются  эргитические и вариативные показатели. Результаты исследования убедительно доказывают необходимость проведения коррекционной работы по развитию коммуникативной активности.

Литература

  1.  Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6 - С. 7-16
  2.  Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис… канд пед. наук – М.,1998.
  3.  Соловьева Л.Г.  Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. -№ 1. – С. 62-66.
  4.  Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…канд пед. наук – М.,1999. – 17 с.
  5.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду – М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10688. Чорна рада - Пантелеймон Куліш - Хроніка 1663 року 20.2 KB
  Чорна рада Пантелеймон Куліш Хроніка 1663 року І Навесні двоє верхових наближалися до Києва Білгородським шляхом. Де їхали полковник Шрам із сином. Полковник був сином поволоцького попа вивчився на попа але потім пішов до козаків. Після поразки повстання полковник дес...
10689. Вовчок Марко - Максим Гримач 14.49 KB
  Вовчок Марко Максим Гримач Давно це було коли панували в Україні Польща і Московщина. Застави між державами хоч і стояли та не густо спритні люди часто перевозили Дніпром усякий крам не сплачуючи мита. Навпроти Черкас над Дніпром стояв хутір Максима Гримача. Чолові
10690. Кайдашева сімя - Нечуй-Левицький Іван 17.95 KB
  Кайдашева сімя НечуйЛевицький Іван І Село Семигори знаходиться недалеко коло Росі ховається воно в зелених садах навколо розстилаються левади. Хата Омелька Кайдаша притулилася біля однієї гори в старому садку. Старий Кайдаш сидить коло повітки та майструє одягнен...
10691. Хіба ревуть воли, як ясла повні? - Мирний Панас - Роман з народного життя 25.69 KB
  Хіба ревуть воли як ясла повні Мирний Панас Роман з народного життя ЧАСТИНА ПЕРША І Польова царівна Надворі вповні розвинулася весна вся природа буяє. В такий прекрасний весняний день дорогою від села Пісок до Ромодана йшов молодий чоловік. Він із задоволенням розг
10692. Мартин Боруля - Карпенко-Карий Іван 17.35 KB
  Мартин Боруля КарпенкоКарий Іван Мартин Боруля багатий шляхтич чиншовик той хто платить за оренду землі якомусь іншому власникові просить повіреного Трандалєва прочитати документ де вказано що Дворянскоє депутатскоє собраніє зачисляє його Борулю до дворянс
10693. Земля - Кобилянська Ольга 16.55 KB
  Земля Кобилянська Ольга Велике село Д. на Буковині. Горстка хаток притулилася до величного панського лісу. Інші розташувалися серед поля. Заможна селянка Докія занепокоєна долею своєї єдиної доньки Парасинки. Мати вже почуває себе вкрай погано батько ж страшний пият...
10694. Тіні забутих предків - Коцюбинський Михайло 15.78 KB
  Тіні забутих предків Коцюбинський Михайло Ще з народження Іван який був девятнадцятою дитиною в гуцульській сімї Палійчуків лякав матір та родичів неприродно розумним глибоким поглядом. Де викликало в людей містичні згадки про підкинутих нечистим дітей. Змалку п
10695. Камінний хрест - Стефаник Василь 14.09 KB
  Камінний хрест Стефаник Василь Скільки у селі памятають Івана Дідуха у нього завжди була одна конячина якою селянин оброблював горб що залишився йому у спадок від батька. Незрозуміло було хто з них більше тягне плуга Іван чи коняка але чоловік ніколи не кричав на
10696. Intermezzo - Коцюбинський Михайло - Новела - Присвячую кононівським полям 15.63 KB
  Intermezzo Коцюбинський Михайло Новела Присвячую кононівським полям Дійові особи: Моя утома. Зозуля. Ниви у червні. Жайворонки. Сонце. Залізна рука города. Три білих вівчарки. Людське горе. Герой збирається в дорогу треба тільки зібратися. Але навіть таке маленьке треба