75637

Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Принципиального определения возраста, в котором ребёнок может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке

Русский

2015-01-22

25.12 KB

0 чел.

Леханова О.Л. Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи // Онтолингвистика – наука XXI века: Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. 4-6 мая 2011 г. , г. Санкт-Петербург / отв. ред. Т.А. Круглякова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,. –С. 481-486

Проблема определения возрастных и языковых границ осознанного, рефлексивного отношения детей к  родному языку имеет в отечественной науке давнюю историю изучения.  Можно определённо  говорить о том, что решение этого вопроса важно для: а) принципиального определения возраста, в котором ребёнок  может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; б) уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке; в) методического решения вопроса о путях, средствах и условиях развития у детей рефлексивного отношения к языку и речи; г) выделения дифференциальных для речевой нормы и патологии признаков речеязыковой рефлексии.

Кратко представим историческую динамику взглядов по проблеме исследования. Как известно, идея эгоцентризма мышления ребёнка была предложена Ж.Пиаже, считавшим, что на стадии сенсомоторного интеллекта рефлексии к речи быть не может. Л.С. Выготский «снизил» возрастную планку для рефлексивных речевых действий, говоря, однако, о том, что наличие определённых умений в области речи не предполагают их осознания. Внешним признаком осознания речи является контроль над ней, предполагающий перестройку ориентировочного звена деятельности, что происходит после 7 лет. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия считал, что в дошкольном возрасте ребёнок не способен  осознавать языковые факты и явления, они становятся достоянием его сознания только с началом систематического обучения грамоте в школе. По мнению автора «теории стекла»,  ребёнок смотрит на мир через призму языка, но не замечет его. С началом систематических наблюдений над детской речью мнения исследователей по данному поводу стали меняться. Так в фундаментальных работах А.Н. Гвоздева были приведены сведения, доказывающие возможность осознания ребёнком языковых и речевых фактов в конце раннего – начале  дошкольного возраста. Применимо к осознанию фонологических явлений, автор выделяет следующие возможности дошкольника: осознание своих произносительных возможностей (трудностей, успехов); оценивание произношения других (правильное, дефектное, диалектное); намеренное и (или) игровое использование неверного произношения; сознательное отношение к физиологии произношения, к созвучию слов, омонимии; рифмование слов, игры с рядами звуков (2).  А. М. Шахнарович, относя к фактам осознания языка высказывания на метаязыке, считал, что интеллектуальная, метаязыковая форма речевой деятельности ребенка следует за развитием предметно-практической деятельности, но отстает от нее на шаг (7). Большинство современных исследователей связывают рефлексивную речеязыковую деятельность непосредственно с овладением речью (Т.В. Базжина, Т.А. Круглякова, Н.И. Лепская, И.Г. Овчинникова, С.Н. Цейтлин и др.). Т.В. Базжина пишет: «первоначальное усвоение языка ребенком обеспечивается параллельным развитием метаязыковой функции» [1,с.9]. Существуют и более радикальные мнения. Так В.А. Ковшиков отмечает, что на этапе дословесного общения «ребенок осознает (выделение О.Л.) , что устными и кинетическими средствами можно осуществлять коммуникацию» 3,с. 99. Е.А. Сергиенко говорит о неразрывности процесса восприятия и интеллектуального решения уже у 4-месячных младенцев (6). Как бы то ни было, современными исследователями признаётся, что к дошкольному детству ребёнок способен осознать речеязыковые явления, а к началу систематического обучения в школе ребёнок обладает развитыми метаязыковыми способностями. При этом исследователями признаётся, что фонологическая сторона речи осознается раньше синтаксической, морфологической, прагматической.

Отклонения в речевом развитии сопровождаются недоразвитием всех компонентов речеязыковой системы, проявляясь в фонетических, лексических, грамматических, семантических нарушениях речи. При системной речевой патологии с раннего возраста наблюдается дефицитарность развития языковой способности: трудности ориентировки в языковых отношениях, неспособность наблюдать и анализировать явления языка. Кроме того, отмечается незрелость фонематических представлений, недостатки фонематического анализа и синтеза. Признано, что недостатки фонематического восприятия, незрелость фонологических представлений сохраняются у детей довольно долго и с трудом поддаются коррекции. В то же время данных о состоянии фонетических ориентировок у детей с речевой патологией недостаточно, в логопедии отсутствуют систематизированные сведения относительно метаязыковой деятельности детей с недоразвитием речи,  о возможности активизации и применения языковой рефлексии в логопедической практике.

