75637

Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Принципиального определения возраста, в котором ребёнок может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке

Русский

2015-01-22

25.12 KB

0 чел.

Леханова О.Л. Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи // Онтолингвистика – наука XXI века: Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. 4-6 мая 2011 г. , г. Санкт-Петербург / отв. ред. Т.А. Круглякова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,. –С. 481-486

Проблема определения возрастных и языковых границ осознанного, рефлексивного отношения детей к  родному языку имеет в отечественной науке давнюю историю изучения.  Можно определённо  говорить о том, что решение этого вопроса важно для: а) принципиального определения возраста, в котором ребёнок  может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; б) уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке; в) методического решения вопроса о путях, средствах и условиях развития у детей рефлексивного отношения к языку и речи; г) выделения дифференциальных для речевой нормы и патологии признаков речеязыковой рефлексии.

Кратко представим историческую динамику взглядов по проблеме исследования. Как известно, идея эгоцентризма мышления ребёнка была предложена Ж.Пиаже, считавшим, что на стадии сенсомоторного интеллекта рефлексии к речи быть не может. Л.С. Выготский «снизил» возрастную планку для рефлексивных речевых действий, говоря, однако, о том, что наличие определённых умений в области речи не предполагают их осознания. Внешним признаком осознания речи является контроль над ней, предполагающий перестройку ориентировочного звена деятельности, что происходит после 7 лет. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия считал, что в дошкольном возрасте ребёнок не способен  осознавать языковые факты и явления, они становятся достоянием его сознания только с началом систематического обучения грамоте в школе. По мнению автора «теории стекла»,  ребёнок смотрит на мир через призму языка, но не замечет его. С началом систематических наблюдений над детской речью мнения исследователей по данному поводу стали меняться. Так в фундаментальных работах А.Н. Гвоздева были приведены сведения, доказывающие возможность осознания ребёнком языковых и речевых фактов в конце раннего – начале  дошкольного возраста. Применимо к осознанию фонологических явлений, автор выделяет следующие возможности дошкольника: осознание своих произносительных возможностей (трудностей, успехов); оценивание произношения других (правильное, дефектное, диалектное); намеренное и (или) игровое использование неверного произношения; сознательное отношение к физиологии произношения, к созвучию слов, омонимии; рифмование слов, игры с рядами звуков (2).  А. М. Шахнарович, относя к фактам осознания языка высказывания на метаязыке, считал, что интеллектуальная, метаязыковая форма речевой деятельности ребенка следует за развитием предметно-практической деятельности, но отстает от нее на шаг (7). Большинство современных исследователей связывают рефлексивную речеязыковую деятельность непосредственно с овладением речью (Т.В. Базжина, Т.А. Круглякова, Н.И. Лепская, И.Г. Овчинникова, С.Н. Цейтлин и др.). Т.В. Базжина пишет: «первоначальное усвоение языка ребенком обеспечивается параллельным развитием метаязыковой функции» [1,с.9]. Существуют и более радикальные мнения. Так В.А. Ковшиков отмечает, что на этапе дословесного общения «ребенок осознает (выделение О.Л.) , что устными и кинетическими средствами можно осуществлять коммуникацию» 3,с. 99. Е.А. Сергиенко говорит о неразрывности процесса восприятия и интеллектуального решения уже у 4-месячных младенцев (6). Как бы то ни было, современными исследователями признаётся, что к дошкольному детству ребёнок способен осознать речеязыковые явления, а к началу систематического обучения в школе ребёнок обладает развитыми метаязыковыми способностями. При этом исследователями признаётся, что фонологическая сторона речи осознается раньше синтаксической, морфологической, прагматической.

Отклонения в речевом развитии сопровождаются недоразвитием всех компонентов речеязыковой системы, проявляясь в фонетических, лексических, грамматических, семантических нарушениях речи. При системной речевой патологии с раннего возраста наблюдается дефицитарность развития языковой способности: трудности ориентировки в языковых отношениях, неспособность наблюдать и анализировать явления языка. Кроме того, отмечается незрелость фонематических представлений, недостатки фонематического анализа и синтеза. Признано, что недостатки фонематического восприятия, незрелость фонологических представлений сохраняются у детей довольно долго и с трудом поддаются коррекции. В то же время данных о состоянии фонетических ориентировок у детей с речевой патологией недостаточно, в логопедии отсутствуют систематизированные сведения относительно метаязыковой деятельности детей с недоразвитием речи,  о возможности активизации и применения языковой рефлексии в логопедической практике.

