75636

Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР отмечаемое рядом авторов О. Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей...

Русский

2015-01-22

24.56 KB

7 чел.

Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи./ Сборник трудов молодых ученых. // Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 – стр. 55-58

Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР, отмечаемое рядом авторов (О.Е. Грибова, И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мещерская, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьёва, Е.Г. Федосеева, Н.А. Чевелёва, А.В. Ястребова и др.),  обусловливает важность исследования отдельных её компонентов. Одним из центральных составляющих полноценной коммуникативно-речевой деятельности является коммуникативная активность.

Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том, что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Так Е. Г. Федосеева и О. С. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей, их малоразговорчивость и безынициативность, указывают на  несформированность мотивационного компонента общения [2, 4].  Согласно данным Л. Г. Соловьевой, нарушение коммуникативной функции у детей с речевыми нарушениями выражается в снижении потребности в общении, в нарушении форм коммуникации, в незаинтересованности детей в контакте, в их неумении ориентироваться в ситуации общения, в негативизме 3. О. Е. Грибова говорит о том, что у детей с нарушениями речи происходит смещение целей коммуникации 1. Автор выделяет следующие особенности коммуникации при речевом недоразвитии: а) дети данной категории не умеют обращаться с просьбами (инициальная цель диалога — обращение за помощью заменяется общей целью — сообщением о потребности); б) они игнорируют собеседника - им важно не рассказать, а высказаться; в) дети не считают себя участниками коммуникативной ситуации до тех пор, пока каждый не получит прямого указания; г) диалог с детьми  данной категории распадается, превращаясь в формализированную вопросно-ответную «беседу»; д) в общении детей преобладает активность одного из партнеров, при этом инициативные высказывания не стимулируют собеседника к общению. Таким образом, данные специальной литературы позволяют говорить о том, что одним из проявлений коммуникативных трудностей детей с ОНР является нарушение коммуникативной активности. Однако целенаправленного изучения состояния данного компонента коммуникативной деятельности у детей с речевым недоразвитием не осуществлялось, что и обусловило актуальность данного исследования.

В основу экспериментального исследования были положены предложенные Т. И. Чирковой 5 показатели коммуникативной активности: 1) временные показатели (скорость установления контактов; скорость реакции на действия партнера по общению); 2)  эргитические показатели (стремление к постоянному общению или уход от него; стремление к широкому кругу общения;  наличие изолированности, одиночества; утомляемость в присутствии незнакомых); 3) вариативные показатели (легкость смены способов общения; широта спектра способов общения; нахождение общности с разными партнерами; вариативность эмоциональных состояний в общении). В исследовании был использован тест тревожности Р. Тэммли, М. Дорки, В. Амена с модификацией процедуры проведения (введение беседы по рисункам), методика «Рукавички», рисунок на тему «Я в детском саду» с последующим его обсуждением, полустандартизированное наблюдение. Эксперимент проходил в 2002 – 2004 гг. на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 38 и  66  (компенсирующего вида), № 22 (комбинированного вида) и МДОУ № 5.  В сборе и обработке результатов исследования участвовала студентка специальности 032000 Н. Поляшова. В эксперименте приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (ОНР I - III  уровней) и 24 ребёнка с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов выполнения теста тревожности показал, что при описании изображённых в тесте ситуаций большинство дошкольников с нормальным речевым развитием демонстрируют коммуникативную  направленность речи. Дети употребляют слова «они», «вместе», указывают на высказывания и взаимодействие персонажей. Подобные черты отсутствовали в речи детей с ОНР. У них преобладало простое перечисление действий каждого героя, при этом наблюдалось неадекватное восприятие и неверная интерпретация большинства изображенных ситуаций.