С целью изучения особенностей осознания детьми с системной речевой патологией фонетических явлений родного языка нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Исследование было реализовано в соответствии с принятыми в логопедии традициями и включало следующие методы: беседа, эксперимент, анкетирование родителей и педагогов.  В качестве диагностического инструментария выступили модифицированные варианты методик А.П. Журавлева «Звук речи – цвет», И.Н. Горелова «Рисунок несуществующего животного», а также методика  «Найди и исправь ошибку» (по аналогии исследования (4)).  Активное участие в организации и проведении исследования принимали студенты – дефектологи ЧГУ (О. Овчинникова, 2009 г., Н. Барулина, 2010 г., Т. Лутай, 2011 г.). Эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида № 22, 38, 105, 102 г. Череповца. В нём приняли участие 60 шестилетних дошкольников, из которых у  20 было определено наличие общего недоразвития речи III уровня, у 20 – ФФН, у 20- норма речевого развития.

В первой методике предлагались 12 цветных карточек с цветами, соответствующими фоносемантической картине мира русскоговорящего человека (по А.П. Журавлёву) и 10 гласных фонем. Ребёнку предлагалось соотнести звуки речи с карточкой.  Результаты сопоставлялись с типичными вариантами выбора, полученными в исследовании А.П. Журавлёва. Учитывалось число совпадений, степень соответствия, характер выбора цвета. Результаты исследования показали, что в норме дети в 6 лет легко устанавливают соответствие «звук речи – цвет», их выбор нередко соответствует эталонному.  Наиболее близки к условному эталону образы звуков А, О, Э, У, Ы, что согласуется с данными об онтогенезе фонетической стороны речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Лепская и др.). Дети с ФФН, пытаясь выполнить задание, ни разу не выбрали адекватный для русскоговорящего человека стереотип «звук речи - цвет», что позволяет предположить наличие дефектности формирования у них речевых синкенезий. Дошкольники с ОНР в 70% вообще не продемонстрировали умения видеть за звуками речи какой-либо зрительный образ. При этом дети отказывались выполнять задание, ссылаясь на своё неумение и незнание. 30% детей, согласившихся выполнить задание, показали, что они не владеют навыками цветового обозначения фонетической значимости, не могут установить ассоциативные связи между звучанием и цветом, их выбор далёк от эталонного и характеризуется случайностью. Во второй методике были использованы квазислова и образы 10 фантастических животных, описанных И.Н. Гореловым. Детям предъявлялись названия животных, и предлагалось выбрать соответствующую слову картинку. Выяснилось, что в норме дети способны уловить регулярность фонетических явлений, почти в 100% случаев выбирают образы, соответствующие принятым в обществе фоносемантическим стереотипам. Дети с ФФН и ОНР адекватно выполнили задание в 45% и 15% соответственно.  Также как и в предыдущем задании, дети с ОНР часто отказывались выполнять задание, либо выполняли его формально и необдуманно. В третьей методике детям на слух предъявлялись 42 слова, в половине случаев имеющих дефектность фонетического оформления. Дефектность звучания была различна по степени сложности (легкий, средний и сложный) и соответствовала   данным А. Н. Гвоздева о последовательности формирования акустических эталонов фонем в онтогенезе. Ребёнку нужно было заметить и по возможности исправить ошибку. Результаты исследования показали, что в условиях речевого недоразвития наблюдается незрелость фонетического чутья, что проявляется в недостаточном умении ориентироваться на регулярные и продуктивные модели в оформлении звучания слов, в трудностях нахождения и вычленения ошибок их фонетического оформления. Дети с ФФН хотя и были статистически значимо  далеки от нормально развивающихся дошкольников, проявили себя более успешными в выполнении этого задания. Грубые дефекты фонетического оформления ими замечались и исправлялись, средние по сложности - были в большинстве случаев замечены. В предложенной родителям и педагогам анкете были перечислены возможные варианты осознанного отношения дошкольников к фонетическим явлениям родного языка (по показателям А.Н. Гвоздева (2) и С.Н. Цейтлин (7)). По данным заполненных анкет, большинство детей с ОНР не оценивают произносительные умения других детей, не осознают неверное произношение взрослых, не проявляют интерес к звучанию слов, не задают вопросы о значении слова, опираясь на его звучание, не констатируют и не исправляют ошибок. У большинства детей с ОНР низкая степень осознанности своего речевого поведения и речевого поведения других, незрелость фонетических ориентировок. 25% детей с ФФН время от времени обращают внимание на свою речь и речь окружающих, замечают свои произносительные успехи и неудачи, отмечают странности в языке (омонимы, синонимы). В целом, у большинства детей с патологией речи в старшем дошкольном возрасте не развито рефлексивное отношение к фонетике языка, их любознательность не направлена в сторону фонетических явлений, нет интереса и осознанного отношения к фонетическим фактам (отсутствие наблюдений, вопросов, выводов).