С целью изучения особенностей осознания детьми с системной речевой патологией фонетических явлений родного языка нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Исследование было реализовано в соответствии с принятыми в логопедии традициями и включало следующие методы: беседа, эксперимент, анкетирование родителей и педагогов.  В качестве диагностического инструментария выступили модифицированные варианты методик А.П. Журавлева «Звук речи – цвет», И.Н. Горелова «Рисунок несуществующего животного», а также методика  «Найди и исправь ошибку» (по аналогии исследования (4)).  Активное участие в организации и проведении исследования принимали студенты – дефектологи ЧГУ (О. Овчинникова, 2009 г., Н. Барулина, 2010 г., Т. Лутай, 2011 г.). Эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида № 22, 38, 105, 102 г. Череповца. В нём приняли участие 60 шестилетних дошкольников, из которых у  20 было определено наличие общего недоразвития речи III уровня, у 20 – ФФН, у 20- норма речевого развития.

В первой методике предлагались 12 цветных карточек с цветами, соответствующими фоносемантической картине мира русскоговорящего человека (по А.П. Журавлёву) и 10 гласных фонем. Ребёнку предлагалось соотнести звуки речи с карточкой.  Результаты сопоставлялись с типичными вариантами выбора, полученными в исследовании А.П. Журавлёва. Учитывалось число совпадений, степень соответствия, характер выбора цвета. Результаты исследования показали, что в норме дети в 6 лет легко устанавливают соответствие «звук речи – цвет», их выбор нередко соответствует эталонному.  Наиболее близки к условному эталону образы звуков А, О, Э, У, Ы, что согласуется с данными об онтогенезе фонетической стороны речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Лепская и др.). Дети с ФФН, пытаясь выполнить задание, ни разу не выбрали адекватный для русскоговорящего человека стереотип «звук речи - цвет», что позволяет предположить наличие дефектности формирования у них речевых синкенезий. Дошкольники с ОНР в 70% вообще не продемонстрировали умения видеть за звуками речи какой-либо зрительный образ. При этом дети отказывались выполнять задание, ссылаясь на своё неумение и незнание. 30% детей, согласившихся выполнить задание, показали, что они не владеют навыками цветового обозначения фонетической значимости, не могут установить ассоциативные связи между звучанием и цветом, их выбор далёк от эталонного и характеризуется случайностью. Во второй методике были использованы квазислова и образы 10 фантастических животных, описанных И.Н. Гореловым. Детям предъявлялись названия животных, и предлагалось выбрать соответствующую слову картинку. Выяснилось, что в норме дети способны уловить регулярность фонетических явлений, почти в 100% случаев выбирают образы, соответствующие принятым в обществе фоносемантическим стереотипам. Дети с ФФН и ОНР адекватно выполнили задание в 45% и 15% соответственно.  Также как и в предыдущем задании, дети с ОНР часто отказывались выполнять задание, либо выполняли его формально и необдуманно. В третьей методике детям на слух предъявлялись 42 слова, в половине случаев имеющих дефектность фонетического оформления. Дефектность звучания была различна по степени сложности (легкий, средний и сложный) и соответствовала   данным А. Н. Гвоздева о последовательности формирования акустических эталонов фонем в онтогенезе. Ребёнку нужно было заметить и по возможности исправить ошибку. Результаты исследования показали, что в условиях речевого недоразвития наблюдается незрелость фонетического чутья, что проявляется в недостаточном умении ориентироваться на регулярные и продуктивные модели в оформлении звучания слов, в трудностях нахождения и вычленения ошибок их фонетического оформления. Дети с ФФН хотя и были статистически значимо  далеки от нормально развивающихся дошкольников, проявили себя более успешными в выполнении этого задания. Грубые дефекты фонетического оформления ими замечались и исправлялись, средние по сложности - были в большинстве случаев замечены. В предложенной родителям и педагогам анкете были перечислены возможные варианты осознанного отношения дошкольников к фонетическим явлениям родного языка (по показателям А.Н. Гвоздева (2) и С.Н. Цейтлин (7)). По данным заполненных анкет, большинство детей с ОНР не оценивают произносительные умения других детей, не осознают неверное произношение взрослых, не проявляют интерес к звучанию слов, не задают вопросы о значении слова, опираясь на его звучание, не констатируют и не исправляют ошибок. У большинства детей с ОНР низкая степень осознанности своего речевого поведения и речевого поведения других, незрелость фонетических ориентировок. 25% детей с ФФН время от времени обращают внимание на свою речь и речь окружающих, замечают свои произносительные успехи и неудачи, отмечают странности в языке (омонимы, синонимы). В целом, у большинства детей с патологией речи в старшем дошкольном возрасте не развито рефлексивное отношение к фонетике языка, их любознательность не направлена в сторону фонетических явлений, нет интереса и осознанного отношения к фонетическим фактам (отсутствие наблюдений, вопросов, выводов).