В ходе выполнения  методики «Рукавички» большинство детей с нарушениями речи вообще не предпринимали попыток взаимодействовать, либо отказывались от него (26 дошкольников из 48). Выяснилось, что, как правило, дети не осуществляют контроль за выполнением задания, проявляемую партнёром инициативу принимают безоговорочно, не пытаясь внести коррективы либо уходя от совместной деятельности. Согласно полученным данным больше половины детей с речевыми нарушениями (30 из 48) взаимодействуют неэффективными способами, часто вовсе не вступают в контакт на протяжении всего эксперимента, отказываются от сотрудничества, либо быстро оставляют предпринятые ими слабые попытки договора. Дети не осознают себя участниками коммуникативной ситуации, выполняя данное им задание не вместе, а рядом. Дети с нормальным речевым развитием чаще всего демонстрировали положительное отношение к результатам деятельности, стремились к продуктивному взаимодействию (предлагали, договаривались, соглашались, вносили коррективы, уточняли, ждали партнера). Контроль осуществляется чаще всего инструкциями, иногда - оказанием помощи. Таким образом, результаты методики показали, что дети с речевыми нарушениями крайне редко вступают в продуктивное взаимодействие, не проявляют инициативу. Нередко наблюдался отказ от сотрудничества, уход от коммуникативной ситуации, отсутствие контроля за выполнением задания.

Анализ рисунков детей показал, что дети с нормальным речевым развитием более раскованы, активны, значительно чаще, чем дети с речевой патологией изображают других людей (родителей и сверстников). Дети осознают присутствие рядом других людей, а также демонстрируют желание и потребность с ними взаимодействовать.  В целом, можно сказать, что у детей, не имеющих речевые нарушения, гораздо в большей степени проявились в рисунке особенности личности, положительно влияющие на процесс коммуникации (раскованность,  активность,  отсутствие напряжения, уверенность, изображение себя среди других людей), в то время как у детей с речевыми нарушениями чаще фиксировались параметры, негативно влияющие на коммуникативный процесс (напряжённость, пассивность, тревожность, неуверенность, изолированность).  

Результаты наблюдения позволяют отметить, что число контактов в обеих группах имеет значительный числовой разброс, и по данному показателю серьезных различий не наблюдается. Более того, дети с нарушениями речи контактировали друг с другом даже чаще их нормально развивающихся сверстников. Однако, несмотря на относительно небольшое количество контактов, у детей с нормальным речевым развитием они продолжались значительно дольше и были продуктивней. В то же время взаимодействия детей нарушениями речи были малоэффективны, непродолжительны по времени и не имели четко поставленной цели, т.е. большее число инициативных контактов у дошкольников данной категории вовсе не говорит об их высокой коммуникативной активности. Необходимо отметить, что дети с нарушением речи часто говорят как бы «в пустоту», ни к кому не обращаясь, тогда как дети с нормальным речевым развитием всегда четко определяют партнера взаимодействия и ориентируются на него. Дошкольники с речевыми нарушениями могут вообще проигнорировать сверстника, который находится рядом, в то время как дети без нарушений хотя бы поинтересуются, чем он занят. В заданиях и ситуациях, связанных с взаимодействием дошкольники с речевыми нарушениями не рассматривают партнера как  субъект коммуникации. В отличие от детей с нормой речевого развития, которые стремясь быть в широком круге общения часто взаимодействуют с детьми и взрослыми, дети с нарушением речи ограничивают свой круг общения с воспитателем и одним - двумя сверстниками.

Обобщение экспериментальных данных показывает, что дети с нарушением речи значительно отличаются по уровню коммуникативной активности от нормально развивающихся сверстников по всем показателям (см. Табл.).

Таблица

Особенности коммуникативной активности

у старших дошкольников

Показатели

коммуникативной

активности

Уровни

коммуникативной активности

Дети с общим

недоразвитием речи

Дети с нормальным речевым развитием

абс.

%

абс.