Таким образом, результаты исследования показали, что даже в шестилетнем возрасте дети общим недоразвитием речи с трудом замечают и вычленяют ошибки звучания слов, не чувствуют дефектность в их фонетическом оформлении. Ассоциативные связи между цветом, наглядным графическим образом и звуками речи не сформированы, фонетическая значимость как явление языка не освоена. Дети с ФФН чувствуют нормативность и дефектность в оформлении слов, но с трудом могут исправить дефектное звучание. Несмотря на наличие возможности установить связь между цветом, графическим образом и звуками речи, связи носят случайный характер, не мотивированны характеристиками знаков и отличаются непостоянством. В норме дети без труда замечают,  вычленяют и исправляют дефектно звучащие слова, чувствуют нормативность и ненормативность фонетического оформления слов. Несмотря на неустойчивость, связь между цветом, графическим образом и звуками речи вполне сформирована, дифференцирована в зависимости от цвета, характера образа и звука.  

Литература

  1.  Базжина Т.В. Как ребёнок оперирует языком над языком // Проблемы детской речи-1998. Доклады Всероссийской научной конференции / Ред.-сост. Р.Л. Смулаковская. Череповец: ЧГУ, 1998. С. 8- 14.
  2.  Гвоздев А.Н. Значение изучения языка для языкознания. Как ребёнок наблюдает явления языка. - СПб., 1999 - С. 39-64.
  3.  Ковшиков В.А. О некоторых проблемах изучения онтогенеза языка у детей / В.А. Ковшиков // Проблемы детской речи – 1999: материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24-26 ноября 1999.  - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - С.98 – 100.
  4.  Круглякова Т.А., Миронова Е.А. Языковые нормы в оценке детей дошкольного возраста// Усвоение ребенком родного (русского) языка: Межвузовский сборник работ молодых авторов. СПб.: Издательство «Акцидент». 1995. – С. 49-51.
  5.  Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему
    с позиций онтогенетических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004, Т.1. - №2. - С.16-38.
  6.  Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: уч.е пособие для студ. высших уч. заведений / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  7.  Шахнарович А. М. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека. Проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53604. Введение в информатику. Правила техники безопасности 582.5 KB
  Дидактическая цель: дать общее представление об информатике как о науке ввести понятие информатика cформировать знания по технике безопасности работы в компьютерном классе. Знать: формулировку понятия информатика основные правила техники безопасности нормы работы в компьютерном классе основные упражнения физкультминутки. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса Н. Вначале мы узнаем что изучает предмет информатика а также поймем значимость этого предмета в современном мире.
53605. Оценка облигаций 23 KB
  Номинальная цена напечатана на бланке облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа.
53606. Сантиметр 30 KB
  Сколько грибков у белочки Сколько грибков у ежика Как узнать сколько всего грибков Как записать это выражение Клик Прочитайте это выражение разными способами. Устное решение примеров слайд 4 –кликаем Задания с окошками слайд 5 – кликаем Восстановление числового ряда слайд 6 –кликаем Задание от гнома – Найти лишнюю фигуру слайд 7 почему...
53607. Компоненты оборотных активов 30 KB
  Оборотные средства (current assets) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
53608. Сложение и вычитание смешанных чисел 139 KB
  Высота Тайницкой башни м Благовещенской м. На сколько первая выше второй 2 Высота Водовзводной башни м Комендантской башни м Петровской башни м а Первой Безымянной м. Какая высота четырёх башен вместе 3 Высота Никольской башни до звезды м. Какова высота Угловой Арсенальной башни 4 Высота Боровицкой башни 54 м а Беклемишевской м.
53609. Основные теории структуры капитала: традиционная, Модильяни-Миллера 27 KB
  Соотношение между собственными и заемными источниками средств является одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие
53610. Парные звонкие глухие согласные 174 KB
  Развивающие цели: Развитие художественных представлений и умений творческой деятельности. Развитие восприятия: Развитие целостности предметности осмысленности восприятия. Развитие речи: Развитие диалогической и монологической речи развитие содержательности понятности и выразительности речи. Развитие памяти: Развитие образной эмоциональной памяти.
53611. Пространственные представления 55.5 KB
  Образовательная: продолжать работу по формированию пространственных представлений у детей; 2. Сколько предметов сдала дама в багаж ответ детей Ребята а сейчас мы с вами поиграем в игру. Вы готовы ответ детей Для игры нам понадобятся: 2 красных круга 1 желтый и 2 зеленых треугольника 2 синих и 2 красных квадрата.
53612. Балет. Становление башкирского балета 73.5 KB
  Какие как вы думаете Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос На доске учитель рисует балерину Слайд 1. Рассматривают рисунок записывают тему урока Слайд 2. Размышления над вопросом запись имен в таблице дома Слайд 3. Медичи Тальони Слайд 4.