Таким образом, результаты исследования показали, что даже в шестилетнем возрасте дети общим недоразвитием речи с трудом замечают и вычленяют ошибки звучания слов, не чувствуют дефектность в их фонетическом оформлении. Ассоциативные связи между цветом, наглядным графическим образом и звуками речи не сформированы, фонетическая значимость как явление языка не освоена. Дети с ФФН чувствуют нормативность и дефектность в оформлении слов, но с трудом могут исправить дефектное звучание. Несмотря на наличие возможности установить связь между цветом, графическим образом и звуками речи, связи носят случайный характер, не мотивированны характеристиками знаков и отличаются непостоянством. В норме дети без труда замечают,  вычленяют и исправляют дефектно звучащие слова, чувствуют нормативность и ненормативность фонетического оформления слов. Несмотря на неустойчивость, связь между цветом, графическим образом и звуками речи вполне сформирована, дифференцирована в зависимости от цвета, характера образа и звука.  

Литература

  1.  Базжина Т.В. Как ребёнок оперирует языком над языком // Проблемы детской речи-1998. Доклады Всероссийской научной конференции / Ред.-сост. Р.Л. Смулаковская. Череповец: ЧГУ, 1998. С. 8- 14.
  2.  Гвоздев А.Н. Значение изучения языка для языкознания. Как ребёнок наблюдает явления языка. - СПб., 1999 - С. 39-64.
  3.  Ковшиков В.А. О некоторых проблемах изучения онтогенеза языка у детей / В.А. Ковшиков // Проблемы детской речи – 1999: материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24-26 ноября 1999.  - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - С.98 – 100.
  4.  Круглякова Т.А., Миронова Е.А. Языковые нормы в оценке детей дошкольного возраста// Усвоение ребенком родного (русского) языка: Межвузовский сборник работ молодых авторов. СПб.: Издательство «Акцидент». 1995. – С. 49-51.
  5.  Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему
    с позиций онтогенетических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004, Т.1. - №2. - С.16-38.
  6.  Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: уч.е пособие для студ. высших уч. заведений / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  7.  Шахнарович А. М. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека. Проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38854. Створення та редагування таблиць у текстовому редакторі Word 327.5 KB
  Поняття таблиць Word Таблиці дуже часто зустрічаються в діловій кореспонденції однак існує деяка думка що створювати і редагувати таблиці в текстових процесорах украй складно. Word дозволяє вставляти таблиці з текстовою і графічною інформацією будьякого. Приклад таблиці До того як у Word зявилася можливість створювати таблиці користувачі робили це за допомогою табуляції чи абзацних відступів. Звичайно таблиці можна створювати таким чином але це досить незручно.
38855. Забезпечення стабільного функціонування ОЕС України в умовах недостатності маневрових потужностей 4.98 MB
  Вибір засобів обмеження перенапруг та високочастотних загороджувачів Для захисту обладнання від атмосферних та комутаційних перенапруг встановлюємо розрядники та обмежувачі перенапруг: ЛЕП330 кВ сторона ВН БТ ОПН330У1 сторона НН БТ РВМ15У1 сторона НН АТВП РВРД10У1 Для забезпечення нормальної роботи зв’язку та приладів РЗА встановлюємо на ЛЕП високочастотні загороджувачі [5]: 330кВ ВЗ125005У1 2.14 Розрахунок грозозахисту ВРУ330 кВ Вихідні дані для розрахунку: висота блискавковідводу: h=40м; розрахункова...
38857. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРА ГРОССА 521.5 KB
  3 Методы и методические приемы используемые в комплексной физической реабилитации детей с ДЦП.4 Использование тренажерных устройств в физической реабилитации детей с ДЦП21 Заключение. Развитие двигательной активности детей.
38860. Особенности и проблемы разделения властей в Российской Федерации 286 KB
  Сегодня исключительно важное значение приобретают новые требования к государственной власти и прежде всего преодоление ее монопольного характера смягчение жесткости. Мировой опыт убедительно подтверждает что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Основное назначение такого разделения властей заключается вопервых в обеспечении...