%

Эргитические

Высокий

-

-

20

83,3

Средний

8

16,7

4

16,7

Низкий

40

83,3

-

-

Временные

Высокий

-

-

7

29,2

Средний

24

50

15

62,5

Низкий

24

50

2

8,3

Вариативные

Высокий

-

-

22

91,7

Средний

10

20,8

4

8,3

Низкий

38

79,2

-

-

Итого

Высокий

-

-

16

66,7

Средний

14

29,2

8

33,3

Низкий

34

70,8

-

-

Как видно из таблицы, большинство детей с речевыми нарушениями демонстрируют низкий уровень коммуникативной активности. Дети проявляют незаинтересованность в сверстнике и контакте с ним; количество контактов ограничено и замкнуто в узком круге общения; практически полностью отсутствуют инициативные высказываний коммуникативного характера. Нередко дети полностью игнорируют собеседника, отказываются от общения с ним либо демонстрируют малоэффективное и непродуктивное по характеру взаимодействие. Как правило, воспитанники логопедических групп пассивны, предпочитают изолированность и одиночество, либо, проявляя инициативу, они не учитывают интересы и мнения других детей, их желания и настроения. Иными словами, страдают все параметры коммуникативной активности, но наиболее нарушенными являются  эргитические и вариативные показатели. Результаты исследования убедительно доказывают необходимость проведения коррекционной работы по развитию коммуникативной активности.

Литература

  1.  Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6 - С. 7-16
  2.  Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис… канд пед. наук – М.,1998.
  3.  Соловьева Л.Г.  Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. -№ 1. – С. 62-66.
  4.  Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…канд пед. наук – М.,1999. – 17 с.
  5.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду – М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9894. Оптимизация функций многих переменных 127 KB
  Оптимизация функций многих переменных Разнообразные методы многомерной оптимизации различают обычно по виду информации, которая необходима им в процессе работы: - методы прямого поиска (методы нулевого порядка), которым нужны только значения целевой...
9895. Градиентные методы 87.5 KB
  Градиентные методы Градиентные методы безусловной оптимизации используют только первые производные целевой функции и являются методами линейной аппроксимации на каждом шаге, т.е. целевая функция на каждом шаге заменяется касательной гиперплоскостью ...
9896. Примеры простейших задач вариационного исчисления 214.5 KB
  Примеры простейших задач вариационного исчисления Исторически первой задачей, известной в глубокой древности и отнесенной впоследствии к задачам вариационного исчисления, явилась так называемая задача Дидо. Легенда говорит, что Дидо - царица од...
9897. Вариация функционала 278.5 KB
  Вариация функционала Вариация одно из центральных понятий при изучении нелинейных функционалов, оно играет ту же роль, что понятие дифференциала при изучении нелинейных функций. Дифференциал нелинейной функции равен главной линейно...
9898. Вторая вариация и достаточные условия экстремума 178 KB
  Вторая вариация и достаточные условия экстремума Вспоминая о глубокой аналогии между дифференциальным и вариационным исчислениями, естественно ожидать, что при переходе к достаточным условиям экстремума функционалов будет введено понятие, иг...
9899. Классификация задач оптимизации 70 KB
  Классификация задач оптимизации оптимизируемая функция (целевая функция, целевой функционал, критерий качества и т.п.), численно выражает степень достижения целей функционирования оптимизиру...
9900. Динамическая оптимизация 97 KB
  Динамическая оптимизация Статическая задача распределения ограниченных ресурсов для достижения комплекса конкурирующих целей в некоторый определенный момент времени математически формализуется в виде математической задачи выбора из заданного до...
9901. Динамическое программирование 224 KB
  Динамическое программирование Динамическое программирование является еще одним из двух современных направлений в теории задач управления. Метод динамического управления может применяться непосредственно при решении общей задачи управления...
9902. Линейное программирование 383.5 KB
  Линейное программирование Линейное программирование (ЛП) - это наука о методах исследования и отыскания наибольших и наименьших значений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейные ограничения 1930 г., А.Н. Толстой - составление оптим...